Строение атома. Периодический закон Д.И. Менделеева
тренажёр по химии (8, 9, 11 класс) на тему
В соответствии с программой О.С. Габриеляна на тему «Атомы химических элементов» отводится 11 часов.
Учащиеся должны:
Знать Определение понятия «химический элемент», формулировку Периодического закона.
Уметь объяснять физический смысл атомного ( порядкового) номера химического элемента. Объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева. Объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Характеризовать химические элементы ( от Н до Са) на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов.
Основные понятия: Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
При изучении данных вопросов предлагаю следующую систему контроля знаний и умений обучающихся:
ü Задания для актуализации опорных знаний (загадки о химических элементах , дидактические игры) приложение 1;
ü Тестовые задания, предполагающие промежуточный контроль знаний и умений учащихся, выполняются в классе (карточки, химические диктанты, дидактические игры) приложение 2, приложение 3;
ü Задания, предполагающие подготовку к ГИА (возможно выполнение на уроках и во внеурочное время) приложение 5;
ü Творческие задания, для повышения интереса к изучаемой теме (кроссворды, ребусы, мини- сочинения, сказки) приложение 4;
ü Проекты и исследовательские работы, направленные на историю открытия ПЗ и жизнь Д.И. Менделеева.
Самостоятельная работа является важным средством развития познавательной деятельности учащихся, совершенствования, закрепления, и практического применения знаний. Она является неотъемлемой частью урока, способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, дает возможность каждому учащемуся работать в доступном ему темпе, с постепенным переходом от одного уровня развития знаний к другому. Поэтому задания для самостоятельных работ составляются с учетом разного уровня подготовки учащихся. Задания содержат вопросы, ответы на которые требуют всестороннего использования приобретенных знаний, а также упражнения, которые подготовят к решению новой, более сложной задачи. Также иногда даются некоторые советы, примерный план действий, ведущий к достижению правильного результата наиболее рациональными приемами. Облегчает и ускоряет самостоятельную работу тестирование. Тестирование дает время на осознание того, насколько усвоен материал. То есть учащийся сам может корректировать систему своего обучения.
Также большое значение в практике преподавания имеют обобщающие уроки, на которых систематизируется изучаемый материал. Основной чертой обобщающих уроков, отличающих их от обычных уроков повторения, является анализ включенного в тему материала на более высоком научном уровне (в свете изученных химических теорий, закономерностей, новых свойств).
На таких обобщающих уроках целесообразно проводить самостоятельные работы учащихся, в которые включается повторение теоретического материала с учетом возросшего уровня знаний, практические занятия по решению экспериментальных задач решение расчетных задач. Задания по обобщению свойств определенных соединений, на основе которых они находят применение, а также обобщающих таблиц, суммирующих свойства простых и сложных веществ, строение вещества, отражение химических теорий на примере свойств конкретных веществ.
Анализ результатов важен не только для того, чтобы учащиеся получили знания в соответствии с учебной программой, но и для выработки чувства ответственности за результаты своего труда. К настоящему времени в школьной практике проверки знаний учащихся сложились две основные формы контроля: устный опрос и письменная работа. Каждая из них, имея определенные положительные стороны, обладает и целым рядом существенных недостатков. Так, устный опрос является выборочной формой контроля знаний отдельных учащихся, отнимающей значительный объем драгоценного времени от урока. Письменная работа чрезвычайно трудоемка и не оперативна. Зачастую преподаватель, не успев справиться с проверкой работ учащихся, начинает следующий урок без информации о том, какие разделы предыдущего материала не были усвоены учениками в достаточной степени. К тому же оба этих метода не избавлены от негативных проявлений, связанных с необъективной оценкой знаний.
Свободной от этих недостатков является форма контроля в виде тестовых заданий. Она может с успехом применяться для текущей проверки знаний. Тогда, оперативно проверив работы, преподаватель сможет своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив больше внимания слабо усвоенным разделам. Отсутствие трудоемкой проверки письменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольные мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний. Система тестовых заданий имеет и еще одно достоинство, так как позволяет избавиться от психологических проблем, связанных с проецируемой на ученика истинной или мнимой
Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету. Устные же формы контроля наиболее целесообразно применять при проведении зачетов, коллоквиумов и экзаменов. При этом важно отметить, что отсутствие оценки ответа ученика на вопрос, заданный во время урока, снимает психологическое давление боязни неверного ответа и позволяет проводить обсуждение вопроса в творческой атмосфере. Среди различных видов письменного контроля в старшей школе хорошо зарекомендовали себя такие формы, как большое домашнее задание по целому разделу (БДЗ), подготовка рефератов и докладов по отдельным темам.
Успешное и эффективное применение методов тестирования целиком зависит от двух основных факторов. Во-первых — это отсутствие доступа посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах. Но нельзя забывать о том, что инициативные группы учащихся могут восстановить таблицу правильных ответов к предложенным вариантам тестовых заданий, и обменяться полученными данными с учениками других классов. Поэтому не рекомендуется использовать одни и те же варианты тестов в различных классах.
Во-вторых, это качество тестовых заданий. К сожалению, некоторые преподаватели считают, что если придумать вопрос и пять ответов к нему, то тест готов. Подобный подход, а также отсутствие учета целого ряда особенностей при составлении тестовых заданий приводят к ошибкам. При этом достоверность информации по успеваемости, полученной на основании этих тестов, значительно снижается. Встречаются варианты, которые наряду с ошибками в фактическом материале содержат неоднозначное толкование вопросов и предлагаемых ответов, повторяющиеся или однотипные вопросы, некорректные формулировки. Очень часто очевидность приводимых неверных ответов столь явственна, что тестируемому не составляет труда угадать правильный ответ методом исключения неверных вариантов.
При использовании в течение ряда лет программированного контроля для оперативной оценки знаний учащихся по химии были выработаны рекомендации, которые в совокупности могут служить методикой, используемой при составлении вопросов и ответов. Суть этих рекомендаций сводится к следующему:
1. Все ответы к данному вопросу должны выглядеть правдоподобно, заставляя учащегося анализировать каждый вариант ответа и выявлять в нем неточность или ошибку
2. Там, где это возможно, стоит привести несколько истинных ответов, каждый из которых, являясь верным, в той или иной степени дополняет остальные правильные ответы. Подобный прием позволяет уяснить на практике возможность неоднозначности ответа, более широко подойти к решению предлагаемой задачи.
3. Правильное утверждение не должно быть полностью созвано определению, данному в учебнике или на лекции, чтобы в нем не сразу угадывался правильный ответ. Это заставляет учащихся осмысливать определения, а не механически их заучивать. Для этого же допускается приводить заведомо неверные ответы, созвучные приведенным в учебниках (на лекциях) определениям.
4. Желательно, чтобы варианты ответов расчетных задач содержали не чисто случайные значения, а лишь те, которые получены при решении с введением типичных ошибок. Это минимизирует случайность, возникающую при выборе учащимся любого из ответов, если его собственный не совпадает ни с одним из приведенных.
5. Вопросы по каждой теме стоит подбирать таким образом, чтобы они наиболее полно охватывали все разделы и позволяли контролировать как усвоение учащимися теоретических знаний, так и их навыки в решении расчетных задач.
6. Вопросы могут быть составлены с применением образной графической символики, или же информация может быть преимущественно представлена в виде текста. Выбор способа оформления заданий обусловлен как возможностями вычислительной техники и применяемых тестирующих программ (в случае применения для тестирования компьютерной техники), так и психологическими особенностями групп учащихся. При составлении тестов по курсу химии для учеников лицея часть символьной информации была представлена в текстовой форме, что обусловлено особенностями учащихся физико-математических специальностей. Вопросы и ответы, составленные в виде текстов, призваны способствовать тренировке образного мышления у групп учеников, отдающих предпочтение формулам, рисункам и символам.
7. Процесс создания вариантов тестов всегда должен включать опытную стадию, поэтому, прежде чем использовать задания для контроля и оценки знаний учащихся всего класса, их необходимо предложить для решения небольшой группе ребят. Этот метод в сочетании с разбором решения наиболее эффективно выявляет все ошибки, допущенные при составлении тестов. Подобная мера необходима еще и потому, что преподаватель может не увидеть двоякого толкования заданного вопроса или неоднозначность в предложенных ответах, так как то, что для специалиста является очевидным, у учеников может вызывать вполне обоснованные вопросы.
Применение компьютерных технологий для оперативного контроля знаний учащихся по предмету с использованием тестовых заданий имеет свои положительные и отрицательные стороны. К негативным сторонам этой формы проверки можно отнести то, что удобство ее применения целиком зависит от заложенного программного обеспечения, а также от имеющейся компьютерной техники. Кроме этого, могут возникать трудности с согласованием расписания работы компьютерного класса и проводимых контрольных мероприятий. Следует помнить и о проблеме информационной безопасности, связанной с предотвращением несанкционированного доступа к имеющимся в компьютере базам данных.
Однако, как показывает опыт, все эти трудности вполне преодолимы. Оптимальным можно считать только такое обучение, которое способствует самообучению, овладению приемами самостоятельного приобретения знаний и их применения.
Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся. Но для того чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых — объективность проверки знаний.
Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку контрольных вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты. Один из путей разрешения проблем индивидуального разноуровнего обучения, а также оперативной оценки знаний учащихся — применение индивидуальных тестовых заданий. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки.
Чаще всего используют тесты со свободно конструируемыми ответами, (учащиеся сами составляют короткие однозначные ответы) и тесты с выборочными ответами. Последние дают возможность учащимся лучше понимать общие и отличительные качества изучаемых объектов, легче классифицировать различные явления. Кроме того, большинство технических средств контроля рассчитано на применение именно тестовых заданий с выборочными ответами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_atoma._periodicheskiy_zakon_i_periodicheskaya_sistema.zip | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Атом - сложная частица Вариант - 1 1. Второй постулат Бора: при переходе электрона с одной стационарной орбиты на другую энергия атома 1) увеличивается 2) уменьшается 3) не меняется 4) или увеличивается, или уменьшается 2. Масса (в а.е.м.) и заряд (в относительных зарядах) для электрона приблизительно равны соответственно 1) 1 и +1 2) 1 и 0 3) 0 и -1 4) 1 и -1 3. Массовое число атома кислорода, имеющего 10 нейтронов, равно 1) 18 2) 16 3) 10 4) 8 4. Оба объекта относятся к макромиру 1) атом и электрон 2) мяч и капля воды 3) Земля и протон 4) электрон и автомобиль 5. Когда поток электронов, имеющих определенную массу, вызывает почернение фотопластинки, то он проявляет свойства 1) и волновые, и корпускулярные 2) волновые 3) ни волновые, ни корпускулярные 4) корпускулярные | Тема: Атом - сложная частица Вариант - 2 1. Теория Резерфорда не могла объяснить 1) размер атома 2) заряд ядра 3) излучение энергии атомом 4) размер ядра 2. Масса (в а.е.м.) и заряд (в относительных зарядах) для протона равны соответственно 1) 1 и +1 2) 1 и 0 3) 0 и -1 4) 1 и -1 3. Массовое число атома стронция, имеющего 52 нейтрона, равно 1) 14 2) 90 3) 38 4) 52 4. Оба объекта относятся к микромиру 1) электрон и автомобиль 2) мяч и капля воды 3) Земля и протон 4) атом и электрон 5. Когда поток электронов характеризуется определенной длиной волны или огибает препятствие в ходе дифракции электронов, то он проявляет свойства 1) и волновые, и корпускулярные 2) волновые 3) ни волновые, ни корпускулярные 4) корпускулярные |
Тема: Атом - сложная частица Вариант - 3 1. В теории Бора электрон рассматривается 1) как частица 2) как волна 3) как и волна, и частица 4) как ни волна, ни частица 2. Масса (в а.е.м.) и заряд (в относительных зарядах) для нейтрона равны соответственно 1) 1 и +1 2) 1 и 0 3) 0 и -1 4) 1 и -1 3. Число нейтронов у атома хлора с массовым числом 37 равно 1) 17 2) 37 3) 18 4) 20 4. Объекты микромира являются в соответствии с корпускулярно-волновым дуализмом 1) частицами 2) волнами 3) и частицами, и волнами 4) ни частицами, ни волнами 5. Когда световой поток вызывает почернение фотопластинки или, падая на поверхность металла, вызывает ионизацию электрона (фотоэффект), то он проявляет свойства 1) волновые 2) и волновые, и корпускулярные 3) корпускулярные 4) ни волновые, ни корпускулярные | Тема: Атом - сложная частица Вариант - 4 1. Первый постулат Бора: при вращении электронов по стационарным орбитам энергия атома 1) увеличивается 2) не меняется 3) уменьшается 4) или увеличивается, или уменьшается 2. Элементарные частицы, составляющие атом 1) протоны и нейтроны 2) протоны и электроны 3) нейтроны и электроны 4) протоны, нейтроны и электроны 3. Число нейтронов в атоме урана с массовым числом 238 равно 1) 238 2) 143 3) 146 4) 92 4. Наблюдаемые свойства объектов макромира можно объяснить, предположив, что они являются 1) частицами 2) волнами 3) и частицами, и волнами 4) ни частицами, ни волнами 5. Когда световой поток характеризуется определенной длиной волны или огибает препятствие в ходе дифракции света, то он проявляет свойства 1) волновые 2) и волновые, и корпускулярные 3) корпускулярные 4) ни волновые, ни корпускулярные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа №1 по темам «Строение атома. Периодический закон Д.И.Менделеева»
Контрольная работа №1по темам «Строение атома. Периодический закон Д.И.Менделеева».11 класс, базовый уровень...
Тест по теме "Строение атома. Периодический закон Д.И.Менделеева" (8 класс)
Предлагаемый тест может быть использован восьмиклассниками для самопроверки знаний и самоконтроля при завершении изучения данной темы....
Тест по теме: «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»
Тест составлен по программе 8 класса Кузнецовой Н.Е., требующий знаний таких тем, как: "Основные законы химии и расчеты на их основе", "Современные представления о строении атома", "Периодически...
Подготовка к контрольной работе 11 класс по теме: Строение атома. периодический закон Д.И.Менделеева, учебник О.С.Габриелян
Вариант контрольной работы для подготовки учащихся к контролю знаний по теме: Строение атома.Периодический закон Д.И.Менделеева...
«Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь»
Тестовое задание в двух вариантах для проверки знаний учащихся 8 класса . В тесте 15 вопросов....
Тест по темам: «Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»
Представленный тест по темам: «Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» можно использовать для контроля или самоконтроля изученного материала.О...
контрольная работа "Строение атома. Периодический закон Д.И.Менделеева. Строение вещества."
контрольная работа "Строение атома. Периодический закон Д.И.Менделеева. Строение вещества.",8 класс...