Вопросы и билеты переводного экзамена по химии для 10 профильного класса.
материал по химии (10 класс) по теме

Перечень вопросов для экзамена составлен по учебнику Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана для 10 класса и содержит программный материал по органической химии. В материале приводятся структура  билета и план изложения характеристики класса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы переводного экзамена по органической химии

для 10 класса (химико-биологическая подгруппа)

МАОУ СОШ № 23 г. Якутска

2014-15 учебный год

  1. Предмет органической химии. Органические вещества. Структурные формулы, гомологический ряд.
  2. Теория строения органических соединений Бутлерова и её значение. Валентность. Изомерия.
  3. Строение атома углерода.
  4. Валентные состояния атома углерода.
  5. Электронная природа химических связей в органических веществах. Способы разрыва в молекулах органических веществ. Электрофилы. Нуклеофилы.
  6. Типы химических реакций в органической химии.
  7. Классификация органических соединений.
  8. Виды изомерии.
  9. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.
  10. Основные механизмы протекания реакций.
  11. Алканы: электронное и пространственное строение, гомологический ряд, номенклатура и изомерия, физические и химические свойства (реакция замещения), получение и применение.
  12. Циклоалканы: строение молекул, гомологический ряд, нахождение в природе, физические и химические свойства.
  13. Алкены: электронное и пространственное строение алкенов, гомологический ряд, номенклатура, изомерия (углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия), химические свойства (реакции окисления, присоединения, полимеризации, правило Марковникова), получение и применение.
  14. Алкадиены: строение, свойства и применение. Природный каучук.
  15. Алкины: электронное и пространственное строение ацетилена, гомологи и изомеры, номенклатура, физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение и применение.
  16. Арены: электронное и пространственное строение бензола, изомерия и номенклатура, физические и химические свойства. Гомологи  бензола, особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола.  
  17. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.
  18. Природный газ. Попутные нефтяные газы.
  19. Нефть и нефтепродукты. Способы переработки нефти. Перегонка, крекинг: термический и каталитический.
  20. Коксохимическое производство.
  21. Одноатомные предельные спирты: строение молекул, функциональная группа, водородная связь, изомерия и номенклатура, свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека.
  22. Генетическая связь одноатомных спиртов с углеводородами.
  23. Многоатомные спирты: этиленгликоль, глицерин. Свойства и применение.
  24. Фенолы: строение молекулы фенола, взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола, свойства фенола, токсичность фенола и его соединений, применение фенола.
  25. Альдегиды: строение молекулы формальдегида, функциональная группа, изомерия и номенклатура, свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.
  26. Ацетон – представитель кетонов. Строение молекулы, получение и применение.
  27. Одноосновные предельные карбоновые кислоты: строение молекулы, функциональная группа, изомерия и номенклатура, свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение.
  28. Непредельные карбоновые кислоты (пальмитиновая, стеариновая, олеиновая кислоты).
  29. Сложные эфиры: свойства, получение, применение.
  30. Жиры: строение, свойства, применение. Жиры в природе.
  31. Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.
  32. Глюкоза: строение молекулы, оптическая (зеркальная) изомерия, свойства и применение. Фруктоза – изомер глюкозы.
  33. Сахароза: строение молекулы, свойства, применение и получение.
  34. Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров, физические и химические свойства, нахождение в природе, применение.
  35. Амины: строение молекул, аминогруппа, физические и химические свойства.
  36. Анилин: строение молекулы, взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина, свойства, применение.
  37. Аминокислоты: изомерия и номенклатура, свойства (амфотерные соединения), применение.
  38. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.
  39. Белки – природные полимеры, состав и строение, физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении синтеза белков.
  40. Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: состав, строение.
  41. Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
  42. Понятие о ВМС. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации: строение молекул, стереорегулярные и стереонерегулярные полимеры. Полиэтилен, полипропилен. Термопластичность.
  43. Полимеры, получаемые в реакциях поликонденсации. Фенолформальдегидные смолы. Термореактивность.
  44. Синтетические каучуки: строение, свойства, получение и применение.
  45. Синтетические волокна: капрон и лавсан.
  46. Органическая химия, человек и природа.
  47. Задачи: а) вывод молекулярной формулы органического вещества по массовой доле элементов; б) вычисление массы и объема продукта по уравнению реакции;

в) вычисление массовой доли практического выхода продукта (прямые и обратные); г) вычисление массы продукта реакции, если исходные вещества даны с примесями, д) вычисление массовой доли практического продукта реакции по плотности и объему одного из исходных веществ, е) вычисление массовой доли растворенного вещества.            

Структура билета:

  1. Общий теоретический вопрос.
  2. Характеристика класса (по плану).
  3. Генетическая связь (цепочка превращений).
  4. Задача на распознавание органических веществ.
  5. Расчетная задача.

План изложения характеристики класса:

  1. Строение молекул и определение данного класса соединений.
  2. Изомерия и номенклатура.
  3. Получение: а) в лаборатории; б) в промышленности.
  4. Физические свойства.
  5. Химические свойства.
  6. Применение.
  7. Генетическая связь с другими классами органических соединений.


Предварительный просмотр:

Билет № 1

1. Предмет органической химии. Органические вещества. Структурные формулы, гомологический ряд.

2. Алканы.

3. Осуществить превращения, назвать продукты реакции, указать условия протекания реакций

CO2→C6H12O6→(C6H10O5)n

4.Как опытным путем распознать этиловый спирт, муравьиную кислоту и уксусную кислоту?

5. Вычислите, какой объем и масса хлора потребуются, чтобы получить 202 г  хлорметана (н.у.).

Билет № 2

1. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова и её значение. Валентность. Изомерия.

2. Циклоалканы.

3. Осуществить превращения, назвать продукты реакции, указать условия протекания реакций:

C6 H12→C6H6→C6H5Cl

4.Как химическим путем распознать этиленгликоль, раствор фенола, раствор уксусной кислоты?

5. Какой объем воздуха потребуется для сжигания 50 л пропилена (н.у.)?

Билет № 3

1. Строение атома углерода.

2. Алкены.

3. Осуществить превращения, назвать продукты реакции, указать условия протекания реакций:

CH4→CH3Cl→C2H6

4.Как распознать растворы формалина, раствор глицерина и раствор уксусной кислоты?

5. Сколько граммов нитробензола можно получить из 312 г. бензола, если массовая доля выхода нитробензола составляет 75% по сравнению с теоретическим?

Билет № 4

1.Валентные состояния атома углерода.

2.Алкадиены.

3. Осуществить превращения, назвать продукты реакции, указать условия протекания реакций:

C2H2→CH3-C=O→C2H5OH

                                                                                             I

                                                                                            H        

4.Как можно отличить пропен от пропина? Напишите уравнение реакции.

5. В результате взаимодействия уксусной кислоты массой 90 г. с метанолом образовалось 100 г. сложного эфира. Вычислите массовую долю выхода эфира.

Билет № 5.

1.Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва в молекулах органических веществ. Электрофилы. Нуклеофилы.

2. Алкины.

3. Осуществить превращения, назвать продукты реакции, указать условия протекания реакций:

C12H22O11→C6H12O6→CH3-CH-COOH

                 I

                   OH

4.Как можно отличить растительное масло от машинного?

5. Какой объем углекислого газа (н.у.) образуется при спиртовом брожении глюкозы массой 250 г., содержащей 4% примесей?

Билет № 6.

1.Типы химических реакций в органической химии.

2.Арены.

3. Осуществить превращения, назвать продукты реакции, указать условия протекания реакций:

C6H6→C6H5CL→C6H5OH

4.Как можно отличить глюкозу от фруктозы?

5. Какой объем и какую массу этилена можно получить из 160 мл этилового спирта, плотность которого 0,8 г/мл (н.у.)?

Билет № 7.

1.Классификация органических соединений.

2. Одноатомные предельные спирты.

3. Осуществить превращения, назвать продукты реакции, указать условия протекания реакций:

C→CH4→CH3CL

4.С помощью каких реакций можно различить глюкозу от глицерина?

5. Какой объем азота (н.у.) образуется при сгорании этиламина массой 10 г.?

Билет № 8.

1.Виды изомерии.

2. Многоатомные спирты.

3. Осуществить превращения, назвать продукты реакции, указать протекания реакций:

CH4→C2H2→C6H6

4.Как химическим путем можно отличить глюкозу от сахарозы?

5. Вычислите массу чистой уксусной кислоты, затраченную на реакцию с раствором гидроксида натрия массой 120 г. с массовой долей щелочи 25%?

Билет № 9.

1.Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.

2.Фенолы.

3. Осуществить превращения, назвать продукты реакции, указать протекания реакций:

C6H12O6→C2H5OH→C4H6

4.В трех цилиндрах находятся гексан, гексен и бензол. Как отличить их друг от друга химическим путем?

5. Какую массу шестиатомного спирта сорбита можно получить при восстановлении глюкозы массой 1 кг? Массовая доля выхода составляет 80%.

Билет № 10.

1.Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова и её значение. Валентность. Изомерия.

2.Альдегиды.

3. Осуществить превращения, назвать продукты реакции, указать протекания реакций:

C2H5OH→CH3COOC2H5→CO2

4.С помощью одного и того же реактива определите растворы глицерина, альдегида и глюкозы.

5. Рассчитайте массу карбида  алюминия, их которого можно получить метан объемом 11,2 л (н.у.).

Билет № 11.

1.Строение атома углерода.

2. Одноосновные предельные карбоновые кислоты.

3. Осуществить превращения, назвать продукты реакции, указать протекания реакций:

Хлорбензол→фенолфенолят натрия

4.Как распознать растворы фенола и метаналя?

5. Из 13,44 л ацетилена получили 12 г. бензола (н.у.).  Сколько это составляет процентов по сравнению с теоретическим выходом продукта?

Билет № 12.

1.Валентные состояния атома углерода.

2.Сложные эфиры.

3. Осуществить превращения, назвать продукты реакции, указать протекания реакций:

Al4C3→метан→ацетилен

4.Как доказать, что глюкоза является альдегидоспиртом?

5. Из 6,72 л ацетилена получили 5 мл бензола (плотность 0,88 г/мл). Рассчитайте массовую долю выхода бензола.

Билет № 13.

1.Типы химических реакций в органической химии.

2. Жиры.

3. Осуществить превращения, назвать продукты реакции, указать протекания реакций:

С2H6→C2H5Cl→C2H5OH

4.Как доказать, что белый хлеб и картофель содержат крахмал?

5. При нитровании 4,48 л этана (н.у.)  получили 12 г нитроэтана. Вычислите массовую долю выхода продукта.

Билет № 14.

1.Классификация органических соединений.

2.Глюкоза.

3. Осуществить превращения, назвать продукты реакции, указать протекания реакций:

C2H4→C2H4Cl2→C2H4(OH)2

4.Как муравьиную кислоту отличить от уксусной?

5. Какая масса ацетилена необходима для получения ацетальдегида массой 11 г по реакции Кучерова, если массовая доля выхода альдегида составляет 90%?

Билет № 15.

1.Виды изомерии.

2. Крахмал и целлюлоза.

3. Осуществить превращения, назвать продукты реакции, указать протекания реакций:

(C6H10O5)n→C6H12O6→C2H5OH

4. Как метан отличить от ацетилена?

5. Найдите молекулярную формулу алкина, массовая доля углерода в котором составляет 90%. Относительная плотность  его по водороду равна 20.

Билет № 16.

1.Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.

2. Амины. Анилин.

3. Осуществить превращения, назвать продукты реакции, указать протекания реакций:

CH4→CH3NO3→CH3NH2

4.Как отличить крахмал, сахарозу и глюкозу с помощью характерных веществ?

5. Массовая доля углерода в циклоалкане – 85,71%. Относительная плотность его паров по воздуху равна 1,931. Найдите молекулярную формулу циклоаокана.

Билет № 17.

1.Предмет органической химии. Органические вещества. Структурные формулы, гомологический ряд.

2. Аминокислоты.

3. Осуществить превращения, назвать продукты реакции, указать протекания реакций:

C2H5OH→XCH3-C=O

              I

                          O-C5H11

4.Как отличить растворы глицерина, мыла и крахмала?

5. Какой объем ацетилена (н.у.) можно получить из технического карбида кальция  массой 65 г., если массовая доля примесей в нем составляет 20%?

Билет № 18.

1.Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва в молекулах органических веществ. Электрофилы. Нуклеофилы.

2.Белки.

3. Осуществить превращения, назвать продукты реакции, указать протекания реакций:

CH3COOH→CH3COONa→CH4

4. С помощью каких реакций можно различить глюкозу от глицерина?

5. При восстановлении уксусного альдегида массой 90 г получили 82 г спирта. Определите массовую долю выхода спирта (в%).

Билет № 19.

1.Классификация органических соединений.

2.Полимеры.

3. Осуществить превращения, назвать продукты реакции, указать протекания реакций:

C6H5Cl→C6H5OH→пикриновая кислота

4.Как можно доказать, что в составе белковых молекул имеются пептидные группы и бензольные кольца?

5. Вычислите объем кислорода (н.у.), необходимого для полного сжигания 4,6 г этанола.

Билет № 20.

1.Виды изомерии.

2.Природные источники углеводородов.

3. Осуществить превращения, назвать продукты реакции, указать протекания реакций:

СaC2→C2H2→CH3-C=O

                           I

                            H

4.Даны растворы мыла, крахмала и муравьиной кислоты. Как опытным путем распознать эти вещества?

5.Вычислите массу этилена, необходимого для получения этилового спирта массой 92 г. Массовая доля выхода спирта составляет 80%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для переводного экзамена по химии в 8 классе

Для переводного экзамена по химии в 8 классе используются тесты, решение которых включает в себя основные знания,  умения и навыки,  полученные учащимися в течение года. Тест рассчитан на 1 урок, вклю...

Билеты переводного экзамена по геометрии 7 класс

Теоретические вопросы к билетам по геометрии для 7 класса на 2012-2013 учебный год...

Билеты для экзамена по органической химии в профильном классе

Данные 20 билетов используются для проверки знаний учащихся на переводном экзамене по химии в профильном 10 классе (по программе Габриеляна)...

задания для переводного экзамена по химии за 8 класс

Задания представлены в 2-х вариантах , содержат задания А - с выбором ответа и часть В - , где необходимо провести расчеты и ли решить задачу.Приближены к заданиям ОГЭ по химии....

Билеты для переводного экзамена по химии в 8 классе

Билеты по химии для переводного экзамена за курс химии в 8 классе составлены в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) о...

Задания для переводного экзамена по химии в 8 классе

Содержание заданий для переводного экзамена за курс химии в 8 классе соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образ...

Билеты переводного экзамена по литературе в 8 классе по учебнику В.Я.Коровиной

Билеты содержат 2 вопроса: 1- прозаическое произведение или лиро-эпическое; 2  - поэтическое....