Конспект урока по химии для 8 класса Тема: "Кристаллические решётки".
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

 

Вид урока: урок изучения нового материала, объяснительно-иллюстративный с элементами самостоятельной работы

Форма урока:  урок проблемно-поисковый.

Цели урока: изучить типы кристаллических решёток; научить различать два вида твёрдых веществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_himii.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по химии

Тема урока:  "Кристаллические решётки".   8 класс

Вид урока: урок изучения нового материала, объяснительно-иллюстративный с элементами самостоятельной работы

Форма урока:  урок проблемно-поисковый.

Цели урока: изучить типы кристаллических решёток; научить различать два вида твёрдых веществ.

Задачи урока

    1. Образовательные:  Познакомить с понятиями "аморфное" и "кристаллическое" вещество;  выявить зависимость свойств веществ от типов кристаллических решёток , химической связи и строения атомов;  научить определять тип кристаллической решётки и описывать физические свойства по типам кристаллических решёток.

   2. Развивающие: Развивать: интеллектуальные умения критического мышления (поиск , анализ , осмысление , синтез , оценка и применение информации) , интерес к предмету;  расширять кругозор учащихся.

   3. Воспитательные:  Воспитывать любознательность, формировать потребность в познавательной деятельности.

    Средства обучения:  учебник О. С. Габриеляна  Химия. 8 класс. – М.: Дрофа , 2013 ; интерактивная доска , проекционная система для демонстрации слайдов.

      Оборудование:  лабораторное оборудование: химические подносы с пластилином, графитовыми стержнями от простого карандаша, химические стаканы с горячей водой , металлические и пластмассовые ложки;   таблицы: «ПСХЭ  Д. И. Менделеева», «Виды химической связи», «Электроотрицательность химических элементов»;  модели кристаллических решёток разных типов:  поваренной сол, алмаза и графита, углекислого газа, меди;   листы формата А4  с распечатанным заданием  (таблица «Кристаллические решётки, вид связи и свойства веществ») для самостоятельной работы учащихся.

Тип урока:  комбинированный с использованием методов проблемного обучения.

Форма работы с учащимися:  фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения:  практико-ориентированный (химический эксперимент), презентация нового материала, метод тестирования , словесный , наглядный.

Методы контроля и самоконтроля:  устный, письменный.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:  репродуктивный , самостоятельная работа.

          Планируемые результаты (учащиеся должны):

    а) знать: определения понятиям "кристаллическая решётка", "аморфное вещество", "кристаллическое вещество";  основные типы кристаллических решёток (с конкретными примерами веществ);

   б) уметь: определять тип кристаллической решётки и описывать физические свойства веществ по типам кристаллических решёток;  различать два вида твёрдых веществ.

Ход урока:

I.  Организационный момент.

II.  Подготовка к восприятию нового материала.

     Беседа учителя с учащимися (вступление).     Как разнообразен мир музыки, так разнообразен и мир веществ. Рано или поздно каждый человек задает себе вопросы: «Почему воздух всегда – зимой и летом – газообразный?», «Почему в чайнике вода закипает и превращается в пар, а железо при тех же условиях остается твердым?», «Почему газы летают в пространстве, а жидкости текут и льются?».  Нас удивляет блеск различных металлов, разнообразие природных минералов. Мы уже не можем обойтись без современных сплавов, пластмасс. А нужные  лекарства спасают жизнь. Нас окружает  огромное количество  веществ. На слайде 1 вы видите несколько уже известных для вас формул веществ:  поваренной соли, воды, кислорода, песка, железа.     Слайд 1

                Учащиеся внимательно слушают учителя.

Далее следует беседа учителя с учащимися по вопросам:

 1. Скажите, к какому классу веществ относится каждое вещество?

 2. С помощью каких химических связей они образованы?

 3. В каких агрегатных состояниях находятся эти соединения при  обычных условиях?

 4. А может одно вещество находиться в разных агрегатных состояниях?  Приведите пример.

 5. Как вы думаете, почему вещества при одинаковых условиях находятся в разных агрегатных состояниях?

 6. Какие виды частиц вы знаете?

 7. Имеют ли заряды ионы, атомы , молекулы?

                Учащиеся устно со своих мест отвечают на вопросы учителя.

III.  Изучение нового материала.

     1. Ознакомление с целью урока (смотрите слайд 2).

Учитель озвучивает тему урока , цели урока.   Слайд 2

 Эпиграф к уроку (смотрите на слайде 3):  Слайд 3

Далее следует рассказ учителя с элементами беседы.

   Любое вещество может находиться в  газообразном , жидком или твёрдом агрегатном состоянии. Например , вода. При обычных условиях – это жидкость , но она может быть паром и льдом. Или кислород при обычных условиях представляет собой газ , при температуре -194 ºC он превращается в жидкость голубого цвета , а при температуре -218,8 ºC затвердевает в снегообразную массу , состоящую из кристаллов синего цвета.

    Температурный интервал существования вещества в твёрдом состоянии определяется его температурами плавления и кипения.

    Проблемный вопрос: от чего зависит агрегатное состояние веществ?

(заслушиваются ответы учащихся , а затем со слайда 4 на  интерактивной доске проверяется правильный ответ)   Слайд 4

     2. Актуализация знаний: демонстрация химического эксперимента.

[У учащихся на партах лежат подносы с пластилином , графитовым стержнем от простого карандаша , химический стакан с горячей водой , металлическая и пластмассовая ложки].

 Сегодня на уроке мы будем рассматривать вещества в твёрдом агрегатном состоянии.

Проведём опыт №1. Отломите кусочек пластилина и кусочек графита (грифеля). Повторите. Сравните сколы (края).

Проведём опыт №2. Опустим в стакан с горячей водой металлическую ложку и пластмассовую ложку. Что наблюдаем?

                Вопросы учителя

1. От чего зависят свойства?

2. Каким должно быть строение , чтобы отламывались кусочки по строго определённому направлению?

      Далее учитель продолжает рассказ

 Различают 2 вида твёрдых веществ – аморфные и кристаллические (смотрите слайд 5).    Слайд 5

       Затем со слайда 6 учащиеся записывают в тетради определения кристаллических и аморфных веществ.     Слайд 6

                            Проблемные вопросы

1. Как объяснить существование твёрдых веществ со столь различными свойствами?

2. Почему кристаллические вещества при ударе раскалываются в определённых плоскостях, а аморфные вещества этим свойством не обладают?

        Свойства веществ в твёрдом состоянии зависят от типа кристаллической решётки (прежде всего от того , какие частицы находятся в её узлах) , что , в свою очередь, обусловлено типом химической связи в данном веществе.

     Для аморфного состояния характерно наличие только ближнего порядка. Структуры аморфных веществ напоминают жидкости , однако обладают гораздо меньшей текучестью. Аморфное состояние обычно неустойчиво. Под действием механических нагрузок или при изменении температуры аморфные тела могут закристаллизоваться. Реакционная способность веществ в аморфном состоянии значительно выше , чем в кристаллическом.

       Твердые вещества имеют кристаллическое строение. Геометрически правильная форма вещества в твёрдом состоянии получила название кристалла , а подобное состояние – кристаллического. Оно характеризуется правильным расположением частиц в строго определенных точках пространства. При мысленном соединении этих точек пересекающимися прямыми линиями образуется пространственный каркас , который называют кристаллической решеткой. Точки , в которых размещены частицы , называются узлами кристаллической решетки.

    Далее учащиеся со слайда 7  записывают в свои тетради определения понятиям "кристаллическая решётка", "кристалл",  "узлы решётки" и перечисляют типы самих кристаллических решёток.      Слайд 7

    Учитель на Интерактивной доске (на слайдах 8 , 9 , 10 , 11) и на демонстрационном столе демонстрирует учащимся рисунки моделей разных типов кристаллических решёток.

      Далее учитель продолжает: "Изучать особенности каждого типа кристаллической решётки вы будете самостоятельно,  в группах (учитель делит класс на 4 группы учащихся , примерно одинаковых по своим силам; I группа изучает ионные кристаллические решётки ,     II группа – атомные , III группа – молекулярные ,  IV группа – металлические). Откройте в учебниках страницы 115 – 119.                 На слайде 12  вам дана таблица (такие же таблицы в распечатанном виде лежат у вас на партах на листах формата А4). Каждая группа рассматривает только свой тип кристаллической решётки и заносит свои ответы в  таблицу. После того как вы справитесь за определённое время , кто-нибудь один из группы должен выступить. Успехов вам в работе".  Слайд 12

 Таблица 1.  Кристаллические решётки, вид связи и свойства веществ

Тип решётки

Вид частиц в узлах решётки        

Вид связи между частицами

Наиболее характерные физические свойства

Примеры веществ        

            После того как каждый представитель из 4 групп учащихся   выступит, учителем на Интерактивной доске демонстрируется слайд 13  с полностью заполненной таблицей (учитель по ходу  проверки , если у учащихся возникнут вопросы , даёт пояснения , уделяя особое внимание взаимосвязи типа кристаллической решетки , вида химической связи и свойств твёрдых веществ).   Слайд 13

Тип решётки

Ионная        

Вид частиц в узлах решётки        

Ионы (катионы и анионы)        

Вид связи между частицами

Ионная

Наиболее характерные физические свойства

Тугоплавкие , нелетучие , твёрдые , многие растворимы в воде и проводят эл. ток в растворе и в расплаве

Примеры веществ        

Соли, оксиды и гидроксиды типичных металлов, галогениды (IА и IIА групп)        

Тип решётки

Атомная        

Вид частиц в узлах решётки

Атомы        

Вид связи между частицами

Ковалентная        

Наиболее характерные физические свойства

Очень твёрдые и прочные , туго-плавкие , нелетучие , нерастворимы в воде

Примеры веществ        

Алмаз , графит , кремний , бор , кварц

Тип решётки

Молекулярная

Вид частиц в узлах решётки

Молекулы        

Вид связи между частицами

Между молекулами слабые силы межмолекулярного притяжения , а внутри молекул – прочная ковалентная связь        

Наиболее характерные физические свойства

Легкоплавкие, летучие, в твёрдом виде хрупкие , способны к возгонке , имеют малую твёрдость

Примеры веществ

При обычных условиях – газы , жидкости с низкими температурами плавления (H2O, CO2, NH3, H2S, CH4, O2, N2, P4, S8, этанол , нафталин , сахароза)

Тип решётки

Металлическая

Вид частиц в узлах решётки

Положительно заряженные ионы и обобществлённые электроны        

Вид связи между частицами

Металлическая        

Наиболее характерные физические свойства

Ковкие, пластичные, тягучие, электро- и теплопроводные , имеют металлический блеск

Примеры веществ

Металлы и сплавы        

 

    Учитель ещё раз  повторяет классу учащихся, что тип кристаллической решётки зависит от вида химической связи в веществе:

 1) вещества с ионной связью имеют ионную кристаллическую решётку;

 2) вещества с ковалентной связью имеют атомную или молекулярную кристаллическую решётку;

 3) вещества с металлической связью имеют металлическую кристаллическую решётку.

Далее учитель продолжает беседу с классом.

      Обратите внимание на зависимость типа кристаллических решёток для простых веществ от положения химических элементов в ПСХЭ         Д. И. Менделеева (смотрите на слайд 14).    Слайд 14

  Вопрос классу учащихся:  "Скажите, а какой тип кристаллической решётки из изученных сегодня на уроке не встречается в простых веществах?"

      3. Закон постоянства состава вещества.

Учитель продолжает рассказ.

    Остался ещё один момент урока – закон постоянства состава вещества , которому подчиняются вещества с молекулярным строением. Этот закон был открыт французским химиком Ж. Л. Прустом в 1808 году (смотрите на слайд 15).    Слайд 15

      Постоянство состава веществ независимо от способа их получения можно объяснить, например , на получении углекислого газа:  сгоранием угля в кислороде , разложением карбоната кальция , действием соляной кислоты на мрамор (смотрите слайд 15) или воды (смотрите на слайде 16).    Слайд 16

 Учитель подчёркивает то, что для веществ с ионным строением закон Ж. Л. Пруста не всегда выполняется.        

 Учащиеся записывают в тетради дату, тему урока.

 Учащиеся внимательно слушают учителя, наблюдают за ходом эксперимента , отвечают на вопросы учителя.

    Учащиеся высказывают свои гипотезы.

   Учащиеся внимательно слушают учителя, проводят опыты и наблюдают за ходом   опытов , отвечают на вопросы учителя.

 Предполагаемые ответы: у кусочков пластилина края различные , у грифеля – чёткие , ровные края.

 Предполагаемые ответы: металлическая ложка нагрелась , а пластмассовая нет.

 Предполагаемые ответы учащихся:

 1. От строения.

 2. Строение должно быть строго определённым.

 Учащиеся внимательно слушают учителя и при необходимости конспектируют изучаемый материал в свои тетради.

 Записывают со слайда 6 определения кристаллических и аморфных веществ в свои тетради.

 Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя.

  Учащиеся со слайда 7 конспектируют в свои тетради определения кристаллической решётке, кристаллу, узлам решётки , перечисляют типы самих кристаллических решёток.

    Учащиеся внимательно слушают учителя, смотрят на различные модели кристаллических решёток, сравнивают их между собой.

   Учащиеся в классе делятся на 4 группы, рассаживаются по группам и самостоятельно выполняют задание на листочках формата А4 , обсуждают между собой ответы , заносят их в таблицу на листках формата А4.

       В конце самостоятельной работы учащиеся внимательно слушают выступления представителей от каждой из 4 групп по одному из типов кристаллических решёток , остальные дополняют, корректируют ответы.  После того как все ответы будут высказаны, учитель на интерактивной доске демонстрирует правильные ответы со слайда 13, а учащиеся по мере необходимости задают учителю вопросы.

   Предполагаемый ответ учащихся:  ионные.

 Учащиеся внимательно слушают учителя, конспектируют в свои тетради важные моменты , при необходимости задают вопросы учителю.

IV.  Психологическая разминка.

V.  Проверка усвоения изученного материала.

Вопросы учащимся:

 1) Сделайте вывод , от чего зависят свойства веществ?

 2) От чего зависит тип кристаллической решётки?

 3)  От чего зависит вид связи?

 4)  Какую классификацию веществ вы узнали сегодня на уроке?

 5) В каком агрегатном состоянии вещества имеют кристаллические решётки?

 6) Какие типы кристаллических решёток вы теперь знаете?

 7) С каким основным законом химии вы познакомились сегодня на уроке?

 8) Определите тип кристаллической решётки в веселящем газе (N2O).

 9) Определите тип кристаллической решётки в кремнии (Si).

 10) Определите тип кристаллической решётки в олове (Sn).

 11) Определите тип кристаллической решётки в оксиде лития (Li2O).

       Предполагаемые ответы:

 1) От типа кристаллических решёток.

 2) От вида химической связи.

 3) От строения атома.

 4) Вещества в твёрдом агрегатном состоянии делятся на аморфные и кристаллические.

 5) В твёрдом.

 6) Ионные, атомные, молекулярные, кристаллические.

 7) С законом постоянства состава веществ.

 8) Молекулярная.

 9) Атомная.

 10) Металлическая.

 11) Ионная.

VI.  Закрепление нового материала.

     Задание классу.  Учащиеся  письменно в своих тетрадях выполняют тест по теме «Кристаллические решётки».

VII.  Подведение итогов урока. Рефлексия  

     Учитель задаёт вопросы: «Что вы сегодня узнали нового?», «С какими понятиями вы познакомились на уроке?», «С какими трудностями вы столкнулись?»

    После беседы с детьми учитель , озвучивая , выставляет оценки учащимся , хвалит их за работу на уроке. Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя по одному со своих мест.

VIII.  Домашнее задание.

 Учителем проводится инструктаж по домашнему заданию.

 Затем учитель просит сдать всех учащихся свои рабочие тетради на проверку.        

 Учащиеся записывают домашнее задание в дневник и  что непонятно, задают учителю вопросы, а затем сдают свои рабочие тетради на проверку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по химии "Типы кристаллических решеток" (11 класс)

 Урок по теме "Типы кристаллических решеток" разработан к учебнику химии для 11 класса авторов Рудзитис, Фельдман. Урок предусматривает применение ЭОР, тестовых технологий, элементов пробл...

Интегрированный 2-х часовой урок (физика, химии) по теме: «Кристаллические и аморфные тела»

Цель  урока: Раскрыть основные свойства кристаллических и аморфных тел, опираясь на метапредметные связи курсов физики – химии и продолжив формировать представление об окружающем нас мире, природ...

План-конспект урока по химии 8 класс "Типы кристаллических решёток"

Урок составлен с учётом создания условий для достижения требований ФГОС....

конспект урока по химии "Кристаллические решетки" (ФГОС)

Разработка конспекта урока по химии в 8 классе, по теме "Кристаллические решетки"(ФГОС), урок изучения новой темы....

План-конспект урока химии по теме : "Кристаллические решётки" 8 класс

Разработанный урок по теме "Кристаллические решётки" предназначен для учащихся 8х классов общеобразовательных учреждений. Обучеющей целью является формирование понятия о кристаллическом и ам...

Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"

Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...