методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка по химии на тему

Представленные презентации и текстовые документы к уроку помогут учителям в объяснении материала.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вода Автор презентации: Мишина и Малютина Кати 21группа

Слайд 2

Вода Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле. Леонардо да Винчи

Слайд 3

Содержание Тест Вода в природе Применение воды Круговорот воды Физические свойства воды Химические свойства воды

Слайд 4

Вода в природе Большая часть поверхности Земли покрыта морями и океанами - 71% Морская вода – 97% - 98% Пресная вода – 2% - 3% 75% - ее сковано льдом, находится под землей Таким образом человек может пользоваться только 0,02% – 0,03% всей воды на нашей планете.

Слайд 5

Физические свойства воды Вода – единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует во всех трех агрегатных состояниях: жидком (вода), твердом (лед), газообразном (пар). Пар Жидкость Лед

Слайд 6

Вода в организме человека Кровь человека на 90% состоит из воды Мышцы на 75% Кости на 28% Стекловидное тело глаза на 99%

Слайд 7

Вода в организме человека Обезвоживание организма на 12 – 15 % приводит к нарушению обмена веществ, А потеря до 25 % воды – к гибели организма Без воды человек может прожить 3 дня , в то время, как без пищи 30 – 50 дней

Слайд 8

Аномалии воды Лёд плавает на поверхности водоёма,  (льда) = 0,92 г/см 3 , max  (воды) при +4°С = 1г/см 3 При замерзании воды происходит расширение объёма. Самая большая теплоемкость ( в 3100 раз больше, чем у воздуха, в 4 раза больше, чем у горных пород) Молекулы взаимодействуют между собой с образованием водородных связей.

Слайд 9

Химические свойства

Слайд 10

Взаимодействие с металлами При взаимодействии воды с активными металлами образуется щелочь и водород: 2Na + 2H 2 О= H 2 + 2NaOH (бурно) 2K + 2H 2 О = H 2 + 2KOH (бурно) При взаимодействии воды с менее активными металлами образуется оксид и водород: 3Fe + 4H 2 О = 4H 2 + Fe 3 О 4 (только при нагревании)

Слайд 11

Взаимодействие с неметаллами Вода взаимодействует с некоторыми неметаллами; получающиеся продукты взаимодействия очень разнообразны: C + H 2 О = H 2 + CO (при сильном нагревании) Cl 2 + H 2 О = HClO + HCl Реакция разложения воды Под действием постоянного электрического тока или высокой температуры вода разлагается на кислород и водород: 2Н 2 О = 2Н 2 + О 2

Слайд 12

Взаимодействие с основными оксидами Взаимодействие с кислотными оксидами Некоторые оксиды металлов могут вступать в реакции соединения с водой, в результате этой реакции образуется щелочь: SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4 CO 2 + H 2 O = H 2 CO 3 СаО + Н 2 О = Са (ОН) 2 Na 2 O + H 2 O =2 NaOH Некоторые кислотные оксиды вступают в реакции соединения с водой, в результате образуются кислоты:

Слайд 13

Круговорот воды в природе Вода постоянно испаряется с поверхности наземных водоемов, листьев растений Так возникает водяной пар , который, конденсируясь, ставновится облаками . Атмосферная вода попадает на землю в виде осадков. Но не нужно думать, что круговорот – это панацея от исчерпания доступных запасов пресной воды. Все же он происходит медленно. Берегите воду!

Слайд 14

Применение воды Вода В жизни растений и животных В быту человека Для получения оснований Для получения кислот Как растворитель в различных отраслях народного хозяйства В системах охлаждения Для получения органических веществ Для получения водорода В паровых двигателях Для производства минеральных удобрений Применение воды

Слайд 15

Вода необходима всем живым организм ам : растениям, животным и человеку. Без воды нет жизни. Вода – одно из самых главных богатств Земли .

Слайд 16

Берегите воду

Слайд 17

« Вода – у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь !» Антуан Сент – Экзюпери

Слайд 18

Вода в природе

Слайд 19

Тест по теме «Вода» Ушакова Наталья Валерьевна Агрегатное состояние воды при обычных условиях Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Вопрос 5 Вопрос 6 Вопрос 7 Вопрос 8 Вопрос 9 Вопрос 10 жидкость А газообразное В возможны все Г твердое Б Вид связи в молекуле воды водородная А ковалентная полярная В ковалентная неполярная Б ионная Г Ушакова Наталья Валерьевна Между молекулами воды образуется связь водородная А ковалентная полярная В ковалентная неполярная Б ионная Г Ушакова Наталья Валерьевна Больше всего примесей содержится в воде дождевой А морской Б речной В родниковой Г Ушакова Наталья Валерьевна Наиболее энергично с водой реагирует кальций А железо В магний Б калий Г Ушакова Наталья Валерьевна Только при нагревании реагирует с водой Кальций А железо В оксид калия Б оксид бария Г Ушакова Наталья Валерьевна Выберите формулу оксида, с которым вода взаимодействует с образованием кислоты SiO 2 А Na 2 O В CO 2 Б CaO Г Ушакова Наталья Валерьевна Выберите формулу оксида, с которым вода взаимодействует с образованием щелочи P 2 O 5 А BaO Б CO 2 В SO 3 Г Ушакова Наталья Валерьевна Формула продукта реакции оксида серы ( IV) с водой H 2 S А H 2 SO 4 В SO 3 Б H 2 SO 3 Г Ушакова Наталья Валерьевна При комнатной температуре водород выделяется, если с водой реагирует оксид фосфора ( V) А кальций В золото Б оксид натрия Г Ушакова Наталья Валерьевна + - + + + + + + + + + - - - - - - - - -

Слайд 20

The end)



Предварительный просмотр:

  РМО УЧИТЕЛЕЙ

         ХИМИИ

 Советского района

Нижнего Новгорода

               11.09.2008

ТЕМА:

Организационно – методичес-кие особенности преподавания химии в рамках регионального компонента. МОУ ЛИЦЕЙ №38 Венкова С.И. – председатель РМО, учитель высшей категории.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Инновационные технологии:

«Развитие критического мышления через чтение и  письмо на уроках химии»

МОУ №187 Гуляйкина М.А. –  учитель высшей категории,

Левакова Э.Ю. - учитель высшей категории.          

2.Экспериментальная     работа на уроках химии:

МЭЛ №28 Мацокина Г.Ф. – учитель высшей категории,

Новикова Т.В. – учитель  высшей категории.

3. УМК:

МОУ ЛИЦЕЙ №38 Венкова С.И. – председатель РМО, учитель высшей категории.

4. Связь школы с ВУЗами города:

МОУ ЛИЦЕЙ №38 Венкова С.И. – председатель РМО, учитель высшей категории.

5. Участие в национальном проекте «Лучший учитель РФ»

Трухаткина И.В. – ИДМК методист, учитель высшей категории.

6. Общее. Утверждение плана работы на 2008-2009 учебный год. МОУ ЛИЦЕЙ №38 Венкова С.И. – председатель РМО, учитель высшей категории.



Предварительный просмотр:

ГИДРОЛИЗ

Гидролиз – обменная реакция взаимодействия веществ с водой, приводящая к их разложению. Гидролизу могут подвергаться неорганические и органические вещества различных классов.

В результате гидролиза соли образуются кислота (или кислая соль) и основание (или основная соль). Таким образом, реакция гидролиза соли обратна реакции нейтрализации.

Соль можно представить как продукт взаимодействия кислоты и основания. Для понимания сущности процесса гидролиза солей необходимо классифицировать кислоты и основания по силе.

Сильные кислоты: НСl, HBr, HI, HNO3, HClO4, H2SO4.

Слабые кислоты: HF, H2CO3, H2SiO3, H2S, HNO2, H2SO3, H3PO4, органические кислоты.

Сильные основания: щелочи (NaOH, KOH, Ca(OH)2, Ba(OH)2 и др.).

Слабые основания: NH4OH, нерастворимые основания (Fe(OH)2, Fe(OH)3, Al(OH)3, Zn(OH)2, Cu(OH)2, и др.) органические амины

Учащимся необходимо усвоить следующие основные понятия темы «Гидролиз солей»:

тип соли в зависимости от силы кислоты и основания, продуктом взаимодействия которых она является;

тип гидролиза: по катиону, по аниону, по катиону и аниону, не подвергается гидролизу;

характер среды водного раствора соли: кислая, нейтральная, щелочная;

цвет индикаторов в водном растворе соли в зависимости от характера среды.

В зависимости от силы кислоты и основания можно выделить четыре типа солей и три типа их гидролиза в водном растворе:

1. Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой подвергается гидролизу по аниону, среда водного раствора – щелочная (рН>7).

Пример 1. Фторид натрия NaF – cоль, образованная сильным основанием NaOH и слабой кислотой НF.

В водном растворе происходит диссоциация соли:

NaF → Na+ + F‾.

Фторид-анион обратимо взаимодействует с водой:

F‾ + HOH  HF + OH‾,

или в молекулярной форме:

NaF + HOH  HF + NaOH.

В результате гидролиза фторида натрия образуется слабый электролит – фтороводородная кислота HF и появляются гидрокисид-ионы ОН‾, вследствие чего раствор приобретает щелочную среду.

Пример 2. Карбонат калия K2СО3 – соль, образованная сильным основанием КОН и слабой двухосновной кислотой Н2СО3.

В водном растворе карбонат калия диссоциирует:

К2СО3 → 2K+ + СО

Так как эта соль образована слабой двухосновной кислотой, то ее гидролиз протекает в две ступени.

I ступень. СО + HOH  НСО + OH ,

или в молекулярной форме:

K2СО3 + HOH  KHСО3 + KOH.

II ступень. НСО + HOH  Н2СО3 + OH‾,

или в молекулярном виде:

KHСО3 + HOH  Н2СО3 + KOH.

В результате гидролиза карбоната калия образуется слабые электролиты – ионы НСО и молекулы Н2СО3, и появляются гидрокисид-ионы ОН‾, вследствие чего раствор приобретает щелочную среду.

Необходимо подчеркнуть, что практическое значение обычно имеет только процесс, идущий по первой ступени, которым, как правило, и ограничиваются при оценке гидролиза солей. Равновесие гидролиза по второй ступени смещено влево по сравнению с равновесием первой ступени, поскольку на первой ступени образуется более слабый электролит (НСО), чем на второй (H2CO3)

2. Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, подвергается гидролизу по катиону, среда водного раствора – кислая (pH<7).

Пример 3. Бромид аммония NH4Br – соль, образованная слабым основанием NH4OH и сильной кислотой HBr.

В водном растворе происходит диссоциация соли:

NH4Br → NH + Br‾.

Катион аммония обратимо взаимодействует с водой:

NH + HOH  NH4OH + H+,

или в молекулярной форме:

NH4Br + HOH  NH4OH + HBr.

В результате гидролиза бромида аммония образуется слабый электролит – гидроксид аммония NH4OH и появляются катионы водорода Н+, вследствие чего раствор приобретает кислую среду.

Пример 4. Нитрат магния Mg(NO3)2– соль, образованная слабым основанием Мg(ОН)2 и сильной кислотой НNO3.

В водном растворе происходит диссоциация соли:

Mg(NO3)2 → Mg2+ + 2NO.

Катион магния обратимо взаимодействует с водой:

Mg2+ + HOH  Mg(OH)+ + H+,

или в молекулярной форме:

Mg(NO3)2 + HOH  Mg(OH)NO3 + HNO3.

В результате гидролиза нитрата магния происходит связывание ионов магния с образованием слабо диссоциирующего иона Mg(OH)+ и появляются катионы водорода Н+, вследствие чего раствор приобретает кислую среду.

3. Соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой, подвергается гидролизу по катиону и по аниону. Характер среды водного раствора такой соли определяется соотношением силы кислоты и основания, образующими соль.

Пример 5. Ацетат аммония СН3СООNH4 – соль, образованная слабой органической кислотой СН3СООН и слабым основанием NH4OH.

В водном растворе происходит диссоциация соли:

CH3COONH4 → NH + CH3COO‾.

И катион аммония, и ацетат-ион обратимо взаимодействует с водой:

NH + CH3COO‾ + HOH  NH4OH + CH3COOН,

или в молекулярной форме:

CH3COONH4 + HOH  NH4OH + CH3COOH.

В результате гидролиза ацетата аммония образуются слабые электролиты – гидроксид аммония NH4OH и уксусная кислота CH3COOH. Так как константы диссоциации гидроксида аммония и уксусной кислоты имеют одинаковое значение (1,8•10-5), то среда водного раствора ацетата аммония нейтральная.

Пример 6. Сульфид хрома(III) Cr2S3 – соль, образованная слабым нерастворимым основанием Cr(OH)3 и слабой летучей кислотой Н2S. В таблице растворимости на месте сульфида хрома(III) указан знак " - ". Это значит, что соль подвергается в водном растворе полному необратимому гидролизу:

Cr2S3 + 6HOH = 2Cr(OH)3↓ + 3H2S↑.

4. Соль, образованная сильной кислотой и сильным основанием, гидролизу не подвергается, среда водного раствора такой соли – нейтральная (pH=7).

Примерами таких солей могут служить: КClO4, Na2SO4, RbCl, Ba(NO3)2 и др.

Следует обратить внимание учеников на то, что поскольку гидролиз – обратимый процесс, то его равновесие может быть смещено в соответствии с принципом Ле Шателье в сторону усиления или в сторону ослабления гидролиза. Напомним, что гидролиз – процесс, обратный реакции нейтрализации. Как известно, реакция нейтрализации – экзотермический процесс, следовательно, гидролиз – процесс эндотермический. В соответствии с принципом Ле Шателье, для усиления гидролиза соли (смещения равновесия в сторону продуктов реакции) необходимо:

  • разбавить раствор (добавить воды);
  • повысить температуру;
  • связать один из продуктов гидролиза (ионы Н+ или ОН‾), например, путем добавления щелочи, кислоты или другой гидролизующейся соли.

Для ослабления гидролиза соли необходимо:

  • увеличить концентрацию соли;
  • понизить температуру;
  • добавить к раствору один из продуктов гидролиза.

Пример 7. Соли, подвергающиеся необратимому гидролизу, нельзя получить в результате реакции обмена путем смешивания водных растворов соответствующих солей вследствие взаимного усиления гидролиза. Например, в растворах AlCl3и Na2CO3 взятых порознь, вследствие гидролиза этих солей устанавливаются равновесия:

Al3+ + HOH  Al(OH)2+ + H+

CO + HOH  HCO + OH‾.

Гидролиз этих солей практически ограничивается первой стадией. Если к раствору хлорида алюминия (гидролизуется по катиону) прилить раствор карбоната натрия (гидролизуется по аниону), то образующиеся в результате гидролиза этих солей ионы Н+ и ОН‾ нейтрализуют друг друга. В соответствии с принципом Ле Шателье, удаление этих ионов из сферы реакции в виде молекул малодиссоциированной воды смещает оба равновесия вправо и в конечном счете приводит к образованию основания и кислоты. В результате этой реакции выпадает осадок гидроксида алюминия и выделяется углекислый газ:

2AlCl3 + 3Na2CO3 + 3H2O = 2Al(OH)3↓ + 3CO2↑ + 6NaCl,

или в ионной форме:

2Аl3++ 3CO + 3H2O = 2Al(OH)3↓ + 3CO2

Вследствие взаимного усиления гидролиза, приводящего к образованию кислоты и основания, взаимодействуют также соли железа(III) и хрома(III) с карбонатами щелочных металлов, соли алюминия и хрома(III)  с сульфидом аммония, алюминаты с солями аммония, растворы которых имеют кислую среду, и некоторые другие.

Отметим также, что помимо солей гидролизу подвергаются различные неорганические (гидриды, нитриды, силициды, карбиды, фосфиды, галогениды неметаллов и др.) и органические (сложные эфиры, жиры, белки, углеводы и др.) соединения.


Задания по теме «Гидролиз» и комментарии к их решению

1. В водном растворе гидролизу не подвергается соль

1)

нитрат цинка

3)

нитрат калия

2)

нитрит калия

4)

сульфита натрия

Не подвергается гидролизу соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием. Из перечисленных – это нитрат калия. Ответ: 3.

2. Среда водного раствора сульфата алюминия

1)

нейтральная

3)

слабощелочная

2)

сильнощелочная

4)

кислая

Так сульфат алюминия – соль, образованная слабым основанием Al(OH)3 и сильной кислотой Н2SO4, то в водном растворе будет происходить гидролиз по катиону, поэтому раствор имеет кислую среду. Ответ: 4.

3. Лакмус краснеет в водном растворе соли

1)

Na2SO3

2)

K2SO4

3)

K2S

4)

ZnSO4

Красную окраску лакмус приобретает в кислой среде. Кислую среду имеют водные растворы солей, гидролизующихся по катиону, т.е. образованных сильной кислотой и слабым основанием. Из перечисленных такой солью является сульфит натрия Na2SO3. Ответ: 1.

4. Фенолфталеин имеет одинаковую окраску в водных карбоната калия и

1)

хлорида алюминия

3)

стеарата натрия

2)

сульфата калия

4)

нитрата натрия

Карбонат калия К2СО3 - соль, образованная слабой угольной кислотой H2CO3 и сильным основанием – гидроксидом калия КОН. В водном растворе происходит ее гидролиз по аниону, вследствие чего среда раствора – щелочная, а фенолфталеин окрасится в малиновый цвет. Из перечисленных солей такому же типу гидролиза подвергается стеарат натрия С17Н35СООNа – соль, образованная слабой органической стеариновой кислотой С17Н35СООН и сильным основанием – гидроксидом натрия NaOH.

5. C помощью лакмусовой бумажки можно распознать растворы трех солей

1)

КСl, Na2SiO3, Ba(NO3)2

2)

RbCl, K2SO3, ZnSO4

3)

Ca(NO3)2, NaNO2, K2SO4

4)

K3PO4, NaHCO3, AlBr3

Каждая из трех солей в группе должна иметь разное отношение к гидролизу в водном растворе. Этому условию удовлетворяют соли: RbCl (гидролизу не подвергается, среда нейтральная, лакмус фиолетовый), K2SO3 (гидролиз по аниону, среда щелочная, лакмус синий), ZnSO4 (гидролиз по катиону, среда кислая, лакмус красный). Ответ: 2.

Особо подчеркнем, что многие школьники затрудняются оценить силу гидроксида рубидия RbOH, забывая, что рубидий, являясь типичным щелочным металлом, образует сильную щелочь.

6. При гидролизе фосфида кальция образуются 

1)

фосфин и оксид кальция

2)

фосфин и гидроксид кальция

3)

ортофосфорная кислота и оксид кальция

4)

ортофосфорная кислота и гидроксид кальция

Фосфид кальция Са3Р2 – бинарное соединение, при гидролизе которого образуется летучее водородное соединение РН3 и гидроксид кальция Са(ОН)2. Ответ: 2.

7. Гидролиз сульфида калия усилится при 

1)

охлаждении раствора

3)

увеличении концентрации соли

2)

нагревании раствора

5)

добавлении гидроксида калия

Сульфид калия K2S – соль, образованная сильным основанием КОН и слабой двухосновной кислотой Н2S.

В водном растворе сульфид калия диссоциирует:

К2S → 2K+ + S2-

Так как эта соль образована слабой двухосновной кислотой, то ее гидролиз протекает в две ступени.

I ступень. S2- + HOH  HS + OH ,

или в молекулярной форме:

K2S + HOH  KHS + KOH.

II ступень. HS‾ + HOH  Н2S + OH‾,

или в молекулярном виде:

KHS + HOH  Н2S + KOH.

В результате гидролиза сульфида калия образуются слабые электролиты – ионы HS и молекулы H2S, и появляются гидрокисид-ионы ОН‾, вследствие чего раствор приобретает щелочную среду.

В соответствии с принципом Ле Шателье, охлаждение раствора, увеличение концентрации соли и добавление щелочи как продукта гидролиза вызовет смещение равновесия влево, т.е. будет подавлять гидролиз. Усилить гидролиз соли, т.е. сместить равновесие вправо, можно следующим образом: а) добавляя воду (разбавляя раствор); б) удаляя продукты гидролиза (путем связывания гидроксид-ионов OH‾ или удаления Н2S); в) нагревая раствор (учитывая, что гидролиз – эндотермический процесс). Отметим также, что нагревание будет способствовать удалению из раствора сероводорода, что в еще большей степени усилит гидролиз соли. Ответ: 2.

8. Установите соответствие между формулой соли и типом гидролиза этой соли в ее водном растворе.

ФОРМУЛА СОЛИ

ТИП ГИДРОЛИЗА

А)

MgCl2

1)

по катиону

Б)

Na2SO4

2)

по аниону

В)

KBr

3)

по катиону и аниону

Г)

Fe2S3

4)

не гидролизуется

MgCl2 - соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, поэтому гидролизуется по катиону. Na2SO4 и KBr – соли, образованные сильными основаниями и сильными кислотами, поэтому гидролизу не подвергаются. Fe2S3 - соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой, поэтому подвергается гидролизу по катиону и по аниону. Ответ: 1443.

9. Установите соответствие между названием соли и средой ее водного раствора.

НАЗВАНИЕ СОЛИ

СРЕДА РАСТВОРА

А)

фосфат натрия

1)

кислая

Б)

гидрофосфат натрия

2)

нейтральная

В)

дигидрофосфат натрия

3)

щелочная

Г)

сульфат натрия

Это довольно сложное задание, в котором следует учесть особенности гидролиза нормальных и кислых солей ортофосфорной кислоты. Фосфат натрия Na3PO4 гидролизуется по аниону РОи имеет щелочную среду водного раствора. В водном растворе гидрофосфата натрия Na2HPO4 происходит гидролиз по аниону НРО, в результате чего образуются гидроксид-ионы ОН‾:

НРО + НОН  Н2РО + ОН‾.

Однако анионы НРО способны также к диссоциации с образованием катионов водорода, что представляет собой процесс диссоциации ортофосфорной кислоты по третьей ступени.

НРО  РО+ Н+.

При этом первый процесс – гидролиз аниона НРО преобладает, и поэтому среда водного раствора гидрофосфата натрия – щелочная.

В водном растворе дигидрофосфата натрия NaH2PO4 также происходит гидролиз по аниону Н2РО, в результате чего образуются гидроксид-ионы ОН‾:

Н2РО + НОН  Н3РО4 + ОН‾.

Но ионы Н2РО также диссоциируют с образованием катионов водорода, что представляет собой процесс диссоциации ортофосфорной кислоты по второй ступени:

Н2РО  НРО + Н+.

В случае дигидрофосфата преобладает второй процесс – диссоциация иона Н2РО с образованием катионов водорода, и поэтому среда водного раствора дигидрофосфата натрия – кислая.

Отметим, что аналогичная ситуация наблюдается в водных растворах сульфита и гидросульфита натрия: в растворе сульфита натрия Na2SO3 среда щелочная, а в растворе гидросульфита натрия NaHSO3 – кислая.

Однако при гидролизе карбонатов и гидрокарбонатов щелочных металлов (например, Na2CO3 и NaHCO3) среда раствора будет щелочная, так как процесс гидролиза гидрокарбонат-иона НСО с образованием гидроксид-ионов ОН‾ преобладает над процессом его диссоциации с образованием ионов водорода Н+.

Сульфат натрия гидролизу не подвергается и имеет нейтральный характер водной среды.

Ответ: 3312.

10. Установите соответствие между названием соли и сокращенным ионным уравнением ее гидролиза по первой ступени.

НАЗВАНИЕ СОЛИ

СОКРАЩЕННОЕ

ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ

А)

сульфит натрия

1)

PO + H2O  HPO + ОН

Б)

нитрит бария

2)

NO + H2O  HNO2 + ОН

В)

фосфат натрия

3)

S2 + H2O  HS + ОН

Г)

сульфид калия

4)

SO + H2O  HSO + ОН

5)

NO + H2O  HNO3 + ОН

6)

PO + 3H2O  H3PO4 + 3ОН

Во-первых, следует проанализировать состав каждой соли и на основе этого определить тип ее гидролиза. Сульфит натрия Na2SO3 и сульфид калия К2S, нитрит бария Ва(NO2)2 и фосфат натрия – соли, образованные сильными основаниями и слабыми кислотами. Поэтому они подвергаются гидролизу по аниону. Отметим, что школьники часто путают сульфаты, сульфиты и сульфиды, а также нитраты, нитриты и нитриды. Гидролизу сульфит-иона соответствует процесс 4, сульфид-иона – процесс 3, а нитрит-иона – процесс 2. Составляя краткие ионные уравнения гидролиза, необходимо обратить внимание учащихся на то, что оно отражает взаимодействие одного иона с одной молекулой воды. Учитывая это, определяем, что гидролизу фосфат-иона соответствует процесс 1, но не 6. Ответ: 4213.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ХИМИКОВ

С.И.Венкова

МБОУ лицей № 38, Нижний Новгород, Российская Федерация

Исследовательский подход в обучении химии способствует росту мотивации к учебной деятельности, осуществляется во внеурочное время и эффективен в рамках научного общества учащихся (НОУ), на занятиях элективных курсов, при написании исследовательских проектов, докладов, научных статей, рефератов, участии в олимпиадах, в технической олимпиаде школьников на базе НГТУ им. Р.Е.Алексеева, конкурсах, научно-практических конференциях и др.

Химический эксперимент является одним из самых эффективных методов стимулирования учебно-познавательной деятельности. В целях политехнической подготовки необходимо познакомить учащихся с важнейшими отраслями и общими научными принципами химического производства, ведущими профессиями, современными технологиями, проблемами экономики и организации труда.

Процесс обучения химии в лицее включает четыре уровня усвоения. После первого (общих представлений), необходим второй – проговаривание изучаемого материала в любой форме. Используются нетрадиционные формы занятий: лекционно-зачетная система, интегрированные уроки, семинары, консультации. Третий уровень – выполнение упражнений, решение задач, проведение эксперимента, практикума и т.п. Кроме этого наши учащиеся выполняют химический практикум на базе НГПУ им. К.Минина и на базе ННГУ им. Н.И.Лобачевского, используя сложное химическое оборудование. Четвертый уровень – творческий, т.е. применение знаний в измененных ситуациях, обеспечивающих развитие собственного нестандартного мышления ребенка. Это актуально для лицея, где выявлено достаточное количество учащихся, интересующихся экспериментальными исследованиями.

Особое значение приобретает научно – исследовательская работа школьников, участие их в НОУ с выполнением химического эксперимента, которая осуществляется в лицее по 2 направлениям: написание учебно-исследовательских работ под руководством учителей лицея и написание учебно-исследовательских работ под руководством преподавателей вузов (ННГУ им. Н.И.Лобачевского, НГТУ им. Р.Е.Алексеева). Примеры: «Парфюмерная промышленность. Производство духов», «Письменность, появление карандаша и ручки, краски», «Сравнение потребительских качеств некоторых жидкостей для мытья посуды», «Кристаллы. Получение кристаллов в лабораторных условиях», и др. Будущие химики конспектируют научные статьи по изучаемой теме, находят интересный материал по экологии, увлеченно занимаются внеурочным экспериментом.

«Обучать не всех, а каждого» - девиз современной школы, нашего лицея.

ЛИТЕРАТУРА

1.        Добрецова Н.В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании // Экологическое образование в школе.- 1999, -№ 9, -с.57.

2.        Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61.

3.        Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: Аркти, 2004.

4.        Степин Б.Д. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. - М.: Дрофа, 2002.

5.        Рягин С.Н. Лабораторный практикум «Идентификация органических соединений» 10 класс: Учеб.-практическое пособие для учащихся профильных классов и модульных групп. – Омск: ООИПКПО, 2003.

6.        Еняковская Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004. –176.: ил. – (библиотека учителя).



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В КУРСЕ ХИМИИ В ОСНОВНОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

(9-11 КЛАССЫ)

С.И.Венкова

МБОУ лицей № 38, Нижний Новгород, Российская Федерация

В преподавании естественных наук, и в частности химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Интеграция естественнонаучных знаний, полученных в результате проведения исследовательской работы учащимися, позволяет изменить качество учебного процесса и повысить успешность обучения школьников. Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности.

В связи с переходом на новые стандарты, развитие универсальных учебных действий, помогает ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, дает возможность самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентности, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Исследовательская деятельность ученика и учителя, где учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, ускорит реализацию концепции обучения. На сегодняшний день есть вопрос из вопросов: Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся? Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой обучения и индивидуальным характером усвоения может принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном уровне. Задача же педагога при осуществлении данного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование учащихся самооценкой образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Исследовательская деятельность старшеклассников создает реальные предпосылки для установления большой преемственности между средним и высшим образованием, позволяет максимально учитывать интересы, возможности и способности ребят, поможет им правильно сориентироваться в той области, которую они себе изберут.

Индивидуальный подход к организации исследовательской деятельности позволяет учитывать эти специфические для каждого ученика характеристики в большей степени, чем при традиционном обучении. Эти показатели не являются неизменными, они развиваются в процессе работы с учащимися.

На основании изучения уровня познавательного интереса, а также уровня сформированности исследовательских умений и навыков для приобщения учащихся к исследовательской деятельности проводятся уроки с элементами исследования и уроки-исследования.

Исследовательский подход в обучении химии способствует росту мотивации к учебной деятельности, осуществляется во внеурочное время и эффективен в рамках научного общества учащихся (НОУ), на занятиях элективных курсов, при написании исследовательских проектов, докладов, научных статей, рефератов, участии в олимпиадах, в технической олимпиаде школьников на базе НГТУ им. Р.Е.Алексеева, конкурсах, научно-практических конференциях и др.

Химический эксперимент является одним из самых эффективных методов стимулирования учебно-познавательной деятельности. В целях политехнической подготовки необходимо познакомить учащихся с важнейшими отраслями и общими научными принципами химического производства, ведущими профессиями, современными технологиями, проблемами экономики и организации труда.

Наиболее важными видами исследований учащихся по химии являются следующие:

  • решение качественных химических задач;
  • решение химических, физико-химических и химико-технологических проблем;
  • поисковая деятельность и написание рефератов;
  • самостоятельное прогнозирование и моделирование химических процессов и реакций;
  • проектная деятельность;
  • исследовательские умения развиваются на уроках химии на разных этапах обучения в школе.

Процесс обучения химии в лицее включает четыре уровня усвоения. После первого (общих представлений), необходим второй – проговаривание изучаемого материала в любой форме. Используются нетрадиционные формы занятий: лекционно-зачетная система, интегрированные уроки, семинары, консультации. Третий уровень – выполнение упражнений, решение задач, проведение эксперимента, практикума и т.п. Кроме этого наши учащиеся выполняют химический практикум на базе НГПУ им. К.Минина и на базе ННГУ им. Н.И.Лобачевского, используя сложное химическое оборудование. Четвертый уровень – творческий, т.е. применение знаний в измененных ситуациях, обеспечивающих развитие собственного нестандартного мышления ребенка. Это актуально для лицея, где выявлено достаточное количество учащихся, интересующихся экспериментальными исследованиями.

Для того чтобы сделать обучение интересным и познавательным, в настоящее время на уроках химии в лицее часто используется проектная технология, которая является одной из технологий четвертого поколения. Метод проектов («Скажем жизни – ДА», «Берегите воду», «Проект по сохранению воды» и др.) помогает индивидуализировать учебный процесс. Здесь важен не только результат обучения, но и разработка сценария и процесс выполнения проектного задания, который развивает исследовательские умения школьников, повышает качество знаний и способствует развитию интеллектуальных и исследовательских способностей, появление познавательного интереса к предмету. Научно-исследовательские проекты (в основной и старшей школе) учат старшеклассников основам проектного менеджмента и научного исследования. Кроме того, они способны принести реальную общественную пользу, а для каждого участника - стать осязаемым успехом, первой ступенькой в профессиональной карьере.

Использование ИКТ на уроках химии и при подготовке проекта  предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности. Использование разных видов деятельности, позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого ученика.

Особое значение приобретает научно – исследовательская работа школьников, участие их в НОУ с выполнением химического эксперимента, которая осуществляется в лицее по 2 направлениям: написание учебно-исследовательских работ под руководством учителей лицея и написание учебно-исследовательских работ под руководством преподавателей вузов (ННГУ им. Н.И.Лобачевского, НГТУ им. Р.Е.Алексеева). Примеры: «Парфюмерная промышленность. Производство духов», «Письменность, появление карандаша и ручки, краски», «Сравнение потребительских качеств некоторых жидкостей для мытья посуды», «Кристаллы. Получение кристаллов в лабораторных условиях», и др.

НИР позволяет ученикам испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований. Участие в научно-исследовательской деятельности развивает:

  • познавательные функции ученика;
  • умение критически оценивать подходы к решению исследовательских задач;
  • творческие способности;
  • умение грамотно и компетентно излагать результаты исследований.

Исследовательская работа учащихся занимает большее время, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что деятельность учащихся продуктивная и творческая. Учащиеся при этом подходе могут быстро и правильно выполнять задания, самостоятельно изучать более сложный материал.

Будущие химики конспектируют научные статьи по изучаемой теме, находят интересный материал по предмету, увлеченно занимаются внеурочным экспериментом.

«Обучать не всех, а каждого» - девиз современной школы, нашего лицея.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2001 – 127с., ил.
  2. Арзамасцев К.И. Философский камень. Сценарии школьных химических вечеров. Чебоксары: КЛИО, 1997. – 32 с.
  3.         Емельянова Е.О., Иодко А.Г. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-9 классах. М.: Школьная Пресса, 2002.,47 с.
  4. Еняковская Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004. –176 с. (библиотека учителя).
  5. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. Школьный практикум. – М.: Владос, 2001, 111 с.
  6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 37.
  7. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - М.: Просвещение,  2006. № 4. с.61-64.
  8. Рягин С.Н. Лабораторный практикум «Идентификация органических соединений» 10 класс: Учебно - практическое пособие для учащихся профильных классов и модульных групп. – Омск: ООИПКПО, 2003.,87 с.
  9. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. / А. И. Савенков // -  М.: Просвещение, 2006., 512 с.
  10. Савенков, А. И. Психология исследовательского обучения. / А. И. Савенков // Москва, Академия развития. 2005 г. 450с.
  11. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение: Аркти, 2004., 204 с.
  12. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффективные опыты по химии.  - М.: Дрофа, 2002.,96с.
  13. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного  общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки, презентации и конспекты уроков

Презентация составлена по материалам Открытого банка заданий ЕГЭ 2012. В презентацию включен необходимый теоретический материал и образцы решений заданий (практика) а так же задачи для самостоятельн...

Методическая разработка: "Расширенный план – конспект урока по образовательной области "Технология" на основе ФГОС второго поколения. 5класс".

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО),  утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  дека...

Методическая разработка урока информатики. Конспект урока. "Электронные таблицы. Диаграммы." Урок 5.

Методическая разработка. План-конспект урока по информатике. По теме Диаграммы в электронных таблицах....

Методическая разработка - Презентация к уроку географии: Презентация "Реки".

Что такое река, русло реки, исток, устье и т.д. Особенности равнинных и горных рек. Питание рек. Что такое половодье, паводок. Основные реки России....

Методическая разработка на тему: конспект интегрированного урока по социально-бытовой ориентировке и альтернативному чтению "Я иду в магазин"

Конспект интегрированного урока по социально-бытовой ориентировке и альтернативному чтению  "Я иду в магазин" в 6 классе, класс "особый ребенок"Авторы: Лазарева Ю.И. (ГБОУ шко...

Методические разработки, презентации и конспекты

урок по биологии 8б класса "Заболевания сердечно-сосудистой системы"...