Элективные курсы по химии
элективный курс по химии (10, 11 класс) на тему

Таюрская Людмила Николаевна

Элективный курс "Секреты органической химии" 10 класс

Элективный курс "Сложные вопросы общей химии" 11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МО КУЙТУНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО                       СОГЛАСОВАНО                           УТВЕРЖДАЮ

на  заседании МО                      Зам. директора по УВР                  Директор МКОУ «Уянская СОШ»

учителей

естественно-научного

цикла                                     ____________________                              ________________________          

протокол №_____               ____________________                              ________________________

от_____________        (дата)                                                            (дата)

руководитель МО

_______________

Рабочая программа

элективного курса

Секреты органической химии

Образовательная область: естествознание

Уровень: среднее общее образование

Класс:   10

Составитель программы:

учитель химии и биологии

Таюрская Л.Н.

Рабочая программа  разработана на основе следующих нормативно-правовых    документов:

  1. Федеральный  Закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.    2012 г. № 273-ФЗ (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089
  3. Программы спецкурса  по химии  для учащихся 10  классов автор Валегура Л.А. учитель химии МБОУ «СОШ №4»  г.Саянска   

Планируемые результаты:

    В  результате освоения программы учащиеся будут знать:

– определения изученных понятий;

– классификацию и номенклатуру органических веществ;

– свойства органических соединений;

– получение органических соединений;

– практическое применение веществ.

уметь:

– различать органические вещества по формулам,  давать им названия;

– сравнивать строение органических веществ разных классов;

– составлять уравнения химических реакций с участием органических веществ и иметь представление о некоторых механизмах их протекания;

– составлять окислительно-восстановительные реакции для органических веществ и прогнозировать продукты реакции;

– решать расчетные задачи разных типов по уравнениям реакций;

– наблюдать и объяснять химические явления;

– правильно обращаться с органическими веществами, используемыми в повседневной жизни.

Содержание учебной программы

Тема 1. Теория строения органических соединений (2 ч).

Валентность. Валентное состояние атома углерода. Гибридизация.

Виды химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей, типы реакционных частиц в органической химии.

Тема 2. Предельные углеводороды (4 ч).

Строение алканов. Способы получения и химические свойства алканов (на примере гомологов метана): горение, замещение, разложение, дегидрирование и др.

Вывод формул алканов по уравнениям реакций.

Циклоалканы, их строение и свойства.

Решение задач по уравнениям реакций с участием алканов и циклоалканов.

Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров алканов.

Тема 3. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии (5 ч).

Участие органических веществ в окислительно-восстановительных реакциях. Применение метода электронного баланса к органическим реакциям. Поведение ионов, содержащих марганец, хром, пероксид водорода в окислительно-восстановительных реакциях. Прогнозирование продуктов окислительно-восстановительных реакций и составление уравнений.

Тема 4. Непредельные углеводороды (5 ч).

Алкены,  их строение, физические и химические (реакции присоединения, окисления,  полимеризации) свойства и способы получения.

Классификация и особенности строения диеновых углеводородов. Способы получения. Особенности химических свойств диеновых углеводородов. Каучуки (натуральный, синтетический). Резины.

Алкины, их строение, способы получения, химические свойства: реакции присоединения, кислотные свойства алкинов, реакция окисления,  полимеризации.

Лабораторные опыты. 1. Получение этилена реакцией дегидратации этанола. 2. Отношение этилена, ацетилена к раствору перманганата калия.  

Тема 5. Ароматические углеводороды

Арены, их строение.  Получение и химические свойства аренов: реакции электрофильного замещения (галогенирование, алкилирование, нитрование, сульфирование), реакции присоединения (гидрирование, радикальное галогенирование), реакции окисления, реакции горения. Особенности химических свойств гомологов бензола.

Решение комбинированных задач с участием ароматических углеводородов.

Тема 6. Кислородсодержащие соединения.

Спирты, их строение. Способы получения. Химические свойства: кислотные свойства, реакции нуклеофильного замещения, окисление спиртов, реакции дегидратации. Многоатомные спирты, особенности их химических свойств.

Лабораторные опыты. 3. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Фенолы, их строение. Способы получения. Химические свойства: кислотные свойства, реакции электрофильного замещения, реакции поликонденсации.

Альдегиды и кетоны, их строение. Способы получения. Химические свойства: реакции присоединения, реакции окисления, реакции конденсации, реакции поликонденсации, реакции замещения по углеводородному радикалу.

Карбоновые кислоты, их строение. Способы получения. Химические свойства: кислотные свойства, реакции  по углеводородному радикалу, декарбоксилирование. Высшие карбоновые кислоты. Непредельные карбоновые кислоты.

Лабораторные опыты. 4.Идентификация спиртов, фенолов, альдегидов и карбоновых кислот.

Сложные эфиры, способы получения, химические свойства. Жиры, их строение, свойства и биологическая роль. Соли карбоновых кислот, их свойства.

Углеводы. Моносахариды, свойства глюкозы, фруктозы. Дисахариды, свойства сахарозы, лактозы, мальтозы. Полисахариды, свойства крахмала целлюлозы.  

Лабораторные опыты. 5.  Идентификация кислородсодержащих соединений.  

Тема 7. Азотсодержащие органические соединения

Амины, их строение, свойства и способы получения.

Аминокислоты. Белки

Понятие о гетероциклических соединениях. Шестичленные и пятичленные азотсодержащие гетероциклы.

Лабораторные опыты. 6.  Качественные реакции на белки.

Решение цепочек превращений, отражающих генетические взаимосвязи органических веществ.

Вывод формул органических веществ по уравнениям реакций.

Решение задач с использованием понятия «концентрация раствора».

Решение комбинированных задач с участием органических соединений.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

План

Факт

Тема1. Теория химического строения органических соединений  (2 ч)

1.

Валентность. Валентное состояние атома углерода. Гибридизация

2.

Виды химических связей в органических соединениях и способы их разрыва

Тема 2. Предельные углеводороды (4 ч)

3

Алканы, их строение, свойства и способы получения

4

Вывод формул алканов по уравнениям реакций

5

Циклоалканы, их строение и свойства

6

Решение задач по уравнениям реакций с участием алканов и циклоалканов

Тема 3. Окислительно-восстановительные реакции (5 ч)

7

Применение метода электронного баланса к органическим реакциям

8

Поведение ионов, содержащих марганец в окислительно-восстановительных реакциях

9

Поведение ионов, содержащих хром в окислительно-восстановительных реакциях

10

Поведение пероксида водорода в окислительно-восстановительных реакциях

11

Прогнозирование продуктов окислительно-восстановительных реакций и составление уравнений

Тема 4. Непредельные углеводороды (5 ч)

12

Алкены,  их строение, свойства и способы получения

13

Диеновые  углеводороды, их строение, свойства и способы получения

14

Алкины, их строение, свойства и способы получения

15

Вывод формул непредельных углеводородов по уравнениям реакций

16

Решение задач на массовую, объёмную и молярную долю вещества в смеси

Тема 5. Ароматические углеводороды (2 ч)

17

Особенности химических свойств аренов, способы получения

18

Решение комбинированных задач с участием ароматических углеводородов

Тема 6. Кислородсодержащие соединения (9 ч)

19

Спирты, их строение, свойства и способы получения

20

Многоатомные спирты, особенности их химических свойств

21

Фенолы, их строение, способы получения, химические свойства

22

Альдегиды и кетоны, их строение, способы получения, химические свойства

23

Карбоновые кислоты, их строение, способы получения, химические свойства. Высшие карбоновые кислоты

24

Непредельные карбоновые кислоты

25

Соли карбоновых кислот, их свойства

26

Решение цепочек превращений, отражающих генетические взаимосвязи органических веществ

27

Углеводы, химические свойства, способы получения

Тема 7. Азотсодержащие органические соединения  (7 ч)

28

Амины, их строение, свойства и способы получения

29

 Аминокислоты. Белки

30

Понятие о гетероциклических соединениях

31

Решение цепочек превращений, отражающих генетические взаимосвязи органических веществ

32

Вывод формул органических веществ по уравнениям реакций

33

Решение задач с использованием понятия «концентрация раствора»

34

Решение комбинированных задач с участием органических соединений

Календарно-тематическое планирование

занятия

Дата

Тема

Химический

эксперимент

Вид

деятельн.

Тема1. Теория химического строения органических соединений  (2 ч)

1

1. Валентность. Валентное состояние атома углерода. Гибридизация

Лекция

2

2.Виды химических связей в органических соединениях и способы их разрыва

Лекция

Тема 2. Предельные углеводороды (4 ч)

3

1.Алканы, их строение, свойства и способы получения

Семинар-практикум

4

2.Вывод формул алканов по уравнениям реакций

Решение задач

5

3.Циклоалканы, их строение и свойства

Семинар-практикум

6

4.Решение задач по уравнениям реакций с участием алканов и циклоалканов

Решение задач

Тема 3. Окислительно-восстановительные реакции

в органической химии  (5 ч)

7

1.Применение метода электронного баланса к органическим реакциям

Лекция

8

2.Поведение ионов, содержащих марганец в окислительно-восстановительных реакциях

Семинар-практикум

9

3.Поведение ионов, содержащих хром в окислительно-восстановительных реакциях

Семинар-практикум

10

4.Поведение пероксида водорода в окислительно-восстановительных реакциях

Семинар-практикум

11

5.Прогнозирование продуктов окислительно-восстановительных реакций и составление уравнений

Семинар-практикум

Тема 4. Непредельные углеводороды (5 ч)

12

1.Алкены,  их строение, свойства и способы получения

Л.О. 1. Получение этилена реакцией дегидратации этанола

Семинар-практикум

13

2.Диеновые  углеводороды, их строение, свойства и способы получения

Семинар-практикум

14

3.Алкины, их строение, свойства и способы получения

Л.О. 2. Отношение этилена, ацетилена к раствору перманганата калия  

Семинар-практикум

15

4.Вывод формул непредельных углеводородов по уравнениям реакций

Решение задач

16

5.Решение задач на массовую, объёмную и молярную долю вещества в смеси

Решение задач

Тема 5. Ароматические углеводороды (2 ч)

17

1.Особенности химических свойств аренов, способы получения

Семинар-практикум

18

2.Решение комбинированных задач с участием ароматических углеводородов

Решение задач

Тема 6. Кислородсодержащие соединения (9 ч)

19

  1. Спирты, их строение, свойства и способы получения

Семинар-практикум

20

2.Многоатомные спирты, особенности их химических свойств

Л.О. 3. Качественная реакция на многоатомные спирты

Семинар-практикум

21

3.Фенолы, их строение, способы получения, химические свойства

Семинар-практикум

22

4.Альдегиды и кетоны, их строение, способы получения, химические свойства

Семинар-практикум

23

5.Карбоновые кислоты, их строение, способы получения, химические свойства. Высшие карбоновые кислоты

Семинар-практикум

24

6.Непредельные карбоновые кислоты

Л.О. 4. Идентификация спиртов, фенолов, альдегидов и карбоновых кислот

Семинар-практикум

25

7.Соли карбоновых кислот, их свойства

Семинар-практикум

26

8.Решение цепочек превращений, отражающих генетические взаимосвязи органических веществ

Семинар-практикум

27

9.Углеводы, химические свойства, способы получения

Л.О. 5. Идентификация

кислородсодержащих

соединений

Семинар-практикум

Тема 7. Азотсодержащие органические соединения  (7 ч)

28

1.Амины, их строение, свойства и способы получения

Семинар-практикум

29

2. Аминокислоты. Белки

Л.О. 6.  Качественные реакции на белки

Семинар-практикум

30

3.Понятие о гетероциклических соединениях

Лекция

31

4.Решение цепочек превращений, отражающих генетические взаимосвязи органических веществ

Семинар-практикум

32

5.Вывод формул органических веществ по уравнениям реакций

Семинар-практикум

33

6.Решение задач с использованием понятия «концентрация раствора»

Семинар-практикум

34

7.Решение комбинированных задач с участием органических соединений

Семинар-практикум



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МО КУЙТУНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО                            СОГЛАСОВАНО                                           УТВЕРЖДАЮ

на  заседании МО                      Зам. директора по УВР                  Директор МКОУ «Уянская СОШ»

учителей

естественно-научного

цикла                                     ____________________                              ________________________          

протокол №_____               ____________________                              ________________________

от_____________        (дата)                                                            (дата)

руководитель МО

_______________

Рабочая программа

элективного курса

Сложные вопросы общей химии

Образовательная область: естествознание

Уровень: среднее общее образование

Класс:   11

Составитель программы:

учитель химии и биологии

Таюрская Л.Н.

Рабочая программа  разработана на основе следующих нормативно-правовых    документов:

  1. Федеральный  Закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.    2012 г. № 273-ФЗ (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089
  3. Программы спецкурса  по химии  для учащихся 11  классов автор Валегура Л.А. учитель химии МБОУ «СОШ №4»  г.Саянска   

Планируемые результаты:

В  результате освоения программы спецкурса учащиеся научатся:

– характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

– изображать состав веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

– составлять формулы веществ по их названиям;

– сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

– классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;

– характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;

– характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов периодической системы;

– различать виды химической связи: ионную, ковалентную, металлическую, водородную;

– выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решеток;

– называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;

– называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;

– составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; уравнения с участием металлов, неметаллов, оксидов, кислот, оснований, солей; полные и сокращенные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;

– определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

– составлять окислительно-восстановительный баланс по предложенным схемам реакций;

– определять тип гидролиза солей, характер среды водных растворов солей;

– решать задачи по формулам с использованием понятия «концентрация раствора»; по уравнениям реакций, с использованием понятия «концентрация раствора», по термохимическим уравнениям реакций, на вычисление скорости химической реакции по кинетическому уравнению; 

– проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ; металлов и неметаллов;  качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов; различать  экспериментально неорганические вещества.

Содержание курса

Тема 1. Строение атома (3 ч)

Строение атома и атомного ядра. Изотопы.

Строение электронной оболочки атома.

Зависимость свойств элементов от строения их атомов.

Тема 2. Химическая связь (5 ч)

Ковалентная связь и механизм её образования. Полярная и неполярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи. Ионная связь и механизм её образования. Свойства ионов.

Металлическая связь. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Влияние типа химической связи на свойства химического соединения.

Кристаллические решётки. Аллотропия неорганических веществ.

Тема 3. Химические реакции и закономерности их протекания (8 ч)

Окислительно-восстановительные реакции. Поведение ионов, содержащих марганец, хром, пероксид водорода в окислительно-восстановительных реакциях. Прогнозирование продуктов окислительно-восстановительных реакций и составление уравнений.

Тепловой эффект химических реакций. Эндотермические и экзотермические химические реакции. Термохимические уравнения. Решение расчётных задач по термохимическим уравнениям.

Скорость химических реакций. Зависимость скорости от условий протекания реакции. Закон действующих масс. Константа скорости химической реакции. Правило Вант-Гоффа.

Решение расчётных задач на вычисление скорости химической реакции по кинетическому уравнению.

Обратимость химических реакций (необратимые и обратимые реакции). Химическое равновесие и условия его смещения. Принцип Ле Шателье.

Тема 7. Растворы. Электролитическая диссоциация (4 часа)

Электролиты и неэлектролиты. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация кислот, оснований и солей в водных растворах.

Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации.

Растворы. Энергетические изменения при растворении веществ.

Концентрация растворов.   Решение задач с использованием понятия «концентрация раствора».

Гидролиз солей. Среда раствора.

Лабораторные опыты. 1. Химические свойства кислот, солей и оснований. 2. Качественные реакции.  3. Идентификация неорганических веществ.

Тема 5. Вещества и их свойства (8 ч)

Металлы главных подгрупп  периодической системы Д.И. Менделеева.

Металлы побочных подгрупп.

Электролиз расплавов и растворов.

Неметаллы.

Водородные соединения неметаллов.

Лабораторные опыты. 4. Химические свойства металлов. 5. Химические свойства неметаллов.

Тема 6. Решение задач (4 ч)

Решение комбинированных задач по уравнениям реакций.

Решение задач по уравнениям реакций, с использованием понятия «концентрация раствора».

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

План

Факт

Тема 1. Строение атома (3 ч)

1.

Строение атома и атомного ядра. Изотопы

2.

Строение электронной оболочки атома

3.

Зависимость свойств элементов от строения их атомов

Тема 2. Химическая связь (3 ч)

4.

Ковалентная и ионная связь

5.

 Металлическая связь. Водородная связь

6.

 Кристаллические решётки. Аллотропия неорганических веществ

Тема 3. Химические реакции и закономерности их протекания (8 ч)

7-10.

Окислительно-восстановительные реакции

11.

Тепловой эффект химических реакций. Решение задач по термохимическим уравнениям

12.

Скорость химических реакций

13.

Решение расчётных задач на вычисление скорости химической реакции по кинетическому уравнению

14.

 Обратимость химических реакций. Химическое равновесие

Тема 4. Растворы. Электролитическая диссоциация (8 ч)

15.

 Электролиты и неэлектролиты.  Диссоциация кислот, оснований и солей

16-17.

 Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации

18.

Растворы. Энергетические изменения при растворении веществ

19.

Концентрация растворов

20-21.

 Решение задач с использованием понятия «концентрация раствора»

22.

Гидролиз солей

Тема 5. Вещества и их свойства (8 ч

23-24.

Металлы главных подгрупп

периодической системы Д.И. Менделеева

25-26.

 Металлы побочных подгрупп периодической системы Д.И. Менделеева

27.

Электролиз расплавов и растворов

28-29.

Неметаллы

30.

Водородные соединения неметаллов

Тема 6. Решение задач (4 ч)

31-32.

Решение комбинированных задач по уравнениям реакций

33-34.

Решение задач по уравнениям реакций, с использованием понятия «концентрация раствора»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" для 10 класса

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" (поурочные планы с решениями задач) ...

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" для 11 класса

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" (поурочные планы с решениями задач)...

Программа и КТП элективного курса по химии в 10 классе "Химия в задачах"

Элективный курс расчитан на 34 часа и направлен на решение не только расчетных, но и экспериментальных задач по химии. Охвачены основные типы расчетных задач, а также несколько уроков отводится на изу...

Программа элективного курса по химии "Решение задач по химии"

Данный курс  предоставляет возможность школьникам 9 - 11 классов пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения  теоретических и практических задач....

Элективный курс по химии в 10 классе "Практическая химия"

Элективный курс "Практическая химия" разработан с целью предпрофильной подготовки и расширения знаний учащихсяпо органической химии. Курс расчитан на 17 часов, включает в себя 4 практических занятия. ...

Программа элективного курса по химии "Химия для любознательных"

Химия, обладает огромными возможностями, создает не виданные ранее материалы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт,  измен...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....