Лабораторные опыты по химии в 8 классе. УМК Н.Е.Кузнецовой
опыты и эксперименты по химии (8 класс) по теме

Давыдова Наталья Борисовна

Представлены разработки всего лабораторного курса  по химии в 8 классе (Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара). Даны образцы оформления лабораторных опытов с возможными ответами учеников (выделены курсивом).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор материала (ФИО):         Давыдова Наталья Борисовна

Место проживания: Нижегородская обл. село Вад

Образовательное учреждение: МАОУ «Вадская средняя общеобразовательная школа»

Дисциплина: Химия

Учебник: Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н.; под ред. Н. Е. Кузнецовой.  Химия. -  М.: Вентана - Граф, 2010.

Название материала: Лабораторные опыты по химии в 8 классе. УМК Н.Е.Кузнецовой

Класс: 8

Краткое описание работы: Представлены разработки всего лабораторного курса  по химии в 8 классе (Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара). Даны образцы оформления лабораторных опытов с возможными ответами учеников (выделены курсивом).

Список использованной литературы:

1. Программа: Программа курса химии для  8-9 классов общеобразовательных учреждений //Авторы: Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара.- М.: Вентана – Граф, 2010 г.

2. Учебник: Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н.; под ред. Н. Е. Кузнецовой.  Химия. -  М.: Вентана - Граф, 2010.

Лабораторный опыт  №1.

Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами                                                                              

 (медь, железо, цинк, сера, вода, хлорид натрия и др.).

Цель: познакомиться с физическими свойствами различных веществ.

Оборудование:  образцы веществ с этикетками (медь, железо, цинк, сера, вода, хлорид натрия), справочные материалы.

Ход опыта:

   Рассмотрите вещества (медь, железо, сера, вода, хлорид натрия),  изучите их физические свойства, заполните таблицу.

Название вещества

Агрегатное состояние

Цвет

Плотность, г/см3

Температура 
плавления, 
°C

Температура 
кипения, 
°C

Медь

твердое

красноватый

8,96

1083

2567

Железо

твердое

серебристо-белый

7,87

1539

2750

Сера

твердое

желтый

2,07

113

Вода

жидкое

бесцветная

1,0

0

100

Хлорид натрия

твердое

белый

2,2

801

1465

  Вывод: В ходе работы познакомились с физическими свойствами различных веществ.

Лабораторный опыт  №2.

Испытание твердости веществ с помощью коллекции «Шкала твердости».

Цель: определить твердость  различных веществ.

Оборудование:  коллекция «Шкала твердости».

Ход опыта:

Определите твердость  предложенных веществ, используя коллекцию  «Шкала твердости». Начинать определение твёрдости исследуемого вещества  следует с использования из коллекции минерала с наименьшей твёрдостью по шкале Мооса, сделав черту на исследуемом предмете. Если данной минерал не оставляет следа, использовать следующий, больший по твёрдости. И так проводить исследование до тех пор, пока минерал из коллекции не оставит след на предмете. В этом случае следует попробовать сделать черту на исследуемым предметом на минерале. Если она получится, то твёрдость исследуемого предмета равна твёрдости соответствующего минерала.  Если черта от исследуемого предмета не появится, то значение твёрдости этого предмета будет средней между значением твёрдости минерала, давшего черту и значением твёрдости предыдущего минерала. Например, тальк (твёрдость 1) не оставляет следа на грануле или пластинке свинца, а гипс (твёрдость 2) даёт черту. Свинец же на гипсе не оставляет следа. Следовательно, значение твёрдости свинца будет средним между единицей и двойкой, т.е. 1,5.

Оформите  результаты в виде таблицы:

Название вещества (предмета)

Твёрдость по шкале Мооса

Медь

3

Железный гвоздь

4

Грифель карандаша (графит)

1

Стекло

5

Вывод: Испытать твердость веществ можно с помощью шкалы Мооса.

Лабораторный опыт  №3.

Примеры физических явлений: сгибание стеклянной трубки, кипячение воды, плавление парафина.

Цель: практически изучить физические явления.

Оборудование и реактивы:  спиртовка, держатель, пробирки, парафин, стеклянная трубка, вода.

Ход опыта:

Название опыта

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Сгибание стеклянной трубки

(стр. 17)

Нагревайте   тонкую стеклянную трубку, постоянно вращая ее в пламени спиртовки в течение 3-4 мин. Что вы наблюдаете?

Извлеките   трубку из пламени очень осторожно согните, доведя угол до прямого. Что вы наблюдаете?

Стекло размягчиться, прогибается  под действием собственной тяжести.

Сгибание стеклянной трубки.

Сгибание стеклянной трубки – физическое явление, т.к. не образовалось новых веществ, а изменилась форма трубки.

Кипячение воды

(стр. 17)

В пробирку налейте 2-3 мл воды. Вставьте  пробирку в держатель и нагрейте  воду до  кипения. Что вы наблюдаете?

Кипение воды, при этом вода испаряется, т.е. переход воды из жидкого агрегатного состояния в газообразное.

Кипение воды - физическое явление, т.к. не образовалось новых веществ, а изменилось агрегатное состояние вещества.

Плавление парафина

   Зажгите  свечу. Что вы наблюдаете?

Наблюдаем плавление парафина – переход из твердого агрегатного состояния в жидкое.

Плавление парафина  - это физическое явление, не образовалось новых веществ, а изменилось агрегатное состояние вещества.  

Вывод: Сгибание стеклянной трубки, плавление парафина, испарение воды – физические явления, т.к. в результате этих явлений не происходит образование новых веществ.  

Лабораторный опыт  №4.

Примеры химических  явлений: горение древесины, взаимодействие мрамора с соляной кислотой.

Цель: практически изучить химические  явления.

Оборудование и реактивы:  спиртовка, пробирки, лучинка, мрамор, соляная кислота.

Ход опыта:

Название опыта

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Горение древесины

(стр. 18)

Зажгите лучину.  Какие изменения происходят с древесиной?

Лучина обуглилась, наблюдаем появление дымка.

Горение древесины - химическое явление, т.к. образуются новые вещества. Признаки: изменение цвета, выделение  газа.

Взаимодействие мрамора с соляной кислотой

(стр. 18)

В пробирку поместите кусочек мрамора, прилейте  2  мл  соляной кислоты. Что вы наблюдаете?

Поднесем к отверстию пробирки горящую лучину. Что вы наблюдаете?  Почему гаснет пламя?

Выделение газа, уменьшение кусочка мрамора.

Она гаснет, т.е. выделяется углекислый газ, который не поддерживает горение.

Взаимодействие мрамора с соляной кислотой - химическое явление, т.к. образуются новые вещества. Признак: выделение  газа.

Вывод: Горение древесины, взаимодействие мрамора с соляной кислотой – химические  явления, т.к. в результате этих явлений происходит образование новых веществ.  

Лабораторный опыт  №5.

Изучение образцов металлов и неметаллов (серы, железа, алюминия, графита, меди и др.).

Цель: познакомиться с образцами металлов и неметаллов.

Оборудование:  образцы металлов и неметаллов.

Ход опыта:

   Рассмотрите образцы металлов и неметаллов, используя схему №3. стр. 28 , заполните таблицу:

Простые вещества

Металлы

Неметаллы

Название

Физические свойства

Название

Физические свойства

Медь

Твердое вещества красноватого цвета с металлическим блеском, без запаха,  хороший проводник тепла и электричества.

Сера

Твердое вещества желтого  цвета, без запаха.

Железо

Твердое вещества серебристо белого цвета с металлическим блеском, без запаха,  хороший проводник тепла и электричества

Графит

Твердое вещество серого цвета с металлическим блеском, без запаха.

Алюминий

Вывод: Простые вещества классифицируются на металлы и неметаллы.  

Лабораторный опыт  №6.

Изучение свойств веществ: нагревание воды, нагревание оксида кремния (IV).

Цель: изучить свойства веществ: нагревание воды и оксида кремния (IV).

Оборудование и реактивы:  пробирка, спиртовка, ложечка для сжигания, держатель, вода, кварцевый песок.

Ход опыта:

Название опыта

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Нагревание  воды

В пробирку налейте  2-3 мл воды. Вставьте  пробирку в держатель и нагрейте  воду до  кипения. Что вы наблюдаете?

Кипение воды, при этом вода испаряется, т.е. переход воды из жидкого агрегатного состояния в газообразное.

Вода  имеет низкую температуру кипения, испаряется, летуча, т.е. это   вещество молекулярного строения,

Нагревание  оксида кремния (IV)

Нагрейте  в ложечке для сжигания кварцевый песок. Что вы наблюдаете?

 

Изменений нет.

Кварц  имеет очень высокую температуру плавления (tпл  = 162100С),  т.е. это   вещество немолекулярного строения,

Вывод:  1. Различают вещества молекулярного и немолекулярного строения.

               2. Свойства веществ зависит от их строения.

Лабораторный опыт  №7.

Признаки протекания химических реакций: нагревание медной проволоки; взаимодействие растворов едкого натра и хлорида меди; взаимодействие растворов уксусной кислоты и гидрокарбоната натрия.

 Цель: изучить признаки протекания химических реакций.

Оборудование и реактивы:  пробирки, спиртовка, тигельные щипцы, медная проволока, гидроксид натрия, хлорид меди (II), уксусная кислота, гидрокарбонат натрия.

Ход опыта:

Название опыта

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Нагревание медной проволоки

(стр. 59) 

Зачищенный кусок медной проволоки зажмите тигельными щипцами нагревайте в пламени спиртовки. Что вы наблюдаете? Назовите признак химической реакции.

Появление черного налета.

Признак реакции: изменение цвета.

Взаимодействие растворов едкого натра и хлорида меди                (стр. 59)

Прилейте к 3 мл  раствора хлорида меди к раствору едкого натра. Что вы наблюдаете?

Образование голубого студенистого осадка.

Признак реакции: выпадение осадка.

Взаимодействие растворов уксусной кислоты и гидрокарбоната натрия          (стр. 59)

Прилейте 1мл  раствора  уксусной кислоты  к  порошку пищевой соды. Что вы наблюдаете?

Выделение газа.

Признак реакции: выделение газа.

Вывод:  Протекание химических реакций сопровождается  внешними признаками.

Лабораторный опыт  №8.

Типы химических реакций: разложение гидроксида меди (II); взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II), взаимодействие оксида меди (II) с раствором соляной кислоты.

 Цель: изучить типы химических реакций.

Оборудование и реактивы:  пробирки, спиртовка,  штатив, железный гвоздь, оксид меди (II), гидроксид натрия, хлорид меди (II), соляная кислота.

Ход опыта:

   

Название опыта

Что делали

Что наблюдали

Уравнение реакции. Вывод

Разложение гидроксида меди (II)                          (стр. 69) 

Заполните пробирку на 1/5 часть свежеприготовленным гидроксидом меди (II). Нагрейте в пламени спиртовки. Что вы наблюдаете? Назовите признак химической реакции и продукты реакции.  Составьте уравнение реакции, определите тип реакции.

Образование оксида меди (II)  - порошка черно цвета. На стенках пробирки образуется капли воды.

                 t

Cu(OH)2  → CuО + H2O

Признак реакции: выпадение осадка. Реакция разложения, т.к. из одного сложного вещества образуется два мене сложных вещества.

Взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II) (стр. 69)

В раствор хлорида меди (II) опустите очищенный железный гвоздь.  Что вы наблюдаете? Назовите признак химической реакции.  Составьте уравнение реакции, определите тип реакции.

Поверхность гвоздя  становиться красной – выделяется медь, голубой цвет раствора постепенно исчезает, появляется светло-зеленое окрашивание.

Fe + CuCl2 →                  FeCl2 + Cu

Признак реакции: изменение цвета.

Реакция замещения, т.к. атомы железа замещают атомы меди в сложном веществе.

Взаимодействие оксида меди (II) с раствором соляной кислоты

(стр. 69)

В пробирку с порошком оксида меди (II) прилейте 2 мл раствора соляной кислоты.  Что вы наблюдаете? Назовите признак химической реакции.  Составьте уравнение реакции, определите тип реакции.

Растворение оксида меди и образование раствора зеленого цвета.

CuO + 2HCl →                CuCl2 + H2O

Признак реакции: изменение цвета.

Реакция обмена, т.к. сложные вещества обмениваются своими составными частями.

Вывод:  Определить тип химической  реакции можно на основании количества и состава реагирующих веществ и продуктов реакции.

Лабораторный опыт  №9.

Изменение окраски индикаторов в различных средах.

 Цель: рассмотреть  изменение окраски индикаторов в различных средах.

Оборудование и реактивы:  пробирки, штатив, гидроксид натрия, хлорид меди (II), соляная кислота, вода, лакмус, фенолфталеин, метилоранж.

Ход опыта:

Добавьте по 2 капли индикаторов в растворы кислоты, щелочи, в воду. Заполните таблицу:

Название индикатора

Окраска индикатора

Нейтральная среда

Кислая среда

Щелочная среда

Лакмус

Фиолетовая

Красная

Синяя

Фенолфталеин

Бесцветная

Бесцветная

Малиновая

Метилораж

Оранжевая

Розовая

Желтая

Вывод: Индикаторы – это вещества, изменяющие окраску в различных средах.

Лабораторный опыт  №10.

Приготовление и разложение смеси железа и серы, разделение смеси нефти и воды (растительного масла и воды).

 Цель: научиться разделять смеси.

Оборудование и реактивы:  пробирки, порошок серы и железа, магнит, делительная воронка, растительное масло, вода.

Ход опыта:

Название опыта

Что делали

Что наблюдали

Вывод

 Приготовление и разложение смеси железа и серы                  (стр. 79) 

Насыпьте на лист бумаги кусочки серы и порошок железа, смешайте их стеклянной палочкой. Испытайте магнитом.

Железо притягивается магнитом, сера нет.

Разделить смесь железа и серы можно действием магнита. Это основано на магнитных свойствах железа.

Разделение смеси растительного масла и воды

Перемешайте смесь масла с водой и перелейте эмульсию в делительную воронку, закрепленную в штативе. Повернув кран делительной воронки, слейте из неё нижний слой жидкости в стакан.  Что вы наблюдаете?      

Наблюдаем расслоение: верхний слой – растительное масло, имеющее меньшую плотность, нижний – вода.

Разделить смесь малорастворимых друг в друге веществ (жидкостей) с различной плотностью можно с помощью делительной воронки.

Вывод: 1. Вещества сохраняют свои свойства после их смешивания.

              2. Способы разделения  смесей основаны на различии их свойств.

Лабораторный опыт  №11.

Исследование физических и химических свойств природных веществ (известняков).

 Цель: изучить физические и химические свойства природного известняка.

Оборудование и реактивы:  пробирки, известняк, соляная кислота.

Ход опыта:

Известняк – осадочная горная порода, строительный материал, сырье для производства извести.

Исследуйте свойства известняка по плану:

- агрегатное состояние

- растворимость в воде

- взаимодействие с соляной кислотой

Известняк – твердое вещество, нерастворимое в воде. При действии на него соляной кислоты наблюдается  выделение газа:

СаCO3 + 2HCl → СaCl2 + CO2↑ + H2O

Вывод:  Исследовали  физические  и химические свойства  природных веществ (известняков).

Лабораторный опыт  №12.

Обугливание органических веществ.

 Цель: научиться распознавать органические вещества.

Оборудование и реактивы:  лучина, спиртовка.

Ход опыта:

Зажгите лучинку. Что вы наблюдаете? Образуется черный налет. В состав древесины входит углерод, о его наличии можно судить по обугливанию органических веществ при нагревании.

Вывод:  распознать органические вещества можно пробой на обугливание.

Лабораторный опыт  №13.

Сравнение проб воды: водопроводной, из городского открытого водоема.

Цель: научиться определять прозрачность и запах воды.

Оборудование и реактивы:  цилиндр, колба, водопроводная вода, вода из открытого водоема.

Ход опыта:

1. Определение прозрачности воды.

   Возьмите  мерный цилиндр без подставки. Прилейте в него дистиллированную воду.    Поместите на печатный текст. Можно прочитать написанный текст.

   Повторите  опыт с водой, взятой из водоема. На определенной высоте текст не виден. Замерьте  высоты водного столба линейкой.    Вода в открытых водоемах сильно загрязнена и уровень прозрачности в них  очень низок. 

2. Определение интенсивности запаха воды.

В коническую колбу со стеклянной пробкой добавьте  на 2/3 ее объема воду, сильно встряхните, откройте  пробку. Отметьте интенсивность и характер запаха. Оценку дайте по баллам, приведенным в таблице.

Характеристика запаха

Интенсивность запаха (балл)

Отсутствие ощутимого запаха

0

Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами

1

Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание

2

Запах легко обнаруживается

3

Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказаться от питья

4

Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья

5

Вывод:  Научились определять прозрачность и запах воды.

Лабораторный опыт  №14.

Рассмотрение образцов оксидов (углерода (IV), водорода, фосфора, меди, кальция, железа, кремния).

Цель: познакомиться с образцами оксидов.

Оборудование и реактивы:  образцы оксидов.

Ход опыта:

Рассмотрите образцы оксидов. Установите их агрегатное состояние и цвет. Заполните таблицу, используя данные таблицы стр.116.

Оксид

Агрегатное состояние              (при н.у.)

Цвет

CO2

Газообразное

Бесцветный

H2O

Жидкое

Бесцветный

P2O5

Твердое

Белый

Cu2O

Твердое

Красный

CaO

Твердое

Белый

Fe2O3

Твердое

Красно-коричневый

SiO2

Твердое

бесцветный

Вывод: Познакомились с образцами оксидов.

Лабораторный опыт  №15.

Наблюдение растворимости оксидов алюминия, натрия, кальция и меди в воде.

Цель: изучить растворимость оксидов алюминия, натрия, кальция и меди в воде.

Оборудование и реактивы:  образцы оксидов, пробирки, вода, стеклянная палочка, штатив, лакмус.

Ход опыта:

Название опыта

Что делали

Что наблюдали

Вывод

 Наблюдение растворимости оксидов алюминия, натрия, кальция и меди в воде

(стр. 116) 

Поместите в пробирки с водой небольшие (размером меньше спичечной головки) порции оксида алюминия, натрия, кальция, меди. Размешайте стеклянными палочками. Что вы наблюдаете?

Во все пробирки добавьте по 2 капли лакмуса.

№1. Оксид алюминия

№2. Оксид натрия

№3. Оксид кальция

№4. Оксид меди

В воде не растворяется, лакмус фиолетовый, среда нейтральная.

В воде  растворяется, лакмус синий, среда щелочная.

В воде  растворяется не полностью, лакмус синий, среда щелочная.

В воде не растворяется, лакмус фиолетовый, среда нейтральная.

Оксиды характеризуются разной растворимостью в воде.

В результате растворения оксидов в воде образуются соединения разного характера.

Вывод: Изучили растворимость различных оксидов в воде.

Лабораторный опыт  №16.

Определение кислотности-основности среды полученных растворов с помощью индикатора.

Цель: изучить кислотность-основность среды полученных растворов с помощью индикатора.

Оборудование и реактивы:  образцы оксидов, пробирки, вода, стеклянная палочка, штатив, лакмус.

Ход опыта:

Название опыта

Что делали

Что наблюдали

Вывод                  Уравнения реакций

Определение кислотности-основности среды полученных растворов с помощью индикатора.

 (стр. 119) 

Поместите в пробирки с водой небольшие порции оксида алюминия, кальция, меди. Размешайте стеклянными палочками. Что вы наблюдаете?

Во все пробирки добавьте несколько капель фенолфталеина.

№1. Оксид алюминия

№2. Оксид кальция

№3. Оксид меди (II)

В воде не растворяется, фенолфталеин бесцветный, среда нейтральная.

В воде  растворяется не полностью, фенолфталеин малиновый, среда щелочная.

В воде не растворяется, фенолфталеин бесцветный, среда нейтральная.

В результате растворения основных оксидов в воде образуются растворимые основания (щелочи).

СаО + Н2О → Са(ОН)2                                 малорастворимое

Вывод: В результате растворения основных оксидов в воде образуются растворимые основания (щелочи).

Лабораторный опыт  №17.

Взаимодействие оксидов кальция и фосфора с водой, определение характера образовавшегося гидроксида с помощью индикатора.

Цель: изучить растворимость оксидов кальция и фосфора в воде, определить характер образовавшегося гидроксида с помощью индикатора.

Оборудование и реактивы:  оксиды кальция и фосфора, пробирки, вода, стеклянная палочка, штатив, лакмус.

Ход опыта:

Название опыта

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций

Вывод

Взаимодействие оксидов кальция и фосфора с водой, определение характера образовавшегося гидроксида с помощью индикатора

Поместите в пробирки с водой небольшие порции оксида кальция и фосфора. Размешайте стеклянными палочками. Что вы наблюдаете?

Во все пробирки добавьте по 2 капли лакмуса.

№1. Оксид кальция

№2. Оксид фосфора

В воде  растворяется не полностью, лакмус синий, среда щелочная.

В воде растворяется полностью, лакмус красный, среда кислая.

СаО + Н2О → Са(ОН)2

 В результате растворения основных оксидов в воде образуются растворимые основания (щелочи).

   

Р2О5 + 3Н2О → 2Н3РО4

   В результате растворения кислотных  оксидов в воде образуются кислоты.                    

Вывод: Определить характер образовавшегося оксида можно с помощью индикатора.

Лабораторный опыт  №18.

Взаимодействие оксида меди (II) и оксида цинка с раствором серной кислоты.

Цель: изучить взаимодействие оксидов меди (II) и цинка с раствором серной кислоты.

Оборудование и реактивы:   оксиды меди (II) и цинка,  серная кислота, спиртовка, пробиркодержатель, пробирки.

Ход опыта:

Название опыта

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций

Вывод

Взаимодействие оксида меди (II) и оксида цинка с раствором серной кислоты

(стр. 129)

Поместите в две пробирки небольшие количества оксида меди (II) и оксида цинка. Прилейте в каждую по 2 мл раствора серной кислоты и немного нагрейте.  Что вы наблюдаете?

Составьте уравнения соответствующих реакций.

№1. Оксид меди (II) + серная кислота

№2. Оксид цинка + серная кислота

Растворение твердого оксида меди (II), образование раствора голубого цвета.

Растворение твердого оксида цинка.

 CuO + Н2SO4 → CuSO4 + H2O

ZnO + Н2SO4 → ZnSO4 + H2O

Вывод: Основные и амфотерные оксиды взаимодействуют с кислотами.

Лабораторный опыт  №19.

Получение углекислого газа и взаимодействие его с известковой водой.

Цель: получить углекислый газ и изучить его взаимодействие с известковой водой.

Оборудование и реактивы:   прибор для получения газа, мрамор, соляная кислота, известковая вода, пробирки, штатив.

Ход опыта:

Название опыта

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций

Вывод

Получение углекислого газа и взаимодействие его с известковой водой

(стр. 129)

Соберите прибор (рис. 43).

Получите углекислый газ и пропустите его через известковую воду (раствор гидроксида кальция). Что вы наблюдаете?

Составьте уравнения соответствующих реакций.

   При взаимодействии мрамора  с соляной кислотой наблюдается появление пузырьков углекислого газа.

Известковая вода мутнеет.

СаCO3 + 2HCl → СаCl2 + CO2↑ + H2O

CO2 + Ca(OH)2  → CaCO3↓ + H2O

Вывод: Кислотные  оксиды взаимодействуют со щелочами. 

Лабораторный опыт  №20.

Взаимодействие металлов (магния, цинка, железа, меди) с растворами кислот.

Цель: изучить его взаимодействие металлов (магния, цинка, железа, меди) с растворами кислот.

Оборудование и реактивы:   металлы, раствор соляной кислоты, пробирки, штатив.

Ход опыта:

Название опыта

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций

Вывод

Взаимодействие металлов (магния, цинка, железа, меди) с растворами кислот

 (стр. 131)

В четыре пробирки поместите по одной гранулы металлов: магния, цинка, железа и меди. К металлам прилейте раствор соляной кислоты.

Что вы наблюдаете?

Составьте уравнения соответствующих реакций.

№1. Магний  + соляная кислота

№2. Цинк  + соляная кислота

№3. Железо  + соляная кислота

№4. Медь  + соляная кислота

Бурное выделение газа.

Активное выделение газа.

Газ выделяется на поверхности металла.

Газ не выделяется.

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2

Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2

Fe + 2HCl → FeCl2 + H2

Медь не реагирует с растворами кислот.

Вывод: Металлы, стоящие в ряду активности металлов до водорода, вытесняют водород из растворов кислот.

Лабораторный опыт  №21.

Взаимодействие растворов кислот со щелочами.

Цель: изучить  взаимодействие растворов кислот со щелочами.

Оборудование и реактивы:   растворы  соляной кислоты и гидроксида натрия, лакмус, пробирки, штатив.

Ход опыта:

Название опыта

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций

Вывод

Взаимодействие растворов кислот со щелочами

 (стр. 132)

К 2 мл раствора соляной кислоты добавьте 2 капли лакмуса. Как изменилась окраска индикатора?

Затем по каплям прилейте раствор гидроксида натрия и проследите изменение окраски. Дайте объяснения последовательному изменению окраска.  

Лакмус окрасился в красный цвет.

Лакмус окрасился в фиолетовый цвет.

Среда кислая.

Среда нейтральная.

По мере приливании щелочи происходит нейтрализация кислой середы и возникает нейтральная среда.

NaOH+ HCl → NaCl + H2O

Вывод: В результате обменного взаимодействия кислоты и щелочи происходит нейтрализация среды (реакция нейтрализации).

Лабораторный опыт  №22.

Взаимодействие растворов кислот с нерастворимыми основаниями.

Цель: изучить  взаимодействие растворов кислот с нерастворимыми основаниями.

Оборудование и реактивы:   растворы  серной  кислоты и гидроксида железа (III),  пробирки, штатив.

Ход опыта:

Название опыта

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций

Вывод

Взаимодействие растворов кислот с нерастворимыми основаниями

(стр. 132)

К гидроксиду железа (III) прилейте 2 мл раствора серной кислоты. Что произошло с осадком   гидроксида железа (III)?

Растворение бурого  осадка, образование раствора коричневатого  цвета.

2Fe(OH)3 + 3H2SO4 → Fe2(SO4)3+ 6H2O

Вывод: Кислоты реагируют с нерастворимыми основаниями.

Лабораторный опыт  №23.

Получение нерастворимых оснований и исследование их свойств (на примере гидроксида меди (II)).

Цель:  получить гидроксид меди (II) и провести реакции, характерные для него.

Оборудование и реактивы: растворы соляной кислот, гидроксида натрия, сульфата меди (II), спиртовка, пробирки, пробиркодержатель.

Ход опыта:

Название опыта

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций

Вывод

Получение гидроксида меди (II)

 (стр. 137)

В 2 мл  раствора сульфата меди (II) добавьте  по каплям раствор гидроксида натрия. Что вы наблюдаете?  Запишите уравнение реакции.

Образование студенисто-голубого осадка.

CuSO4 + 2NaOH → Na2SO4 + Cu(OH)2

Взаимодействие гидроксида меди (II) с кислотами

(стр. 137)

   Разделите полученный осадок на две части. Добавьте к одной части  по каплям раствор соляной кислоты. Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции.  

Растворение студенисто-голубого осадка, образование раствора голубого цвета.

Cu(OH)2 + 2HCl → CuCl2 + H2O

Разложение гидроксида меди (II) при нагревании (стр. 137)

 Нагрейте гидроксид меди (II). Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции.  

Образование порошка черно цвета и капелек воды.

                     t

Cu(OH)2  → CuО + H2O

Вывод: 1. Получить нерастворимые основания можно реакцией взаимодействия солей со щелочами.

2. Нерастворимые основания разлагаются при нагревании и взаимодействуют с кислотами.

Лабораторный опыт  №24.

Отбеливающие свойства хлора.

Цель:  изучить отбеливающие свойства хлора.

Оборудование и реактивы: хлорная вода, синяя лакмусовая бумажка, окрашенная чернилами хлопчатобумажная ткань, пробирки.

Ход опыта:

В пробирку со свежеприготовленной хлорной водой опустите синюю лакмусовую бумажку и окрашенную чернилами хлопчатобумажную ткань. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.

Через некоторое время наблюдаем обесцвечивание ткани и бумажки.

Отбеливающие свойства хлора объясняются протеканием двух последовательных реакций:

1) Cl2 + H2O → HCl + HClO (хлорноватистая кислота)

2) HClO → HCl + O (атомарный кислород)

Атомарный кислород – сильнейший окислитель. Он окисляет  красители и тем самым отбеливает материалы.

 Вывод: Хлор обладает отбеливающими свойствами.

Лабораторный опыт  №25.

Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей.

Цель:  изучить реакцию взаимного вытеснения галогенов из растворов их солей.

Оборудование и реактивы: иодид калия, хлорная вода, пробирки.

Ход опыта:

Прилейте к раствору иодида калия хлорную воду. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.

В пробирке с иодидом калия выделился иод.

2KI + Cl2 → I2 + 2KCl

 Вывод: Более активный галоген вытесняет менее активный галоген из растворов его солей.

Лабораторный опыт  №26.

Распознавание соляной кислоты и хлоридов, бромидов, иодидов.

Цель:  научиться распознавать хлорид-, бромид-, иодид - ионы.

Оборудование и реактивы: растворы нитрата серебра, соляной кислоты, хлорида натрия, иодида калия, бромида натрия, пробирки.

Ход опыта:

Название опыта

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций

Вывод

Распознавание соляной кислоты

 (стр. 216)

В 2 мл  раствора соляной кислоты добавьте  по каплям раствор нитрата серебра. Что вы наблюдаете?  Запишите уравнение реакции.

Образование белого творожистого  осадка.

AgNO3 + HCl → AgCl↓+ HNO3

Распознавание хлоридов

 (стр. 216)

В 2 мл  раствора хлорида натрия добавьте  по каплям раствор нитрата серебра. Что вы наблюдаете?  Запишите уравнение реакции.

Образование белого творожистого  осадка.

AgNO3 + NaCl →AgCl↓+NaNO3

Распознавание бромидов

В 2 мл  раствора бромида натрия добавьте  по каплям раствор нитрата серебра. Что вы наблюдаете?  Запишите уравнение реакции.

Образование желтоватого творожистого  осадка.

AgNO3 +NaBr →AgBr↓+ NaNO3

Распознавание иодидов

В 2 мл  раствора иодида калия  добавьте  по каплям раствор нитрата серебра. Что вы наблюдаете?  Запишите уравнение реакции.

Образование желтого творожистого  осадка.

AgNO3 + KJ→ AgJ↓+ KNO3

 Вывод: 1. Нитрат серебра – реактив на соляную кислоту и на хлориды, бромиды, иодиды.

2. С помощью этих качественных реакций можно распознать хлорид-, бромид-, иодид - ионы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа "Получение соляной кислоты и опыты с ней" 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой.

Данная  карточка-инструкция  для  выполнения  практической  работы  позволяет закрепить  знания  полученные  учащимися  при  изучении темы ...

Рабочая программа по химии 10 класс (базовый уровень) ( УМК Кузнецовой Н.Е.)

Рабочая программа учебного курса по химии для 10 класса разработана на основании федерального компонента государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования по ...

Рабочая программа по химии 10 класс( профильный уровень) ( УМК Кузнецова Н.Е.)

Рабочая программа учебного курса по химии для 10 класса разработана на основании федерального компонента государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования по ...

Рабочая программа по химии 11 класс( базовый уровень) ( УМК Кузнецовой Н.Е.)

Рабочая программа составлена на основании «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствующей ф...

Оценочные материалы по учебному предмету "Химия" 8 класс (УМК Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гара)

Оценочные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 8 класса федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии.Основной целью контроля знан...

Оценочные материалы по учебному предмету "Химия" 9 класс (УМК Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гара)

Оценочные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 9 класса федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии.Основной целью контроля знан...