Конспект урока по химии " Типы химических реакций на примере свойств воды".
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Клюкина Ольга Владимировна

Разработка урока по химии для 8 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клюкина Ольга Владимировна МАОУ СОШ №4 г. Ишима

Тема урока: «Типы химических реакций на примере воды».

Тип урока: комбинированный, сообщение новых знаний и их совершенствование.

Цель урока: Обеспечить условия для систематизации знаний о типах химических реакций на примере свойств воды.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, тетрадью, тестами.

Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и проведении демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.

Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

Формируемые химические знания, умения, навыки учащихся: систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических и химических свойствах, областях применения воды, о типах химических реакций, расширение знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с охраной воды.

Формируемые компетенции:

учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды, выдвижение своих идей по охране водных ресурсов родного края; информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения,

коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

Формы работы: работа в парах, индивидуальная.

Лабораторное оборудование: коническая колба, кристаллизатор, фарфоровая чашечка, пробирка, штатив. Реактивы: металлический натрий,  вода, фенолфталеин, оксид кальция (II).

Предметы: химия, биология, география, экология.

Используемая литература: Максаковский В.П. География 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень.

Используемые интернет-ресурсы:

http://aplik.ru/10-klass/tipy-khimicheskikh-reaktcii-na-primere-svoistv-vody/

http://kopilkaurokov.ru/himiya

http://www.youtube.com/watch?v=oiu2HL3Z0yo&feature=player_embedded

http://www.youtube.com/watch?v=Le3Jxjx7ABs 

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Активизация
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление изученного материала.
  5. Домашнее задание
  6. Рефлексия

Приложения к уроку:

1. Презентация к уроку - Приложение 1

2. Рабочий лист – Приложение 2

3. Инструкция к лабораторной работе – Приложение 3

4. Цветок (итог урока) – Приложение 4

5. Мишень – Приложение 5

Ход урока.

I. Организационный момент: (слайд1)

Учитель :        Поговорим… О чём?

                          О разном, и о прочем,

                          о том, что хорошо, и хорошо не очень,

                          о чём - то знаю я, а что - то вам известно,

                          поговорим, поговорим, вдруг будет интересно.

А ведь жизнь очень интересна, и мир окружающий нас полон тайн и чудес. Вещества и предметы, кажущиеся нам обычными, хранят в себе много загадок. Сегодня я предлагаю вам вместе раскрыть тайну ещё одного природного вещества. Работать вы будете сегодня на рабочем листе, который затем вы вложите в тетрадь. (Приложение 1) Запишите сегодняшнюю дату.

II. Активизация

  Учитель: Вещество, тайну которого нам предстоит открыть, находится в моей химической шкатулке. Слушая внимательно подсказки вам нужно определить о каком веществе идет речь.

- Всемирный день этого вещества введен ООН в 1993 году и отмечается ежегодно 22 мая

- Это вещество даёт жизнь, но и оно может легко её забрать;

- Это вещество может принимать разные агрегатные состояния, сейчас оно находится в жидком.

О чем идет речь? (ответы учащихся)

Учитель: Объектом нашего изучения на уроке будет вода (слайд2)

III. Изучение нового материала

Учитель:  А). Вода - удивительнейшее вещество на нашей планете. Не случайно её воспевают в стихах, песнях, художники изображают её в виде юной девушки.

 Вот какие замечательные слова о воде сказал Антуан де Сент-Экзюпери: (слайд3 музыкальный видеоролик под слова учителя) «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете.»                                           

Б) Ребята, что вы знаете о воде? У вас на столах лежат капельки на них вы, посоветовавшись в паре, напишите, что вы знаете о воде в 2-3 словах.  (Ответы уч-ся записывают на капельках). На выполнение задания вам минута.

(после того как ответы написаны). Скажите, а где собираются капельки, испаряясь с поверхности земли? (в облаках). Я предлагаю вам (учитель выбирает по одному человеку с ряда) собрать капельки, словно облака, каждый со своего ряда и разместить на доске под облаком, на котором написано «МЫ ЗНАЕМ». (Пока учащиеся размещают капельки на доске, учитель спрашивает у учащихся, что они написали на капельках).

В). Ребята вспомните, над какой темой мы работали на предыдущих уроках? (Типы химических реакций)

Как вы думаете, вода может вступать во все типы химических реакций?

О чем мы сегодня будем вести речь? Сформулируйте тему урока.

(слайд4) Тема урока: «Типы химических реакций на примере воды», Запишите тему на рабочем листе.  

Как у любого растения есть ствол, являющийся для него опорой, так и у любого урока есть цель. ( В руках у учителя фигурка стебелька растения, изготовленная из 2-х сторонней цветной бумаги, одна сторона чистая, на другой написана цель урока.)

Давайте определим цели нашего урока, что мы должны сегодня узнать, а может доказать. (Ответы детей: «Рассмотреть различные типы химических реакций на свойствах воды или доказать, что воде свойственны все типы химических реакций».). После того, как цель поставлена, учитель располагает на доске эту фигурку под облаком. (На стебельке написано : «Доказать, что вода вступает во все типы химических реакций»)

Г). Давайте вспомним, а какие типы химических реакций вы знаете? (ответы учащихся). Названия химических реакций фиксируются на доске.

1. Соединения

2. Разложение

3.Замещение

4. Обмен.

Предлагаю данную последовательность взять как план нашей работы на уроке, запишите план на рабочем листе.

1. Реакция соединения

Учитель:  (слайд5) Ребята, вы наверное замечали, что весной, проводят побелку стволов деревьев и кустарников. А для чего это делают? (Ответы детей: «Для того, чтобы насекомые - вредители не могли подняться в крону дерева»). А как получить известь для побелки? (Ответы учащихся). Я сейчас предлагаю вам самим получить такую известь. Порядок работы описан в инструкции. Но изначально давайте вспомним технику безопасности при работе с химическими веществами. (Учащиеся проговаривают технику безопасности).

Прочтите инструкцию:

1. К оксиду кальция (находится в фарфоровой чашке) добавить небольшое количество воды.

2. К получившемуся веществу добавить фенолфталеин.

3. Описать увиденное в рабочем листе.

4.Написать уравнение реакции. (слайд5а)

(Учащиеся проводят опыт, оформляют данные в рабочий лист). Ребята, вы получали известь, которая называлась гашеной. Обратите внимание, фенолфталеин стал малиновым, что за вещество, с точки зрения химии, вы получили? (Это гидроксид кальция.) СаО + Н2О→ Са(ОН) 2  (Один из учащихся пишет уравнение на доске). Реакция шла с выделением тепла. Как называются реакции, идущие с выделением тепла? (Экзотермические)

(слайд6) Учитель : Ребята, а вы слышали о кислотных дождях, откуда они берутся в природе? Что в атмосфере у нас есть кислота, которая выпадает в виде осадков на землю? (Ответы учащихся: «Так как в атмосферу Земли попадает много разных веществ (оксиды неметаллов), они соединяются с парами воды и превращаются в кислоты»).

(слайд7а) Кислотные дожди очень пагубны для растений, частые кислотные дожди постепенно могут привести к гибели целых лесных массивов.

(слайд7б) Предлагаю вам  записать еще одну реакцию взаимодействия оксида с водой.

SO2  +Н2О →  Н23 (Один из учащихся пишет уравнение на доске под первым уравнением). Мы рассмотрели две реакции, что  между ними общего? (ответы учащихся).

Ребята, вспомним,  какие реакции называются реакциями соединения, и посмотрим, соответствуют ли рассмотренные реакции данному типу? (Ответы учащихся). Сделайте вывод по первому типу реакций и запишите его в рабочий лист. (Мы доказали, что воде свойственна реакция соединения.)  Учитель приклеивает первый лепесток будущего цветка.

2. Реакция разложения

Учитель Что такое реакция разложения? (ответы учащихся). (слайд8)

Молекулы воды могут разлагаться на составляющие атомы при определённых условиях. Вспомните, какие это условия (Ответы учащихся: «Действие постоянного электрического тока») Как называется этот процесс? (Электролиз). Давайте вспомним этот процесс. Внимание на экран. (слайд9 Демонстрация видеоопыта «Электролиз воды»).  Напишите уравнение этой реакции в рабочий лист. (слайд10)    2H2 O = 2H2 + O2  (Один из учащихся пишет уравнение на доске)

Учитель: Ребята, обратите внимание: второй продукт реакции - кислород вещество, необходимое всем для дыхания. В природе реакция разложения воды протекает во время фотосинтеза и называется этот процесс ФОТОЛИЗ (Учитель пишет термин «ФОТОЛИЗ» на доске). Посмотрите внимательно на термин, как вы думаете, что используется вместо электрического тока, что является источником энергии? (Ответы учащихся:  «Используется энергия света»). Но более подробно вы изучите этот процесс на уроках биологии в 9 классе. Сделайте вывод по второму  типу реакций и запишите его в рабочий лист. (Мы доказали, что воде свойственна реакция разложения). Учитель приклеивает второй лепесток будущего цветка.

3. Реакция замещение

Учитель: Что такое реакция замещения? (Ответы учащихся).

Я предлагаю вашему вниманию реакцию взаимодействие натрия с водой. Ваша задача внимательно просмотреть реакцию. Определить продукты, составить уравнение реакции и записать данные в таблицу рабочего листа. (Демонстрационный опыт натрия с водой проводит учитель. Перед тем, как написать уравнения, учитель спрашивает у учащихся, что они наблюдали, какие вещества получились, только потом переходит к написанию уравнения).          2Na + 2HOH →2NaOH + H2 ↑ (Один из учащихся пишет уравнение на доске) Сделайте вывод по третьему типу реакций и запишите его в рабочий лист. (Мы доказали, что воде свойственна реакция замещения). Учитель приклеивает третий лепесток.

3. Реакция обмена

Учитель: Что такое реакция обмена? (Ответы учащихся).

Вода является хорошим растворителем. Обратим внимание на таблицу растворимости. Почему в таблице растворимости в некоторых клетках стоят прочерки?  (Ответы учащихся: «Данное вещество в водной среде разлагается то есть гидролизуется»).

Гидро – вода, лизос – разложение. Обменное взаимодействие веществ с водой, приводящее к их разложению, называют гидролизом. Обратите внимание это определение есть у вас в рабочем листе, прочтите его. 

Реакцию гидролиза можно рассмотреть на примере взаимодействия карбида кальция с водой. Внимание на экран. (слайд11,12 - демонстрация видеоопыта «взаимодействие карбида кальция с водой»). Напишите уравнение реакции. (слайд13) CaC+ 2 HOH = C2H2↑ + Ca(OH)2(Один из учащихся пишет уравнение на доске) Реакцию гидролиза мы будем изучать позже не только на уроках химии, но и биологии, так как процесс пищеварения основан на реакции гидролиза, при участии ферментов. Сделайте вывод по четвертому типу реакций и запишите его в рабочий лист. (Мы доказали, что воде свойственна реакция обмена). Учитель приклеивает последний лепесток. Ребята, сделайте общий вывод и запишите его в рабочий лист. (Мы доказали, что воде характерны все 4 типа реакции) Учитель приклеивает серединку у цветка.

IV. Закрепление изученного материала.

(слайд14) Я предлагаю вам задание «Удивительная цифра». У вас на рабочих листах написаны фразы. Поставьте «+» у фраз, которые на ваш взгляд верны.

  1. Воде характерны все типы химических реакций.
  2. Вода взаимодействует с натрием.
  3. Вода – хороший растворитель.
  4.  Реакция замещения – это взаимодействие между сложными веществами
  5. Взаимодействие оксидов с водой это – реакция соединения.
  6. Фотосинтез идет под действием электрического тока.
  7. Вода не имеет вкуса и запаха.
  8. Вода имеет вкус и запах.
  9. Формула воды – Н2О.

Соедините кружки с цифрами выбранных фраз последовательно прямыми линиями. Какая цифра у вас получилась? (ответы учащихся) Получилась цифра 5, значит, на все вопросы вы ответили верно. (слайд15)

(слайд16) Ребята, рассматривая реакции, мы коснулись вопроса экологии. Задумайтесь, из всего водного запаса в мире 97% воды приходится на долю морей и океанов, 2% пресных вод заключено в ледниках, и лишь 1% - это запасы пресной воды в озерах и реках. Чистой пресной воды на нашей планете становится все меньше. Нужно беречь и экономить воду.

Ребята, посмотрите на наш цветок, и скажите, будет ли долго жить цветок, если его только поливать, откуда получает растение все питательные вещества? (Ответы учащихся: «Из почвы»). А что нужно нам делать чтобы наши знания были всегда крепкими и прочными? (Ответы учащихся: «Выполнять домашнее задание»). Учитель располагает  под цветком картинку кашпо.

V. Домашнее задание.

Учитель: Обратите внимание на третий пункт домашнего задания, оно творческое. Я предлагаю вам составить правила для жителей города, как экономить воду. Ведь соблюдая правила, можно сэкономить не только воду, но и семейный бюджет. (слайд17)

1. Запишите уравнения следующих реакций с участием воды:

а) водород + кислород

б) оксид натрия + азотная кислота

в) калий + вода

г) гидроксид алюминия  + соляная кислота

д) оксид цинка +  водород

е) оксид кальция + вода

Укажите типы реакций по признаку «Число и состав исходных веществ и продуктов реакции».

2. Решите задачу: какой объем кислорода (н.у.) выделится при разложении 48 г воды?

3. Составить правила для жителей города: «Как экономить воду».

VI. Рефлексия

Учитель: Наш урок подошёл к концу. Посмотрите на наш цветок (Приложение 4), он красивый и сильный, благодаря вашим знаниям. Если вы из урока в урок будете получать хорошие знания и закреплять их, выполняя домашнее задание, то в будущем станете хорошими специалистами, а наше государство будет процветать. Ребята, у вас на столах есть стикеры, уходя из класса, приклейте их на нашу мишень и оцените урок по 4 показателям. (Приложение 5) Учащиеся приклеивают стикеры. Спасибо за работу (слайд18).



Предварительный просмотр:

Инструкция по выполнению лабораторной работы

«Исследование взаимодействия оксида кальция с водой»

!!! Помним и соблюдаем правила техники безопасности.

ОБОРУДОВАНИЕ: Фарфоровая чашечка с оксидом кальция, пробирка с водой, флакончик с фенолфталеином.

Ход работы:

1.В фарфоровую чашку с оксидом кальция добавьте 1-2 мл воды.

2. Добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете?

3. Наблюдения занесите в таблицу (рабочий лист),

4.Напишите уравнение реакции, поставьте коэффициенты в уравнение реакции



Предварительный просмотр:

Ф.И.:                                         .

Дата урока:                            ..

Тема урока:                             .….. .

 .                                                                             .

.                                                                              .

План работы:

1.                                 ..

2.                                 .

3.                                  ..

4.                                ..

        


1.Реакция                             ...

А) Лабораторная работа.

Оборудование:фарфоровая чашка с оксидом кальция, пробирка с водой, фенолфталеин.

Что делал(а)?

Что увидел(а)?

Уравнение реакции

Б) написать уравнение реакции.

SO2 +H2О=                       ....

Вывод:                                                                                                                   ...

.....2.Реакция                                .

Написать уравнение реакции уравнять.

H2О=.             .+.                   .

Разложение воды под действием электрического тока

называется....

Вывод:                                                                                                                   ...

3.Реакция                              .

Заполнить таблицу.

Что увидел(а)?

Уравнение реакции

Na + HOH =.               ..+.             .....

Вывод:                                                                                                                   ...

4. Реакция                              .

Дописать уравнение реакции.

СаС2 + HOH =С2Н2 . +..             .....

Обменное взаимодействие веществ, с водой приводящее к их разложению называется.....

Вывод:                                                                                                                      ...

Общий вывод:                                                                                                         ...

Задание «Удивительная цифра».

Прочитайте фразы о воде. Обведите цифры верных ответов.

1.        Формула воды – Н2О.

2.        Взаимодействие оксидов с водой это – реакция соединения.

3.        Вода – хороший растворитель.

4.         Реакция замещения – это взаимодействие между сложными веществами

5.        Вода взаимодействует с натрием.

6.        Фотосинтез идет под действием электрического тока.

7.        Вода не имеет вкуса и запаха.

8.        Вода имеет вкус и запах.

9. Воде характерны все типы химических реакций

Домашнее задание.

1. Запишите уравнения следующих реакций с участием воды:

а) водород + кислород

б) оксид натрия + азотная кислота

в) калий + вода

г) гидроксид алюминия  + соляная кислота

д) оксид цинка +  водород

е) оксид кальция + вода

Укажите типы реакций по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции».

2. Решите задачу: какой объем кислорода (н.у.) выделится при разложении 48 г воды?

3. Составить правила для жителей города как экономить воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Конспект урока в 8 классе по теме "Типы химических реакций на примере свойств воды" с использованием элементов критического мышления по методике 6 шляп....

Урок химии в 8 классе "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Урок химии в 8 классе по теме "Типы химичеких реакций на примере свойств воды" , напрвлен на обобщение и систематизацию знаний о классификации химичеких реакций....

Инструктивная карта к модульному уроку 8кл Тема "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Инструктивная карта. Модульный урок. 8кл. Тема "Типы химических реакций  на примере свойств  воды"...

Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»

Конспект урока  на тему:«Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»...

конспект открытого урока по химии "Типы химических реакций на примере свойств воды"

ОТКРЫТЫЙ УРОК в рамках конкурса «Учитель года -2018»Типы химических реакций на примере свойств водыДАТА 1.03.2018 год Учитель химии и информатики Толоконникова Евгения Викторовна2017-...

Разработка урока по химии, 9 класс: "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Цель урока: закрепление и углубление знаний о типах химических реакций на примере свойств воды....

Технологическая карта урока по химии на тему «Типы химических реакций на примере свойств воды»

Технологическая карта урока по химии в 8 классе на тему «Типы химических реакций на примере свойств воды» Техники и технологии: технология проблемного обучения, здоровьесбер...