Гидролиз солей.
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Мельникова Аксана Евгеньевна

Урок-исследование с использованием информационных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gidroliz_soley.rar81.86 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема:   Гидролиз    солей

Цель:   Познакомить с процессом  гидролиза.

Образовательная

Сформировать умение определять тип соли, тип гидролиза, реакцию среды растворов.

Научиться составлять уравнения гидролиза неорганических веществ.

Способствовать формированию практического значения    гидролиза в процессах жизнедеятельности живых организмов.

Воспитательная

Содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

Развивающая

Развивать умение пользоваться опорными конспектами, информационными картами, таблицами.

Развивать интерес к предмету через химический эксперимент.

Оборудование:  информационные карты, образовательный модуль, штатив с пробирками

вещества: Na2CO3  AICI3  NaCI ,       лакмус

Тип урока:  изучения новой темы

Вид урока: урок-исследование

Ход урока: I. Орг момент

Приветствие учеников,   тема  и  постановка целей урока

II.  Подготовка к изучению нового материала

1.Какие классы неорганических веществ вы знаете? (оксиды, основания, кислоты, соли)

2. Какие классы веществ являются электролитами?

3. На какие группы можно разделить электролиты? (сильные. слабые, средние)

4. Разделите приведенные вещества на  сильные и слабые электролиты:

NaOH, KOH, NH4OH, Cu(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3, H2SO4, HNO3, HClO4, HCl, HMnO4,

 HI, HBr, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, HF, HNO2

сильные: NaOH, KOH, H2SO4, HNO3, HClO4, HCl, HMnO4, HI, HBr;

слабые: , NH4OH, Cu(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, HF, HNO2

5. Дайте определение классу солей

Соли - сложные вещества  дислоцирующие   на  ионы металлов и кислотные остатки..

Соли продукт  взаимодействия оснований и кислот. Основания и кислоты имеют разную   электролитическую силу.

6. Определите характер соли:

                                 Na2SiO3           K2SO4       AI2S3        CaCO3        MqCI2

   основание:             сильное        сильное     слабое      сильное       слабое

   кислота                  слабая          сильная      слабая       слабая       сильная

III.Изучение новой темы

  1. Постановка проблемы

Так как соли – это продукт взаимодействия кислот и оснований, то мы можем предположить, что обладают какой средой? (нейтральной)

С помощью,  каких веществ можно определить среду раствора? (индикаторы)

Учащиеся выполняют опыт

В пробирки насыпаем соль и приливаем  воду,  исследуем среду индикаторной бумагой.

Почему индикатор различно изменяет свою окраску? (Соли вступают в реакцию  с водой)

Учитель: верно. Протекает реакция гидролиза.

  1. Гидролиз неорганических веществ. (презентация)

Составление уравнения гидролиза. (слайд)

Na2CO3+ H2O → 2Na++ CO32- +H++OH-HCO3- + Na++Na++OH- Na HCO3 + Na++OH-

сил. осн                                                                                                      кислая соль

сл. к-та                                                                                                       среда щелочная

гидролиз по аниону   (индикатор синий   рН > 7)

 Слабые ионы в растворе не существуют!

AICI3+ H2O → AI 3+   +3 CI- + H++ OH-AI OH2+ + 3CI- +H+ AI OHCI2 + CI- +H+

сл.осн                                                                                              основная соль

сил.к-та                                                                                          среда кислая

гидролиз по катиону (индикатор синий,  рН <7)

NaCI + H2O → Na+ +3 CI- + H++ OH

сил осн

сил. к-та

гидролизу не подвергаются (индикатор не изменяет цвет, среда нейтральная  рН =7)

AICO3+ H2O → AI(OH)3 + H2O +CO2

сл. осн.

сл. к-та

полный гидролиз, гидролиз по аниону и катиону.

IV. Вывод:

Гидролиз – разложение неорганических и органических веществ водой.

Cоли  взаимодействуют с водой, подвергаются к гидролизу.

Различают четыре вида солей и соответственно четыре типа  гидролиза:

- по аниону (сильное основание, слабая кислота),

-по катиону (слабое основание, сильная кислота),  

-по катиону  и аниону  (слабое основание, слабая кислота) (полный гидролиз)  

-соли не подвергающиеся гидролизу (сильное основание, сильная кислота).

V. Закрепление

1. Первичное  

 Какую  среду будут иметь растворы следующих солей

                   

                I  вариант                                                          II вариант

            нитрат цинка                                                       хлорид меди

            сульфат калия                                                     сульфит натрия

            сульфид натрия                                                   нитрат бария

Работа в парах

Растворить соль в воде, исследовать среду, составить уравнение гидролиза

1 нитрат цинка

2 сульфат натрия

 

 Демонстрация   Гидролиз мыла

 Реактивы: мыло; хлорид натрия (насыщ. водный р-р); этиловый спирт.

 Кусочек   мыла помещают в сухую пробирку, приливают 1-2 мл спирта, взбалтывают и добавляют 1-2 капли фенолфталеина. Затем осторожно, по стенке, вливают эту жидкость в другую пробирку с 3-5 мл  воды и наблюдают изменение окраски на границе двух слоев. 

Гидролиз органических веществ имеет огромное значение в жизни людей: пищеварение (жиры, крахмал, глюкоза), рост организма и замена тканей (белки)  получение моющих средств.

  2. Тест

  1. Кислую среду имеет водный раствор:

а)Na3PO4             б) KCl      в) Na2CO3     г)ZnSO4

  1. Щелочную среду имеет водный раствор:

а) FeCl3     б)K2SO4     в)Na2CO3   г) BaCl2 

  1. Одинаковую реакцию среды имеют растворы карбоната натрия и

 а) нитрата бария                       б) силиката  лития

 в) сульфата  калия                   г) хлорида  магния

  1. Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой,

 а) гидролизуется по катиону       б) гидролизуется по аниону

             в) гидролизу  не подвергается     г)  полный гидролиз

 

 VI.  Домашняя работа §  , в.5-8 стр. 75 (письм.)

 

 Задания к уроку «Гидролиз солей»

1. Разделите приведенные вещества на  сильные и слабые электролиты:

NaOH, KOH, NH4OH, Cu(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3, H2SO4, HNO3, HClO4, HCl, HMnO4,

 HI, HBr, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, HF, HNO2

2. Какую  среду будут иметь растворы следующих солей

                   

                I  вариант                                                          II вариант

            нитрат цинка                                                       хлорид меди

            сульфат калия                                                     сульфит натрия

            сульфид натрия                                                   нитрат бария

  1. Работа в парах

Растворить соль в воде, исследовать среду, составить уравнение гидролиза

  1. нитрат цинка
  2. сульфат натрия

 

 

  1. Тест

1.Кислую среду имеет водный раствор:

а)Na3PO4             б) KCl      в) Na2CO3     г) ZnSO4

2.Щелочную среду имеет водный раствор:

а) FeCl3     б)K2SO4     в)Na2CO3   г) BaCl2 

       3.Одинаковую реакцию среды имеют растворы карбоната натрия и

 а) нитрата бария                       б) силиката  лития

 в) сульфата  калия                   г) хлорида  магния

 4.Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой,

 а) гидролизуется по катиону       б) гидролизуется по аниону

             в) гидролизу  не подвергается     г)  полный гидролиз

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Гидролиз солей"

Тест содержит вопросы по теме "Гидролиз солей", и составлен он по типу ЕГЭ. Использую его в профильном 11 классе для проверки знаний по этой теме. Вопросы взяты из КИМов разных лет. Приводятся вариант...

Презентация: " Гидролиз солей"

В данной презентации рассматривается материал по гидролизу солей  с использованием виртуальной лаборатории....

Презентация: " Гидролиз солей"

В данной презентации рассматривается материал по гидролизу солей  с использованием виртуальной лаборатории....

Гидролиз солей. 11 класс.

Презентация урока в 11 классе по общей химии.Тема: гидролиз солей.2011 год, Санкт-Петербург. ...

Гидролиз солей

Изучение нового материала, лекция с элементами самостоятельной работы, эксперимент.  Считаю, что данный тип урока является наиболее оптимальным для рассмотрения этой темы, так как необходим...

ТЕСТ «Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная»

Тест «Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная» для 11 класса (профиль)...