Внеклассное мероприятие по органической химии- Интеллектуальная игра "Счастливый случай"
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Золотарь Веста Петровна

Данное мероприятие можно проводить в рамках внеклассного во время предметной недели. Учащиеся  10-х классов в игровой форме повторяют знания о строении, свойствах, применении органических и некоторых неорганических веществ, качественных реакциях на них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА

«Счастливый случай»

Цель: в развлекательной форме обобщить знания по органической химии, стимулировать чтение книг по истории химии, познакомить с необычными фактами, интересными случаями, способствовать развитию логики, сообразительности, находчивости, а также актерских способностей учеников и их интереса к изучению химии.

Задачи.

 Обучающие. Повторить  изученные классы органических веществ, обобщить  и  систематизировать знания, закрепить умения и навыки называть органические вещества, анализировать и систематизировать вещества    по их строению.

Развивающие. Развить умения учащихся анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать; развить качества  ума– критичность, глубину,  быстроту; развить умения учебного труда  - работать в нужном  темпе, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; развить волевую и эмоциональную сферы – уверенность в своих силах, способность преодолевать трудности.

Воспитательные. Воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительской деятельности (ответственность, деловитость, работоспособность), творческой деятельности (активность и сообразительность, увлеченность и любознательность), готовность к жизни в семье и обществе (критичность и самокритичность, уважительность и взаимовыручка).

Оборудование и реактивы. Na2SO3, NaНCO3, КОН, КМnO4 , сахарная пудра, (NH4)2Cr2O7, стеклянная палочка, химические стаканы, спиртовка.

Подготовка к игре. Участвуют учащиеся двух классов. От каждого класса формируется команда. Команды выбирают капитанов, готовят вопросы друг другу, готовят для игры бочонок, из которого представители команд будут потом доставать вопросы. Учащиеся, не входящие в состав команды, готовят практические эксперименты и ведут игру в качестве помощников-ассистентов,  готовяттаблички с названиями геймов: «Дальше, дальше», «Заморочки из бочки», «Ты мне, я - тебе», «Темная лошадка», «Гонка за лидером».

Ответы оценивает жюри, состоящее из учителей. Игра проводится в кабинете химии.

 

Элементы и атомы,

В менделеевский взятые круг,

Сделали химию самой богатою

И самой творческой из наук.

Г. Санников

Ведущий: Команды в сборе, и мы начинаем игру «Счастливый случай». Кому же из вас сегодня повезет больше, кто окажется счастливее? Об этом мы узнаем позже, а сейчас

первый гейм «Дальше, дальше»

Вопросы для 1-ой команды

1. Что такое крекинг?

2. Русский ученый, создатель синтетического каучука.

3. Природные катализаторы.

4. Самые распространенные искусственные материалы.

      5. Как называется реакция присоединения воды к органическим веществам?

6. Процесс соединения многих одинаковых молекул в более крупные.

7. Сходные по строению вещества, отличающиеся на одну или несколько групп - СН2.

8. Какой спирт называют древесным?

9. Ученый, впервые предложивший циклическую формулу бензола.

Вопросы для 2-ой команды

1. Вулканизированный каучук.

2. Русский ученый, получивший уксусный альдегид из ацетилена.

3. Жидкая смесь природных углеводородов.

4. Спирт, вызывающий слепоту.

5. Процесс разложения органических веществ без доступа воздуха при высокой температуре.

6. Кто является создателем теории строения органических веществ?

7. Я пью его в мельчайших дозах,

 На сахар капаю раствор,

А он способен бросить в воздух

Любую из ближайших гор.

О каком веществе идет речь?

8. Что такое карболка?

9. Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение и свойства.

Ведущий: Спасибо командам. Вы прекрасно справились со своим первым заданием. Настало время познакомиться с вами поближе. Капитаны называют свои команды и знакомят присутствующих с игроками.

Помощники-ассистенты подсчитывают количество баллов, набранных командами (за каждый правильный ответ - 1 балл).

Наша игра продолжается.

Следующий гейм «Заморочки из бочки». 

Участники команд по очереди подходят к игровому столу и достают из бочонка вопросы, на которые и отвечают. Если игрок не знает ответ, то отвечают зрители.

1. «Нефть не только топливо, топить можно и ассигнациями». Кто автор этих слов?

2. «В 1890 г. в Ганновере некий злоумышленник забрался в банк, разрезал стенку сейфа и скрылся с большой суммой денег. Прибывшие на место преступления эксперты пришли в замешательство: ни одним из известных им инструментов невозможно было так ровно разрезать сантиметровую сталь».

Какое приспособление использовал злоумышленник, и какое вещество помогло ему разрезать сталь

3. «А наивысшей гармонией ей казался аромат... Погруженная в сладкие мечтания, Консуэлло словно слышала голоса, исходившие из каждого прелестного венчика. Роза говорила о страстной любви, лилия -о небесной непорочности... А крошечная фиалка шептала о радостях простой, скромной жизни» (Ж.Санд. «Консуэло»).

Какие вещества придают аромат цветам, плодам?

4. В XVII - XVIII вв. в России это вещество называли «соленый спирт», «морская кислота». В 1790 г. русский академик Лаксман ввел для него название, которым мы пользуемся по сей день. Какое это вещество? (Соляная кислота).

5. Его изобрели как дорогой упаковочный материал для подарков, цветов, ювелирных изделий. В наши дни оно стало чуть ли не главным мусором планеты. (Целлофан).

6. «Лазоверт со скрипом натянул резиновые перчатки. Растер в порошок кристаллы цианистого калия. Птифуры были двух сортов: с розовым и шоколадным кремом. Приподымая ножом их красивые верхушки, доктор щедро и густо насыщал внутренности пирожных страшным ядом». Когда Распутин сел за стол, он «с неохотой съел пирожное с ядом. Понравилось - потянулся за вторым. Юсупов внутренне напрягся, готовый увидеть перед собой труп. По Распутин жевал, жевал... он спокойно доедал восьмой птифур» (В. Пикуль. Нечистая сила). Почему же этот яд не действовал?

(Глюкоза, которая содержалась в пирожных, прореагировала с цианистым калием, и образовалось нетоксичное соединение -циангидрин глюкозы).

7. «Органическая химия...представляется мне дремучим лесом... безграничной чащей, из которой нельзя выбраться». Кому принадлежат эти слова? (Ученому - химику Фридриху Велеру).

8.«Взгляд обольстительный кретинки светился, как ацетилен»... (А. Блок).

О каком использовании ацетилена идет речь? (Фонари в Санкт-Петербурге).

Ведущий: А сейчас немного отдохнем и попросим моих помощников провести рекламную паузу.

Опыт «Хамелеон»

Наливаем 300 мл насыщенного раствора перманганата калия и 100 мл 10% раствора гидроксида калия. К смеси при помешивании добавляем 150 капель разбавленного раствора сульфита натрия до получения зеленой окраски. При сильном размешивании зеленый раствор становится синим, а затем фиолетово-малиновым.

2 КМп04 + 2КОН + Na2S03 = 2K2Mn04 + Na2S04 + Н20

синяя окраска присуща малоустойчивому аниону [Мп04]2-, который на воздухе окисляется до фиолетового перманганата калия. При избытке натрия и недостатке гидроксида калия манганат не образуется.

Ведущий: Спасибо, ребята. Это очень красиво и интересно. Игра продолжается.

Гейм: «Ты - мне, я - тебе».

Команды по очереди задают друг другу вопросы.

1. Как можно обнаружить фенол?

2. К какому классу относятся вещества, входящие в состав природного газа и нефти?

3. «В переднем углу, в золоченом иконостасе, темнели образа старинного письма: изможденные, высохшие лица святых угодников уныло глядели из дорогих окладов. Неугасимая лампада слабым ровным светом теплилась перед ними» (Д. Н. Мамин-Сибиряк. Приваловские миллионы).

Чем заправляли лампады в России в середине Х1Хв.? (Керосином или лампадным маслом).

4. «Известно, что рудничный газ обладает свойством воспламеняться (на воздухе) под действием света, и, смешавшись в определенной пропорции с атмосферным воздухом, дает мощный взрыв» (Луи Буссенар. Похитители бриллиантов).

Что это за рудничный газ и в какой пропорции с воздухом он взрывается? (Это метан; 1:2).

     5. Спирт, вызывающий слепоту.

Ведущий: Ну, что же, вы отлично справились с заданием. Помощники, подведите итоги трех геймов, а мы продолжим иг

Следующий гейм «Темная лошадка».

Отвечает команда, игрок которой первым поднимет руку, если ответ неправильный, то отвечает вторая команда, а затем уже зрители.

1. В 1887 г. этот ученый один на аэростате поднялся выше облаков для наблюдения затемнения, а приземлился далеко в другой губернии. Суеверные люди посчитали, что это спустился на Землю Всевышний. Кто этот ученый? (Д.И. Менделеев).

2. Однажды император Наполеон III на банкете велел подать для почетных гостей приборы из очень дорогого серебристо-белого металла. А всем прочим было обидно до слез: пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой. Из чего же были изготовлены приборы для дорогих гостей? (Из алюминия).

3. Почему в хлебе много «дырочек»?

(«Дырочки» появляются в результате спиртового брожения, они придают хлебу пышность. Глюкоза под действием фермента превращается в этиловый спирт, и образуется углекислый газ. Когда тесто попадает в печь, под действием тепла углекислый газ расширяется в объеме, а этиловый спирт испаряется, и его пары тоже расширяются. В результате хлеб становится пышным и пористым).

4. Почему при тепловой обработке мяса и рыбы происходит уменьшение массы готового продукта? (Под действием температуры происходит изменение вторичной и четвертичной структуры белковой молекулы (денатурация). Первичная структура, а следовательно, и химический состав белка не меняется. При денатурации белки теряют влагу (разрушаются водородные связи), что приводит к уменьшению массы готового продукта).

5. Почему при долгом пережевывании черного хлеба появляется сладковатый вкус?

(В слюне человека содержится фермент амилаза (птиалин), вызывающий гидролиз крахмала и образование глюкозы. Обычно человек не чувствует этого сладкого привкуса, поскольку в ротовой полости пища находится 15-18 с).

6. Впервые это вещество было получено в чистом виде в 1886 г. в Германии, для его синтеза был использован этилен, а применено как отравляющее вещество в 1917 г. у бельгийского города (отсюда название ОВ) против наступающих англо-французских частей. В течение 4ч немецкими войсками было выпущено 50 000 артиллерийских химических снарядов, наступление англо-французских войск было сорвано. (Иприт)

7. Вещество, из которого изготовлено это изделие, было завезено в Европу известным мореплавателем. В далеком прошлом его получали из тропических растений, а с 1932 года стали получать искусственно. Без этого изделия ни один хирург не встанет за операционный стол.

Ведущий: Уважаемые игроки, отдохните немного перед решающим геймом, а в это время мои помощники продемонстрируют вам «чудеса химии».

Опыт «Фараоновы змеи»

В тарелку насыпают конусом песок и пропитывают его спиртом. В центре делают углубление и помещают туда смесь из 2 г питьевой соды и 13г сахарной пудры, поджигают спирт. Сахар превращается в карамель, а сода разлагается с выделением углекислого газа. Из массы выползает толстая темно-серая «змея». Чем дольше горит спирт, тем длиннее получается змея.

Ведущий: Благодарю своих помощников. Дорогие игроки, вот и настал решающий

гейм «Гонка за лидером». 

Вопросы для первой команды

1. Современное название карболовой кислоты. (Фенол).

2. Спирт, вызывающий наркотическое привыкание. (Этиловый). -

3. Топливо для заправки самолетов. (Керосин).

4. Разрушение металла под действием окружающей среды. (Коррозия).

5. 0 вездесущий дрожжевой грибок!

    Забродит от него фруктовый сок,

    Поднимутся оладьи с пирогами,

   И вещества, что были сахарами,

  Все обратятся в ... (спирт и альдегид).

      6. Английский химик Г. Деви с помощью этого газа устраивал специальные сеансы, в   результате которых «одни джентльмены прыгали по столам и стульям, у других развязывались языки, третьи лезли со всеми в драку».  (Веселящий газ)

7. Какие многоатомные спирты используют как заменители сахара? (Сорбит - для людей, больных диабетом; ксилит - в жевательных резинках).

8. В двух ведрах приготовлены суспензии мела (для побелки потолков) и гашеной извести (для побелки кухни). Как их можно отличить?

(С помощью уксусной кислоты: если при ее добавлении наблюдается характерное выделение углекислого газа, то побелка предназначена для комнаты).

Вопросы для второй команды

1.      Расскажите в чем тут дело, от газа масло затвердело.  ( Гидрирование жиров)

2. Экологически чистое топливо. (Водород).

3. Металл, которым покрывают консервные банки. (Олово).

4. Вы собрались бетонировать дорожку на дачном участке. Когда лучше этим заняться: в жаркую, сухую погоду или в дождливую, влажную?

(Основной химический процесс, происходящий при схватывании бетона. - гидратация. Вот почему технология работ предусматривает смачивание бетона водой при его застывании, значит, бетонировать дорожки на дане всегда предпочтительнее в дождливую погоду).

5. В чем причина образования пены на поверхности мясных бульонов, жареных мясных и рыбных изделий? (Это объясняется свертыванием растворимых в воде белков (альбумин, глобулин)).

6. В 1748 г. М. В. Ломоносову за оду, написанную в честь императрицы Елизаветы, было пожаловано вознаграждение в 2000 рублей. Для доставки груза домой ему потребовалось несколько повозок. Почему нельзя было обойтись одной? (Из-за отсутствия в казне золота ученый вынужден был получить дар медными монетами, масса которых составила 3,2 т).

      7. Этот элемент академик Ферсман назвал «элементом жизни и мысли», в переводе с греческого  его название означает «несущий свет».  (Фосфор)

8.  Скажи, какая из кислот, в лесу под деревом живет?

Ведущий: Пока наши ассистенты подсчитывают очки, поиграем со зрителями..

Конкурс «Перевертыши»

Ведущий читает текст перевертыша , нужно найти правильное звучание фразы. Это может быть поговорка, пословица, строчка известного стихотворения, содержащие названия металлов.

П р и м е р ы  п е р е в е р т ы ш е й.

1. Разговор – ртуть, крик – платина.

(Слово – серебро, молчание – золото.)

2. Гладь металл, пока холодно.

(Куй железо, пока горячо.)

3. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы.

(Прошел огонь, воду и медные трубы.)

4. Не все то грязь, что тусклое.

(Не все то золото, что блестит.)

5. Звери живут за неметалл.

(Люди гибнут за металл.)

6. В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо.

(У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том.)

Вот и настало время подвести итоги игры и объявить команду, оказавшуюся более «счастливой». Побежденных в этой игре нет. Все вы отлично справились с заданием и продемонстрировали хорошие знания в разных областях химии, биологии, географии, литературы. (Производится награждение). И в заключение в честь победителей фейерверк.

Опыт «извержение вулкана»

На  асбестовую пластинку горкой насыпают 2 ч.л. бихромата аммония. Стеклянную палочку нагревают над спиртовкой и вставляют ее в самую середину горки. После начала реакции палочку вынимают. Происходит бурный выброс зеленого порошка с воспламенением. Эта картина напоминает по внешнему виду извержение миниатюрного вулкана. Эффект   реакции можно усилить, если бихромат аммония смешать с небольшим количеством опилок металлического магния. При этом наряду с «лавой» будут вылетать раскаленные «камни». Бихромат аммония при легком нагревании разлагается на зеленый оксид хрома (III) , газообразный азот и воду.

(NH4)2Cr2O7        Cr2O3 + N2 +4 H2O