Рабочая программа по химии для 9 класса к учебнику О.С.Габриеляна
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Рабочая программа по химии
9 класс (базовый уровень)
Составитель: Мизерина Ирина Валерьевна,
учитель химии
высшей квалификационной категории
УМК для реализации рабочей учебной программы.
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс.» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 16-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2013
Место предмета в базисном учебном плане.
Данная программа для IX класса рассчитана на 68 часов, из расчета – 2 учебных часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по химии 9 класс | 601.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089);
- Федерального базисного учебного плана РФ № 1312 от 09.03.2004;
- Учебного плана ОУ;
- Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
Структура документа.
Программа включает разделы:
*пояснительную записку
*содержание курса. Место предмета в ФБУП
* требования к уровню подготовки учащихся (результатам обучения);
*критерии выставления отметок;
* Контрольно-измерительные материалы
*краткую характеристику классного коллектива
*перечень учебно-методического обеспечения.
*список литературы (для учителя и учащихся)
*календарно-тематический план.
Программа курса построена на концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, что она позволяет сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения (8 класс), что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Такое построение программы даёт возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов в 9 классе.
Статус учебной программы.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Данная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами обществознания.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Данная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом использован собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание курса составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей, таких, как материальное единство веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов; обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ их свойствами; единство природы химических связей и способов их преобразования при химических превращениях; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.
Курс включает в себя основы общей и неорганической химии, а также краткие сведения об органических веществах. В программе названы основные разделы курса, для каждого из них перечислены подлежащие изучению вопросы, виды расчетов, химический эксперимент (демонстрации, лабораторные опыты, практические работы, объекты учебных экскурсий). Химический эксперимент в процессе обучения сочетается с другими средствами обучения, в том числе с аудиовизуальными.
Решению задач воспитания у учащихся интереса к знаниям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности при обучении химии служат разнообразные методы и организационные формы, как традиционно утвердившиеся в школьной практике, так и нетрадиционные, появившиеся в опыте передовых учителей.
При изучении курса целесообразно использовать исторический подход к раскрытию понятий, законов и теорий, показывая, как возникают и решаются противоречия, как совершаются открытия учеными, каковы их судьбы и жизненные позиции.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-7 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Программа реализует концентрический принцип обучения через развитие фундаментальных понятий, изучение закономерностей и овладение навыками практической работы.
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.Весь материал структурирован по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь. Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал - химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Курс 9 класса начинается темой «Введение». В которой обобщаются вопросы курса 8 класса и дается понятие о переходных элементах и амфотерности.
В теме «Металлы» рассматриваются общие свойства химических элементов металлов, групп щелочных и щелочно-земельных металлов, в теме «Неметаллы» - подгруппы кислорода, галогенов, азота и углерода. Учащиеся получают представление о наиболее важных в народно-хозяйственном отношении веществ.
При изучении учебного материала химии элементов повторяются, развиваются и обобщаются полученные в 8 классе основные понятия, законы и теории курса. Курс 9 класса завершается темой «Знакомство с органическими веществами».
В ходе изучения курса большое внимание уделяется формированию практических умений и навыков. Планирование содержит 9 практических работ
При решении расчетных задач продолжается формирование умения решать расчетные задачи изученных типов и новых типов- вычисление массовой доли выхода и задачи на избыток и недостаток, комбинированных задач и задач повышенной сложности.
Распределение часов по темам составлено по авторской программе с использованием резервного времени. Формулировка названий разделов и тем – соответствует авторской программе
Тема урока совпадает с названием параграфа учебника, Все демонстрации, лабораторные опыты взяты из Примерной программы.
Содержание курса дает возможность углубленно рассмотреть одни темы и разделы программы и обзорно представить другие. Программа предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса:
- Уроки лекционного типа
- Уроки-практикумы
- Проблемные уроки и др.
Подобная организация обучения будет способствовать решению основных задач – дать ученикам прочную основу химического образования, углубить интерес к химии, способствовать ее научному пониманию, содействовать в выборе будущей профессии.
Формы и методы, технологии обучения.
Реализация данной программы рассчитана на использование традиционных технологий образования, а так же методов современных образовательных технологий. С использованием следующих форм работы, таких как лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, решение задач, работа с книгой. Методов: проблемный метод, проектный метод, развивающее обучение, информационно-комуникативные методы, объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частичнопоисковый, или эвристический, метод; исследовательский метод.
В реализации данной программы используются следующие средства:
- учебно-лабораторное оборудование;
- учебно-производственное оборудование;
- дидактическая техника;
- учебно-наглядные пособия;
- технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;
- компьютерный класс;
- организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.)
Контроль за уровнем ЗУН представляет проведение практических работ, контрольных работ, как в традиционной, так и в тестовой формах.
Содержание курса. Место предмета в ФБУП
Данная программа для IX класса рассчитана на 68 часов, из расчета – 2 учебных часа в неделю.
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ , М.: Дрофа, 2013.
Данный учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы - это целостная система, в ее состав входят учебная программа и учебник для учащихся.
Учебники данного автора включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.
Рекомендуемая литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе.
Дополнительный список соответствует рекомендуемым автором учебной программы
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
1. Познавательные.
- умение самостоятельно и осознанно организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с заданной целью;
- умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
- умение определять причинно-следственные связи и использовать их для анализа;
- умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения творческих и поисковых задач;
- умение применять элементарные приёмы исследовательской деятельности;
- умение создавать собственные модели объектов, процессов и явлений, проекты как результат исследовательской деятельности, в т.ч. с использованием информационных технологий.
2. Информационно-коммуникативные.
- поиск необходимой информации по заданной теме с использованием источников различного типа;
- извлечение необходимой информации из источников, определение первостепенной информации;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации;
- умение развёрнуто обосновывать и аргументировать суждения;
- умение свободной работы с текстом разных стилей, владение навыками редактирования текста, создания собственного текста;
- использование информационных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений.
3. Рефлексивные.
- понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
- объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих личностных качеств;
- владение навыками коллективной деятельности в части организации и участия в ней;
- оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и повседневной жизни;
- осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности;
- умение отстаивать свою гражданскую позицию;
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Уровень программы - базовый. Учитывая продолжительность учебного года (35 недель), планирование составлено на 70 часов в год. Объем учебной нагрузки согласно учебного плана школы на 2014/15 учебный год составляет 2 часа в неделю. Количество часов в неделю на изучение предмета согласно программе - 2 часа.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
-тема 1 «Металлы» вместо 15 часов – 18 часов;
-тема 2 «Неметаллы» вместо 23 часов – 30 часов; так как эти темы содержат наиболее важные вопросы курса химии основной школы.
2.Сокращено число часов
- на повторение « Основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса» на 2 часа за счет исключения темы «Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления», т. к. этот материал частично включен в тему «Генетические ряды металла и неметалла» и повторяется при дальнейшем изучении курса химии 9 класса.
-на тему 6 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» с 8 часов до 4 часов.
3. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.
5. В тему «Неметаллы» включен урок «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
Резерв – 2часа.
Основное содержание
(2 ч в неделю; всего 68 ч)
Повторение основных вопросов курса
8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов)
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
ТЕМА1
Металлы (16 часов)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро-и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства.
Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe + и Fe +. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe + и Fe +.
Практикум № 1
Свойства металлов и их соединений (2 часа)
1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов.
ТЕМА 2
Неметаллы (27 часов)
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Кислород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства кислорода, его получение и применение.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.
Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты. Качественная реакция на хлорид-ион. Качественная реакция на сульфат-ион. Распознавание солей аммония. Получение углекислого газа и его распознавание. Качественная реакция на карбонат-ион. Ознакомление с природными силикатами. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Решение задач: 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества. 4. Расчёты на практический выход
Практикум № 2
Свойства неметаллов и их соединений (3)
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». Получение, собирание и распознавание газов.
ТЕМА 3
Органические соединения (10 часов)
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов. Свойства глицерина. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. Взаимодействие крахмала с иодом.
ТЕМА 4
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (4 часа)
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления
Требования к уровню подготовки учащихся ( результатам обучения) по данному курсу.
В результате изучения данного предмета в 9 классе
Учащийся должен знать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
Учащиеся должны уметь:
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения элементов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путём: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля
Оценка устного ответа:
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две – три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащегося основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа
Оценка контрольных работ:
Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две – три несущественные ошибки.
Отметка «2»: работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»: работа не выполнена
Оценка умений решать задачи:
Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении ошибок нет, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена не рациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»: отсутствие ответа на задание.
Оценка экспериментальных задач:
Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану с учетом ТБ, проявлены организационно – трудовые умения.
Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные выводы и наблюдения, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами.
Отметка «3»: работа выполнена правильно, сделан эксперимент не менее чем на половину, но допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ.
Отметка «2»: допущены две и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ при работе с веществами.
Отметка «1»: у учащегося отсутствуют экспериментальные умения, работа не выполнена.
Учебно-методическое обеспечение
Средства обучения.
УМК
Компьютер
Internet
М/М-проектор
Интерактивная доска
УМК для реализации рабочей учебной программы.
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ , М.: Дрофа, 2013.
Данный учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы - это целостная система, в ее состав входят учебная программа и учебник для учащихся.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:
1.Специализированный класс химии (лаборантская, вытяжной шкаф, специализированные столы, немеловая доска).
2.Стенды:
-«Периодическая система Д.И. Менделеева»
-«Таблица растворимости»
-«Техника безопасности»
-Набор портретов ученых-химиков
3. Химическое оборудование и реактивы.
4. Противопожарная сигнализация.
5. Интерактивное оборудование компьютерного класс
6. интернет ресурсы
7. CD диски.
Информационно – методическое обеспечение
Основная литература:
- Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень);
- Авторская программа О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010г.).
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2003.
- Химия. 9 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2009г.
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 к л.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2009г.
- Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 9 к л. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2011г.
- Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2009г.
Дополнительная литература:
- Программа О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных школ», М.: «Дрофа», 2010г
- О.С.Габриелян «Примерное тематическое планирование уроков химии», 2006г
- О.С.Габриелян «Настольная книга учителя химии», М., «Блик и К», 2007г
- Занимательные опыты по химии» , В.Н.Алексинский — М. «Просвещение»,1995
- Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005. – 256с.
- Глинка Н.Л. Общая химия. Издательство «Химия», 1979
- «Химия и повседневная жизнь человека», Г.В.Пичугина — М.:Дрофа,2006
- «Дидактические игры при обучении химии», Г.И.Штремплер, Г.А.Пичугина- М.:Дрофа,2003
- «Я иду на урок химии», М.: «Первое сентября»,2002
- С.В.Бочарова «Занимательные материалы по химии. 9 класс» - М.:Корифей,2007
- Н.В.Ширшина «Проектная деятелность уащихся» - В.:Учитель, 2008
- О.С. Габриелян. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 класс. – М.: Дрофа, 2004.
- М.Ю.Горковенко «Поурочные разработки по химии 9 класс» - М.:ВАКО, 2010
- Энциклопедический словарь юного химика.
- Дидактический материал
Электронные ресурсы:
- Мультимедийное пособие «Химия – 9 класс» («Просвещение»)
- Мультимедийное пособие «Минеральные вещества», (Электронные уроки и тесты)
- Мультимедийное пособие «Химия базовый курс 8-9 класс», (1С Образовательная коллекция)
- Мультимедийное пособие «Химия для всех XXI, Самоучитель. Решение задач», (1С Образовательная коллекция)
- Мультимедийное пособие «Углерод и его соединения.Углеводороды», (Электронные уроки и тесты)
- Мультимедийное пособие «Виртуальная химическая лаборатория – 9 класс»
- Мультимедийное пособие «Химия для всех XXI, Химические опыты со взрывами и без», (1С Образовательная коллекция)
- «Химия 4 в 1, Химия вокруг нас»,
- «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
- http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».
- http://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Химия".
- www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
- http://nsportal.ru – социальная сеть работников образования
Контрольно-измерительные материалы
Приложение № 1 .
Входная работа.
Вариант-1
- Какой ряд чисел отражает распределение электронов по электронным слоям в атоме химического элемента, занимающего в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева место в третьем периоде, V группе, главной подгруппе?
А. 2,5 Б. 2,8,3 В. 2,8,5 Г. 2,8,8
- Степень окисления азота в аммиаке NH3 равна
А. +4 Б. +3 В. +1 Г. -3
- Укажите значение «x» и «у», которые соответствуют коэффициентам в уравнении химической реакции:
4AI +X O2 = Y AI2O3
А. x=2, y=3 Б. x=3, y=3 В. x=3, y=2 Г. x=2, y=2
4. К реакциям разложения относиться реакция
А. CaO+SiO2=CaSiO3
Б. 2HgO=2Hg+O2
В. Zn+2HCI=ZnCI2+H2
Г. 2Mg+O2=2MgO
- Из предложенных ниже формул веществ солью является
А. HCI Б.Ca(OH)2 В.Na2O Г.AI2(SO4)3
- Формуле Cu(OH) 2 соответствует название
А. оксид меди (II)
Б. гидроксид меди (I)
В. гидроксид меди (II)
Г. нитрат меди (II)
7. Формула вещества с ковалентной полярной связью
А. HCI Б. F2 В. Na2O Г. Cu
- Какая пара веществ не взаимодействует между собой?
А. Na и H2O Б. CuO и H2SO4 В. HCI и SO2 Г.Ca(OH)2 и CO2
- Какие вещества могут взаимодействовать согласно уравнению с правой частью: …. = MgSO4
А. Mg(OH)2 и SO3
Б. MgO и SO3
В. Mg(OH)2 и H2SO4
Г. Mg и H2SO4
- Какой буквой обозначен фрагмент молекулярного уравнения химической реакции, соответствующий кратному ионному уравнению
2H+ + S2- = H2S
А. Na2S + 2HCI= ….
Б. H2O + SO2 = ….
В. FeS + 2HCI= ….
Г.K2SO3 + 2HCI = ….
- Какое вещество пропущено в цепочке превращений?
Ca CaO …. CaCI2
A. CaO2 Б. CaН2 B. Ca(OH)2 Г. CaCO3
12. Процесс восстановления меди соответствуют схеме:
А. Cu0 Cu+1
Б. Cu0 Cu+2
В. Cu+2 Cu0
Г. Cu+1 Cu+2
13.В растворе серной кислоты:
А. фенолфталеин становится
малиновым
Б. лакмус краснеет
В. метилоранж желтеет
Г. лакмус синеет
14. Вычислите объем водорода, образовавшегося при взаимодействии 4,8 г. магния с избытком соляной кислоты.
А. 0,2 моль Б. 4,48 л В. 0,4 г Г. 2,24 л
Вариант-2
1. В атоме химического элемента электроны распределятся по электронным слоям соответственно ряду чисел: 2,8,6. Какое место в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева занимает этот элемент?
А. Шестой период, VI группа, главная подгруппа
Б. Третий период, II группа, побочная подгруппа
В. Второй период, VI группа, главная подгруппа
Г. Третий период, VI группа, главная подгруппа
- Степень окисления серы в соединении H2S равна
А. +1 Б. -2 В. +3 Г. -4
- Какая схема представляет собой уравнение химической реакции?
А. Ca + O2 = CaO
Б. Ca + 2O2= CaO
В. 2Ca +O2 =CaO
Г.2Ca+ O2= 2CaO
4. К реакциям замещения относиться реакция
А. 4Na +O2= 2Na2O
Б. CaCO3=CaO+CO2
В.NaOH+HCI=NaCI+H2O
Г.Fe+CuSO4= FeSO4+Cu
5.Из предложенных ниже формул веществ основанием является
А. H2SiO3 Б. KOH В.CaCO3 Г. Fe2O3
6.Формуле Fe2(SO4)3 соответствует название
А. сульфат железа (II)
Б. хлорид железа (III)
В. сульфид железа (II)
Г. сульфат железа (III)
7. Химическая связь в кристаллах хлорида натрия NaCI
А. металлическая
Б. ковалентная полярная
В. ионная
Г. ковалентная неполярная
8.Какая пара веществ не взаимодействует между собой?
А. CO2 и H2O Б. NaOH и HCI В.HCI и Zn Г. Cu и H2SO4 (р-р)
9.Какие вещества могут взаимодействовать согласно уравнению с правой частью: ….=Na2SO4 + H2O
А. Na2O и H2SO4
Б. NaOH и H2SO4
В. NaOH и SO2
Г. NaCI и H2SO4
10.Какое вещество пропущено в цепочке превращений
P …. H3PO4 Ca3(PO4)2
А. PH3 Б. HPO3 В. P2O5
Г. Na3P
11.Процесс окисления серы соответствуют схеме:
А. S+4 S-2
Б. S+6 S+4
В.S0 S+4
Г. S0 S-2
12. Кислород можно распознать:
А. по цвету
Б. по запаху
В. внести тлеющую лучину, она вспыхнет
Г. внести тлеющую лучину, она потухнет
13. Рассчитайте массу гидроксида меди (II), полученного при взаимодействии раствора нитрата меди (II) с раствором, содержащим 0,4 моль гидроксида калия.
А. 0,2 моль Б. 39,2 г В. 0,4 моль Г. 19,6 г
14.Схеме превращений CI-1 CI0 соответствует уравнение
А.2NaCI = 2Na + CI2 B. 2Na + CI2 =2 NaCI
Б.H2S +CI2 = 2HCI + S Г.2NaCI+H2SO4=Na2SO4+2NaCI
Приложение № 2.
Промежуточная работа
Контрольная работа №1 по теме: «Металлы».
Вариант 1
ЧАСТЬ A. Тестовые задания c выбором ответа
1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме магния:
A. 2е, 2е. Б. 2е, 4е B.2е, 3е. Г. 2е, 8е, 2е.
2. Число элeктронов на внешнем электронном слое y атомов щелочных металлов:
А.1. Б.2. В.3. Г.4.
3. Тип химической связи в простом веществе литии:
A. Ионная. Б. Ковалентная полярная.
B. Ковалентная неполярная. Г. Металлическая.
4. Простое вещество c наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
A. Бериллий. B. Магний.
Б. Кальций. Г. Стронций.
5. Радиус атомов элементов 3-го периода c увеличением заряда ядра от щелочного металла к галогену:
A. Изменяется периодически. Б. Не изменяется.
B. Увеличивается. Г. Уменьшается.
6. Атом алюминия отличается от иона алюминия:
А. 3арядом ядра. В. Числом протонов.
Б. Радиусом частицы. Г. Числом нейтронов.
7. Наиболее энергично реагирует с водой:
А. Калий Б. Кальций В. Скандий Г. Магний.
8. С разбавленной серной кислотой не взаимодействует:
А. Железо Б. Никель В. Платина Г. Цинк
9. Гидроксид алюминия взаимодействует с веществом, формула которого:
А. КОН (р-р). В. КNОз (р-р).
Б. NaC1 (Р-Р). Г. BaSO4.
10. Ряд, в котором все вещества реагируют с железом:
А. HC1, О2 , H2SO4. В. КОН, HgO, Н3РО4.
Б. СаО, НСl, НNОз. Г. Н2, О2, СО2.
ЧАСТЬ Б. 3адания со свободным ответом
11. Предложите три способа получения сульфата железа (II). Ответ подтвердите уравнениями реакций.
12. Составьте уравнения химических реакций в молекулярном и ионном видах, необходимых для осуществления превращений:
Al(ОН)3 → Al2О3 → Al2(SO4)3 → Al(ОН)3 → Al(NОз)3
13. Как, используя любые реактивы (вещества) и барий, получить его оксид, основание, соль? Составьте уравнения реакций в молекулярном виде.
14. Рассчитайте массу металла, который можно получить при взаимодействии углерода с 144 г оксида железа (II).
15. Составьте уравнение ОВР взаимодействия калия с серой. Определите восстановитель и окислитель в этой реакции.
Вариант 2
ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа
1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме лития:
А. 2е, 3е. В. 2е, 4е.
Б. 2е, 1е. Г. 2е, 8е, 1е.
2. Число электронов на внешнем электронном слое у атомов щелочно-земельных металлов:
А.1 Б.2. В.3. Г.4.
3. Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
А. Алюминий. Б. Бор. В. Галлий. Г. Индий.
4. Вид химической связи в простом веществе железе:
А. Ионная. Б. Ковалентная полярная.
В. Ковалентная неполярная. Г. Металлическая.
5 .Радиус атомов элементов главной подгруппы с увеличением заряда ядра:
А. Изменяется периодически. Б. Не изменяется.
В. Увеличивается. Г. Уменьшается.
6. Атом кальция отличается от иона кальция:
А. 3арядом ядра. Б. Числом электронов на внешнем энергетическом уровне.
В. Числом протонов. Г. Числом нейтронов.
7. Наиболее энергично реагирует с водой:
А. Барий. В. Магний.
Б. Кальций. Г. Стронций.
8. С соляной кислотой не взаимодействует:
А. Алюминий. В. Серебро.
Б. Магний. Г. Цинк.
9. Гидроксид натрия взаимодействует с веществом, формула которого:
А. BaO. В. КСL
Б. Р2O5. Г. NaNO3
10. Ряд, в котором все вещества реагируют с железом:
А. НС1, СО2, СО.
Б. С12, СuС12, НС1.
В. Н2, O2, СаO.
Г. SO2, HC1, S.
ЧАСТЬ Б. 3адания со свободным ответом
11. Предложите три способа получения гидроксида кальция. Ответ подтвердите уравнениями реакций.
12. Осуществите цепочку химических превращений, составив уравнения реакций в молекулярном и ионном видах, назовите продукты реакций:
Fe → FeCl3 → Fe(OH)3 → Fe2(SO4)3 → Fe(OH)3 → Fe2O3
13. Как, используя любые реактивы (вещества) и литий, получить оксид, основание,
соль? Составьте уравнения реакций в молекулярном виде.
14. Составьте уравнение ОВР взаимодействия алюминия с азотом. Определите восстановитель и окислитель в этой реакции.
15. Рассчитайте массу металла, который монжо получить из 80г оксида железа (III) алюмотермическим способом.
Приложение № 3
Итоговая работа
Вариант 1
Часть 1
Внимательно прочитайте каждое задание (А1 – А7), из четырех предложенных вариантов ответов выберите один правильный и отметьте его.
А1. К основным оксидам относится:
1) оксид брома(VII); 2) оксид натрия;
3) оксид серы(IV); 4) оксид алюминия.
А2. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между оксидом алюминия и серной кислотой равна:
1) 6; 2) 8; 3) 10; 4) 12.
А3. Электрический ток проводит:
1) водный раствор глюкозы;
2) водный раствор хлорида натрия;
3) расплав серы;
4) расплав оксида кремния.
А4. Практически необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами:
1) хлорида калия и нитрата меди(II);
2) серной кислоты и хлорида бария;
3) сульфата натрия и гидроксида калия;
4) нитрата натрия и хлорида железа(III).
А5. В реакцию с разбавленной серной кислотой вступает:
1) медь;
2) вода;
3) оксид углерода(IV);
4) оксид натрия.
А6. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Твердую щелочь нельзя брать руками.
Б. Чтобы определить газ по запаху, необходимо наклониться над сосудом и глубоко вдохнуть.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А7. Массовая доля кислорода в карбонате кальция равна:
1) 15 %; 2) 27 %; 3) 48 %; 4) 54 %.
Часть 2
Ответом к заданию В1 является последовательность двух цифр, которая соответствует номерам правильных ответов. Запишите эти цифры в строку ответа.
В1. Выберите уравнения реакций, в которых элемент азот является восстановителем.
1) N2 + O2 = 2NO; 2) 2NO + O2 = 2NO2;
3) N2 + 3H2 = 2NH3; 4) N2 + 3Mg = Mg3N2;
5) N2 + 6Li = 2Li3N.
В задании В2 на установление соответствия запишите в таблицу цифры выбранных вами ответов. Получившуюся последовательность цифр запишите в строку ответа.
В2. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.
Исходные вещества | Продукты реакции |
А) SO2 + H2O —> . | 1) H2SO4. |
Б) SO3 + NaOH —> . | 2) H2SO3. |
В) H2SO4 + Na2O —> . | 3) SO3 + H2. |
4) Na2SO4 + H2O. | |
5) Na2SO4 + H2. |
А | Б | В |
|
|
|
Часть 3
С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
AlCl3 —> X —> Al2O3 —> NaAlO2.
Вариант 2
Часть 1
Внимательно прочитайте каждое задание (А1 – А7), из четырех предложенных вариантов ответов выберите один правильный и отметьте его.
А1. К кислотным оксидам относится:
1) оксид бария; 2) оксид калия;
3) оксид фосфора(V); 4) оксид меди(II).
А2. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между кальцием и ортофосфорной кислотой равна:
1) 9; 2) 10; 3) 11; 4) 12.
А3. Электрический ток не проводит:
1) раствор соляной кислоты;
2) раствор сахарозы;
3) раствор гидроксида натрия;
4) расплав гидроксида натрия.
А4. Практически необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами:
1) хлорида натрия и нитрата серебра;
2) серной кислоты и нитрата натрия;
3) сульфата калия и хлорида меди(II);
4) соляной кислоты и сульфата натрия.
А5. В реакцию с раствором гидроксида натрия вступает:
1) оксид меди(II); 2) водород;
3) серебро; 4) соляная кислота.
А6. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Нагреваемую пробирку нужно держать отверстием от себя.
Б. Для ускорения растворения твердых веществ в пробирке нужно закрыть ее отверстие пальцем и встряхнуть.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А7. Массовая доля кислорода в оксиде серы(VI) равна:
1) 25 %; 2) 44 %; 3) 52 %; 4) 60 %.
Часть 2
Ответом к заданию B1 является последовательность двух цифр, которая соответствует номерам правильных ответов. Запишите эти цифры в строку ответа.
B1. Выберите уравнения реакций, в которых элемент железо является окислителем.
1) 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3;
2) FeO + H2 = Fe + H2O;
3) Fe + H2O = FeO + H2;
4) Fe3O4 + 4CO = 3Fe + 4CO2;
5) 4Fe(OH)2 + O2 + 2H2O = 4Fe(OH)3.
В задании В2 (на установление соответствия) запишите в таблицу цифры выбранных вами ответов. Получившуюся последовательность цифр запишите в строку ответа.
В2. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.
Исходные вещества | Продукты реакции |
А) Ca(OH)2 + CO2 —> . | 1) CaCO3 + H2. |
Б) CaCO3 + HCl —> . | 2) CaCO3 + H2O. |
В) Ca + H2O —> . | 3) CaCl2 + H2O + CO2. |
4) CaO + H2. | |
5) Ca(OH)2 + H2. |
А | Б | В |
|
|
|
Часть 3
С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
SO2 —> SO3 —> X —> BaSO4.
Вариант 3
Часть 1
Внимательно прочитайте каждое задание (А1 – А7), из четырех предложенных вариантов ответов выберите один правильный и отметьте его.
А1. К амфотерным оксидам относится:
1) оксид магния; 2) оксид углерода(IV);
3) оксид алюминия; 4) оксид азота(V).
А2. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между гидроксидом железа(III) и соляной кислотой равна:
1) 8; 2) 9; 3) 10; 4) 12.
А3. Электрический ток проводит:
1) водный раствор спирта;
2) водный раствор глюкозы;
3) расплав сахара;
4) расплав хлорида натрия.
А4. Практически необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами:
1) нитратом натрия и сульфатом меди(II);
2) хлоридом кальция и нитратом бария;
3) гидроксидом калия и нитратом натрия;
4) сульфатом железа(II) и гидроксидом натрия.
А5. В реакцию с раствором карбоната кальция вступает:
1) оксид меди(II); 2) вода;
3) хлорид натрия; 4) соляная кислота.
А6. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Нельзя ошибочно взятый излишек реактива ссыпать (выливать) обратно в склянку.
Б. Запрещается прием пищи в кабинете химии.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А7. Массовая доля кислорода в сульфате меди(II) равна:
1) 24 %; 2) 40 %; 3) 52 %; 4) 65 %.
Часть 2
Ответом к заданию В1 является последовательность двух цифр, которая соответствует номерам правильных ответов. Запишите эти цифры в строку ответа.
В1. Выберите уравнения реакций, в которых элемент водород является восстановителем.
1) C + 2H2 = СH4;
2) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2;
3) CuO + H2 = Cu + H2O;
4) 2H2S + 3O2 = 2H2O + 2SO2;
5) 2Li + H2 = 2LiH.
В задании В2 на установление соответствия запишите в таблицу цифры выбранных вами ответов. Получившуюся последовательность цифр запишите в строку ответа.
В2. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.
Исходные вещества | Продукты реакции |
А) P + O2 —> . | 1) H3PO4. |
Б) P2O5 + NaOH —> . | 2) P2O5. |
В) H3PO4 + Na2O —> . | 3) Na3PO4 + H2. |
4) Na3PO4 + H2O. | |
5) H3PO4 + H2O. |
А | Б | В |
|
|
|
Часть 3
С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Fe2O3 —> FeCl3 —> X —> Fe(NO3)3
Календарно – тематический план
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них | |
Практические работы | Контрольные работы | |||
1. | Повторение основных вопросов курса 8 класса. | 6 | ||
2. | Тема 1. Металлы | 16+2 | №1. Получение и свойства соединений металлов. №2 Осуществление цепочки химических превращений металлов | № 1 |
3. | Тема 2. Неметаллы | 27+3 | № 3. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа кислорода». № 4. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода». № 5. Получение, собирание и распознавание газов. | № 2 |
4. | Тема 3. Органические соединения | 10 | ||
5. | Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 4 | №3 | |
6. | Итого | 68 | 5 | 3 |
Дата(план) | Дата фактическая | № урока | Тема урока | Тип урока. Виды учебной деятельности. Применяемые технологии. | Использование ИКТ и ЭОР | Элементы содержания | Виды и формы контроля | *Домашнее задание | Эксперимент | |||||||||||||||||||
Повторение основных вопросов курса 8 класса (6 часов). | ||||||||||||||||||||||||||||
4.09 5.09 | 1-2 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | Комбинированный урок. | Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева | Фронтальная беседа Входящий контроль | §3, упр.1-11, Тетр. | ||||||||||||||||||||||
11.09 12.09 | 3-4 | Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. | Урок формирования новых знаний | Состав атома. Строение электронных оболочек атома первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду элементами; аналогично для соседей по подгруппе. Состав и характер высшего оксида, гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов). Генетические ряды металла и неметалла. | Фронтальная беседа Химический диктант | §1, упр.1-7, §2, упр.1-4, | . Получение и изучение характерных свойств основного и кислотного оксидов, оснований и кислот на примерах MgO и SO2, Mg(OH)2 и H2SO4 | |||||||||||||||||||||
18.09 19.09 | 5-6 | Типы химических реакций | Комбинированный урок | Типы химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции. Реакции ионного обмена. | Входящая работа (прил. № 1) | § 4,5,6 упр.1-6 | Демонстрация Горение магния. | |||||||||||||||||||||
Тема 1. Металлы (18 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||
25.09 26.09 | 7-8 | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов и физические свойства. | Урок формирования новых знаний | CD «Неорганическая химия» | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атомов металлов. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Значение металлов в развитии человеческой цивилизации. | Фронтальная беседа | §7, , упр.1-4, Тетр. §8, упр.1-3, Тетр. §9, упр.1-5, Тетр. | Л. Образцы различных металлов. | ||||||||||||||||||||
2.10 3.10 | 9-10 | Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. | Урок формирования новых знаний | CD «Неорганическая химия» Табл. ПСХЭ Д.И.Менделеева | Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. | Фронтальная беседа | §11, упр.1-7, Тетр., сообщения | Д. Взаимодействие металлов с неметаллами. Л. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. | ||||||||||||||||||||
9.10 | 11 | Металлы в природе. Способы получения металлов. Сплавы. | Урок формирования новых знаний | CD «Химия элементов». | Нахождение металлов в природе. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Сплавы, их классификация, свойства и значение. | Фронтальная беседа Самостоятельная работа | §10, упр.1-3, Тетр. §12, упр.1-6, Тетр. | Д. Образцы сплавов. Коллекция руд металлов, полезные ископаемые. | ||||||||||||||||||||
10.10 17.10 | 12-13 | Щелочные металлы и их соединения. | Урок формирования новых знаний | Табл. ПСХЭ Д.И.Менделеева | Строение атомов щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение в народном хозяйстве. | Фронтальная беседа | §14, упр.1-5, Тетр. | Д. Образцы щелочных металлов. Взаимодействие натрия, лития с водой; натрия с кислородом. Л. Ознакомление с образцами природных соединений натрия. | ||||||||||||||||||||
18.10 23.10 | 14-15 | Щелочноземельные металлы и их соединения. | Урок формирования новых знаний | Табл. ПСХЭ Д.И.Менделеева CD «Неорганическая химия» | Строение атомов щелочноземельных металлов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. | Фронтальная беседа | §15, упр.1-4, Тетр. | Д. Образцы щелочноземельных металлов. Взаимодействие кальция с водой; магния с кислородом. | ||||||||||||||||||||
24.10 | 16 | Соединения кальция. | Урок формирования новых знаний | CD «Химия элементов» | Получение и применение оксида кальция (негашёной извести). Получение и применение гидроксида кальция (гашеной извести). Разновидности гидроксида кальция (известковая вода, известковое молоко, пушонка).Соединения кальция как строительные и поделочные материалы (мел,мрамор, известняк). | Фронтальная беседа | §15, упр.5-7, Тетр. | Л. Ознакомление с образцами природных соединений кальция. | ||||||||||||||||||||
30.10 31.10 | 17-18 | Алюминий и его соединения. | Урок формирования новых знаний | CD«Просвещение 8-11 кл». Табл. ПСХЭ Д.И.Менделеева | Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия - простого вещества. Области применения алюминия. Природные соединения алюминия. Соединения алюминия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер. | Фронтальная беседа Промежуточный контроль | §16, упр.1-6, Тетр. | Д. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. Л. Ознакомление с образцами природных соединений алюминия. | ||||||||||||||||||||
13.11 14.11 | 19-20 | Железо и его соединения. | Урок формирования новых знаний | CD «Химия металлов». | Строение атома железа. Степени окисления железа. Физические и химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа. Оксиды и гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. | Фронтальная беседа | §17, упр.1-6, Тетр. | Д. Получение гидроксидов железа (II) и (III). Л. Ознакомление с образцами природных соединений железа. | ||||||||||||||||||||
20.11 | 21 | Практическая работа №1. Получение и свойства соединений металлов. | Практическая работа Комбинированный урок | Тетрадь для практических работ, необходимое оборудование и реактивы. | Практическая работа | § 7-17 , Тетр. | ПР | |||||||||||||||||||||
21.11 | 22 | Практическая работа №2 Осуществление цепочки химических превращений металлов | Практическая работа Комбинированный урок | Тетрадь для практических работ, необходимое оборудование и реактивы. | Практическая работа | § 7-17 , Тетр | ПР | |||||||||||||||||||||
27.11 | 23 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы». | Урок обобщения и систематизации знаний | Дидактический материал | Решение задач и упражнений. | § 7-17 , Тетр | ||||||||||||||||||||||
28.11 | 24 | Контрольная работа № 1 по теме 1. | Урок контроля | Тетради для контрольных работ | Контрольная работа (прил.№ 2) | |||||||||||||||||||||||
Тема 2. Неметаллы (30 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||
4.12 | 25 | Общая характеристика неметаллов. | Комбинированный урок | CD «Неорганическая химия» | Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов неметаллов. Электроотрицательность, ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Состав воздуха. | Фронтальная беседа | §18, упр.1-6, Тетр. | Д. Коллекция образцов неметаллов в различных агрегатных состояниях. | ||||||||||||||||||||
5.12 | 26 | Водород, его физические и химические свойства. | Урок формирования новых знаний | CD «Неорганическая химия» | Двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Физические и химические свойства водорода, его получение, применение. Распознавание водорода. | Фронтальная беседа | §19, упр.1-4, Тетр. | |||||||||||||||||||||
11.12 | 27 | Общая характеристика галогенов. | Урок формирования новых знаний | Дидактический материал. | Строение атомов галогенов и их степени окисления. Строение молекул галогенов. Физические и химические свойства галогенов. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. | Фронтальная беседа | §22, упр.1-7, Тетр. | Д. Образцы галогенов – простых веществ. | ||||||||||||||||||||
12.12 | 28 | Соединения галогенов. | Урок формирования новых знаний | Дидактический материал. | Галогеноводороды и их свойства. Галогениды и их свойства. Применение соединений галогенов в народном хозяйстве. Качественная реакция на хлорид-ион. | Фронтальная беседа | §23 упр.1-4., §24, упр.1-7, Тетр. | Д. Получение хлороводорода и его растворение в воде. Образцы природных соединений хлора. Л. Качественная реакция на хлорид-ион. | ||||||||||||||||||||
18.12 | 29 | Кислород, его физические и химические свойства. | Комбинированный урок | CD «Неорганическая химия», ч.2. | Кислород в природе. Физические и химические свойства кислорода. Горение и медленное окисление. Получение и применение кислорода. Распознавание кислорода. | Фронтальная беседа Химический диктант | §25, упр.1-8, Тетр. | Д. Горение серы и железа в кислороде. Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода, собирание и распознавание кислорода. | ||||||||||||||||||||
19.12 | 30 | Сера, её физические и химические свойства. | Урок формирования новых знаний | Дидактический материал. Таблица «Строение атома серы» | Строение атома серы и степени окисления серы. Аллотропия серы. Химические свойства серы. Сера в природе. Биологическое значение серы, её применение (демеркуризация). | Фронтальная беседа | §26, упр.1-5, Тетр. | Д. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных соединений серы. | ||||||||||||||||||||
25.12 | 31 | Оксиды серы. | Урок формирования новых знаний | CD «Неорганическая химия», ч.2. схема в учебнике на стр. 139 рис.76. | Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сернистая кислота и её соли. | Фронтальная беседа | §27, упр.1-2, Тетр. | Д. Получение оксида серы (IV), его взаимодействие с водой и со щёлочью. | ||||||||||||||||||||
26.12 | 32 | Серная кислота и её соли. | Урок формирования новых знаний | Свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты и их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. | Фронтальная беседа | §27, упр.3-8, Тетр. | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Разбавление концентрированной серной кислоты. Свойства разбавленной серной кислоты. Л. Качественная реакция на сульфат-ион. | |||||||||||||||||||||
10.01 | 33 | Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода». | Комбинированный урок | Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ, оборудование и реактивы. CD «Виртуальная лаборатория 8-11 классы» | ». | Практическая работа | §25-27, Тетр. | ПР | ||||||||||||||||||||
11.01 | 34 | Азот, его физические и химические свойства. | Урок формирования новых знаний | CD «Неорганическая химия», ч.2. | Строение атома и молекулы азота. Физические и химические свойства азота в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях. Получение и применение азота. Азот в природе и его биологическое значение. | Фронтальная беседа | §28, упр.1-5, Тетр. | |||||||||||||||||||||
17.01 | 35 | Аммиак и его свойства. | Урок формирования новых знаний | Дидактический материал.CD «Неорганическая химия», ч. 2. | Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства, получение, собирание и распознавание аммиака. | Фронтальная беседа | §29, упр.1-10, Тетр. | Д. Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде и взаимодействие аммиака с хлороводородом. | ||||||||||||||||||||
18.01 | 36 | Соли аммония. | Урок формирования новых знаний | CD «Неорганическая химия», ч.2. | Состав, получение, физические и химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложение. Применение солей аммония в народном хозяйстве. | Фронтальная беседа | §30, упр.1-5, Тетр. | Л. Распознавание солей аммония. | ||||||||||||||||||||
24.01 | 37 | Оксиды азота (II) и (IV). | Урок формирования новых знаний | Дидактический материал. | Оксиды азота. Физические и химические свойства оксида азота (IV), его получение и применение. | Фронтальная беседа | §31, Тетр. | |||||||||||||||||||||
25.01 | 38 | Азотная кислота и её свойства. | Урок формирования новых знаний | 1. CD «Неорганическая химия» | Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной азотной кислоты. Применение азотной кислоты. | Фронтальная беседа | §31, упр.1-3, Тетр. | Д. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. | ||||||||||||||||||||
31.01 | 39 | Соли азотной кислоты. | Урок формирования новых знаний | CD «Неорганическая химия», ч.2. | Нитраты и их свойства. Проблема повышенного содержания нитратов в сельскохозяйственной продукции. | Фронтальная беседа | §31, упр.1-7, Тетр. | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства нитратов. | ||||||||||||||||||||
1.02 | 40 | Фосфор, его физические и химические свойства. | Урок формирования новых знаний | Дидактический материал. | Строение атома фосфора. Аллотропия фосфора. Химические свойства фосфора. Применение и биологическое значение фосфора. | Фронтальная беседа | §32, упр.1-7, Тетр. | Д. Образцы природных соединений фосфора. Получение белого фосфора из красного. | ||||||||||||||||||||
7.02 | 41 | Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли. | Урок формирования новых знаний | Дидактический материал. CD диск «Неорганическая химия» | Оксид фосфора (V) - типичный кислотный оксид. Ортофосфорная кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты. | Фронтальная беседа Промежеточная работа | §31, Тетр. | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов. | ||||||||||||||||||||
8.02 | 42 | Решение расчетных задач | Урок-упражнения | Фронтальная беседа | Тетр. | |||||||||||||||||||||||
14.02 | 43 | Углерод, его физические и химические свойства. | Комбинированный урок | Дидактический материал, таблица «Углерод» | Строение атома углерода. Аллотропия: алмаз и графит. Физические и химические свойства углерода. | Фронтальная беседа | §33, упр.1-8, Тетр. | Д. Образцы природных соединений углерода. | ||||||||||||||||||||
15.02 | 44 | Оксиды углерода. | Комбинированный урок | CD диск «Неорганическая химия»,Ч.2 | Оксид углерода (II) или угарный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: получение, свойства, применение. | Фронтальная беседа | §34, упр.1-4, Тетр. | Л. Получение углекислого газа и его распознавание. | ||||||||||||||||||||
21.02 | 45 | Угольная кислота и её соли. | Урок формирования новых знаний | Дидактический материал. CD диск «Неорганическая химия»,Ч.2 | Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение в природе и жизни человека. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание карбонат-иона среди других ионов. | Фронтальная беседа Самостоятельная работа | §34, упр.5-7, Тетр. | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов. Л. Качественная реакция на карбонат-ион. | ||||||||||||||||||||
22.02 28.02 | 46-47 | Кремний и его соединения. | Урок формирования новых знаний | Дидактический материал. | Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. | Фронтальная беседа Химический диктанкт | §35, упр.1-4, Тетр., опережающее задание | Д. Образцы природных соединений кремния. Образцы стекла, керамики, цемента. Л. Ознакомление с природными силикатами. | ||||||||||||||||||||
01.03 | 48 | Силикатная промышленность | Урок формирования новых знаний | Понятие силикатной промышленности. | Фронтальная беседа | §35, | Л. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности | |||||||||||||||||||||
2.03 | 49 | Решение задач и упражнений | Урок-упражнение | Фронтальная беседа | Тетр. | |||||||||||||||||||||||
9.03 | 50 | Практическая работа № 4 Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода». | Комбинированный урок | Тетради для практических работ, оборудование и реактивы, CD «Виртуальная лаборатория 8-11 классы» | Практическая работа | ПР | ||||||||||||||||||||||
15.03 | 51 | Практическая работа № 5. Получение, собирание и распознавание газов. | Комбинированный урок | Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ CD «Виртуальная лаборатория 8-11 классы» | Практическая работа | ПР | ||||||||||||||||||||||
16.03 22.03 | 52-53 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы». | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний | Дидактический материал, CD «Электронное пособие для подготовки к экзаменам, тесты» | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. | Самостоятельная работа Фронтальная беседа | §18-35, Тетр. | |||||||||||||||||||||
23.03 | 54 | Контрольная работа № 2 | Урок контроля | Тетради для контрольных работ, индивидуальные задания. | Контрольная работа | |||||||||||||||||||||||
Тема 3. Органические соединения (10 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||
05.04 06.04 | 55-56 | Предмет органической химии. | Урок формирования новых знаний | Образцы природных и синтетических веществ. CD «Органическая химия» | Вещества органические и неорганические. Особенности органических веществ. Причины многообразия органических соединений. Валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Значение органической химии. | Фронтальная беседа | Д. Модели молекул органических соединений. | |||||||||||||||||||||
18.04 19.04 | 57-58 | Предельные углеводороды (метан, этан). | Урок формирования новых знаний | CD «Органическая химия», таблица «Метан» | Строение молекул метана и этана. Физические свойства метана. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. | Фронтальная беседа | Д. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Л. Изготовление моделей молекул метана и этана. | |||||||||||||||||||||
25.04 | 59 | Непредельные углеводороды (этилен). | Урок формирования новых знаний | СD «Органическая химия» | Строение молекулы этилена. Двойная связь. Химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). Реакция полимеризации. | Фронтальная беседа | Д. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. | |||||||||||||||||||||
26.04 | 60 | Представления о полимерах на примере полиэтилена. | Урок формирования новых знаний | CD «Органическая химия» | Реакция полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение. | Фронтальная беседа | Д. Образцы различных изделий из полиэтилена. | |||||||||||||||||||||
03.05 | 61 | Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. | Урок формирования новых знаний | CD «Органическая химия» | Природный газ, его состав и практическое использование. Нефть, продукты её переработки и их практическое использование. Способы защиты окружающей среды от загрязнения нефтью и продуктами её переработки. | Фронтальная беседа | Д. Коллекция «Нефть и продукты её переработки». | |||||||||||||||||||||
10.05 | 62 | Спирты. | Урок формирования новых знаний | CD «Органическая химия», дидактический материал. | Спирты – представители кислородсодержащих органических соединений. Физические и химические свойства спиртов. Физиологическое действие на организм метанола и этанола. | Фронтальная беседа | Д. Образцы этанола и глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Л. Свойства глицерина. | |||||||||||||||||||||
16.05 | 63 | Карбоновые кислоты. | Урок формирования новых знаний | Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная кислота – консервант пищевых продуктов. Стеариновая кислота – представитель жирных карбоновых кислоты. | Фронтальная беседа | Д. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями. | ||||||||||||||||||||||
17.05 | 64 | Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы. | Урок формирования новых знаний | CD «Органическая химия» | Жиры в природе и их применение. Белки, их строение и биологическая роль. Глюкоза, крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Калорийность белков, жиров и углеводов. | Фронтальная беседа Промежуточная работа | Д. Качественная реакция на крахмал. Горение белков. Цветные реакции белков. Л. Взаимодействие крахмала с йодом. | |||||||||||||||||||||
Обобщение знаний по химии за курс основной школы ( 4 часа) | Обобщение знаний по химии за курс основной школы (4 часа)
| |||||||||||||||||||||||||||
23.05 | 65 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний | Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева | Фронтальная беседа Терминологический диктант | |||||||||||||||||||||||
24.05 | 66 | Строение веществ. | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний | Типы химических связей, типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. | Фронтальная беседа | |||||||||||||||||||||||
67 | Классификация химических реакций. | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний | Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). | Фронтальная беседа | ||||||||||||||||||||||||
68 | Контрольная работа № 3. | Урок контроля | Контрольная работа (прил.№ 3) |
* - домашнее задание может иметь изменения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс по учебнику О.С. Габриеляна
Содержит пояснительную записку и ктп...
Рабочие программы по химии 8-11 к учебнику О.С.Габриеляна
Рабочие программы содержат пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, ожидаемый результат. 10, 11 класс - базовый и профильный уровни....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 11 КЛАСС ПО УЧЕБНИКУ О.С.ГАБРИЕЛЯНА НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 11 КЛАСС ПО УЧЕБНИКУ О.С. ГАБРИЕЛЯНАНА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Рабочая программа по химии (базовый уровень) к учебнику О.С.Габриеляна
Рабочая программа по химии10 класс (базовый уровень)Составитель: Мизерина Ирина Валерьевна,учитель химиивысшей квалификационной категорииУМК для реализации рабочей учебной программы.Авторской пр...
Рабочая программа по химии 9 класс. по учебнику О.С. Габриеляна.
Рабочая программа по химии в 9 классе рассчитана на прохождение курса в объёме 68 часов (2ч в неделю)...
Рабочая программа по химии 8 класс к учебнику Габриеляна, Остроумова, Сладкова,
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих новой линии линии учебников Габриеляна издательства "Просвещение". Программа составлена в соответствии ФГОС....
Рабочая программа по химии 8 класса по учебнику Габриеляна, Сладкова ,М.Просвещение 2019г
Данна программа соответствует последнему УМК Габриеляна 2019 г...