конспект внеклассного занятия "Шоколад - есть или не есть!" (согласно требованиям ФГОС ОО)
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Конспект разработан для факультатива с учетом исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneurochnogo_zanyatiya.rar1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по внеурочной деятельности (факультатива)

по химии

Факультатив «Питаемся правильно»

Класс – 9

Тема занятия:  «Шоколад – есть или не есть?»

Тип занятия: урок открытий новых знаний.

Технология занятия:  исследовательская деятельность.

Цели:

Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия. Изучить состав шоколада и его действие на организм человека; провести качественный анализ различных сортов шоколада.

Развивающая цель:  развивать  исследовательские навыки, навыки работы в группе.

Воспитательная цель: воспитывать  бережное отношение к своему здоровью.

 

Формирование УУД:

Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности «здоровье»; учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться  корректировать выполнение задания, оценка своего задания.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста,  уметь  ставить проблему, выдвигать гипотезу исследования  и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом,  участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Оборудование и реактивы: фильтровальная бумага,  пробирки, воронка для фильтрования, стаканчик, спиртовка, пробиркодержатель, шоколад различных марок, 0,5 н. раствора перманганата калия ,  дистиллированная вода, 2М раствор едкого натра NaOH, 10%-ный раствор сульфата меди(II) CuSO4, концентрированная азотная кислота HNO3.

Продолжительность занятия 90 минут.

Ход занятия.

План занятия.

  1. Вводная часть (5минут)
  2. Характеристика состава шоколада (15 минут)
  3. Теоретические основы качественного анализа образцов шоколада (10 минут).
  4. Экспериментальное определение качественного состава исследуемых образцов шоколада (20-30 минут).
  5. Вывод по результатам исследования (15 минут)
  6. Роль шоколада для организма человека (10 минут)
  7. Подведение итого занятия (5 минут).

Этап занятия

Действия учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Вводная часть (5 минут)

Вступительное слово учителя.

Такой обычный шоколад -

А как желудок ему рад!

Уже с утра ждет-ожидает,

Как сладко он во рту растает!

Если плохое настроение

Приходит пару дней подряд,

Придет на помощь без сомнения

Любой на выбор шоколад!

Сумеет он порадовать, взбодрить,

Вкус праздника и детства подарить!

Подать прилив энергии, заряд -

Такой вот всемогущий шоколад!

Придумал кто его – тому спасибо!

Он выглядит и аппетитно и красиво,

И пахнет ароматнее всего -

Вкуснее нет на свете ничего!

- А теперь попробуйте сформулировать тему нашего сегодня с вами занятия?

- Правильно, мы с вами сегодня поговорим о шоколаде, вместе исследуем его качественный состав и определим как же он влияет на наш организм. Поэту запишем тему нашего занятия: Шоколад – есть или не есть!

Внимательно слушают стихотворение

Пытаются сформулировать тему занятия (например: польза шоколада)

Записывают тему занятия в тетрадь

Личностные УУД: внутренняя позиция школьника,  учебно-познавательная мотивация

Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать тему занятия.

 Характеристика состава шоколада (15 минут)

Учитель рассказывает о составе и видах шоколада.

В состав настоящего шоколада обязательно должны входить (и быть указаны на упаковке) 4 основных компонента: масло какао, какао тертое, сахарная пудра, лецитин (эмульгатор,  готовится из соевого или подсолнечного масла).

Шоколад – это смесь различных веществ. В шоколаде содержится 50-55 % углеводов, 32-35 % жира и 5-6 % белков, дубильные вещества 4-5 %, вода 1 %, стимуляторы – 1-1,5 %, микроэлементы Na, К, Mg, Р, Fe, Ca, Сu, витамины В12 и РР, полифенолы 400 мг и много других веществ.

Основной углевод шоколада – сахароза (С12H22O11), легко расщепляется в организме человека с выделением энергии. Обычно, на 100 грамм шоколада приходится столько углеводов, что они составляют 1/8 суточной нормы – 50-55 г.

Белка в шоколаде довольна мало – 5-8 г. Эти белки содержат некоторые незаменимые аминокислоты: валин, лизин, треонин и триптофан. Но их содержится в недостаточном для человека количестве, поэтому как ценный белковый продукт шоколад считать не стоит.

Шоколад содержит кофеин (1,3,7-триметилксантин - C8H10N4O2) и теобромин (3,7- диметилксантин - C7H8N4О2), которые относятся к классу алкалоидов. Кофеин и теобромин повышают умственную и физическую работоспособность человека, временно снимают усталость, сонливость, усиливают работу сердца, обмен веществ, вызывают сужение сосудов и повышение кровяного давления. Именно поэтому людям, склонным к гипертонии, не рекомендуется злоупотреблять шоколадом.

В состав шоколада входят стимуляторы, такие как тирамин (HO-C6H4-CH2-CH2-NH2)  и фенилэтиламин (2-фенилэтиламин - C8H11N). Тирамину свойственно сосудосуживающее действие, из-за которого он повышает кровяное давление, влияет на процессы возбуждения и торможения в нервной системе. А фенилэтиламин выбрасывается в кровь, когда человек встречает объект симпатии. Пик его концентрации наступает во время свиданий, а в перерывах между ними резкое снижение уровня  проявляется как тоска, поэтому шоколад поднимает настроение.

Плитка чёрного шоколада содержит около 400 мг полифенолов, полифенол увеличивает сопротивляемость кровеносных сосудов, улучшают кровообращение, служат фундаментальными элементами, поддерживающими ткани кожи.

Также шоколад содержит много микроэлементов: Na, К, Mg, Р, Fe, Ca, Сu. Все эти элементы очень важны для человека.

Практически во все шоколадные изделия добавляют антиоксидант Е322 – лецитин соевый. В организме лецитины принимают участие в обмене жирных кислот, также лецитины используют при лечении малокровия, болезней нервной системы.

Учащиеся внимательно слушают и делают записи в рабочей тетради:

Состав шоколада:

  1. углеводы - 5-5 5%);   - жир - 30-38%;  
  2.  белок- 5-8%;  
  3.  алкалоиды (теобромин и кофеин) - приблизительно 0,5%;  
  4.  дубильные и минеральные вещества, приблизительно 1%.

Личностные УУД: осознание  основных компонентов шоколада

Познавательные УУД: умение слушать и выделять главное

Теоретические основы качественного анализа образцов шоколада (10 минут).

Вы наверное уже заметили, что вы разделены на 3 группы. А сейчас вы побываете в роли ученых-исследователей. Вы будете проводить исследования различных образцов шоколада, а потом поделитесь с другими учеными своими результатами.

Но прежде чем начать свое исследование, вам необходимо знать как вы это будете делать.   У вас на столах у каждой группы лежат инструктивные карточки по выполнению работы. Сейчас вы внимательно изучите их и если есть вопросы, то мы с вами вместе разберем.

Учащиеся разбирают ход своей исследовательской работы. Знакомятся с техникой безопасности (ставят подписи в журнале инструктажей по ТБ

Познавательные УУД: построение логической цепи действий по выполнению поставленной им задачи

регулятивные  УУД:

познавательная инициатива, планирование, прогнозирование

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения.

Экспериментальное определение качественного состава исследуемых образцов шоколада (20-30 минут)

1. Постановка проблемы

2. Выдвижение гипотезы.

3. Проведение исследования.

Прежде чем приступить к исследованию, определите, какая проблема стоит перед вами?

Теперь постарайтесь сформулировать гипотезу, которую вы будете пытаться доказать.

Ну а теперь, дорогие ученые, приступаем к исследованию выданных вам образцов шоколада. Результаты исследования попрошу вас занести в таблицы, которые пропечатаны у вас в инструктивных карточках.

Постановка проблемы: а так ли полезен шоколад, как говорят СМИ?

Формулировка гипотезы: разные виды шоколада практически одинаковы по своему составу и полезны для человека.

Ученые-исследователи приступают к исследованию выданных образцов шоколада:

1 группа – молочный шоколад

2 группа – темный шоколад

3 группа – горький шоколад.

познавательные УУД:

анализ, синтез

выдвижение гипотез и их обоснование; установление причинно-следственных связей,

коммуникативные УУД: работа в группе, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; достижение договоренностей и согласование общего решения; оформлять полученные результаты в устной речи.

регулятивные  УУД: работа по плану, волевая саморегуляция

познавательная инициатива

Вывод по результатам исследования (15 минут)

Выполнив свои исследования, вы, уважаемые ученые, познакомьте пожалуйста своих коллег с полученными результатами. В ходе презентации полученных результатов вместе заполните до конца таблицы.

Учащиеся слушают выступления ученых-исследователей и заносят полученные результаты в таблицу 1 и таблицу 2 (смотри приложение 1).

познавательные УУД:

умение слушать, выделять главное, построение речевых высказываний

регулятивные  УУД:

контроль, коррекция, волевая саморегуляция

коммуникативные УУД:

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач

Роль шоколада для организма человека

Уважаемые ученые. Вы провели ряд исследований.  У меня к вам вопрос. Что же вы можете сказать о пользе или вреде шоколада, исходя из полученных результатов?

Молодцы, а теперь я вам выдам текст о роли шоколада для организма человека. Вы внимательно прочитайте его и ответьте на вопросы:

  1. Шоколад – есть или не есть и почему?
  2. Какой вид шоколада полезнее для употребления?

Ученые разных групп высказывают свое мнение о пользе и вреде шоколада.

Внимательно изучают выданный текст (приложение 2)  и отвечают на вопросы.

Познавательные УУД:

систематизировать информацию, выбирать необходимую информацию.

Регулятивные УУД:

Самоконтроль и коррекция.

Подведение итого занятия (5 минут).

Итак, сегодня вы были в роли ученых-исследователей. Вы самостоятельно изучили роль шоколада для организма человека и провели качественный анализ выданных вам образцов. А теперь скажите, что нового вы узнали сегодня на занятии?

Ответьте на маленьких листочках на вопросы:

1.На занятии я работал

 2.Своей работой на занятии я

 3.Занятие для меня показался

 4.Мое настроение

 5.Материал занятия мне был

Я, очень надеясь, что полученные сегодня знания вам понадобятся, и вы будет их использовать в жизни.

А закончим мы с вами сегодня вот таким стихотворением:

Любят взрослые и дети

 Шоколадные конфеты.

 Ведь эта сладость непроста,

 Очень нужная она.

 Спасет вас от усталости,

 Добавит много радости.

 От дистрофии вас избавит

 И силы, удали добавит.

 Пользы он приносит много,

Но съедать не нужно много.

Учащиеся говорят что нового они узнали и понравилось ли им занятие.

На выданных листочках отвечают на вопросы

познавательные УУД:

рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и

результатов деятельности

регулятивные  УУД:

эмпатия, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности

коммуникативные УУД:

формулирование и аргументация своего мнения

планирование учебного сотрудничества

личностные УУД:

внутренняя позиция школьника

самооценка на основе критерия успешности

Приложение 1.

Таблица 1. Пищевая ценность исследуемых образцов шоколада на 100г

шоколад

Энергети-ческая ценность , ккал

Белки,г

Жиры,г

углеводы, г

сахара

Пищевые волокна

натрий

молочный

темный

Горький

Таблица 2. Сводная таблица качественного анализа исследуемых образцов шоколада.

   №

Практические задания

шоколад

молочный

темный

горький

1

Определение непредельных жиров

2

Определение углеводов

3

Ксантопротеиновая реакция (определение белков)

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА ПО КАЧЕСТВЕННОМУ АНАЛИЗУ ШОКОЛАДА.

Правила техники безопасности

 Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.

 Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус. Твёрдые вещества берите только ложкой.

 Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества.

 Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы отверстие было направлено в сторону и от вас и от соседей.

 Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.

 При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ.

 Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами. Если случайно кислота попадёт на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.

 Остатки веществ не высыпайте и не вливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.

 Проводите опыты только над столом и, закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Опыт 1. Обнаружение в шоколаде непредельных жиров.

Кусочек шоколада оборачиваем фильтровальной бумагой и надавливаем на него, чтобы на бумаге появились жировые пятна. Помещаем на пятно каплю 0,5 н. раствора перманганата калия KmnO4. Образуется бурый оксид марганца (II) MnO2 вследствие протекания окислительно-восстановительной реакции:

Опыт 2. Обнаружение в шоколаде углеводов.

Насыпаем в пробирку тёртый шоколад (примерно 1 см по высоте) и приливаем 2 мл дистиллированной воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Добавляем к фильтрату 1 мл 2М раствора едкого натра NaOH и 2-3 капли 10%-ного раствора сульфата меди(II) CuSO4. Встряхиваем пробирку. Появляется ярко-синее окрашивание. Такую реакцию даёт сахароза, представляющая собой многоатомный спирт.

Опыт 3. Ксантопротеиновая реакция (определение белков).

Насыпаем в пробирку тёртый шоколад (примерно 1см по высоте) и приливаем 2-3 мл дистиллированной воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Приливаем к 1 мл фильтрата, соблюдая осторожность, 0,5 мл концентрированной азотной кислоты HNO3. Нагреваем полученную смесь. Наблюдаем жёлтое окрашивание, переходящее в оранжево-жёлтое при добавлении 25%-ного раствора аммиака. Такую реакцию дают остатки ароматических аминокислот, входящие в состав белков шоколада.

Приложение 2.

Роль шоколада для организма человека.

По мнению ученых, шоколад может быть весьма полезен для здоровья:

 • Антиоксиданты, содержащиеся в какао-бобах, а значит, и в шоколаде, помогают сохранить здоровье сердца и сосудов. Считается, что темный шоколад содержит больше антиоксидантов, чем молочный

 • В состав шоколада входят вещества, называемые флавоноидами. Препятствуя образованию тромбов в крови, они улучшают кровообращение

 • Исследования показали, что любители шоколада реже страдают такими заболеваниями как язва желудка, сенная лихорадка, а так же обладают в целом более высоким иммунитетом

 • Ряд экспериментов позволил ученым сделать вывод, что умеренное употребление шоколада может продлить жизнь человека на год.

 • Шоколад стимулирует выброс так называемых гормонов счастья - эндорфинов. Воздействуя на центр удовольствия, они улучшают настроение человека.

 • Шоколад полезен детям, а также тем, кто активно занимается спортом, умственным трудом, находится в стрессовой ситуации или потерял много крови.

 • В шоколаде имеется вещество, подавляющее действие бактерий, образующих зубной камень.

 • Оказывая бодрящее воздействие, шоколад содержит меньше кофеина, чем кофе

 • Помимо какао-бобов, в состав шоколада входят белок, кальций, магний, железо, а также витамины A , B и Е.

 • Шоколад весьма калориен, но большая часть его калорийности представлена «полезным» холестерином, сохраняющим здоровье сосудов.

Белый шоколад почти не содержит полезных веществ, зато несет с собой много калорий и сахара. В горячем шоколаде, даже в черном, также полезных веществ гораздо меньше из-за обработки.

Какие же факты свидетельствуют против шоколада:

 1. Шоколад способствует появлению прыщей. Достаточных доказательств этого нет, но, тем не менее, из-за высокого содержания сахара, жиров и разного рода добавок в шоколаде, людям, страдающим от прыщей, обычно рекомендуется сократить его потребление.

 2. Шоколад содержит много кофеина. Но на самом деле, в одной плитке шоколада содержится кофеина намного меньше, чем в чашке кофе. Тем не менее, шоколад, съеденный на ночь, может не лучшим образом повлиять на Ваш организм.

 3. Употребление шоколада может привести к избыточному весу. При избыточном поступлении в организм углеводы могут откладываться в виде жира, поэтому следует учитывать высокую калорийность шоколада - 500 калорий в 100 граммах. Но избежать набора лишнего веса можно, уменьшив на эту величину прием остальной пищи.

 4. Шоколад вызывает зависимость. В реальности, зависимость может возникнуть лишь у людей, употребляющих ежедневно достаточно долгое время в день не менее 400-500 граммов шоколада. Однако в шоколаде содержатся каннабиноиды - вещества, которые напоминают по действию марихуану. Исследование же показало, что, чтобы достичь хоть сколько-нибудь заметного эффекта, необходимо съесть, по крайней мере, не меньше 55 плиток шоколада. Поэтому какой-либо зависимости от шоколада достичь очень сложно. 5. 5. От шоколада лучше отказаться людям, которые болеют сахарным диабетом, а также страдающим от ожирения, поскольку он содержит азотосодержащие компоненты, которые замедляют обменные процессы.

6. Многие полагают, что употребление шоколада ведёт к лишнему весу, так как он имеет высокую калорийность. На самом же деле, вы поправитесь лишь при чрезмерном употреблении этого продукта. Ведь углеводы, которые содержатся в шоколаде довольно быстро расщепляются и расходуются.

7.  Кроме этого, горький шоколад лучше не давать маленьким детям.

 Кроме того, как уже было сказано ранее, таким продуктом как шоколад не стоит злоупотреблять, ведь даже самое лучшее лекарство, применяемое в больших дозах, может стать ядом.

Литература

  1. Детская энциклопедия. Познавательный журнал для мальчиков и девочек. –  М., ЗАО «Аргументы и факты», 2000. - №12. – с.32, 33.
  2. Детская энциклопедия. Познавательный журнал для мальчиков и девочек. – М., ЗАО «Аргументы и факты», 2002. - №5. – с. 22, 24, 58.
  3. Культура питания. Энциклопедический справочник. Издательство «Белорусская Советская Энциклопедия» имени Петруся Бровки. – 1993. –
    с. 412.
  4. Яковшин Л. А. Химические опыты с шоколадом // Научно-методический журнал «Химия в школе». – 2006. - № 8. – с. 73-75.

                                    Интернет – сайт

  1. http//womans/in/ua/shokoladnyjj_paradoks_kak_shokolad_vlijaet_na_nas.
  2. http//www.kleo.ru/items/news/choco.shtml.
  3. http//www.agronews.ru/Tnesshow.php?NId=24196&NCId=156&OId=3&Rid=4&.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования ФГОС к внеклассной работе по иностранному языку

Проектная работа на тему "Требования ФГОС к внеклассной работе по иностранному языку" является методическим пособием учителям иностранного языка....

«Моделирование уроков внеклассного чтения в 5 классе (на материале литературного краеведения) в системе требований ФГОС»

В процессе модернизации российского образования большое внимание уделяется вариативной составляющей содержания общего образования. В соответствии с принципом вариативности, нормативно-правовыми докуме...

Конспект урока английского языка в 7 классе по требованиям ФГОС "Международные приключения"

Урок основан на использовании материалов УМК "Английский язык" (Ю.А. Комарова, Изд-во Русское слово, Макмиллан), 7 класс. Конспект выполнен в соответствии с требованиями ФГОС. Структура конспекта пред...

Мастер-класс по теме "Бинарное внеклассное мероприятие – один из педагогических путей формирования метапредметных коммуникативных УУД в процессе реализации внеурочной деятельности как требование ФГОС"

Данный мастер-класс был проведен в рамках районного семинара по теме "Пути формирования метапредметных коммуникативных УУД в процессе реализации урочной и внеурочной деятельности как требование Ф...

Конспект урока географии в 7 классе с учетом требований ФГОС «Внутренние воды Африки»

Конспект  урока географии в 7 классе с учетом требований ФГОС (с использованием проблемного обучения, критического мышления информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий)...

«Мы есть то, что мы едим» (конспект внеклассного мероприятия)

Тематическое мероприятие, направленное на формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни в 6-7 классах...

План-конспект урока «Внешнее строение рыбы» в соответствии с требованиями ФГОС.

Предмет: БИОЛОГИЯ. УМК под ред. Пономаревой И.Н.Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.- 5-е изд., перераб. &ndash...