«Вода, её свойства, очистка воды».
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Пронина Любовь Ивановна

Конспект урока - игры (КВН) в 8 классе.

Материал урока может быть использован полностью или фрагментарно и во внеурочной деятельности для школьников 5-9 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Вода,  её свойства, очистка воды».                                                                            

8 класс

Тип урока: урок усвоения нового материала в форме игры.

Форма урока: игра (КВН)

Цели урока:

  1. Познакомить обучающихся с водой с химической точки зрения, опираясь на знания, полученные из курсов природоведения, географии, биологии, физики; обсудить проблему получения чистой питьевой воды и проблему экономии воды.
  2. Развивать мотивацию учебной деятельности, способности у обучающихся  сравнительного анализа, навыков самостоятельного поиска необходимой информации; развитие умения устанавливать естественные связи, изучаемого материала с жизнью, целостного представления об окружающем мире; развитие логически мыслить и лаконично излагать свои суждения.
  3. Воспитание самостоятельности в принятии решений, сотрудничества, общительности, коммуникативности, экологической мотивации, нравственных принципов природопользования.

Оборудование:

Средства наглядности: периодическая система элементов, таблица растворимости, иллюстрации, трафареты магнитные, географичские карты, запись информации на доске.

ТСО:  компьютер, интерактивная доска.

Лабораторное оборудование и реактивы: химические стаканы, воронки, фильтры, речной песок, лёд.

Гигиенические требования к уроку:

- предупреждение утомления и переутомления,

- чередование видов деятельности.

Этапы урока:

  1. Организация начала урока.
  2. Подготовка  обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
  3. Усвоение новых знаний.
  4. Закрепление новых знаний на основе применения ранее полученных знаний.
  5. Проверка знаний и подведение итогов.

Литературное вступление в сочетании с музыкальным сопровождением (Равель «Игра воды»):

«У тебя нет ни вкуса, ни цвета,  ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты сама жизнь!»     (Антуан де Сент-Экзюпери).

-О каком веществе говорит писатель?

Постановка темы

Тема сегодняшнего урока  «Вода,  её свойства , очистка воды».                                                                            

Далее класс делится на две команды. Жюри – учащиеся старших классов, учителя физики, биологии, географии, русского языка.

Назвать данную тему неизвестной нельзя. На уроках разных предметов вы уже говорили о воде.

   

Задание

Время выпол-

нения

Коли-

чество баллов

1.Вспомните, на каких еще уроках вы говорили о воде?

  1. сек

2

2.(учащиеся одной команды зачитывают определения, из другой – добавляют): предложите наибольшее количество определений – прилагательных для слова «вода»

1 мин

2

3.Где  сосредоточены основные запасы воды на Земле? (работа с географическими картами, со справочным материалом)

1,5 мин

3

4.А). (задание выполняют 2 уч-ся с помощью трафаретов на магнитной доске) На Земле большие запасы воды, но не вся она пригодна для питья и хозяйственных нужд. Предложите способ очистки пресной воды от примесей (или, глины, речного песка, органических остатков)

Б) (задание выполняют уч-ся на месте, используя химические стаканы, воронку, фильтр) Как можно очистить  воду в походных условиях от речного песка и глины, взятую неаккуратно из природного источника?

3 мин -

общее

время

3

3

5.Какая массовая доля воды(в %) содержится в организме человека?

30 сек

1

Задания 6 и 7 выполняются параллельно: задание 6 – группа команды вместе, задание 7 – один ученик от команды на доске

6. Перечислите физические свойства воды (агрегатное состояние, вкус, цвет, запах, плотность, температура кипения и замерзания, электропроводность)

1 мин

2

7.Вычислить массовую долю элемента (в %);

Одна команда – водорода,  другая - кислорода

3 мин

3

8. (Учитель показывает опыт: лёд плавает на поверхности воды. Отвечает команда, ребята  которой первой подняли руки)

Объясните, почему лёд плавает и не тонет?

1 мин

2

9.(уч-ся пишут формулы на листах фломастерами и показывают членам жюри):

«Вам известен состав морской воды. На тысячу граммов приходится 96,5% чистой воды, 2 и две трети % хлористого натрия, далее в небольшом количестве хлористый магний и хлористый кальций, сернокислый магний, сульфат… кальциевая соль» (Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой»)

4 мин

5

10. В каком веке в Москве появился первый водопровод в виде акведука? Из какой местности поступала вода в московский акведук?

30

3

11. Предложите способы для экономии воды дома.

2 мин

За каждый способ 1 балл

12. Скоро каникулы весенние, а затем летние. Назовите меры безопасного поведения на открытых водоёмах.

2 мин

За каждый пункт 1 балл

13. (поочередное проговаривание; побеждает команда последней назвавшая пословицу или поговорку)

Вспомните пословицы и поговорки о воде

1,5 мин

2

14. Сочините синквейн по теме урока  «Вода в природе. Физические свойства воды. Очистка и применение воды».  

3 мин

5

Нам осталось сделать самое главное, ответить на последний вопрос и сделать вывод: какова роль воды для всего живого на Земле?  

Что мы можем сделать для решения проблем, которые были затронуты на этом уроке?     (Устные ответы учащихся. Звучит фрагмент музыкального произведения) .

Заключение : Если мы будем помнить, что каждая капля воды отражает мир, нас будет окружать только прекрасная действительность.

Слово жюри для подведения  итогов игры.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и очистка воды

Подробный конспект урока по теме "Вода"...

Вода. методы определения состава воды.Вода в природе, способы ее очистки.

Разработка урока химии в 8 классе, для учащихся обучающихся по  программе Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. материал урока включает элементы исследовательской деятельности учащихся. к уроку разработ...

Вода.Очистка воды.

Урок по химии в рамках ФГОС. Учащиеся сами формулируют цели и тему урока, познают новое. Учатся отвечать на вопросы: Что знаем? Что хотели бы знать? Что узнали на уроке?. В конце урока проводится рефл...

"Вода.Вода в природе, способы очистки воды"

Урок природоведения в 5 классе (можно использовать как внеклассное мероприятие", в котором раскрывается роль воды в природе и жизни человека, способах очитки воды....

Разработка урока по химии на тему "Вода. Свойства , способы очистки, вода в природе"

Урок разработан на основе ФГОС ООО для 8 класса по химии с использованием оборудования "Зарница"  центра "Точка Роста"....