программа элективного курса по химии
календарно-тематическое планирование по химии (10, 11 класс) на тему

Пуклакова Ольга  Викторовна

программа  для  10-11 класса.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elekt_.kurs_po_himii.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходимость разработки элективного курса для учащихся 10 и 11-х классов «Решение задач по органической  и общей химии повышенного уровня сложности» обусловлена несколькими причинами. В соответствии с базисным учебным планом полной средней школы на изучение химии за 2 года теперь выделяется 70 часов. Поэтому в содержании курса химии в 10-11-х классах представлены только основополагающие химические теоретические знания, включающие самые общие сведения. По различным причинам в школах не всегда есть возможность организации профильных классов с углубленным изучением химии. Т.к. сдача вступительного экзамена по химии становится для многих учащихся серьезной проблемой, элективные курсы помогают преодолеть разрыв между требованиями приемных комиссий вузов и реальными возможностями выпускников. Подготовка к экзамену без посторонней помощи достаточно сложна, и особую трудность  здесь представляет решение задач. Основная цель данных элективных курсов - сформировать необходимые умения и навыки для решения расчетных задач и для проверки решения. Решение задач рассматривается не как самоцель, а как один из методов изучения химии.В программе учтено, что с некоторыми опорными знаниями учащиеся уже познакомились в курсе химии за 8-9 класс. Содержание  курса отбиралось с целью дальнейшего углубления и расширения знаний по химии, и дополняют материал, получаемый на уроках химии в 10 и 11-м классе (курс органической химии и общей химии). Начиная с задач, химическое содержание которых простое и доступное и математический аппарат несложен, формируем базовые умения и навыки решения задач, а затем переходим к решению сложных задач (конкурсных и олимпиадных).Важно отметить, что в зависимости от уровня подготовленности учащихся часы на прохождение той или иной темы, а также формы занятий и виды деятельности можно варьировать.

    Цели и задачи данного элективного курса:

1.коррекция и углубление имеющихся химических знаний.

2. ликвидация пробелов и  обучение решению задач.

3. систематизация знаний, выработка целостного взгляда на химию.

4. усвоение материала повышенного уровня сложности, развитие творческой активности и инициативности.                                        

     Формами отчетности по изучению данного элективного курса могут быть: зачет по решению задач, составление сборничков авторских задач учащихся (с решениями), конкурс числа решенных задач .Пройдя данный курс, учащиеся смогут решать задачи повышенного уровня сложности:

  • Вычисления, без использования химических уравнений.
  • Вычисления по уравнениям реакций.
  • Составление и решение задач.
  • Решение олимпиадных и конкурсных задач.
  • Конкурс числа решенных задач.

Планирование составлено на основе: Программы для общеобразовательных учреждений по химии М., Просвещение, 2006год

Химия 10 и 11 класс Поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна и др. .Профильный уровень .Издательство Учитель, Волгоград, 2009г.

Учебники: О.С.Габриелян Химия 10 и 11 класс Базовый уровень М., Дрофа, 2007

О.С.Габриелян и др. Химия 11 класс Разноуровневый М., Дрофа, 2005г.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

элективного курса

«решение экспериментальных задач по химии.»

в 10 классе.

n\n

дата

Тема урока

Лаб. и практ. работы

1-2

Решение задач с применением химических формул.

3

Решение задач по уравнениям химических реакций.

4

Вывод химической формулы  органического вещества.

5

Алканы. Получение и свойства.

6

Решение задач по уравнениям химических реакций.

7

Вывод химической формулы алканов.

8

Явление изомерии. Построение структурных формул.

Лаб.раб.

9

Вывод химической формулы по продуктам сгорания.

10

Вывод химической формулы по продуктам сгорания.

11

Алкены. Строение алкенов.

12

Свойства алкенов.(лекция)

13

Решение задач по уравнениям химических реакций.

14

Алкадиены. Каучуки. Резина.

15

Реакция полимеризации. Выполнение упражнений.

16

Алкины.ацетилен.получение бензола.

17

Решение задач с использованием формул.

18

Решение задач по уравнениям химических реакций.

19-20

Выполнение тестовых заданий.

21

Нефть. Переработка нефти.

22

Нефтепродукты.(презентация)

23

Понятие о ядохимикатах.

24

Решение задач и упражнений.

25

Бензол и его гомологи.

26

Решение задач на определение практического и теор. выхода.

27

Спирты. Получение и свойства.

28

Выполнение тестовых заданий.

29

Многоатомные спирты.

30

Решение задач по уравнениям химических реакций.

31

Решение задач на примеси.

32

Выполнение тестовых заданий.

33

Фенолы.

34

Выполнение тестовых заданий по теме спирты.

35

Альдегиды и кетоны.

36

Решение расчетных задач по теме «альдегиды и кетоны».

37

Классификация , строение и номенклатура карбоновых кислот.

38

Свойства и получение карбоновых кислот.

39

Решение расчетных задач , тестов и упражнений по теме «карбоновые кислоты2.

40

Сложные эфиры.Жиры.получение и свойства.

41

Решение расчетных задач , тестов и упражнений по теме «сложные эфиры и жиры».

42

Омыление. Мыла. С.М.С.

43

Сравнение свойств растворов мыла и СМС

Лаб. раб.

44

Углеводы. Классификация и свойства.

45

Моносахариды.

Лаб. раб.

46

Решение расчетных задач .определение молекулярной формулы.

47

Дисахариды и полисахариды.

Лаб. раб.

48

Решение расчетных задач по теме «углеводы».

49

Амины, строение и свойства.

50

Анилин. Свойства анилина.

51

Решение расчетных задач на определение практического выхода.

52

Аминокислоты. Свойства аминокислот.

53

Тестовые упражнения по теме «Углеводы, амины. аминокислоты».

54

Белки. Строение белков.

55

Свойства белков.

Лаб. раб.

56

Нуклеиновые кислоты. Строение.

57

Свойства нуклеиновых кислот.

58

Ферменты.

Лаб. раб.

59

Витамины. Гормоны. Лекарства.

60

Решение  задач повышенной сложности.

61

Решение  задач повышенной сложности.

62

Решение олимпиадных задач.

63

Решение олимпиадных задач.

64

Искусственные полимеры.

65

Синтетические органические полимеры.

66

Распознавание пластмасс и волокон.

Практ. Раб

67

Идентификация органических соединений.

Практ. Раб.

68

Идентификация органических соединений.

Практ. Раб.

69-70

Итоговая контрольная работа.

Тест. Задачи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

элективного курса

«решение экспериментальных задач по химии».

  в 11 классе.

n\n

дата

Тема урока

Лаб. и практ. работы

1-2

Решение задач с применением химических формул.

3

Нахождение формулы газообразного вещества.

4

Вывод химической формулы вещества по отн. плотности.

5

Решение задач без использования хим. ур-й реакции.

6

Периодический закон. Квантовые числа.

7

Квантовые числа.

8

Выполнение упражнений по определению квантовых чисел.

9

Энергия химической связи.

10

Решение упражнений по энергии химической связи .  (тест)

11

Вычисление по уравнению реакции.

12-13

Газовые законы в уравнениях реакций.

14

Решение задач на « избыток-недостаток »

15

Решение тестовых упражнений.

16-17

Решение задач повышенной сложности.

18-19

Составление и решение задач.

20-21

Задачи с использованием долей вещества.

22-23

Нахождение теоретического и практического выхода.

Практ.раб

24-25

Решение задач на смеси.

26-27

Выполнение тестовых упражнений.

28-29

Решение комбинированных задач.

30-31

Решение олимпиадных и конкурсных задач.

Обобщение курса общей химии.

/

дата

Тема урока

Лаб. и практ. Работы.

33-34

Основные понятия изаконы химии.

35

Решение расчетных задач по формулам.

36

Классификация неорганических соединений..

37

Химические реакции.классификация

38

Окислительно – восстановительные реакции.тепловой эффект реакции.

39

Скорость химической реакции.

40

Химическое равновесие.

41

Обобщение по теме «Хим. реакции и закономерности их протекания

Зачет.

42

Тестированме по теме «Хим. реакции и закономерности их протекания

43

Понятие о растворах.электролитическая диссоциация.

44

Диссоциация кислот, солей, оснований.

45

Диссоциация воды.водородный показатель.

46

Реакции обмена.ионные реакции и уравнения.

47

Гидролиз.

48

Понятие о буферных растворах.

49

Оксиды и основания, их свойства и способы получения.

50

Кислоты , их свойства и способы получения.

51

Амфотерные гидроксиды, их свойства.

52

Зачет по теме «важнейшие классы неорганических соединений, их свойства и получение

53

Металлы.свойства, получение, основные соединения.

54

Зачет по теме «металлы».

55

Неметаллы, свойства, получение, важнейшие соединения.

56

Зачет по теме «неметаллы».

57

Органическая химия. Теория химического строения .изомерия.

58-59

Предельные и непредельные УВ

тест

60-61

Кислородосодержащие органические соединения.

62

Выполнение тестовых заданий.

63-64

Азотосодержащие соединения.амины, аминокислоты, белки, нукл .кислоты.

65

Обобщение по органической химии. Решение задач.

66-68

Итоговая контрольная работа

Проверочная работа «Окислительно-восстановительные реакции».

1. Расставить коэффициенты методом электронного баланс

H2S + O2 = S + H2O

KMnO4 + Na2SO3+ NaOH = K2MnO4 + Na2SO4 + Na2MnO4 + H2O

K2Cr2O7 + H2SO4 + SO2 = Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O

HCOOH + Cl2 = CO2 + HCl

Проверочная работа по теме “Кинетика”

1. Во сколько раз возрастет скорость химической реакции при повышении температуры реакционной смеси от 450 до 850С, если известно, что с повышением температуры на каждые 100С скорость химической реакции возрастает в два раза?

2. Химической реакции в растворе отвечает уравнение А+В=С. Как изменится ее скорость если:

а) концентрацию вещества А увеличить в два раза, оставив концентрацию вещества В прежней;

б) концентрацию вещества В увеличить в два раза, оставив концентрацию вещества А прежней;

в) концентрацию обоих веществ увеличить в два раза;

г) увеличить в два раза давление на реагирующую смесь, предполагая, что в этом последнем случае реагируют между собой в смеси газообразные вещества?

3. В какую сторону смещается химическое равновесие  при повышении температуры в следующих системах:

       а) Cl2 ( г) + H2  ( г)            2HCl  ( г) +Q;

       б) 2HBr( г)             H2 ( г)   + Br2  ( г)   - Q?

Поясните ответ. Изменится ли состояние равновесия в системе, записанной как уравнение реакции (а), если смесь веществ сжать? Почему?

Проверочная работа по теме  «Металлы».

1. Осуществите превращения:

Na2S  Na→  Na2O2→ Na2 О→ NaOH → NaCl→ Na NO3 

Реакцию №2 рассмотреть как окислительно-восстановительную, а к реакции №6 напишите краткое ионное уравнение.

2. Определите, к какому классу относится соединение CrO3 . Назовите его, определите  агрегатное состояние, тип кристаллической решётки в нём и вид связи. Напишите  два уравнения реакции, характеризующие его  свойства, как представителя указанного вами класса. Напишите его гидроксид.

3. Титан в виде мелкого порошка получают восстановлением оксида титана (IV) гидридом кальция при нагревании в вакууме. При этом образуется титан  и гидроксид кальция. Составьте уравнение этой реакции и рассчитайте, какую массу титана можно получить из  титановой руды массой 40 кг, если массовая доля оксида титана (IV) в ней 93%. Массовая доля выхода титана составляет 90%.

4. Напишите уравнение электролиза водного раствора  а) иодида калия, б) нитрата железа (II),  

   в) хлорид меди (II). Электроды графитовые.

Проверочная работа по теме  «Неметаллы».

1. Осуществите превращения и определите степени окисления серы во всех соединениях:

Li2S ←  S  H2S  SO2  SO3  Na2SO4   BaSO4

2. Какие элементы неметаллы входят в V группу периодической системы Д. И. Менделеева? Составьте водородные  соединения этих неметаллов и расположите их в порядке возрастания основных свойств. Напишите уравнения горения этих веществ

Составьте высшие кислородные соединения этих неметаллов и напишите соответствующие им гидроксиды.

3. Рассчитайте общий объём газов (н.у.), образующийся при сжигании 1 кг угля, содержащего 96% углерода, 1% серы и негорючие примеси.

Тест по теме «Вещества и их свойства».

1. Основным оксидом является:

а) BaO                 б) Al2O3                                 в) BeO                           г)SO2

2.Соединения, имеющие функциональную группу – СОН относятся к классу:

а) спиртов        б) карбоновых кислот        в) альдегидов           г) сложных эфиров.

3. Амфотерным соединением не является:

а) гидроксид магния   б) гидроксид цинка     в) гидроксид  железа (III)    г) аминоуксусная кислота.

4. Металл, способный вытеснить водород из воды при комнатной температуре:

а) Cu                  б) Zn                             в) Fe                              г) K

5. Для получения лития используют следующий метод:

а) электролиз раствора  LiCl                         б) электролиз расплава  LiCl                                                  в) восстановление LiCl магнием                   г) прокаливание карбоната лития  с углём.

6.Даны: сажа, графит, фуллерен, алмаз. Количество элементов, образующих  эти вещества:

а) 1                     б) 2                               в) 3                                г) 4

7. Для нейтрализации серной кислоты можно использовать вещество:

а) HNO3             б)  CH3OH                    в) Mg(OH)2                   г) NaHSO4

8. Среди приведённых веществ щёлочью является:

а) КОН               б) СН3ОН                     в) Mg(OH)2                   г) С2Н5ОН

9. Для протекторной защиты стального корпуса корабля от коррозии нельзя использовать:

а) Mg                      б) Al                       в) Cu                    г) Zn

10. Кислотными свойствами обладают водородные соединения группы:

а) HCl,  H2S,  HF        б) PH3,  H2O,  HI       в ) SiH4,  H2Se,  C2H4                г) H2O,  CH4,  NH3.

11. С концентрированной азотной кислотой не взаимодействует:

а) Cu                      б) Cr                        в) Ag                    г) Zn

12. С раствором гидроксида калия реагирует:

а) Cu                      б) Al                        в) Ag                    г) Fe

13. Муравьиная кислота и гидроксид кальция относятся соответственно к классам:

а) карбоновых кислот и неорганических кислот                                                                                                   б) карбоновых кислот и оснований                                                                                                                       в) неорганических кислот и оснований

г) амфотерных гидроксидов.

14. Группа – ОН  является функциональной для всех классов веществ группы:

а) альдегиды, щёлочи, фенолы    

б) фенолы, основания, амины  

в) основания, спирты, фенолы    

г) щёлочи, аминокислоты, эфиры.

15. Амфотерными соединениями являются:

а) этиламин и серная кислота                            б) этанол и нашатырный спирт

в) уксусная кислота и гидроксид цинка            г) глицин и гидроксид алюминия.

16. Натрий реагирует с обоими веществами пары:

а) этанол и углекислый газ                                   б) хлорэтан и вода                                                                                              в) глицерин и метан                                               г) бензол и кислород.

17. Конечным веществом Х в цепочке превращений является:

Cu + O2 → A + H2SO4 B + NaOHC -tХ

а)  Cu(OH)2           б)  CuO                в)  Cu2O                   г) Cu

18. Конечным веществом Х в цепочке превращений является:

C2H4 + H2O A + CuO → B + Ag2O → C + CH3OH → Х

а) уксусная кислота                                             б) диметиловый эфир                                                                                                      в)  метиловый эфир уксусной кислоты              г) этиловый эфир муравьиной кислоты

3

Вычисления, связанные с использованием  долей.

беседа

комбини-рованный

объяснительно-

иллюстративный,

частично-

поисковый

Знать понятия, законы и формулы:

 массовая доля, молярная доля, объемная доля, средняя молярная масса смеси, раствор, растворимость.

Уметь делать вычисления с использованием 

долей.

4

Вывод формул химических соединений. Вычисления по химическим формулам.

беседа

комбини-рованный

объяснительно-

иллюстративный,

частично-

поисковы

Знать понятия и формулы: закон постоянства состава, вещества молекулярного строения, массовая доля элемента, массовые соотношения.

Уметь выводить формулы химических соединений и по формулам веществ производить вычисления.

5

Вычисления по уравнениям реакций.

4

.Газовые законы в уравнениях реакций. Задачи на «избыток-недостаток».

беседа

комбини-рованный

объяснительно-

иллюстративный,

частично-

поисковый

Знать понятия, законы и формулы:

закон сохранения массы веществ, закон Авагадро и следствия из него, нормальные условия, идеальный газ, закон Бойля-Мариотта, закон  Гей-Люссака, закон Шарля, уравнение Менделеева-Клайперона.

Уметь решать задачи по уравнениям реакций  на газовые законы и «избыток-недостаток».

6

2.Составление

и

решение

задач.

7

Задачи с использованием долей.

беседа

комбини-рованный

объяснительно-

иллюстративный,

частично-

поисковый

Знать понятия, законы и формулы:

массовые, молярные, объемные доли, смеси, растворы, практическая доля выхода.

вещества в сравнении с теоретически возможным

.Уметь решать задачи по уравнениям реакций с использованием долей.

Задачи на смеси

(в р-цию вступает 2 и более в-в или одно в-во участвует в несколькихр-циях).

4

беседа

комбини-рованный

объяснительно-

иллюстративный,

частично-

поисковый

Знать понятия, законы и формулы:

смесь, массовые, молярные, объемные доли.

Уметь решать задачи на смеси по уравнениям реакций.

3.1. 3.Решение олимпиадных и конкурсных задач

(решение комбинированных задач по основным классам органических веществ).

8

Предельные углеводороды

2

беседа

совершенст-вование и

применение

знаний

объяснительно-

иллюстративный,

частично-

поисковый

Уметь решать задачи повышенной сложности по данному классу органических

Алкены. Алкины. Алкадиены. Арены.

2

беседа

совершенст-вование и

применение

знаний

объяснительно-

иллюстративный,

частично-

поисковый

Уметь решать задачи повышенной сложности по данному классу органических веществ.

Спирты. Фенолы. Альдегиды.

Кетоны. 2

беседа

совершенст-вование и

применение

знаний

объяснительно-

иллюстративный,

частично-

поисковый

Уметь решать задачи повышенной сложности по данному классу органических веществ.

Азот-

содержащие

соединения

2

беседа

совершенст-вование и

применение

знаний

объяснительно-

иллюстративный,

частично-

поисковый

Уметь решать задачи повышенной сложности по данному классу органических веществ

Рабочая программа

элективного курса по химии

 «решение задач по органической и общей химии»

 в 10 и 11 классе.