Металлы и сплавы
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Данный материал опробирован на уроке химии в 11 классе.Теоретические вопросы, решение задачи хорошо усваиваются учащимися с использованием презентации, которая выполнена учеником.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ№14» муниципального образования городского округа Симферополь

                        

                                       КОНСПЕКТ УРОКА ПО ХИМИИ на тему:

                                «Металлы и сплавы».

                                Учитель химии высшей категории

                                Голубятникова И.С.



                              Тема: «Металлы и сплавы».

Цель урока - осветить роль металлов и сплавов в современном производстве, обобщить и систематизировать знания о металлах с помощью решения задач и составления уравнений химических реакций по схеме превращений.

Оборудование и материалы: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, электрический ряд напряжений металлов, коллекция образцов металлов и сплавов, презентация «Металлы и сплавы».

Базовые понятия и термины: металлы, сплавы, чугун и сталь, доменное производство, применение сплавов.

Тип урока - комбинированный.

        Структура урока.

I.Организационный этап                                1 -2мин.

II.Актуализация опорных знаний                5 мин.

III.Изучение нового материала                        25 мин.

     1.Применение металлов и сплавов в современной технике.

      2.Роль сплавов в борьбе с коррозией.

     3.Решение задач по теме «Общие сведения о металлах».

IV. Обобщение и систематизация знаний            10 мин.

V. Домашнее задание                                               2 мин.

VI.Подведение итогов урока                                2мин.

                                                                                                                                Ход урока.

1.Организационный этап.

11.Актуализация опорных знаний.

     Беседа.

1).Что такое сплавы?

2).Почему возможно растворение металла в металле?

3).Почему в технике преимущественно применяют сплавы, а не чистые металлы.

4).Какие сплавы вы знаете, назовите их применение.

111.Изучение нового материала.

1.Презентация учащихся «Металлы и сплавы».

2.Работа с таблицей.

На основании сообщений и рассказа учителя ученики систематизируют сведения о применении сплавов в виде таблицы.(Смотри приложение).

Сплав

Состав

Свойства

Область применения

Демонстрация. В процессе обсуждения областей применения сплавов учитель демонстрирует образцы из коллекции «Металлы и сплавы», отмечая при этом их физические свойства, стойкость к коррозии, преимущества сплавов. Использую справочник.

Работа с учебником.(стр.88).

Учащиеся отвечают на вопросы учителя :

1).Как производят сталь?

2).В чем преимущество железных сплавов над медными?

3).Доменное производство чугуна, записать химические уравнения в тетрадь и на доске.

IV.Обобщение знаний.

Какие химические свойства характерны для металлов? Приведите уравнения реакций на доске:

1). Металлы - восстановители, легко отдают электроны.

Вступают в реакцию с галогенами:Mg+Cl2=MgCl2

2).Реакция окисления:2Na+O2=Na2O2.

3).Кальций, цинк и медь реагируют с кислородом с образованием оксидов, а серебро не реагирует с кислородом даже при нагревании:

2Ca+О2= 2СаО      Аg+О2= не возможна

2Сu+О2=2СuО

4).Fe+S=FeS;  Ca+2C=CaC2; (Активные и не активные металлы по ряду активности металлов ученики называют).

5).Взаимодействие с водой:2Na+2H2O=2NaOH +H2(от лития до натрия).

ОТ магния до свинца -2Аl+3H2O=Al2O3+3H2.

Металлы, стоящие после водорода с водой не реагируют.

6).Металлы, стоящие до водорода в ряде активности металлов, реагируют с растворами кислот:Mg+2HCl=MgCl2+H2.

7). Из растворов солей более активные металлы вытесняют менее активные:

Fe+CuSO4=Cu+FeSO4.

Запишите уравнения реакций следующих превращений:

Cu-СuО-СuCl2-Сu(ОН) 2-CuSO4-Cu.

  1. 2Cи+О2=2СиО                        3)СuСl2+2NaOH=Cu (ОН)2+2NaCl.

2)СuО+2НСl=CuСL2+H2O                4)Cu (ОН)22SO4=CuSO4+2H2О.

5)CuSO4+Fe=FeSO4+Cu.

Задача: Железную пластинку массой 5,2 г выдержали в растворе, содержащем 1,6г сульфата меди. По окончании реакции пластинку вынули из раствора и высушили. Чему стала равна ее масса?

Решение. Fe+CuSO4=Cu+FeSO4. Медь оседает на железной пластинке.

n(СuSO4)=1,6/160=0,01моль. n(Fe)=5,2/56=0,093моль.Сульфат меди находится в недостатке, в реакцию вступает 0,01моль железа и образовалось 0,01 моль меди, согласно уравнения реакции.Масса пластинки после реакции равна:m=5,2+m(Cu)-m(Fe)=5,2+0,01х64-0,01х56=5,28г

Ответ:масса пластинки стала равна 5,28 граммов.

V.Домашнее задание.

Выучить параграфы 31-32.Подготовиться к тематическому оцениванию по теме «Общие сведения о металлах».

VI.Подведение итогов.

Комментарии учителя ответов учащихся и оценивание.


Приложение. Важнейшие сплавы металлов, их свойства и применение.

Название, состав.

Свойства.

Применение.

Алюминевые сплавы (Al,Mg,Zn,Mn,Be)

Легкость, высокая электро и тепло проводность, коррозионная стойкость,высокая удельная прочность.

В авиации, в машиностроении, электротехнические устройства.

Железоуглеродистые сплавы (чугун, сталь), ферросплавы (С,Р,S, Mn,Fe,W).

Механическая прочность, твердость. Упругость, коррозионная устойчивость.

Конструкционные материалы для всех областей техники.

Медные сплавы(Cu,Zn,Al,Sn,Ni,P).

Прочность,высокая электропроводность и коррозионная стойкость, пластичность.

Теплотехническая аппаратура, подшипники, втулки, пружины,декаративно-прикладные изделия.

Твердые сплавы (сталь, Со,Ni,Mo).

Высокая твердость, тугоплавкость, износоустойчивость.

Рабочие части буровых инструментов, инструмент для обработки металлов.

Типографские сплавы (Pb,Sb,Sn и др.)

Низкие температуры плавления и хорошие литейные свойства.

Элементы наборов шрифта, полиграфическая промышленность.

Титановые сплавы (Мn,W,Ni,Cu,Mo).

Легкость, высокая прочность, коррозионная стойкость.

Ракетостроение, авиация, химическая аппаратура.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация по теме: Металлы и Сплавы.

Слайд 2

В промышленности металлы применяются в основном в виде сплавов: черных (чугун, сталь) и цветных (бронза, латунь, дюралюминий и др.) Металлы и Сплавы В наше современное время трудно представить себе жизнь без использования металла. Области использования металла и его сплавов настолько обширна, что перечисление заняло бы ни одну страницу.

Слайд 3

В зависимости от требований, предъявляемых современной техникой, изготовляют металлические сплавы с самыми разнообразными свойствами: они бывают либо очень твердыми, но хрупкими (например, сверхтвердые сплавы на основе карбида вольфрама), либо мягкими и пластичными (например, некоторые сплавы на основе меди) металлы и сплавы бывают с очень низким электросопротивлением (чистая медь и серебро) и с высоким (нихром и другие подобные сплавы) легко и сильно намагничивающимися (чистое железо) и практически немагнитными (сталь с 25% Ni и 2% Cr ; сталь с 18% Mn ) кислотоупорными (сталь с 25% Cr и 20% Ni ); жаропрочными (сплавы на никелевой основе; сталь с 18% Cr , 25% Ni , 25% Si ) с очень высокой температурой плавления (вольфрам – более 3000°) или очень легкоплавкими (например, сплав состоящий из 4 частей висмута, 2 частей свинца, 1 части кадмия и 1 части олова). Температура плавления этого сплава 67°, хотя каждый из металлов, составляющих этот сплав, плавиться при значительно более высокой температуре: олово при 232°, висмут при 271°, кадмий при 321°, а свинец при 327°. Технология обработки

Слайд 4

Именно так выглядит обработка Смотрите далее…

Слайд 5

Железо и никель притягиваются магнитом, а сплав железа с 25% Ni немагнитен. Наоборот, немагнитные металлы: медь, алюминий и марганец дают магнитный сплав (66,5% Cu , 11% Al , 22,4% Mn ). Это наглядно показывает, что свойства сплава могут сильно отличаться от свойств тех металлов, из которых он составлен. Наиболее широко в производствах применяются технические металлы, обычные стали и сплавы. Для изготовления металлических изделий в зависимости от их назначения требуются либо чистые металлы с минимальным количеством примесей, либо специальные сплавы часто весьма сложного химического состава. Поэтому необходимо знать свойства металлов и сплавов, чтобы уметь выбирать нужный материал.

Слайд 6

Из цветных сплавов наиболее широко применяются бронза, латунь и дюралюминий . 1 . Бронза — желто-красный сплав на основе меди с добавлением олова, алюми ния и других элементов. Отличается высокой прочностью, стойкостью против коррозии. Из бронзы отливают художественные изделия, делают сантехническую арматуру, трубопроводы, детали, работающие в условиях трения и повышенной влажности. 2. Латунь — сплав меди с цинком , желтого цвета. Имеет высокую твердость, пластичность, коррозийную стойкость. Выпускается в виде листов, проволоки, шестигранного проката и применяется чаще всего для изготовления деталей, работающих в условиях повышенной влажности. 3. Дюралюминий — сплав алюминия с медью, цинком, магнием и другими металлами, серебристого цвета. Обладает высокими антикоррозийными свойствами, хорошо обрабатывается. Дюралюминий широко применяют в авиастроении, машиностроении и строительстве, где требуются легкие и прочные конструкции. 1. 2. 3. Цветные сплавы

Слайд 7

Вы знаете, что металлы обладают различными свойствами . Одни из них мягкие, вязкие , другие твердые, упруг ие или хрупкие . Знать свойства металлов необходимо для того, чтобы правильно определить наиболее подходящий для того или иного изделия материал. Основные свойства металлов

Слайд 8

К этим свойствам относятся: цвет, удельный вес, теплопроводность, электропроводность, температура плавления . Цвет металла или сплава является одним из признаков, позволяющих судить о его свойствах. Металлы различаются по цвету. Например, сталь — сероватого цвета , цинк — синевато-белого , медь — розовато-красного . При нагреве по цвету поверхности металла можно примерно определить, до какой температуры он нагрет, что особо важно для сварщиков. Однако некоторые металлы (алюминий) при нагреве не меняют цвета. Поверхность окисленного металла имеет иной цвет, чем не окисленного. Удельный вес — вес одного кубического сантиметра вещества, выраженный в граммах . Например, углеродистая сталь имеет удельный вес, равный 7,8 г/см3. В авто- и авиастроении вес деталей является одной из важнейших характеристик, поскольку конструкции должны быть не только прочными, но и легкими. Чем больше удельный вес металла, тем более тяжелым (при равном объеме) получается изделие. Теплопроводность — способность металла проводить тепло — измеряется количеством тепла, которое проходит по металлическому стержню сечением в 1 см2 за 1 мин. Чем больше теплопроводность, тем труднее нагреть кромки свариваемой детали до нужной температуры. Температура плавления — температура, при которой металл переходит из твердого состояния в жидкое . У стали, например, температура плавления гораздо более высокая, чем у олова. Чистые металлы плавятся при одной постоянной температуре, а сплавы — в интервале температур. Физические свойства.

Слайд 9

К механическим свойствам металлов и сплавов относятся прочность, твердость, упругость, пластичность, вязкость . Эти свойства обычно являются решающими показателями, по которым судят о пригодности металла к различным условиям работы. Прочность — способность металла сопротивляться разрушению при действии на него нагрузки . Твердость — способность металла сопротивляться внедрению в его поверхность другого более твердого тела . Если ударить молотком по кернеру, поставленному на стальную пластинку, образуется небольшая лунка. Если то же самое сделать с пластинкой из меди, лунка будет больше. Это свидетельствует о том, что сталь тверже меди. Упругость — свойство металла восстанавливать свою форму и размеры после прекращения действия нагрузки . Высокой упругостью должна обладать, например, рессоры и пружины, поэтому они изготовляются из специальных сплавов. Попробуйте одновременно растянуть и отпустить пружины из стальной и медной проволоки. Вы увидите, что первая вновь сожмется, а вторая останется в том же положении. Значит, сталь более упругий материал, чем медь. Пластичность — способность металла изменять форму и размеры под действием внешней нагрузки и сохранять новую форму и размеры после прекращения действия сил . Пластичность — свойство, обратное упругости. Чем больше пластичность, тем легче металл куется, штампуется, прокатывается. Вязкость — способность металла оказывать сопротивление быстро возрастающим (ударным) нагрузкам. Например , если наносить удары по чугунной плите, она разрушится. Чугун — хрупкий металл. Вязкость — свойство, обратное хрупкости. Вязкие металлы применяются в тех случаях, когда детали при работе подвергаются ударной нагрузке (детали вагонов, автомобилей и т. п.). Механические свойства.

Слайд 10

Химические свойства металлов Характерными свойствами для металлов являются следующие: Восстановление неметаллов Реакции с галогенами и кислородом воздуха протекают с различными скоростями и при различных температурах с разными металлами. Так, щелочные металлы легко окисляются кислородом воздуха и взаимодействуют с простыми веществами, железо и медь взаимодействуют с простыми веществами только при нагревании, золото и платиновые металлы не окисляются вообще. Многие металлы образуют на поверхности оксидную пленку, которая защищает их от дальнейшего окисления. 2Мg + О 2 = 2МgО 4Аl + ЗО 2 = 2А1 2 О 3 2К + Сl 2 = 2КСl Менее энергично металлы взаимодействуют с серой: Сu + S = СuS Fе + S = FеS Трудно вступают в реакцию с азотом и фосфором: ЗМg + N 2 = Мg 3 N 2 (нитрид магния) ЗСа + 2Р = Са 3 Р 2 (фосфид кальция) Активные металлы взаимодействуют с водородом: Са + Н 2 = СаН 2 (гидрид кальция) Взаимодействие с водой Активные металлы (щелочные металлы) взаимодействуют с водой при обычных условиях с образованием гидроксидов и выделением водорода: 2Nа + 2Н 2 О == 2NаОН + Н 2 Са + 2Н 2 О = Са (ОН) 2 + Н 2 2Аl + 6Н 2 O = 2Аl(ОН) 3 + ЗН 2

Слайд 11

Применение металлов в современном мире

Слайд 12

Над презентацией работал ученик 11- А класса Шевцов Николай Спасибо за внимание… А теперь представьте на секунду, чтобы мы делали без металлов ?...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Металлы и сплавы

Презентация для урока в 7 классе...

Технический диктант для 5 класса. Раздел -обработка металлов и сплавов

Пояснительная записка   Изучая раздел: «Обработка металлов и сплавов» по предмету Технология ребята знакомятся с новыми определениями, названиями рабочих операций, металлов, сплавов, инструм...

Технический диктант по предмету Технология для учащихся 6-х классов. Раздел: "Обработка металлов и сплавов".

При изучении раздела по основам слесарного дела и материаловедения, для повышения технологической культуры, технической грамотности и закрепления полученных знаний, учащимся предлагается выполн...

ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ «Металлы и сплавы»

Расширить и углубить знания учащихся о металлах, сформировать у них интерес к металловедению, технологии, умение работать с дополнительной литературой. Нашей цивилизации не существовало, если бы ...

Виды металлов и сплавов

Современное машиностроение характеризуют непрерывно растущая энергонапряженность, а также тяжелые условия эксплуатации машин (высокий вакуум, низкие или высокие температуры, агрессивные среды, высокая...

Тема: «Виды металлов и сплавов. Их основные свойства».

Цель урока: ознакомить обучающихся с конструкционными материалами – металлами и областью их применения, с образцами черных и цветных металлов, сплавов.Задачи:...

Урок- исследование "Роль металлов и сплавов в ВОВ"

Одной из составляющих в процессе формирования компетенций учащихся на уроке, является, не только воспитание уважения к собственному труду и труду окружающих, но и формирование таких важных...