Учитель химии.
статья по химии на тему

Захарова Лариса Ильинична

Расти и познавать мир вместе с ребёнком, чудо из чудес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_uchitelya_khimii.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

2015

Учитель химии и биологии высшей квалификационной категории

МБОУ «Бураковская средняя общеобразовательная школа Спасского муниципального района Республики Татарстан»          

Захарова Лариса Ильинична

                       «Ни одна книга не должна и не может заменить духа учителя»

                                                                                                                   А. Дистервег

Среди многообразия жизни и видов человеческой деятельности роль учителя была заметна во все времена.  В моей жизни было две школы: первая , где я получила среднее образование (г. Казань №31) и вторая, где проработала 36 лет. Выбор профессии был не случайным. Живой интерес к детям, познание нового в поиске, уважение и доверие, милосердие – я выделяю как основу воспитания, в школе и семье.  В своей педагогической практике использую, видеоматериалы связанные с проблемами экологии региона, химическими опытами и органическое сочетание учебной и педагогически направляемой творческой деятельности обучающихся, основанной на принципах практической реализации, варьировании коллективной, групповой и индивидуальной работы, выборочного применения исследовательского и поискового методов «Интерактивные методы обучения: метод проектов на уроках химии.» 2011 год особенный «Год химии», поэтому часто вспоминаю слова М В Ломоносова о личных качествах учителя. Он придавал основополагающее значение личным качествам учителя, его культуре, знаниям, практическим умениям. Надо, указывал великий русский учёный, чтобы «учителя были люди способные и рачительные и должности свои исполняли прилежно», и своими поступками добрый пример показывали учащимся. Проходят годы, столетия, а основа труда учителя не меняется. Меняются методы преподавания, появляются новые слова (информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский) - это требование времени. Для повышения качества преподавания химии использую виртуальную лабораторию, демонстрацию опытов с диска «Опыты со взрывами и без». В классе есть стенды «Великий химик и музыкант».  В своей работе стараюсь находить общие точки  интересов учеников. Вместе радуемся, играем в «Химическое лото», КВН «Молекулы и атомы», решаем вопросы о будущих профессиях.  Решать, наблюдать, сравнивать и находить единственно верное решение, можно, когда рабочее место соответствует правилам техники безопасности. Многие ученики продолжили обучение в вузах с изучением химии, работают по специальности.

2013 год объявлен годом охраны окружающей среды.

У каждого учителя своя дорога, свои методы и свои наработки. Моя основная методика – это практикориентированное обучение. На мой взгляд, самую важную и запоминающуюся информацию ученики добывают в самостоятельном поиске. И я стараюсь, по возможности, давать им на каждом уроке реализовывать свои творческие и исследовательские задатки, что существенно повышает мотивацию изучения моего предмета и повышает качество обучения. Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями. В своей педагогической практике использую следующие технологии. С учётом преподавания химии и биологии ФГОС часто применяю метод проблемного изучения.

1.Технология проблемного обучения даёт возможность создать в учебной деятельности проблемные ситуации и организовать активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Сразу выделяются одарённые дети, с которыми провожу серьёзную учебную работу.

2. Информационно-коммуникативная технология и технология   дистанционного обучения даёт мне возможность вносить изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в интернет, интерактивные методы обучения, дистанционное взаимодействие. Оборудование позволяет продолжать учебный процесс с учащимися, которые вынуждены остаться дома. Электронные ресурсы, такие как энциклопедия «Кирилл и Мефодий» становятся наилучшими помощниками в подготовке к уроку. Дистанционный метод всё более и более актуален в современных школах, особенно с введение инклюзивного образования. Эта технология уравнивает шансы на получение полноценного образования для детей со слабым здоровьем или тех учащихся, которые по различным причинам не могут посещать уроки. Элементы данной технологии использую и для дистанционного общения с учениками при выполнении домашнего задания (индивидуально-консультативная дистанционная методика), при работе над проектом, а так же для полноценного обучения при временной нетрудоспособности учеников.

3.Технология модульного обучения обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

4. Технология разно уровневого обучения дает возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. При данной технологии реализую желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех и само реализовываться в рамках своих возможностей, повышается уровень мотивации ученья.

5. Технология метода проектов помогает развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

6. Технология исследовательских методов дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. Работая с учениками дополнительно и на уроках сразу видишь, заинтересованных в изучении биологии и химии. Хочется выделить Валеева Л. ученицу 9 класса. Наши выступления с Кузнецовой Еленой ученицей 8 класса на 19 Поволжской научной конференции в Казани, доказали, что надо как можно больше ученикам высказываться открыто на открытых экологических конференциях.   Тема проектной работы «Запыленность и загрязненность микроорганизмами школьного помещения» актуальна и интересна не только родителям и самим школьникам. Проект отмечен свидетельством. Принимали участие в заочном туре республиканского конкурса «Моё Я в Большой науке» имени Утямышева в Кукморе. Прошли на очный тур и получили свидетельство за проектную работу «Пернатые друзья». Особенно хочется отметить, что создавая видеофильм, отразили главную задачу проекта оригинально.

7. Технология использования в обучении игровых методик помогает найти подход к обучению не от предмета к ребёнку, а наоборот, от ребёнка к предмету, что увеличивает возможность, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. Игровые моменты наиболее эффективны в 5-7 классах.

8. Здоровьесберегающие технологии в обучении я считаю наиглавнейшими. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении

9. Система инновационной оценки «портфолио» - это формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Главной целью всех инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся и развивающемся обществе, формирование у него способностей к саморазвитию. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

Научное общество учащихся «Темперамент» было организовано в Бураковской средней общеобразовательной школы в 2006 году, по инициативе родителей учащихся и продолжает ученикам по сей день прививать интерес к биологии. Наше красивое село располагается среди широколиственного леса и живописной реки «Актай». Все исследовательские проекты направлены на изучение своей Малой Родины. В республиканском конкурсе «Подрост» по номинации «Лес восстановление и лесоводство» была получена грамота от РТ. Соприкосновение с природой родного края волнует жителей, так как природа безмолвно просит помощи. И эту помощь должны оказать подрастающее поколение, то есть ученики нашей школы в совместной работе со «Спасским заказником».  В работе предусмотрены следующие направления: природоохранная деятельность среди населения, эколого-просветительная деятельность, активные меры оказания помощи природе, разъяснительная работа среди учащихся. Регулярные встречи с работниками Спасского Заказника, разъяснительные беседы с отдыхающими. Правила организации деятельности НОУ. Все ученики находят себя, в совместной работе с педагогами, способствующие развитию своих способностей в стенах своей школы, где представлены все виды деятельности, не только учебная (интеллектуальна), в которой дети по объективным причинам не могут быть все одинаково успешны (ибо их способности могут лежать в другой сфере), но и спорт, физический труд и ремесла, художественное чтение и техническое средство, организаторская деятельность и свободное общение. Каждый ученик знает, что ЕГО ждут в НОУ, что он там нужен.