Изучаем органическую химию с удовольствием
статья по химии на тему

Пашкова Марина Александровна

Статья для сборника, посвященного 15-летию ИОСО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья для сборника22.34 КБ

Предварительный просмотр:

ПАШКОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

учитель химии и биологии МАОУ СОШ №8 города Шарыпово, кандидат биологических наук

ИЗУЧАЕМ ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ С УДОВОЛЬСТВИЕМ

Аннотация. В статье приводятся примеры разработанных автором схем, призванных помочь организовать учебную деятельность по химии в профильных десятых классах в течение всего учебного года. Делается акцент на то, что приемы схематизации позволяют формировать универсальные учебные действия обучающихся. Ключевые слова: организационно-деятельностные схемы, регулятивные учебные действия.

В новых образовательных стандартах заложен огромный развивающий потенциал личности учащегося через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образования и воспитания.

Я вхожу в состав школьной творческой группы по ИОСО. В течение нескольких лет мы занимаемся вопросами использования схематизации для формирования учебно-организационных умений у школьников, то есть его универсальных учебных действий. Надо сказать, что предмет химия – один из самых «благоприятных» для использования различных видов схем. По-сути, любую тему по химии можно представить в виде схемы, таблицы, алгоритма – это важно для организации понимания. Более подробно я всё-таки хочу остановиться на организационно-деятельностных схемах, которые используются мною для эффективной организации работы учащихся (то есть для формирования регулятивных учебных действий) в десятом профильном классе при изучении раздела «органическая химия».

Организация работы в течение всего учебного года

На первом уроке, составляя классификацию органических веществ, мы не только записываем названия классов, но и отмечаем сроки их изучения. Это очень удобно для ребят, так как знание периодов изучения тем позволяет им осуществить первоначальное планирование своей деятельности на весь учебный год. Тут же сообщаю учащимся, сколько будет тематических индивидуально-ориентированных учебных планов, всего их семь:

  1. Предельные углеводороды.
  2. Непредельные углеводороды.
  3. Ароматические углеводороды.
  4. Кислородсодержащие органические соединения.
  5. Азотсодержащие органические соединения.
  6. Углеводы.
  7. Полимеры, волокна.

Каждый такой ИОУП включает в себя ряд тем, разбивающих большой план на отдельные блоки. Например, ИОУП «Предельные углеводороды» состоит из таких блоков, как «основные источники углеводородов и способы их переработки», «алканы», «циклоалканы»; ИОУП «Непредельные углеводороды» - из «алкены», «алкины», «алкадиены» и т.д. Таким образом, уже на первых занятиях учащимся становится понятным, какие и сколько тем им нужно освоить в течение всего учебного года, какие упражнения необходимо выполнить и в какой срок сдать.

Организация работы при изучении отдельной темы

Далее, при изучении первой темы «алканы», я сообщаю учащимся, что каждый класс веществ изучается по следующему плану: Определение класса веществ, общая формула.

  1. Гомологический ряд.
  2. Изомерия, номенклатура.
  3. Электронное строение.
  4. Физические свойства.
  5. Взаимное влияние атомов в молекулах.
  6. Способы получения.
  7. Химические свойства.
  8. Применение.

Знание этих вопросов помогает учащимся, опять-таки, грамотно распределить свои силы при изучении отдельного класса органических веществ – каждый десятиклассник знает, по каким вопросам его будут спрашивать на зачетных занятиях. Иногда прошу ребят в ИОУПе самостоятельно расставить сроки изучения вышеперечисленных вопросов и отмечать те, которые уже проработаны. Это особенно удобно для тех учащихся, которые пропустили занятия. Используя такой прием, я даю возможность самим ребятам определить темп изучения материала и сроки сдачи устных зачетов и письменных работ.

Для более полноценной подготовки по теме, мною разработаны вопросы, позволяющие ученикам самим контролировать уровень освоения изучаемого материала. Ребята считают это очень удобным, так как сами видят, какой объем материала они уже освоили и какой им еще предстоит изучить. Пример такой разработки приведен в таблице.

Таблица. Вопросы к зачету по теме «Спирты. Фенолы».

Напишу:

+/-

Знаю:

+/-

Составлю:

+/-

Формулу метанола

Понятие «атомность»

Схему получения ФФС

Формулу нитроглицерина

Определение предельных многоатомных спиртов

Уравнения реакций взаимодействия спиртов с окислителями

Формулу глицерата меди (II)

Определение предельных одноатомных спиртов

Уравнения реакций взаимодействия спиртов с галогенводородами

Формулу орто-крезола

Условия проведения всех уравнений реакций

Уравнения реакций взаимодействия спиртов между собой

Формулу пара-крезола

Области применения метанола

Уравнения реакций взаимодействия фенола со щелочами

Формулу мета-крезола

Области применения этанола

Уравнения реакций взаимодействия фенола с металлами

Формулу пара-бромфенола

Области применения этандиола-1,2

Уравнение реакции взаимодействия фенола с бромом

Формулу карболовой кислоты

Области применения глицерина

Уравнения реакций взаимодействия спиртов с металлами

Формулу пикриновой кислоты

Области применения фенола

Уравнения реакций дегидрирования спиртов и кетонов

Формулу пирокатехина

Качественную реакцию на фенолы

Уравнения реакций горения спиртов

Формулу этиленгликоля

Качественную реакцию на многоатомные спирты

Уравнения реакций взаимодействия многоатомных спиртов с металлами

Формулу циклогексанола

Приведу примеры:

Уравнения реакций внутримолекулярной дегидратации спиртов

Формулу метилата калия

Реакции, характеризующей способ получения фенола из хлорбензола

Уравнение реакции взаимодействия фенола с хлоридом железа (III)

Формулу фенолята железа (III)

Реакций, характеризующих способы получения фенола из фенолята натрия

Уравнения реакций взаимодействия многоатомных спиртов с азотной кислотой

Формулу фенолята лития

Реакций, характеризующих способы получения фенола из бензола путем его взаимодействия с пропеном и дальнейшим окислением продукта реакции

Уравнение реакции взаимодействия фенола с азотной кислотой

Формулу этилата натрия

Реакций, характеризующих способы получения спиртов из хлоралканов

Уравнения реакций взаимодействия многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II)

Формулу гексагидроксибензола

Реакций, характеризующих способы получения спиртов из алкенов путём их окисления

Уравнения реакций взаимодействия спиртов с карбоновыми кислотами

Формулу гидрохинона

Реакций, характеризующих способы получения спиртов из альдегидов и кетонов

Уравнение реакции взаимодействия фенола с водородом

Формулу резорцина

Реакций, характеризующих способы получения спиртов из алкенов путём их гидратации

Перечислю:

Формулу пентанола-1

Реакций, характеризующих способы получения метанола из синез-газа

Виды изомерии, характерные для спиртов

Формулу трет-бутилового спирта

Реакций, характеризующих способы получения этанола из сахаристых веществ

Виды изомерии, характерные для фенолов

Формулу изопропилового спирта

Гомологов предельных одноатомных и многоатомных спиртов

Физические свойства многоатомных спиртов

Схему взаимного влияния атомов в молекуле фенола

Формул непредельных одноатомных спиртов

Физические свойства одноатомных спиртов

Формулу гидроксибензола

Объясню:

Физические свойства фенола

Схему взаимного влияния атомов в молекуле метанола

Причины повышения или снижения кислотности ряда веществ, относящихся к классу спиртов и фенолов

Экспериментально осуществлю (заполняется после проведения всех лабораторных опытов и практической работы):

Формулу бензилового спирта

Взаимное влияние атомов в молекуле метанола

Качественные реакции на многоатомные спирты

Формулу 2-фенилэтанола

Взаимное влияние атомов в молекуле фенола

Опыт окисления этилового спирта дихроматом калия

Формулу этандиола-1,2

Механизм образования водородной связи между молекулами спирта

Опыты по определению растворимости различных спиртов в воде

Формулу пропантриола – 1,2,3

Построение моделей спиртов

Формулу этанола

Формулу фенола

Формулу глицерина

Изучая данную тему, учащимся постепенно (и на занятиях в школе и дома) необходимо заполнять знаком «+» все строчки. В таком случае самим ребятам становится понятным, что материал освоен ими в полном объеме и они готовы к сдаче зачета. Иногда, я раздаю такие таблицы не вначале изучения темы, а непосредственно перед зачетными занятиями и прошу расставить знаки «+» или «-». Это предварительное тестирование является одной из форм «самоконтроля» и показывает ребятам те пункты, на которые им необходимо обратить внимание.

Организация учебного занятия

Для каждого индивидуально-ориентированного учебного занятия я разрабатываю организационно-деятельностные схемы для четкой организации самих занятий, для формирования у школьников навыков планирования, самоорганизации и анализа своей деятельности. В содержании таких схем отражаю, например, виды и формы организации работы, этапы занятия, предлагаю план занятия, алгоритмы деятельности и т.п.

Очень часто практикую такой прием: после определения целей занятия, предлагаю самим учащимся составить организационную схему, по которой они бы хотели сегодня работать. Ребята охотно откликаются на такую просьбу – им нравится самим планировать свою деятельность на занятиях. Надо сказать, что десятиклассники настолько амбициозны, что ставят перед собой порой весьма «грандиозные» задачи и… справляются с ними!

Выводы

Технология ИОСО «создана» для реализации стандартов второго поколения, в том числе в части формирования универсальных учебных действий. Вышеизложенные примеры ясно показывают, что регулятивные действия у обучающихся в полном объеме успешно формируются средствами построения организационно-деятельностных схем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовое задание по химии по теме:"Строение и классификация органических соединений .Химические реакции в органической химии."

Тесты применяются для проверки знаний по теме Строение и классификация органических соединений .Химические реакции в органической химии....

Презентация к уроку по химии "Предмет органической химии. Органические вещества. Теория химического строения органических веществ"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Цели урока:Образовательные: P { margin-bottom: 0.21cm; } Сформировать представление о составе и строении органических соединений, их отличительных признаках.сформ...

Презентация "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" химия 9 класс

Презентация к уроку химии 9 класса "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" составлена к учебнику О.С.Габриеляна. Презентация содержит эпиграф, проверку эмоционал...

Контрольная работа по химии для 10 класса (профиль) №1 по темам «Строение и классификация органических соединений», «Химические реакции в органической химии»

Контрольная работа предназначена для обучающихся профильного 10 класса. Включает демоверсию и два варианта заданий. Контрольная работа выявляет уровень знаний по следующим темам:1. Теория химического ...

Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнения по теме.

Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнен...

Урок в 10 классе "Предмет органической химии. Формирование органической химии как науки."

Что же такое “органическая химия” и как произошел термин “органические вещества”?...