Урок по теме: "Типы кристаллических решеток"
презентация к уроку по химии (11 класс) на тему

Урок для 11 класса по теме: "Типы кристаллических решеток"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТИПЫ КРИСТАЛЛИЧЕСКИХ РЕШЕТОК Л.А.Зайцева Учитель химии МОУ СОШ №9 г.Лабинск

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА Сформировать понятия о кристаллическом и аморфном состоянии твердых тел Дать представления о типах кристаллических решеток Установить взаимосвязь между строением и свойствами веществ

Слайд 3

ОТВЕТЫ К ТЕСТУ № 1 Вариант 1 Вариант 2 1)Б 1)В 2)Б 2)В 3)Г 3)В 4)Б 4)Б 5)В 5)Б 6)3512 (2балла) 6)2434 (2 балла) Оценка 5- 7 баллов 4- 6-5 3- 4-3

Слайд 4

ВЕЩЕСТВО – ТО, ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО.

Слайд 5

Состояние вещества Твердое Жидкое Газообразное

Слайд 6

АМОРФНЫЕ ВЕЩЕСТВА

Слайд 7

КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

Слайд 8

Твердое вещество Аморфное нет определенной t пл, расположение частиц в них строго не упорядоченно смола стекло пластилин воск пластмассы Кристаллическое определенная t пл, правильное расположение частиц, из которых они построены: атомов, ионов, молекул хлорид натрия графит металлы

Слайд 9

Кристаллические решётки веществ- это упорядоченное расположение частиц (атомов, молекул, ионов) в строго определённых точках пространства. Точки размещения частиц называют узлами кристаллической решётки.

Слайд 10

ВЫВОД: Свойства веществ в твердом состоянии зависят от типа кристаллической решетки (прежде всего от того, какие частицы находятся в ее узлах).

Слайд 11

ВЫВОД: Строение атома ЭО Вид химической связи Тип кристаллической решетки Свойства веществ

Слайд 12

ТИПЫ КРИСТАЛЛИЧЕСКИХ РЕШЕТОК Ионные Атомные Молекулярные Металлические

Слайд 13

МОЛЕКУЛЯРНЫЕ КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ РЕШЕТКИ Молекулярными называют кристаллические решётки, в узлах которых располагаются молекулы. Химические связи в них ковалентные, как полярные, так и неполярные . Связи в молекулах прочные, но между молекулами связи не прочные . Вещества с МКР непрочные,имеют малую твёрдость, низкую температуру плавления,летучие,способны к возгонке при обычных условиях находятся в газообразном или жидком состоянии .

Слайд 14

РИС. 1 ГРУППА СУПРУЖЕСКИХ ПАР (АНАЛОГИЯ МОЛЕКУЛЯРНОГО КРИСТАЛЛА )

Слайд 15

ИОННЫЕ КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ РЕШЕТКИ Ионные кристаллические решётки имеют соли, некоторые оксиды и гидроксиды металлов. Рассмотрим строение кристалла поваренной соли, в узлах которого находятся ионы хлора и натрия. Связи между ионами в кристалле очень прочные и устойчивые . Поэтому вещества с ионной решёткой обладают высокой твёрдостью и прочностью, тугоплавки и нелетучи. Ионными называют кристаллические решетки, в узлах которых находятся ионы. Их образуют вещества с ионной связью.

Слайд 16

РИС. 2. РОМАНТИЧЕСКАЯ СИЛА ВЛЕЧЕНИЯ (АНАЛОГИЯ ИОННОГО КРИСТАЛЛА)

Слайд 17

АТОМНЫЕ КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ РЕШЕТКИ Атомными называют кристаллические решётки, в узлах которых находятся отдельные атомы, которые соединены очень прочными ковалентными связями. В природе встречается немного веществ с атомной кристаллической решёткой. К ним относятся бор, кремний, германий, кварц, алмаз . Вещества с АКР имеют высокие температуры плавления, обладают повышенной твёрдостью. Алмаз - самый твёрдый природный материал.

Слайд 18

РИС. 3. ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ПИРАМИДА (АНАЛОГИЯ АТОМНОГО КРИСТАЛЛА)

Слайд 19

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ РЕШЕТКИ Металлическими называют решётки, в узлах которых находятся атомы и ионы металла. Для металлов характерны физические свойства: пластичность, ковкость, металлический блеск, высокая электро- и теплопроводность

Слайд 20

РИС. 4. СРЕДИ ПЧЕЛ (АНАЛОГИЯ СТРУКТУРЫ МЕТАЛЛА)

Слайд 21

Кристаллические решетки, вид связи и свойства веществ. Тип решетки Виды частиц в узлах решетки Вид связи между частицами Примеры веществ Физические свойства веществ Ионная Ионы Ионная – связь прочная Соли, галогениды ( IA , IIA ),оксиды и гидроксиды типичных металлов Твердые,прочные,нелетучие, хрупкие, тугоплавкие, многие растворимы в воде, расплавы проводят электрический ток Атомная Атомы 1.Ковалентная не- полярная  связь очень прочная 2.Ковалентная полярная  связь очень прочная Простые веществ а : алмаз( C ), графит( C ), бор( B ), кремний( Si). Сложные вещества : оксид алюминия ( Al 2 O 3 ), оксид кремния ( IY )- SiO 2 Очень твердые, очень тугоплавкие,прочные,нелету-чие, не растворимы в воде Молекулярная Молекулы Между молекулами- слабые силы межмоле- лярного притяжения, а вот внутри молекул- прочная ковалентная связь Твердые вещества при особых условиях, которые при обычных  газы или жидкости ( О 2 , Н 2 ,Cl 2 ,N 2 ,Br 2 ,H 2 O , CO 2 , HCl ); сера, белый фосфор, йод; органические вещества Непрочные, летучие, легкоплавкие, способны к возгонке, имеют небольшую твердость Металлическая Атом-ионы Металлическая  разной прочности Металлы и сплавы Ковкие, обладают блеском, пластичностью, тепло- и электропроводны

Слайд 22

ВЫВОД: Существует следующая закономерность: если известно строение веществ, то можно предсказать их свойства, или наоборот: если известны свойства веществ, то можно определить строение.

Слайд 23

ЗАЧЕРКНИТЕ ПО ВЕРТИКАЛИ, ГОРИЗОНТАЛИ, ДИАГОНАЛИ ВЕЩЕСТВА, ИМЕЮЩИЕ ОДИНАКОВУЮ КРИСТАЛЛИЧЕСКУЮ РЕШЕТКУ. NaCl N 2 O Mg ( OH ) 2 CO 2 K 2 S NH 3 Cl 2 O 2 NaOH NaCl N 2 O Mg ( OH ) 2 CO 2 K 2 S NH 3 Cl 2 O 2 NaOH

Слайд 24

М gCl 2 H 2 O Na NaNO 3 SO 2 KOH K HCl HBr М gCl 2 H 2 O Na NaNO 3 SO 2 KOH K HCl HBr

Слайд 25

ОТВЕТЫ К ТЕСТУ № 2 1)А 2) Г 3)В 4)А 5)В 6)А 7)Б 8)В 9)А

Слайд 26

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ Какие классификации веществ вы узнали? Как вы понимаете термин кристаллическая решетка. В каком агрегатном состоянии вещества имеют кристаллические решетки? Какие типы кристаллических решеток вы теперь знаете? О какой закономерности строения и свойств веществ вы узнали?

Слайд 27

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §11, УПР 1-3 СОСТАВИТЬ МАКЕТЫ КРИСТАЛЛИЧЕСКИХ РЕШЕТОК



Предварительный просмотр:

Тема: Типы кристаллических решеток

Задачи:

Образовательная: сформировать понятия о кристаллическом и аморфном состоянии твердых тел, ознакомить учащихся с различными типами кристаллических решеток, установить зависимость физических свойств кристалла от характера химической связи в кристалле и типа кристаллической решетки, дать учащимся основные представления о влиянии природы химической связи и типов кристаллических решеток на свойства вещества, дать учащимся представление о законе постоянства состава.

Воспитательная: продолжить формирование мировоззрения учащихся, рассмотреть взаимное влияние компонентов целого- структурных частиц веществ, в результате которого появляются новые свойства, воспитывать умения организовать свой учебный труд, соблюдать правила работы в коллективе.

Развивающая: развивать познавательный интерес школьников, используя проблемные ситуации; совершенствовать умения учащихся устанавливать причинно-следственную зависимость физических свойств веществ от химической связи и типа кристаллической решетки, предсказывать тип кристаллической решетки на основе физических свойств вещества.

Оборудование: Периодическая система Д.И.Менделеева, коллекция “Металлы”, неметаллы: сера, поваренная соль, пластилин; Презентация “Кристаллические решетки”, модели кристаллических решеток разных типов (поваренной соли, алмаза и графита, углекислого газа и йода, металлов), образцы пластмасс и изделий из них, стекло, пластилин, смолы, воск, жевательная резинка, шоколад, компьютер, мультимедийная установка, видеопыт “Возгонка бензойной кислоты”.

Ход урока

I.Опрос учащихся

1.Для того, чтобы познакомиться с кристаллическими решетками мы должны вспомнить, что такое: физическое тело, химическая связь, виды связей: ковалентная( полярная и неполярная), ионная, металлическая, водородная

2.Составить схемы образования связи в веществах: N2, H2S, CaBr2

3.Выполните тест (проверка теста)

II. Изучение нового материала

1.Вещества находятся в различных агрегатных состояниях. Приведите примеры веществ, которые при различных температурах могут существовать во всех трех агрегатных состояниях.

Ответ: Вода. При обычных условиях вода находится в жидком состоянии, при понижении температуры ниже 00С вода переходит в твердое состояние - лед, а при повышении температуры до 1000С мы получим водяной пар (газообразное состояние).

Учитель (дополнение): Любое вещество можно получить в твердом, жидком и газообразном виде. Кроме воды – это металлы, которые при нормальных условиях находятся в твердом состоянии, при нагревании начинают размягчаться, и при определенной температуре(tпл) переходят в жидкое состояние - плавятся. При дальнейшем нагревании, до температуры кипения, металлы начинают испаряться, т.е. переходить в газообразное состояние. Любой газ можно перевести в жидкое и твердое состояние, понижая температуру: например, кислород, который при температуре (-1940С) превращается в жидкость голубого цвета, а при температуре (-218,80С) затвердевает в снегообразную массу, состоящую из кристаллов синего цвета. Сегодня на уроке мы будем рассматривать твердое состояние вещества.

Проблемный вопрос: металлы, пластилин, соль, шоколад, жевательная резинка, сера, образцы пластмасс, воск. Что общего в строении этих веществ, чем они отличаются?

Делаются предположения. Если ученики затрудняются, то с помощью учителя приходят к выводу, что пластилин в отличие от металлов и хлорида натрия не имеет определенной температуры плавления - он (пластилин) постепенно размягчается и переходит в текучее состояние. Таков, например, шоколад, который тает во рту, или жевательная резинка, а также стекло, пластмассы, смолы, воск (при объяснении учитель демонстрирует классу образцы этих веществ). Такие вещества называют аморфными, а металлы и хлорид натрия - кристаллические.

Таким образом, различают два вида твердых веществ: аморфные и кристаллические. 

(слайд 5,6)

У аморфных веществ нет определенной температуры плавления, и расположение частиц в них строго не упорядочено.

Кристаллические вещества имеют строго определенную температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц, из которых они построены.(слайд 7)

Кристаллическая решетка – пространственный каркас вещества.(слайд8)

Свойства веществ в твердом состоянии зависят от типа кристаллической решетки (прежде всего от того, какие частицы находятся в ее узлах), что, в свою очередь, обусловлено типом химической связи в данном веществе.(слайд 9)

Вывод: Прослеживается логическая последовательность, взаимосвязь явлений в природе: Строение атома—>ЭО—>Виды химической связи—>Тип кристаллической решетки—>Свойства веществ. (слайд 10).

В зависимости от вида частиц и от характера связи между ними различают четыре типа кристаллических решеток: ионные, молекулярные, атомные и металлические. (Cлайд 11). 

1. Молекулярная кристаллическая решетка (работа с таблицей и текстом параграфа)

1. Характеристика

У веществ с молекулярным строением в узлах кристаллической решетки находятся молекулы с прочными ковалентными связями между атомами. В то же время отдельные молекулы взаимосвязаны гораздо слабее, что делает молекулярный кристалл довольно непрочным. (слайд 12)

2. Аналогия

Можно уподобить эту структуру группе семейных пар (рис. 1). В каждой паре супругов связывают прочные узы брака (подобно прочной связи атомов внутри молекулы), а вот отношения между парами носят поверхностный характер: они могут дружить семьями, испытывать дружеские чувства, но довольно свободно могут обойтись и друг без друга.

http://festival.1september.ru/articles/410367/Image639.gif

Рис. 1 Группа супружеских пар (аналогия молекулярного кристалла) (слайд 13)

2. Ионная кристаллическая решетка

1. Характеристика

У веществ с ионной решеткой в узлах расположены разноименно заряженные ионы, удерживаемые силами электростатического притяжения. (слайд 14)

2. Аналогия

Уподобим эту структуру группе расположенных в шахматном порядке мужчин и женщин (рис. 2). Пусть мужчины символизируют катионы, а женщины - анионы. Тогда каждый человек оказывается в зоне действия обаяния окружающих его представителей противоположного пола, к которым он (она) в силу закона притяжения противоположностей испытывает интерес. Интерес этот одинаково выражен во всех направлениях, поскольку на рисунке - холостые мужчины и незамужние женщины. Этим и объясняется повышенная прочность ионного кристалла.

http://festival.1september.ru/articles/410367/Image640.gif

Рис. 2. Романтическая сила влечения (аналогия ионного кристалла)(слайд15)

3. Атомная кристаллическая решетка

1. Характеристика

В узлах атомной кристаллической решетки находятся атомы, связанные прочными ковалентными связями в протяженную пространственную сеть. В этом случае структура отличается таким внутренним единством, что можно сказать, что весь кристалл представляет одну молекулу.

2. Аналогия.

Представим эту структуру в виде гимнастической пирамиды.

http://festival.1september.ru/articles/410367/Image641.gif

Рис. 3. Гимнастическая пирамида (аналогия атомного кристалла)(слайд 17)

Каждый гимнаст на ней символизирует атом углерода, связанный четырьмя ковалентными связями с соседними атомами. Целостность структуры поддерживается исключительно благодаря усилиям каждого из гимнастов. Таким образом, зависимость людей друг от друга в этой ситуации больше, чем на любом из предыдущих рисунков (это и является аналогией повышенной прочности атомного кристалла). Пирамида (см. рис. 3) демонстрирует также высокую взаимосвязанность узлов атомной кристаллической решетки: стоит одному из гимнастов ослабить только одну связку, и вся структура может рухнуть.

4. Металлическая кристаллическая решетка

1. Характеристика

Этим типом кристаллической решетки обладают металлы с металлической химической связью. (слайд18)

2. Аналогия

Для иллюстрации строения металлов в твердом состоянии найдена особенно экстравагантная аналогия. Группа мужчин (рис. 4) изображает катионы металлов (узлы металлической кристаллической решетки). Все пространство между ними заполнено летающими пчелами (это, понятно, свободные электроны). Рисунок убедительно иллюстрирует силы, удерживающие одноименно заряженные катионы в узлах решетки: при всем желании деваться некуда – всюду пчелы!

Рис. 4. Среди пчел (аналогия структуры металла)(слайд 19)

http://festival.1september.ru/articles/410367/Image642.gif

Вывод: Существует следующая закономерность: если известно строение веществ,

 то можно предсказать их свойства, или наоборот: если известны свойства

 веществ, то можно определить строение. (слайд 21)

Работа с текстом параграфа, таблицами «Типы кристаллических решеток», «Зависимость свойств веществ от вида химической связи»

Задание для работы в группе:

1 группа

1. Какие должны быть отличительные свойства веществ с молекулярной решеткой?

2. Каково их агрегатное состояние?

3. Приведите примеры веществ с молекулярной кристаллической решеткой?

2 группа

1. Какие должны быть отличительные свойства веществ с ионной решеткой?

2. Каково их агрегатное состояние?

3. Приведите примеры веществ с ионной кристаллической решеткой?

3 группа

1. Какие должны быть отличительные свойства веществ с атомной решеткой?

2. Каково их агрегатное состояние?

3. Приведите примеры веществ с атомной кристаллической решеткой?

4 группа

1. Какие должны быть отличительные свойства веществ с металлической  решеткой?

2. Каково их агрегатное состояние?

3. Приведите примеры веществ с металлической решеткой?

(слайд 22,23,24)

Зачеркните по вертикали, горизонтали, диагонали вещества, имеющие одинаковую кристаллическую решетку.

Закрепление:

1. Вид частиц в ионной решетке:

а) ионы

в) молекулы

б) атомы

г) атом-ионы

2. Характер химической связи в атомной решетке:

а) металлическая

в) ионная

б) ковалентная

г) сила межмолекул. взаимодействия

3. Прочность связи в молекулярной решетке

а) очень прочная

в) слабая

б) прочная

г) разной прочности

4. Агрегатное  состояние у веществ с ионной решеткой:

а) твердое

в) жидкое

б) газообразное

5. Очень тугоплавкими являются вещества с решеткой:

а) металлической

в) атомной

б) молекулярной

г) ионной

6. Пластичностью обладают вещества с:

а) металлической

в) молекулярной

б) ионной

г) атомной

7. Кремний имеет решетку:

а) молекулярную

в) ионную

б) атомную

б) металлическую

8. Щелочи имеют решетку:

а) молекулярную

в) ионную

б) металлическую

9. Вода имеет решетку:

а) молекулярную

в) ионную

б) атомную

б) металлическую

III.Подведение итогов урока

Какие классификации веществ вы узнали?

Как вы понимаете термин кристаллическая решетка.

В каком агрегатном состоянии вещества имеют кристаллические решетки?

Какие типы кристаллических решеток вы теперь знаете?

О какой закономерности строения и свойств веществ вы узнали?

Д/З§11, упр 1-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски

Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...

Модульный урок по теме "Типы экономических систем"

Данный урок построен на выполнении обучающимися самостоятельного задания -модуля по теме "Типы экономических систем". В качестве информации для заполнения модуля используется материал ОЭР 1С: "Экономи...

План-конспект урока по теме: "Типы развития насекомых."

План-конспект урока зоологии в 7 классе по теме: "Типы развития насекомых"....

конспект урока по теме "Типы придаточных в СПП. Подготовка к ЕГЭ"

На уроке закрепления и систематизации знаний по данной теме используются различные нестандартные приемы (блиц-опрос, логическая игра и др), кроме того, привлекается тестовый материал...

конспект урока по химии "Типы кристаллических решеток" (11 класс)

 Урок по теме "Типы кристаллических решеток" разработан к учебнику химии для 11 класса авторов Рудзитис, Фельдман. Урок предусматривает применение ЭОР, тестовых технологий, элементов пробл...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс

Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...

Строение вещества. 11 класс Урок № 15 (5) Типы кристаллических решеток.

Строение вещества.    11 класс  Урок  № 15 (5)  Типы кристаллических решеток....