Рабочая программа по Химии 9 класс ФГОС.
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Рабочая программа по химии ФГОС к учебнику Рудзитиса Г.Е. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_khimii_9_klass_fgos.docx51.38 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана « Химия 8 класс» и «Химия 9 класс».
Рабочая программа раскрывает содержание обучения химии в 8-9 классах общеобразовательных учреждений.. Она рассчитана на 140 часов в год ( 2 часа в неделю). Рабочая программа по химии составлена на основе:

  •  Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
  • Примерной программы основного  общего образования по химии;
  • Программы развития УУД;
  • Программы духовно- нравственного развития и воспитания личности.

Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, за рамками учебного процесса.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих знаний ,а также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и бережному отношению к ней.

Изучение химии в основной школе направлено:

  • на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • На развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • На воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания  и элементов  общечеловеческой культуры;
  • На применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

2. Общая характеристика учебного предмета

 В содержании данного курса представлены основополагающие  теоретические сведения по химии, включающие  изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, исследование закономерностей  химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

 Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их строении и свойствах, а также химических процессах, протекающих в окружающем мире. Наиболее сложные элементы Фундаментального ядра содержания общего образования по химии, такие, как основы органической и промышленной химии, перенесены в программу средней (полной) образовательной школы.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно- молекулярное учение, периодический закон, с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях протекания химических реакций.

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей оставляют научные знания, научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения химии, проявляются в признании:

  • Ценности научного знания, го практической значимости, достоверности;
  • Ценности химических методов исследования живой и неживой природы;

Развитие познавательных ценностных ориентаций  содержания курса химии позволяет сформировать:

  • Уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности,
  • Понимание необходимости здорового образа жизни;
  • Потреблять в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
  • Сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

  • Правильному использованию химической терминологии символики;
  • Развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • Развитию умения открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

3. Описание места учебного предмета

Особенность курса химии состоит  в том, что для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественно – научных знаний но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Это является главной причиной того, что в учебном плане этот предмет появляется последним в ряду естественно -научных дисциплин.

В учебном плане на изучение химии в основной школе отводится 2 учебных часа в неделю в течении двух лет – в 8 и 9 классах; 140 учебных занятий.

Распределение времени по темам программы дано ориентировочно. Учитель может изменять его в пределах годовой суммы часов. Если в 9 классе не изучаются основы органической химии (раздел 3),то отведенные на него часы можно распределить по всему курсу 9 класса.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3. формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации  о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

4. формированию коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;

5. формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

6. формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;  

7. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к  окружающей среде;

8. развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать решения в различных продуктивных видах деятельности.

Метапредметными результатами  освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения  цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

3. умение понимать  проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

4. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе  достижения результата, определять  способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуаций;

5. формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий как инструментальной  основы развития коммуникативных и познавательных УУД;

6 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных познавательных задач;

7. умение извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной  избирательности, этики;

8.  умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

9. умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

10.  умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

11. умение самостоятельно  и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников;

12. умение работать в группе- эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, корректно отстаивать свою позицию; продуктивно разрешать конфликты.

Предметными результатами  освоения  Основной образовательной программы   основного общего образования являются:

1. формирование первоначальных  систематизированных представлений о веществах, их превращения  и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

2. осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы  многих явлений живой и неживой  природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

3. овладение основами химической грамотности; способностью анализировать и объективно оценивать жизненные  ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни, умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;

4. формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость применения веществ от их свойств;

5. приобретение опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием  лабораторного оборудования;

6. умение оказывать первую помощь при  отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

7. овладение приемами работы с информацией  химического содержания, представленной в разной форме;

8. создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего общего образования;

9. формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

5. Содержание учебного предмета

9 класс

Раздел1. Многообразие химических реакций.

Классификация химических реакций, реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления, восстановления. Составление уравнений окислительно- восстановительных реакций  с помощью метода окислительно – восстановительных реакций. С помощью метода электронного баланса.
Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.

Термохимические  уравнения. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе.

Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии. Химические реакции идущие в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты.  Ионы.  Катионы и анионы. Гидратная теория растворов.

Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно – восстановительных реакциях.

Понятие о гидролизе солей.

Раздел 2. Многообразие веществ.

Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе.

Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение  галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора.  Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид – ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.

Кислород и сера. Положение  в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли.  Качественная реакция на сульфид- ионы. Оксид серы (IV).

Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат- ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной  кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.

Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства, получение, применение. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной  кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение. Соли. Азотные удобрения.

Фосфор. Аллотропия. Физические и химические  свойства. Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота, ее соли и удобрения.

Углерод и кремний. Положение в периодической системе, строение атомов. Углерод. Аллотропия. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Качественная реакция на карбонат – ионы. Круговорот в природе.

Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли.

Стекло. Цемент.

Металлы. Положение  в периодической системе, строение атомов. Металлическая связь. Физические свойства. Ряд активности металлов. свойства металлов. Общие способы получения. Сплавы металлов.

Щелочные металлы. Положение  в периодической системе, строение атомов. Физические  и химические свойства.  Применение. Нахождение в природе.

Щелочноземельные металлы. Положение  в периодической системе, строение атомов. Физические  и химические свойства.  Применение. Нахождение в природе. Магний и кальций , их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение  в периодической системе, строение атомов. Физические  и химические свойства.  Применение. Нахождение в природе. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение  в периодической системе, строение атомов. Физические  и химические свойства.  Применение. Нахождение в природе. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли  железа (II) и железа (III). Качественная реакция на ионы.

Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ.

Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод – основа жизни на земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.

Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горение и замещения. Нахождение в природе. Применение.

Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена. Реакция  присоединения. Качественные реакции. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена.

Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение.

Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты, Многоатомные спирты, карбоновые кислоты, Сложные эфиры, жиры, углеводы, аминокислоты, белки. Роль белков в организме.

Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

Темы, входящие в разделы примерной программы.

Содержание

Характеристика основных видов деятельности ученика

 

Раздел 1. Многообразие химических реакций (15 ч)

Классификация химических реакций, реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

 Окислительно- восстановительные реакции

Экзотермические и эндотермические реакции

Обратимые и необратимые реакции

1-2 Окислительно- восстановительные реакции. реакции соединения, разложения, замещения, обмена с точки зрения окисления и восстановления.

3. Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.

4. Скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе.

5. Практическая работа 1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость.

6. Обратимые и необратимые реакции.

Понятие о химическом равновесии.

Демонстрации.

Примеры экзо и эндотермических реакций. Взаимодействие цинка с соляной  и уксусной кислотами. Взаимодействие гранулированного цинка и цинковой пыли  с соляной кислотой. Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой разной концентрации при разных температурах. Горение угля в концентрированной азотной кислоте. Горение серы в расплавленной селитре.

Расчетные задачи.

Вычисление по термохимическим уравнениям реакций.

Классифицировать химические  реакции.

Приводить примеры реакции каждого типа.

Распознавать окислительно- восстановительные реакции

Определять окислитель, восстановитель, процесс окисления, восстановления.

Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка  и языка химии.

Исследовать условия, влияющие  на скорость химической реакции.

Описывать условия, влияющие на скорость химической реакции.

Проводить групповые наблюдения во время проведения демонстрационных опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Составлять термохимические уравнения реакций.

Вычислять тепловой эффект реакции по ее термохимическому уравнению.

Химические реакции в водных растворах

Электролитическая диссоциация

Реакции  ионного обмена и условия их протекания

7.Сущность процесса электролитической  диссоциации.

8. Диссоциация кислот, оснований, солей.

9. Слабые и сильные   электролиты. Степень диссоциации.

10. Реакции ионного обмена и условия их протекания.

11-12. Химические свойства основных  классов неорганических соединений.

13. Гидролиз солей. Обобщение по темам «Классификация химических реакций» и « Электролитическая диссоциация».

14. Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований, солей как электролитов».

15. Контрольная работа по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация».

Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.

Обобщать знания о растворах

Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах

Формулировать определения понятий «электролит»,«неэлектролит»,

«электролитическая диссоциация»

Конкретизировать понятие «ион»

Обобщать понятие «катион», «анион»

Исследовать свойства растворов электролитов

Описывать свойства веществ

Соблюдать правила техники безопасности. Характеризовать условия течения реакций в растворах

Определять возможность протекания реакций  ионного обмена

Проводить групповые наблюдения во время опытов

Обсуждать результаты

Объяснять сущность реакций ионного обмена

Распознавать реакции ионного обмена

Составлять ионные уравнения  реакций

Составлять сокращенные ионные уравнения реакций

Раздел 2. Многообразие веществ (43 ч)

Неметаллы.

Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов.

Галогены.

16. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов..

Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение  галогенов.

17.Хлор. Свойства хлора. Применение хлора.  18. Хлороводород. Свойства. Получение.

19. Соляная кислота и ее соли.

20. Практическая работа 3.

Получение  соляной кислоты и изучение ее свойств.

Демонстрации.

Физические свойства галогенов. Получение хлороводорода и растворение его в воде.

Лабораторные опыты. Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Соблюдать технику безопасности. Распознавать опытным путем соляную кислоту и ее соли, бромиды, иодиды.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

Вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе.

Кислород и сера

21. Положение кислорода и серы.  в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия серы. 22. Свойства и  применение серы.

23 Сероводород. Сульфиды

24. Оксид серы (IV).

25. Оксид серы (VI).  Серная кислота и ее соли.

26. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

27. Практическая работа 4.

Решение экспериментальных задач по теме « Кислород и сера»

28. Решение расчетных задач.

Демонстрации. Аллотропные  модификации серы. Образцы природных сульфидов и сульфатов.

Лабораторные опыты.

Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений.

Качественные реакции на султфид-, сульфит-,и сульфат- ионы в растворе.

Расчетные задачи.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема, и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Характеризовать элементы IV А группы на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева. И особенностей строения их атомов.

Объяснять закономерности изменения свойств IV А группы по периоду и в А группах.

Характеризовать аллотропию кислорода и серы как одну из причин многообразия веществ.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Соблюдать технику безопасности.

Оказывать первую помощь

Определять принадлежность веществ к определенному классу соединений.

Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной  серной кислоты.

Записывать уравнения реакций

Распознавать опытным путем растворы кислот, сульфиды, сульфиты, сульфаты.

Использовать приобретенные  знания и умения в практике. Вычислять по химическим  уравнениям  массу, объем, и количество вещества. Готовить компьютерные презентации.

Азот и фосфор

29. Положение азота и фосфора  в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот свойства, применение.

30.  Аммиак. Физические и химические свойства, получение, применение.

31. Практическая работа 5.

 Получение  аммиака и изучение его свойств.

32.  Соли аммония.

33.  Азотная кислота. Строение молекулы.

 Свойства  разбавленной  азотной кислоты.

34. Свойства  концентрированной   азотной кислоты. Азотные удобрения.

36. Фосфор. Аллотропия. Свойства.

37. Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота, ее соли и удобрения.

Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Образцы природных нитратов и фосфатов.

Лабораторные опыты.

Взаимодействие солей аммония со щелочами.

Характеризовать элементы V А группы на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева  и  особенностей строения их атомов.

Объяснять закономерности изменения свойств VА- группы по периоду и в А группах.

Характеризовать аллотропию фосфора  как одну из причин многообразия веществ.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Соблюдать технику безопасности.

Оказывать первую помощь

Устанавливать принадлежность веществ к определенному классу соединений.

Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной  азотной кислоты.

Составлять уравнения ступенчатой диссоциации на примере фосфорной кислоты.

Записывать уравнения реакций

Распознавать опытным путем аммиак, растворы кислот, нитрат- и фосфат- ионы, ион аммония.

Использовать приобретенные  знания и умения в практике.

Вычислять массовую долю вещества в растворе

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить компьютерные презентации.

Углерод и кремний

38. Положение углерода  и кремния  в периодической системе, строение атомов. Углерод. Аллотропия.

39.  Химические свойства углерода. Адсорбция.

40. Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм.

41. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Круговорот в природе.

42. Практическая работа 6. Получение оксида углерода (IV) изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

43. Кремний и его соединения. Стекло. Цемент.

44. Обобщение по теме «Неметаллы»

45. Контрольная работа по теме «Неметаллы».

Демонстрации. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. Образцы природных карбонатов и силикатов.

Лабораторные опыты. Качественная реакция на углекислый газ. Качественная на карбонат – ион.

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема, или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Характеризовать элементы IV А группы на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева. И особенностей строения их атомов.

Объяснять закономерности изменения свойств IV А группы по периоду и в А группах.

Характеризовать аллотропию углерода  как одну из причин многообразия веществ.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Соблюдать технику безопасности.

Оказывать первую помощь

Определять принадлежность веществ к определенному классу соединений.

Сопоставлять свойства оксидов углерода и кремния

Записывать уравнения реакций

Распознавать опытным путем углекислый газ, карбонат - ионы.

Использовать приобретенные  знания и умения в практике. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема, или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

 Готовить компьютерные презентации.

Металлы (общая характеристика)

46. Положение  металлов   в периодической системе, Металлическая связь. Физические свойства. Сплавы металлов.

47. Нахождение в природе. Общие способы получения. 48. Химические свойства металлов. Ряд. активности металлов.

49. Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические  и химические свойства.  

50. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение.

51. Щелочно-земельные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения .Жесткость воды и способы ее устранения

52. Алюминий. Нахождение в природе. Свойства.  53.  Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

54. Железо. Нахождение в природе. Свойства.  

 55. Соединения  железа.

56. Практическая работа 7 

Решение экспериментальных задач по теме « Металлы и их соединения»

57. Подготовка к контрольной работе

58. Контрольная работа по теме «Металлы»

Демонстрации. Образцы важнейших соединений натрия, калия, природных соединений магния, кальция, алюминия, руд железа. Взаимодействие металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты.   Изучение образцов металлов. Взаимодействие металлов с растворами солей. Ознакомление со свойствами  и превращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами.

Качественные реакции  на ионы железа (II) и железа (III).

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема, или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Объяснять зависимость физических свойств металлов от вида химической связи между их атомами. Наблюдать и описывать химические реакции.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.

Доказывать амфотерный характер оксидов и гидроксидов алюминия и железа (III).

Сравнивать отношение изучаемых металлов к воде.

Сравнивать отношение годроксида натрия, кальция и алюминия к растворам кислот и щелочей.

Распознавать опытным путем гидроксид – ионы Fe (II)и (III)

Соблюдать технику безопасности.

Осуществлять реакции, подтверждающие генетическую связь между неорганическими соединениями.

Записывать уравнения реакций в ионном виде с указанием перехода электронов.

Обобщать знания и делать выводы.

Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе.

 Использовать  приобретенные знания и умения в практике. Вычислять по химическим уравнениям массы, объема, или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации.

и

Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ (9 ч)

59.  Органическая  химия. 60. Углеводороды. Предельные углеводороды.

61. Непредельные углеводороды.

62. Производные углеводородов. Спирты.

63. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры, жиры.

64. Углеводы.

65.   Аминокислоты.  Белки.

66. Полимеры.

67. Обобщающий урок по теме « Важнейшие органические соединения».

Демонстрации. Модели молекул органических   соединений.

Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Получение этилена. Качественные реакции на этилен

Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде.

Получение и свойства уксусной кислоты.

Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.

Качественная реакция на глюкозу и крахмал. Образцы изделий из полиэтилена, полипропилена.

. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена.

Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение.

Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты, Многоатомные спирты, карбоновые кислоты, Сложные эфиры, жиры, углеводы, аминокислоты, белки. Роль белков в организме.

Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.

Использовать внутри- и межпредметные связи.

Составлять молекулярные и структурные формулы углеводородов.

Определять принадлежность вещества к определенному классу органических соединений.

Записывать уравнения реакций замещения и присоединения с участием органических веществ.

Наблюдать демонстрируемые опыты.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Проводить качественные реакции на некоторые органические вещества.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации.

 

7. Описание  учебно - методического и материально технического обеспечения образовательного процесса.

1. Рудзитис Г.Е. Химия 9 кл: учеб.: для общеобразовательных учреждений/Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.- М.: Просвещение.
2. Химия 9 кл.: электронное приложение к учебнику.
3.  Гара Н.Н. Химия  Рабочие программы. Предметная линия учебников Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. 8-9 классы/ Н.Н. Гара.- М.: Просвещение
4. Габрусева Н.И. Химия: рабочая тетрадь 9 кл/ Габрусева Н.И. -М.: Просвещение.
5. Гара Н.Н Химия: задачник с «помощником» 8-9 кл./ Гара Н.Н, Габрусева Н.И.- М.: Просвещение.
6. Радецкий А.М.  Химия: дидактический материал 8-9 кл./ А.М. Радецкий. .- М.: Просвещение
7. Гара Н.Н. Химия. Уроки: 9 кл / Н.Н. Гара.- М. Просвещение.

Натуральные объекты. Натуральные объекты, используемые в обучении химии, включают в себя коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон и т. д. Ознакомление учащихся с образцами исходных веществ, полупродуктов и готовых изделий позволяет получить наглядное представление об этих материалах, их внешнем виде, а также о некоторых физических свойствах. Значительные учебно-познавательные возможности имеют коллекции, изготовленные самими обучающимися. Предметы для таких коллекций собираются во время экскурсий и других внеурочных занятий.

Коллекции используются только для ознакомления учащихся с внешним видом и физическими свойствами изучаемых веществ и материалов. Для проведения химических опытов коллекции использовать нельзя.

Химические реактивы и материалы. Обращение со многими веществами требует строгого соблюдения правил техники безопасности, особенно при выполнении опытов самими учащимися. Все необходимые меры предосторожности указаны в соответствующих документах и инструкциях, а также в пособиях для учителей химии.

Наиболее часто используемые реактивы и материалы:

1) простые вещества - медь, натрий, кальций, алюминий, магний, железо, цинк, сера;

2) оксиды – меди (II), кальция, железа (III), магния;

3) кислоты - соляная, серная, азотная;

4) основания - гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид бария, 25%-ный водный раствор аммиака;

5) соли - хлориды натрия, меди (II), железа(III); нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди(II), железа(II), железа(III), алюминия, аммония, калия, бромид натрия;

6) органические соединения - крахмал, глицирин, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.

Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы. Химическая посуда подразделяется на две группы: для выполнения опытов учащимися и демонстрационных опытов.

Приборы, аппараты и установки, используемые на уроках химии, подразделяют на основе протекающих в них физических и химических процессов с участием веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях:

1) приборы для работы с газами - получение, собирание, очистка, сушка, поглощение газов; реакции между потоками газов;

2) аппараты и приборы для опытов с жидкими и твердыми веществами - перегонка, фильтрование, кристаллизация; проведение реакций между твердым веществом и жидкостью, жидкостью и жидкостью, твердыми веществами.

Вне этой классификации находятся две группы учебной аппаратуры:

1). для изучения теоретических вопросов химии - иллюстрация закона сохранения массы веществ, демонстрация электропроводности растворов, демонстрация движения ионов в электрическом поле; для изучения скорости химической реакции и химического равновесия;

2). для иллюстрации химических основ заводских способов получения некоторых веществ (серной кислоты, аммиака и т. п.).

Вспомогательную роль играют измерительные и нагревательные приборы, различные приспособления для выполнения опытов.

Модели. Объектами моделирования в химии являются атомы, молекулы, кристаллы, заводские аппараты, а также происходящие процессы. В преподавании химии используются модели кристаллических решеток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода(IV), иода, железа, меди, магния. Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул при изучении органической химии.

Учебные пособия на печатной основе. В процессе обучения химии используются следующие таблицы постоянного экспонирования: «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Электрохимический ряд напряжений металлов».

Для организации самостоятельной работы обучающихся на уроках используют разнообразные дидактические материалы: тетради на печатной основе, карточки с заданиями разной степени трудности для изучения нового материала, самопроверки и контроля знаний учащихся.

Экранно-звуковые средства обучения. Экранно-звуковые пособия делятся на три большие группы: статичные, квазидинамичные и динамичные. Статичными экранно-звуковыми средствами обучения являются диафильмы, диапозитивы (слайды), единичные транспаранты для графопроектора. Серии транспарантов позволяют имитировать

движение путем последовательного наложения одного транспаранта на другой. Такие серии относят к квазидинамичным экранным пособиям.

Динамичными экранно-звуковыми пособиями являются произведения кинематографа: документального, хроникального, мультипликационного. К этой же группе относятся экранно-звуковые средства обучения, для предъявления информации которых необходима компьютерная техника.

Технические средства обучения. При комплексном использовании средств обучения неизбежен вопрос о возможности замены одного пособия другим, например демонстрационного или лабораторного опыта его изображением на экране. Информация, содержащаяся в экранном пособии, представляет собой лишь отражение реального мира, и поэтому она должна иметь опору в чувственном опыте обучающихся. В противном случае формируются неправильные и формальные знания. Особенно опасно формирование искаженных пространственно-временных представлений, поскольку экранное пространство и время значительно отличаются от реального пространства и времени. Экранное пособие не может заменить собой реальный объект в процессе его познания ввиду того, что не может быть источником чувственного опыта о свойствах, существенных при изучении химии: цвете, запахе, кристаллическом строении и т. д. В то же время при наличии у учащихся достаточных чувственных знаний на некоторых этапах обучения воспроизведение химического опыта в экранном пособии может быть более целесообразным, чем его повторная демонстрация.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Выпускник научится:

  • Объяснять суть химических процессов;
  • Называть признаки и условия протекания химических реакций;
  • • устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу
  • исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
    • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;
  • • прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
  • • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
  • • выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
  • • приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
  • • определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
  • • проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов
  • • определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
  • • составлять формулы веществ по их названиям;
    • определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
  • • составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
  • • объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
  • • называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных;
  • • называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;
  • • приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
  • • определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
  • • составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;
    • проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

Выпускник получит возможность научиться: 

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;

• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Фрагмент рабочей программы по химии по ФГОС ООО (УМК О.С. Габриеляна)

Работа выполнена в процессе прохождения курсов. Несмотря на то, что это только фрагмент рабочей программы, в нем очень тщательно проработаны цели курса и пути их реализации именно в контексте ФГОС не ...

Рабочая программа по химии по ФГОС для 8-9 класса

Рабочая программа по химии по ФГОС для 8-9 класса...

Рабочая программа по химии по ФГОС, 8 - 9 классы.

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС. Включает в себя УУД....

рабочая программа по химии по ФГОС ООО для 8 класса

Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении  личностного  развития:1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и ув...