Кислород.Физические и химические свойства. Получение и применение.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Татаркина Наталья Валентиновна

Данный материал может применяться на уроках химии для  8 класса. В нем подробно рассматриваются физические, химические свойства кислорода, его получение и применение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kislorod1.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Кислород.

Цели урока: 

Цель: Познакомить учащихся с элементом кислородом в свете ПСХЭ. Дать характеристику физическим и химическим свойствам кислорода. Рассмотреть основные способы получения и применение кислорода.

А) образовательная: обеспечить усвоение учащимися понятий: “кислород – химический элемент”, “кислород – простое вещество”, познакомить нахождением кислорода в природе, с физическими свойствами кислорода, методами получения кислорода в промышленности и в лаборатории и способами собирания его.

Б) воспитательная:  стремление добиваться наилучших результатов, воспитание дисциплинированности.

В) развивающая: развитие умений учебного труда (умение работать в должном темпе – читать, писать); развитие умений наблюдения (умение наблюдать за демонстрационными опытами, делать выводы); развитие познавательных умений (формировать умение выделять главное, вести конспект, наблюдать, делать выводы, находить проблему и её решать); развитие мышления (развитие аналитического мышления – формирование умения выделять существенные признаки и свойства веществ), (развитие абстрактного мышления – выделять общие и существенные признаки, развитие умений применять знания на практике).

Оборудование:  прибор для получения газов, лучинка, перманганат калия, спички, спиртовка, железные ложечки, химические стаканы, медная проволока, сера, фосфор,уголь.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент (его задача – подготовить учащихся к работе на уроке). Педагог и ученики приветствуют друг друга, в журнале отмечаются отсутствующие, затем учитель проверяет, готовы ли ребята к занятию.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала. Учитель демонстрирует на  доске  стихотворение:

Есть в природе нашей

Бесцветный, чудный газ.

Как он называется,

Узнаете сейчас.

Содержится он в воздухе,

В воде, камнях, везде,

Им дышат все на свете,

И рыбы в том числе.

Учащиеся зачитывают данное стихотворение и называют тему урока “кислород” и записывают её в рабочие тетради.

Далее на доске записывается план урока. 

  1. Кислород в природе.
  2. Кислород – химический элемент.
  3. Кислород – простое вещество.
  4. Получение  кислорода.
  5. Физические свойства кислорода.
  6. Химические свойства кислорода.
  7. Применение кислорода.

Учитель предлагает записать план урока в рабочие тетради.

Целеполагание учащимися после записи плана урока.

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: переходим к изучению первого вопроса плана

Это знают все на свете:

Кислород нужен планете.

Это знают даже дети:

Без него не жить на свете.

И животные, и люди –

Все вдыхают кислород.

Без него и у растений

Фотосинтез не идет.

 (Объясните смысл стихотворения, изучив материал учебника нахождение кислорода в природе стр. 53)

Учащиеся работают с материалом учебника и рассказывают о нахождении кислорода в природе.

Учитель дополняет ответы учащихся. Кислород самый распространённый элемент в земной коре. Воздух содержит 1/5 кислорода по объему. Он входит в состав всех окружающих нас веществ. Кислород входит в состав основного компонента Земли – воды. Также он входит в состав органических веществ жиров, белков и углеводов.

Учитель: Обратимся к истории.  В 1774 году известный английский учёный Дж.Пристли при накаливании оксида ртути (II) получил “ воздух», который при поднесении свечи делал ее пламя ослепительно ярким.

Мы узнали, как был получен кислород, а  сейчас обратимся к периодической системе, где кислород как химический элемент нашёл себе приют. Давайте дадим кислороду характеристику как химическому элементу. Учащиеся дают характеристику.

Учитель: Кислород  образует соединения с большинством количеством химических элементов: Например: соединения водорода с металлами и неметаллами называются оксидами: К2О (оксид калия), CaО(оксид кальция);с неметаллами он также образует соединения: SO2 (оксид серы (IV)), CO2( оксид углерода (IV)). Во всех соединениях кислород проявляет валентность равную 2.

 Учитель: Разберём кислород – как простое вещество. Охарактеризуете данную формулу.

Учащиеся: отмечают, что молекула кислорода двухатомная, Mr(О2) = 32 и одновременно заполняют таблицу сравнения химического элемента и простого вещества кислорода.

Водород как простое вещество и как химический элемент.

Параметры сравнения

Кислород – химический элемент

Кислород – простое вещество

Химическая формула

 

 

Относительная атомная или молекулярная масса

 

 

Свойства

 

 

 (Работа осуществляется в статистических парах) а затем, самоконтроль.

Учитель: Внимательно выслушайте предложения и определите, в каком из них речь идёт о химическом элементе, а в каком о простом веществе.

1. Кислород входит в состав воды. 2. Кислород поддерживает горение. 3 . Кислород вступает в реакции с металлами. 4.  В земной коре кислорода содержится 49 %. 5.Валентность кислорода равна 2.

Учащиеся работают устно, отвечают на вопрос и делают выводы, чем отличается простое вещество и химический элемент.

 Учитель: А из чего поучают кислород?  Учащиеся отвечают на него.

Учитель: Да, верно, воздух – самый доступный источник кислорода. В промышленности действительно кислород получают из воздуха. Давайте рассмотрим способы получения кислорода в лаборатории:

2KMnO4=K2MnO4+MnO2+O2

2KClO3=2KCl+ 3O2

2H2O2=2H2O+O2

2HgO=2Hg+O2

Как вы считаете, какой из способов более безопасный и простой?

Давайте получим кислород, используя наиболее удобный способ.

Демонстрация опыта, с поднесением затухающей лучинки и последующим ее вспыхиванием

А сейчас рассмотрим физические свойства кислорода. Какие физические свойства мы наблюдали в ходе демонстрации опыта. Учащиеся отвечают на вопрос и записывают физические свойства кислорода в тетрадь, учитель при необходимости дополняет ответ.

Учитель: Рассмотрим химические свойства кислорода.

Кислород при температуре реагирует со многими веществами, при этом выделяется теплота и свет. Такие реакции называют реакциями горения. Один из учеников записывает первую реакцию на доске, все остальные в тетрадь, следующую реакцию записывает на доске другой ученик, а остальные ученики в тетрадь и т.д.

1)Горение серы в кислороде. Учитель проводит опыты в вытяжном шкафу.

2)Горение фосфора в кислороде.

3)Горение угля в кислороде.

4) Окисление меди . Окисление-это более общее понятие, чем понятие горение.

В большинстве случаев при взаимодействии веществ с кислородом образуются оксиды.

Дайте определение оксидам. Ученики дают определение, оксидам опираясь на записанные  в тетрадях реакции.

Учитель: Познакомимся с применением кислорода.

Все области применения кислорода основаны в основном на физических свойствах кислорода. Главными потребителями кислорода, конечно, являются энергетика, металлургия и химическая промышленность.

Электрические и тепловые станции, работающие на угле, нефти или природном газе используют атмосферный кислород для сжигания топлива. Если даже небольшой автомобиль является настоящим "пожирателем" кислорода (как мы выяснили в предыдущей главе), то гигантские тепловые и электрические станции расходуют кислорода неизмеримо больше. До сих пор они вырабатывают около 80 % всего электричества в нашей стране и только остальные 20 % электроэнергии дают гидростанции и атомные станции, не расходующие атмосферного кислорода. Для металлургической и химической промышленности нужен уже не атмосферный, а чистый кислород. Ежегодно во всем мире получают свыше 80 млн. тонн кислорода. Для его производства требуется огромное количество электроэнергии, получение которой, как мы уже знаем, тоже связано с расходованием кислорода.

В медицине кислород используют для поддержания жизни больных с затрудненным дыханием и для лечения некоторых заболеваний. Однако чистым кислородом при нормальном давлении долго дышать нельзя – это опасно для здоровья.

Вне земной атмосферы человек вынужден брать с собой запас кислорода. Мы уже говорили о его применении на подводных лодках. Точно так же полученный искусственно кислород используют для дыхания в любой чуждой среде, где приходится работать людям: в авиации при полетах на больших высотах, в пилотируемых космических аппаратах, при восхождении на высокие горные вершины, в экипировке пожарных, которым часто приходится действовать в задымленной и ядовитой атмосфере и т.д.

.

4. Этап закрепления новых знаний.

Контрольный тест.

Задание. Необходимо выбрать правильные утверждения. В рабочей тетради в столбик проставьте цифры с 1 по 12. Если вы согласны с утверждением, ставьте напротив цифры плюс, если нет, то минус. Учитель зачитывает утверждения. 

  1. Кислород – самый распространённый элемент в земной коре.
  2. Кислород – самый распространённый газ на Земле.
  3. Кислород поглощается в результате фотосинтеза.
  4. Кислород вступает в реакцию  с водой.
  5. Валентность кислорода равна 2.
  6. Формула простого вещества кислорода равна О2.
  7. Газ кислород обладает наименьшей среди всех веществ молекулярной массой.
  8. Кислород хорошо растворим в воде.
  9. Водород в смеси с кислородом взрывоопасен.
  10. Чтобы собрать кислород, пробирку надо держать отверстием вверх.
  11. Кислород поддерживает горение.
  12. Соединения кислорода с металлами и неметаллами называются оксидами.

Учитель зачитывает ответы, учащиеся проверяют и оценивают: без единой ошибки – “5”, 1 ошибка – “4”, 2 ошибки – “3”, 3 и более ошибок – неудовлетворительно.

 5.Этап подведения  итогов. Оценивание работы учащихся на уроке

6. Этап информации учащимся о домашнем задании и инструкции по его выполнению

Стр.60 упр.2,4,5,7

Самостоятельная работа на следующий урок.

Цель: Определение степени усвоения материала данного урока.

Вариант №1

1Кислород реагирует  с обоими веществами пары :

А)H2O и  Са  Б)Na и S В)  NaCl и Сu

2 Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, назовите продукты реакций

А)O2+H2=

Б)Сu+O2=

3 Напишите реакцию взаимодействия кислорода с цинком, расставьте коэффициенты, назовите продукты реакции.

4.Рассчитайте объем кислорода,  который необходим для взаимодействия с 2 моль кальция.

Вариант №2

1.Кислород реагирует  с обоими веществами пары:

А)C и Zn    Б) P и Н2О  В)О2 и СО2

2 Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, назовите продукты реакций

А)Ca+ O2=

Б)Mg+O2=

3 Напишите реакцию взаимодействия лития  с кислородом, расставьте коэффициенты, назовите продукты реакции.

4.Рассчитайте объем кислорода,  который понадобиться для взаимодействия с   4 моль  цинка..

Вариант №3

1.Кислород реагирует  с обоими веществами пары:

А)Н2 и Fe    Б) NaCl и Ba  В)H2O и Al

2 Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, назовите продукты реакций

А) Na +O2=

Б)Fe+O2=

3 Напишите реакцию взаимодействия алюминия  с кислородом, расставьте коэффициенты, назовите продукты реакции.

4.Рассчитайте объем кислорода,  который понадобиться для взаимодействия с   6 моль магния.

Используемая литература:

 Бердоносов С.С. Менделеева Е.А. Особенности содержания и методики преподавания избранных тем курса химии 8-9-х классов М: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.

Манкевич Н.В. Весь школьный курс в таблицах. Минск: Современная школа: Кузьма, 2009.

 Егоров А.С. Репетитор по химии Ростов на Дону:Феникс , 2010

Зоммер К. Аккумулятор знаний по химии Пер. с нем. М: Мир, 1984

Савинкина Е.В. Химия 8-9 классы М:Национальное образование, 2011

Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии М:ВАКО , 2007

Алферова Е.А., Ахметов Н.С., Богомолова Н.В. и др. Большой справочник  для школьников  и поступающих в вузы М :Дрофа, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКААммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение.1.      ФИО: Исмаилова Венера Владимировна2....

План конспект урока химии 9 клас "Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение".

План конспект урока химии 9 клас "Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение"...

Конспект урока по химии на тему "Химические свойства, получение и применение оксидов"

Планируемые результаты:Личностные:Развитие самостоятельности, уважения друг к другу, терпимости.Метапредметные:Научиться  обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным ...

Аммиак .Физические и химические свойства. Получение, применение

Ознакомление с аммиаком; изучение свойств аммиака, его получение,  использование в народном хозяйстве, воздействия на организм человека...

Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение

Конспект урока для 9 класса Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение...

Урок по химии для 11 класса вечерней школы по теме "Химические свойства, получение и применение карбоновых кислот"

Цели урока:Создать условия для достижения учащимися следующих результатов:Личностных: готовность к сознательному выбору и построению индивидуальной образовательной траектории на основе познавательных ...

Аммиак: физические и химические свойства. Получение и применение

Данная презентация позволяет изучить свойства аммиака; свормировать понятие о донорно-акцепторном механизме образования химической связи в ионе аммония. Рассмотреть меры безопасности при работе с этим...