МОДУЛЬ «КРЕМНИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»
план-конспект урока по химии на тему

Зубарева Татьяна Владимировна

Цель урока; опираясь на ранее полученные знания учащихся  о неметаллах, привести их к пониманию различий в представлениях о кремнии как химическом элементе и кремнии как простом веществе; расширить  знания о физических и химических свойствах кремния и его соединений,  нахождении в природе, основных областях применения, акцентировать  внимание учащихся на возможности интеграции курсов химии, биологии, истории, развивать умение выделять главное, сравнивать и обобщать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kremnii.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

МОДУЛЬ

 «КРЕМНИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»

   Цели урока : опираясь на ранее полученные знания учащихся  о неметаллах, привести их к пониманию различий в представлениях о кремнии как химическом элементе и кремнии как простом веществе; расширить  знания о физических и химических свойствах кремния и его соединений,  нахождении в природе, основных областях применения, акцентировать  внимание учащихся на возможности интеграции курсов химии, биологии, истории, развивать умение выделять главное, сравнивать и обобщать.

   Девиз урока: «Единственный путь, ведущий к знанию, -- это деятельность» (Б.Шоу).

   Реактивы и оборудование: силикагель, соляная кислота, раствор силиката натрия, стакан, фенолфталеин, кристаллы окрашенных солей, платочек, спиртовка, спички, ступка спестиком, толченое стекло, стеклянная палочка, медиапректор, экран, ПК.

   В данный модуль входят пять учебных элементов:

   УЭ-1. Постановочная часть урока.

   УЭ-2. Кремний – химический элемент.

   УЭ-3. Кремний – простое вещество.

   УЭ-4. Соединения кремния.

   УЭ-5. Тест.

   УЭ-1.

   Постановочная часть урока.

   Цели: познакомить учащихся с содержанием модуля, поставить учебные цели и определить пути их достижения.

   На экране название модуля: «Кремний и его соединения».

   Сначала ставим учебные цели. Знакомим учащихся с содержанием модуля по карте самоконтроля и самооценки по данной теме и обращаем внимание учащихся на то, что они должны знать и уметь.(5 мин)

КАРТА САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ ПО ТЕМЕ « КРЕМНИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»

Содержание

Что нужно знать

Что нужно уметь

 Контрольные вопросы и задания

Источник информации

Положение  элемента кремния в периодической системе. Нахождение  в природе.

Положение кремния в системе и особенности строения его атома

Дать сравнительную характеристику кремния по положению в периодической системе

1.Какова распространенность кремния в природе?

2. В чем различие в строении атомов кремния и углерода?

Учебник,

 стр. 178-179

Кремний – простое вещество. Получение кремния в  промышленности, физические свойства .

Основные физические свойства кремния. Способы получения.

Описывать физические свойства кремния и объяснять их. Называть способы получения кремния в промышленности.

1.В виде каких соединений встречается в природе кремний?

2.Приведите реакции получения кремния в промышленности.

3.Кристаллическая решетка кремния.

Учебник,

стр. 180-181, лекция

Кремний– простое вещество. Химические свойства кремния: взаимодействие с металлами, щелочами, кислородом.

Важнейшие химические свойства кремния.

Составлять уравнения химических реакций кремния с металлами, щнлочами, кислородом. Составлять электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций.

1.Допишите уравнения реакций:

Si + O2=

Si + H2O + NaOH =

Si + Mg =

Объясните окислительно-восстановительные процессы.

2. Порошковую смесь кремния и графита массой 20 г обработали избытком концентрированного раствора едкого натра. При этом выделилось 5,6 л газа. Рассчитать массовую долю углерода в исходной смеси.

Учебник,

стр. 180-181

Соединения кремния

Силан. Оксид кремния. Его свойства и строение. Кремниевая кислота и ее соли.

Составлять уравнения реакций оксида со щелочами, основными оксидами, карбонатом, магнием.

Допишите уравнения:

SiO2  + NaOH =

SiO2 + CaO =

SiO2 + CaCO3 =

SiO2 + Mg =

Учебник,

стр. 181-184, 114

.

Кремний – простое вещество. Применение кремния и его соединений.

Области применения кремния и его соединений.

Доказать преимущества применения кремния и его соединений для человека.

Важнейшие соединения кремния

Учебник,

стр. 182-184.

На каждой парте лежит схема-кластер: «Кремний – химический элемент. Кремний – простое вещество».

УЭ-2.

Кремний – химический элемент.

Цель: сформировать понятие о кремнии как химическом элементе.

Учащиеся в течение 10 мин работают по плану:

  1. Положение химического элемента кремния в периодической системе.
  2. Строение атома кремния.
  3. Нахождение кремния в природе (использовать табл.)

ЭЛЕМЕНТ

РАСПРОСТРАНЕНИЕ В ПРИРОДЕ

 (мас. %)

О

Si

AI

Fe

Са

Na

К

Mg

H

Остальные элементы

49

26

7

5

4

2

2

2

1

2

   Часто говорят, что в организме человека содержится вся таблица химических элементов Д. И Менделеева . И это не далеко от истины: в организме человека обнаружено более 80 элементов. Кремний относится к так называемым примесным элементам; его содержание в организме человека крайне мало и составляет 0,001 %. Кремний обнаружен  в печени, надпочечниках, волосах и хрусталике глаза. Кремний  в организм человека поступает только через вдыхаемый пылеобразный диоксид. При повышенном содержании последнего в воздухе (в шахтах, на стекольных заводах) возникает тяжелое заболевание легких – силикоз. При этом заболевании в легких образуется гель, лишая их подвижности.

 

   УЭ-3.

   Кремний – простое вещество.

   Цели: Сформировать понятие о кремнии  как простом веществе, расширить знания о физических, химических свойствах азота, его нахождения в природе, основных областях применения.

   Сообщаем учащимся историю открытия кремния.

   Далее учащиеся обсуждают физические свойства кремния. Учитель сообщает дополнительную информацию, отсутствующую в учебнике:

  1. Кристаллическая решетка – атомная, как у алмаза, но менее прочная , так как атом кремния имеет больший радиус.
  2. Меньшая плотность(2,33 г см3), чем у алмаза (3,5)
  3. Мягче(7), чем алмаз (10)
  4. Более легкоплавок(1423), чем алмаз (1750)
  5. Полупроводник.
  6. Имеет две модификации: кристаллическая (как у алмаза) и аморфная.

   Заполним схему-паучок «Физические свойства азота».

На изучение  химических свойств кремния отводим 10 мин. Ученики работают с учебником.

Обращаем внимание учащихся на то, что азот может быть и окислителем, и восстановителем в зависимости от условий.

   Получение кремния:

В промышленности: учебник, стр. 181.

 УЭ-4.

 Соединения кремния.

Цели :Познакомить учащихся с важнейшими соединениями кремния, их свойствами,

применением.

Ученики работают с учебником (10 мин).

Демонстрация опытов: 

  1. Получение кремниевой кислоты.
  2. Растворение стекла в воде.
  3. Химические водоросли.
  4. Несгораемый платочек.

УЭ-5

Тест.

 Цель: повторить и обобщить знания учащихся о кремнии, выявить степень усвоения учащимися модуля «Кремний и его соединения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарные соединения – оксиды и летучие водородные соединения

урок знакомит более подробно с оксидами, их применением, физическими и химическими свойствами. также даётся основное правило современной международной номенклатуры ...

Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Цели:1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соединений, химических свойствах, генетической связи ; совершенствовать навыки состав...

важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения

презентация по данной теме может быть использована для проведения урока химии в 8 классе по программе Габриеляна О.С. Содержит 12 слайдов, позволяющие актуализировать знания обучающихся по ранее изуче...

Урок по теме "Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения."

Открытый урок по химии  по теме "Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения". с применением интерактивной приставки MIMIO...

Соединение части вида и части разреза. Соединение половины вида и половины разреза.

Соединение части вида и части разреза. Соединение половины вида и половины разреза....

Общие сведения о соединении деталей. Виды соединений.

Общие сведения о соединении деталей. Виды соединений....