План-конспект урока в 8 классе "Физические и химические свойства воды"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Колесник Виктор Иванович

Мой опыт подсказывает, что свойствам воды нужно уделить достаточное внимание. Вода будет фигурировать в описании свойств остальных химических веществ.  Кроме разбора групп веществ с которыми вода реагирует, надо сделать упор на те - которые с водой не взаимодействуют:  кислоты, основания, соли. Иначе ученики будут пытаться соствлять уравнения реакций воды с упомянутыми группами соединений. О гидролизе детям пока рано знать. Данный урок рассчитан на класс, который способен работать очень быстро. По своему усмотрению что-то моюно перенести на следующий урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pian_uroka_svojstva_vodi.docx54.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока химии в 8 классе «Физические и химические свойства воды»

Учитель химии Севастопольской гимназии № 7 имени В. И. Великого – Колесник В.И.

Тема  урока: Физические и химические свойства воды.

Тип урока: Изучения и первичного закрепления новых знаний:

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 

Цель  урока:

  • Образовательная:

Усвоение учащимися знаний о физических и химических свойствах воды.  Усвоение учащимися умения составлять уравнения реакций, иллюстрирующих химические свойства воды.

Усвоение учащимися навыка выполнения некоторых реакций.

  • Развивающие. Формирование и развитие образовательных компетенций:

учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу, самостоятельно добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения отвечать на поставленный вопрос; строить ответ по плану; умение вести записи в тетради; организовывать и анализировать собственную деятельность;

информационных: проводить материальное и знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из различных источников; оформлять и представлять результаты своей работы.

  • Воспитательные: обучение учащихся работать в парах, осуществлять взаимопомощь, воспитывать объективное отношение к результатам собственной деятельности.
  • Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.

Оборудование: 

  • Оборудование на рабочих местах учащихся: Штатив для пробирок с пробиркой № 1 вода в колбе, раствор фенолфталеина в капельнице, оксид кальция, шпатель для него, карточка для диктанта, технологическая карта для выполнения лабораторной работы, карточки для закрепления материала, карточка для итоговой проверки усвоения материала урока.
  • Оборудование на демонстрационном столе: кристаллизатор,  вода в колбе, натрий металлический, нож, пинцет, бумага фильтровальная, индикаторы, коническая большая колба, металлическая ложечка, вставленная в пробку для колбы, порошок серы, горелка, спички, штатив с пробирками, хлорид натрия, кислота фосфорная, щелочь, оксид меди.
  • Прочее оборудование: ПСХЭ, ряд активности металлов, стенды, демонстрационная доска, готовые ответы на диктант.

Планируемые результаты обучения

Предполагается, что учащиеся должны продемонстрировать:

  • определений понятий – оксиды;
  • общие представления о кислотах, основаниях, активных металлах, металлах средней активности и малоактивных металлах;
  • умение определить типы химических реакций по количеству и составу  исходных и образовавшихся веществ: соединения, разложения, замещения, обмена;
  • знание химических свойств воды;
  • знание химических формул оксидов,  некоторых кислот и оснований.

специальные умения:

  • классифицировать вещества по составу;
  • называть неорганические вещества;
  • составлять уравнения реакций, характерные для воды;
  • определять тип химической реакции;
  • проводить несложные реакции, подтверждающие химические свойства веществ, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами, и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;

общие учебные умения:

  • планировать и регулировать свою учебную деятельность;
  • проводить самооценку;
  • коммуникативные умения (устная речь, ведение записей в тетради).
  • применять знания в нестандартных ситуациях (тестирование).

Структура урока

  1. Организационный этап 
  2. Актуализация опорных знаний,

Тема, цель, задачи урока, мотивация

  1. Первичное усвоение новых знаний  и способов действий
  2. Первичная проверка понимания
  3. Первичное закрепление
  4. Домашнее задание и инструкции к нему
  5. Рефлексия
  6. Организованное окончание урока

Ход урока

  1. Организационный этап                                                          (1 минута)

  1. Актуализация опорных знаний: Химический диктант.     (5 минут)

Учитель: Для выполнения лабораторной работы нам понадобится знание химических формул некоторых веществ. Предлагаю проверить, кто и как их знает. У вас на столе имеется такая таблица. Впишите в первую строку свою фамилию и выполните задание. Формулы оксидов рассматриваются в теме «кислород» к данному уроку они задаются для повторения, формулы некоторых кислот и некоторых оснований вводятся заранее, на уроке «Простые и сложные вещества» и задаются для выучивания. Определения кислот, оснований и солей даются тоже  на уроке: «Простые и сложные вещества».

 Запишите химические формулы веществ: I вариант

Ваши фамилия и имя:

Название вещества

Химическая формула вещества

1.

Оксид кальция

2.

Гидроксид кальция

3.

Гидроксид магния

4.

Сернистая кислота

5.

Гидроксид лития

Запишите химические формулы веществ: II  вариант

Ваши фамилия и имя:

Название вещества

Химическая формула вещества

1.

Оксид натрия

2.

Гидроксид натрия

3.

Гидроксид железа (II)

4.

Угольная кислота

5.

Оксид углерода  (IV)

Самопроверка. На экран  вывести правильные ответы. Учащимся предлагается сверить свою запись с правильной и выставить себе отметку.

Учитель: Проверьте правильность записи химических формул веществ и цифрой отметьте число правильных ответов в своей работе:

I вариант

Ваши фамилия и имя:

Название вещества

Химическая формула вещества

1.

Оксид кальция

CaO

2.

Гидроксид кальция

Ca(OH)2

3.

Гидроксид магния

Mg(OH)2

4.

Сернистая кислота

H2SO3

5.

Гидроксид лития

LiOH

 II  вариант

Ваши фамилия и имя:

Название вещества

Химическая формула вещества

1.

Оксид натрия

Na2O

2.

Гидроксид натрия

NaOH

3.

Гидроксид железа (II)

Fe(OH)2

4.

Угольная кислота

H2CO3

5.

Оксид углерода  (IV)

CO2

Учитель: Передайте свои работы вперед. (Упражнение для позвоночника – повороты)…. Все эти и другие вещества реагируют с водой, либо, образуются в реакциях с нею. Знание их формул вам поможет правильно составлять  уравнения химических реакций. Откройте рабочие тетради, запишите число, «классная работа», тему урока:                   ( 2 минуты)

Тема урока:  Физические и химические свойства воды.

                                                                                                

Наша цель:   Научиться характеризовать химические свойства веществ на примере воды.

 Задачи урока:  

  1. Вспомнить классификацию неорганических веществ;
  2. Проделать некоторые опыты и сформулировать правила, с какими веществами  вода взаимодействует, какие продукты образуются в этих реакциях;
  3. Перечислить группы веществ, которые не реагируют с водой.
  4. Научиться составлять уравнения химических реакций к изучаемым свойствам;

Мотивация: Данный урок очень важен для изучения химии, На любом   уроке впредь, мы будем сталкиваться со свойствами воды.

  1. Первичное усвоение новых знаний 

Учитель: Мы с вами имеем представление о классификации неорганических веществ (проговорить, пользуясь схемой, у меня она на стенде, см. Приложение). Чтобы охарактеризовать химические свойства какого-либо вещества, нужно рассказать: как это самое вещество  реагирует, или не взаимодействует с группами этих веществ, простыми веществами – металлами и неметаллами с водой, основными и кислотными оксидами, кислотами, основаниями и солями. Сегодня мы будем учиться характеризовать химические свойства воды. Исследовать их мы будем в ходе выполнения лабораторной работы. Вести записи вы станете не в тетради, а в технологической карте, возьмите её. Прокомментировать карту. Какие-то опыты,  характеризующие главные химические свойства воды будут показаны демонстрационно, другие вы проделаете  сами. Проверьте наличие всего необходимого оборудования.     Выполнение работы( 15 минут)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ: «ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ»

Лабораторная работа № ____                         Фамилия __________________  

Тема: Физические и химические свойства воды.

Цель работы: Исследовать химические свойства воды, проделав предложенные опыты. В своем выводе составить их характеристику. 

Оборудование: Штатив для пробирок с двумя пробирками № 1 и № 2, вода в колбе, раствор фенолфталеина в капельнице, оксид кальция, шпатель для него.

1.

Опишите физические свойства воды:

 агрегатное состояние, цвет, запах, температуру плавления и температуру кипения

выполняется учащимися самостоятельно

2.

Взаимодействие натрия с водой

выполняется демонстрационно

а.

Что делали?

В кристаллизатор налить немного воды, добавить несколько капель индикатора фенолфталеина и положить маленький кусочек металлического натрия

б.

Что наблюдали?

в.

Уравнение химической реакции.

г.

Вывод по результатам опыта.

3.

Взаимодействие оксида кальция с водой

выполняется учениками самостоятельно. Прокомментировать, какие металлы являются активными, какие – металлами средней активности, какие – малоактивными. Использовать ряд металлов и ПСХЭ

а.

Что делали?

В пробирку № 1 налейте 2 мл. воды, добавьте 1-2 капли фенолфталеина и положите шпателем немного оксида кальция.

б.

Что наблюдали?

в.

Уравнение химической реакции.

г.

Вывод по результатам опыта.

4.

Взаимодействие оксида серы (IV) с водой

выполняется демонстрационно

а.

Что делали?

В коническую колбу нальем воды слоем в 1 см. и, добавим несколько капель индикатора метилового оранжевого. В металлической ложечке подожжем порошок серы и опустим в колбу с водой

б.

Что наблюдали?

в.

Уравнение химической реакции.

г.

Вывод по результатам опыта.

5.

Взаимодействие кислот, оснований, оксидов малоактивных металлов с водой

Взаимодействует ли вода с кислотами, основаниями и солями?

г.

Вывод по результатам опыта.

Общий вывод: выполняется дома.

На уроке проговорить результаты. Охарактеризуйте  физические и химические свойства воды, используя составленные уравнения и выводы к конкретным опытам.

Физминутка.

  1. Первичная, проверка понимания:      (15 минут)

 Выполнение заданий у доски и в тетрадях учениками по карточке

.                                                                       

Карточка-задание  


Взаимодействие воды с простыми веществами

1. Составьте уравнения реакций активных металлов  при обычной температуре:

а)  натрия с водой;       б) кальция с водой.

(Формулу воды в уравнениях реакций можно записать так: НОН.)
Назовите продукты реакции, укажите тип реакции.

2. Составьте уравнения реакций металлов средней активности  при нагревании, учтите, образуются водород и оксид металла:

а)  магния с водой;       б) железа с водой.

Назовите продукты реакции, укажите тип реакции.

Дополнительные сведения

Вода реагирует с некоторыми неметаллами при высокой температуре:   С + 2Н2О = СО2 + 2Н2.


Взаимодействие воды с оксидами активных металлов

 Составьте уравнения реакций соединения оксидов активных металлов с водой:

а)СаО + Н2О = ... ;                      б)Nа2O + Н2О = ... ;
в)Li
2O + Н2О = ... .

Назовите продукты реакции, укажите тип реакции.

Дополнительные сведения 

В таких реакциях образуются только гидроксиды металлов; водород не выделяется, в отличие от реакции воды с металлом.


Взаимодействие воды с оксидами неметаллов

Оксиды неметаллов при взаимодействии с водой образуют соединения, которые относятся к классу кислот.

1. Составьте уравнение реакции между водой и оксидом серы(IV). При этом учтите, что получившееся вещество – сернистая кислота – имеет формулу, представляющую собой сумму всех атомов, входящих в состав и первого, и второго веществ, взятых для реакции.
Правило. Чтобы правильно составить формулу кислоты, надо сложить число атомов каждого из элементов, входящих в состав оксида и воды. Атомы водорода в формуле кислоты пишутся на первом месте, кислорода – на третьем. Если число атомов каждого элемента делится на два, то производится сокращение и записывается простейшая формула кислоты, например:

N2O5 + Н2О = (Н2N2O6) = 2НNО3.

2. Составьте уравнения реакций между:

водой и углекислым газом СО2,
водой и оксидом серы (VI) SO3.

Дополнительные сведения

SiO2 (речной песок) с водой не взаимодействует;

  1. Первичное закрепление:

 Дидактическая игра. В каждой таблице найдите прямую линию – горизонтальную, вертикальную, диагональ, – которая пересекает все три клетки с веществами, взаимодействующими с водой.

Таблица № 1

Na

Au

Na2O

SO3

Fe2O3

Ca

Cu

CaO

CO2

Таблица № 2

SO2

CuO

Cu

Fe3O4

Au

Na2O

SO3

CaO

K

Отметки за урок.

Подведение итога:

Вернуться к стенду (схеме) «Классификация неорганических веществ». Проговаривание учащимися основных моментов изученного:

  • Вода  при обычных условиях – жидкость, без цвета, запаха…;
  • Вода не реагирует с кислотами, основаниями, солями;
  • Вода взаимодействует с активными металлами и металлами средней активности;
  • Вода реагирует с оксидами активных металлов – основными и оксидами неметаллов – кислотными.                  (5 минут)

VI. Домашнее задание и инструкции к нему: В своей рабочей тетради вы оформите общий вывод к работе, этот общий вывод и будет характеристикой физических и химических свойств воды. На следующем уроке вы должны будете уметь охарактеризовать свойства воды, подтверждая правила уравнениями реакций. Весь материал возьмете в технологической карте, если чего-то в ней не будет, то изучите параграф № ___ в учебнике. Запишите задание в дневник. Кроме того выполните задание в печатной тетради, автор  Габрусева:

ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ

  1. Какую информацию можно получить о воде по её химической формуле?
  1. Химическая формула _______________________;
  2. Качественный состав _______________________;
  3. Относительная молекулярная масса ___________;
  4. Молярная масса ____________________________;
  5. Массовая доля кислорода ____________________;
  6. Массовая доля водорода ____________________;

  1. Охарактеризуйте физические и химические свойства воды:

Физические свойства

Химические свойства, вода реагирует с …..

уравнение реакции

с натрием

с кальцием

с цинком

с оксидом натрия

с оксидом кальция

с оксидом углерода(IV)

с углеродом

  1. Допишите уравнения химических реакций:
  1. CaO +     H2O    =    ____________
  2. _________   +    H2O   =   H3PO4;
  3. K      +    ___________  =   KOH  +   H2;
  4. Zn    +     H2O   =   ________  +   H2;
  5. C      +     H2O   =    _________    +    H2;
  6. H2O +    _________  =    NaOH;
  7. SO3  +    _________   =   H2SO4 ;
  8. H2O  эл.  ток       _____     +   _______

 

  1. Рефлексия. Так что же означают слова: «Охарактеризуйте свойства вещества»

  1. Организованное  окончание урока.

Использованные источники:

  1. Габрусева   Рабочая тетрадь по химии для 8 класса. – М.: Просвещение, 2014; 
  2. Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии. 8–9 класс. М.: Просвещение, 1999;
  3. Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учеб для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2014; 
  4. «Химические свойства воды», конкурс Я иду на урок химии. – интернетсайт: him.1september.ru/urok

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 Методы и приемы использованные в уроке:

Иследовательский метод обучения

Частично-поисковый методу обучения

Метод проблемного изложения

Репродуктивный метод обучения

Объяснительно-иллюстративный метод обучения

Методы контроля и самоконтроля:  Методы устного контроля, письменного контроля, лабораторного контроля. Методы самоконтроля.

Методы организации и осуществления учебных действий и операций: Лекция, рассказ, беседа.

Методы иллюстраций, демонстраций и др.

Сочетание словесных и наглядных методов: методы упражнений, проведение опытов и др.

 Дедуктивный метод, метод аналогий .

Проблемно-поисковые (проблемное изложение, исследовательский метод )

Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка.

Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда.

Методы стимулирования и мотивации учения:

  1. Методы формирования интереса к учению:  методы эмоционального стимулирования и др.

      1.2. Методы формирования долга и ответственности в учении:   Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований.

ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ 

  •  задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;
  • организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;
  • задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;
  • демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;

ПРИЕМЫ, АДЕКВАТНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ

  • задание учащимся с несформулированным вопросом;  
  • задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;  
  • задание учащимся на отыскание границ применяемости полученных результатов;  

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

  1. Фронтальная (коллективная)
    3. Парная.
    4. Индивидуальная:
    4.1. индивидуализированная;
    4.2. индивидуализированно-групповая.

Приложение 2

Приложение 4

к СанПиН 2.4.2.2821-10

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК (ФМ)

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее - ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища:

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. -сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза -средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

Приложение 5

к СанПиН 2.4.2.2821-10

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

ГИМНАСТИКИ ГЛАЗ

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз

5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.