Соединения алюминия
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Погребняк Тамара Александровна

Конспект урока на тему "Соединения алюминия".

Задачи урока:

Повторить свойства алюминия с точки зрения окислительно-восстановительных процессов; продолжить формирование понятия об амфотерности его соединений; показать практическое применении знаний в жизни;

 Развивать умение учащихся логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и анализировать предложенные факты. Развивать навыки лабораторной техники.

Воспитывать ответственное отношение к выполнению дела, самостоятельность, аккуратность и трудолюбие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_soedinenie_alyuminiya.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс.

Тема урока: Соединения алюминия.

Цель урока:

Ознакомление учащихся с соединениями алюминия, их свойствами, практическим использованием в жизни человека;

Формирование научного мировоззрения;

 Развитие познавательного интереса к предмету.

Задачи урока:

Повторить свойства алюминия с точки зрения окислительно-восстановительных процессов; продолжить формирование понятия об амфотерности его соединений; показать практическое применении знаний в жизни;

 Развивать умение учащихся логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и анализировать предложенные факты. Развивать навыки лабораторной техники.

Воспитывать ответственное отношение к выполнению дела, самостоятельность, аккуратность и трудолюбие.

Тип урока:  урок формирования новых знаний у учащихся.

Вид урока: эвристическая беседа.

Методы и методические приемы:

Диалог учителя с учащимися.

Использование элементов занимательности – детективное расследование.

Выполнение лабораторных опытов.

Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений.

Учебник: Габриелян О.С. «Неорганическая химия»  9 класс.

Литература для учителя и учащихся:

1. Габриелян О.С, Остроумов Е.Г, «Настольная книга учителя»,

      Москва, «Дрофа», 2005г.

2. Егоров А.С., Иванчиков Н.М., Шацкая К.Т.

      «Химия внутри нас. Введение в бионеорганическую и биоорганическую химию»,

       Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004г.

  3. «Химия на досуге: учение с развлечением», библиотека журнала «Химия в школе»,

       Москва, «Центрум-пресс», 2006г.

Оборудование для учащихся:

Штативы с пробирками, держатель для пробирок, спиртовка, фарфоровые чашки.

Реактивы для учащихся:

Растворы гидроксида калия, соляной кислоты, сульфата алюминия, алюминиевые гранулы.

Оборудование для учителя:

Коллекции «Минералы и горные породы», «Алюминий  и его сплавы».

 

Ход урока:

I этап – организационно-психологический.

II этап – Актуализация знаний учащихся.

(Проходит в виде театрализованного представления, заранее подготовленного учащимися).

Учитель: Однажды обнаружили, что в городе Элементарске, по улице Периодической из дома № 3 исчез один жилец. Дворник, наводивший порядок рано утром, заметил на песке следы: большие блестящие капли тяжелой жидкости. Он незамедлительно сообщил об этом следователю.

Следователь: Я вызвал на беседу ближайших соседей и взял у них показания.

Магний: Я – сосед по периоду. Ночью просыпаюсь и слышу: в квартире справа шум, возня, крики! Я прислушался, но ничего не мог понять.

Следователь: Вы не поспешили на помощь?

 Магний: Что вы? Как можно?! Там было так жарко, а я легко воспламеняюсь и горю ослепительным пламенем.

Галлий: И я слышал шум в квартире этажом выше. Схватка, видимо, была горячая? Но я тоже не выношу таких условий. Ведь я легко плавлюсь. Уже при температуре 28º С я превращаюсь в жидкость, которая легко переохлаждается. Недаром меня применяют в термометрах.

Кремний: Да, температура,   температура…У всех она вызывает разные изменения. Я лично работаю полупроводником. И если меня нагреть, моя проводимость сразу увеличится.

Следователь: А вы что, уважаемый, можете сказать по существу дела?

 

Кремний: Какого дела?

Следователь: Ну,  как же? Ваш сосед слева сегодня ночью был похищен.

Кремний: Я об этом ничего не знаю.

Бор: Зато я знаю.  Просыпаюсь среди ночи, слышу снизу шум, крики, удары.  Мне показалась, что земля ходуном ходит. Я – элемент любопытный. С моим соседом снизу образую массу соединений неопределенного состава. Интересно стало, что происходит в его квартире. Разобрал паркет, проделал дыру и заглянул вниз. Знаете, что я там увидел? Квартира сплошь выложена плитками из драгоценных камней: сапфиров, рубинов, корундов. Зрелище изумительное.

Следователь: А сосед, что с соседом?

Бор: Сосед? Я его не видел. Когда дыру проделал, шум к этому времени стих, все успокоилось.

Следователь: Так вы не видели, кто похитил вашего соседа?

Бор: Нет. Правда, я видел на полу разлитую жидкость, также круглые капли. Так и перекатываются.

Следователь: Опять капли…Итак, что мы знаем? Преступник оставляет после себя капли тяжелой жидкости. О похищении неизвестно ничего, кроме того, что в квартире похищенного много драгоценных камней.

Зато известны соседи. Сосед слева горит ослепительным пламенем… Сосед справа – полупроводник. Сосед снизу – металл с низкой температурой плавления и применяется в термометрах. (Показывает указкой по таблице периодической системы).

Четвертый сосед ничего о себе не сообщил.

 Так кого же похитили, ребята? И кто похититель?

Учащиеся отвечают: Алюминий.

Учитель: название похитителя мы узнаем в конце урока.

                 А теперь рассекретим этот металл.

Ш этап – повторение материала, изученного на предыдущем уроке.

Вопросы учащимся:

  1. Положение элемента в периодической системе, строение атома.
  2. Физические свойства.
  3. Химические свойства.

Запись уравнений на доске с указанием электронного баланса и  признаков данных реакций  (4 ученика).

                                 

                                   

             

             4. Применение алюминия.

IV. Изучение нового материала

1.Лабораторные опыты:

1) Получение гидроксида алюминия реакцией обмена сульфата алюминия с гидроксидом калия. Разделение осадка на две пробирки.

2) Взаимодействие с кислотой.

3) Взаимодействие со щелочью.  

Делается вывод об амфотерности  гидроксида алюминия и записываются уравнения реакций в ионной форме на доске.

          Уравнение реакций со щелочью объясняется учителем:

                 

          Объясняется название: тетрагидроксоалюминат калия.

         

                         Метаалюминат калия

           4. Взаимодействие алюминия с щелочью при нагревании.

            Отмечается, что алюминий покрыт оксидной пленкой:

                 

    2. Работа с учебником,  таблицами и коллекцией «Соединения алюминия в

         природе»

             

         Результатом этой работы являются выводы, записываемые в тетради.

          Алюмосиликаты:

                       Полевой шпат, ортоклаз.

 

 Белая глина (фаянс, фарфор)                                                                    

                       Боксит, для получения алюминия.

                   драгоценные камни – корунд, рубин, сапфир.  T пл = 2050ºС

Мелкозернистый наждак.

Рубин применяется для изготовления деталей часов и других точных приборов,

 в лазерах, ювелирных украшениях.

3. Заслушиваются сообщения учащихся о биологической роли   алюминия

      и применении его соединений в медицине.

Биологическая роль алюминия изучена мало. В организме человека он является примесным микроэлементом (% от массы тела).

Оксид алюминия – составная часть зубоврачебных цементов  - «цемента для фиксации несъемных протезов», силикатного цемента «силицин», применяемого для пломбирования зубов и т.д. В стоматологической практике используется так же белая глина (каолин).

Препараты, содержащие гидроксид алюминия, используются при повышенной кислотности желудочного сока (алмагель, фосфалюгель). В желудке гидроксид алюминия образует гель, нейтрализующий катионы водорода, точнее гидроксония.

Перешедшие в раствор катионы алюминия образуют малорастворимый фосфат алюминия:

,      который выводится из организма.

 Алюмокалиевые квасцы.

   

Катионы алюминия образуют с белками достаточно прочные комплексы, выпадающие в виде гелей. Это приводит к гибели клеток микроорганизмов и снижает воспалительные реакции. Квасцы применяются для полосканий, промываний и примочек при воспалительных заболеваниях слизистых оболочек и кожи. Входят в состав кровеостанавливающих карандашей.

8 % раствор ацетата алюминия используется как вяжущее средство  

V.Закрепление

Химический диктант: записать только первую букву ответа.

В результате мы получим название элемента – похитителя алюминия.

  1. Какой минерал, содержащий алюминий используется для получения фарфоровых и фаянсовых изделий?

                                                (глина)

  1. Элемент подгруппы алюминия, при замене окончания которого получается название страны.

 

Заменишь букву «й» на «я» -

Увидишь дивные поля,

Узнаешь чудную страну.

Скажите элемент мне, ну?!

                                               

                                                        (индий)

3.  В виде какого сплава чаще всего используется алюминий?

                                                   

                                                     (дюралюминий)

4. Какой драгоценный камень используется в часах и лазерах?

                                                       

                                                          (рубин)

5. Проявление двойственных свойств элементом?

                                                   

                                                             (амфотерность)

      6.   Кремлевские звезды

      Над нами горят.

      Повсюду дежурит их свет.

      Хорошая Родина есть у ребят.

      И лучше той Родины нет!

Какое отношение к уроку имеют эти известные с детства строки?

                 

                                                                 (звезды – рубиновые).

7. Какая реакция алюминия позволяет использовать его для изготовления бенгальских огней и фейерверков?

                                                               (горение).

8. Вид связи в оксиде алюминия?

                                                         (ионная, вернее, приближающаяся к ионной)

9. Какое соединение алюминия могло бы послужить материалом для гиперболоида инженера Гарина из романа А.Толстого?

                                                             (рубин)

10. На что оканчиваются латинские названия многих химических элементов, в том числе и алюминия?

                                                                   (на «ум»)

11. Название вещества, формула которого ?

                                                                           

                                                                       (метаалюминат)

Какое слово получилось  — гидраргирум — ртуть.

Похититель алюминия – ртуть, она обладает способностью растворять многие металлы, образуя амальгамы.

VI. Подведение итогов.

Итак, ребята, мы справились с поставленными задачами: повторили свойства химического элемента алюминия, познакомились с его соединениями, доказали амфотерные свойства гидроксида и оксида алюминия, узнали некоторые интересные факты, связанные с этим  металлом.

Все учащиеся работали успешно, подготовились добросовестно.

Всем спасибо!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЕДИНЕНИЯ АЛЮМИНИЯ

Урок в теме “Металлы”, по учебнику О.С. Габриеляна “Химия, 9 класс”...

план-конспект урока химии в 9 классе по теме "Соединения алюминия"

Подробный план-конспект урока по химии в 9 классе по теме "Соединения алюминия". В разработке  указаны основные этапы урока, учебное содержание, задания и упражнения, демонстрационные и лаборатор...

Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....

конспект урока по теме "Соединения алюминия", 9 класс

Урок изучения нового материала с использованием презентации....

Презентация к уроку химии по теме: "Соединения алюминия"

Презентация составлена учителями для объяснения нового материала на уроках химии в 9 классе....

Конспект урока с ИКТ "Соединения алюминия"

Урок химии 9 класс по программе О.С.Габриелян...

Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Соединения алюминия. Применения алюминия и его соединений."

Обеспечить в ходе урока усвоения знаний о соединениях алюминия: оксидах и гидроксидах.Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием амфотерных соединений....