Программа элективного курса "Решение задач по химии повышенного уровня сложности"
элективный курс по химии (9, 10, 11 класс) на тему

Гордеев Андрей Сергеевич

Данный элективный курс является углублённым и имеет предметно-ориентированный характер. Его актуальность подтверждается тем, что курс расширяет возможность совершенствования умений учащихся решать расчётные задачи, знакомит с различными способами их решения, углубляет знания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gordeeva_a.s._masterskoy_po_himii.docx47.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 20»

Проблемно-методический центр

естественно-валеологических дисциплин

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ

ПРОГРАММА

элективного курса – мастерской

«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

ПО ХИМИИ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ»

для учащихся 9 – 11-х классов

                                                           Автор: Гордеев Андрей

                                                                      Сергеевич,

                                                                      учитель химии и экологии

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Гимназия №20»

___________________ В.И. Маркова

«___»________________ 20___ г.

РЕКОМЕНДОВАНА

к утверждению на заседании научно-методического совета

МБОУ «Гимназия №20»

«___»___________________ 20___ г.

Заместитель директора по НМР

_________________ Т.П. Кочкина

                                                                                 

г. Донской

2016 г.

Пояснительная записка

Настоящая программа создана на основании:

  • п. 7 ст. 12 и п. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • п. 10 раздела II Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015

и раскрывает содержание элективного курса-мастерской «Решение задач по химии повышенного уровня сложности», предназначенного для учащихся 9-11-х классов гимназии. Программа предусматривает изучение курса в объёме 2 часов в неделю, 70 часов в год, 210 часов за весь курс обучения.

Естественнонаучное и, в частности, химическое образование в гимназии призвано создать условия для всестороннего развития личности обучающихся, воспитания у них гражданственности, трудолюбия, бережного отношения к своему здоровью и окружающей природе. Решение задач играет в химическом образовании важную роль, поскольку является одним из приёмов обучения, обеспечивающих более глубокое и полное усвоение учебного материала и выработку умения самостоятельно применять в практической деятельности приобретённые теоретические знания. В классах технического профиля преподавание химии должно быть ориентировано на обеспечение подготовки учащихся к продолжению образования в высших учебных заведениях по специальностям, связанным с химией. В связи с этим разработан данный элективный курс, который является углублённым и имеет предметно-ориентированный характер. Его актуальность подтверждается тем, что курс расширяет возможность совершенствования умений учащихся решать расчётные задачи, знакомит с различными способами их решения, углубляет знания учащихся. В процессе решения задач происходит уточнение и закрепление химических понятий о веществах и процессах, вырабатывается уверенность в использовании имеющихся знаний. Побуждая учащихся повторять пройденное, углублять и осмысливать его, химические задачи способствуют формированию системы конкретных представлений, что необходимо для осмысленного восприятия последующего учебного материала.

В процессе решения задач у учащихся воспитываются трудолюбие, целеустремлённость, развиваются чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. Также успешно реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать естественнонаучное мировоззрение учащихся. Значительна роль задач в создании поисковых ситуаций, необходимых при проблемном обучении, а также в осуществлении процесса проверки знаний учащихся и при закреплении изученного на уроке учебного материала. Умение решать задачи развивается в процессе обучения, и развить это умение можно только одним путём – постоянно, систематически решая задачи.

         Цели курса:

  • формирование у учащихся целостной системы знаний о важнейших химических закономерностях через решение задач повышенного уровня трудности;
  • расширение и углубление знаний по курсам общей, неорганической и органической химии;
  • привитие навыков в решении нестандартных химических задач повышенного уровня трудности.

         Задачи курса:

  • закрепить и систематизировать знания учащихся по химии;
  • научить учащихся решать разнообразные задачи повышенного уровня сложности, в том числе соответствующие контрольно-измерительным материалам единого государственного экзамена по химии.

         Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении учащимися базовой программы по химии, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки содержания этой программы. В то же время, для успешной реализации данного элективного курса необходимо, чтобы учащиеся владели основными вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач важнейшие физические законы.

         Программа курса рассчитана на три года обучения:

1-й год (9-й класс) – начальный этап обучения, на котором учащиеся знакомятся с алгоритмами решения задач повышенного уровня сложности по курсу неорганической химии: определение типа образующихся в реакциях обмена солей; определение химических формул неорганических веществ по данным о протекании реакций с их участием; определение массовой доли растворённого вещества в растворе с использованием правила смешения и др. Учащимся предлагается большое количество задач комбинированного характера, сочетающих в себе несколько алгоритмов решения, а также задачи на знание способов получения и химических свойств соединений химических элементов I – VIII групп Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

2-й год (10-й класс) – этот этап обучения полностью посвящён решению задач по курсу органической химии. При этом особое внимание уделяется изучению алгоритмов решения задач на параллельные и последовательные превращения, на использование газовых законов, нахождение молекулярных формул органических веществ различных гомологических рядов по разнообразным исходным данным, использование знаний об окислительно-восстановительных процессах с участием органических веществ, а также качественных задач и задач комбинированного характера.

3-й год (11-й класс) – заключительный этап обучения, посвящённый решению наиболее сложных задач, преимущественно комбинированного характера. Кроме того, программа этого этапа предусматривает работу учащихся с контрольно-измерительными материалами единого государственного экзамена по химии.

Программа предусматривает в качестве основной формы проведения занятий практикумы по решению задач.

Предпочтительные формы контроля знаний, умений, навыков обучающихся при реализации данной программы: индивидуальные расчётные задания, тестирование, контрольное решение задач.

Для реализации данной рабочей программы, прежде всего, используются широко известные пособия по обучению решению химических задач повышенного уровня трудности авторов Н.Е. Кузьменко, В.В. Ерёмина, В.А. Попкова, А.С. Егорова, И.Н. Семёнова и находящиеся в открытом доступе контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена по химии.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

№ п/п

Название темы

Количество часов

9-й класс (1-й год обучения)

1.

Химические реакции обмена, протекающие в водных растворах.

14

2.

Окислительно-восстановительные реакции.

12

3.

Химические свойства неметаллов и их соединений.

26

4.

Химические свойства металлов и их соединений.

16

Резервное время.

2

Итого:

70

10-й класс (2-й год обучения)

1.

Строение, получение и химические свойства углеводородов.

34

2.

Строение, получение и химические свойства кислородосодержащих органических веществ.

26

3.

Строение, получение и химические свойства азотосодержащих органических веществ.

8

Резервное время.

2

Итого:

70

11-й класс (3-й год обучения)

1.

Задачи по органической химии высокого уровня сложности.

26

2.

Задачи по общей и неорганической химии высокого уровня сложности.

32

3.

Задачи контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии.

10

Резервное время.

2

Итого:

70

Всего:

210

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

9-й класс (1-й год обучения) – 70 часов (2 н/ч)

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 1. Химические реакции обмена, протекающие в водных растворах (14 ч.).

Введение. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Алгоритм решения задач на определение типа образующихся в реакциях обмена солей (средних или кислых). Алгоритм решения задач на определение химических формул неорганических веществ по данным о протекании реакций с их участием. Наиболее сложные случаи реакций ионного обмена. Упражнения. Нестандартные задачи на расчёты по уравнению реакции при избытке одного из исходных веществ («задачи на весы»).

Тема 2. Окислительно-восстановительные реакции (12 ч.).

Классификация окислительно-восстановительных реакций. Важнейшие окислители и восстановители. Упражнения по составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций и определению их типа. Окислительные свойства перманганата калия в различных средах. Упражнения. Окислительные свойства хромата и дихромата калия в различных средах. Упражнения. Окислительно-восстановительные свойства пероксида водорода в различных средах. Упражнения. Резерв (гимназический этап Всероссийской олимпиады школьников по химии).

Тема 3. Химические свойства неметаллов и их соединений (26 ч.).

Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Халькогены». Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Азот. Аммиак». Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Азотная кислота». Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Нитраты». Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Фосфор». Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Фосфорная кислота и фосфаты». Алгоритм решения задач на нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе с использованием правила смешения («креста»). Алгоритм решения комбинированных задач (на расчёты по уравнению реакции при избытке одного из исходных веществ и при известном выходе продукта реакции). Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Углерод». Алгоритм решения комбинированных задач (на расчёты по уравнению реакции с участием вещества, загрязнённого примесями, при избытке одного из исходных веществ и при известном выходе продукта реакции). Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Кремний». Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Угольная, кремниевая кислоты и их соли».

Тема 4. Химические свойства металлов и их соединений (16 ч.).

Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Электролиз расплавов электролитов». Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Электролиз растворов электролитов». Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Щелочные металлы и их соединения». Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Магний, кальций и их соединения». Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Алюминий и его соединения». Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Железо и его соединения». Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Хром и его соединения».

Резервное время (2 ч.). Подведение итогов первого года обучения.

10-й класс (2-й год обучения) – 70 часов (2 н/ч)

 

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 1. Строение, получение и химические свойства углеводородов (34 ч.).

Введение. Знакомство с целями и задачами второго года обучения. Алгоритм решения задач на параллельные реакции. Упражнения по составлению структурных формул изомеров углеводородов разветвлённого строения C7 – C10. Задачи с использованием понятий: «мольная доля», «объёмная доля», «молярная масса смеси веществ». Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ по данным о поглощении продуктов их сгорания. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Алканы». Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Циклоалканы». Резерв (гимназический этап Всероссийской олимпиады школьников по  химии). Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Алкены». Алгоритм решения задач на определение молекулярных формул органических веществ известного гомологического ряда по данным о протекании реакций с их участием (на примере гомологического ряда алкенов). Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Алкадиены». Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Алкины». Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Бензол». Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Арены». Комбинированные задачи по разделу: «Углеводороды». Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием углеводородов. Упражнения.

Тема 2. Строение, получение и химические свойства кислородосодержащих органических веществ (26 ч.).

Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Предельные одноатомные спирты». Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Многоатомные спирты (этиленгликоль и глицерин)». Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Фенолы и ароматические спирты». Комбинированные задачи по теме: «Одноатомные и многоатомные спирты. Фенолы». Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Карбонильные соединения (альдегиды и кетоны)». Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Предельные одноосновные карбоновые кислоты». Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Непредельные, двухосновные и ароматические карбоновые кислоты». Задачи на генетическую связь карбоновых кислот с органическими веществами других гомологических рядов. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Сложные эфиры». Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Жиры». Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Углеводы (сахара)». Качественные задачи и задачи на генетическую связь кислородсодержащих органических веществ и углеводородов.

Тема 3. Строение, получение и химические свойства азотосодержащих органических веществ (8 ч.).

Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Амины». Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Аминокислоты». Комбинированные задачи по курсу органической химии.

Резервное время (2 ч.). Подведение итогов второго года обучения.

11-й класс (3-й год обучения) – 70 часов (2 н/ч)

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 1. Задачи по органической химии высокого уровня сложности (26 ч.).

Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами третьего года обучения. Алгоритм решения задач на частичное взаимодействие смесей органических веществ с определёнными реагентами. Задачи по химии, для решения которых необходимо использовать газовые законы (в частности, уравнение Менделеева-Клапейрона). Задачи на нахождение структурных формул пептидов по данным о поглощении продуктов их сгорания. Задачи на нахождение структурных формул жиров растительного и животного происхождения. Задачи на нахождение массовых долей сложных эфиров в смеси по данным о продуктах гидролиза эфиров. Качественные задачи по органической химии. Резерв (школьная химическая олимпиада). Алгоритм решения задач на химические превращения с участием смесей изомерных органических веществ, принадлежащих к различным гомологическим рядам. Комбинированные задачи по курсу органической химии.

ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 2. Задачи по общей и неорганической химии высокого уровня сложности (32 ч.).

Задачи на растворение в воде щелочных металлов, кристаллогидратов. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Термохимия» (на использование следствия из закона Гесса). Задачи на химические превращения с участием смесей неорганических веществ. Задачи на взаимно усиливающийся гидролиз солей. Качественные и расчётные задачи по теме: «Электролиз растворов и расплавов электролитов». Задачи и упражнения на образование и разрушение комплексных соединений. Задачи с использованием ряда стандартных электродных потенциалов металлов. Задачи на окислительно-восстановительные свойства соединений марганца и хрома. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронно-ионного баланса. Упражнения. Задачи на химические превращения газовых смесей.

Тема 3. Задачи контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии (10 ч.).

Задания высокой трудности контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по химии прошлых лет (№ 36; № 37; № 38; № 39; № 40).

Резервное время (2 ч.). Итоговое занятие.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ, НАВЫКАМ

УЧАЩИХСЯ

1-й год обучения:

Учащиеся должны:

  • знать классификацию окислительно-восстановительных реакций, важнейшие окислители и восстановители в неорганической химии, окислительные свойства перманганата калия, хромата и дихромата калия, окислительно-восстановительные свойства пероксида водорода в различных средах;
  • уметь составлять наиболее сложные уравнения реакций ионного обмена, уравнения сложных окислительно-восстановительных реакций с применением метода электронного баланса;
  • уметь решать задачи на определение типа образующихся в реакциях обмена солей (средних или кислых), на определение химических формул неорганических веществ по данным о протекании реакций с их участием; нестандартные задачи на расчёты по уравнению реакции при избытке одного из исходных веществ («задачи на весы»), на нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе с использованием правила смешения («креста»); комбинированные задачи на расчёты по уравнению реакции при избытке одного из исходных веществ и при известном выходе продукта реакции, комбинированные задачи на расчёты по уравнению реакции с участием вещества, загрязнённого примесями, при избытке одного из исходных веществ и при известном выходе продукта реакции.

2-й год обучения:

Учащиеся должны:

  • уметь составлять структурные формулы изомеров углеводородов разветвлённого строения с 7-10 атомами углерода в молекуле, уравнения сложных окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ;
  • уметь решать задачи на параллельные реакции; задачи с использованием понятий «мольная доля», «объёмная доля», «молярная масса смеси веществ»; задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ по данным о поглощении продуктов их сгорания, на определение молекулярных формул органических веществ известного гомологического ряда по данным о протекании реакций с их участием; качественные и комбинированные задачи по курсу органической химии.

3-й год обучения:

Учащиеся должны:

  • знать основные случаи образования и разрушения комплексных соединений, закон Гесса и следствия из него;
  • уметь составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронно-ионного баланса (полуреакций;
  • уметь решать задачи на частичное взаимодействие смесей органических веществ с определёнными реагентами; задачи с использованием уравнения Менделеева-Клапейрона; задачи на нахождение структурных формул пептидов по данным о поглощении продуктов их сгорания, на нахождение структурных формул жиров растительного и животного происхождения, на нахождение массовых долей сложных эфиров в смеси по данным о продуктах гидролиза эфиров, на химические превращения с участием смесей изомерных органических веществ, принадлежащих к различным гомологическим рядам; задачи на растворение в воде щелочных металлов, кристаллогидратов, на использование следствия из закона Гесса; задачи на химические превращения с участием смесей неорганических веществ, на взаимно усиливающийся гидролиз солей, на образование и разрушение комплексных соединений; задачи с использованием ряда стандартных электродных потенциалов металлов; задачи на окислительно-восстановительные свойства соединений марганца и хрома, на химические превращения газовых смесей.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Белавин И.Ю. Решение задач по химии. Учебное пособие для поступающих в вузы. – М., 2002. – 240 с.
  2. Задания из открытого банка заданий ЕГЭ по химии (сайт ФИПИ).
  3. Задания по химии (сайт «Решу ЕГЭ» Дмитрия Гущина).
  4. Казеннова Н.Б. Справочник школьника по органической химии. – М.: Аквариум, 1997. 272 с.
  5. Кузьменко Н.Е., Магдесиева Н.Н., Ерёмин В.В. Задачи по химии для абитуриентов: курс повышенной сложности с компьютерным приложением. – М.: Просвещение, 1992. 191 с.
  6. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В., Попков В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Издательский дом «Дрофа», 1997. 528 с.
  7. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы: Учебное пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2006. – 831 с.
  8. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В. 2000 задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов. – М.: 1-я Федеративная Книготорговая Компания, 1998. 512 с.
  9. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. – М.: Издательский дом «Дрофа», 1999. 560 с.
  10. Репетитор по химии / Под ред. А.С. Егорова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 768 с.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Дзудцова Д.Д., Бестаева Л.Б. Окислительно-восстановительные реакции. – М.: Дрофа, 2005. – 320 с.
  2. Жарикова Е.А., Рыбкина Т.И. Вступительный экзамен по химии НИ РХТУ –98, -99, -2000. – Новомосковск: НИ РХТУ им. Д.И. Менделеева, 1998, 60 с.; 1999, 90 с.; 2000, 108 с.
  3. Конкурсный экзамен по химии: Руководство для абитуриентов/ Под ред. Н.Е. Кузьменко. В 6 частях. – М.: Издательство МГУ, 1993.
  4. Короленко М.В. Задачи по органической химии с методическими рекомендациями и примерами решений. – М.: ИМА-Принт, 1993. 48 с.
  5. Кузьменко Н.Е., Чуранов С.С. Общая и неорганическая химия. – М.: Издательство МГУ, 1977. 473 с.
  6. Кушнарёв А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Школа-Пресс, 1999. 160 с.
  7. Пилипенко А.Т. и др. Справочник по элементарной химии. – Киев: Наукова думка, 1980. 544 с.
  8. Семёнов И.Н. Задачи по химии повышенной сложности (для абитуриентов): В 4-х выпусках. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991. Вып.1. 16 с. Вып.2. 16 с. Вып.3. 16 с. Вып.4. 16 с.
  9. Типовые конкурсные вопросы в медицинские вузы: Решения и ответы. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 2).
  10. Фрейфельд И.А. Органическая химия: пособие для абитуриентов и старшеклассников. – М.: Московский лицей, 1995. 142 с.
  11. Френкель Е.Н. Как решать задачи по химии? – М.: Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 32).
  12. Химия: Тесты для 11 кл. Варианты и ответы централизованного тестирования. – М.: Центр тестирования МО РФ, 2001 – 2003.
  13. Шишкин Е.А. Решение задач на вычисление компонентов в смеси: Методика обучения. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 19).

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

1-й год обучения (9-й класс) – 2 ч в неделю, всего 70 часов

  1. Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой (1 ч).

  2. Алгоритм решения задач на определение типа образующихся в реакциях обмена солей (средних или кислых) (3 ч).

  3. Алгоритм решения задач на определение химических формул неорганических веществ по данным о протекании реакций с их участием (4 ч).

  4. Наиболее сложные случаи реакций ионного обмена. Упражнения (4 ч).

  5. Нестандартные задачи на расчёты по уравнению реакции при избытке одного из исходных веществ («задачи на весы») (2 ч).

  6. Классификация окислительно-восстановительных реакций (2 ч).

  7. Важнейшие окислители и восстановители. Упражнения по составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций и определению их типа (2 ч.).

  8. Окислительные свойства перманганата калия в различных средах. Упражнения (2 ч).

  9. Окислительные свойства хромата и дихромата калия в различных средах. Упражнения (2 ч.).

  10. Окислительно-восстановительные свойства пероксида водорода в различных средах. Упражнения (2 ч.).

  11. Резерв (школьная химическая олимпиада) (2 ч).

  12. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Халькогены» (4 ч).

  13. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Азот. Аммиак» (2 ч).

  14. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Азотная кислота» (2 ч).

  15. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Нитраты» (2 ч).

  16. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Фосфор» (2 ч).

  17. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Фосфорная кислота и фосфаты» (2 ч).

  18. Алгоритм решения задач на нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе с использованием правила смешения («креста») (2 ч).

  19. Алгоритм решения комбинированных задач (на расчёты по уравнению реакции при избытке одного из исходных веществ и при известном выходе продукта реакции) (2 ч).

  20. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Углерод» (2 ч).

  21. Алгоритм решения комбинированных задач (на расчёты по уравнению реакции с участием вещества, загрязнённого примесями, при избытке одного из исходных веществ и при известном выходе продукта реакции) (2 ч).

  22. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Кремний» (2 ч).

  23. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Угольная, кремниевая кислоты и их соли» (2 ч).

  24. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Электролиз расплавов электролитов» (2 ч).

  25. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Электролиз растворов электролитов» (2 ч).

  26. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Щелочные металлы и их соединения» (2 ч).

  27. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Магний, кальций и их соединения» (2 ч).

  28. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Алюминий и его соединения» (2 ч).

  29. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Железо и его соединения» (2 ч).

  30. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Хром и его соединения» (4 ч).

  31. Резервное время. Подведение итогов первого года обучения (2 ч).

2-й год обучения (10-й класс) – 2 ч в неделю, всего 70 часов

  1. Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами второго года обучения (1 ч).
  2. Алгоритм решения задач на параллельные реакции (5 ч).
  3. Упражнения по составлению структурных формул изомеров углеводородов разветвлённого строения C7 – C10 (2 ч).
  4. Задачи с использованием понятий: «мольная доля», «объёмная доля», «молярная масса смеси веществ» (2 ч).
  5. Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ по данным о поглощении продуктов их сгорания (2 ч).
  6. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Алканы» (2 ч).
  7. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Циклоалканы» (2 ч).
  8. Резерв (школьная химическая олимпиада) (2 ч).
  9. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Алкены» (2 ч).
  10. Алгоритм решения задач на определение молекулярных формул органических веществ известного гомологического ряда по данным о протекании реакций с их участием (на примере гомологического ряда алкенов) (2 ч).
  11. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Алкадиены» (2 ч).
  12. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Алкины» (2 ч).
  13. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Бензол» (2 ч).
  14. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Арены» (2 ч).
  15. Комбинированные задачи по разделу: «Углеводороды» (2 ч).
  16. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ. Упражнения (2 ч).
  17. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Предельные одноатомные спирты» (2 ч).
  18. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Многоатомные спирты (этиленгликоль и глицерин)» (2 ч).
  19. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Фенолы и ароматические спирты» (2 ч).
  20. Комбинированные задачи по теме: «Одноатомные и многоатомные спирты. Фенолы» (2 ч).
  21. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Карбонильные соединения (альдегиды и кетоны)» (2 ч).
  22. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Предельные одноосновные карбоновые кислоты» (2 ч).
  23. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Непредельные, двухосновные и ароматические карбоновые кислоты» (2 ч).
  24. Задачи на генетическую связь карбоновых кислот с органическими веществами других гомологических рядов (2 ч).
  25. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Сложные эфиры» (2 ч).
  26. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Жиры» (2 ч).
  27. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Углеводы (сахара)» (2 ч).
  28. Качественные задачи и задачи на генетическую связь кислородсодержащих органических веществ и углеводородов (4 ч).
  29. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Амины» (2 ч).
  30. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Аминокислоты» (2 ч).
  31. Комбинированные задачи по курсу органической химии (4 ч).
  32. Резервное время. Подведение итогов второго года обучения (2 ч).

3-й год обучения (11-й класс) – 2 ч в неделю, всего 70 часов

  1. Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами третьего года обучения (1 ч).
  2. Алгоритм решения задач на частичное взаимодействие смесей органических веществ с определёнными реагентами (5 ч).
  3. Задачи по химии, для решения которых необходимо использовать газовые законы (в частности, уравнение Менделеева-Клапейрона) (4 ч).
  4. Задачи на нахождение структурных формул пептидов по данным о поглощении продуктов их сгорания (2 ч).
  5. Задачи на нахождение структурных формул жиров растительного и животного происхождения (2 ч).
  6. Задачи на нахождение массовых долей сложных эфиров в смеси по данным о продуктах гидролиза эфиров (2 ч).
  7. Качественные задачи по органической химии (2 ч).
  8. Резерв (школьная химическая олимпиада) (2 ч).
  9. Алгоритм решения задач на химические превращения с участием смесей изомерных органических веществ, принадлежащих к различным гомологическим рядам (4 ч).
  10. Комбинированные задачи по курсу органической химии (2 ч).
  11. Задачи на растворение в воде щелочных металлов, кристаллогидратов (4 ч).
  12. Задачи повышенного уровня сложности по теме: «Термохимия» (на использование следствия из закона Гесса) (2 ч).
  13. Задачи на химические превращения с участием смесей неорганических веществ (2 ч).
  14. Задачи на взаимно усиливающийся гидролиз солей (2 ч).
  15. Качественные и расчётные задачи по теме: «Электролиз растворов и расплавов электролитов» (4 ч).
  16. Задачи и упражнения на образование и разрушение комплексных соединений (4 ч.).
  17. Задачи с использованием ряда стандартных электродных потенциалов металлов (4 ч).
  18. Задачи на окислительно-восстановительные свойства соединений марганца и хрома (4 ч).
  19. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронно-ионного баланса. Упражнения (4 ч).
  20. Задачи на химические превращения газовых смесей (2 ч).
  21. Задания высокой трудности контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по химии прошлых лет № 36 (2 ч).
  22. Задания высокой трудности контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по химии прошлых лет № 37 (2 ч.).
  23. Задания высокой трудности контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по химии прошлых лет № 38 (2 ч.).
  24. Задания высокой трудности контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по химии прошлых лет № 39 (2 ч.).
  25. Задания высокой трудности контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по химии прошлых лет № 40 (2 ч.).
  26. Резервное время. Итоговое занятие (2 ч).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Решение задач по химии повышенного уровня сложности"

Тематическое планирование элективного курса для 9 класса. Цель курса: проверить готовность обучающихся, ориентированных на химический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сло...

Элективный курс "Решение задач по химии повышенного уровня сложности" 10-11 класс

Содержание программы носит интегрированный характер и способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию, ориентации школьников на основные направления профессий связанных с химией....

Программа элективного курса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности»

Элективный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 9 классов и носит предметно-ориентированный характер...

Программа элективного курса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности»

Элективный курс « Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся  10 – 11 класса и носит предметно – ориентированный характер.Содержание курса поможет учащимся нау...

Программа элективного курса по химии для 9 класса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» (34 часа)

Данный элективный курс составлен на основании авторской программы элективного курса Н.В. Ширшиной, издательство «Учитель», г. Волгоград.2009г.     Программа элективного курса «Реше...

Авторская программа по дисциплине элективный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности»

Данная программа разработана для проведения элективного курса «Решение задач повышенного уровня сложности», содержание программы рассчитано  на 35 часов. Элективный курс проводится 1 час в неделю...

Программа элективного курса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности»

Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса и носит предметно-ориентированный характер....