Главные вкладки

    Использование опорных схем и схем-конспектов на уроках химии
    план-конспект занятия по химии (8 класс) на тему

    Химия наука "зубрительная", чтобы облегчить восприятие и запоминание использую различные схемы. 

    Они могут использоваться при изучении нового материала, на  обобщающих уроках,при самостоятельном изучении темы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ispolzovanie_opornykh_skhem.docx354.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Департамент образования администрации г. Братска

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 15»

    муниципального образования города Братска

    Использование опорных схем

    и схем-конспектов на уроках химии

    Образовательная область: естествознание

     Ляхова С.Т.                  

    Учитель I квалификационной

    категории

    2015 год

    Одной из основных целей химического образования является система формирования химических знаний, как компонента естественно научных знаний об окружающем мире и его законах.

    Проблема нехватки времени на освоение учебного материала является наиболее острой, особенно на первых этапах изучения неорганической и органической химии, т.е. в 8 и 10 классах учащиеся с большим трудом усваивают большой объем теоретического материала. Не хватает времени на закрепление и отработку знаний и умений. Что бы там не говорили, химия – наука «зубрительная», поэтому умение раскладывать свои знания (выстраивать понятия) очень важно. Информация легче запоминается в случае ее группировки в блоки, обобщающие схемы, схемы-конспекты и т.п.

    Химия наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения. Поэтому особое внимание следует обратить на взаимосвязь между структурными понятиями «вещество», «состав», «строение», начиная с первых уроков и усложняя на протяжении последующих лет.

    Вещество

    состав

    строение

    - размеры и массы атомов

    - расположение атомов и молекул

    - химический элемент и формула

    - связь между частицами

    - простые и сложные вещества

    - расстояние между частицами

    Свойства

    физические

    химические

    Значение и применение

    А в 10 классе изучая положения теории строения органических веществ А.М. Бутлерова эта схема отражается в положении «Свойства веществ зависят не только от того, какие атомы и сколько их входит в состав молекул, но и от порядка их соединения (строения)».

    На самом первом этапе овладения химическим языком учащиеся часто путают понятия: коэффициент и индекс. Простая опорная схема снимает эту путаницу.  

    Символы

    5H2SO4

    коэффициент

    символы

    При изучении тем «Кислород», «Водород», «Вода» составляется обобщающая схема.

    Исходя из содержания можно выделить блоки:

    1. Кислород – химический элемент.
    2. Получение кислорода.
    3. Физические свойства кислорода.
    4. Химические свойства кислорода. Оксиды.

    Обобщение знаний о применении кислорода целесообразно проводить на основе схемы, помещенной в учебнике.

    Основные классы неорганических веществ одна из ключевых тем курса химии 8 класса. Здесь необходимо изучить, систематизировать знания учащихся, показать генетическую связь между веществами, принадлежащими к разным классам, познакомить учащихся с классификацией неорганических веществ; продолжить формирование логического мышления, умения самостоятельно проводить практические исследования, делать на их основе правильные теоретические выводы.

    В данной теме ученики работают по материалам опорных конспектов. Для учащихся усвоивших тему предлагается в качестве закрепления составить свои фрагменты обобщающих таблиц.

    Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород в степени окисления  -2

    Несолеобразующие оксиды: СО, NO, N2O, SiO,

    Гидроксиды – сложные вещества, содержащие в своем составе гидроксид – ион (ОН-)

    Основания – сложные вещества, состоящие из атомов металла и группы ОН

    Кислоты – сложные вещества,  состоящие из атомов водорода и кислотного остатка

    Трудный материал, который связан с видами связи и кристаллическими решетками, связан со следующей схемой

    В некоторых случаях использую геометрическую схему – круги Эйлера. Эта схема помогает мне находить и делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями, помогает изобразить отношение между каким-либо множеством и его частью. Автор метода – ученый Леонард Эйлер. Он так говорил о названных его именем схемах «Круги подходят для того, что бы облегчить наши размышления».

    В курсе органической химии используются схемы-конспекты, которые активизируют мысль ученика, помогают ему самому проанализировать изученное, сделать обобщения, выводы. Активизируя зрительный канал восприятия информации, в памяти учащихся закрепляется изученная тема. Данный прием в свое время использовали В.Ф. Шаталов, Н. Гузик. Насколько видоизменив применяю в соей практике. Методика работы включает несколько этапов:

    • Знакомство с темой. Вывешивается или раздается каждому ученику опорный конспект, учитель в виде рассказа знакомит с содержанием.
    • Работа в тетради с объяснением учителя; создание своей схемы-конспекта.
    • Учащиеся проговаривают свою схему, получают информацию в целом.
    • Отработка темы, закрепление, углубление данного материала.

    В школьном курсе органической химии последовательно рассматриваются классы органических соединений:

    • Предельные углеводороды
    • Непредельные (ряда этилена)
    • Непредельные (ряда ацетилена)
    • Ароматические углеводороды
    • Спирты
    • Альдегиды
    • И т.д.

    В данном материале встречаются близкие по структуре и форме темы, но наполненные в каждом блоке особенным содержанием. Можно выделить общее:

    • Представители класса
    • Тип гибридизации и строение
    • Гомологический рад
    • Номенклатура и изомерия
    • Физические и химические свойства
    • Получение и применение

    Усвоив общую схему одного из классов гораздо легче систематизировать следующий материал. Использование схем-конспектов имеет достоинства - ребята заняты, слушают, записывают, запоминают.

    Форма каркаса, данная учителем, может быть изменена. Это могут быть рисунки, цифры, текст. Данные схемы-конспекты можно использовать при изучении нового материала, закреплении, самостоятельного изучения и при подготовке к ЕГЭ.

            

            

            

            

            

            

    В основе нового ФГОС лежит системно-деятельностный поход, который предъявляет к учителю новые требования. Учитель должен быть профессионалом, демонстрировать универсальные и предметные способы действия, инициировать пробные действия учащихся, искать способы включения в работу каждого ученика, создавать условия для приобретения детьми жизненного опыта. Значит, урок химии 21 века должен отражать не только содержание предметной области «химия», но и быть ориентированным на исследование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

    Информационно-коммуникативные технологии становятся важнейшими инструментами в работе учителя и учеников. Современный урок немыслим  без работы в операционной системе WINDOWS, без работы в компьютерных сетях, без презентаций. Презентация – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, видеоматериалы. Данная информация легче воспринимается и запоминается.

    Например, при решении задач удачным способом является использование презентаций с предоставлением алгоритмов решения.

    Задача 1. Какая масса СаО потребуется для получения Са(ОН)2 массой 37 г

    Последовательность действий

    1. Написать уравнение химической реакции.

    2.  Данные из условия задачи записать над уравнением реакции

    3.    Под формулами написать

           а) количество вещества (n)

           б) молярную массу (M)

           в) массу вещества, исходя

             из формулы m= M  · n

    4.    Составить пропорцию

                                                             

    1. Решить пропорцию

    6.    Записать ответ

    Решение задачи

    1. CaO + H2O =Ca (OH)2

          X г                     37 г

    2. CaO + H2O =Ca (OH)2

     

          Хг                    37г

    3. СaO + H2O =Ca (OH)2

      1 моль               1 моль

      56г/моль          74г/моль

      56г                   74г

    4.  Х   =  37

         56      74

    1. х= 56·37:74 = 28г
    2. Для получения гидроксида кальция массой 37г потребуется оксид кальция массой 28г.

     В кабинете создана картотека презентаций, используемых на уроках. Стали традиционными уроки-конференции: «Химия в быту» - 11 класс, «Нефть и способы ее переработки» - 10 класс, «Вред курения» - 9 класс. Учащиеся самостоятельно составляют презентацию и представляют ее на уроке.

    Совмещение видео, аудио и текстового материала, комплексное освещение темы, использование схем, схем-конспектов, обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его осмыслению, повышает мотивацию учения.

    Литература:

    1. А.Ю.Стахеев. Вся химия в 50 таблицах.
    2. Г.С.Качалова Химия в школе.1999№6 с14

    Обобщающие схемы как средство реализации системного подхода в обучении

    1. Н. Е. Варавва Химия  в схемах и таблицах. М.:ЭКСМО, 2012г.
    2. Интернет ресурсы http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/obobshchayushchie-ttablitsi-i-opornye-skhemy-po-khimii
    3. И.И. Супоницкая  Н.И. Гоголевская Обобщающие и опорные схемы по химии:

    методика конструирования и использования, примеры схем с описанием.Москва изд.МГПУ 2003

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

    Технология С.Н. Лысенковой: перспективно - опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении и презентация  урока в 6 классе по учебнику Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерс...

    Использование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках химии

    Состояние здоровья учащихся за минувшее десятилетие существенно не изменилось, несмотря на созданную государственную политику в области сохранения и укрепления здоровья нации, вклад образовательных, м...

    Использование "Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов" на уроках химии

    Тематическое планирование по химии 9 класса по теме "Неметаллы" УМК Габриелян О.С. 9 класс (базовый уровень)В настоящее время во многих учебных заведениях, и в нашем в том числе, наблюдается смещение ...

    Использование опорных схем на уроках письма и развития речи в 5-9 классах отделения коррекционного обучения VIII вида.

    Поиски способов, облегчающихся обучающимся понимание и запоминание материала привело к мысли создать опорные схемы, которые на глазах детей находят графические выражение, это и материал для активизаци...

    Использование опорных схем и рисунков на уроках географии и биологии

    ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯС ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ И РИСУНКОВНА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ, БИОЛОГИИ...

    «Использование опорных схем на уроках географии и биологии, как средство достижения предметных и метапредметных результатов» (статья)

    В основе формирования универсальных учебных действий лежит умение учиться. Главная задача учителя на современном этапе – не дать объем знаний, а  научить детей учиться, формировать потребность в ...

    Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок по системе В.Ф. Шаталова с использованием опорной схемы. Тема: Государство на берегах Нила.

    Урок по системе В.Ф. Шаталова с использованием опорной схемы. В.Ф. Шаталов разработал  и воплотил на практике методику использования структурно - логических схем (СЛС), особенностью которого явля...