конспект урока "Биологическая роль алюминия"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Вальтер Анна Викторовна

  Тема урока: Биологическая и экологическая роль алюминия и его важнейших соединений. Сплавы алюминия и их применение. Производство алюминия и его сплавов в Казахстане.

Цель урока: - систематизировать знания учащихся об алюминии и его соединениях, показать их практическое значение;

сформировать понятие о химии как науке, её роли в жизни и деятельности человека;

показать роль алюминия для предупреждения коррозии металлов;

 Задачи: развитие умений учащихся работать в группах, чувства ответственности за работу группы, успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку  учебного процесса.

Ожидаемые результаты: все – изучат соединения алюминия, производство алюминия, его роль

Большинство – смогут решать данные задания по теме

Некоторые – смогут составлять уравнения и решать их

Тип урока: изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biolog_rol_alyuminiya.doc 169 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Вальтер А.В.                                            Завуч по УВР:

Предмет: химия

Класс: 9

Дата: 23.01.17

Тема урока: Биологическая и экологическая роль алюминия и его важнейших соединений. Сплавы алюминия и их применение. Производство алюминия и его сплавов в Казахстане.

Цель урока: - систематизировать знания учащихся об алюминии и его соединениях, показать их практическое значение;

сформировать понятие о химии как науке, её роли в жизни и деятельности человека;

показать роль алюминия для предупреждения коррозии металлов;

 Задачи: развитие умений учащихся работать в группах, чувства ответственности за работу группы, успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку  учебного процесса.

Ожидаемые результаты: все – изучат соединения алюминия, производство алюминия, его роль

Большинство – смогут решать данные задания по теме

Некоторые – смогут составлять уравнения и решать их

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

Этапы деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап

Приветствие, настрой.

Приветствие. Деление на группы по формулам и названиям

2.Стадия вызова

Предлагает осуществить превращения по карточкам

Игра «Верите ли вы, что…» 1.Алюминий – один из 7 металлов древности?  2. После окончания школы за отличную учебу и поведение Вас могут премировать алюминиевой кружкой? 3.Алюминий- амфотерный элемент. 4.Сапфиры, рубины, корунд –выражаются формулой Al2O3.5. Алюминий – второй по электропроводности элемент. 6.Дюраль – сплав на основе алюминия 7. Консервированная пища – один из источников избыточного поступления Аl  в организм

Осуществляют превращения

Отвечают на утверждения  «Да или нет»

3. стадия осмысления.

Работа с раздаточным материалом. Изучение  нового материала. При изучении составьте кластеры и организуйте их защиту.

1 группа – биологическая роль алюминия; 3 группа – сплавы алюминия.  3 группа – производство алюминия в Казахстане.

Закрепление

Предлагает задание на соответствие исходные вещества и продукты  реакции.

Заполните лист самооценивания  

Уравнения реакций- выполняют задания на соответствие.

Заполняют листы самооценивания

Рефлексия

Предоставляет рефлексию.

Мишень

Домашнее задание

Составить по 3 вопроса низкого и высокого порядка по теме «Алюминий и его соединения»

Записывают д/з

Осуществите превращения: 

 Al  Al2O3Al2(SO4)3

Осуществите превращения: 

Al2O3 AlNa AlO2

  1. Al +O2             A                     AlCl3+H2
  2. Al+H2O           Б                     AlCl3
  3. Al+Cl2             В                     AlCl3+H2O
  4. Al+HCl            Г                      AlCl3+Hg
  5. Al+NaOH       Д                      AlCl3+HgCl2
  6. Al+HgCl2       E                      NaAlO2+H2
  7. Al+Fe3O4       Ж                      Al(OH)3+H2

                             З                       Al(OH)3+Na

                             И                      Al2O3+Fe

                             К                      Al2O3

1.Al +O2             A                     AlCl3+H2

2.Al+H2O           Б                     AlCl3

3.Al+Cl2             В                     AlCl3+H2O

4.Al+HCl            Г                      AlCl3+Hg

5.Al+NaOH       Д                      AlCl3+HgCl2

6.Al+HgCl2       E                      NaAlO2+H2

7.Al+Fe3O4       Ж                      Al(OH)3+H2

                                З                       Al(OH)3+Na

                                И                      Al2O3+Fe

                                 К                      Al2O3

1.Al +O2             A                     AlCl3+H2

2.Al+H2O           Б                     AlCl3

3.Al+Cl2             В                     AlCl3+H2O

4.Al+HCl            Г                      AlCl3+Hg

5.Al+NaOH       Д                      AlCl3+HgCl2

6.Al+HgCl2       E                      NaAlO2+H2

7.Al+Fe3O4       Ж                      Al(OH)3+H2

                                З                       Al(OH)3+Na

                                И                      Al2O3+Fe

                                 К                      Al2O3

Роль алюминия в организме человека:
Алюминий является необходимым микроэлементом для человеческого организма, поскольку он играет немаловажную роль в построении соединительной и костной тканей, а также в формировании эпителия. 
Практически все ткани и органы человека содержат алюминий. Этот микроэлемент в умеренных количествах выполняет немаловажные функции, однако большие его дозы представляют существенную опасность для здоровья.
Как и упомянуто выше, алюминий выполняет множество немаловажных функций:
- способствует построению костной и соединительной тканей
- содействует эпителизации кожи
- повышает активность некоторых пищеварительных ферментов
- повышает переваривающую функцию желудочного сока 
- участвует в образовании белковых и фосфатных комплексов
- положительно влияет на функцию околощитовидных желез
Суточная потребность в алюминии:
Здоровому взрослому человеку необходимо примерно 30-50 мкг этого микроэлемента.
Симптомы недостатка и избытка алюминия:
При недостатке алюминия отсутствуют какие-либо данные о симптомах, проявляющихся у человека.
Главными симптомами избытка алюминия являются следующие: нервозность, кашель, расстройство пищеварения, потеря аппетита, ухудшение памяти, уменьшение количества гемоглобина в крови и эритроцитов, остеохондроз, нарушение функции почек и другие
Главными источниками увеличенного поступления этого микроэлемента в организм являются алюминиевая посуда, загрязненный воздух, консервированная пища и иногда водопроводная вода. Для человека токсичная доза алюминия составляет более 50 мг. 
В каких продуктах содержится алюминий:
В основном, алюминий содержится в фруктах и ягодах, овощах, различных хлебопродуктах, а также в питьевой воде.

Роль алюминия в организме человека:
Алюминий является необходимым микроэлементом для человеческого организма, поскольку он играет немаловажную роль в построении соединительной и костной тканей, а также в формировании эпителия. 
Практически все ткани и органы человека содержат алюминий. Этот микроэлемент в умеренных количествах выполняет немаловажные функции, однако большие его дозы представляют существенную опасность для здоровья.
Как и упомянуто выше, алюминий выполняет множество немаловажных функций:
- способствует построению костной и соединительной тканей
- содействует эпителизации кожи
- повышает активность некоторых пищеварительных ферментов
- повышает переваривающую функцию желудочного сока 
- участвует в образовании белковых и фосфатных комплексов
- положительно влияет на функцию околощитовидных желез
Суточная потребность в алюминии:
Здоровому взрослому человеку необходимо примерно 30-50 мкг этого микроэлемента.
Симптомы недостатка и избытка алюминия:
При недостатке алюминия отсутствуют какие-либо данные о симптомах, проявляющихся у человека.
Главными симптомами избытка алюминия являются следующие: нервозность, кашель, расстройство пищеварения, потеря аппетита, ухудшение памяти, уменьшение количества гемоглобина в крови и эритроцитов, остеохондроз, нарушение функции почек и другие

Главными источниками увеличенного поступления этого микроэлемента в организм являются алюминиевая посуда, загрязненный воздух, консервированная пища и иногда водопроводная вода. Для человека токсичная доза алюминия составляет более 50 мг. 
В каких продуктах содержится алюминий:
В основном, алюминий содержится в фруктах и ягодах, овощах, различных хлебопродуктах, а также в питьевой воде.

Сплавы на основе алюминия

Известно несколько сплавов алюминия. Перед вами таблица «Сплавы алюминия», обратите внимание на ее содержание:

Название сплавов

Состав

Применение

1. Дюралюмин

94% – Al
4% – Cu
0,5% – Mg, Mn, Si, Fe

Конструкционный материал в авиа- и машиностроении

2. Магналин

95%-87% – Al
5%-13% – Mg

В авиа- и машиностроении, строительстве, судостроении

3. Силумин

85% – Al
10%-14% – Si
0,1% – Na

В авто-, авиа- и машиностроении, в производстве точных приборов

Основная масса алюминия идёт на получение сплавов:
Дюралюмин –  по прочности близок к стали, легче её в 3 раза, прочный и коррозийнностойкий;   магналин – стоек к коррозии в морской воде, поэтому его применяют в судостроении; силумин  –  хорошо подвергается литью, из него можно готовить тонкостенные и сложные по форме изделия.
Из сплавов алюминия была изготовлена оболочка первого советского самолёта искусственного спутника Земли. Эти сплавы используют для изготовления различных деталей космической аппаратуры.

.

Сплавы на основе алюминия

Известно несколько сплавов алюминия. Перед вами таблица «Сплавы алюминия», обратите внимание на ее содержание:

Название сплавов

Состав

Применение

1. Дюралюмин

94% – Al
4% – Cu
0,5% – Mg, Mn, Si, Fe

Конструкционный материал в авиа- и машиностроении

2. Магналин

95%-87% – Al
5%-13% – Mg

В авиа- и машиностроении, строительстве, судостроении

3. Силумин

85% – Al
10%-14% – Si
0,1% – Na

В авто-, авиа- и машиностроении, в производстве точных приборов

Основная масса алюминия идёт на получение сплавов:
Дюралюмин –  по прочности близок к стали, легче её в 3 раза, прочный и коррозийнностойкий;   магналин – стоек к коррозии в морской воде, поэтому его применяют в судостроении; силумин  –  хорошо подвергается литью, из него можно готовить тонкостенные и сложные по форме изделия.
Из сплавов алюминия была изготовлена оболочка первого советского самолёта искусственного спутника Земли. Эти сплавы используют для изготовления различных деталей космической аппаратуры.


Лист самооценивания ученика (цы)_____________________________________________

Оцени свою работу на уроке по 5- бальной системе

Подготовка Д/З

Химические превращения

Игра «Верю-не верю»

Защита кластера

Соответствие левой и правой части уравнения

Итоговая оценка

Лист самооценивания ученика (цы)_____________________________________________

Оцени свою работу на уроке по 5- бальной системе

Подготовка Д/З

Химические превращения

Игра «Верю-не верю»

Защита кластера

Соответствие левой и правой части уравнения

Итоговая оценка

Лист самооценивания ученика (цы)_____________________________________________

Оцени свою работу на уроке по 5- бальной системе

Подготовка Д/З

Химические превращения

Игра «Верю-не верю»

Защита кластера

Соответствие левой и правой части уравнения

Итоговая оценка

Лист самооценивания ученика (цы)_____________________________________________

Оцени свою работу на уроке по 5- бальной системе

Подготовка Д/З

Химические превращения

Игра «Верю-не верю»

Защита кластера

Соответствие левой и правой части уравнения

Итоговая оценка

Лист самооценивания ученика (цы)_____________________________________________

Оцени свою работу на уроке по 5- бальной системе

Подготовка Д/З

Химические превращения

Игра «Верю-не верю»

Защита кластера

Соответствие левой и правой части уравнения

Итоговая оценка

Лист самооценивания ученика (цы)_____________________________________________

Оцени свою работу на уроке по 5- бальной системе

Подготовка Д/З

Химические превращения

Игра «Верю-не верю»

Защита кластера

Соответствие левой и правой части уравнения

Итоговая оценка

Производство алюминия в Казахстане

Акционерное общество «Алюминий Казахстана» — бывший Павлодарский алюминиевый завод (ПАЗ) — одно из предприятий Казахстана.

Виды деятельности и основная продукция: производства и реализации глинозема, а также добычи, переработки и реализации бокситов, известняка, огнеупорных глин, щебня, производства и реализации галлия, сульфата алюминия и других товаров и услуг, и использование его в интересах акционеров Общества. Численность: на 28.02.2009 г. — 11867 человек

«Алюминий Казахстана» входит в число десяти ведущих производителей глинозема в мире.

Показатели

АО "Алюминий Казахстана" в 2012 году произвело 1,5 млн тонн глинозема, что на 9,6% меньше, чем в 2011 году, сообщила пресс-служба компании.

Добыча бокситов в прошлом году составила 5,17 млн тонн (снижение на 5,9% по сравнению с 2011 годом), производство галлия - 15 тыс. 711 кг (снижение на 12,7%).

История

В 60-х (сентябрь 1955 г.[1]) годах в казахстанской степи был построен завод по производству глинозема — Павлодарский алюминиевый завод. В 1964 году первый эшелон продукции был отправлен с Павлодара на Новокузнецкий алюминиевый завод. В 1995 году предприятие было преобразовано в АО «Алюминий Казахстана»[3]. Инвестиции в реконструкцию завода в период с 1994 по 2004 год составили порядка $125 млн.

7 июня 1997 президент республики Нурсултан Назарбаев заложил на территории действующего завода капсулу, символизирующую старт строительства нового предприятия: Павлодарского электролизного завода, который должен был воплотить мечту главы государства о производстве собственного казахстанского алюминия. В 2004 году было начато строительство газогенераторной станции. Стоимость проекта, который относится к числу быстро окупаемых, составляет порядка $12,8 млн.

Собственники

Акционерное общество «Алюминий Казахстана» входит в группу предприятий ENRC (ранее ЕПА), а точнее в Подразделение Группы по производству глинозема и алюминия, которое является девятым крупнейшим поставщиком продаваемого глинозема по объёму в мире, (Источник: CRU, 2013 г.).

Это подразделение состоит из двух отдельных предприятий: Алюминий Казахстана (АК) и Казахстанский электролизный завод (КЭЗ), и включает в себя два бокситовых рудника, известняковый рудник, ТЭЦ, глиноземный завод и электролизный завод. На предприятии применяются сертифицированные системы менеджмента качества ISO 9000-2004, ISO 14000. Руководитель Ибрагимов Алмаз Турдуметович.

Подразделения компании

В составе компании пять крупных подразделений:

  • Павлодарский алюминиевый завод (ПАЗ) (не является самостоятельной единицей) расположен в северном промышленном районе г. Павлодара,
  • ТЭЦ АО «АК» (в прошлом ТЭЦ-1) расположена возле ПАЗа
  • Филиал АО «АК» — рудник «Керегетас» расположен в Павлодарской области, недалеко от п. Ушкулун
  • Филиал АО «АК» КБРУ «Краснооктябрьское» бокситовое рудоуправление расположено в Кустанайской области в посёлкеОктябрьский
  • Филиал АО «АК» ТБРУ «Тургайское» бокситовое рудоуправление расположено в Кустанайской области в городе Аркалык

Описание: http://www.analitika.kz/images/aluminii6.png 

Описание: http://rbk.analitika.kz/images/aluminii1.png

Месторождения алюминиевой руды имеются только в Костанайской области и представлены двумя рудниками:

  • Торгайский бокситовый рудник (ТБРУ) разрабатывает бокситы Восточно-Тургайской группы (Аркалыкское, Северное, Нижнее-Ашутское, Верхнее-Ашутское, Уштобинское месторождения).
  • Краснооктябрьский бокситовый рудник (КБРУ) - бокситы Западно-Тургайской группы (Белинское, Аятское, Краснооктябрьское, Увалинское и Красногорское месторождения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Роль и значение углекислого газа в природных явлениях"

Представлена  разработка урока с использованием технологии проблемного обучения. На уроке организована частично-поисковая деятельность учащихся, описан проблемный эксперимент, творческое домашнее...

план-конспект урока "Роль английского языка в современном мире"

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАВ 7 классе по теме «Роль английского языка в современном мире» Тип урока: урок комплексного применения знаний,  умений, навыков.Основная...

Конспект урока "Роль вводных слов в тексте"

Конспект  урока русского языка в 8М классе «Роль вводных слов в тексте научного стиля ...

План-конспект урока "Роль спорта в нашей жизни", 7 класс

Цели урока:1.     Образовательная цель –  ввести новую лексику по теме и отработать, научить учащихся вести беседу по теме.2.     Воспитательная цель – вос...

Конспект урока "Роль служебных частей речи"

Разработка урока, соответствующего требованиям ФГОС...

Презентация и конспект по теме Алюминий

Презентацию можно использовать на уроке в 9 классе при изучении темы "Алюминий". Она включает историю открытия металла, физические и химические свойства, применение, содержание и нахождение в природе....

План-конспект урока. Тема "Алюминий и его соединения"

Разработка урока по теме "Алюминий и его соединения" с использованием электронных образовательных ресурсов...