Спирты и их влияние на здоровье человека
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Тема урока:  Спирты, их влияние на здоровье человека.

Задачи:

1)Образовательные:

 - рассмотреть особенности строения, физические, химические свойства ,получение и применение спиртов; познакомить учащихся с пагубным влиянием этанола  и метанола на организм человека;алкоголизм-социальная болезнь.

2) Развивающие :

- развить память , внимание, мышление, умение находить взаимосвязь строения и физических свойств у спиртов; обобщать и делать выводы;

- работать с химическими веществами, соблюдая технику безопасности;

-  сформировать потребность в здоровом образе жизни.; продолжить формирование идеи познаваемости мира, максимально связав тему урока с жизнью;

 

3) Воспитательные:

 - воспитать у учащихся  аккуратность, инициативу;

- научно обосновать вред алкоголя на организм человека для формирования здорового образа жизни.

- воспитание социальной активности учащихся через установление межпредметных связей химии с  биологией, историей, литературой, ОБЖ.

 

Тип урока: изучение нового материала- интегрированный урок (химии с биологией, историей, литературой, ОБЖ)

Оборудование:

- компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация;

- учебник «Химия 10 класс» .Базовый уровень, Габриелян О.С.,

- раздаточный материал:

 на каждого ученика : тест «Спирты» и таблица «Заболевания, вызываемые алкоголем», инструктивная карта для лабораторной работы .

- наглядный материал: лак для волос, лосьон после бритья, шампунь, настойка календулы.

- реактивы для выполнения опытов : этиловый спирт, растворы гидроксида натрия и сульфата меди, хлорид натрия (соль) спиртовка, спички;

- Видеоопыты: Взаимодействие спиртов с щелочными и щелочноземельными металлами;  Внутримолекулярная дегидратация спиртов;   Реакция окисления с СuO; Получение уксусноэтилового эфира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spirty_ih_vliyanie_na_zdorove_cheloveka_razrabotka.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СО СПО «Саратовский техникум промышленных

технологий и автомобильного сервиса»

Спирты, их влияние на здоровье человека.

э.jpeg

Подготовила и провела

преподаватель химии

Богачева В.К.

г. Красноармейск

 2013

Тема урока:  Спирты, их влияние на здоровье человека.

Задачи: 

1)Образовательные:

 - рассмотреть особенности строения, физические, химические свойства ,получение и применение спиртов; познакомить учащихся с пагубным влиянием этанола  и метанола на организм человека;алкоголизм-социальная болезнь.

2) Развивающие :

- развить память , внимание, мышление, умение находить взаимосвязь строения и физических свойств у спиртов; обобщать и делать выводы;

- работать с химическими веществами, соблюдая технику безопасности;

-  сформировать потребность в здоровом образе жизни.; продолжить формирование идеи познаваемости мира, максимально связав тему урока с жизнью;

3) Воспитательные:

 - воспитать у учащихся  аккуратность, инициативу;

- научно обосновать вред алкоголя на организм человека для формирования здорового образа жизни.

- воспитание социальной активности учащихся через установление межпредметных связей химии с  биологией, историей, литературой, ОБЖ.

Тип урока: изучение нового материала- интегрированный урок (химии с биологией, историей, литературой, ОБЖ)

Оборудование: 

- компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация;

- учебник «Химия 10 класс» .Базовый уровень, Габриелян О.С.,

- раздаточный материал:

 на каждого ученика : тест «Спирты» и таблица «Заболевания, вызываемые алкоголем», инструктивная карта для лабораторной работы .

- наглядный материал: лак для волос, лосьон после бритья, шампунь, настойка календулы.

- реактивы для выполнения опытов : этиловый спирт, растворы гидроксида натрия и сульфата меди, хлорид натрия (соль) спиртовка, спички;

- Видеоопыты: Взаимодействие спиртов с щелочными и щелочноземельными металлами;  Внутримолекулярная дегидратация спиртов;   Реакция окисления с СuO; Получение уксусноэтилового эфира.

- Короткометражное видео: 

  • Фильм статистика 
  • Влияние алкоголя на пищевод
  • Влияние алкоголя на желудок
  • Влияние алкоголя на печень
  • Влияние алкоголя на сердце
  • Влияние алкоголя на мозг
  • За столом 10 человек

Этап урока

    Действия учителя

Действия учащихся    

    № слайда

1

Организационный момент

2 мин

Подготовка и настрой учащихся на урок

 Слушают учителя                  

2

Мотивация учебной деятельности

5 мин

Посмотрев на слайд и наглядный материал( лак для волос, лосьон после бритья, шампунь, настойка календулы) попробуйте определить тему нашего урока?

- Что сегодня мы должны узнать о спиртах?

- Будьте очень внимательны, в конце  урока будет тестовая работа по спиртам, и заполнение таблицы «Заболевания, вызываемые алкоголем»

Учащиеся устно определяют тему урока – «Спирты».

- Высказывают предположения, что они могут сегодня узнать о спиртах.

№1 «Что объединяет все эти рисунки»

3

Сообщение темы, цели задач занятия

2 мин

- Задачи урока –учитель зачитывает по слайду. Дополнительно -  эти же задачи записаны на доске и сохраняются в течение всего урока.

Учащиеся записывают тему урока и число в тетрадях

№2 «Спирты , их влияние на организм человека»

№3 «Задачи»

4

Актуализация опорных знаний студентов

1 мин

- Вспомните,  с каким  спиртом мы  чаще всего встречаемся по жизни?  

 

Устно отвечают:

 –с этиловым спиртом

5

Новая тема

65 мин

 Учитель  вместе с учащимися по слайду  разбирают:

1) какие органические  соединения называются кислородсодержащими; Какие классы органических  веществ относятся к кислородсодержащим ?

 Что такое функциональная группа?

2)Выполните задание №1 «Выбери незнакомца» и задание №2

 

_Устно отвечают по слайду на вопросы учителя . Определение функциональной группы записывают в тетради.

Устно в задании №1 находят незнакомцев-спирты и во №2 задании- из этана и пропана  образуют спирты.

№4 «Кислородсодержащие органические соединения»

№5 «Выбери незнакомца»

3) Какую функциональную группы имеют спирты?

- Исходя из общей формулы, попытайтесь дать определение спиртам.

По общей формуле  пытаются  определить функциональную группу спиртов, дать определение спиртов.

Записывают в тетрадях функциональную группу, общую формулу определение спиртов по слайду.

№6  «Спирты(алканолы, алкоголи)

4)По каким признакам можно проклассифицировать карбоновые кислоты?

Опираясь на учебник и примеры на слайдах  объясняют классификацию  спиртов.

№7 ,№8 «Классификация спиртов»

5) Как и все органические вещества, спирты имеют свой гомологический ряд.  

Учащиеся по очереди зачитывают гомологический ряд спиртов.

№9  «Гомологический ряд  предельных одноатомных спиртов»

6) Разберем номенклатуру спиртов. Учитель на примере  3-метилгексанола -2 объясняет , как даются названия спиртам.

- Попробуйте самостоятельно дать названия следующим спиртам.

Правильность определяем по щелчку мышки

Учащиеся слушают и запоминают , алгоритм записывают в тетради.

- Устно дают названия спиртам, записанным на слайде..

№10 «Номенклатура спиртов»

№11 «Назовите соединения»

7)  Какие же виды изомерии характерны для спиртов?

Правильность определяем по щелчку мышки .

Учащиеся по формулам пытаются определить возможные  виды изомерии спиртов.

№12 «Изомерия спиртов»

8)В ходе каких реакций можно получить спирты?  Какой способ получения этилового спирта применяется в быту?

Учащиеся по очереди , опираясь на слайд  отвечают на вопросы.

№13  «Получение спиртов»

9)Физические свойства спиртов. Учитель предлагает учащимся  рассмотреть и понюхать( вспоминаем , как правильно это делать) этиловый спирт .

Проблемный вопрос:

Гомологический ряд алканов, алкенов, алкинов начинается с газообразных  веществ,  а среди к спиртов  газов нет.  С чем это связано?

Какие ещё физические свойства спиртов обусловлены наличием водородных связей между молекулами?

Учащийся по слайду

Зачитывает физические свойства низших и высших спиртов.

Учащиеся отвечают:

 -Среди  спиртов нет газов, т.к. между их молекулами возникают водородные связи.

 Устно отвечают на вопрос.

№14 «Физические свойства спиртов»

10) Рассмотрим химические свойства спиртов.

Записывают уравнения реакций и просматривают видеоопыты:

Взаимодействие спиртов с щелочными и щелочноземельными металлами;  Внутримолекулярная дегидратация спиртов;   Реакция окисления с СuO; Получение уксусноэтилового эфира.

№15-18 «Химические свойства спиртов»

11) Применение этанола

- Применяется ли в парикмахерских этиловый спирт?

Сообщение  учащегося

№19-21 «Применение этанола»

12)Рассмотрим кратко историю возникновения алкоголя и спирты в России

 

Двое учащийся зачитывает по слайду.

№22,23

 «Из истории возникновения алкоголя»

13)Что же такое алкоголь и спиртные напитки?

Рассмотрим , сколько грамм этанола содержится в различных видах алкогольной продукции?

Какая доля алкоголя считается смертельной для человека?

Учащиеся зачитывают определения по слайду и разбирают схему получения из глюкозы алкогольных напитков.

- Учащиеся по очереди отвечают на вопрос , опираясь на слайд.

№24 «Что такое алкоголь?»

№25 «Алкогольная продукция»

14) Потребление алкоголя в наши дни стало настоящим бедствием.

Посмотрим фильм «Статистика»

- Сколько процентов жителей России  регулярно употребляют алкоголь?

- Сколько литров чистого спирта выпивают они за год?

- Как же обстоят дела в нашем техникуме с употреблением алкоголя?

Анкетирование прошли 47 человек:

26 девушек и 21 юноша.

- Какой  спиртной напиток чаще употребляет наша молодежь? Понравилась ли их большей части спиртное? Знает ли о последствиях употребления алкоголя наша молодежь?

- Какой процент молодежи , не употребляет алкоголь?

Просматривают фильм и отвечают на вопросы.

По результатам анкетирования мотивы , чаще остальных побуждающие молодежь употреблять алкоголь,  вышло: потому что скучно, чтобы легче было общаться с другими людьми, чтобы придать себе смелости.

- Учащиеся, опираясь на таблицу, отвечают на вопросы преподавателя.

№26 Фильм «Статистика»

№27 « Как же обстоят дела в нашем техникуме с употреблением алкоголя?»

15) Рассмотрим путь алкоголя в организме человека по схеме.

Учащиеся объясняют по схеме  путь алкоголя в организме человека

№28 «Путь алкоголя в организме человека»

16) При попадании алкоголя в организм первыми страдают пищевод и желудок.

 - Как же  влияет алкоголь на пищевод?

Просматривают фильм  «Влияние алкоголя на пищевод»

№29 «Влияние алкоголя на пищевод»

17) Лабораторная работа «Химические свойства этанола в организме»

Опыт « Воздействие спирта на желудок» (денатурация мышечных волокон)

 Если время ограничено, можно опыт провести  заранее и показать результат.

Просмотрите фильм «Влияние алкоголя на желудок»

- Какие заболевания желудка может вызвать алкоголь?

Вспоминают технику безопасности при работе с щелочами ,спиртовкой.

- Учащиеся по инструктивной карточке выполняют опыт , устно отвечают на вопросы  и делают выводы.

Учащиеся просматривают  фильм и отвечают на вопрос.

№30 Опыт «Воздействие спирта на желудок» (денатурация мышечных волокон)

№31 «Влияние алкоголя на желудок»

18)  Что происходит с этанолом в печени?

- В каком случае происходит полный распад этанола до конечных продуктов- СО2 и Н2О?

-  Перечислите промежуточные продукты  распада этанола? Какой из них вызывает мутации и уродства у эмбрионов?

Учащиеся вместе с учителем  по схеме прослеживают окисление этанола в печени.

№32 «Метаболизм алкоголя в печени»

19) Опыт №2 «Воздействие спирта на печень»

Если время ограничено, можно опыт провести  заранее и показать результат.

Просмотрите фильм «Воздействие алкоголя на печень»

- Какие  изменения происходят с печенью при систематическом употреблении алкоголя?

- Учащиеся по инструктивной карточке выполняют опыт , устно отвечают на вопросы  и делают выводы.

Просматривают фильм и отвечают на вопрос.

№33 «Воздействие спирта на печень»

№34 «Воздействие алкоголя  на печень»

20)Физкультминутка:

-выполняем упражнения для снятия напряжения с глаз .

Выполняют упражнения для  снятия напряжения с глаз

№35Физкультминутка

21) Какое влияние  оказывает алкоголь на сердечно-сосудистую систему?

-Чем опасен пивной алкоголизм?

Просмотрите фильм «Влияние алкоголя на сердце»

 учащиеся самостоятельно читают по слайду и отвечают на вопрос.

- 1 учащийся зачитывает по слайду ,а  остальные отвечают на вопрос, опираясь на слайд

№36 «Влияние алкоголя на сердечно-сосудистую систему»

№37 «Пивной алкоголизм»

№38 «Влияние алкоголя на сердце»

22)Опыт №3 «Воздействие спирта на репродуктивную систему»

Если время ограничено, можно опыт провести  заранее и показать результат.

Послушаем сообщение о влиянии алкоголя на репродуктивную систему.

- Каких детей называют «грудными алкоголиками»? Что такое «фетальный алкогольный синдром»

- Учащиеся по инструктивной карточке выполняют опыт , устно отвечают на вопросы  и делают выводы.

Один из учащихся делает сообщение. После- учащиеся отвечают на вопросы.

№39 «Воздействие спирта на репродуктивную систему»

 №40-43

23)Какие изменения происходят в головном мозге под влиянием алкоголя?

- Каковы основные черты характера алкоголика?

Просмотрим фильм «Влияние алкоголя на мозг»

Учащийся делает сообщение и задает остальным учащимся проблемные вопросы:Почему «слегка» перебравшие алкоголь на следующее утро ничего не помнят?

Почему «слегка» перебравшие алкоголь на следующее утро ничего не помнят?

Учащиеся просматривают фильм и отвечают на вопросы преподавателя.

№44-46

№47

24)Обобщим сведения о влиянии алкоголя на организм человека

 (биология и литература –межпредметная связь)

- А сейчас самостоятельно заполним   таблицу «Заболевания, вызываемые алкоголем»

Учащиеся по очереди зачитывают последствия  употребления спиртных напитков.

Учащиеся выполняют задание

№48

№49

25) Прочтите стих и скажите , кто же и раб, и нищ, и одинок? Почему?

Алкоголизм -  заболевание, обусловленное пристрастием человека к употреблению алкоголя.  Сколько различают стадий алкоголизма ?

- Какие факторы влияют на формирование зависимости от алкоголя?

Отвечают на вопросы?

Учащиеся по очереди характеризуют стадии алкоголизма, опираясь на слайд.

-Объясняют каждый из факторов, влияющих на формирование зависимости

№50

№51

№52

26)  В алкогольных напитках (суррогатах) наряду с этанолом может встречаться еще и метанол . Чем он опасен для организма? Ваши действия при оказании первой помощи при отравлении метанолом?

Один из учащихся читает сообщение  после чего остальные отвечают на вопросы

№53

27) От вина до вины один шаг.  

Просмотр фильма «За столом 10 человек  »

Учащиеся зачитывают по слайду к каким социальным бедствием может стать  алкоголь.

Просматривают фильм

№54 « От вина до вины один шаг»

№55 «За столом 10 человек  »

28) Какие меры наказания существовали в разных странах за употребление спиртного? Какую медаль учредил Петр 1 пьяницам?

- Как в законах разных стран отражена борьба с алкоголизмом?

учащихся  по очереди зачитывают по слайду и отвечают на вопросы

№56-58

29) Прочтите высказывания известных людей о пагубном влиянии алкоголя

учащихся  по очереди зачитывают по слайду

 зачитывают стих «Очнись , великая Россия!»

№59-62

6

Выводы

2 мин

Какие выводы можно сделать  по изученной теме?

Учащиеся зачитывают выводы по  спиртам

№63,64

7

Закрепление знаний

7 мин

А сейчас проведем тестовую работу по теме «Спирты»

Выполняют тестовую работу письменно.

-

8

Домашнее задание

3 мин

1.Составить кроссворд по теме «Спирты, их влияние на здоровье человека»

2.Подготовить сообщение по этиленгликолю и глицерину.

3. Упражнение №9 стр.86.

Записывают домашнее задание в тетрадях.

№65

9

Итоги урока

2 мин

Подводятся итоги урока. Выставляются оценки за устные ответы ,подготовку сообщений. За тесты «Спирты »,  таблицу «Заболевания, вызываемые алкоголем» оценки будут выставлены после проверки.

№66  Берегите себя и близких! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» Тип проекта: инфор...

ЭМИ и его влияние на здоровье человека

Задачи проекта: Показать взаимосвязь физических, валеологических, экологических явленийНаучить пользоваться Power-Point, Microsoft Publisherдля оформления результатовНаучить кратко излагать ...

Классный час:"Курение и алкоголь-свобода или зависимость, влияния на здоровье человека"

Данный классный час проводится  в 11 классе .Цель : познакомить учащихся с проблемами курения и употребления алкоголя....

Одноатомные спирты и их влияние на организм человека

В данной работе  учащиеся знакомятся с предельными одноатомными спиртами, физическими и химическими свойствами; рассмотривается влияние этилового спирта на организм человека, закрепляются з...

«Этиловый спирт и его влияние на организм человека»

Данная презентация подготовлена к интегрированному уроку -исследованию «Этиловый спирт и его влияние на организм человека». Основной задачей является: исследовательским способом ...