Урок химии в 8 классе «Знаки химических элементов. Периодическая система Д. И. Менделеева»
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме

Нуркова Наталья Николаевна

Цель урока: создать условия для усвоения знаков химических элементов на основе Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе.

«Знаки химических элементов. Периодическая система Д. И. Менделеева»

Учебник: О.С. Габриелян 8 класс. Москва. Дрофа, 2013 г.

Цель урока: создать условия для усвоения знаков химических элементов на основе Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Задачи урока:

Образовательная:

  • сформировать знания учащихся о периодической системе химических элементов, пользуясь интерактивными средствами обучения;
  • научиться записывать символы химических элементов;
  • понять структуру Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Развивающая:

  • развивать логическое мышление, умение видеть вещи в их целостности, системе;
  • формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала;
  • развивать память, химический язык.

Воспитательная:

  • формировать положительную мотивацию учебной деятельности;
  • развивать культуру умственного труда; навыки делового сотрудничества в процессе решения проблемы, работы в парах;
  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • развивать умения формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельность.

Планируемые результаты:

Личностные

  • Развитие познавательного интереса к химии;
  • Формирование потребности в самовыражении и самореализации.

Метапредметные

Регулятивные

  • Формирование умений делать выводы, давать определения;
  • Формирование умений оформлять результаты исследований.

Коммуникативные

  • Формирование умений вести дискуссию и слышать мнение одноклассников
  • Создание индивидуальной информационной среды;
  • Формирование умений работать в паре;
  • Формирование умений работать в коллективе.

Предметные

  • Формирование у учащихся знаний о периодической системе химических элементов и Периодической таблице химических элементов;
  • Применять полученные знания в повседневной жизни и для объяснения природных процессов.

Формы работы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • в паре.

Методы обучения:

  • по источнику знаний - словесные, наглядные, практические;
  • по характеру деятельности обучающихся - проблемное изложение, частично-поисковый.

Приемы обучения: постановка проблемных вопросов, работа с электронными образовательными ресурсами и компьютерными программами.

Межпредметные связи:

  • физика – строение атома, физические явления и свойства;
  • биология – химические элементы в организме человека;
  • математика – работа с таблицами;
  • экология – охрана окружающей среды.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация PowerPoint,

Электронный образовательный ресурс.

  1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов “Химический элемент “Химический элемент. Формы существования химических элементов”. http://fcior.edu.ru/card/7195/himicheskiy-element-formy-sushestvovaniya-himicheskogo-elementa.html
  2. Презентация.
  3. Химический элемент. Формы существования химических элементов”. http://fcior.edu.ru/card/7195/himicheskiy-element-formy-sushestvovaniya-himicheskogo-elementa.html
  4. Тест (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bb147927-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/ch08_04_05.swf);
  5. Программа “Периодическая система химических элементов” v.1.4.06 http://markpolyak.narod.ru/soft/PT;

Оборудование для учителя и учащихся:

  • Мультимедийные средства, компьютер, проектор, таблица “Периодическая таблица химических элементов”

Литература.

Для учителя:

  1. Габриелян О.СНастольная книга для учителя. Химия 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2003
  2. Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриеляна: Л.С. Гузея, В.В. Сорокина, Р.П. Суровцевой; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004.
  3. Передовые педагогические практики. Химия: Методическое пособие для учителя. – М.: ГК “Active Education” (ООО “Бизнес-Меридиан”), 2013

Для ученика:

  1. Габриелян О.С. Химия 8 класс - М.; Дрофа, 2011
  2. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия – М.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Технологическая карта

Этап урока

Задачи этапа

(цели)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, настраивает обучающихся на работу

Приветствуют учителя, готовятся к работе на уроке

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Актуализация знаний подведение к теме

Актуализация опорных знаний и способов действий

Проводит фронтальный опрос по теме «Строение атома» Предлагает учащимся выполнить задание в тетрадях по теме «Физические и химические явления» и обменяться тетрадями для взаимопроверки результатов задания.

 Слайды №№1,2,3 Приложение2

Отвечают на вопросы, проверяют задания методом взаимоконтроля и контроля по эталону.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

3

Выявление места и причины затруднения

Создание проблемы, обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

1. Предлагает стихотворение, направленное на формулирование темы

Слайды №4 Приложение2

Формулируют тему урока, исходя из смысла стихотворения

Регулятивные: Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: знаки химических элементов

2. Организует беседу по определению целей урока и плана урока

Слайды №№5,6 Приложение2

Определяют цели урока и вместе с учителем планируют ход урока

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Предлагает учащимся провести аналогию между русским языком и химическим языком. Знакомит учащихся с символами химических элементов. Предлагает записать в тетрадях знаки химических элементов, дает классификацию элементов на металлы и не металлы.

Слайды №№7-11 Приложение2

Знакомит с этимологией названий химических элементов: географические названия, астрономические, мифы древнего мира и имена ученых. 

Знакомство с этимологией названий химических элементов

Слайды №№12,13 Приложение2

Проводят аналогию между русским языком и химическим языком Записывают в тетрадях символы химических элементов. Приводят историческую справку о шведском ученом Берцелиусе Й.Я.

Знакомятся со слайдами презентаций. Записывают знаки в тетрадь.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

Личностные: самоопределение.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Учитель знакомит учащихся с периодической системой элементов и ее структурными частями, используя ПСХЭ

Периодическая система элементов Д. И. Менделеева

Слайды №№14- 39 Приложение2

Программа «Периодическая система элементов Д. И. Менделеева» v.1.4.06 Поляк Марк и Кузнецов Павел

Работают группами и находят в ПСХЭ символы, названные в честь стран, городов ученых, героев древних мифов. Учащиеся работают с периодической таблицей, изучают её структуру. Делают сообщения о Д.И. Менделееве.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, работа в группах.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

5

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Направляет деятельность учащихся по содержанию ЭОР консультирует по необходимости, анализирует их результаты работы

Слайды №№14-39 Приложение2

Названия и символы некоторых химических элементов.
Программа «Периодическая система элементов Д. И. Менделеева» v.1.4.06
Поляк Марк и Кузнецов Павел

Выполняют задания, записывают найденные в ПСХЭ символы в тетрадь, проверяют по эталону правильность выполненного задания.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: умение выслушивать ответы одноклассников, контроль, коррекция, оценка действий.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения практической части.

Организует деятельность с ЭОР, для детей слабо мотивированных на предмет

Организует индивидуальную работу с ЭОР обучающихся с высокой мотивацией Слайд № 40 Приложение2

Выполняют задания, тренажера. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bb147927-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/ch08_04_05.swf)

Коммуникативные: умение доброжелательно общаться. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

7

Этап включения в систему знаний и повторения

Выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.

- повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

Подводит итог урока. Организует игру «Координаты. Определите химический элемент по его положению

в Периодической системе Д.И. Менделеева»
Слайды №№ 41-44 Приложение2

Участвуют в игре «Координаты. Определяют химический элемент по его положению в Периодической системе Д.И. Менделеева»
Слайды №№ 41-44 Приложение2

Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения.

Регулятивные: - формирование контроля; коррекции и оценивание качества и уровня усвоения материала.

8

Рефлексия деятельности

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Наводящими вопросами направляет учащихся к формулированию выводов и просит оценить свою активность на полях тетради:

«» - ответил по просьбе учителя, но ответ
не правильный
«» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«V»  - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«N» - ответил по своей инициативе, ответ
неправильный
«» - не ответил

Слайд №45

Формулируют выводы, фиксируют их в тетрадь, оценивают свою активность

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные  : самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

9

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания

§4, упр. №1, №5.

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева

Общие понятия о знаках химических элементов и структуре Периодической таблицы....

Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Разработка урока по химии для 8 класса. Урок  с использованием ИКТ...

Урок химии в 8 классе «Знаки химических элементов. Периодическая система Д. И. Менделеева»

Цель урока: создать условия для усвоения знаков химических элементов на основе Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева....

План -конспект урока в 8 классе: Химическая символика. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Краткие сведения из истории.

На таких уроках реализую межпредметные связи. А так же осуществляю интегрированный подход. Очень люблю историю химии. Вместе с детьми готовим презентации, в которых отображаем накопленный  челове...

Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Конспект урока по химии в 8 классе "Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"...

Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Презентация к уроку "Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"...