Открытый урок по теме: Обзор металлов главных подгрупп ПСХЭ: щелочные и щелочноземельные металлы
методическая разработка по химии (11 класс) на тему

Богачёва Светлана Станиславовна

Тема урока: Обзор металлов главных подгрупп ПСХЭ: щелочные и щелочноземельные металлы

Цель урока: Обобщение и систематизация  знаний обучающихся о щелочных и щелочноземельных металлах как  о представителях типичных металлов.

Задачи:

Образовательная:

·        Рассмотреть общую характеристику щелочных и щелочноземельных металлов на основании положения  в периодической таблице и строения атомов;

·        Рассмотреть  нахождение  металлов в природе, их физические и химические свойства;

·        Познакомить со способами качественного распознавания щелочных и щелочноземельных металлов в соединениях;

·        Познакомить учащихся  с историей открытия, распространением и использованием щелочных и щелочноземельных  металлов;

·        закрепить навыки решения расчетных задач по химии, пользуясь математическими методами.

Развивающая:

·        Создать условия для развития у учащихся логического мышления и памяти, умения анализировать, делать выводы, сравнения, выделять главное, самоорганизовываться;

·        Развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи  химии с другими науками.

·        «Умений учиться», использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности при изучении различных предметов;  

·        логического мышления на основе усвоения причинно-следственных связей, сравнительного анализа, способности четко формулировать свои мысли;                                                                                

Воспитывающая

·        Повышение мотивации к изучению химии;

·        Воспитывать творческую, самоответственную личность, стремящуюся к самоорганизации;

·        активную жизненную позицию, человечность, порядочность;

·        средствами урока уверенность в своих знаниях и умений применять их на практике;

·        культуру безопасного поведения при проведении химического эксперимента,

·        подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств личности.

·        Воспитание дисциплины, ответственного отношения к делу.

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Перовская школа-гимназия» Симферопольского района

Открытый урок для учителей химии

Симферопольского района

«ОБЗОР МЕТАЛЛОВ ГЛАВНЫХ ПОДГРУПП ПСХЭ: ЩЕЛОЧНЫЕ И ЩЕЛОЧНОЗЕМЕЛЬНЫЕ МЕТАЛЛЫ»

с. Перово 2016

Тема урока: Обзор металлов главных подгрупп ПСХЭ: щелочные и щелочноземельные металлы

Цель урока: Обобщение и систематизация  знаний обучающихся о щелочных и щелочноземельных металлах как  о представителях типичных металлов.

Задачи:

Образовательная:

  • Рассмотреть общую характеристику щелочных и щелочноземельных металлов на основании положения  в периодической таблице и строения атомов;
  • Рассмотреть  нахождение  металлов в природе, их физические и химические свойства;
  • Познакомить со способами качественного распознавания щелочных и щелочноземельных металлов в соединениях;
  • Познакомить учащихся  с историей открытия, распространением и использованием щелочных и щелочноземельных  металлов;
  • закрепить навыки решения расчетных задач по химии, пользуясь математическими методами.

Развивающая:

  • Создать условия для развития у учащихся логического мышления и памяти, умения анализировать, делать выводы, сравнения, выделять главное, самоорганизовываться; 
  • Развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи  химии с другими науками.
  • «Умений учиться», использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности при изучении различных предметов;  
  • логического мышления на основе усвоения причинно-следственных связей, сравнительного анализа, способности четко формулировать свои мысли;                                                                               

Воспитывающая

  • Повышение мотивации к изучению химии;
  • Воспитывать творческую, самоответственную личность, стремящуюся к самоорганизации;
  • активную жизненную позицию, человечность, порядочность;
  • средствами урока уверенность в своих знаниях и умений применять их на практике;
  • культуру безопасного поведения при проведении химического эксперимента,
  • подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств личности.
  • Воспитание дисциплины, ответственного отношения к делу.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: 

  • компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация по теме;
  • технологическая карта для каждого ученика.

Реактивы для проведения эксперимента: металлический натрий, вода, фенолфталеин, кристаллизатор с водой, демонстрационный столик.

                                                      Ход урока

1. Мотивационно – целевой этап

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся: (слайд 1) Салют. Почему изображен салют?

  При сгорании   разных солей металлов образуются различные цвета пламени(слайд 2)

Учитель: Что вам было задано на дом? (Ответы обучающихся). Используя выполненную вами работу, мы поиграем с вами в ролевую игру. Установите, пожалуйста, таблички с названиями ваших профессий. Приглашаем химиков, чтобы продолжить начатый разговор, продемонстрируйте в лабораторных условиях горение солей щелочных и щелочноземельных металлов.

Химики показывают или (смотрим видеосюжеты) (слайд 3-5)                                                                                              

Фронтальная беседа по следующим вопросам: (слайд 6-7)

  1. Какие предыдущие темы мы с вами изучали?
  2.  В какой части периодической системы химических элементов  находятся металлы? Сколько всего металлов в таблице Менделеева?

3.  Какой тип кристаллической решетки характерен для металлов?

4.  Какое строение имеет кристаллическая решетка металлов?

5.  Какие особенности внутреннего строения металлов определяют их тепло- и электропроводность?

6.  Какие вам известны способы получения металлов в промышленности?

7. Что такое коррозия металлов? Как защитить металлы?

8.  Где находятся активные металлы?

9. Какие металлы образуют 1 группу главную подгруппу? Почему они находятся в одной группе?

    (В ходе опроса учитель указывает на вопросы, которые надо доработать)

Учитель: В технологической карте проставьте себе баллы по личным результатам: если могли дать полные ответы на 1/3 вопросов – 1 балл, на 2/3 – 2 балла, на все – 3 балла.

 

Учитель подводит к тому, что учащиеся могут самостоятельно сформулировать тему и цели урока. (слайд 8, 9)

  Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего урока, если мы начинаем более детально изучать пройденную тему, будет учиться обобщать и анализировать?

(ученики называют тему) Запись в тетради число, тема

Формирование   цели.

Учитель: Какие цели мы перед собой поставим при рассмотрении данной темы? (учащиеся отвечают)

План урока во время беседы записывается на доске (слайде).

                       План           (слайд 10)                                                                               

1. Щелочные металлы – элементы

  • Положение в ПСХЭ;
  • Строение атомов.

2. Щелочные металлы – простые вещества

  • Химическая связь;
  • Распространение элементов в природе;
  • Физические свойства;
  • Химические свойства;
  • Практическое значение.

3.Физиологическое действие на живые организмы.

II. Операционно-исполнительский этап

Обобщение и закрепление материала (ролевая игра: группы физиков, химиков, медиков, биологов, географов, технологов, математиков, литераторов)

Учитель: да, на дом было дано вам задание: провести мини-исследования по данной теме, о результатах которых мы сейчас услышим. 

 Учитель проводит инструктаж по работе с технологической картой.

Доклад физиков. О положении химических элементов в ПСХЭ, строении атомов. (слайд 11-12)

Доклад технологов. Физические свойства, химическая связь, производство, электролиз.  (слайд 13-16)

Доклад литераторов. Нахождение в природе. Открытие элементов. Загадки  и стихотворения.      (слайд 17-23)

Доклад химиков . (одновременно: математик на доске записывает задачу) Химические свойства металлов 1 и 2 групп главных подгрупп. Опыт: взаимодействие натрия с водой (слайд 24-26)

Доклад математиков. Пояснение записанной задачи.

Доклад биологов и медиков. О значении и влиянии металлов на организм человека и растений. (слайд 27-35)

Доклад географов. О горных породах и процессах происходящих под действием внешней среды   (слайд 36-39   )

Одновременно с докладами ученики заполняют технологическую карту, отвечая на вопросы, связанные с поданной информацией.

Учитель: Подводим итоги деловой игры: выставляем в технологическую карту баллы за мини-исследования и за ответы по новой теме (взаимопроверка).

Учитель: Взаимопроверка выполненных заданий. Обменяйтесь технологическими картами, проверяем, выставляем баллы.

ВЫВОДЫ (слайд 40)

Ш.  Домашнее задание: § 27, стр. 124-129. подготовить сообщения по теме «Алюминий», обмениваемся ролями по часовой стрелке: например химик становится географом и т.д. (слайд 41)

IV. Работа с учебником. Стр.131 №3, выполняем задание в тетради. Оцениваем.

V. Подведение итогов. Делаем выводы по уроку. Выставление оценок. Рефлексия.

1. Мне это пригодится в жизни.

2. На уроке было над чем подумать.

3. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

4. На уроке я поработал(а) добросовестно

 Учитель: Спасибо за урок. Заканчиваем урок на поэтической нотке.

Человек рождается на свет,

Чтоб творить, дерзать и не иначе.

Чтоб оставить в жизни добрый след

И решить все трудные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - семинар по теме: «Металлы главных подгрупп I–III групп и побочных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева»

В этой работе показана разработка урока – обобщения (урок-семинар)  по теме «Металлы».Такая форма организации обобщающего урока способствует развитию познавательного интереса и активизации ...

Конспект открытого урока по теме "Щелочные и щелочноземельные металлы. Подготовка к контрольной работе"

Как увлекательно подготовиться к контрольной работе по химии по теме щелочные и щелочноземельные металлы....

Урок "Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с растворами солей"

На уроке девятиклассники с помощью проблемного химического эксперимента выясняют способны ли щелочные и щелочноземельные металлы вытеснять ионы других металлов из растворов солей....

МР урока – практической работы Решение экспериментальных задач по теме «Щелочные и щелочноземельные металлы» для 10 класса

Урок – практическая работа Решение экспериментальных задач по теме «Щелочные и щелочноземельные металлы». Место урока в теме – тема «Металлы», заключительный урок по теме по УМК "Химия 10 класс" Л.С.Г...

Самостоятельная работа по теме: Щелочные и щелочноземельные металлы"

Материал предназначен для контроля знаний обучающихся 9 класса по теме: "Щелочные металлы", "Щелочноземельные металлы"....

Проверочная работа по теме: "Щелочные и щелочноземельные металлы"

Проверочная работа по теме: "Щелочные и щелочноземельные металлы"...