Пищевые добавки!
план-конспект по химии на тему

о добавках

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon пищевые добавки117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 исследовательского   проекта   на тему:

«Влияние пищевых  добавок на здоровье человека».

Подготовили и  провели

учащиеся   8  класса

муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная  школа  села  Лунино»

Турковского  района  Саратовской  области

Иванова   Ольга  Ивановна

Руководитель  проекта

учитель   биологии

муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная  школа  села  Лунино»

Турковского  района  Саратовской  области

Иванова  О.И.

Цели   проекта .

      Образовательные:

  • Ознакомить с понятием «пищевые добавки». Рассмотреть основные их виды.
  • Исследовать состав некоторых продуктов питания на содержание вредных пищевых добавок.
  • Способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету, используя исследовательскую работу, средства информационных технологий.
  • Способствовать развитию практических умений и исследовательских навыков при выполнении лабораторных работ.

      Развивающие:

  • Развитие умений и навыков самостоятельно работать с литературой, умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией.
  • Формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуникативной, личностной.

      Воспитательные:

  • Привитие гигиенических норм труда.
  • Воспитание уважения чужого мнения, способности работать в группе.
  • Формирование здорового образа жизни.
  • Воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов, привитие интереса к химии.

Ход  мероприятия .

Учитель - Дорогие ребята, сегодня у нас не обычное занятие, а настоящая исследовательская работа, тема которой «Влияние пищевых добавок на здоровье человека».

Ещё Гиппократ сказал, что «Человек рождается здоровым, а все болезни приходят через рот с пищей».

Часть 1.  Здоровье  и   питание.   ( слайд 2)

Ученик 1. Здоровье – это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. Как утверждает Всемирная организация здравоохранения, здоровье человека лишь на 10% зависит от качества медицинского обслуживания, на 20% определяется наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и на 50% - образом жизни.

«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум», - говорил Геродот.

Один из главных факторов, определяющих наше здоровье, - это питание. Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г.Гейне: «Человек есть то, что он ест».

Ученик 2.  ( слайд 3) Зачем человек принимает пищу? Что мы знаем о пище и питании?

  • Питание – процесс потребления пищи, в результате которого организм получает химическую энергию и необходимые для жизни вещества.
  • Питание имеет физиологическое, психологическое, культурологическое и экологическое значение.
  • Наука о питании – нутрициологи
  • Диетология – наука о питании, показанном при различных заболеваниях
  • Нутриенты – вещества, содержащиеся в продуктах или пищевые вещества.

У молодёжи широко распространены привычки неправильного питания.

Чипсы, чупа- чупсы, фаст- фуды, прочая жирная пища может вызвать ишемическую болезнь сердца уже к 20 годам.

Ученик 3. ( слайд 4-7)  Мы, действительно, чаще всего питаемся тем, что нам нравится по вкусовым качествам, тем к чему привыкли, или тем, что быстрее можно приготовить.

Через некоторое время организм начинает реагировать на такое неуважение к нему различными заболеваниями.

И так! Что бы пища была вкусной, человек много веков использует такие пищевые добавки как соль, перец, гвоздика, корица и др. Однако широкое их использование началось в конце ХIХ века и было связано с ростом населения, концентрацией его в городах, необходимостью совершенствования традиционных пищевых технологий, достижениями химии, созданием продуктов «специального назначения».

Часть 2 .  Что  такое « пищевые  добавки»

В современной  пищевой промышленности применяется большая группа веществ, объединяемая общим термином «пищевые добавки». Под этим понятием чаще всего в литературе подразумевают группу соединений природного или искусственного происхождения, использование которых необходимо для усовершенствования технологии, получения продуктов «спецназначения» (диетических, например), сохранения требуемых или придания новых свойств, повышения стабильности или улучшения орголептических свойств пищевых веществ.

Использование пищевых добавок предусматривается для улучшения качества продуктов, но не для сокрытия пороков, порчи их.

Санитарным законодательством разрешается использовать только относительно безвредные вещества в концентрациях, безопасных для человека.

Им же рекомендовано исключить пищевые добавки к продуктам питания грудных детей.

Учитель  Давайте рассмотрим, на какие группы подразделяются пищевые добавки и какое влияние оказывают на организм человека.

Таблица №1.

Ученик 4. ( слайд8 )

1.В качестве пищевых добавок в сети государственного производства продуктов максимально используются натуральные вещества. Довольно широкое распространение получило применение красителей для подкрашивания кремовых кондитерских изделий, напитков и других продуктов используются соки или экстракты свеклы, моркови, винограда, черноплодной рябины, шиповника. Все красители допускаются к применению после длительных исследований, дозировка их строго контролируется.

2. таблица ( Е1**- красители)

Ученик  1.( слайд 9)  1. таблица ( Е**2- консерванты)

2     .Е210, Е211, Е213-217, Е240 – консерванты. Есть в консервах любого вида (грибы, компоты, соки, варенья). Могут привести к образованию злокачественных опухолей.

Е221-226 – консерванты. Используются при любом консервировании. Могут привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

Е230-232, Е239 – консерванты. Содержатся в консервах любого вида. Могут вызвать аллергические реакции.

Ученик 2.  .( слайд 10)  ( Е**3- антиокислители)

  1. Таблица  (Е**3- антиокислители)
  2. Е311-313 – антиоксиданты (антиокислители) Есть в йогуртах, кисломолочных продуктах, колбасных изделиях, сливочном масле, шоколаде. Могут вызвать заболевания желудочно-кишечного тракта.

Ученик 3. .( слайд 11)    ( Е**4- загустители)

  1. Таблица ( Е**4- загустители)
  2. .( слайд 12)  Е407,Е447,Е450 – стабилизаторы и загустители. Содержатся в вареньях, джемах, сгущённом молоке. Могут вызвать заболевания печени и почек.

Е461-466 – стабилизаторы и загустители. Есть в вареньях, джемах, сгущенном молоке, шоколадном сыре. Могут вызвать заболевания желудочно-кишечного тракта. Е924a, Е924b — пеногасители. Содержатся в газированных напитках. Могут привести к образованию злокачественных опухолей.

Ученик 4. .( слайд 12)    (Е**5-эмульгаторы)

  1. Таблица  ( Е**5-эмульгаторы)

Ученик 1. .( слайд 13-14)    Подсластители      Искусственные сладкие вещества используются при изготовлении диетических продуктов для больных диабетом, ожирением и другими болезнями обмена веществ.

Широкое применение для этой цели получили ксилит и сорбит. Несмотря на то, что эти вещества включаются в обмен веществ по углеводной схеме, они не вызывают значительного повышения содержания сахара в крови. длительное применение этих продуктов не выявило их негативного действия на организм.

В последние 10—15 лет довольно широкое распространение получил аспартам — препарат, синтезированный в США в 1965 г. и рекомендованный к употреблению в 1975—80 гг. Экспериментальные исследования, проведенные в институте питания АМИ СССР в 1989 году дали положительную оценку аспартаму фирмы «Нутрасвит». Был налажен выпуск этого препарата под названием «Сластилин». В то же время в США появились сообщения о негативном влиянии аспартама на состояние здоровья. В настоящее время очень много новых, в том числе искусственных, подсластителей поступает из-за рубежа. Использование их может быть допущено только при наличии сертификата и соответствии их действующим санитарным требованиям.

Часть 3.  Практическая  работа

Учитель     А сейчас переходим к практической части нашего занятия и определим  

Тема : .( слайд 14)  «Пищевые  добавки  в  продуктах  питания»

Цель нашей работы: выявить содержание пищевых добавок в продуктах питания и определить их потенциальную опасность для здоровья человека.

1. Анализ  этикеток  по  содержанию   пищевых  добавок.

Чипсы «Lays»

«Coca-cola»

Шоколадные  батончики

Ароматизаторы

Глутамин натрия,

5-рибонуклиотид

натрия

+

Идентичный натуральному «шоколад»

Подсластители

Цикломат,аспартам

Ацесульфам калия.

Красители

Экстрат анато

Сахарный колер5

Консерванты

Бензоат   натрия

Пищевые кислоты

Ортофосфорная  кислота.

Лимонная кислота

Вывод :  в  продуктах  , очень  любимых  детьми , имеются  пищевые  красители , подсластители , консерванты . Они  проявляют  потенциальную  опасность  для  здоровья  людей ( по  работе с  таблицей)

                      Таблица буквенно-цифровых кодов добавок.

Международные коды потенциально вредных пищевых добавок.

Воздействие на организм человека.

Е: 151, 343, 626, 627, 628, 629, 630, 631, 632, 633, 634, 635.

Вызывает кишечные расстройства.

Е: 154, 250, 251.

Влияет на артериальное давление.

Е: 233, 310, 311, 312, 907.

Вызывает сыпь.

Е: 131, 142, 153, 210-216, 219, 230, 240, 249, 259, 280-283, 330, 954.

Проявляет канцерогенную активность.

Е: 338-341, 450-454, 461-463, 465, 466.

Вызывает расстройства желудка.

Е: 320, 321.

Повышает уровень холестерина.

Е: 104, 122, 141, 150, 171, 173, 241, 447.

Токсическое действие не подтверждено, но вероятно.

Е: 102, 110, 120, 124, 127, 155,180, 201, 220, 222-224,228, 233, 242, 270 (опасна для детей), 400-405, 501-503, 620, 636, 637.

Опасны по ряду причин.

Е: 123, 510, 513, 527.

Очень опасны по ряду причин.

Е: 151, 160, 231, 232, 239, 951, 1105.

Вызывает кожные заболевания.

Е: 103, 105, 111, 121, 123, 125, 126, 130, 152, 952.

Запрещены к применению.

Вторая часть нашей работы посвящена безалкогольным напиткам.

           2. .( слайд 15-17)   Опыт    « Определение кислотности прохладительных напитков»

1.Положите в 2 стаканчика по 2-3 кусочка мела («муляж» наших зубов).

2. В первый стаканчик налейте немного минеральной воды, а во второй - «Кока-Колу».

3. Пронаблюдайте ход реакции в каждом из стаканчиков.

Образец

Название

Наблюдение

№1

Лимонад

№2»

Минеральная  вода

№3

«Сосa-cola»

Учащиеся делают вывод: какой напиток более безопасный для употребления.

Среднестатистический россиянин за год выпивает больше 150 литров продукции компании «The Coca cola Сompan», поэтому мы решили более обстоятельно исследовать напиток Coca - Сola Light.

            3. .( слайд 19-20)  Сообщения  о  чипсах.

Ученик 1.     Краткая историческая справка о приготовлении чипсов и снэков

Под термином «чипсы» (от англ. «chips» - ломтик, кусочек) следует понимать плоские по форме продукты, полученные отрезанием от целого. Впервые чипсы были приготовлены в 1853 г. в США для американского мультимиллионера К. Вандербильта его шеф – поваром Д. Крумом.

Сегодня для приготовления картофельных чипсов используют  специальные сорта картофеля с низким содержанием сахара и диаметром клубней 3-4 см. Отобранный картофель моют, чистят и нагревают до 80 С (при этом в нём экстрагируются восстанавливающие сахара и разрушаются ферменты). Затем картофель нарезают ломтиками и после удаления выделившегося на их поверхности крахмала обжаривают в растительном масле.

Сорт масла может быть различными и зависит от региональных предпочтений. В США, например, распространены чипсы, жареные на соевом масле; в Европе применяется пальмовое масло, которое не придаёт запаха конечному продукту; в Беларуси используют подсолнечное масло.

Ученик 2. .( слайд 21-22)   Влияние на здоровье

Злоупотребление жареной пищей, как известно, неблагоприятно сказывается на функционировании многих органов человека. Причина кроется в образовании целого ряда вредных соединений, поскольку при термической обработке жиров в присутствии кислорода воздуха значительно инициируются процессы их окисления и распада с образованием гидроксикислот, эпоксидов, кетонов и альдегидов. Последние, в свою очередь, могут взаимодействовать дальше с другими различными компонентами обжариваемого продукта с образованием канцерогенов.

Среди многих токсичных веществ, присутствие которых в продуктах  питания строго контролируют медики и диетологи, в последнее время выделяют акриламид: CH2 = CHC(O)NH2 поражающий главным образом нервную систему, печень и почки. В 1994 г. акриламид был отнесён специалистами Всемирной организации здравоохранения к веществам, «вероятно канцерогенным для человека». До недавних пор продукты питания не считались возможным источником акриламида, но чрезвычайно жёстко контролировалась его содержание в воде. Настоящий шок вызвали недавно опубликованные результаты исследований шведских учёных, обнаруживших запредельные концентрации данного соединения в особо популярных продуктах питания.

Ученик 3. .( слайд 23-24)       История выращивания картофеля      В поисках пищи человек издавна искал съедобные коренья и клубни под землей. Достигнув плоскогорий, лежащих между горными цепями Анд, предки американских индейцев нашли здесь клубни дикого картофеля. Эти клубни, богатые крахмалом, были ценной находкой для человека. Также человек открыл, что клубни дикого картофеля съедобны. Колыбелью культуры картофеля считаются плоскогорья Перу и Боливии.

Картофель в качестве подарка папе римскому попал в Италию, где и получил своё название «тартуффоли», так итальянцы называют грибы трюфели, напоминающие формой новые подземные плоды. Французская королева благосклонно отнеслась к картофелю и включила его цветок в свой туалет, и тут же вспыхнул среди знати спрос на цветы нового растения.

Появление картофеля с именем Петра I, который прислал из Роттердама (Голландия) мешок неизвестного овоща своему приближенному графу Б.Л. Шереметеву и приказал разослать клубни начальникам областей, вменяя им в обязанность приглашать население заняться  разведением картофеля. Но этот приказ о разведении какого – то неизвестного овоща не встретил сочувствия, и картофель распространился среди очень ограниченного круга лиц. При Екатерине II правительство, убедившись, что наши климатические условия благоприятствуют разведению картофеля, приняло ряд мер к распространению этого растения повсеместно.

4 .( слайд 25-26)    Анализ   колбасных   изделий.

Ученик 1.  1 ( таблица  по   презентации)

Опыт « Определение наличие примесей в мясных продуктах на примере колбасных изделий.»

1. На свежий срез колбасы нанесите несколько капель спиртового раствора йода с помощью ватной палочки

2. Отметьте изменение цвета и сравните с табличными данными.

Образец

Определения  крахмала

Качественная  продукция

№1   «Старорусская»

Посинела

Наличие  крахмала

№2   «Русская»

Посинела

Наличие  крахмала

№3    «Для  завтрака»

Интенсивное  посинение

Большое  содержание крахмала

3. .( слайд 27)  Несколько советов по выбору колбасных изделий: при покупке внимательно смотрите на упаковку, маркировку, дату изготовления и срок годности;

обращайте внимание на то, как продукт хранится в магазинной витрине. Оптимальная температура хранения колбас и мяса от 0° до 6°С;

поверхность колбасы должна быть чистая, сухая, без повреждений, проколов, наплывов фарша;

оболочка - искусственная или натуральная - не должна отходить от продукта.

Часть 4. .( слайд 28)  Анкетирование

Анкетирование  проводится  среди  учащихся  школы  и  родителями.

 Анкета:

1. Ваш возраст?

2. Какую воду вы пьете:

а) из-под крана

б) кипяченую

в) родниковая питьевая вода

г) газированная минеральная вода

д) очищенную через фильтр

3. Как часто вы пьете газированные напитки  (пепси, спрайт, фанта и т.д.)?

а) каждый день                  в) раз в месяц

б) раз в неделю                  г) никогда

4. Как часто вы употребляете чупа-чупсы, чипсы, сухарики, шоколадные батончики (сникерсы  и т.д.)

а) каждый день                  в) раз в месяц

б) раз в неделю                  г) никогда

5. Как часто едите сосиски, колбасу, покупные пельмени?

а) каждый день                   в) раз в месяц

б) раз в неделю                  г) никогда

6. Как часто в вашем рационе свежие овощи и фрукты?

а) каждый день                 в) раз в месяц

б) раз в неделю                 г) никогда

7.Имеются ли у вас заболевания желудочно-кишечного тракта, какие?

Результаты   анкетирования. .( слайд29) 

Результаты

1

90%  -   12-14  лет    ;   10 %- больше  30 лет

2

75% - пьют  воду  из  под  крана ; 15%- родниковую; 5%- кипяченную; 5% - очищенную  фильтром

3

50% - раз  в  неделю; 30%- раз  в  месяц; 15%- каждый день; 5%- никогда

4

45%-раз в месяц;30%-раз в  неделю;15%- никогда;10%-каждый  день

5

55%-раз в  неделю;40%-каждый день;5%- раз  в  месяц.

6

80% -  каждый  день ; 20%- раз  в  неделю.

7

70%- нет, незнаю. 30%-имеют  заболевания ЖКТ.

Выводы по занятию. .( слайд 30-34) 

  • Мы ознакомились с разными видами пищевых добавок.
  • Сделали вывод, что многие из них для организма небезопасны.
  • Чтобы не нанести вред своему организму, нужно внимательно читать состав  продукта на этикетке.

--      Если же вы хотите быть уверенными в том, что на вашем столе    натуральная и здоровая пища — внимательно прочитайте следующие советы:

- не покупайте продукты с неестественно яркой, кричащей окраской;

- досконально изучайте этикетку;

  • выбирайте свежие сырые овощи и фрукты;
  • не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения;
  • - чем меньше список ингредиентов, тем меньше добавок;
  • - вместо того чтобы покупать готовые соки, делайте их сами;
  • - не перекусывайте чипсами, готовыми завтраками, супами из пакетика, хот-догами, всевозможными бургерами;
  • покупайте замороженные овощи;
  • - откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов.

        Наши исследования показали, что применение опасных добавок зачастую практикуется отдельными предприятиями в чисто коммерческих целях, то есть для повышения спроса на продукт они изменяют его внешний вид, консистенцию различными красителями, стабилизаторами и другими, нередко синтетическими соединениями. Делая это, они, видимо, не задумываются о здоровье покупателя.


Литература.

1.Технология организации проектной деятельности учащихся в практике работы педагогов Пензенской области. – под ред. Г.Н. Белорыбкина. – ГОУ ДПО «ПИРО», 2008.

2.Химия: проектная деятельность учащихся. Авт.-  сост. Н.В.Ширшина.- Волгоград: Учитель, 2007.

3.Биология. 5 – 9 классы: проектная деятельность учащихся. Авт.- сост. Е. А. Якушкина и др. – Волгоград: учитель, 2009.

4.Презентация, созданная в редакторе POWER POINT.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» Тип проекта: инфор...

урок. «Гигиена питания. Пищевые добавки»

сценарий открытого урока по биологии в 8 классе...

урок. «Гигиена питания. Пищевые добавки»

сценарий открытого урока по биологии в 8 классе...

«Гигиена питания. Пищевые добавки»

разработка открытого урока...

"Пищевые добавки: опасно для жизни!"

Презентация "Пищевые добавки: опасно для жизни!"...

Статья "Химия окружающей среды. Пищевые добавки в пищевой промышленности"

В настоящее время вопросами здорового питания занимаются специалисты десятков научных направлений – диетологи, биохимики, микробиологи, технологи и т. д.  Результаты  исследований сост...