Урок-обобщение: "Металлы"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36»
Тема: Металлы главных подгрупп периодической системы Д.И.Менделеева
(урок обобщения в 9 кл.)
Учитель: Узенькова А.В.
«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции»
( М.В.Ломоносов)
Тема урока:
Металлы главных подгрупп I-III группы периодической системы Д.И.Менделеева.
Цель урока: Повторить, расширить, углубить знания, подготовиться к экзамену.
Оборудование: Металлы- Na,Su, Ag, H2O, фенолфталеин. Карточки.
Ход урока
.
- Постановка цели урока.
- Повторение и систематизация материала по теме: « Металлы».
А) Строение атомов Ме (Na, K, Al)
Б) Физические свойства Ме.
В) Химические свойства:
- С простыми веществами (O2 , Cl2 S, С, N2)
- Со сложными веществами: H2O, кислотами, щелочами, солями.)
- Амфотерные свойства Ме.
- Качественные реакции.
- Применение и получение Ме.
- Домашнее задание.
- Сегодня на уроке мы должны повторить, расширить. углубить знания по теме Металлы I-III группы главной подгруппы, подготговиться к экзамену.
Ведь «Повторение – мать учения» (1)
Вначале урока проверим Д/ задачу и запишем Д/З.
Итак, « Сказано - сделано». (2)
« Корень ученья горек,
Да плод сладок » (3)
Мы изучаем тему: « Металлы», с точки зрения обывателя металлы – это те изделия, которые твердые, звенящие, блестящие. С точки зрения инженера металлы способны проводить электрический ток и тепло. А с точки зрения химии мы рассматриваем в первую очередь строение атома металла.
« Кому как, а нам эдак » (4)
- А) На доске рисуем схемы строения атомов , записываем электронные формулы , указываем к какому семейству относятся элементы Na и K, – 1 ученик, Ca и Al -2 ученик.
- Б) А чтобы вы не скучали, выполним химический графический диктант.
Диктант 1- вариант – Na. Да -
2- вариант- Cu. Нет^
« 7 раз примерь, 1 раз отрежь» (5)
- Это активный металл.
- Это металл и его можно легко резать ножом.
- Этот металл имеет красноватый цвет.
- Этот металл с водой и разбавленными кислотами не реагирует.
- Поверхность этого металла покрывается на воздухе оксидной пленкой.
- Этот металл весьма пластичен: хорошо штампуется, вытягивается в проволоку и прокатывается в листы.
- Этот металл находится в побочной подгруппе, имеет 4 энергетических уровня.
- Оксид этого металла реагирует с водой, образует щелочь.
- Гидроксид этого металла хорошо растворим в воде.
10.Оксид этого металла не растворяется в воде и не реагирует с ней.
Проверим свои работы с помощью ключа ответов.
Красный -1 вариант. / --/----/---/---/---/---/---/---/----/----/
Синий - 2 вариат./ ^--/---/--/--/---/--/--/---/--/---/
Итак, речь идет о Ме главных подгрупп. Проверяем схемы строения атомов на доске.
Попытайтесь, ребята, объяснить закономерности заполнения электронами энергетических уровней в периодах, в группах.
- В) Далее мы рассмотрим, с какими простыми веществами реагируют Ме.
«Севши в пиру на ряду, не говори: ( 6)
Плясать не могу»
Сейчас выполняем работу по рядам.
Дописать уравнения химических реакций и для одного уравнения составить электронный баланс(на выбор уч-ся).
1-й ряд. 2-й ряд. 3-й ряд.
K+ ? = ? (хлорид) Ca + ? = ?(гидрид) Al+? = ?(карбид)
Pb+? = (оксид+2) Na+ ? = ( сульфид) Mg + ? = ?(нитрид)
К доске выходят по одному ученику с каждого ряда, выполняют у доски, двое пишут, один комментирует. Все остальные учащиеся за партами выполняют и на месте проверяют, все ли правильно. С места корректируют.
Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, как щелочные металлы реагируют с кислородом 2Na + O2 = Na2O2
и на практическую значимость следующей реакции 2Na2O2+ 2CO2 = 2Na2CO3 + O2 –обратите внимание все ли здесь верно!
« С химией побудешь - про все забудешь» (7)
- Опыт:
В кристаллизаторе налита вода, в воду добавляем фенолфталеин. 9 мая мы все будем отмечать День победы Великой Отечественной войне. И так в воду опускаем бумажный кораблик и наблюдаем за ним. Попытаемся объяснить, почему погиб кораблик, что за взрывник там поработал? Почему фенолфталеин окрасился в малиновый цвет? Что произойдет, если олово опустить в стакан с водой? При каких условиях пойдет реакция? А если опустить в воду кусочек серебра?
Итак, вывод:
Металлы по- разному реагируют с водой. Для этого посмотрим электрохимический ряд напряжения металлов. Щелочные металлы с водой бурно реагируют, со взрывом - отсюда шутливые плакаты с очень серьезным подтекстом в студенческих кругах: « Не хотите быть уродом, не бросайте натрий в воду!»
- Поэтому реакции Щ.М. с кислотами специально не проводят! Но при определенных условиях химические реакции протекают следующим образом:
Ме + HNO3(разб.) = соль + NO + H2O
или NH4NO3
Ме + HNO3(конц.) = соль + N2O + H2
Ме + H 2SO4(конц.) = соль+SO2 + H2 O
или S, H2 S.
Запомним! Что Al пассивирует при обычных условиях в конц. HNO3 и H2SO4 .
- Продолжим рассматривать химические свойства металлов.
Посмотрим на уравнение и пословицу: « Всяк молодец,
На свой образец» (8)
Объясните, почему этот молодец ведет себя как удалец? Почему Аl реагирует со щелочью? ( Объяснения учащихся.)
2Al+ 6NaOH + 6H2O = 2Na3[Al(OH)6] + 3H2
( Изб.)
2Al+ 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2
(Недост.)
- Следующие слова хочу сказать применительно к себе:
« Дай боже, все самому уметь,
Да не все самому делать» (9)
Составьте химическое уравнение, как металл реагирует с солями.
Mg+ Pb(NO3)2 = ?+? .Напишите полные и сокращенные ионные уравнения.
Осуществима ли практически данная реакция?
CuSO4 + Na =? (Объяснение учащихся.)
- Сейчас мы выполним задание под названием «Соколиный глаз» (10)
Кто из вас обладает «соколиным взглядом», т.е зорким? Вам нужно выбрать, объяснить, прокомментировать только те реакции, которые практически осуществимы.
1) 2Na+2HCl=2NaCl+H2
2) 2Mg+2HCl=MgCl2+H2
3) Mg +2HNO3= Mg(NO3)2 +H2
4) 4Mg + 10 HNO3 конц. = 4Mg(NO3)2+N2O+5H2O
5) 2Al+6H2SO4 конц. = 2(SO4)3+3SO2+6H2O
6) Mg+2CH3COOH=(CH3COO)2Mg+H2
Итак, правильные реакции четные 2,4,6.
- « Всю хитрость не изучишь,
А себя измучишь » (11)
Запомним качественные реакции на катионы металлов. []
А )Качественны реакции на ионы щелочных металлов
Li+ Na+ K+ Cs+
б)Качественные реакции на ионы щелочноземельных металлов
Са+2 Sr+2 Ba+2
темно-оранжевый темно-красный светло-зеленый
в)Качественная реакция на ион Al+3
Al3++3OH-=Al(OH)3 – белый студенистый осадок
3.Получение металлов электролизом .
- Электролиз расплава соли NaCl:
2NaCl = 2Na + Cl2
(К:) (A:)
- Электролиз расплава NaOH: 4NaOH = 4Na + 2H2O + O2
(К:) (A:)
- Электролиз расплава соли CaCl2:
CaCl2 = Ca +Cl2
(К:) (A:)
4.Домашнее задание. Составить электронный баланс для уравнений химических реакций получения металлов электролизом расплава солей и щелочей. Подготовить сообщения « Применение Ме».
Итог работы учащихся.
На этом все.
«Аз да буки,
Да конец науке. » (12)