Главные вкладки

    Интеллектуальная игра "Поляна химических чудес"
    методическая разработка по химии (11 класс) на тему

    Данное мероприятие можно провести в рамках предметной недели по химии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon polyana_himicheskih_chudes.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие

    Тема: «Поляна химических чудес»

    Цель: Углубление знаний учащихся по химии, развитие интереса к предмету.

    Задачи:

    -расширение кругозора обучающихся, развитие умения применять полученные знания;

    - развитие логического мышления;

     - развитие творческой активности, создание условий для самовыражения и самореализации обучающихся.

    Оформление класса:

    -стол, на котором обозначены секторы и в центре установлена вращающаяся юла со стрелкой;

    -на доске  закреплены горизонтально листы бумаги по числу букв в словах.

    Ход мероприятия:

    Игру проводит ведущий, который зачитывает задания для игроков и следит за ходом игры; помощник обозначает угаданные буквы.

    Приглашается первая тройка игроков, которые занимают свои места возле игрового стола. Последовательно крутят барабан, набирая очки, и называют буквы.

    Задание  для первой тройки игроков:

     Отгадайте слово из 6 букв.

    А) Как называется твёрдый аморфный материал, получаемый при переохлаждении расплавленной смеси компонентов - шихты.

    Б) Этот материал давно открыт. Известно, что ещё в 4 тысячелетии до н.э. в некоторых странах Востока его умели получать.

    В)   популярна легенда о случайностях открытия этого материала. О Моряках, обложивших комками соды разведённый напеске костёр, и о найденных на этом месте блестящих камушках – каплях. Образовались эти « камушки» из расплавленного песка и соды.

    Доля истины в легенде есть т.к. песок и сода -  основные составляющие при производстве этого материала

    Г) Важную роль в организации производства этого материала сыграли русские ученые: Ломоносов М.В. Петухов C. П., позже Менделеев Д.И.

    Д) Этот материал – окно в другой мир (макро – и – микро)

    Правильный ответ – стекло.

    Участник, правильно назвавший слово выходит в финал. Называется число очков, которые он набрал.

    Задание для второй тройки игроков.

    А) Назвать химический элемент, открытый в 1669 г алхимиком из Гамбурга Брандом при перегонке сухого остатка от выпаривания мочи.

    Б) Бранд заметил свечение вещества, осевшего в колбе. Он решил, что открыл  наконец философский камень. По представлению алхимиков, философский камень должен был светиться.

    В) Но это вещество не превращало металлы в золото, не дарило бессмертия, но оказалось чрезвычайно важным.

    Г) В живых организмах этот элемент присутствует в костях, мышцах, мзговой ткани, нервах. В организме взрослого человека содержится около 4.5 кг этого элемента.

    Правильный ответ – фосфор

     Участник, правильно назвавший слово выходит в финал. Называется число очков, которые он набрал.

    Задание для третьей тройки игроков.

    А) Также нужно назвать химический элемент, соединения которого токсичны, входят в состав некоторых красителей.

    Б) изделия из него обычно тусклые, т.к. на воздухе быстро покрываются тонким слоем оксида.

    В) Оксид этого элемента является обязательным компонентом хрусталя

    Г) Именно из этого вещества, по мнению средневековых алхимиков можно было получить с помощью философского камня золото.

    Д) Начиная с 15 в используется в книгопечатании

    Е) Вместе с золотом, серебром, медью, оловом, железом и ртутью входит в число семи металлов, известных людям с незапамятных времён.

    Правильный ответ – свинец

    Участник, правильно назвавший слово выходит в финал. Называется число очков, которые он набрал.

    Маленькая рекламная пауза –  « Цветной рисунок»

    Чёрно-белый рисунок (заранее подготовленный и обработанный реактивами)  ведущий с помощником обрабатывают прозрачной жидкостью и на рисунке  проявляется красное и синее окрашивание.

    викторина со зрителями

    Ведущий задаёт вопросы, помощник раздаёт призы правильно  ответившим.

    Вопросы к викторине.

    1.На одном из балов император Наполеон III преподнес придворным дамам роскошные подарки: серьги, брошки, браслеты из красивого блестящего металла. К сожалению, к концу бала украшения потускнели и потеряли привлекательность. В наше время никто бы и не подумал делать настоящие украшения из этого материала. Назовите его. (Алюминий)

    2.Какой металл встречается в природе реже, чем платина или уран, однако есть дома у каждого из нас? (Ртуть в термометрах)

    3.Этот металл был назван в честь планеты, открытой всего за 8 лет до него. Что это за металл? (Уран)

    4.В 1855 году: 1 кг этого металла стоил 500 рублей золотом, а уже в 1899 году - всего 1 рубль. Назовите его. (Алюминий)

    5.Этот металл мягче воска, легче дерева и горит, как спичка. Именно его получил шведский химик Арфедсон самым первым из царства камней.
    (Литий)

    6.Стружки магния на воздухе сгорают с ослепительной вспышкой. Какие химические процессы при этом происходят?
    (Образование оксида и нитрида магния)

    7.Известно, что соли бария очень токсичны. Так, доза в 0,8 – 0,9 г смертельна для человека. Однако его соль используют в медицине при болезнях желудочно–кишечного тракта. Какую соль и для чего используют? Почему избегают отравления?

    (Сульфат бария используют при исследовании желудка как вещество, поглощающее рентгеновские лучи; он нетоксичен, так как крайне плохо растворим в воде).

    8.Известный авантюрист Дж. Казанова закончил свою жизнь в итальянской тюрьме Пъомб. Из какого металла были сделаны ее стены?
    (Из свинца)

    9.Этот благородный металл, используемый для изготовления перьев для авторучек, является самым тяжелым на земле (плотность 22,5 г/мл). Назовите его. (Осмий)

    10.Как называется камень, означающий в переводе с греческого «блестящий», который получается путем перекристаллизации известняка?
    (Мрамор)

    11.В древности на Руси прозрачные зеленые камни называли изумрудами, красные – рубинами. А как называли голубые?
    (Сапфирами)

    12.Как обуглить дерево без огня?
    (Концентрированная серная кислота)

    13.С помощью солей каких металлов очищают воду?
    (Соли алюминия и железа III).

    14.Какая вода мутится от дыхания?

    (Известковая вода)

    15.Самый пластичный металл, из 1 г которого можно вытянуть проволоку длиной 2,4 км.

    (Золото)

    16. Название какого элемента состоит из названий двух млекопитающих животных?

    (Мышьяк).

    17.Самый распространенный элемент Вселенной?
    (Водород)

    18.Способ разделения жидкостей, основанный на различии в температуре кипения?

    (Дистилляция)

    19.Какие простые вещества находятся при нормальных условиях в жидком состоянии?

    (Бром, ртуть)

    20.Газ, который в небольшом количестве образуется в сосновом лесу?
    (Озон)

    21.В какой воде лучше растворяется поваренная соль в холодной или в горячей?
    (Одинаково)

    22.Каким химическим элементом богата морская капуста?
    (Йодом)

    23.Обильный снегопад сопровождается заметным потеплением. Как это объяснить? 
    (При кристаллизации воды выделяется теплота)

    24. Известно, что вода замерзает при 0 С. Почему же в полярных водах Мирового океана температура воды опускается до -1,8 С?
    (Температура замерзания водных растворов солей ниже, чем у чистой воды)

    25.На протяжение многих веков свойство летучих соединений этого элемента придавать пламени ослепительный яркий красный цвет использовалось в пиротехнике. Он входит в состав так называемых «бенгальских огней». Назовите этот металл «красных огней».
    (Стронций)

    26.Что англичане называют «свинским железом»?
    (Чугун)

    27. Название какого элемента в переводе с греческого означает «несущий свет»?

    (Фосфор)

    Задание для финальной тройки игроков.

    А) как называется соединение металла или неметалла с углеродом.

    Б) эти соединения твёрдые, термостойкие.

    В) многие из  них сверхпроводники. Важными для техники свойствами обладают сплавы титана, циркония, гафния и тантала с углеродом.

    Г) самое  известное из этих веществ – соединение кальция с углеродом, которое широко применяют в технике для получения ацетилена.

    Правильный ответ – карбид

    Победителю вручают приз.  Предлагают сыграть в супер игру.   А перед супер игрой  проводят викторину со зрителями .

    Задание для супер игры:

    Как называются жидкие или твёрдые сплавы ртути с другими металлами? Эти сплавы применяются  в производстве  зеркал, в люминисцентных лампах, в том числе в энергосберегающих люминисцентных лампах. Используются при извлечении некоторых металлов из руд. Раньше сплав ртути с серебром стоматологи использовали в качестве материала зубных пломб.

    Правильный ответ - амальгама

    Подводятся  итоги игры. Ведущий благодарит всех участников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеллектуальная игра "Поле Чудес - Мифы и быль о цветах"

    Интеллектуальная игра  для учащихся 6-8 классов по теме "Цветы"...

    интеллектуальная игра "поле чудес"

    интеллектуальная игра помогает развивать интерес к науке....

    Химические чудеса.

    Ведущие: ЗДРАВСТВУЙТЕ! 1В: Мы химики! А химия - это бессонные ночи. 2В: Это постоянные разговоры о химии. 3В: Это химические лаборатории. 4В: Это родители, которые говорят: «Наш ребенок - хими...

    Интеллектуальная игра. Поле чудес

    В рамках предметной недели игра "Поле чудес".Цель игры:- формирование  заинтересованности в приобретении новых знаний, умение нестандартно мыслить; - развитие личностных качеств студентов, и...

    Интеллектуальная игра Поле чудес

    Место проведения:  школа.Цель: организовать интересный досуг для детей, а также повысить общую осведомленность в их образовании.  Задачи: Развить познавательный интерес у детей, да...

    Позновательно- интеллектуальная игра "Поле чудес" по творчеству Г.Тукая

    Позновательно- интеллектуальная игра "Поле чудес" по творчеству Великого татарского поэта Г.Тукая. Игру можно провести как внеклассное мероприятие для ученников среднего так и старшего звена....