Целлюлоза: состав, строение, свойства, применение. Урок химии в 10 классе.
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Трошкина Ирина Фёдоровна

Технологическая карта  содержит цели, задачи, этапы комбинированного урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя:       Трошкина  Ирина Федоровна, МБОУ «СОШ №3», г. Сафоново Смоленской области.

Предмет, класс:        Химия.  10 класс.

Тема урока:              Целлюлоза: состав, строение, свойства, применение.

Тип урока:                 Комбинированный.

Оборудование, средства ИКТ:

-учебник «Химия. 10 класс». Базовый уровень. О.С. Габриелян. – М.: «Дрофа», 2007;

-компьютер, мультимедийный проектор, экран;

-презентация к уроку;

-тексты для самостоятельной работы;

-тексты цифрового диктанта.

Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации с помощью технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.

Задачи урока:

Образовательные: способствовать формированию у учащихся знаний о составе и свойствах целлюлозы; подтвердить идеи зависимости свойств вещества от его строения и применения вещества в зависимости от свойств.

Развивающие: продолжать развивать умения сравнивать, делать выводы.

Воспитательные: формировать навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной деятельности, самостоятельной образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной деятельности.

            Планируемое формирование и развитие универсальных учебных  действий.

Личностные УУД:  установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Регулятивные УУД:  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно; оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Познавательные УУД:

А. Общеучебные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование знаний; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Б. Знаково-символические действия:  преобразование объекта в пространственно-графические или знаково-символические модели.

В. Логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.

Г. Постановка и решение проблемы:  формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера          .Коммуникативные УУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

                                      Планируемые  результаты

Предметные                                                                                                                                                                                                                                          Знать:    состав, строение и свойства целлюлозы и крахмала;                                                                                                                                                                      основные сведения о нахождении в природе и применении в быту и в промышленности, роль  в развитии человечества.                                                                                                                             Уметь:   писать формулы и уравнения реакций, отражающих химические свойства крахмала и целлюлозы;                                                                        сравнивать, делать выводы, выявлять зависимость свойств веществ от их строения и применения веществ от их свойств.

Личностные:    уметь продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной деятельности, уметь самостоятельно заниматься образовательной деятельностью; иметь целостное представление о  месте и роли целлюлозы в окружающем мире.

Метапредметные:    уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы; работать индивидуально и в группе; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Основные понятия

Крахмал, целлюлоза, триацетат целлюлозы, нитраты целлюлозы, искусственные полимерные материалы, гидролиз.

Межпредметные связи     Биология, история, география, математика.

Формы урока        Фронтальная, индивидуальная, парная.

Технология            Проблемного обучения, развития критического мышления.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся

            Планируемые результаты

предметные

   УУД

Организационный момент                                      Время:  1мин                       Основные этапы          

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Приветствие. Настрой на урок.

Проверка домашнего задания                Время                  Основные этапы

Изучение нового материала                              Время:    32мин                 Основные  этапы 1.Мотивация урока.

2.Объявление темы урока, целеполагание

3.Актуализация знаний.

4.Изучение нового материала. Осознание и осмысление.

 

1.Историческая справка об изобретении бумаги.  2.Скажите, из чего получают бумагу? Сформулируйте тему урока.                                    3. Вопрос:     Что вы знаете о целлюлозе и что  хотите узнать. Предложение заполнить таблицу, вспомнить классификацию углеводов.     Строение целлюлозы. Вопросы: Почему из целлюлозы изготавливают бумагу и волокно, а из крахмала их получить нельзя? Почему крахмал набухает в горячей воде и образует клейстер, а целлюлоза – нет? Химические свойства целлюлозы  (сравнение  с крахмалом). Демонстрация опытов:   гидролиз целлюлозы, получение и свойства нитроцеллюлозы;  обсуждение, запись уравнений реакций.  Применение целлюлозы

1.Участие в беседе.

2.Формулируют тему урока.

3.Заполнение колонок (1 и 2) в таблице (прием з-х-у) вспоминают классификацию углеводов, заполняют таблицу «Углеводы».

 Высказывание предположений, поиск ответов в учебнике  Обобщение материала о строении целлюлозы с помощью учителя.  

Наблюдают, участвуют в обсуждении, записывают уравнения реакций.  

Работа в парах, участие в обсуждении                                

Заполнить таблицу:  «Знаю. Хочу знать. Узнал», «Углеводы».

Индивидуальная работа.

Найти в учебнике материал, способствующий ответам на вопросы учителя.

Работа в парах.

Составьте кластер «Применение целлюлозы» по слайдам презентации.

Знать о роли целлюлозы в развитии человечества.

Уметь сравнивать, делать выводы, выявлять зависимость свойств веществ от их строения.

Знать состав, строение, свойства целлюлозы, крахмала

Уметь писать формулы и уравнения реакций, отражающих химические свойства крахмала и целлюлозы.        Уметь наблюдать и делать выводы.

Выявлять зависимость применения веществ от их свойств.

Р. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что ещё не известно.  П.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

П.Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания.

П. Знаково-символические действия.

Установление причинно-следственных связей. К. Владение монологической и диалогической  формами речи.

Закрепление нового материала, контроль                         Время    7 мин.                  Основные этапы

Цифровой диктант с выбором верных утверждений.

Индивидуальная работа.

Выбрать правильные утверждения: 1в.- для крахмала, 2в.- для целлюлозы.

Уметь сравнивать, делать выводы.

Р. Осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы.

Домашнее задание                        Время     3 мин.                 Основные этапы

  15, упр.7 стр. 116. Подготовить и составить сообщения на выбор.

Рефлексия                        Время    2 мин.                     Основные этапы

Подведение итогов урока. Оценка степени удовлетворения от результатов урока.

Заполнение  колонки (3) в таблице (з-х-у).

Заполнить колонку (3) в таблице (з-х-у).

Л. Установление уч-ся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Амины: состав, строение.свойства", 11 класс

  "Амины", 11 класс, учебник Гузей Л.С....

Презентация к уроку химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"

Презентация к уроку  химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"...

Разработка урока по химии в 11 классе по теме: "Пластмассы:строение, свойства, применение".

Урок проводился в 11 классе, где химия не является профильным предметом.Цель:  закрепить знания о высокомолекулярных соединениях, рассмотреть взаимосвязь практического применения, свойств и строе...

Урок химии 10 класс «Алканы; состав, строение, изомерия, номенклатура, получение.»

Цели:познакомить учащихся с особенностями строения, гомологическим рядом, изомерией, номенклатурой алканов, их получением...

"Сера. Аллотропия серы. Физические и химические. Нахождение в природе. Применение" урок химии 9 класс.

Цель:Формирование метапредметных знаний и умений учащихся через деятельностный подход на примере изучения темы «Сера».ЗадачиОбразовательные:Показать на примере изучения темы « Сера&r...

ацетилен: состав, строение, свойства, применение

урок по теме "Ацетилен" для 10 класса. Подготовлен для базового уровня (1 час. в неделю) по учебнику Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия.10 класс.М.: "Просвещение", 2016...