"Скорость химических реакций и факторы, влияющие на скорость химических реакций."
план-конспект урока по химии (8 класс)

Широбокова Ольга Сергеевна

разработка и презентация урока с элементами ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_po_skorosti.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Скорость химических реакций. (слайд1)

                       Условия, влияющие на скорость химических    реакций.

Цель урока: Сформировать первоначальное представление о скорости химических реакций и условиях влияющих, на скорость химических реакций.

Задачи:

                    Обучающая – создание условий образовательной среды для  ознакомления с

 с понятием «скорость химических реакций»; условиями, влияющими на скорость химических реакций.

                       Развивающая – развитие познавательных интересов, умение наблюдать, делать выводы, работать с реактивами и оборудованием, устанавливать причинно-следственные связи, развивать логическое мышление, анализ

                      Воспитывающая – отношение к химии как одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; аккуратность, коммуникабельность.

Планируемые результаты: Учащиеся должны усвоить понятие «скорость химических реакций», формулы вычисления скорости химических реакций, знать условия влияющие на изменение скорости реакции, знать понятие «катализатор», уметь классифицировать химические реакции по фазовому состоянию.

Оборудование и реактивы:  пробирки, чайник с горячей водой, спиртовка, спички, держатели, лучина,Mg(порошок), Zn(гранулы), Fe (порошок), HCL(10% р-р), Н2О,HCl (конц), Zn(гранулы), сахар.

Ход урока:

1.Организационый момент

- подготовка школьных принадлежностей необходимых на уроке;

- приветствие;

- выявление отсутствующих.

2. Сообщение темы урока, знакомство с планируемыми результатами.

3.Изучение нового материала

1-й этап.                  (слайд 2)

 Вывод формул скорости химических реакций через проблемные вопросы, межпредметную связь, опору на имеющиеся знания.

(слайд3) – чтение со слайда

Учитель: Некоторые химические реакции протекают так быстро, что за ними не уследишь. Вот мы зажигаем спичку. Чирк! Воспламеняется от трения о коробку фосфор, входящий в состав спичечной головки, мгновенно появляется пламя. Химическая реакция заняла доли секунды. Дрова в костре в тоже сгорают довольно быстро. А реакция ржавления железа идет так, что за ее результатами можно лишь по истечении длительного времени понаблюдать. А превращение доисторических деревьев в каменный уголь длилось миллионы лет. Итак:

Сегодня говорим о НЕЙ
Она у света есть и звука,
Чем у космических ракет она быстрей,
Тем раньше знаньями пополнится наука.
(Скорость реакции)

(слайд4)

- Семен и Миша (учащиеся  сидят на последней парте) быстро подойдите ко мне.

- Вы прошли одинаковое расстояние за разное время.

- Вспомните с курса физики, что такое скорость?

Учащиеся:

- Это  расстояние,  пройденное за определённое время.

Учитель:

-В каких единицах измеряется скорость?

Учащиеся:

- Измеряется в м/с  система СИ.

Учитель:

- Скорость это физическая величина, показывающая, какое расстояние пройдет объект за единицу времени.

- Можно ли применить данное понятие к скорости к химическим реакциям?

но химические вещества не всегда при реакции перемещаются в пространстве. Чаще они просто расходуются в определенном количестве, переходя в продукты реакции за некоторый промежуток времени. Давайте рассмотрим на примере кормления кроликов:

когда кроликов в клетке вместо травы начинают кормить морковкой, прожорливые животные быстро справляются с огромным количеством пищи.

 как определить «скорость поедания»?

 - надо просто знать, сколько морковки убавилось в кормушке за определенный промежуток времени, например за час, или взвесить кролика перед кормлением и после еды и подсчитать прибавку в весе в единицу времени.

 примерно так и поступают химики, определяя скорость химической реакции. Только вместо моркови они имеют дело с частицами, вступающими в реакцию.

     Пересчитать частицы как морковки трудно, поэтому за единицу скорости реакции принимают изменение концентрации с (моль/л) вещества в единицу времени.

(слайд5) скорость химической реакции – скорость изменения количества вещества в единицу времени.

 скорость химической реакции обозначается латинской буквой v и определяется по формуле:

v=+ΔС/Δt   или v= ±(c1 – c2)/(t2 – t1)

где с1 – концентрация исходного вещества

       с2 – концентрация образующегося вещества

       t1 – начальное время

       t2 – конечное время

t2 >t1 ,но c2 1 поэтому + (Если скорость химической реакции характеризуется изменением концентрации исходных веществ (реагирующих веществ), то t2> t1.  а

С2< С1(концентрация исходного вещества убывает, по мере протекания реакции) так как скорость имеет положительное значение, перед дробью ставится знак - . При определении скорости по возрастающей концентрации образующихся веществ величина дроби +_ ΔС/Δt получается положительной и перед дробью ставится знак +)

уч – ль :количество вещества изменяется в моль/л , а время в сек., мин, час, то можно вывести и единицы измерения скорости химической реакции: 1моль/л * сек или 1кмоль/л * мин. (слайд6) (слайд7)

 Раздел химии, изучающий скорость химической реакции называется химической кинетикой.

В реакции могут участвовать вещества как с одинаковыми, так и с различными агрегатными состояниями. Например: если к одному раствору (хлорид бария) прибавить другую – (серная кислота) – оба раствора жидкости. Или два газообразных вещества – водород и кислород – образуют водяной пар. (слайд8)

Det: гомогенные – это реакции, которые протекают в однородной среде(пример: в смеси газов или в растворах). υ (гомог) =   +_ ΔС/Δt   [моль/л·с]

Гомо(греч) – одинаковый. υ (гетерог) = +_ Δn/ Δt·S [моль/с·м2]

Det: гетерогенные – это реакции, которые идут между веществами в неоднородной среде (пример: ТВ – Ж, Г – Ж,, ТВ – Г)

Гетеро(греч) – другой

  гетерогенная реакция – это тот случай, когда 10 кроликам положили 1 тыкву. Как бы они не спешили ее сгрызть, «скорость поедания» будет ограничена поверхностью тыквы. Но если тыкву мелко нарезать, кролики справятся с нею быстрее.

2-й этап

Изучение факторов влияющих на скорость химических реакций – проходит через демонстрацию опытов, наблюдения, формирование выводов, установление причинно- следственных связей.

Молодцы! Вы узнали, что такое скорость химической реакции и новые виды химических реакции. Идем дальше (слайд10)

Учитель:

-Как вы думаете, что может изменить скорость химической реакции? (слайды 10, 11)

Учащиеся:

- Изменение каких либо условий (слайд12)

Учитель: разобьёмся на группы, каждая группа получает своё задание , выполняет и затем подводит итоги, а перед выполнением заданий давайте вспомним технику безопасности (слайд13) (слайд14)

- Посмотрите опыт, сделайте вывод наблюдений. Итак (слайд15) (слайд16) (слайд17) (слайд18)

В две пробирки кладутся приблизительно одинаковые по площади порошки магния и железа. К ним приливается одинаковый объем соляной кислоты одинаковой концентрации.

Учитель: (слайд19) )

-Прокомментируйте наблюдения.

Учащиеся:

- В пробирке с магнием реакция идет быстрее.

Учитель:

-Причина?

Учащиеся:

- По положению в электрохимическом ряду напряжений магний активнее железа.

Учитель:

Какой можно сделать вывод?

Учащиеся: (слайд20)

-Скорость химических реакций зависит от природы реагирующих веществ.

 Учитель:

- Посмотрите следующий опыт, сделайте вывод наблюдений.

В две пробирки кладутся одинаковые гранулы цинка. В 1-е пробирку наливаем соответственно 1 мл концентрированной соляной кислоты,  в другую 1 мл  разбавленной соляной кислоты.

-Прокомментируйте наблюдения.

Учащиеся:

- В пробирке с более концентрированной кислотой реакция идет быстрее.

Учитель:

- Какой можно сделать вывод?

Учащиеся: (слайд21)

- Скорость химических реакций зависит от концентрации реагирующих веществ.

- Чем больше концентрация вещества, тем реакция идет быстрее.

Учитель:

- Посмотрите следующий опыт, сделайте вывод наблюдений.

Демонстрируется опыт №3.

В двух пробирках  налита вода, в первой комнатной температуры,  во второй горячая, В обе пробирки добавляем  по ложечке сахара и размешиваем.

 Учитель:

- Прокомментируйте наблюдения.

Учащиеся:

- В пробирке с горячей водой растворяется сахар гораздо быстрее.

Учитель:

- Какой можно сделать вывод?

Учащиеся: (слайд22)

- Скорость химических реакций зависит от температуры.

- Чем больше температура, тем реакция идет быстрее.

Учитель:

- Посмотрите следующий опыт, сделайте вывод наблюдений.

Демонстрируется опыт №4.

Даны 2 пробирки, в 1-ой находится гранулы Zn, а во 2-ой порошок Zn. Прильем в обе пробирки по 1 мл. разбавленной соляной кислоты.

 Учитель:

-Прокомментируйте наблюдения.

Учащиеся:

- В  пробирке, где находится порошок цинка, реакция идет быстрее. (слайд24)

- Значит можно сделать вывод, что скорость химической реакции зависит от площади соприкосновения веществ. Чем больше площадь соприкосновения, тем скорость реакции больше.

Учитель:

- Сделайте общий вывод.

Учащиеся:

-Скорость химических реакций зависит от природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры, площади соприкосновения реагирующих  веществ.

3- этап

Итоги по изученному материалу.(слайды 25,26,27)

4- этап

Выяснение степени усвоения материала.

Каждая группа представляет отчёт о работе с выводами. Отчеты анализируются учащимися.

5- этап (слайд28)
Рефлексия.1.Поравился ли Вам урок. Да.!!!   Не очень.!!   Нет  Х.2. Вы усвоили материал Да !!!  Не очень !!   Нет Х3. Ваша оценка соответствует реальным знаниям? Да !!!  Нет Х. (слайд29)Мотивация. Оценки. 

«5» -       чел. «4» -      чел. «3» -      чел.

(слайд30 ) 6- этап

Домашнее задание:§30-32..

P.s! Дополнительный материал

Выдержки из книги рекордов Гиннеса: самое быстрое и самое медленное животное, рекорд поедания пончиков, рекорд печатания на машинке, рекорд совершенствования операций на компьютерах - везде речь идет о том, как быстро были совершены те или иные действия, т.е. их количество за единицу времени. (Примеры приводит учитель, и дополняют учащиеся)

Учитель:

- Вот и химики должны характеризовать быстроту протекания химических реакций, т.е. превращения веществ в единицу времени. От этого на химическом производстве очень многое зависит.

Кроме того, иногда необходимы процессы, с помощью которых можно было бы замедлить скорость коррозии - разрушения металлов. То есть человек должен уметь управлять скоростью химических реакций в своих интересах.

-  Вспомните или предположите химические процессы, в которых в Ваших интересах нужно было бы увеличить или уменьшить скорость химических реакций?

Учащиеся:

- Для получения, каких либо нужных веществ скорость реакции надо увеличить.

- Для замедления ненужных процессов ( ржавление корпусов кораблей, труб нефтепроводов, гниение продуктов скорость химической реакции надо уменьшить.

Уч-ль: Выберете по 1-2 предложения и закончите их.

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось… и т.д

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по химии в школе для глухих детей ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ

ТЕМА: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ.   ЦЕЛЬ:  Изучить факторы, влияющие на скорость химической реакции.ЗАДАЧИ:...

Разработка урока по химии для 11 класса общеобразовательной школы по теме "Факторы, влияющие на скорость химической реакции".

Краткое описание урока Урок разработан для учащихся 11 класса общеобразовательной школы на базовом уровне, с использованием УМК О.С.Габриелян, при нагрузке 1 час в неделю.Данный урок  позволяет р...

"Факторы, влияющие на скорость химической реакции."

Разработка урока: "Факторы, влияющие на скорость химической реакции."Цель урока: изучить факторы, влияющие на скорость химической реакции; уметь объяснить влияние каждого фактора, расширить понят...

"Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Цель урока Формирование понятий о скорости химической реакции, зависимости скорости гомогенных и гетерогенных реакций от различных факторов (природы реагирующих веществ, температуры, концентрации веще...

Методическая разработка урока химии в 9 классе "Факторы, влияющие на скорость химической реакции

Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Факторы, влияющие на скорость химической реакции" к учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана "Химия-9"...

Факторы, влияющие на скорость химической реакции

Конспект урока для 11 класса, изучающего химию по УМК О.С. Габриэляна, с авторской презентацией...

Открытый урок по химии "Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Данный материал предназначен для учителей химии для обобщения и систематизации знаний в 11 классе по дисциплине "Химия"...