Химия и цвет
творческая работа учащихся по химии (8 класс) на тему
Многообразие разноцветий продолжает волновать научный мир. Традиционно изучение света считается привилегией физиков, а сущностью цвета интересуются в основном химики. Я решила совместить, насколько возможно, понятия «химия» и «цвет» и появилась вот эта работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_raboty.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тазовская средняя общеобразовательная школа
Тема исследования
«Химия и цвет»
Автор: Азарова Дарья Васильевна
8 класс
Научный руководитель: Квяткевич Рита Геннадьевна
Учитель химии и биологии
2013-2014 учебный год
Содержание
Ведение…………………………………………………………..…………..…………………….3
Основная часть
Спектральный анализ…………………………………………………….…………..…………4
Связь цвета вещества с положением элемента в периодической системе……………….4
Сравнение интенсивности окраски комплексных соединений меди………………………5
Разноцветные ионы одного металла…………………………………………………………...5
Почему кровь красная, а трава зеленая… …………………………………………………..6
Заключение ………………………………………………………………………………………...7
Литература………………………………………………………………………………………….8
Ярко окрашенные цветы, пёстрые бабочки, оперение птиц, окраска рыб…
Многообразие разноцветий продолжает волновать научный мир. Традиционно изучение света считается привилегией физиков, а сущностью цвета интересуются в основном химики. Я решила совместить, насколько возможно, понятия «химия» и «цвет» и появилась вот эта работа, в ходе которой я осуществила поставленную цель и подтвердила выдвинутую гипотезу.
Гипотеза: если вещества обладают разнообразием цветовой гаммы, то это определяется состоянием электронов в молекуле химического соединения.
Цель: объяснить механизм возникновения цвета в зависимости от химических особенностей веществ.
Задачи: 1) углубленное изучение химии цвета;
2) проведение микроисследования для объяснения механизма возникновения цвета в зависимости от химических особенностей веществ.
Объект исследования: растворы неорганических солей.
Предмет исследования: окраска растворов в зависимости от различных факторов.
Ожидаемые результаты: владение сведениями о химических особенностях веществ, проявляемых в виде изменения цвета; навыками экспериментальной деятельности.
Оказывается, основа для объяснения цвета - состояние электронов в молекуле. С позиций электронной теории каждое вещество имеет цвет. Так как способно поглощать какие-то волны из огромного их диапазона. Зрение же человека воспринимает электромагнитные колебания, длины волн которых лежат в довольно узком интервале. Только на электронном уровне становятся понятны принципы учения о цвете.
Цвет имеет непосредственное отношение к краскам и красителям, которые не только украшают нашу жизнь, но и помогают в науке, технике и различных отраслях народного хозяйства. Защищают металлы от разрушения, делают наиболее прочными изделия из полимера и стекла, охраняют нас от вредных веществ, сигнализируя об их появлении изменением своего цвета.
В праздничный вечер (новый год, день победы, день поселка) в небе можно видеть яркий красочный фейерверк. Взлетают вверх и рассыпаются весёлые разноцветные звездочки – салют! Редко кому приходит при этом на память химическая лаборатория, где подобный «салют», но в микромасштабах проводят исследователи, чтобы отличить одно соединение от другого. Метод, сущность которого составляет «салют» называется спектральным анализом. Я освоила азы метода, проведя опыт
Спектральный анализ
Что же происходит в ночном небе, когда над нашими головами вспыхивает разноцветие огней? Пиротехнические патроны содержат смеси солей элементов с зажигательным и пороховым зарядом. При трении о воздух происходит возгорание и возникает высокая температура – пламя. Соли металлов сгорают в нем.
Техника выполнения опыта. Приготовила насыщенные растворы солей натрия, калия, кальция, бария. Опускала по очереди в каждый медную проволочку и вносила её в пламя спиртовки, наблюдала изменение цвета пламени в зависимости от природы металла: литий – малиновый, натрий – желтый, калий – фиолетовый, барий – желто-зеленый, кальций – кирпично-красный.
Объяснение опыта: Ионы металла дают различные спектры испускания, которые и окрашивают пламя в определённый цвет:
Вывод: изменение цвета пламени зависит от природы металла. (Приложение 1)
Подобный экспресс-анализ имеет практическое значение: он производится на металлургических заводах за несколько минут (например, наличие того или иного элемента можно определить в пламени мартеновских печей). Это дает возможность произвести корректировку химического состава сплава в процессе плавки.
Этот зрелищный опыт продолжился исследованием окрашенных растворов химических веществ (вспомните цвет растворов марганцовки, зелёнки, каких-то других). Я сделала для себя удивительное открытие
Связь цвета вещества с положением элемента в периодической системе
Мой учебный опыт свидетельствует: не имеют цвета (бесцветны) растворы типичных металлов (например, хлорида натрия), а растворы переходных металлов (например, сульфата меди) имеют окраску. Почему? Как выяснилось, это зависит от строения атома.
Техника выполнения опыта. В пять пробирок налила по 2 мл воды и внесла по 0,1 г солей марганца, железа, кобальта, никеля, меди. Перемешала до полного растворения и увидела, что растворы солей различных металлов имеют разную окраску.
Ион | Порядковый номер элемента | Заполнение энергетического уровня | Окраска аквакомплекса |
Mn2+ | 25 | 1s22s22p63s23p64s24p63d5 | Бесцветный |
Fe2+ | 26 | 1s22s22p63s23p64s24p63d6 | Жёлтый |
Co2+ | 27 | 1s22s22p63s23p64s24p63d7 | Розовый |
Ni2+ | 28 | 1s22s22p63s23p64s24p63d8 | Зеленый |
Cu2+ | 29 | 1s22s22p63s23p64s24p63d9 | Синий |
Объяснение опыта. При заполнении электронами d -подуровня, происходит спаривание, сопровождающееся переходами электронов. Энергия таких переходов электронов соответствует энергиям квантов видимого света. Поглощение таких квантов из солнечного белого света и определяет цвет ионов.
Вывод: ионы марганца, железа, кобальта, никеля, меди различаются числом d-электронов и, следовательно, окраской в растворе. (Приложение 2)
Чуть позже, я убедилась, что окраска растворов одного и того же вещества определяется наличием атомов посторонних элементов и случайных примесей.
Сравнение интенсивности окраски комплексных соединений меди
Техника выполнения опыта. Три пробирки заполнила растворами сульфата меди разной концентрации. В одну пробирку 4 мл 1% раствора CuSO4 и 30 мл H2O, в другую 3 мл 1% раствора CuSO4 и 40 мл H2O, а в третью 2 мл 1% раствора CuSO4 и 45 мл H2O. В первую добавила концентрированной соляной кислоты – появляется желто-зелёная окраска, во вторую раствор аммиака – появляется синяя окраска, в третью – раствор гексацианоферрата калия – появляется красно-бурый осадок.
Объяснение опыта. Комплексные соединения меди обладают интенсивными полосами поглощения. В зависимости от силы влияния частиц интенсивность и положение полосы поглощения (длина волны) изменяется.
Вывод: изменение цвета раствора вызвано включениями посторонних молекул и ионов.
(Приложение 3)
В ходе дальнейшего исследования окрашенных растворов ко мне пришло понимание: состояние электронов в атоме определяет свойства иона и изменение цвета. Это подтверждают
Разноцветные ионы одного металла
Техника выполнения. Приготовила 1% раствор хромата калия, разлила его в две пробирки. Одну – оставила для сравнения, в другую добавила 0,5 мл соляной кислоты. Лимонно-желтая окраска при этом переходит в оранжевую.
Объяснение опыта. Присоединение иона водорода к исходному хромат-иону CrO42- способствует образованию дихромат-иона Cr2O72- и это проявляется в окраске раствора (явление димеризации 2CrO42- + 2H+ → Cr2O72- + H2O).
Нечто похожее происходит и с ионами марганца, проявляющими различную степень окисления.
Mn(2+) раствор бесцветный, Mn(6+) раствор зелёный, Mn(7+) раствор фиолетово-малиновый.
Вывод: переход от одной степени окисления элемента к другой обусловливает изменение цвета раствора. (Приложение 4)
Интересно практическое применение этого свойства атома. Если в морской воде создается повышенная концентрация марганца, то это сказывается на образовании кораллов, перламутра и жемчуга. В Японии существуют специальные подводные плантации, где разводят жемчужниц – двустворчатых моллюсков. Работники намеренно насыщают воду ионами марганца для достижения розового оттенка на внутренней поверхности раковин и, как следствие, получения розового жемчуга.
Только на мгновение я задумалась, имеет ли место проявление цвета иона металла где-то ещё, кроме химической лаборатории. И сразу вспомнила о пигментах.
«Почему кровь красная, а трава зеленая…»
Эти слова принадлежат Уолтеру Ралею известному своими исследованиями по физике; высказывание имеет такое продолжение: «…это тайны, в которые никто не может проникнуть». В наше время это перестало быть тайной. Кровь животных и зелень листьев содержат похожие структуры. (Приложение 5)
В основе их лежат пятичленные, так называемые парфириновые циклы, содержащие азот. Четырьмя такими циклами «зажат» ион металла: в крови таким ионом является ион железа. А в растениях ион магния. В первом случае такая структура обеспечивает красный цвет гемоглобина крови. А во втором – зеленый цвет хлорофилла листьев.
С уроков биологии всем известно, что гемоглобин, содержащий кислород, окрашивает артериальную кровь в ярко-красный цвет, а гемоглобин, лишенный кислорода, придает венозной крови темно-красный цвет. Это происходит без изменения состояния иона железа; он находится в одной и той же степени окисления 2+. Если железо окислится до состояния 3+, то гемоглобин приобретает коричневую окраску (вид спекшейся крови). Растения, предки которых произрастали в местах, где кислорода и солнечного цвета не хватало, имеют не зеленый, а фиолетовый цвет. У луковицы, лежащей в темноте, вырастают бледные слегка желтоватые стрелки; они быстро зеленеют, если вынести луковицу на свет. И все-таки в любом листе содержится хлорофилл, именно он основной участник фотосинтеза.
Цвет крови у некоторых животных не оправдывает своего названия. У глубоководных голотурий она не красная, а голубая – в ней вместо железа содержится ванадий.
Общий вывод по работе:
проведенное мною исследование позволяет заявить - основа появления цвета - подвижность электронов, их способность переходить с одного энергетического уровня на другой, от одного атома к другому. Это утверждение объясняет появление цвета у бесцветной соли, изменение окраски вещества при растворении в воде или взаимодействии с другими молекулами.
В ходе исследования, я выяснила главное – в молекуле неорганического вещества цвет связан с подвижностью электронов на атомных орбиталях. Работа может иметь продолжение, если поставить целью рассмотрение механизма возникновения цвета в молекулах органических веществ
Трудами таких гениев, как Исаак Ньютон и Альберт Энштейн, была вскрыта природа света. Работами многих поколений химиков установлена связь структуры вещества с наличием у него окраски. Однако и сейчас нельзя утверждать, что вопрос о цвете и свете решен окончательно. Остается еще много неясного, требующего решений. А уж для меня, ученицы 9 класса общеобразовательной школы, даже проведенный эксперимент явился ключом к пониманию сущности и возникновения цвета.
Я намерена поддерживать свой интерес к природе цвета, и неважно, с какой точки зрения химической, физической, биологической или психологической, потому что очевидно: цвет несёт радость и ощущение красоты окружающего нас мира.
Литература
Фадеев Г.Н. Химия и цвет. Москва. Просвещение. 1993
http://www.alhimik.ru/read/grosse24.html
http://www.igrateney.ru/?p=158
http://www.alleng.ru/edu/chem1.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что есть цветы? Любимые цветы поэтов и писателей. (поэтическая экскурсия в мир цветов).
Это воспитательное мероприятие носит познавательный характер – углубляет знания учащихся по литературе, помогает учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, фо...
Мастер класс: «Волшебная химия цвета».
Цель проведения мастер-класса для педагогов: создание условий для полноценного проявления и развития мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмен...
Понятия о цвете: теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические цвета.
Понятия о цвете: теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические цвета....
Понятия о цвете: теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические цвета.
Понятия о цвете: теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические цвета....
урок "химия и цвет"
урок - иследование о взаимосвязи цвета и строения веществ на примере комплексных соединений железа...
Мастер - класс "Волшебная химия цвета"
Открытый урок в 10-11 классах, с целью обмена опытом....
Мастер класс Волшебная химия цвета
Мастер класс Волшебная химия цвета...