Тема урока: « Свойства концентрированной азотной кислоты» (слайд 1)
презентация к уроку по химии (9 класс) на тему

Федорова Ольга Валентиновна

Тема урока: « Свойства концентрированной азотной кислоты» (слайд 1)                                                                                                       

Цель урока: продолжить изучение азотной кислоты, рассмотреть химические свойства концентрированной азотной кислоты (слайд 4).

Задачи: (слайд 5)

Образовательные:

1) расширить представления учащихся об азотной кислоте;

2) продолжить формирование умений записывать уравнения реакций, характеризующих свойства азотной кислоты.

Развивающие:

1) способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке;

2) применять полученные знания на практике и оценивать результаты выполненных действий;

3) совершенствовать умения обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

1)воспитывать положительное отношение к знаниям, инициативность, способность преодолевать трудности для достижения цели;

2)формировать у каждого учащегося умения работать в группах, навыки взаимопроверки и взаимоконтроля.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Методы обучения: частично – поисковый, наглядный, интерактивный.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

                                                   Этапы  урока.

I Организационный этап

1. Приветствие

2. Проверка подготовленности учащихся к учебному занятию

3. Организация внимания

II Актуализация опорных знаний учащихся ( блиц – опрос по вопросам изученных тем). Учащиеся класса отвечают на вопросы блиц – опроса в своих тетрадях, затем меняются тетрадями, сверяют ответы с правильными ответами, представленными учителем (Помощник № 1), используя шкалу оценивания, выставляют оценку друг другу.

Блиц – опрос (слайд 2) 

1. Степень окисления атома азота в азотной кислоте -

2. Валентность атома азота в азотной кислоте –

3. В молекуле азотной кислоты связь –

4. 3 – 10% - раствор аммиака называется –

5. Аммиак при нормальных условиях – это …

6. Ион аммония образуется по …         механизму.

7. Оксид азота (II) является  – … оксидом.

8. При окислении оксида азота (II)  образуется …

9. Оксид азота (IV) – это …

10. Оксид азота (IV) является  – … оксидом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedorova_prezentatsiya_1.pptx97.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Свойства концентрированной азотной кислоты » Подготовила работу учитель химии Фёдорова Ольга Валентиновна

Слайд 2

Блиц-опрос. 1.Степень окисления атома азота в азотной кислоте - 2.Валентность атома азота в азотной кислоте – 3.В молекуле азотной кислоты связь – 4. 3 – 10% - раствор аммиака называется – 5. Аммиак при нормальных условиях – это … 6. Ион аммония образуется по … механизму. 7. Оксид азота (II) является – … оксидом. 8. При окислении оксида азота (II) образуется … 9. Оксид азота (IV) – это … 10. Оксид азота (IV) является – … оксидом.

Слайд 3

Помощник №1 Шкала оценивания: каждый правильный ответ оценивается в – 0.5 балла. 1.Степень окисления атома азота в азотной кислоте - + 5. 2.Валентность атома азота в азотной кислоте – IV. 3.В молекуле азотной кислоты связь – ковалентная полярная. 4. 3 – 10% - раствор аммиака называется – нашатырным спиртом. 5. Аммиак при нормальных условиях – это бесцветный газ с характерным запахом. 6. Ион аммония образуется по донорно - акцепторному механизму . 7. Оксид азота (II) является – несолеобразующим оксидом. 8. При окислении оксида азота (II) образуется оксид азота(IV ). 9. Оксид азота (IV) – это бурый ядовитый газ с характерным удушливым запахом. 10. Оксид азота (IV) является – кислотным оксидом .

Слайд 4

Цель урока: продолжить изучение азотной кислоты, рассмотреть химические свойства концентрированной азотной кислоты.

Слайд 5

Задачи урока: Образовательные : 1) расширить представления учащихся об азотной кислоте; 2) продолжить формирование умений записывать уравнения реакций, характеризующих свойства азотной кислоты. Развивающие : 1) способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке; 2) применять полученные знания на практике и оценивать результаты выполненных действий; 3) совершенствовать умения обобщать и делать выводы. Воспитательные : 1)воспитывать положительное отношение к знаниям, инициативность, способность преодолевать трудности для достижения цели; 2)формировать у каждого учащегося умения работать в группах, навыки взаимопроверки и взаимоконтроля.

Слайд 6

Свойства концентрированной азотной кислоты 1. Разложение при нагревании и под действием света 4HNO 3 (конц.)= 4NO 2 + O 2 + 2H 2 O Чем > t и чем > c ( HNO 3 ), тем быстрее идет разложение. Концентрированная азотная кислота всегда окрашена в желтоватый цвет, т.к. в ней растворен оксид азота(IV).

Слайд 7

2 . Окислительные свойства концентрированной азотной кислоты: а) окисление неметаллов При < c (HNO 3 ) – NO , при > c (HNO 3 ) – NO 2 . S + 2HNO3 (40%) = H2SO4 + 2NO↑ S + 6HNO3 (60%) = H2SO4 + 6NO2↑ + 2H2O 3P + 5HNO3(30%) + 2H2O = 3H3PO4 +5NO↑ P + 5HNO3(60%) = H3PO4 + 5NO2↑ + H2O Тлеющий уголек, погруженный в концентрированную азотную кислоту, не только не гаснет, а ярко разгорается, разлагая кислоту с образованием NO 2. C +4 HNO 3 (конц.) = CO 2 + 2 H 2 O + 4 NO 2

Слайд 8

б) окисление сложных веществ Иногда при окислении выделяется так много тепла, что окисляющееся вещество загорается само собой, без предварительного подогревания. Например: скипидар, бумага, солома, древесные опилки в концентрированной азотной кислоте самовоспламеняются. 3.Взаимодействие с белками. При взаимодействии концентрированной азотной кислоты с белками образуются вещества ярко – желтого цвета. При работе с концентрированной азотной кислотой необходимо соблюдать крайнюю осторожность: не допускать ее попадания на кожу и одежду! В случае попадания кислоты на кожу смыть большим количеством проточной воды и обработать 2 % раствором соды

Слайд 9

4. Взаимодействие с металлами а) с щелочными и щелочно – земельными металлами образуется Me(NO 3 )n + N 2 O + H 2 O , н апример: 4Ca + 10HNO 3 ( конц . ) = 4Ca(NO 3 ) 2 + N 2 O +5 H 2 O; б) с Fe , Cr , Al , Au , Pt , Ta , Rh , Ir не взаимодействует; в) с другими тяжелыми металлами образуется Me(NO 3 )n + NO 2 + H 2 O, например : Cu + 4 HNO 3 (конц.) = Cu ( NO 3 ) 2 + 2 NO 2 + 2 H 2 O .

Слайд 10

Физкультминутка Чтобы голова не болела, Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой) А теперь руками крутим – И для них разминка будет. ( Вращение прямых рук вперед и назад) Тянем наши ручки к небу, В стороны разводим. (Потягивания – руки вверх и в стороны) Повороты вправо-влево Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо) Наклоняемся легко, Достаем руками пол. ( Наклоны вперед) Потянули плечи, спинки, А теперь конец разминке. (Дети садятся)

Слайд 11

Обобщающее закрепление Общая закономерность при взаимодействии азотной кислоты с металлами: чем больше разбавлена кислота и чем активнее металл, тем глубже восстанавливается азот: увеличение увеличение концентрации активности кислоты металла

Слайд 12

Взаимодействие азотной кислоты с металлами

Слайд 13

Помощник №2 а) 3Ag 0 +4HN +5 O 3 ( разб .) =3Ag + NO 3 + N +2 O + 2H 2 O Ag 0 -1 e – Ag + , 3 , окисляется, восстановитель N +5 +3e – N +2 , 1 , восстанавливается, окислитель б )Ag 0 +2HN +5 O 3 ( конц .) =Ag + NO 3 + N +4 O 2 +H 2 O Ag 0 -1 e – Ag + ,1 , окисляется, восстановитель N +5 +1e – N +4 , 1 , восстанавливается, окислитель

Слайд 14

Домашнее задание Изучите материал § 27 учебника, выполните тестовые задания в конце параграфа. Используя электронное приложение, ознакомьтесь с видеофрагментами к параграфу

Слайд 15

Рефлексия 1.На уроке вы узнали что-то новое? 2.Вы поняли новую тему? 3.На все возникшие у вас вопросы вы получили ответы? 4.По новой теме вам нужна дополнительная консультация? 5.На уроке вы поработали добросовестно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Особенности свойств концентрированной серной кислоты"

Урок для обучающихся 11 класса, изучающих химию на углубленном уровне. Рассматриваются особенности взаимодействия концентрированной серной кислоты с металлами, неметаллами, галогенидами. Отрабатываютс...

Тема урока: « Свойства концентрированной азотной кислоты»

Тема урока: « Свойства концентрированной азотной кислоты» (слайд 1)...

презентация по теме "Окислительные свойства концентрированной серной кислоты"

Презентация к уроку №21 по теме "Окислительные свойства концентрированной серной кислоты". Дает возможность познакомить учащихся со свойствами серной кислоты как общими с другими кислотами, так и спец...

конспект урока " Свойства концентрированной азотной кислоты"

Конспект открытого урока по теме:" Свойства концентрированной азотной кислоты"...

Технологическая карта урока Тема урока: «Соли как производные кислот и оснований»

Дидактическая цель:  формирование знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.Задачи урока:Позн...

Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"

Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"В современном, ст...