Здоровьесберегающие технологии на уроках химии
статья по химии (10 класс) по теме

Мочалова Елена Васильевна

Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологи в преподавании химии.

Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
 Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

-условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

-рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

 -соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

-необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий

-отсутствие назидательности и авторитарности

-элементы индивидуализации обучения

-наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников

-интерес к учебе, желание идти в школу

-наличие физкультминуток

-наличие гигиенического контроля

-воспитание, а не изучение культуры здоровья.

Здоровьесберегающий урок должен:

-воспитывать

-стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми

-учить их ощущать радость от каждого прожитого дня

-показывать им, что жизнь - это прекрасно

-вызывать у них позитивную самооценку.

Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.
 Критерии здоровьесбережения на уроке:

1.   Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей 

2.   Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Нормой считается 4-7 видов за урок.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7-10 минут.

4. Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок.

 5. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

 6. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся

 (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); 

 7.     Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами..

8. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

9. Физкультминутки и физкульт-паузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока. 

10. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

11.    Благоприятный психологический климат на уроке.

Предмет химия изучает не только природу, обеспечивает обучающихся знаниями для практической деятельности, а также умение использовать знания для сохранения своего здоровья.

В своей работе я использую материал С.А. Поповой « Национально- региональный компонент в преподавании химии» Методическое пособие для учителя. Сыктывкар,  КРИРОиПК,2004.- 52 с.

Здоровьесберегающие технологи в преподавании химии.

Цель: научить детей бережно относится к своему здоровью.

8 КЛАСС:

Тема урока «Состав воздуха». Рассматриваем какие отрасли промышленности являются крупнейшими загрязнителями окружающей среды в РК, уровень загрязненности по административным районам, состав веществ - загрязняющих атмосферу. Творческая работа - как ограничить выбросы в атмосферу.

Тема урока «Состав кислот. Соли». Обращаю внимание на содержание аскорбиновой, лимонной и бензойной кислот в ягодах клюквы, брусники. Роль этих кислот на организм человека.

Тема урока «Соли». Уделяем внимание истории и перспективам развития Серёговского месторождения поваренной  соли. Польза и вред поваренной соли.

Тема урока «Вода».Рассматриваем характеристики загрязнения речных вод РК, наличие в питьевой воде опасных химических веществ и их воздействие на организм человека.

Тема урока «Галогены». Дефицит йода в природных средах (вода, почва) является причиной развития врожденных аномалий, снижения умственных способностей у детей и взрослых, болезни эндокринной системы.

 Тема урока «Хлор». Диоксины и хлорорганические соединения вызывают мутагенный эффект, аллергические реакции, подавляют иммунитет.

9 КЛАСС:

Тема урока «Сера. Соединения серы». Вспоминаем  понятие «кислотные дожди», воздействие на организм человека.

Тема урока «Соли азотной кислоты». Выявлена прямая зависимость  между случаями возникновения злокачественных опухолей и интенсивностью поступления в организм нитратов.

Тема урока «Углерод. Аллотропные соединения углерода. Адсорбция». Использование активированного угля для глубокой очистки воды, изготовление медицинских препаратов.

Тема урока «Соли угольной кислоты».Подземные минеральные воды и их лечебное воздействие.

Тема урока «Алюминий». Использование алюминиевой посуды для приготовления пищи не рекомендуется  т. к.  является катализатором превращения нитратов в нитриты. Необходимо соблюдать правила пользования алюминиевой посудой.

Тема урока «Железо». Повышенное содержание железа в питьевой воде приводит к увеличению инфарктов, заболеваниям печени  и репродуктивной функции.

10 КЛАСС.

Тема урока «Бензол». Бензол является канцерогном, является причиной лейкемии, образования злокачественных новообразований.

Тема урока « Природный и попутный нефтяной газы». Соблюдение техники безопасности при использовании в быту природного или сжиженного газа. Обнаружение утечки по запаху.

Тема урока «Нефть». Предупреждение экологических последствий  разлива нефти  и воздействие на окружающую среду нефтяных выбросов.

Тема урока «Спирты».  Механизм воздействия  этилового спирта на подростков, увеличение количества больных хроническим алкоголизмом, рост смертности населения,  увеличение дорожно-транспортных присшествий.

Тема урока «Альдегиды».Повышенное содержание формальдегида в атмосфере приводит к увеличению  заболеваемостью бронхиальной астмой.

Тема урока « Целлюлоза».Бережное отношение к такому богатству как лес.

Тема урока «Высокомолекулярные соединения». ПВХ постепенно окисляясь на воздухе образует диоксины. Они отрицательно влияют на иммунную  и эндокринную систему, поражают печень, раздражают кожу, вызывают раковые заболевания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по здоровьесберегающим технологиям на уроках химии

ЦЕЛЬ  ПРОГРАММЫ :Создание оптимальных благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся школы ; формирование у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному и...

Методика применения здоровьесберегающих технологий на уроках химии

Систематическое включение в урок элементов здоровьесберегающей технологии, делает процесс обучения интересным и занимательным , создает у детей бодрое , рабочее настроение , облегчает преодолени...

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и во внеурочной деятельности.

Из опыта работы учителя химии высшей категории МОУ СОШ №2 ГП Терек Балкаровой Светланы Николаевны...

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем вра...

Здоровьесберегающие технологиии на уроках химии

Материал является выступлением на психолого-педагогическом семинаре в училище...

Использование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках химии

Состояние здоровья учащихся за минувшее десятилетие существенно не изменилось, несмотря на созданную государственную политику в области сохранения и укрепления здоровья нации, вклад образовательных, м...

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии

несколько технологий на уроках химии...