Исследовательские проектные технологии
учебно-методический материал по химии на тему

Галиакберова Илюза Ишбулатовна

Повышение качества обучения и воспитания школьников всегда остается важнейшей задачей системы образования. Наша гимназия работает над следующей проблемой «Внедрение современных педтехнологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения, индивидуального подхода и воспитания духовно – нравственной личности». Цель: обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителей  в условиях адаптивной модели школы. Задачи: Изучение и внедрение в образовательный процесс перспективных школьных технологий.

Реализация этой проблемы, целей и задач требует от учителя не только изыскания эффективных путей совершенствования учебно-воспитательной работы, но и  решения вопроса индивидуального подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskie_proektnye_tehnologii.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Галиакберова Илюза Ишбулатовна

Учитель химии и экологии высшей категории работает в гимназии имени Т.Т. Кусимова. Работает над проблемой «Исследовательские проектные технологии». Повышение качества обучения и воспитания школьников всегда остается важнейшей задачей системы образования. Наша гимназия работает над следующей проблемой «Внедрение современных педтехнологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения, индивидуального подхода и воспитания духовно – нравственной личности». Цель: обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителей  в условиях адаптивной модели школы. Задачи: Изучение и внедрение в образовательный процесс перспективных школьных технологий.

Реализация этой проблемы, целей и задач требует от учителя не только изыскания эффективных путей совершенствования учебно-воспитательной работы, но и  решения вопроса индивидуального подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Я разработала  элективный курс обучения химии и авторскую программу по раннему обучению химии и экологии. Очень много занимаюсь с одаренными детьми. Созданы исследовательские проекты по моей методике. Мои  ученики неоднократно успешно выступали на школьных, районных, республиканских научно – практических конференциях,  занимая  призовые места. Принимают участие и на республиканских и российских конкурсах, занимают призовые места. Сама тоже принимала участие на НПК учителей гимназии, республики.  Статья «Проектные технологии на уроках и во внеурочное время по химии и экологии» вошла в сборник, изданный БИРО «Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы» в 2006 году, и статья «Метод проектов» в  2007 году. Также есть публикации в журналах «Табигат» (№ 3, 2007г.), «Башкортостан укытыусыхы» (№1, 2008 г.) и газетах «Экорост», «Искра». Выпустила книгу «Юный исследователь» в декабре 2008 года.

Мои ученики принимали  участие на республиканских конкурсах: «Зеленое перо» (грамота и благодарственное письмо МО РБ), «Моя малая Родина» (грамота МО РБ), «Молодежь Башкортостана исследует окружающую среду» (3 место, грамота МО РБ), «Башкортостан. Природа. Я» (грамота МО РБ) в конкурсе исследовательских работ «Малая Академия» (2 место, грамота МО РБ) акции «Живая вода Башкортостана» (3 место, грамота МО РБ) и российском Фестивале исследовательских работ «Портфолио» (три диплома от газеты «1 сентября).

 Приняла  участие на республиканском конкурсе «Экометодика» и была  награждена грамотой МО РБ за второе место, и  на российском конкурсе – фестивале педагогических идей «Открытый урок», организованной газетой «1 сентября», награждена дипломом и на днях получила сертификат, что я являюсь членом клуба газеты «1 сентября» и у меня есть сайт.

Главный результат, к которому должна привести модернизация образования,- готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие общества. Для достижения этого результата стратегическим направлением деятельности школы должно стать образование, при котором в центре внимания педагога, психолога были бы мышление ученика, его учебная деятельность, а не методы и технологии обучения. В этом аспекте именно исследовательская проектная деятельность, на мой взгляд, соответствует новым задачам образование и может стать одним из элементов модернизации его содержания не только в школе, но и в вузе.

Успех человека в современном мире во многом определяется его способностью организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь, поставленные цели. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте- люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.

Как показывает анализ научно - методической литературы, обучение проектированию в настоящее время является прерогативой средних и высших, профессиональных учебных заведений инженерно-технической направленности. Остальные звенья образовательной системы в этом задействованы недостаточно. В то же время, как отмечают известные ученые (В.В. Рубцов, И.А. Зимняя, Н.Н. Нечаев, В.Ф. Сидоренко и др.), обучение проектированию, проектное образование весть способа взаимодействия с миром, т. е. проектного мышления, во многом снимающего противоречия технологического этапа современного общественного развития в целом и образования в частности.

Проектную деятельность подростков психологи считают структурообразующей для построения учебного пространства в подростковой школе. Автор концепции проективного образования Г.Л. Ильин исходит из понятий проектной культуры и проективного мышления. Особенностью проективной культуры является стремление создать что-то новое в материальной и духовной сферах.

Проективное творческое мышление представляет собой научное мышление на стадии возникновения новых идей; на последующей стадии (отбор идей) включается критические мышления. Образование призвано формировать и развивать проектное творческое мышление учащихся.

Этот тип обучения наиболее желателен для тех школьников, кто осознанно выбрал своей целью получение образования в профильном классе общеобразовательной школы - технологическом, художественно - эстетическом и т.д., когда образование осознается как сфера будущей социальной жизни, в которой формируется и проектируется, грядущие социальные изменения и готовится их интеллектуальное обеспечение. Центральное понятие проектного образования – проект -        замысел решения проблемы, имеющей для обучающегося жизненно важное значение. Стремление найти лучшее, собственное решение определяет основную мотивацию обучения в проектном образовании.

Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, он был связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней

-        стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам,
предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через
проектную деятельность, предусматривающую решение этих
проблем, развивать умение, практически применять полученные знания.

Таким образом, проект - это такая открытая и динамичная форма организации и учебной деятельности учащегося, и педагогической деятельности учителя, которая предполагает осуществление выбора и творческие решения.

Проект устроен так.В нем основное содержание деятельности выбирается самим учащимся, что позволяет не только мотивированно усваивать самостоятельно отобранную информацию, но и накапливать опыт.

Сравнение этих двух принципиально противоположных форм обучения позволяет сделать предварительные выводы.

  • Система уроков дает возможность держать ученика под
    контролем и система проектов предоставляет, ему большую
    степень свободы, по этому системы уроков организовать проще.
  • Система уроков позволяет дать некоторую гарантию того, что все
    учащиеся усвоят некий общий объем отобранной информации, а
    система проектов позволяет учащемуся: проявить мотивированный интерес к тому, что он выбрал в качестве предмета изучения;
  • выработать и отстаивать собственную позицию, развивая критическое мышление;
  • самостоятельно выработать собственную систему взглядов.

Итак, проектное образование организовать труднее (и для учащегося, и для учителя).. Однако, школьники обучаются легче, у них появляется (часто впервые) заинтересованность в результатах своего обучения.

Как  руководитель научных проектов  учащихся, я  ставлю  перед  собой следущие  задачи;

  • формирование  интереса  к  научному  поиску;
  • развитие  творческих  способностей;
  • выработка  умений  и  навыков  самостоятельной исследовательской  работы.

Многих  подростков уже  не  устраивает  роль  пассивных  слушателей  на  уроках. Их  привлекает  новые  формы изучение материала, при  использовании  которых  востребованы  их  активность, деятельный   характер  мышления, тяга  к самостоятельности, способность к  творчеству. Такие  учашиеся   и   принимают   участие.

Главное   их  отличие-креативность, т.е.  творческое  мышление, которое обладает  тремя   специфическими  чертами; способностями  к  выявлению   проблем,  преодолению  стереотипов  и  поиску   решения   в  условиях   неопределенности.

Кроме  умения  творчески   мыслить  для  юных  исследователей  необходимы  некоторые  особые  качества  личности, например  способность  к  содрудничеству, ведь  исследовательскую работу  учашиеся  выполняют  в  группах  по 2-3 человека.Сотрудничество в  процессе  научного   эксперимента  позволяет  составить  более  полное представление  о проблеме  и  направление  ее  решения.Очень  важна мотивация  творчества, которая   обусловлена  возникновением  интереса к  какой-либо науке, необходимость  подготовки  к  будущей  профессиональной  деятельности. Мотивацию   творчества  повышает   также  моральное  удовлетворение  от  преодоления   сложных  проблем, решения  трудных  задач  при  работе  над  научном  проектом. Немаловажен  и мотив   самоутверждения, особенно  он  значим  для  наших  гимназистов, изучающих   школьный  предмет  по  углубленной  программе. Участвуя   в  научно-исследовательской  работе, они  убеждаются  в  правильности  выбора  профиля.

Следует   отменить,что  для  успешной  ркботы  учащимся   необходимы   также  опыт   текнического   творчества, т.е.  умения  проектировать   технические   устройства, работать с химическами   приборами   и  реактг. Москваивами, и, конечно, знание  правил  безопасности  при  проведении   сложного   химического   эксперимента.

Гимназисты, достигают  в  исследовательской   работе  высоких  результатов. Над  проектом  занимаются   10-12  человек-те,кто  уже  определился   с  профилем  обучения  и, следовательно, с  будущий  профессией.  Коллектив  подбирается  исключительно  по  желанию  учащихся, а  не  по  принуждению, это  главный  принцип  результативности  и  творческой  продуктивности.

Важный  этап  работы - выбор  темы  проекта. Некоторые  гимназисты  приходят  со  своими  темами, другим  помогаю  я, учитывая  при  этом  психологические   особенности   учащихся,  их  увлечения и, конечно, состояние   материально-технической  базы  кабинеты  химии. В  процессе  обсуждения   конкретизируем  тему и  вносим  ее в план. Для  каждого  проекта  составляем   индивидуальную   творческую  траекторию  на  год, иногда  на  два  года.

 Вначале  учащиеся   подбирают   научную  литературу, изучают  теорическкие  основы  выбранной  темы, методику   проведения  эксперимента, составляют  список  необходимых  реактивов  и  приборов.

Основная  часть   проекта - тщательная  подготовка  и  проведение  химического  исследования. Это  требует  много  времени, поэтому  чаще  экспериментальная  работа  осуществляется  во  время  каникул  и  обязательно  в  присутствии  учителя.

Оформлением  результатов, выводов, рекомендаций   гимназисты   занимаются  в  основном   самостоятельно, прибегая  к  советам  и  консультациям  учителя  лишь  по  мере необходимости.

В  конце  года мы  обсуждаем  лучшие  работы и  даем  рекомендации для  участия  в  гимназической  и  республиканских  конференциях.

Гимназисты  разрабатывают  серьезные  проекты, об  этом  свидельствует их  тематика. Перечислю  темы  лишь  некоторых  из  них.

Год

Конкурс

Участники

Город

Результат

21 .12. 2005

Республиканская конференция “Молодежь Башкортостана исследует окружающую среду”

Валеева Регина

г. Уфа

3 место, Грамота МО РБ

22 марта 2006

Республиканская Акция “Живая вода Башкортостана”

Валеева Регина, Фаттахова Ильзира,

Ласынрва Эльвира.

г. Уфа

3 место, Грамота МО РБ

31 марта 2006

6 Республиканская “Малая Академия школьников”

Нигматова Лейсан

г. Уфа

2 место, Грамота МО РБ

май – сентябрь 2006

Международный экологический форум “Зеленая планета”

Галиакберов Ильдар, Галиакберов Радмир, Сайхутдинов Руслан, Ласынова Эльвира.

г. Москва

1 место,  Диплом

1 место, Диплом

1 место, Диплом

1 место, Диплом

2005-2006

Республиканский конкурс “Зеленое перо”

Валеева Регина

г. Уфа

Грамота МО РБ

2007

Конкурс исследовательских работ “Портфолио”

Нарынбаева Карина, Яхина Гулия, Исламгулова Неля

г. Москва

Дипломы от издательского дома газеты “1 сентября”

6 марта 2006 года

Республиканский конкурс “Моя малая Родина”

Абдрахманов Рустам, Нургалина Зильда, Султанова Розалия

г. Уфа

Грамота МО РБ за лучший исследовательский проект

В  заключение  отмечу, что  научно-исследовательская  работа  помогает  гимназистам  в  профессиональным  самоопределении, развивает  склонность  к  научной  деятельности  в  вузе, т.е., по  сути, является  связующим  звеном  в  цепочке ,,школа-вуз,,. Практически   все  учащиеся,з анимавшмеся  научно-исследовательской  работой, поступают в  вузы  химической  направленности, включая  химические  факультеты  УГАЭС, МГТУ.Таким  образом, развитие  творческих  способностей  и талантов  учащихся важно не только  для  них  самих, но и  для  общества в  целом - ведь  качественный  скачок  в  развитии  новых  технологий  повлек  за  собой   резкое   возрастание  потребности  общества  в  специалистах, обладающих  нестандартными  мышлением, вносящих  новое  содержание  в  производственную  и  социальную  жизнь, умеющих  ставить  и, главное, решать  новые  задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Статья посвящена особенностям использования проектной и исследовательской технологий в практике работы основной и старшей (профильной) школы....

Проектная технологиия как одна из форм организации исследовательской деятельности учителя математики ( из опыта работы)

Данный материал обобщает опыт организации исследовательской деятельности с использованием различных педагогических технологий. Особый акцент- проектная деятельность , в условиях  работы в сельско...

Проектные технологии в старших классах как средство развития творческих и исследовательских способностей учащихся.

В статье описываеся алгоритм работы с проектными технологиями и место проектов в современной школе....

Аналитическая справка о применении проектно – исследовательской образовательной технологии учителем биологии

Аналитическая справка  о применении проектно – исследовательской образовательной технологии учителем биологии...

Исследовательские и проектные технологии на уроках английского языка

Данная статья знакомит с методами и приёмами исследовательских технологий, которые можно применять на уроках английского языка....

Применение информационных и проектных технологий в исследовательских методах

Выступление "Применение информационных и проектных технологий в исследовательских методах" посвящено актуальной теме. Информационные и проектные технологии позволяют сформировать  у уча...

Исследовательская работа "Внедрение проектных технологий на уроках истории".

Цель данного исследования: проблема организации учебных проектов на уроках истории. Объект исследования: процесс организации ученических проектов на уроках истории. Предмет исследования: особенност...