Главные вкладки

    Урок химии 9 класс по теме: Сероводород. Сульфиды
    план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

    Белякова Инна Алексеевна

    Сероводород. Сульфиды

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_serovodorod.docx26.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Сероводород. Сульфиды.

    Эпиграф «Тогда услышал я (О, диво!),

    запах скверный,

    Как будто тухлое разбилося яйцо

    Или карантинный страж курил жаровней серной

    Я, нос зажав отворотил лицо… »

    А.С.Пушкин

    Цели урока:

    Образовательные:

    – Закрепить знания учащихся по пройденной теме: аллотропия серы, физические и химические свойства, применение серы, нахождение в природе.
    – Рассмотреть свойства соединения серы-сероводорода и её солей. – Рассмотреть влияние сероводорода на окружающую среду и здоровье человека.

    Развивающие:

    – уметь составлять уравнения реакций в молекулярном виде и с точки зрения окислительно-восстановительных процессов

    Воспитательные:

    – Нравственное и эстетическое воспитание учащихся к окружающей среде.

    Оборудование: штатив с пробирками , прибор для получения сероводорода, сера , парафин, разбавленная серная кислота, спиртовка ,спички.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация опорных знаний

    Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между растворами:

    сульфида железа (II) и серной кислоты

    Какое вещество образуется в результате реакции?

    3 . Мотивация к учебной деятельности

    Учитель предлагает вспомнить известные сведения о сероводороде (учащиеся характеризуют физические свойства сероводорода, его нахождение в природе, возможные способы его получения)

    4.Формулирование темы урока, постановка цели

    Учитель предлагает учащимся сформулировать тему и цели урока

    5. Постановка проблемного вопроса

    Ю.Кузнецов «Тайны Чёрного моря»

    Трясся Крым двадцать восьмого года,

    И вставало море на дыбы,

    Испуская, к ужасу народа,

    Огненные серные столбы.

    Всё прошло.

    Опять гуляет пена,

    Но с тех пор всё выше,

    всё плотней

    Сумрачная серная геенна

    Подступает к днищам кораблей.

    Обсуждение стихотворения

    - Что называет автор гиеной в стихотворении? (сероводород)

    - Свойства окислителя или восстановителя проявляет сероводород? (сероводород обладает свойствами восстановителя, т.к. сера, входящая в его состав имеет минимальную степень окисления -2 и в этом случае может только отдавать электроны).

    6. Изучение нового материала

    При изучении нового материала учащиеся заполняют таблицу:

    Свойства

    Сероводород

    Химическая формула вещества 

    Тип химической связи 

    Агрегатное состояние при н.у.

    Цвет

    Легче или тяжелее воздуха (подтвердить расчётами)

    Запах

    Растворимость в воде

    Физиологическое действие

    Нахождение в природе

     Получение в лаборатории (уравнение реакции)

     Химические свойства сероводорода

     Свойства водного раствора сероводорода

    Качественная реакция на сульфид -ионы

     Применение

    Загрязнение окружающей среды

     

    6.1. Характеристика молекулы Н2S.

    Молекула сероводорода имеет ковалентную полярную связь, степень окисления серы в молекуле -2

    6.2.Нахождение в природе.

    - встречается  в составе вулканических газов, входит в состав вулканического пепла.

    -в растворенном и отчасти в свободном состоянии содержится в Черном море, начиная с глубины 200 метров и более.

    - в виде смешанных веществ нефти и газа

    6.3.Определение плотности сероводорода по воздуху.

    воздуха = 1,17 Сероводород немного тяжелее воздуха)

    6.4.Получение сероводорода в лабораторных условиях.

    Fe S +H2 SO4 =Fe SO4 + H2S

    Удобный способ:

             Однажды на лекции демонстрировался опыт: плавление серы в пробирке. Вдруг все почувствовали отвратительный запах. Лекция была сорвана.

            Все оказалось просто: в пробирку с серой попали кусочки парафина с пробковой крышки склянки, в которой хранился порошок серы. Смесь парафина и серы при нагревании выделяет сероводород:

           C20H42   +   21S   =>   21H2S   +   20C

           Чем сильнее нагревается смесь, тем активнее выделяется газ. Если нагревание прекратить ,то реакция останавливается, и сероводород не выделяется. Поэтому реакция очень удобна для получения сероводорода

           в учебных лабораториях.

    (ДЕМОНСТРАЦИЯ ОПЫТА В ВЫТЯЖНОМ ШКАФУ)

     6.5.Физические свойства сероводорода(бесцветный газ с запахом тухлых яиц. Раствор сероводорода в воде – слабая сероводородная кислота ).

     6.6.Химические свойства сероводорода. Горение сероводорода.

    О каком свойстве сероводорода идёт речь в стихотворении Ю. Кузнецова? (горение сероводорода).

    Сероводород горит на воздухе голубым пламенем, при этом образуется сернистый газ, или оксид серы (II) и вода. А при недостатке кислорода образуются пары воды и сера.

    Составьте уравнения этих реакций, расставив коэффициенты методом электронного баланса (работа в парах, с дальнейшей взаимопроверкой с использованием слайда)

    6.7.Сероводородная кислота. Сульфиды

    Сероводород малорастворим в воде. Его водный раствор мы знаем, как сероводородную кислоту.) Работа с текстом учебника:

    Охарактеризуйте химические свойства этой кислоты, используя материал учебника (стр.69)

    7. Закрепление нового материала. Первичный контроль

    Самостоятельная работа (задания на выбор: № 2,3 стр. 70):

    8.Домашнее задание:

    1) Проработать материал параграфа 31

    2) Заполнить оставшиеся графы таблицы

    9. Сообщения учащихся. Применение сероводорода.

    Сероводород в бальнеологии Выработка сероводорода осуществляется в разных клетках нашего организма. По утверждению специалистов, проводивших экспериментальные опыты, важную роль молекула выполняет в сердечно-сосудистой системе. Она осуществляет регуляторное действие в артериях, участвуя в регуляции давлении. Несмотря на наличие токсического действия, бесцветный газ в ограниченных дозировках также борется с многочисленными патологическими процессами.

    Его дефицит приводит к необратимым физиологическим последствиям, вызывая заболевание Альцгеймера (потерю памяти). Сероводород, влияние на организм которого хорошо изучено, обладает бактерицидными, противовоспалительными и ранозаживляющими свойствами. Сульфидные ванны разной крепости способствуют укреплению защитных сил, оказывают анестезирующее действие. Их терапевтическая сфера довольна обширна. Несколько таких процедур значительно улучшают обмен веществ и очищают от накопившихся шлаков. Под воздействием биомолекул восстанавливается психоэмоциональное состояние, исчезают беспочвенные страхи, приходит в норму давление.

    Положительный эффект ванны оказывают в первую очередь на коронарный кровоток и опорно-двигательный аппарат. После 2-минутного соприкосновения с газообразным сульфидом водорода наблюдается интенсивное покраснение кожи: расширяются капиллярные петли, улучшается циркуляция крови. Восстанавливается подвижность в больных конечностях.

    При каких патологиях помогает сероводород? Сероводородные процедуры способствуют снижению повышенного артериального давления. Такое умозаключение основано на практических опытах. Исследования проводились на крысах, которым периодически вводилась внутривенно порция раствора сероводорода. Отмечено, что люди, страдающие от гипертонии, имеют сниженные показатели уровня H2S в плазме.

    С успехом назначается при заболеваниях лимфатической системы сероводород. Влияние на организм человека слабого раствора газа благоприятно, он воздействует на кишечный тракт, мягко очищает и нормализует перистальтику. Применяется при злокачественных образованиях, интоксикации по назначению доктора. Наружно используется в виде ингаляций и ванн при следующих болезнях:

    Закупорка сосудов, порок сердца и головного мозга.

    Заболевания позвоночника, мышц (артрозы, ревматизм, артриты).

    Неврологические патологии.

    Гинекологические проблемы.

    Эндокринные изменения.

    Положительное влияние сероводорода на организм человека основано на высокой физико-химической реакции. Дозированные концентрации частиц молекул оказывают выраженный лечебный эффект на дыхательные пути, слизистые оболочки и эпителиальную ткань. Сульфидные процедуры проводятся в дерматологии при псориазе, экземах разной этиологии, дерматите и прочих заболеваниях. Однако следует помнить о токсичности – высокие концентрации отрицательно влияют на здоровье, усугубляя проблемы.

    Сульфид водорода продлевает молодость Уникальные открытия сделали ученые из Китая. Они сообщили, что предотвращает раннее старение сероводород. Влияние на организм этого химического газа проверено экспериментальным методом. Оказывается, что биомолекула активизирует фермент сиртуин, который влияет на выработку естественных антиоксидантов. Местные процедуры (компрессы, ванночки) улучшают кровоток, качество эпидермиса, избавляют от проблем с кожей (акне, воспаления). Восстанавливается эластичность, разглаживаются морщинки.

    Опасное влияние сероводорода на человека Можно много говорить о пользе сульфидных ванн, но не стоит забывать о высокой токсичности. Это очень опасный газ, который может привести к летальному исходу. Оказывает раздражающее действие на дыхательный аппарат сероводород. Влияние на организм человека негативное наблюдается при больших дозировках, когда в атмосфере присутствует 0,1% этого вещества. За считаные минуты настигает удушье, блокируются обонятельные рецепторы. При повышенной концентрации наступает смерть. По уверению токсикологов, кратковременное действие на уровне небольших доз абсолютно безопасно.

    10. Подведение итогов. Рефлексия

    Что нового вы узнали на уроке?

    Что вы раньше знали?

    Что вам понравилось больше всего на уроке?

    Что не понравилось?

    Всем спасибо за активную работу на уроке.








    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированый урок химия-биология по теме "Значение дыхания. Биологическая роль кислорода".

    Интегрированный урок проводится в 8 классе после изучения свойств кислорода. Учащиеся применяют знания из биологии и лучше усваивают понятия "окисление", "энергия".В ходе урока предлагается дыхательна...

    Интегрированный урок химии-биологии по теме:«Металлы в природе» (9 класс)

    Данный урок является уроком  практичекого применения знаний и умений по химии и биологии. В ходе урока ярко иллюстрируется взаимосвязь явлений и процессов, протекающих в живой и неживой природе. ...

    Урок химии п о теме "Электролитическая диссоциация"

    Данный урок химии изучается по УМК О.С.Габриеляна (2 часа в неделю) в главе  «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» в 4 четверти 8 класса.  Тип урока  – изучение ...

    Формирование УУД на уроках химии при изучении темы "Основные классы неорганических соединений" 8 класс

    В работе представлен материал для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках химии: регулятивных,  познавательных, коммуникативных, дано краткое описание урока - практическо...

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ХИМИЯ-БИОЛОГИЯ) ПО ТЕМЕ «БЕЛКИ»

    Расширенный конспект интегрированного урока по теме "Белки", в ходе которого обобщаются и углубляются знания о свойствах, строении и биологических функциях белков, подтверждается положение теории...

    "Формирование познавательных УУД на уроках химии (на примере темы "Соли") с использованием интерактивной доски.

    Технологическая карта проектирования учебной ситуации. Три слайда для интерактивной доски Smard Board по теме "Соли" в 8 классе....

    Методическая разработка урока "Использование адаптивных технологий на уроках химии при изучении темы "Углеводороды" в 10 классе."

    Теоретические аспекты использования технологии "Адаптивная система обучения"- это новая модель организации урока.Цель урока: используя технологию адаптивного обучения помочь ученику в его становлении ...