Рабочая программа по химии для 8 класса к учебнику О.С.Габриеляна
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Мизерина Ирина Валерьевна

 

Рабочая программа по химии
8 класс (базовый уровень)

Составитель: Мизерина Ирина Валерьевна,
учитель химии
высшей квалификационной категории


УМК для реализации рабочей учебной программы.
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс.» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 16-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2013

Место предмета в базисном учебном плане.
Данная программа для IIIV класса рассчитана на 68 часов, из расчета – 2 учебных часа в неделю.
Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду естественно-научных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089);
  • Федерального базисного учебного плана  РФ № 1312 от 09.03.2004;
  • Учебного плана ОУ;
  • Примерной  программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном  процессе в общеобразовательных учреждениях;

Структура документа. 

Программа включает разделы:

 *пояснительную записку

 *содержание курса. Место предмета в ФБУП

* требования к уровню подготовки учащихся (результатам обучения);

*критерии выставления отметок;

* Контрольно-измерительные материалы

*краткую характеристику классного коллектива

*перечень учебно-методического обеспечения.

*список литературы (для учителя и учащихся)

*календарно-тематический план

Статус учебной программы.

  Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. 
 Данная программа выполняет две основные функции: 


Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами обществознания. 
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. 
 Данная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом использован  собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. 

Общая характеристика учебного предмета.

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения  веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Весь материал структурирован по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь. Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал -  химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

 Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования -  атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации. Примерная программа выполняет две основные функции.

Распределение часов по темам составлено по авторской программе с использованием резервного времени. Формулировка названий разделов и  тем – соответствует  авторской программе

Тема урока совпадает с названием параграфа учебника, Все демонстрации,  лабораторные опыты взяты из Примерной программы.

 Подобная организация обучения будет способствовать решению основных задач – дать ученикам прочную основу химического образования, углубить интерес к химии, способствовать ее научному пониманию, содействовать в выборе будущей профессии.

Формы, методы и технологии обучения.

Реализация данной программы рассчитана на использование традиционных технологий образования, а так же методов современных образовательных технологий. С использованием следующих  форм работы, таких как: лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, решение задач, работа с книгой. Методов: проблемный метод, проектный метод, развивающее обучение, информационно-комуникативные  методы, объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частичнопоисковый, или эвристический, метод; исследовательский метод.

В реализации данной программы используются следующие средства:

  • учебно-лабораторное оборудование;
  • учебно-производственное оборудование;
  • дидактическая техника;
  • учебно-наглядные пособия;
  • технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;
  • компьютерный класс;
  • организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.)

Контроль за уровнем ЗУН представляет проведение практических работ, контрольных работ, как в традиционной, так и в тестовой формах.

Учебники данного автора   включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.

Рекомендуемая литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе.

Дополнительный список соответствует рекомендуемым   автором учебной программы.

Содержание курса. Место предмета в ФБУП.

Данная программа для IIIV  класса рассчитана на 68 часов, из расчета – 2 учебных часа в неделю.

   Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду естественно-научных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  2. овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  3. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  4. воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  5. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

1. Познавательные. 

  • умение самостоятельно и осознанно организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с заданной целью;
  • умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
  • умение определять причинно-следственные связи и использовать их для анализа;
  • умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
  • умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения творческих и поисковых задач;
  • умение применять элементарные приёмы исследовательской деятельности;
  • умение создавать собственные модели объектов, процессов и явлений, проекты как результат исследовательской деятельности, в т.ч. с использованием информационных технологий.

2. Информационно-коммуникативные. 

  • поиск необходимой информации по заданной теме с использованием источников различного типа;
  • извлечение необходимой информации из источников, определение первостепенной информации;
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации;
  • умение развёрнуто обосновывать и аргументировать суждения;
  • умение свободной работы с текстом разных стилей, владение навыками редактирования текста, создания собственного текста;
  • использование информационных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений.

3. Рефлексивные. 

  • понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
  • объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих личностных качеств;
  • владение навыками коллективной деятельности в части организации и участия в ней;
  • оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности;
  • умение отстаивать свою гражданскую позицию;
  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования.

Основное содержание

 (68 ч)

Введение (6 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

ТЕМА 1

Атомы химических элементов (10 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

ТЕМА 2

Простые вещества (7 ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».

Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

ТЕМА 3

Соединения химических элементов (14 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

ТЕМА 4

Изменения, происходящие с веществами (13 ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

ТЕМА 6

Растворение. Растворы.

Свойства растворов электролитов (18 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Требования к уровню подготовки учащихся ( результатам обучения) по данному курсу.

В результате изучения данного предмета в 8 классе

Учащийся должен знать:

  •  основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества),
  • основные сведения о строении атомов элементов малых периодов,
  • основные виды химической связи,
  • типы кристаллических решеток,
  • факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия,
  • типологию химических реакций по различным признакам,
  • сущность электролитической реакции,
  • названия, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений в свете электролитической диссоциации и с позиций окисления – восстановления.

Учащиеся должны уметь:

  1. Применять следующие понятия: химический элемент, атомы, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная  и молекулярная массы, количества вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химической реакции, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;
  2. Разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно – восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между ставом вещества и его свойствами;
  3. Обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
  4. Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий. Вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции

Следовать правилам:

  1. Пользования химической посудой и лабораторным оборудованием (пробирками, химическими стаканами, воронкой, лабораторным штативом, нагревательными приборами).
  2. Работы с концентрированными кислотами и их растворами, щелочами и негашеной известью, водородом, метаном (природным газом), бензином, ядохимикатами, минеральными удобрениями, в соответствии с инструкциями по выполнению химических опытов.
  3. Нагревания, отстаивания, фильтрования и выпаривания.
  4. Получения и собирания кислорода, водорода, оксида углерода (IV).
  5. Оказания помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. безопасного обращения с веществами и материалами;
  2. экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  3. оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  4. критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  5. приготовления растворов заданной концентрации.

Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.

Оценка устного ответа

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;

- отсутствие ответа на задание.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима

Учебно-методическое обеспечение.

Средства обучения.

 УМК

  Компьютер

  Internet

 М/М-проектор

 Интерактивная доска

УМК для реализации рабочей учебной программы.

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс.» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 16-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2013

Данный учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы - это  целостная система, в ее состав входят учебная программа, учебник для учащихся.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:

    1.Специализированный класс химии (лаборантская, вытяжной шкаф, специализированные столы, немеловая доска).

    2.Стенды:

-«Периодическая система Д.И. Менделеева»

-«Таблица растворимости»

-«Техника безопасности»

-Набор портретов ученых-химиков

    3. Химическое оборудование и реактивы.

    4. Противопожарная сигнализация.

    5. Интерактивное оборудование компьютерного класс

    6. интернет ресурсы

    7. CD    диски.

 Информационно – методическое обеспечение

Основная литература:

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
  2. «Химия. 8 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.  – 16-е изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2010. – 270, [2] с. : ил.
  3. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2008.
  4. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158, [2] с.
  5. «Химия.  8 кл» Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с. : ил.
  6. Авторская  программа О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010г.).

Дополнительная литература:

  1. «Занимательные опыты по химии» , В.Н.Алексинский — М. «Просвещение»,1995
  2. Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна Химия. 8 класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 159, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект).
  3. Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005. – 256с.  
  4. Глинка Н.Л. Общая химия. Издательство «Химия», 1979
  5. «Химия и повседневная жизнь человека», Г.В.Пичугина — М.:Дрофа,2006
  6. «Дидактические игры при обучении химии», Г.И.Штремплер, Г.А.Пичугина- М.:Дрофа,2003
  7. «Я иду на урок химии», М.: «Первое сентября»,2002
  8. М.Ю. Горковенко. Поурочные разработки по химии. 8 класс. - М.: ВАКО, 2005.
  9. О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2003.
  10. О.С. Габриелян. Химия: 8 класс: контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2005.
  11. О.С. Габриелян. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 класс. – М.: Дрофа, 2004.
  12. Н.П. Троегубова. Контрольно-измерительные материалы. Химия. 8 класс. – М.: ВАКО, 2011

Электронные ресурсы:

  1. Мультимедийное пособие «Химия – 8 класс» («Просвещение»)
  2. Мультимедийное пособие «Атом и молекула», (Электронные уроки и тесты)
  3. Мультимедийное пособие «Вещества и их превращения», (Электронные уроки и тесты)
  4. Мультимедийное пособие «Сложные химические соединения в повседневной жизни», (Электронные уроки и тесты)
  5. Мультимедийное пособие «Кислоты и основания», (Электронные уроки и тесты)
  6. Мультимедийное пособие «Соли», (Электронные уроки и тесты)
  7. Мультимедийное пособие «Водные растворы», (Электронные уроки и тесты)
  8. Мультимедийное пособие «Виртуальная химическая лаборатория – 8 класс»
  9. Мультимедийное пособие «Химия для всех XXI, Химические опыты со взрывами и без», (1С Образовательная коллекция)
  10. «Химия 4 в 1, Химия вокруг нас»,
  11. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
  12. http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».
  13. http://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Химия".
  14.  www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
  15.  www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
  16.  http://nsportal.ru – социальная сеть работников образования
  17.  http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
  18. http://uchkopilka.ru – «Учительская копилка»
  19. http://pedsovet.su/ - «Педсовет» - сообщество взаимопомощи учителей

Контрольно-измерительные материалы

Приложение № 1  

Промежуточная работа № 1

Вариант 1

1. В каком ряду расположены сложные вещества?

1)S, Аl, N2

2)СO2, Fе, Н2O

3)НNО3, СаО, РН3

4)Si, Р4, Fе2O3

2. Каков количественный и качественный состав молекулы серной кислоты Н24?

1) 1 атом водорода, 1 атом серы, 4 атома кислорода

2) 2 атома водорода, 1 атом углерода, 4 атома кислорода

3) 2 атома водорода, 1 атом серы, 4 атома кислорода

4) 2 атома кислорода, 1 атом серы, 4 атома водорода

3. Какова относительная молекулярная масса молекулы С2Н2O4?

1)130

2)29

3)90

4)49

4. Какое соединение обладает наибольшей относительной молекулярной массой?

1)МgO

2)ВаО

3)S

4)SгО

4)СаО

5. Установите соответствие.

Молекулярная формула

Количественный и качественный состав вещества

А. НВг

Б. С2Н2

В. РbО

Г. СS2,

1) 2 атома углерода и 2 атома водорода

2) 1 атом водорода и 1 атом бора

3) 1 атом свинца и 1 атом кислорода

4) 1 атом водорода и 1 атом брома

5) 1 атом серы и 2 атома углерода

6) 1 атом углерода и 2 атома серы

6. Вычислите соотношение масс и массовые доли элементов в соединении К2СгО4. (хромат калия).

  1. Неметаллы для завершения слоя легче:
  1. отдают электроны; 2) принимают электроны; 3) отдают или принимают электроны; 4) у них слой завершённый.
  1. Неметаллы занимают в периодической системе:

1) нижний левый угол; 2) верхний правый угол; 3) первые три периода целиком; 4) нижнюю часть ПСХЭ.

7.В обычном состоянии – жидкое вещество:

  1. хлор; 2) водород; 3) бром; 4) иод.

8.Инертный газ:

1) азот; 2) ксенон; 3) кислород; 4) фтор.

9.  Газ, который используют для изготовления световой рекламы:

1) гелий; 2) неон; 3) аргон; 4) ксенон.

10.  Аллотропной модификацией кислорода является:

1) азот; 2) озон; 3) дейтерий; 4) гелий.

11. Выберите неправильное суждение:

1) кислород – газ без цвета; 2) озон имеет бледно-фиолетовый цвет; 3) кислород имеет голубоватый цвет; 4) озон имеет «запах грозы»

12. Установите соответствие между аллотропным видоизменением углерода и свойствами, которыми эта модификация обладает:

МОДИФИКАЦИЯ                                        СВОЙСТВО

1) графит                                                А) мягкий

2) алмаз                                                Б) не проводит ток

                                                        В) электропроводный

                                                        Г) твёрдый

                                                        Д) имеет металлический  блеск                                    

Вариант 2

1. В каком ряду расположены сложные вещества?

1)S, Аl, N2

2)СO2, Fе, Н2O

3)НNО3, СаО, РН3

4)Si, Р4, Fе2O3

2. Каков количественный и качественный состав молекулы гидрокарбоната кальция Са(НСО3)2?

1) 1 атом водорода, 1 атом углерода, 3 атома кислорода,

1 атом кальция

2) 2 атома водорода, 1 атом углерода, 6 атомов кислорода, 1 атом калия

3) 2 атома водорода, 2 атома углерода, 6 атомов кислорода, 1 атом кальция

4) 5 атомов кислорода, 3 атома углерода, 3 атома водорода, 1 атом кальция

3. Какова относительная молекулярная масса молекулы Н2СгO4?

1)117                                                     2)118

3)101,5                                                  4)69

4. Какое соединение обладает наименьшей относительной молекулярной массой?

1)ТеО3                                                   2)SеО3

3)SO3                                                     4)РоO3

5. Установите соответствие.

Молекулярная формула

Количественный и качественный состав вещества

А.НСl

Б. С6Н10

В.NО

Г. РН3

1) 6 атомов серы и 10 атомов водорода

2) 1 атом водорода и 1 атом хлора

3) 1 атом фосфора и 3 атома водорода

4) 1 атом водорода и 1 атом хрома

5) 1 атом азота и 1 атом кислорода

6) 6 атомов углерода и 10 атомов водорода

6. Вычислите соотношение масс и массовые доли элементов в соединении Na2SiO3 (силикат натрия).

7.Металлы для завершения слоя:

1) отдают электроны; 2) принимают электроны; 3) отдают или принимают электроны; 4) у них слой завершённый.

8.   Связь в металлах между катионами осуществляют:

1) свободные электроны; 2) анионы; 3) протоны; 4) нейтроны.

9.  Самый пластичный из драгоценных металлов:

1) серебро;   2) платина;   3) золото;   4) ртуть.

10.Медь алхимики считали символом:

1) Венеры;   2) Марса;   3) Солнца;   4) Сатурна.

11.   Наиболее мягкий металл:

1) хром; 2) титан; 3) молибден; 4) свинец.

12.  Обладает наибольшей электропроводностью:

1) железо; 2) золото; 3) алюминий; 4) серебро.

13.  Расставьте перечисленные металлы в порядке увеличения плотности:

1) медь; 2) железо; 3) свинец; 4) алюминий; 5) золото.

Ответ дайте в виде последовательности цифр.

Приложение № 2  

Промежуточная работа № 2

Вариант 1.

 1. Перепишите названия и составьте формулы веществ:

нитрат натрия, оксид меди (II), гидроксид кальция, сульфат калия, иодид магния.

 2. Перепишите формулы и дайте названия веществам:

Na2SiO3,  H2SO4,  Al(OH)3,  SO3,  H3PO4,  FeCl3.  

 3. Составить уравнения реакций, определить тип реакции:

а)   оксид меди (II)  +   соляная кислота =  хлорид меди (II)  +  вода

б)   железо  +  нитрат меди (II)  =  нитрат железа (II)  +  медь

 4.  Решите задачу: определите массу фосфида магния  (Mg3P2), которая может быть получена при взаимодействии 7,2 г магния с фосфором.

Вариант 2.

 1. Перепишите названия и составьте формулы веществ:

нитрат калия, оксид железа (II), гидроксид бария, сульфат натрия, хлорид магния.

 2. Перепишите формулы и дайте названия веществам:

К2SiO3,  H2SO3,  Са(OH)2,  SO2,  HNO3,  FeCl2.  

 3. Составить уравнения реакций, определить тип реакции:

а)   оксид цинка    +   соляная кислота =  хлорид цинка   +  вода

б)   алюминий   +  кислород  =  оксид алюминия

 4.  Решите задачу: определите массу фосфида магния (Mg3P2),  которая может быть получена при взаимодействии  15,5 г фосфора с магнием.

  Приложение № 3

Итоговая работа

Вариант 1

1. К химическим явлениям относится процесс

1) измельчения сахара до состояния пудры

2) превращение воды в лёд

3) появление воды на крышке чайника

4) горение свечи

2. Относительная молекулярная масса молекулы С2Н2О4 равна

1) 130            2) 90             3) 29            4) 49

3. С раствором соляной кислоты реагируют оба вещества:

1)  Zn и  CuO                    3)  K2CO3  и  SO2

         2)  S и  CO2                                 4)  NaOH и Ag

4.Степень окисления серы равна + 4 в соединении

1)  Na2S        2)  SO2         3) H2SO4        4) CaS

5. Общим в строении атомов элементов 3 периода является

1) число электронов  на внешнем энергетическом уровне  

         2) величина зарядов ядер атомов

3) число электронов в атоме

         4) число электронных слоёв

6.Укажите распределение электронов по энергетическим уровням в атоме серы

1)  2,  8,  8          2)  2,  8,  4             3)  2,  8,  6            4)  2, 6

7.Фенолфталеин окрасится в малиновый цвет в растворе вещества, формула которого

1)  HNO3        2)  BaCl2        3)  KOH          4) Ca(NO3)2

8.Наибольшее число ионов образуется в растворе при диссоциации 1 моль

1) AlCl3           2)  Mg(NO3)2           3) H2SO4        4) KOH

9.Укажите формулу соединения с ионной связью

1) О3         2) KBr          3)  СF4          4)  N2

          10.Сумма коэффициентов в уравнении реакции:

       CuO  +  Al  →  Cu  +  Al2O3       равна

1) 7               2) 5                    3)  8               4)  9

          11.Установите соответствие между формулой вещества и классом неорганических веществ

   

 ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА                    КЛАСС  НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

1) K2SO4                                                              А)  основные оксиды

2) H2SiO3                                                             Б)   кислоты

3) NaOH                                                               В)   соли

4) K2O                                                                  Г)   щёлочи

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам

1

2

3

4

        12.Установите соответствие между уравнением реакции и типом химической реакции

УРАВНЕНИЕ                                                                        ТИП РЕАКЦИИ

         1)  O2  +  4NO2  +  2H2O  =   4HNO3                                  А)  реакция разложения

2)  AgNO3  +  HCl  =  AgCl  +  HNO3                                 Б)  реакция соединения

3)  CaCO3  =  CaO  +  CO2                                                   В)  реакция замещения

4)  Fe  +  CuSO4  =  FeSO4  +  Cu                                        Г)  реакция обмена                                                                    

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам

1

2

3

4

13.Составьте уравнение реакции горения алюминия. Вычислите, какой объём кислорода (н.у.) потребуется для полного сжигания  54 г алюминия.

14.Запишите уравнения реакций согласно цепочке превращений:

    P →  P2O5  →  Na3PO4  → Ca3(PO4)2

Для одной из реакций, протекающих в растворе, запишите ионные уравнения.

Вариант 2

1.К химическим явлениям не относится процесс

1) плавление парафина

2) скисание молока

3) ржавление железа

4) появление налёта зелёного цвета на медных изделиях

2.Относительная молекулярная масса молекулы Н2СО3 равна

1) 42          2) 86          3) 88        4)  62

3.С раствором серной кислоты реагируют оба вещества:

1)  C  и   NaC                       3)  Mg  и  Ba(OH)2

2)   CaCO3   и  Cu                4)   KOH и  Hg

4.Степень окисления азота равна + 3 в соединении

1)  Na3N       2)  NH3       3) HNO3       4)  N2O3

5.Общим для элементов главной подгруппы II группы является

1) число электронных слоёв

2) число электронов  на внешнем энергетическом уровне  

3) число электронов в атоме

4) величина зарядов ядер

6.Укажите распределение электронов по энергетическим уровням в атоме магния

1)  2,   8,   2           2)  2,  2           3)  2,  8,  4               4)  2,  8

7.Лакмус окрасится в красный цвет в растворе вещества, формула которого

1)  NaCl       2)    NaOH          3)   KNO3         4)   H2SO4

8.Наименьшее число ионов образуется в растворе при диссоциации 1 моль

1)  FeCl3              2)  Na2S            3) KNO3         4) BaCl2

9.Укажите формулу соединения с ковалентной неполярной связью

1) Сl2                 2) H2S              3)  NaF                4)  CO2

10.Сумма коэффициентов в уравнении реакции:

       K2O  +  HCl → KCl  +  H2O       равна

1) 4                  2) 7              3)  6              4)  5

         11.Установите соответствие между формулой вещества и классом неорганических веществ

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА                КЛАСС   НЕОРГАНИЧЕСКИХ  ВЕЩЕСТВ

         1) CaCO3,                                              А)  нерастворимые основания

2) Cu(OH)2                                            Б)   кислоты

3)  P2O5                                                       В)  соли

4)  HCl                                                   Г)   кислотные оксиды

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам

1

2

3

4

         12.Установите соответствие между уравнением реакции и типом химической реакции

       УРАВНЕНИЕ                                                                     ТИП РЕАКЦИИ

1)  Cu(OH)2  =  CuO  +  H2O                                             А)  реакция замещения

2)  Mg  +  2HCl  =  MgCl2  +  H2                                       Б)  реакция соединения

3)  MgO  +  CO2  =  MgCO3                                              В)  реакция обмена

4)   BaCl2  +   Na2SO4  =  BaSO4  +  2NaCl                       Г)  реакция разложения

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам

1

2

3

4

       13.Составьте уравнение реакции горения фосфора. Рассчитайте, какой объём кислорода (н.у.) потребуется для полного сжигания 62 г фосфора.

       14.Запишите уравнения реакций согласно цепочке превращений:

Mg →  MgO  →  MgCl2 → Mg(OH)2

Для одной из реакций, протекающих в растворе, запишите ионные уравнения.


Календарно – тематический план

Дата(план)

Дата фактическая

№ урока

Тема урока

Тип урока.

Виды учебной деятельности.

Применяемые технологии.

Использование ИКТ и ЭОР

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Виды и формы контроля

Домашнее задание

Эксперимент

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (6 ЧАСОВ)

02.09

1

Предмет химии.

Урок формирования новых знаний.

М/М

§1

04.09

2

Вещества.

Урок формирования новых знаний.

М/М

CD «Электронные уроки и тесты»

CD «Электронная библиотека Просвещение»

Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые вещества – металлы и неметаллы. Сложные вещества – неорганические и органические.

Знать определения важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула.

Различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент»

Фронтальная беседа

Входящий контроль

§1, упр.3,8,9

Демонстрация

Образцы простых и сложных веществ.

09.09

3

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

Комбинированный урок.

Химическая реакция.

Уметь отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека.

Фронтальная беседа

§2, упр.2,4,5

Демонстрация.

Горение магния.

11.09

4

Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов.

Комбинированный урок.

Проблемный урок

М/М

CD «Электронная библиотека Просвещение»

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Язык химии. Знаки химических элементов.

Уметь определять положение химического элемента в периодической системе.

Уметь называть химические элементы.

Знать знаки первых 20 химических элементов.

§4, упр.5

Назовите и запишите знаки хим.элементов

16.09

5

Химические формулы. относительная атомная и молекулярная массы.

Комбинированный урок.

Химические формулы. Закон постоянства вещества. Качественный и количественный состав вещества. Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы.

Знать определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава.

Понимать и записывать химические формулы веществ.

Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам.

Хим. диктант

§5, упр.1,2,3

Определить качественный и количественный состав, тип вещества по формуле.

18.09

6

Расчеты по химической формуле вещества.

Комбинированный урок.

Вычисление относительной атомной и молекулярной массы вещества, массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Уметь вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.

Самост.рабоа

§5, упр.7

ТЕМА 2. АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ (10 ЧАСОВ)

23.09

7

Основные сведения о строении атомов.

Урок объяснения нового материала.

М/М

CD «Электронные уроки и тесты»

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны), электроны.

Уметь объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента.

Фронтальная беседа

§6, упр.3,5

25.09

8

Ядерные реакции. Изотопы.

Комбинированный урок.

CD «Электронные уроки и тесты»

Изотопы.

Знать определение понятия «химический элемент».

30.09

9

Строение электронных оболочек атома.

Урок объяснения нового материала.

М/М

CD «Электронные уроки и тесты»

Строение электронных оболочек первых 20 элементов периодической системы хим. элементов Д.И. Менделеева.

Уметь объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Фронтальная беседа

§8, упр.1,2

02.10

10

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Комбинированный урок.

CD «Электронная библиотека Просвещение»

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Знать формулировку периодического закона.

Уметь объяснять изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.

Самост.работа

§9, упр.1

07.10

11

Ионная связь

Комбинированный урок.

Строение молекул. Химическая связь. Ионная связь.

Знать определение понятий «химическая связь», «ион», «ионная связь».

Уметь определять тип химической связи (ионная) в соединениях.

§9, упр.3,8,9

09.10

12

Ковалентная неполярная связь.

Комбинированный урок.

М/М

Ковалентная неполярная связь.

Уметь определять тип химической связи (ковалентная неполярная) в соединениях.

§10, упр.5

14.10

13

Ковалентная полярная связь.

Комбинированный урок.

М/М

Ковалентная полярная связь.

Уметь определять тип химической связи (ковалентная полярная) в соединениях.

§11, упр.2

16.10

14

Металлическая связь

Комбинированный урок.

М/М

Металлическая связь

Знать определение металлической связи, объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью.

Промежуточный контроль

§12, упр.1

Творческая работа

21.10

15

Типы химических связей

Урок обобщения, систематизации, коррекции знаний по теме.

Фронтальная беседа

Терминологический диктант

Тетр.

23.10

16

Повторение.

Урок обобщения, систематизации, коррекции знаний по теме.

Самост.работа

ТЕМА 3. ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА (7 ЧАСОВ)

(7 ЧАСОВ)

28.10

17

Простые вещества – металлы.

Урок объяснения нового материала.

М/М

CD «Электронные уроки и тесты»

Простые вещества – металлы.

Знать общие физические свойства металлов. Характеризовать связь между составом, строением, свойствами металлов.

Перечислить общие свойства металлов. На чем они основаны.

Демонстрация.

Образцы типичных металлов.

30.10

18

Простые вещества – неметаллы.

Урок объяснения нового материала.

М/М

CD «Электронные уроки и тесты»

Простые вещества – неметаллы.

Уметь характеризовать физические свойства неметаллов. Понимать связь между  составом, строением и свойствами неметаллов.

Охарактеризовать физ.свойства неметаллов.

Демонстрация.

Образцы типичных неметаллов.

11.11

19

Количество вещества. Молярная масса.

Комбинированный урок.

Количество вещества. Моль. Молярная масса.

Знать определение понятий «моль», «молярная масса».

уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи).

Промежуточная работа (прил.№1)

§15, упр.2,3

Демонстрация.

Химических соединений количеством вещества 1 моль.

13.11

20

Молярный объем газов. Закон Авагадро.

Комбинированный урок.

Молярный объем газов.

Знать определение молярного объема газов.

Уметь вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема и числа молекул газа (и обратные задачи0.

§16, упр.1,2

Демонстрация.

модель молярного объема газов.

18.11

21

Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авагадро»

Урок-соревнование.

Фронтальная беседа

20.11

22

Повторение

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученной теме.

Промежуточный контроль

25.11

23

Контрольная работа по темам

Урок контроля.

Контрольная работа

ТЕМА 4. СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ (14 ЧАСОВ).

В).

27.11

24

Степень окисления и валентность.

Урок объяснения нового материала.

М/М

CD «Электронная библиотека Просвещение»

Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по степени окисления.

Уметь определять валентность и степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения.

§17, упр.1,2

02.12

25

Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения.

Комбинированный урок.

CD «Электронные уроки и тесты»

Основные классы неорганических соединений – оксиды и летучие водородные соединения.

Уметь определять принадлежность веществ22а к классу оксидов, называть его, составлять формулы оксидов.

Терминологический диктант

§17, упр.1

§18, упр.1

§21, упр.3а

Демонстрация.

Знакомство с образцами оксидов.

04.12

26

Основания.

Комбинированный урок.

CD «Электронные уроки и тесты»

Основные классы неорганических соединений – основания.

Уметь определять принадлежность вещества к классу оснований, называть его, составлять формулы оснований.

Знать качественную реакцию на распознавание щелочей, на углекислый газ.

Фронтальная беседа

§19, упр.2

§21, упр.3в

Демонстрация.

Знакомство с образцами оснований.

09.12

27

Кислоты.

Комбинированный урок.

CD «Электронные уроки и тесты»

Основные классы неорганических соединений – кислоты.

Уметь определять принадлежность вещества к классу кислот, называть его, составлять формулы кислот

Знать качественную реакцию на кислоты.

§20, упр.3

§21, упр.3б

Демонстрация.

Знакомство с образцами кислот.

11.12

28

Соли.

Комбинированный урок.

CD «Электронные уроки и тесты»

Основные классы неорганических соединений – соли.

Уметь определять принадлежность вещества к классу солей, называть его, составлять формулы солей.

§21,упр.1,2,3г

Демонстрация.

Знакомство с образцами солей.

16.12

29

Кристаллические решетки

Урок объяснения нового материала.

CD «Электронные уроки и тесты»

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая)

Уметь характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки.

Промежуточный контроль,

Фронтальная беседа

§22, упр1-6

      Охарактеризовать и объяснить свойства NaCl, алмаза, кислорода, воды, алюминия на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки.

Демонстрация.

Модели кристаллических решеток.

18.12

30

Чистые вещества и смеси.

Урок объяснения нового материала.

CD «Электронные уроки и тесты»

Чистые вещества и смеси. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Химический анализ, разделение смесей.

§23, упр.1-4,

Творческая работа

23.12

31

Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора)

Комбинированный урок.

Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора). Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе.

§24,упр.1

25.12

32

Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой доли компонентов смеси (раствора)

Урок-упражнение с элементами соревнования.

Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Фронтальная беседа

Промежуточный контроль

13.01

33

Знакомство с лабораторным оборудованием

Практическая работа

Лабораторная посуда и оборудование

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

Фронтальная беседа

Стр.175-180

15.01

34

Правила безопасной работы в химической лаборатории.

Практическая работа.

Правила работы в школьной лаборатории. Правила безопасности.

Проведение химической реакции при нагревании.

Знать правила техники безопасности при работе в школьной лаборатории.

Практическая работа

Стр.174-175

20.01

35

Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Практическая работа

Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Уметь готовить растворы заданной концентрации.

Практическая работа

Приготовить 120г 15%-ного раствора сахара.

22.01

36

Повторение.

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученным темам.

Фронтальная работа

27.01

37

Контрольная работа «Соединения химических элементов»

Урок контроля.

Контрольная работа

ТЕМА 5. ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ (13 ЧАСОВ)

ЧАСОВ)

29.01

38

Физические явления.

Комбинированный урок.

CD «Электронные уроки и тесты»

Способы разделения смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Знать способы разделения смесей.

Фронтальная беседа

§25, упр.13

Демонстрации.

Коллекция нефти и продуктов ее переработки. Возгонка йода. Лабораторные опыты.  Разделение смесей.

03.02

39

Очистка загрязненной поваренной соли.

Практическая работа.

Разделение смесей. Очистка веществ.

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью очистки загрязненной поваренной соли.

Практическая работа

Очистить загрязненную поваренную соль.

05.02

40

Химические реакции.

Комбинированный урок.

CD «Электронные уроки и тесты»

Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Классификация химических реакций по поглощению или выделению тепла.

Знать определение понятия «химическая реакция», перечислить признаки и условия течения химических реакций, дать определение экзо- и эндотермическим реакциям, привести примеры.

Терминологический диктант

Дать определение понятию «химическая реакция», перечислить признаки и условия течения химических реакций, дать определение экзо- и эндотермическим реакциям, привести примеры.

Демонстрации.

Горение магния. Реакции, иллюстрирующие основные признаки химических реакций. Лабораторные опыты. Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой)

10.02

41

Химические уравнения

Комбинированный урок.

Уравнение и схема химической реакции. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Знать определение понятия «химическая реакция».

Уметь составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ.

§27, упр.1,2,3

Демонстрация опыта, иллюстрирующего закон сохранения массы веществ.

12.02

42-43

Расчеты по химическим уравнениям.

Комбинированный урок. Урок-соревнование.

Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

Уметь вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

Фронтальная беседа

§28, упр.1.2.3.

17.02

44

Реакции разложения.

Комбинированный урок.

CD «1С Образовательная коллекция »

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции разложения.

Понятие скорости химической реакции. Катализаторы.

Уметь отличать реакции разложения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа.

§29, упр.1.4

Демонстрации.

Разложение перманганата калия. Разложение пероксида водорода. Электролиз воды.

19.02

45

Реакции соединения.

Комбинированный урок.

CD «1С Образовательная коллекция »

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции соединения. Каталитические реакции.

Уметь отличать реакции соединения  от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа.

§30, упр.1.2

Демонстрации.

Горение фосфора. Взаимодействие образовавшегося Р2О5 с водой.

24.02

46

Реакции замещения.

Комбинированный урок.

CD «1С Образовательная коллекция »

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции замещения.

Химические свойства металлов – взаимодействие с растворами кислот и солей.

Уметь отличать реакции замещения от других типов реакций, знать условия течения и уметь составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов.

§31, пр.1,2

Демонстрации.

Взаимодействие разбавленных кислот с металлами.

26.02

47

Реакции обмена.

Комбинированный урок.

CD «1С Образовательная коллекция »

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции обмена.

Уметь отличать реакции обмена от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа, определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца.

§32, упр.1,3,4

Демонстрация.

Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

03.03

48

Типы химических реакций на примере свойств воды.

Комбинированный урок.

CD «1С Образовательная коллекция »

Химические свойства воды. Типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства воды, определять типы химических реакций.

Промежуточный контроль

§33, упр.1

05.03

49

Повторение.

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученным темам.

Фронтальная беседа

10.03

50

Контрольная работа «Изменения, происходящие с веществами»

Урок контроля.

Контрольная работа ( приложение № 2)

ТЕМА 6. РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ (18 ч.)

АСОВ)

12.03

51

Растворение. Растворимость веществ в воде.

Урок объяснения нового материала.

CD «Электронные уроки и тесты»

Растворы. Процесс растворения. Растворимость веществ в воде. Хорошо растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.

Знать определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде.

Уметь пользоваться таблицей растворимости.

Фронтальная беседа

§34, упр.1,2

Демонстрация.

Растворение веществ в различных растворителях.

17.03

52

Электролитическая диссоциация.

Комбинированный урок.

CD «Электронные уроки и тесты»

Электролиты и неэлектролиты. ЭД. Сильные и слабые электролиты.

Знать определение понятий «электролит», «неэлектролит», «ЭД», «сильный электролит», «слабый электролит».

Понимать сущность процесса ЭД.

Терминологический диктант

§35, упр.1

Демонстрация.

Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

19.03

53

Основные положения ТЭД

Комбинированный урок

CD «Электронные уроки и тесты»

Ионы. Катионы и анионы.

Знать основные положения ТЭД.

§36

31.03

54

Диссоциация кислот, солей и оснований.

Комбинированный урок.

CD «Электронные уроки и тесты»

Электролитическая диссоциация кислот, солей, оснований.

Понимать сущность и уметь составлять уравнения ЭД кислот, щелочей, солей.

Знать определения кислот, щелочей и солей в свете ТЭД.

§36, упр.3,4,6

02.04

55

Ионные уравнения

Комбинированный урок.

Реакции ионного обмена.

Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность.

Определять возможность протекания реакций ионного обмена.

Промежуточный контроль

§37, упр.1,3

Демонстрации.

Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. Взаимодействие сульфата натрия и хлорида бария, карбоната натрия и соляной кислоты.

07.04

56

Упражнения в составлении ионных уравнений реакций.

Урок-упражнение с элементами соревнования.

Реакции ионного обмена.

Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность.

Определять возможность протекания реакций ионного обмена.

§37, упр.4,5

09.04

57

Кислоты в свете ТЭД.

Комбинированный урок.

CD «Электронная библиотека Просвещение»

Классификация кислот, их химические свойства в свете ТЭД.

Знать классификацию и химические свойства кислот.

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот в молекулярном и ионом виде.

§38, упр.2,4

Лабораторные опыты.

Взаимодействие оксида магния с кислотами.

14.04

58

Основания в свете ТЭД.

Комбинированные урок.

CD «Электронная библиотека Просвещение»

Классификация оснований, их химические свойства в свете ТЭД.

Знать классификацию и химические свойства оснований.

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оснований в молекулярном и ионом виде.

§39, упр.2,3

Лабораторные опыты.

Получение нерастворимых осадков оснований и изучение их свойств.

16.04

59

Оксиды в свете ТЭД

Комбинированный урок.

CD «Электронная библиотека Просвещение»

Классификация оксидов, их химические свойства в свете ТЭД.

Знать классификацию и химические свойства оксидов.

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов в молекулярном и ионом виде.

§40, упр.1,2,3

Лабораторные опыты.

Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.

21.04

60

Соли в свете ТЭД.

Комбинированный урок

CD «Электронная библиотека Просвещение»

Классификация солей, их химические свойства в свете ТЭД.

Знать классификацию и химические свойства солей.

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства солей в молекулярном и ионом виде.

§41, упр.1,2

23.04

61

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Комбинированный урок..

Химические свойства основных классов неорганических соединений. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде.

Промежуточный контроль

§42, упр.2,3,4,5

28.04

62

ОВР

Урок объяснения нового материала.

CD «Электронная библиотека Просвещение»

Классификация химических реакций по изменению степеней окисления хим.элементов. ОВР. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление.

Знать определения понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».

Уметь определять окислители и восстановители, отличать ОВР от других типов реакций, классифицировать реакции по различным типам, расставлять коэффициенты в ОВР методом электронного баланса.

§43, упр.1,2,3,4,7

30.04

63

Упражнения в составлении ОВР.

Урок-упражнение.

ОВР. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление.

Уметь расставлять коэффициенты в ОВР методом электронного баланса.

§43, упр.7

05.05

64

Свойства веществ изученных классов соединений в свете ОВР.

Комбинированный урок

Химические свойства основных классов неорганических соединений.

Уметь составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде, рассматривать их с позиции учения об ОВР.

Промежуточный контроль

Составить уравнения реакций, характеризующих химические совйства серной кислоты, гидроксида калия, гидроксида меди (II), оксида натрия, оксида серы (II), сульфата меди.

07.05

65

Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

Практическая работа.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для безопасного обращения с веществами.

Практическая работа

Практическая работа.

12.05

66

Повторение.

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученным темам.

14.05

67

Контрольная работа «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

Контрольная работа ( приложение № 3)

19.05

68

Итоговое занятие

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученным темам.

Фронтальная беседа

 Таблица 1

Распределение учебного времени освоения  

основного содержания (68 часов) Примерной программы

по разделам обучения (8кл.)

Наименование

разделов

Всего

часов

Основное

содержание

 68

Теоретическое

изучение

Практи-ческие

Конт-рольные

работа

1

Введение

6

6

-

-

2.

Атомы

Химических

элементов

10

10

-

-

3.

Простые вещества

7

6

-

1

4.

Соединения химических элементов

14

10

3

1

5.

Изменения

Происходящие

с веществами

13

11

1

1

6.

Растворение.

Растворы.

Свойства растворов

электролитов

18

16

1

1

Всего

68

59

5

4



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии 8-11 к учебнику О.С.Габриеляна

Рабочие программы содержат пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, ожидаемый результат. 10, 11 класс - базовый и профильный уровни....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 11 КЛАСС ПО УЧЕБНИКУ О.С.ГАБРИЕЛЯНА НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 11 КЛАСС ПО УЧЕБНИКУ О.С. ГАБРИЕЛЯНАНА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочая программа по химии (базовый уровень) к учебнику О.С.Габриеляна

Рабочая программа по химии10 класс (базовый уровень)Составитель: Мизерина Ирина Валерьевна,учитель химиивысшей квалификационной категорииУМК для реализации рабочей учебной программы.Авторской пр...

Рабочая программа по химии 9 класс. по учебнику О.С. Габриеляна.

Рабочая программа по химии в  9 классе рассчитана на прохождение курса  в объёме 68 часов (2ч в неделю)...

Рабочая программа по химии 8 класс к учебнику Габриеляна, Остроумова, Сладкова,

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих новой линии линии учебников Габриеляна издательства "Просвещение". Программа составлена в соответствии ФГОС....

Рабочая программа по химии 8 класса по учебнику Габриеляна, Сладкова ,М.Просвещение 2019г

Данна программа соответствует  последнему УМК Габриеляна 2019 г...