Неделя химии "В мире интересных фактов"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Сtrl/Cmd+v

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_himii_v_shkole.docx275.25 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»

Неделя химии в школе.

Химия-это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,

 величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области.

(М. Горький)

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\химия в картинках\7.jpeg

 С 28 ноября  по  03 декабря в нашей школе   проводится  неделя химии

«В мире интересных фактов»

            План мероприятий:

№ п/п

День недели

Название мероприятия

Ответственные за проведение

1

Понедельник

Торжественное открытие недели химии.

Открытый урок по химии в 8 классе по теме: «Кислоты»

Конкурс газет на заданную тему

«В Химическом царстве»

Принимают участие обучающиеся 5-11 классов.

Учитель химии

Пыхтина В.Д.

2

Вторник

Интеллектуальная  игра  « Химические элементы». (обучающиеся 8-11 классов по ПСХЭ Д.И.Менделеева).

Конкурс шарад, метаграмм, анаграмм.

 

Классные руководители

Учитель химии

Пыхтина В.Д.

3

Среда

Брейн-ринг для старшеклассников

(мероприятие для обучающихся 8-11 классов)

Учитель химии

Пыхтина В.Д.

4

Четверг

«Химия вокруг нас» - КВН

(обучающиеся 8-11 классов)

Учитель химии

Пыхтина В.Д.

5

Пятница

«Час химии» для 5-7 классов.

(обучающиеся 8-11 классов.)

Учитель химии:

Пыхтина В.Д.

6

Суббота

Подведение итогов, награждение участников.

Учитель химии:

Пыхтина В.Д.


 Рисунок1

                 Добро пожаловать в  этот замечательный мир, посвященный такой удивительной науке – химии. Она интересна как сама наша жизнь, ведь всё что происходит с нами можно рассматривать с точки зрения   химии! Итак, вы готовы пуститься по безбрежным океанам глубоких познаний в химии, готовы постичь тайну всех земных и неземных превращений, готовы окунуться с головой в бушующее море интересных фактов    нашей повседневной жизни! Тогда читайте, эта газета для вас! Однако здесь описана только малая часть всего ОГРОМНОГО МИРА ХИМИИ!

  В природе нет ничего другого,                                         Входи в него, вдыхай, руками трогай!
 Ни здесь, ни там, в космических глубинах,                   Мы не отступим, мы пробьем дорогу
 Все: от песчинок малых до планет —                             Туда, где замкнут мирозданья круг,
 Из элементов состоит единых.                                         И что приписывалось раньше богу.
 Как формула, как график трудовой,                                Все будет делом наших грешных рук!
 Строй менделеевской системы строгий.
  Вокруг тебя творится мир живой,


 

                          Выдающиеся о химииBOOK4

М.В. Ломоносов:  

Химик требуется не такой, который из одного чтения книг понял бы всю науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся.

Ш.А. Вюрц: В химии все возможно.

                     C.A. Арениус: Химия, более чем какая-либо другая отрасль знания, лежит в основе со  временной материальной культуры.

                    A.Н. Радищев: Успехи наук, а паче химии и физики, доказывают, что невозможно когда-либо счастливыми опытами уловить природу в ее творительном, производительном стану.

Как открывались химические элементы и создавалась Периодическая система

Трижды открытый элементCRCTR604

Кислород впервые получили многие химики, не зная, правда, что это за газ. За кем же закрепили приоритет его открытия?

С кислородом химики сталкивались давно, но установить природу газа им не удавалось. Полагают, что первым кислород получил голландский алхимик-технолог Корнелиус-Якобсон Дреббел (1572-1633) нагреванием нитрата калия:

2KNO3 → 2КNО2(ж.) + О2

Дреббел установил, что в кислороде, который он назвал «воздухом», вспыхивает тлеющий уголь, а человек спокойно дышит. В 1615 г. он построил первое подводное судно, наполнил его кислородом и вместе с двенадцатью мужчинами опустил на дно Темзы около Лондона на три часа. Предполагают, что в подводном судне находился и король Англии Джеймс I. В 1665 г. ассистент Бойля, английский физик Роберт Гук (1635-1703) в книге «Микрография» писал, что воздух состоит из газа, который находится в селитре (нитрате калия KNO3), и большого количества какого-то инертного газа. Позднее, в 1678 г. датский химик Оле Борх снова установил, что при нагревании селитры действительно выделяется газ, в котором вспыхивает тлеющий уголь. В 1721 г. священник Стефен Гейлс (1667-1761), повторив опыт Бopxa, собрал этот газ над водой, но принял его за очищенный воздух. В 1772 г. Шееле выделил кислород, используя реакцию взаимодействия диоксида марганца МnО2 с серной кислотой:

2МnО2 + 2H2SO4 → 2MnSO4 + 2H2O + O2↑.

Полученный газ Шееле назвал «огненным воздухом». Через два года английский священник Пристли, ничего не зная о работах своих предшественников, снова открыл кислород, нагревая оксид ртути:

2HgO → 2Hg + О2↑.

В полученном газе ярко вспыхивала тлеющая лучинка, горела железная проволока, рассыпая искры. Полученный им газ Пристли назвал «дефлогистированным воздухом». Приоритет открытия кислорода был закреплен за Шееле и Пристли.

В том же 1774 г. Лавуазье, проводя опыты с нагреванием оксида ртути и горением фосфора, пришел к выводу, что в воздухе находится газ, поддерживающий горение. Сначала он назвал его «жизненным газом», но впоследствии дал газу название «кислотообразующий принцип», или «оксиген». Последнее название в России постепенно трансформировалось в слова «кислород» и «кислотвор». Закрепилось в химической литературе только первое слово.

Металл имени РоссииCOBJ039

«…Изучая платину для выделения из нее металлов, ранее открытых англичанами, я натолкнулся на еще один новый металл, который назвал вестием по планете Веста».

(Из письма Снядецкого, 1808)

Енджей Снядецкий (1768-1838) - польский химик и врач из Вильно - проанализировал около 400 г платиновой руды, привезенной из Южной Америки, и обнаружил, что кроме платины Pt, палладия Pd, родия Rh, иридия Ir и осмия Os руда содержала еще один металл, более легкий, чем платина, но такой же тугоплавкий и химически инертный. Новый металл взаимодействовал только с «царской водкой». Снядецкий назвал его «вестием» по имени астероида Веста, который в то время считал и новой планетой. Снядецкий опубликовал свое открытие в ряде журналов, в частности в «Мемуарах Петербургской академии наук» в 1810 г. Никто из русских химиков не высказал сомнений в открытии Снядецкого, но и не поддержал его. Французские же химики не нашли вестия в образцах той же руды. На их критику Снядецкий не ответил, и открытие было предано забвению.

В 1844 г. профессор химии Казанского университета Клаус, исследуя уральскую платиновую руду и платиновые отходы Петербургского монетного двора, вновь выделяет металл, открытый ранее Снядецким, и дает ему название «рутений» Ru (от старого латинского слова «Рутения» - Россия). Клаус вел обширную дискуссию с критиками его открытия, прежде всего с французскими химиками и Берцелиусом. В конце концов он доказал, что выделенный им металл действительно представляет собой новый химический элемент. Приоритет в открытии рутения остался за Клаусом.

Солнечный элемент

Какой химический элемент был сначала открыт на Солнце и лишь затем на Земле?

Этим элементом был гелий Не, редкий и рассеянный газ, химически наиболее инертное вещество, газ, второй по легкости после водорода, наилучший среди газов проводник электричества.ANTN031

В 1868 г. французский астроном Жюль Жансен и английский астроном Норман Локьер наблюдали солнечное затмение: Жан-сен - в Индии, а Локьер - в Англии. Используя спектроскоп, они одновременно обнаружили в спектре солнечной короны яркую желтую линию, положение которой не совпадало с положением желтой линии в спектре натрия. Жансен и Локьер поняли, что эта линия принадлежит новому элементу. Их письма об открытии были зачитаны одно за другим на заседании Парижской академии наук. Локьер предложил назвать новый элемент гелием. Гелиос по-гречески означает Солнце.

Сурьма и косметика

Русское название элемента № 51 сурьма (символ Sb) берет свое начало от турецкого слова «сюрме», что переводится как «натирание», «чернение бровей». Вплоть до XIX в. в России бытовало выражение «насурьмить брови», хотя «сурьмили» их далеко не всегда соединениями сурьмы. Только одно из соединений сурьмы - черный сульфид сурьмы Sb2S3 - применялось как краска для бровей и ресниц. Интересно, что в средневековых книгах сурьму обозначали фигурой волка с открытой пастью. Вероятно, такой «хищный» символ дали элементу за то, что сурьма при плавлении растворяет («пожирает») многие металлы, образуя с ними сплавы.

Отгадай-ка

Камень, вроде бы, простой,

Но совсем не рядовой –

Применяется на стройке,

Вы узнайте его только.

☠☠☠

Сам погибает, но тепло выделяет

И людей выручает.

☠☠☠

 В воде родится, а воды боится.

☠☠☠

Без меня, скажу, друзья,

Ни туда и ни сюда.

Не сварить ни суп, ни кашу,

Не умыть сестренку Машу,

Не напиться, не умыться,

А зовут меня...

☠☠☠

 Плавкая и ковкая

В руках рабочих ловких.

Превращается в мосты,

Детали, ложки и листы.

 Он повсюду и везде,

В камне, воздухе, воде.

Он и в утренней росе,

И в небес голубизне.

☠☠☠

Тоже камень – с виду белый,

На доске он пишет смело.

☠☠☠

Блестящая, тягучая, очень горючая.

☠☠☠

Жили много лет назад

Травы и деревья.

Вырастали, отмирали

Они постепенно.

Получилась почва

Нужная очень.

☠☠☠

Он в белом песке и кварце,

В составе стекла и сплавах.

А если в резину войдет,

Стойкость к жаре и морозу ей  придает.

                     

Химики - смешные люди,

Говорили уж не раз,

Кто-то что-то позабудет,

Кто-то свет оставит, газ;

Подзорвёт или построит,

Аппарат изобретёт,

Новый элемент откроет

Пусть сто лет уже живёт.

Даже пусть и не откроет,

Но шутить всегда умел,

Химик наш не позабудет

Добрых шуток сей удел.

Химические анекдоты

Приходит старичок в аптеку и спрашивает: 
- У вас есть 2,3,3a,4,5,6-Гексогидро-8-метил-1Н-пиразино[3.2.1-j,k] Карбозолгидрохлорид?

Аптекорша, несколько минут спустя, спрашивает у другой:

- У нас ретинола ацетат есть?

- Витамин А что ли?

Дед:

- Ага, он самый. Помню, что витамин, а какой, забыл!

  ☺☺☺

На уроке химии учительница спрашивает:
    - Машенька, раствор какого цвета у тебя получился?
    - Красненького.
    - Молодец! Садись, пять.

- Петенька, раствор какого цвета получился у тебя?
    - Красного.
    - Молодец! Пятёрка.

- Вовочка, а у тебя раствор какого цвета получился?
    - Чёрного.
    - Два!
    - Класс, ложись!!!

☺☺☺

- Где вы так хорошо изучили начальный курс химии?

- О! Всего за 5 лет - когда я учился в восьмом классе. 

 ☺☺☺

Учитель химии был доставлен в больницу и после оказания помощи помещен в палату.
- Автомобильная катастрофа? - интересуется сосед.
- Нет, опечатка в учебнике химии.

 ☺☺☺

- Вы не имеете никакого представления о химии, уважаемая!
- Неправда, профессор! Тогда бы я не была бы блондинкой.

 ☺☺☺

Отец-химик хвастается перед своими друзьями:
- Вчера мой сынишка сказал свое первое слово!
- Интересно, какое? Мама? Папа? Дай?
- Изопропилофторметилфосфонат!

 

Основы науки

(Правдивые смешные истории)

 

Испарившаяся отметка

На экзамене академик Иван Алексеевич Каблуков просит студента рассказать, как в лаборатории получают водород. «Из ртути», - отвечает тот. «Как это "из ртути"?! Обычно говорят "из цинка", а вот из ртути - это что-то оригинальное. Напишите-ка реакцию». Студент пишет:

  Hg → Н + g

и говорит: «Ртуть нагревают; она разлагается на Н и g. Н - водород, он легкий и поэтому улетает, а g - ускорение силы тяжести, тяжелое, остается». «За такой ответ надо ставить "пятерку", - говорит Каблуков. - Давайте зачетку. Только "пятерку" я сначала тоже подогрею. "Три" улетает, а "два" остается».

 •••

Растерялся

Долгие годы практикумом по органической химии в МГУ ведал Юрий Константинович Юрьев - строгий педант, которого студенты очень боялись. Один из них только что подготовил все для проведения синтеза - осталось лишь открыть водопроводный кран, чтобы пустить воду в холодильник. Но, видно, открыл слишком сильно - трубку сорвало и из нее полилась вода. А тут, как на грех, входит Юрий Константинович. Бедный студент с перепугу вместо того, чтобы перекрыть кран, сунул трубку в рот и стал судорожно глотать воду.

•••

Реакция идет сносноCOBJ057

На экзамене в Московском университете профессор Роза Яковлевна Левина спрашивает студента:
- Как идет реакция окисления этилового спирта азотной кислотой?
Студент отвечает:
- Сносно.
- То есть как это «сносно»?!
- Но вы же сами, Роза Яковлевна, писали на доске:

С2Н5ОН + HNO3 СНОСНО.

•••

Фенолфталеин в криминалистике

Два бойких студента вызвались помогать готовить демонстрационные опыты. Ассистент профессора охотно согласился, и ребята толково принялись за дело, иногда даже в отсутствие ассистента в лекционной комнате. Все было хорошо, пока он не заметил подозрительное снижение уровня спирта в стоявшей на полке склянке, хотя для опытов он был не нужен. «Уж не ребята ли балуются?» - подумал ассистент. Но как проверить? «А вот насыплю-ка я в склянку фенолфталеина». На следующий день его помощники почему-то не пришли. Явились только на третий - осунувшиеся и бледные. «Что-то у нас животы расстроились. Наверное, чего-нибудь не то в столовой съели». Вот так фенолфталеин - обычное слабительное «пурген» - послужил индикатором для обнаружения любителей казенного спирта.

Сделай сам Безымянный1

Заглянем в школьный портфель

 Даже в школьном портфеле можно найти вещества для проведения опытов. Например, силикатный клей (раствор силиката натрия Na2SiO3), фломастеры и мел.

Многие красители, используемые во фломастерах, способны изменять цвет под действием кислот и щелочей. Пронаблюдайте это, проведя на бумаге несколько линий разными фломастерами и капнув на них уксусом или содой. Только учтите, что этого нельзя делать одновременно, так как уксус нейтрализует соду.

Школьный мел состоит в основном из карбоната кальция. Как любой карбонат, он реагирует с уксусом с выделением газа: 

CaCO3 + 2CH3COOH = Ca(CH3COO)2 + H2O + CO2↑.

Однако полностью растворить мел в кислоте не удастся, поскольку гипс CaSO4∙2H2O, добавляемый в мел, чтобы он не крошился, плохо растворяется в воде и не реагирует с уксусом.

Интересны опыты с силикатным клеем. Используя фенолфталеин, нетрудно убедиться, что содержащийся в клее силикат натрия создает щелочную среду. Действительно, если добавить к силикатному клею раствор уксусной кислоты, в осадок выпадет кремниевая кислота – гидратированный оксид кремния:

Na2SiO3 + 2CH3COOH = 2CH3COONa + H2SiO3↓.

Полученный осадок можно высушить в духовке и развести разбавленным раствором водорастворимых чернил. В результате чернила осядут на поверхности оксида кремния, и смыть их не удастся.

Такое явление называется адсорбцией (от лат. Ad – «на» и sorbeo – «поглощаю»), а оксид кремния – хороший адсорбент.

Химический кроссворд

По горизонтали: 4. Один из признаков протекания реакции. 5. Сложное вещество, молекула которого образована ионами металла и кислотного остатка. 6. Раствор этого вещества изменяет цвет индикатора лакмуса с фиолетового на красный. 8. Мельчайшая химически неделимая частица вещества. 9. Электроны в атоме этого элемента распределяются по уровням так:       .  10. Вещество, изменяющее свой цвет в растворах кислот и щелочей.

По вертикали: 1. Частица вещества, образованная атомами, соединенными между собой химической связью. 2. Бинарное соединение, в состав которого входит кислород со степенью окисления –2. 3. Раствор этого вещества изменяет цвет индикатора фенолфталеина с бесцветного на малиновый. 7. Элемент третьего периода, первой группы главной подгруппы.


111


                        Линейка, посвященная открытию Недели химии.

Вступительные слова учителя химии:

-Ребята! Сегодня начинается «Неделя химии». В течение пяти дней вы можете принять участие во всевозможных соревнованиях, проявить свои способности, удивить своим творчеством и узнать много интересного о  необходимой  человеку науке – химии.

Для учащихся   разных классов мы подобрали мероприятия, которые будут вам по силе и позволят либо узнать, что это за наука - «химия», либо, показать знания, уже полученные на уроках. План проведения мероприятий в рамках «Недели химии» висит на доске объявлений. А сейчас послушайте выступление своих товарищей.

Выступление первого ученика:

- Все началось с небольшого взрыва, который произошел 90 лет назад в лаборатории французского химика Рене Мариуса Гаттенфоса.  Огнем химику обожгло руки, он сунул их в банку с чистым лавандовым маслом, случайно оказавшуюся рядом на столе, и был потрясен эффектом: боль быстро прошла, ожоги зажили,  даже не оставив шрамов. Именно так он познакомился с целительным свойством эфирных масел, которые во время первой мировой войны стали широко использовать при хирургических операциях.

Выступление второго ученика:

-Замечено, что в ряде ситуаций, не благоприятных для здоровья, в тканях организма нарастает активность окислительных процессов. Это сопровождается образованием большого количества так называемых свободных радикалов. Уже много лет идет поиск веществ, способных нейтрализовать свободные радикалы и тем самым ослабить окислительные процессы. Было синтезировано немало таких веществ – антиоксидантов, например, глютопирон. Он обладает свойством снижать риск возникновения раковых опухолей в 10 раз.

Среди природных антиоксидантов следует назвать витамины А, С, Е и бета – каротин.

Выступление третьего ученик

-Как сделать так, чтобы люди могли солить пищу, но количество соли в рационе питания при этом сокращалось? Финский профессор Хейкки Карпианен предложил проект «Пан – соль».

Пищевая «Пан – соль» содержит вдвое меньше хлорида натрия, чем обычная поваренная. Но соленость новой приправы осталась неизменной.

Спрос на новинку растет, в частности ее закупают крупные рестораны и кофе. А первыми зарубежными покупателями стали японцы, которые хорошо чувствуют новизну во всем. В среднем японцы съедают в день 17-20 г соли, а рекомендованная медиками норма составляет всего 6 г. Особенно много поваренной соли в соевом соусе, неотъемлемой части японской кухни. Теперь это соус начинают изготавливать с использованием «Пан – соли».

        Без химии жизни, поверьте, нет.

Без химии стал бы тусклым весь свет,

С химией ездим, живем и летаем,

В разных точках Земли обитаем,

Чистим, стираем, пятна выводим,

Ездим, спим, и с прическами ходим,

Химией лечимся, клеим и шьем,

С химией мы бок о бок живем!

Так что вы без нее пропадете,

Если значение её не поймете!

                          Брейн – ринг для старшеклассников

(мероприятие для учащихся 8 – 11 классов).

Оформление и оборудование: наборы реактивов для проведения конкурса, эмблемы для участников, караоке для «музыкальных пауз».

Задачи мероприятия: расширить знания учащихся по химии, пробудить интерес, формировать навыки работы с научно – популярной литературой, развивать творческие способности.

Методы и приемы: словесно – наглядный, самостоятельная работа и работа в группах, игровые моменты.

Слова ведущего:

          -Химия – это не только задачи и уравнения реакций. Химия  –  это прежде всего наука,  дающая благодатные возможности для улучшения жизни людей. Она помогает людям беречь здоровье, лучше питаться,  способствуя повышению урожайности сельскохозяйственных культур, защите растений от вредителей, хорошо одеваться, участвуя в изготовлении добротных и красивых тканей.

   Велико познавательное значение химии. Нельзя считать себя образованным человеком,  если не заложить в свое сознание основные закономерности развития материального мира. Химия играет большую роль в познании этих закономерностей. Конечно,  держать всю информацию в памяти не возможно,  но основные понятия и законы должны быть усвоены хорошо. Они - прожектор в мире гипотез, фактов и наблюдений. Именно основополагающие знания по химии вам понадобятся чтобы успешно сыграть в брейн- ринг. Итак, нашу игру будут судить уважаемое жюри,  в составе…

А сейчас,  представления команд- участников.

Команда 8 класса - «Алмаз».

Девиз: «Нет в природе тверже нас, потому что мы алмаз.»

Обращение к соперникам: «Попотеть придется вам! Мы для вас не по зубам!»

Обращение к жюри: Вы судите справедливо, мыслите неторопливо, и, оценки, ставя нам, прибавляйте один балл!

Команда 9 класса - «Электрон».

Девиз: «Наши знания – суть зерна наших творений».

 Мы пришли сюда бороться

Чтоб победу унести,

Если трудно нам придется _

Все сумеем вынести.

Обращение к соперникам:

Соперников наших приветствовать рады,

И им по секрету спешим мы сказать:

«Не надо, ребята, на играх

За пазухой камень держать!». (Все вынимают из-за пазухи камни и складывают их в кучу в центре сцены.)

Обращение к жюри: Вы, жюри, нас не журите,

Если что не так у нас –

Мы веселые ребята!

Подтвердит вам весь наш класс!

Команда 10 класса – «Кислота»

Девиз: «Нас, кислот, огромный строй – водород тому виной».

Обращение к соперникам: «Разбегайтесь, кто куда! Мы – команда «кислота».

Обращение к жюри: Спорить мы не будем с вами: место первое за нами!

Команда 11 класса -  «Нейтрон»

Девиз: «Ученье – путь к уменью».

Обращение к соперникам: Командам «Алмаз», «Кислота», «Электрон» - наш привет!

И пожелания наилучшие,

Но в состязаньях и в борьбе

Хотим всегда казаться лучшими.

Мы вам желаем в этой встрече

Активными, как натрий быть.

Своими шутками веселыми

Присутствующих рассмешить.

Обращение к жюри: Жюри, конечно, знает,

Что  «нейтрон»  наш победит,

И бром всех успокоит, (поднимает пузырек с этикеткой брома)

И силы возвратит.

                                   

Ну вот, жюри и команды представлены, пора начинать игру, и я объявляю 1 конкурс.

Конкурс № 1 Разминка.

Каждой команде предлагается по 5 вопросов – максимальный балл - 5.

                             

Вопросы для команды 8 класса.

1.Почему углекислый газ применяют для тушения пожаров? (он не поддерживает горения)

2. Какой металл жидкий? (ртуть)

3. Нагревательный лабораторный прибор. (спиртовка)

4.Из – за какого природного соединения возникали войны и народные волнения? (из – за поваренной соли – «соляные бунты»).

5. Какой металл самый распространенный на нашей планете? (алюминий).

                             

Вопросы для команды 9 класса.

1.Назавите самый распространенный на земле оксид? (вода)

2. Какую кислоту называют « фундаментом химической промышленности»? (серную кислоту).

3. Что общего между кислородом и озоном? (это аллотропные видоизменения кислорода).

4.Тяжелый металл, вызывающий отравление клеток головного мозга. (свинец).

5. Общее название мела, мрамора, известняка. (карбонат кальция).

Вопросы для команды 10 класса.

1. Что произойдет с живыми организмами при повышении концентрации кислорода в атмосфере? (они сгорят)

2. Назовите самое твердое вещество на планете? (алмаз)

3. В состав,  какого белка входит железо? (гемоглобин)

4.Назовите химическую формулу водорода?  (Н2)

5. Как называется топливо для заправки самолетов? (керосин).

   Вопросы для команды 11 класса.

1. Кто  стал создателем теории химического строения органических соединений? (Бутлеров А. М.)

2. Какие хим. соединения используются для ароматизации напитков и в кондитерской промышленности? (сложные эфиры)

3. Соединения серы, имеющие запах тухлых яиц. (сероводород)

4. Какой металл называют главным металлом нашего времени? (железо)

5. Назовите самую «древнюю» кислоту? (уксусная)

    Жюри подсчитывает баллы,  а ведущий объявляет следующий конкурс.

Конкурс № 2 Патриотический.

 Участникам команд предлагается вспомнить и написать фамилии русских ученых - химиков. Во время этого конкурса выступает шоу- группа с песней « Волшебник-недоучка». После окончания песни команды сдают листочки с ответами жюри. Сколько правильных фамилий назовут команды,  столько баллов они и заработают.

Объявляется следующий конкурс.

Конкурс № 3. Интуиция.

Командам предлагается по описанию определить вещества. Если команда отгадает после первого прочтения,  она получает 5 баллов.

                                                   

8 класс.

Это - твердое белое вещество,  хорошо растворяется в воде с выделением большого количества теплоты.  Раствор - мылкий на ощупь и очень едкий. Он разъедает ткани,  кожу, бумагу и органические материалы.  Применяют для очистки продуктов переработки нефти, а также в бумажной, мыловаренной,  текстильной и других отраслях промышленности.                                (гидроксид натрия).

9 класс.

Это бесцветная жидкость, вязкая, как масло,  не имеющая запаха,  почти вдвое тяжелее воды. Поглощает влагу из воздуха,  обугливает органические вещества. Используют для получения красителей, взрывчатых веществ, медикаментов,  моющих средств и т. д. (серная кислота).

                                                       10 класс.

Этот элемент в природе не встречается в свободном состоянии из-за большой химической активности. В виде соединений присутствует в растениях и в организмах животных и человека. Соединения этого элемента оказывают успокаивающее действие на нервную систему. С древнегреческого переводится как « зловонный» (бром).

                                                        11 класс.

Это газ, без вкуса и запаха. Химически неактивен. Входит в состав бесчисленного множества органических соединений,  в состав всех организмов. На долю этого элемента приходится около 3 % от массы человеческого организма. Жидким этот газ используется в холодильных установках (азот).

  После этого конкурса жюри сообщает промежуточные результаты по итогам трех конкурсов.

Далее объявляется следующий конкурс.

Конкурс № 4 Практический.

Каждой команде предстоит определить вещества по качественным реакциям. Жюри предоставляется листочек с номерами пробирок, в которых находятся предполагаемые вещества. Максимальный балл - 3.  Во время этого конкурса для зрителей звучит музыкальная пауза.

Далее ведущий объявляет следующий конкурс.

Конкурс № 5 Вопрос - соперникам.

Предварительно, каждая команда готовит вопрос  команде – сопернице, который и озвучивает во время проведения данного конкурса.

Конкурс № 6 Домашнее задание.

Команды показывают свое домашнее задание  (рассказ, частушки на «химическую тему», сценку, стихотворение, посвященное химии). Жюри предоставляется написанный вариант.

Долее подводятся итоги, и производится награждение победителей.

Таблица для жюри

Задание

Команда

«Алмаз»

Команда

«Электрон»

Команда

«Кислота»

Команда

Нейтрон»

Итого

1.Представление

 (5 баллов)

2 Разминка

(5 баллов)

3Патриотический

(1 балл за одну фамилию)

4. Интуиция

(5 баллов)

5.Практический

(3 балла)

6. Вопрос – соперникам

(3 балла)

7. Домашнее задание

(5 баллов)

ИТОГ:

          Интеллектуальная игра « Химические элементы».

(Периодическая система химических элементов - ПСХЭ )

Оформление и оборудование:   мультимедийный проектор,  экран.

Задачи мероприятия: расширить знания учащихся  о химических элементах, развивать творческие способности и интерес к предмету, научить применять полученные знания в нестандартных условиях.

Методы и приемы: словесно – наглядный.

Вступительное слово учителя.

 Эта игра посвящается замечательной науке – химии, о которой великий ученый М.В. Ломоносов более двухсот лет назад сказал: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде перед очами нашими встают успехи её прилежания». Почти целый год вы изучали эту новую для вас науку и сегодня с помощью нашей игры мы выясним, что же знают восьмиклассники о химических элементах.

Правила игры. Участвуют все желающие. За каждый правильный ответ дается фишка (1 балл).

После окончания игры подводятся итоги. При получении 6 и более баллов ставится оценка «5», если набрано 5-4 балла ставится «4».

Игра будет состоять из  пяти туров:

1тур - разминка

2 тур - шарады

3 тур – метаграммы

4 тур – логогрифы

5 тур- анаграммы

1 тур - разминка

1) Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов? (Водород).

2) Назовите химический элемент, в названии которого три буквы из пяти одинаковые? (Олово).

3) Названия каких химических элементов состоят всего из трех букв? (Бор, йод).

4) Какой химический элемент имеет самое длинное название?

(Протактиний).

5) Названия каких химических элементов имеют еще ряд значений, различных по смыслу?

 Бор – а) фамилия датского ученого, б) сосновый лес, в) род злаков, г) стальное сверло в бормашине, д) город в Новгородской области, е) город в Судане.

Титан – а) спутник планеты Сатурн; б) в древнегреческой мифологии гигант, вступивший в борьбу с богами; в) выдающийся человек, имеющий исключительно широкий размах деятельности; г) прибор для нагревания воды).

6) Название какого химического элемента будет читаться по-прежнему, даже если его перевернуть вверх ногами? (Неон).

7) Какие химические элементы утверждают, что могут «рождать другие вещества»? (Водород, кислород).

8) Алхимики утверждали:

 «Семь металлов создал свет,

 По числу семи планет…»

Назовите эту великолепную семерку. (Солнце – золото, Юпитер – олово; Луна – серебро, Марс – железо, Меркурий – ртуть, Сатурн – свинец, Венера – медь).

А теперь поиграем. Следующие туры  представляют собой загадки, связанные с химическими элементами.

2 тур-шарады

Здесь загадки и шарады! За отгадку – две награды!

Шарада – загадка в которой загаданное слово делится на несколько частей, имеющих самостоятельное значение.

1) Название какого неметалла говорит о радостном состоянии человека. (Радон – Рад он).

2) Первый слог – предлог известный.

Слог второй трудней найти:

Часть его составит цифра,

К ней добавьте букву «Й».

Чтобы целое узнать,

Нужно вам металл назвать.

(Натрий).

3) Я – газ, простое вещество,

Двузначен номер мой.

А слог мой первый – божество,

Река – вот слог второй.

(Ра – Дон).

4) К предлогу и ноте

Время года добавьте,

Из полученных букв

Лантаноид составьте.

(Празеодим).

5) Основа моя – сухая трава,

С обоих концов – согласные.

В целом я – газ, дорогие друзья,

И кто я, думаю, ясно вам.

(Ксенон)

6)Найдите две ноты в начале октавы;

Участок, где выросли сочные травы.

Из букв этих слов элемента название,

Подумав, попробуйте сами составить.

Чудесными свойствами он обладает:

То ярко сверкает, то черным бывает.

(Углерод).

7) Первый слог мой – отрицанье

Слог второй – местоименье,

Отгадай мое названье,

Поскорей, я жду решенья!

(Неон).

3 тур - метаграммы

Метаграммой называют задачу, в которой, заменяя одну из букв слова, получают новое слово.

1) Из названия какого химического элемента, заменяя первую букву на другую, можно получить слово:

 А)обозначающее название пролива между Европой и Азией (фосфор – Босфор);

 Б)имя мифической богини (сера – Гера);

 В) сложный шифр (иод – код);

 Г)местность, где в почве много воды (золото – болото

2) Из названия какого химического элемента, заменяя последнюю букву на другую, можно получить слово, обозначающее название горной системы, являющейся границей между Европой и Азией? (Уран – Урал).

3) Из названия какого химического элемента, заменяя две последние буквы на две другие, можно получить фамилию советского космонавта? (Титан – Титов).

4) Из названия какого химического элемента, заменяя две последние буквы на одну, можно получить слово

А) обозначающее название города-героя, (тулий – Тула);

 Б)название планеты или название фрегата русского военного флота (палладий – Паллада);

 В)название бывшего города Куйбышева (самарий – Самара);

 Г)фамилию ученого, учредителя одной из высших премий (нобелий – Нобель); Д)название части континента (европий – Европа)?

5)Корабли меня обходят,

Знает лоцман наизусть.
Если Л на Д заменят,

То металлом окажусь (медь – мель)

4 тур - логогрифы

Логогриф – это игра, в которой буквы в слове не заменяются другими, а либо выбрасываются, либо прибавляются новые.

1) Из названия какого химического элемента, выбросив первые две буквы, можно получить название реки? (Радон – Дон).

2) Из названия какого химического элемента, выбросив первые две буквы, можно получить название одной из распространенных игр? (Золото – лото).

3) Из названия какого химического элемента можно получить, выбросив последнюю букву, слово – клич, с которым солдаты идут в атаку, а мирные люди – на парад? (Уран – Ура).

4) К названию какого химического элемента можно добавить в конце две буквы и получить название корабля, который затонул, столкнувшись с айсбергом? (Титан – Титаник).

5) В название химического элемента третьего периода добавьте букву «ф» и получите название земной оболочки? (Сера – сфера).

6) К названию химического элемента третьей группы прибавьте числительное, чтобы получилась фамилия русского ученого-химика и композитора? (Бор + один = Бородин).

5 тур -  анаграмма

Анаграмма отличается от других буквенных игр – задач тем, что из одного и того же слова, переставляя слоги и буквы, а также при обратном чтении (справа налево), можно получить новые слова.

1) Из названья какого химического элемента, переставляя первую букву в конец, можно получить название одного из видов четырехугольника? (Бром – ромб).

2) Я – газ редчайший на Земле.

Мне близки радий и свинец.

Но буквы переставишь мне,

И я – истории творец.

 (Радон – народ).

3) Горючий продукт я,

«Живу» на болотах.

Но есть одна буква

В названье коротком.

Прыжок ее быстрый –

И все изменилось:

Я стал элементом.

Так чудо свершилось.

 (Торф – фтор).

Подведение итогов.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Малокаменская средняя общеобразовательная школа

Сценарий внеклассного мероприятия

«Химия вокруг нас»

КВН

                                                                             Составитель:

                                       учитель МКОУ  «Малокаменская СОШ»

                           Пыхтина Валентина Дмитриевна

2016 год

«Химия вокруг нас»

КВН

Цели:

Обучающая – Познакомить учащихся с использованием знаний по химии в повседневной жизни. Сообщить ребятам новые интересные факты. Отработать навыки химического эксперимента

Развивающая – В занимательной форме актуализировать знания учащихся. Расширить кругозор. Способствовать развитию логики, сообразительности, находчивости, а также   интереса к изучению химии.

Воспитательная – Продолжить развитие культуры проведения химического эксперимента, общения, умения высказывать свои взгляды суждения.

Вступительное слово ведущего:

Сила сцепления

Вяжет пары,

Мощь тяготения

Держит миры

Атомов сходство

Жизнь создает

Света господство

К знанью ведет

Здравствуйте, уважаемые зрители, жюри и участники команд! Как вы уже поняли, этот вечер у нас сегодня необыкновенный, мы узнаем много нового, интересного о такой науке, как «химия».

 Сегодня мы проверим ваши знания на практике. .

Представляем жюри.

 

А сейчас попросим команды представиться.

Представление команд

Капитан 1 команды: Вас приветствует команда   "КОЛБА".

1 команда: Команда  Любознательных, Быстрых, Активных!

Капитан 1 команды: Наш девиз – (хором)

"Наш девиз всего два слова –
химичишь сам – трави другого!"

Колба крепкая не развалится.
Не разъест ее даже кислота.
Друг в беде не бросит
И списать поможет.
Мы же химики!
Честь нам и хвала!

Капитан 2 команды: Вас приветствует команда (хором) "НЕЙТРОНЧИКИ".

Наш девиз – "Нейтрончики вперед,
(хором) Химия к себе зовет!"

Химия моя, ты наука века!
(хором) Обеспечила нитратами человека.
Овощи ли ем, фруктами питаюсь
Всюду и везде с химией встречаюсь!

Ведущий 1: Слово для приветствия имеет команда "Колба".

Капитан "Колбы": Разрешите передать вам наш чистый, пламенный привет. От всего сердца желаем вам успехов в учебе и труде. А сейчас поприветствуем жюри!

(Приветствие жюри 1 команды.)

Команда "Колба":

Пусть ваша совесть будет чиста,
Как в этой колбе вода!

(Подносят жюри колбу с водой.)

Ведущий 2: Болельщики! Поаплодируйте команде "Колба" и дадим слово для приветствия команде "Нейтрончики".

Капитан команды "Нейтрончики": Мы приветствуем команду "Колба".

(хором) Да, соперники сильны,

Но для нас вы не страшны,

Мы «химичим» с малых лет,

В этом наш большой секрет!

(И хором команда  - приветствие соперникам.)

Наше приветствие жюри:

О, судьи добрые!
Не уроните вашу честь,
Судите правильно и честно,
Чтоб в КВНе все учесть!

Ведущий: Итак, начинаем наше соревнование. Первый конкурс – разминка. Командам будут задаваться вопросы в течение 1-2 мин. Задача каждой – ответить на максимальное число вопросов, если ответа нет, необходимо сказать дальше. Итак, поехали.

Вопросы команде «Колба»

1) В какой части пламени самая высокая  температура? ( в верхней)

2) От соединений какого металла зависит зеленая окраска растений? (магний)

 3) Какая кислота содержится в щавеле?

4) В какой капусте много йода? ( в морской)

5) Какая кислота содержится в яблоках? (яблочная)

6) Какая планета солнечной системы и химический элемент имеют одно название?(уран)

7) Почему свежий разрез яблока на воздухе буреет?(содержится железо)

8) Газ, используемый для обеззараживания воды (хлор)

9) Какой металл находится всегда в жидком состоянии? (ртуть)

10) Какой галоген используют для обработки ран (йод)

11) Какое вещество применяется для сварки металлов?( кислород)

12) Смесь газов, содержащая 78% азота и 21% кислорода (воздух)

13) Какое вещество используется для  отбеливания волос ( перекись водорода)

14) Изделие из стекла для проведения химических опытов (пробирка)

15) Ядовитый газ, применяемый как отравляющее вещество  во время Первой мировой войне?(хлор)

16) Газ, образующейся в воздухе во время грозы. (озон)

17) Вещество, содержащееся в картофеле, хлебе, макаронах (крахмал)

18) Металл, который обеззараживает воду, убивая вредные микроорганизмы (серебро)

19) Грифель карандаша сделан из ….. (графита)

20)  Природный газ ( метан)

21) Вещество из которого сделана бумага (целлюлоза)

22) Какой элемент является настоящим гигантом? (титан)

23) Какие химические элементы утверждают, что могут «другие вещества рождать»? (водород, кислород, углерод)

24) Какие химические элементы легко превратить в веселое зрелище? (цирконий, цинк)

25) Какой металл, по древней  мифологии, обречен на  «вечные муки»? (тантал)

26) В состав названия какого металла входит дерево? (никель)

27)  Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (платина)

28)Какие химические элементы состоят из различных рек? (Индий, Полоний, Радон)

Вопросы команде «Нейтрончики»

1)  Элемент с металлическими свойствами, который входит в состав поваренной соли(натрий)

2)  Вещество, поддерживающее дыхание и горение(кислород)

3) Самый легкий газ (водород)

4) Мельчайшие частички вещества, сохраняющие его свойства( молекула)

5) Какое вещество мы выдыхаем, а растения поглощают? (углекислый газ)

6) Самый тугоплавкий металл (вольфрам)

7) От соединения какого металла зависит красный цвет крови? (железо)

8) Какая кислота используется для консервирования? (уксусная)

9) Газ, основная составная часть воздуха(азот)

10) Соединения , состоящие из двух элементов, один из которых кислород (оксид)

11)  «Крылатый» металл (алюминий)

12) Элемент название которого в переводе с греческого означает «светоносец» (фосфор)

13) Какое вещество используется в выпечки бисквитов, которое поднимает объем изделия? (Сода)

14) О каком минерале говорится в сказках Бажова (малахит)

15) Какой  элемент самый распространенный в космосе? (водород)

16) Кислота, которая есть в желудке (соляная)

17) Что такое царская водка (смесь азотной и соляной кислот)

18) Какова плотность воды? (1)

19) Заряженные частицы (ионы)

20)Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов?  (водород)

21) Какой элемент всегда рад? (радий)

22) Какой газ утверждает, что он — это не он? (неон)

23) Какой неметалл является лесом? (бор)

24)Какой химический элемент сострит из двух животных? (мышьяк)

25) В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. 26) Какие это элементы? (бром, хром)

27) От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного или человека? (Серебро)

28)Название какого металла несет в себе волшебника? (магний)

Ведущий: Следующий конкурс называется Следопыт.

Мы разлили вам в пробирки
Два опасных вещества.
Распознайте, где какое?
Лакмус в помощь вам, друзья!

Ведущий: Объявляется конкурс «Быстрота реакции». С помощью таблицы Менделеева за 1 минуту найдите как можно больше элементов на букву К.

Ведущий: А теперь попросим команды представить домашнее задание.

Домашнее задание Химические сказки. Командам необходимо ответить на вопросы.

СКАЗКА О ВЕЛИКОЙ БИТВЕ.

В одном царстве-государстве под названием Химия жили-были два войска. Одно выступало под красным флагом. Очень любили его воины есть на обед щи из квашеной капусты, маринованные грибы и овощи, пить морс из клюквы и лимонный сок. Их желудки могли переваривать даже железные гвозди, но вот доспехи годились только медные, а командир щеголял в серебряном шлеме. Где бы ни проходило это войско, гибли почти все растения, оставались расти только жесткий хвощ да неприхотливый щавель.

Другое войско выступало под синим флагом. Злыми были его воины, едкими – разъедали кожу и ткани. При их купании в речке вода так нагревалась, что гибла рыба и прочая живность.

Люто ненавидели друг друга воины обеих войск, все рвались в бой. И вот наступил день Великой битвы. Встретились в чистом поле два войска, сошлись в непримиримой схватке. И случилось чудо – пропали враги-воины, а вместо них встали, держась за руки, два мирных народа, не обладающие агрессивностью. И флаг их был фиолетовый. И стали они верно служить людям. А тех воинов, которые остались в резерве и не участвовали в битве, отправили в специальных вагонах на химические предприятия для мирной службы.

Вопросы и задания:

О каких классах веществ идет речь в данной сказке? Объясните цвета флагов обеих войск и мирных народов.

Как называется реакция «Великой битвы»? Составьте подходящее уравнение к данной реакции.

Как могли желудки воинов войска под красным флагом переваривать железные гвозди? Составьте уравнение данной реакции. Почему этим воинам годились только медные или серебряные доспехи?

ОТВЕТЫ:

Сказка о Великой битве.

«Войско под красным флагом» - кислоты. «Войско под синим флагом» - щелочи, растворимые в воде основания. Два «мирных народа» - вода и соли. Цвета флагов – цвет лакмуса в растворах данных веществ (при условии, что соль средняя и не подвергается гидролизу).

«Великая битва» - реакция нейтрализации: кислота + основание = соль + вода. Например: HCl + KOH = KCl + H2O

Кислота, содержащаяся в желудке, - соляная. Кислоты-неокислители реагируют с металлами, расположенными в электрохимическом ряду напряжений металлов до Н: 2HCl + Fe = FeCl2 + H2↑, поэтому железные доспехи этим воинам не годились. Медь Сu и серебро Ag расположены в данном ряду после Н – с кислотами-неокислителями не реагируют.

Ведущий: Наконец-то наступил момент, когда будут соревноваться капитаны. Капитаны! Будьте внимательны! Я буду зачитывать вопросы – загадки, а вы отвечать. Кто успел, тот и съел!

1. Быть символом не каждому дано,

Но именем моим не без причины

Назвали руки, дождь, тельца, руно,

Сечение и мнений середину,

И в честь меня был назван даже век,

Когда был счастлив человек.

Что ныне  в имени моем? А встарь

Считали все, что я – металлов царь. (золото)

2. Он хвалился: «Нет мне равных!

Галоген я самый главный.

Зря болтать я не люблю:

Все на свете отбелю!» (хлор)

3.Он красой своей гордился,

Твердым был, но испарился.

Фиолетовый как ночь,

Далеко умчался прочь.

 

4.Я коварный поджигатель

Вы огня хотите- нате!

Я всесильный окислитель

(Если только дров дадите) (кислород)

5.Гулять в грозу- какой резон?

Подышим воздухом дружище.

В природе словно стало чище,

Повсюду в воздухе…. (озон)

6.А ну, скорей снимите шляпу!

Я дочь космического папы.

Я вездесуща и легка, -

Я лед, я -пот, я-облака.

Я иней, чай, бульон, туман,

Река, ручей и океан.

Когда я злюсь, то закипаю;

Когда мороз- я застываю (вода)

7. Вы со мною уже встречались-

Я космический скиталец,

Элементов прародитель

И отважный предводитель.

Я любитель кислорода,

Вместе с ним даю я воду. (водород)

8.Иду на мелкую монету,

В колоколах люблю звенеть,

Мне ставят памятник за это

 И знают: имя мое… (медь)

9.Из глины я обыкновенной,

Но я на редкость современный.

Я не боюсь электротока,

Бесстрашно в воздухе лечу;

Служу на кухне я без срока –

Мне все задачи по плечу.

Горжусь своим я именем:

Зовусь я………. ( алюминием)

10.Обычно белый, как мука,

От йода я синею.

Но как боюсь  я кипятка!

В нем сразу стану клеем. (крахмал)

11.Такова моя природа:

Известняк, песок и сода

Много требуют огня,

Чтобы выплавить меня.

Я прозрачно и светло

И зовут меня….. ( стекло)

12.Я – серый порошок,

Пока мой дом – мешок.

Но лишь напьюсь воды – в момент

Окаменею. Я-…. ( цемент)

13.Мой первый слог найдете в сере,

А два других есть в нашем теле,

А в целом я в кольце, сережках,

Цепочках, вилках, даже в ложках. (Серебро)

14.Первый слог – из зоопарка,

Два других –игра с азартом.

А если вместе ты их взял,

То получится металл.

Это знают даже дети-

Он пластичней всех на свете. (Золото)

15.Что за странный есть металл?

В воду бросишь – побежал.

По поверхности вприпрыжку

Бегал, прыгал и пропал. (натрий)

Ведущий: Молодцы, капитаны! А теперь конкурс для всей команды – Химический кроссворд! На выполнение кроссворда дается 5 минут.

По горизонтали:

3.Вещество, которое пишет по бумаге черным или серым цветом;

5.Сладкое вещество;

7.Что является объектом изучения химии?;

9.Легкоплавкий металл, часто используется теми, кто имеет дело с паяльниками;

10.Вещество, которое пишет белым цветом по асфальту;

11.Соленое вещество

По вертикали:

1.Вещество, светящееся в темноте;

2.Вещество, нужное для приготовления киселя и клейстера;

4.Газ, необходимый для дыхания;

6.Металл, их которого сделаны молоток и гвозди;

8.Вещество, из которого сделана настойка для смазывания ссадин и порезов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

ф

2

о

к

с

3

г

р

а

ф

и

т

4

а

о

6

к

с

а

х

а

р

ж

и

м

8

7

в

е

щ

е

с

т

в

а

й

л

л

о

л

о

в

о

10

м

е

л

о

д

з

р

о

11

с

о

л

ь

д

Ведущий: Пока команды трудятся над кроссвордом, объявляется конкурс для болельщиков. Свой заработанный балл вы можете отдать команде, за которую болеете.

Вспомните как можно больше строк из стихов М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин со словом «золото».

    Ответы.

  1. «Под ним струя светлей лазури,

               Над ним луч света золотой»

(Лермонтов «Парус»)

  1. «Ночевала тучка золотая

               На груди утеса великана»

(Лермонтов «Утес»)

  1. «Отделкой золотой блистает мой кинжал»

(Лермонтов «Мцыри»)

  1. «У лукоморья дуб зеленый,

               Златая цепь на дубе том…

               Там царь Кащей над златом чахнет»

(Пушкин А.С.)

  1. «Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок»

(Пушкин А.С.)

  1. «Пришел невод с одной рыбкой

               С непростою рыбкой – золотою»

(Пушкин А.С.)

  1. «В багрец и золото одетые леса»

(Пушкин А.С.)

Ведущий:  Внимание. Открыта скульптурная галерея «Жертвы химических опытов».

  • Экспонат «Жертва взрыва»

            Получал я водород

            И прибавил кислород.

            Они взорвались сразу,

            Теперь хожу без глаза.

  • Экспонат «Здесь пил…»

            Химик здесь лежит безвестный в мире.

                Выпил, бедный, целое ведро,

                Полное H2SO4, думая что это Н2О.

                Беде на встречу тот идет,

                Кто что попало в рот кладет.

                Так вот запомните, друзья,

                Чтоб вам не отравиться.

                Учите химию всегда.

                Она вам пригодится.

  • Экспонат «Жертва действия щелочи»

                Вы не думайте, друзья,

                Что пришла так в школу я.

                Злая щелочь платье съела,

                Вот такое, братцы, дело.

                   Команда «Реторта» представляет свои скульптуры.

  • Экспонат «Жертва любопытства»

                Сунул палец я в пробирку,

                Получилась в пальце дырка.

                Вот беда, игра опасна,

                Слезы лью теперь напрасно.

  • Экспонат «Жертва дегустации»

                Попробовать на вкус решила кислоты,

                Глядь, языка уж нет во рту.

                Растаял мой язык, как лед,

                И до сих пор во рту все жжет.

  • Экспонат «Жертва волшебства»

                Мне не хватало волшебства,

                В пробирке размешал я вещества.

                Взрыв раздался - еле жив остался.

Правила выживания в химической лаборатории

  • Если откупорили что-либо – закупорьте.
  • Если в руках у вас жидкое – не разлейте, порошкообразное – не рассыпьте, газообразное не выпустите наружу.
  • Если включите – выключите.
  • Если открыли – закройте.
  • Если разобрали – соберите.
  • Если не можете собрать - позовите на помощь умельца.
  • Если не разбирали - не вздумайте собирать.
  • Если пользуетесь чем – либо – держите в чистоте и порядке.
  • Если хотите воспользоваться тем, что принадлежит другому, попросите разрешения.
  • Если не знаете, как это действует, - не трогайте.
  • Если вас это не касается – не вмешивайтесь.
  • Если не знаете, как это делается, - сразу спросите.
  • Если не можете что – либо понять почешите в затылке.
  • Если все же не поймете, то не пытайтесь.
  • Если у вас что – либо взорвалось, проверьте, остались ли живы.
  • Если не усвоили этих правил – не входите в лабораторию.

Ведущий: А теперь объявляется следующий конкурс: Строение атома.

Строение атома запомнить легко: 
В центре помещается ядро,
Зарядом и массой обладает оно.
Заряд определяется числом протонов,
Масса — суммой протонов и нейтронов.
Атом нейтральным является,
Потому что электроны появляются.
По массе они маленькие очень,
Заряд у них минус один, впрочем.
Электроны, как попало, не болтаются,
На особых “орбитах” размещаются.
Число электронов и протонов легко определяется:
Оно порядковому номеру равняется.
Число нейтронов легко считается:
Из атомной массы порядковый номер вычитается.

После стиха к доске вызывается по одному участнику из команды, которые должны произвести запись строения атома натрия и серы. Жюри оценивает правильность и скорость записи.

Ведущий:  А теперь кое-что поинтереснее. Внимание Черный ящик!

Задание

Это очень редкий и очень рассеянный в природе элемент, в виде примесей он присутствует везде. До 1914г Россия этого вещества не производила, а покупала его в Чили. Во время войны 1914-1918гг. из-за блокады Германией морских путей все запасы этого вещества иссякли, а лазареты, госпитали и больницы требовали его во все возрастающих количествах.  Вот тогда и вспомнили, что некоторые водоросли, содержат его. Первый в России завод по производству этого вещества был пущен в 1915 г в Екатеринославле (ныне Днепропетровск). Он дал стране 200кг вещества, полученного из золы черноморской водоросли филлофоры. Какое вещество находится в черном ящике?

Ответ: йод

Задание

Это вещество древнегреческий поэт Гомер, автор «Илиады» и «Одиссеи» называл «божественным». В те времена оно ценилось выше золота. Из-за местрождений этого вещества происходили военные столкновения, а нехватка этого вещества вызывала бунты. Природный минерал –галлит. О каком веществе идет речь?

Ответ: поваренная соль

Задание

 Люди еще до начала новой эры использовали это вещество. В 1747г немецкий химик и металлург Андреас-Сигизмунд Маргграф обнаружил присутствие этого вещества в свекловичном соке. Но это открытие не использовалось до 1801г., когда ученик Маргграфа немецкий химик и физик Франц-Карл Ахард орагнизовал в Силезии небольшой завод по получению этого вещества из свеклы.

О каком веществе идет речь?

Ответ: сахар

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, посмотрим на чудеса!

Далее проводятся занимательные опыты.

Подведение итогов, награждение победителей.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЛИНЕЙКА,  ПОСВЯЩЕННАЯ« НЕДЕЛЕ ХИМИИ».

-Уважаемые ребята! Вот и закончилась  «Неделя химии»!

Разрешите подвести итоги.

В мероприятии  «Химический брейн-ринг», проведенном между 8-11 классами,  победил…класс.

А сейчас  несколько интересных фактов из цикла « И химия, и жизнь».

                                Выступление первого ученика.

-Все любят картофель-фри, попросту – тонко нарезанную жареную картошку. Но мало кто знает, что приятная вкусная корочка такого картофеля возникает благодаря карамельному сахару,  который образуется при термической обработке картофельного крахмала. Поэтому, чем больше в картофеле крахмала, тем лучше;  по крайней мере, если картофель предназначен для жарки.

Выступление второго ученика.

-В овощах семейства пасленовых, к которому относится табак,  содержится много никотина. Как показали измерения,  достаточно съесть 100 г баклажанов, 150 г картофеля, 250 г спелых томатов, чтобы в крови накопилось столько никотина,  как будто вы провели в накуренной комнате 30 часов.

Выступление третьего ученика.

-С древних времен ароматические масла использовались для лечения. Эфирные масла способствуют заживлению ран,  заглушают боль при ревматизме. Есть масла, которые воздействуют на человеческое сознание. Ромашка помогает расслабиться, лимон действует как укрепляющее средство. С недавних пор  ароматотерапию стали использовать и в лондонском метро. Свежий воздух с добавкой лимонной эссенции специально нагоняют в вагоны метро, чтобы поднять настроение у пассажиров.

        И в заключении, мы хотим продемонстрировать вам, как с помощью химии можно объясняться в любви:

В порыве страстного броженья

Я окисляюсь от тоски

Душа не выдержит давленья

И разорвется на куски.

Мне нет покоя в этом мире

Инертна воля, как азот

И, как аш два эс о четыре

Любовь мне сердце жжет и жжет

Ты помнишь, плыли мы на лодке?

Здесь аш два о, там небосклон.

В тот вечер, словно царской водкой,

Тобою был я растворен.

Душа моя слилась с тобою,-

Того не выскажут слова!

Как окись кальция с водою,

Как едкий натрий с це о два.

Клянусь я фосфора раствором,

Что ты дороже мне всего.

Полна, полна любви раствором

 Пробирка сердца моего!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интересные факты о языках народов мира

Интересные факты о языках народов мира...

Интересные факты о языках народов мира (2)

Интересные факты о языках народов мира (2)...

Интересные факты о языках народов мира (3)

Интересные факты о языках народов мира (3)...

Интересные факты о стран мира Часть 1

Самые богатые и бедные страны мира....

Каталог интересных фактов стран мира

интересные факты о странах мира...

Открытый классный час "Интересные факты из мира информационных технологий"

Классный час проводился в рамках "Недели информационных технологий" для групп МЦ-12 и МЦ-13, профессия "Мастер по обработке цифровой информации", 2013 г.Организаторы мероприятия:Погодаев С. А. - ...

Интересные факты по теме "Языки народов мира"

Интересные факты по теме  "Языки народов мира"...