Урок химии в 11 классе по теме: «Металлы в природе. Общие способы получения металлов»
план-конспект урока по химии (11 класс) по теме

Дьяченко Елена Николаевна

"Человек не может обойтись без металлов... Если бы не было металлов, люди влачили бы самую жалкую жизнь среди диких зверей..."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс педагогического мастерства

2014-2015 учебный год

Методические рекомендации

 урока химии в 11 классе

по теме: «Металлы в природе. Общие способы

получения металлов» 

(номинация -  педагогические идеи и технологии:

среднее образование)

                                           Автор: учитель химии

                                                             МБОУ СОШ№2 с. Дивное

                                                             Апанасенковский район

                                                    Дьяченко Елена Николаевна

с. Дивное

Содержание

  1. План-конспект урока
  2. Инструктивная карта урока
  3. Приложение
  4. Литература и информационные ресурсы:

Урок химии в 11 классе по учебнику Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, Химия 11.

Тема урока: «Металлы в природе. Общие способы получения металлов».  

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: проблемно - поисковый с применением деятельностной технологии.

Цели урока: Систематизировать сведения о нахождении металлов в природе, изучить   основные способы получения металлов в промышленности.

Задачи урока:

обучающие:

  • рассмотреть роль металлов в развитии истории цивилизаций,
  • cформировать представление учащихся о многообразии металлов, их распространении в природе,
  • обеспечить усвоение понятий об основных способах получения металлов: пирометаллургии, металлотермии, гидрометаллургии и электрометаллургии;
  • рассмотреть и сравнить различные способы получения металлов из природного сырья.
  •  рассмотреть сущность пирометаллургического способа получения меди  на примере лабораторного опыта,
  • изучить сущность гидрометаллургического способа получения меди  на примере лабораторного опыта,
  • закрепить умение составлять окислительно-восстановительные реакции,
  • совершенствовать умение выполнять задания ЕГЭ повышенного уровня сложности.

развивающие

  • развивать умение логически мыслить,
  • совершенствовать навыки ведения наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи,
  • делать выводы и заключения.

 воспитывающие

  • воспитывать умение находить главное,

                       способствовать развитию интереса к учебе,

  • воспитывать чувство патриотизма на примере личностей русских

     ученых М.В.Ломоносова и Н.Н.Бекетова,

  • способствовать воспитанию коммуникативных навыков и коммуникативной компетентности учащихся.

   Оборудование:         

1) мультимедийный проектор; компьютер, презентация, фильм «Получение хрома алюминотермическим способом»,

На столах учащихся:

2) Энциклопедический словарь юного химика,

3) инструктивные карточки для проведения лабораторных опытов и осуществления самостоятельной работы,

4)реактивы: раствор сульфата меди (II),  железные пластинки, стаканы, оксид меди(II), активированный уголь, спиртовка, лабораторный штатив.

Домашнее задание:

1) §  19;

2)  упр. 5,6, зад.1(с.88), (по учебнику Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, Химия 11);

3) задание 29 по тестам ЕГЭ.

4). Задание по желанию подготовить сообщение на тему:  «Микробиологические способы получения металлов»

 

Виды деятельности учащихся на уроке:

  1. участие в обсуждении,

2) проведение лабораторного эксперимента,

3) самостоятельная работа с учебными текстами и по инструктивным карточкам.

Контроль знаний:

  1. оценка ответов при обсуждении материала урока;
  2. оценка самостоятельной работы и лабораторного эксперимента, записей в ходе работы с инструктивными карточками;
  3. оценка использования опорных знаний при составлении уравнений реакций и выполнении заданий ЕГЭ повышенного уровня сложности.

План урока:        

I). Организационный момент

II). Актуализация опорных знаний, постановка проблемной ситуации:

III). Запись темы урока (слайд 3)                                          

IV).Самостоятельная работа с учебником и тетрадью по инструктивным карточкам.

 4. Беседа с использованием презентации (слайды 4-10 Презентации)

 5. Выполнение лабораторного опыта 1.

 6. Выполнение лабораторного опыта 2.

 7. Обсуждение и сравнение результатов опытов. Запись вывода по опытам.

 8. Выполнение заданий 25, 29, 32 единого государственного экзамена.

 9. Запись домашнего задания (слайд 43 презентации).

 10.Самостоятельная работа по инструктивной карточке

 V). Рефлексия, подведение итогов урока.

 

Содержание урока.

I. Организационно-мотивационный этап.

Приветствие учащихся.

Слайд 1.

Вопросы из предложенного списка отметим значками «+» - знаю, «-» - не знаю.

Определим вопросы, которые рассмотрим на уроке. В ходе беседы определим место урока в изучаемой теме «Металлы».

Слайд 2.

Обсудим высказывание Георга Агрикола о роли металлов в становлении цивилизаций.

Слайд 3.

Сформулируем тему урока.

II. Операционно-исполнительский этап.

Слайд 4, 5, 6.

Сообщение ученика о  роли металлов в становлении и  развитии цивилизаций.

С развитием производства металлов  и сплавов связано возникновение цивилизаций. История цивилизаций Древнего Египта, Древней Греции, Вавилона и других государств неразрывно связана с развитием производства металлов  и сплавов: Медный век,   Бронзовый век,  Железный век. Самые известные памятники Древнего мира египетские пирамиды (огромные каменные гробницы фараонов). Каменные пирамиды являются творениями медного века, так как для сооружения пирамид использовались медные орудия труда.                                                                                                                 Слайд 7,8.                                                                                                                                             Рассуждение ученика о том, почему медь-первый металл, который  древние люди стали использовать для изготовления орудий труда и оружия.                                                                                                                                                              Обратите внимание, медь – первый металл, который стали использовать для изготовления орудий труда и оружия. Почему медь, а не железо?             Железо  более распространенный в природе металл, чем медь.              Массовая доля железа - 4,1%; меди всего лишь - 0,005%.                                             Объясняется это двумя факторами. Подумайте: какими факторами это объясняется?                                                                                                                Слайд 9,10.                                                                                                                                                   Работа с инструктивными картами. Самостоятельное оценивание написания уравнений реакций.                                                                                                                                 Учитель. Представьте, как древние люди на костре могли получить медь из медной руды. Минералы куприт и малахит содержат сульфидную медь(II).                                                    Напишите уравнение обжига минерала с целью перевода сульфида меди (II) в оксид меди(II). Напишите уравнение восстановления металлической меди из оксида меди (II).                                                                                                                              Проверьте правильность уравнений реакций,                                                                                   Слайд 10.                                                                                                                  2CuS + 3O2  =  2CuO +  2SO2                     (1 балл)                                                                                      Cu O + C = Cu + CO                                     (1 балл).                                                                              Слайд 11, 12,13.                                                                                                                        Лабораторный опыт 1.  Получение  металлической меди восстановлением оксида меди(II) активированным углем.                                                                      I). Лабораторный опыт проводится учениками заранее, потому что процесс нагревания смеси оксида меди (II) и активированного угля продолжается длительное время.                                                                                                                                 Методика проведения лабораторного опыта.                                                                                                    1).Вспомните правила ТБ при выполнении лабораторных опытов.                                        2).Насыпьте в фарфоровую чашку 2,5 г черного порошка оксида меди(II) и 2,5 г активированного угля. Активированный угль берется гораздо в большем количестве, чем теоретически необходимо.                                                               3).Накройте фарфоровую чашку металлической крышкой, для того чтобы уголь не самовоспламенялся.                                                                                                                    4).Нагревайте смесь некоторое время.                                                                                                    5).Как только заметите появление порошка красного цвета, нагревание прекратите.                                                                                                                          II). На уроке демонстрируются результаты лабораторного опыта.                                                          6). Укажите признаки протекающей реакции.                                                                                            7). Составьте уравнение реакции данного процесса.                                                         Cu O + C = Cu + CO                                         (1 балл).                                                                                      Черный порошок оксида меди(II) превратился в порошок красного цвета.              Изменение окраски вещества.                         (1 балл)                                                                             Слайд 14.                                                                                                                                                   Учитель. Ответим на некоторые вопросы.                                                                      В каком виде металлы встречаются в природе?                                                                                          Из чего добывают металлы?                                                                                                                                     Каково происхождение слова «металл»?                                                                                                     Как  называются промышленные способы получения металлов?                                                   Назовите основные виды  металлургии.                                                                                             Слайд 16, 17.                                                                                                                                   Сообщение ученика о вкладе М.В.Ломоносова в изучение основ металлургии.                                                                                                        Летом 1761 года М.В. Ломоносов закончил подготовку к печати руководства по горному делу «Первые основания металлургии или рудных дел». Именно поэтому основателем науки о металлах в России считается великий русский ученый М. В. Ломоносов. Ломоносову принадлежит первый в России учебник по горному делу и металлургии. Несколько поколений русских инженеров воспитывалось на этом замечательном труде. В начале XXVII века Ломоносов насчитывал семь  металлов. (Au, Ag, Cu, Sn, Fe, Pb, Hg)  и определял «металл как светлое тело, которое ковать можно…».                                                                                                                                                  Слайд 18.                                                                                                                                                          Сообщение ученика о происхождение термина «металл».                                                                       Слово «металл» произошло от греческого слова métallon  – выкапываю, добываю из земли, которое означало первоначально копи, рудники (в этом смысле оно встречается   у Геродота, 5 век до н. э.).  То, что добывалось в рудниках, Платон называл metallon.                                                                  Слайд 19-26.                                                                                                                                                          Сообщение ученика о распространенность металлов в природе.                                               Содержание некоторых металлов в земной коре:                                        алюминий - 8,2%, железо- 5,0%, кальций - 4,1%, натрий- 2,3%,               магний- 2,3%, калий- 2,1%.                                                                                                                   В природе могут встречаться только в свободном (самородном) виде благородные металлы -    Au золото, Pt  платина; в самородном виде и в виде соединений (Ag серебро, Cu медь,  Hg ртуть,   Sn  олово и малоактивные металлы ); только в виде соединений (металлы, стоящие в ряду напряжений до Sn  олова).                                                                                                                                              Слайд 27, 28.                                                                                                                                        Учитель. Найдите в Энциклопедическом словаре юного химика, что называется рудами. Сравните с определением, которое написано на слайде. Словарь раскрывает основные понятия химической науки, рассказывает об истории ее развития на протяжении веков, о большом значении химии для современной хозяйственной деятельности человечества, о той важной роли, которую химия играет в ускорении научно-технического прогресса в нашей стране.                                                                                                               Подумайте, как можно назвать процесс, о котором древние греки говорили «добываю из руды» или искусство извлечения металлов из руд. В настоящее время это отрасль промышленности, которая занимается получением металлов из руд. Это наука о промышленных способах получения металлов из руд.                                                                                                                                    Слайд 30 – 33.                                                                                                                                     Сообщение ученика о видах металлургии пирометаллургии, металлотермии, гидрометаллургии и электрометаллургии. В XIX веке русским учёным Н. Н. Бекетовым был научно обоснован и предложен пирометаллургический метод получения металлов. Пирометаллургия это восстановление металлов из руд при высоких температурах с помощью восстановителей:  углерода, оксида углерода (II), водорода, алюминия.                                                               Лабораторный опыт 1 « Получение  металлической меди восстановлением оксида меди(II) углем» демонстрирует пирометаллургический способ получения металлов.                                                                                          Слайд 34.                                                                                                                                        Сообщение ученика о научной деятельности выдающегося русского ученного   Н.Н. Бекетова. В XIX веке Н.Н. Бекетов впервые осуществил металлотермические опыты получения металлов.                                                                                                                                     Открыл процесс вытеснения металлов из растворов солей под действием других металлов. Установил закономерность «…каждый предыдущий металл активнее последующего и вытесняет менее активные металлы из растворов солей или  расплавов оксидов.  На основании многолетней опытной работы  в 1863 году Бекетов составил «вытеснительный ряд»,  который является прототипом электрохимического ряда напряжений металлов.                                                               Учитель. Выполнение задания по инструктивной карточке.                                                                    Из минерала сфалерита, содержащего сульфид  цинка, выплавляют металлический  цинк. Укажите способ извлечения металлического цинка, предложенный Н.Н.Бекетовым. Напишите уравнение первой стадии обжига с целью перевода сульфида цинка в оксид. Напишите уравнение второй стадии восстановления металла из оксида цинка.

Слайд 35.                                                                                                                                                           Проверьте правильность составления уравнений реакций                                 1 стадия: обжиг с целью перевода сульфидов в оксиды

ZnS + O2 → ZnO + SO2                                       (1 балл)

2 стадия: восстановление металлов из оксидов

ZnO + CO → Zn + CO2                                   (1 балл)

Слайд 36.                                                                                            Пирометаллургическим способом является доменный процесс производства чугуна.                                                                                                                       Слайд 37, 38.                                                                                                         Демонстрация фильма «Получение хрома алюминотермическим способом»,

Металлотермия-метод получения металлов, основанный на выделении металлов из оксидов более активными металлами Al, Mg.                                                                                                                             2 Cr2 О3 + 4 Al → 4 Cr + 4 Al2O3                          (1 балл)                                                                  Слайд 39.                                                                                         Гидрометаллургический метод получения металлов как и пирометаллургический был научно обоснован Н.Н.Бекетовым.. Гидрометаллургия - методы получения металлов, основанных на химических реакциях, происходящих в растворах:                                                                                                                                                                                                                                                                      1 стадия: перевод из руд в раствор                                                                                                                СuS + 2HCl → CuCl2 + H2S                                                                                                                             2 стадия: выделение из растворов более активными металлами                                                                CuCl2  + Fe  → Cu  + FeCl2                                                                                                                   Слайд 40.                                                                                                                                       Лабораторный опыт 2.  Получение  металлической меди гидрометаллургическим способом.                                                                      Методика проведения опыта.                                                                     Вспомните главное правило ТБ при выполнении лабораторных опытов. Налейте в пробирку 1 мл раствора сульфата меди(II).Опустите в раствор  железную  пластинку. Выдержите в растворе  некоторое время железную пластинку. Выньте железную  пластинку из раствора. Какой металл находится на  поверхности пластинки? Объясните процесс, согласно активности  металлов в ряду активности металлов. Составьте уравнение реакции данного гидрометаллургического процесса. Укажите признаки реакции.                                                                                                                    Слайд 41.                                                                                                                                                  Проверьте правильность уравнений и признаков реакции.                                                                  CuSO4   +   Fe   ==   Cu    +   FeSO4                                                                                                                          Cu    восстанавливается                                                                                                                                                                     Fe     окисляется                                                                (1 балл)                                                                    На железной пластине оседает красная металлическая медь.                        Раствор зеленеет.                                                                                       Появление осадка и изменение окраски раствора.        (1 балл)                                                                       Слайд 42.                                                                                                                                                  Электрометаллургический способ получения  металлов, основанный на выделении металлов из растворов или расплавов их соединений под действием  электрического тока, рассмотрим на следующем уроке.                                                                                                        V). Рефлексия, подведение итогов урока.

Слайд 43. Комментарии по домашнему заданию.                                                                                                 Слайды 45-60. Выполнение заданий единого государственного экзамена повышенного уровня сложности.                                                                                                                                                  Слайды 61 – 63. Перспективы развития металлургия в России до 2020 года.                                   Работа с индивидуальными анкетами.

Подведение итогов урока.                                                                                                    

Инструктивная карта урока.1

2. Тема урока:

3). Из приведенного списка указать металлы, известные человеку с древних времен

      (Pt, Au, Ag, Al, K, Sn, Hg, Fe,   Pb, Cu).

4).Металлы это...__________________________________________________

5).Металлургия это…_______________________________________________

6).Руда это…_______________________________________________________

7).Основные способы получения металлов_____________________________

8).  Из оксида железа (III) можно получить железо алюминотермическим способом.      Составьте уравнение этой реакции и покажите переход электронов.

________________________________________________________________

9). В чем сущность гидрометаллургического способа получения металлов

Проводимый опыт

наблюдения

10). Минералы малахит и медный колчедан содержат сульфидную медь(II).  

        Н.Н.Бекетов предложил гидрометаллургический способ получения

        металлической меди из данной руды.            

        Напишите первое уравнение перехода металла из руды в раствор.

    ________________________________________________________________

       Напишите второе уравнение выделения меди из раствора более активным  

       металлом (См. лабораторный опыт).

       _______________________________________________________________

11). Из минерала сфалерита, содержащего сульфид  цинка, выплавляют

       металлический  цинк. Укажите способ извлечения металлического цинка,    предложенный    Н.Н.Бекетовым.

       Напишите уравнение первой стадии обжига с целью перевода сульфида цинка в оксид

        ______________________________________________________________

        Напишите уравнение второй стадии восстановления металла из оксида цинка

       _______________________________________________________________

12). Какую массу металлического железа можно получить из 250 тонн руды, содержащей

       70% пирита FeS2, если выход продукта химического процесса составляет 82% .

      _______________________________________________________________

Индивидуальные анкеты.

Уважаемый коллега!

Ответь, пожалуйста, на нижеперечисленные вопросы. Постарайся, чтобы твои ответы были искренними, честными и полными.

1). Твое отношение к сегодняшнему уроку (выбери  вариант ответа):

а) отличный, интересный, захватывающий;

б) хороший, содержательный, заставляющий работать;

в) нормальный, обычный;

г) бесполезный, совсем неинтересный;

д) твой вариант ответа__________________________________________

2).Вспомните тему урока:_________________________________________              9. Какую оценку за работу на уроке ты  поставил себе, учитывая количество набранных баллов (15-18    «5»),  (10-14    «4»),  (5-9   «3»).  ___________________________

 Спасибо за сотрудничество!

 

Литература и информационные ресурсы:

Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия 11. М. «Просвещение», 2013 год.

Богданова Н.Н. Химия. Лабораторные работы. 8 – 11 классы. – ООО «Издательство Астрель», 2001.

Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, Химия 11. М. «Просвещение», 2013 год.

В.Н. Доронькин и другие «Подготовка к ЕГЭ тематические тесты, базовый и повышенный уровень». Ростоа-на-Дону, «Легион», 2014 год.

О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов “Настольная книга учителя химии 11 класс”. М.“Дрофа”, 2002 год.

Составитель В. А. Крицман “Книга для чтения по неорганической химии”. М. “Просвещение”,

1984 год.

В. И. Соболевский “Замечательные минералы”. М. “Просвещение”, 1983 год.

А. С. Федоров “Творцы науки о металле”. М. “Наука”, 1980 год.

А. Е. Ферсман “Занимательная минералогия”. Свердловское издательство, 1954 год.

Неорганическая химия. Энциклопедия школьника. Гл. ред. И.П. Алимарин. М. «Советская энциклопедия» 1975г.                                                                  Энциклопедический словарь юного химика. 2-е изд., составители В. А. Крицман, В. В. Станцо М. Педагогика,1990 год.                                                                                                                             Ю. В. Ходаков “Общая и неорганическая химия”. М. ”Просвещение”, 1965 год                      CD “ Химия 7– 11 класс”.                                                                             http://eor.edu.ru/card/624/testy-po-teme-metally-v-prirode-obshie-sposoby-ih-polucheniya.html http://emchezgia.ru/cvet_met/4_pirometallurgicheskoe_proizvodstvo_medi.php 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические рекомендации к уроку химии в 11 классе по теме: «Металлы в природе. Общие способы получения металлов» (номинация - педагогические идеи и технологии: среднее образование) Автор: учитель химии МБОУСОШ№2 с. Дивное Апанасенковский район Дьяченко Елена Николаевна

Слайд 2

Актуализация опорных знаний Какую тему начали изучать на прошлом уроке? В каком виде металлы встречаются в природе, чем это определяется? Что вы знаете о металлургии? Что называют рудами и какими способами из руды извлекают металлы?

Слайд 3

« Металлы в природе. Способы получения металлов» Тема урока:

Слайд 4

С развитием производства металлов и сплавов связано возникновение цивилизаций: Медный век Бронзовый век Железный век

Слайд 5

Самые известные памятники Древнего мира египетские пирамиды – огромные каменные гробницы фараонов Каменные пирамиды являются творениями медного века , так как для сооружения пирамид использовали медные орудия труда

Слайд 6

Обратите внимание, медь – первый металл, который стали использовать для изготовления орудий труда и оружия.

Слайд 7

Почему медь, а не железо? Железо более распространенный в природе металл, чем медь. Массовая доля железа 4,1%. Меди всего лишь 0,005%. Объясняется это двумя факторами Подумайте: какими факторами это объясняется? Во-первых, медь встречается в природе в самородном состоянии Во-вторых, медь можно легко получить из медной руды.

Слайд 8

Минералы куприт и малахит содержат сульфидную медь( II ) Напишите уравнение обжига минерала с целью перевода сульфида меди ( II) в оксид меди( II) Представьте, как древние люди на костре могли получить медь из медной руды Напишите уравнение восстановления металлической меди из оксида меди ( II )

Слайд 9

Проверьте правильность составления уравнений реакций CuO + C = Cu + CO (1 балл) t 2CuS + 3O2 = 2CuO + 2SO2 (1 балл)

Слайд 10

Лабораторный опыт 1 . Получение металлической меди восстановлением оксида меди( II) углем I ). Лабораторный опыт проводится учениками предварительно, потому что процесс нагревания занимает длительное время. II ). На уроке демонстрируются результаты лабораторного опыта.

Слайд 11

Насыпаем в фарфоровую чашку черный порошок оксида меди( II) и активированный уголь Нагревание производим длительное время без доступа воздуха Нагреваем до тех пор пока порошок не станет красным

Слайд 12

III ). Укажите признаки протекающей реакции. Лабораторный опыт 1 . Получение металлической меди восстановлением оксида меди( II) углем IV ). Составьте уравнение реакции данного процесса.

Слайд 13

Проверьте правильность уравнения и признаков реакции. CuO + C = Cu + CO (1 балл) Черный порошок оксида меди( II) превратился в порошок красного цвета Изменение окраски порошка (1 балл)

Слайд 14

Этимология слова «металл»

Слайд 15

Происхождение термина «металл» В начале XXVII века М. В. Ломоносов насчитывал семь металлов. (Au, Ag, Cu, Sn, Fe, Pb, Hg ) и определял «металл как светлое тело, которое ковать можно..»

Слайд 16

В природе металлы могут встречаться Только в свободном (самородном) виде (благородные металлы - Au золото, Pt платина); Только в виде соединений (металлы, стоящие в ряду напряжений до Sn олова). В самородном виде и в виде соединений ( Ag серебро, Cu медь, Hg ртуть, Sn олово и малоактивные металлы );

Слайд 18

Нахождение железа в природе

Слайд 19

Минералы и горные породы, содержащие металлы или их соединения и пригодные для промышленного получения металлов, называются рудами

Слайд 20

В состав руд металлы входят в виде Солей Оксидов

Слайд 21

Металлургия Пирометаллургия Гидрометаллургия Способы получения металлов Электрометаллургия Электрометаллургия Пирометаллургия Гидрометаллургия Металлотермия

Слайд 22

В XIX веке русским учёным Н. Н. Бекетовым был научно обоснован и предложен пирометаллургический метод получения металлов. Пирометаллургия

Слайд 23

Пирометаллургия Восстановление металлов из руд при высоких температурах с помощью восстановителей: Углерода Оксида углерода ( II) Водорода Алюминия оксида углерода(2) водорода, алюминия, магния )

Слайд 24

Пирометаллургия Лабораторный опыт 1 « Получение металлической меди восстановлением оксида меди( II) углем» демонстрирует пирометаллургический способ получения металлов.

Слайд 25

В 1863 году Н. Н. Бекетов составил «вытеснительный ряд», который является прототипом электрохимического ряда напряжений металлов. БЕКЕТОВ Николай Николаевич (1827-1911) Открыл процесс вытеснения металлов из растворов солей под действием других металлов Установил закономерность «…каждый предыдущий металл активнее последующего и вытесняет менее активные металлы из растворов солей или расплавов оксидов Впервые осуществил металлотермические опыты получения металлов

Слайд 26

Пирометаллургический способ 1 стадия : обжиг с целью перевода сульфидов в оксиды Zn S + O 2 → ZnO + S O 2 2 стадия: восстановление металлов из оксидов ZnO + CO → Zn + CO 2

Слайд 27

Пирометаллургическим способом является доменный процесс производства чугуна

Слайд 28

Металлотермический способ Металлотермия- метод получения металлов, основанный на выделении металлов из оксидов более активными металлами Al, Mg 2 Cr 2 О 3 + 4 Al → 4 Cr+ 4 Al 2 O 3 (1 балл) алюминотермия

Слайд 29

Гидрометаллургический способ Гидрометаллургия- методы получения металлов, основанных на химических реакциях, происходящих в растворах: 1 стадия : перевод из руд в раствор С uS + 2 HCl → CuCl 2 + H 2 S 2 стадия : выделение из растворов более активными металлами CuCl 2 + Fe → Cu + FeCl 2

Слайд 30

Лабораторный опыт 2 . Получение металлической меди гидрометаллургическим способом Вспомните главное правило ТБ при выполнении лабораторных опытов. Налейте в пробирку 1 мл раствора сульфата меди( II) . Опустите в раствор железную пластинку. Выдержите в растворе некоторое время железную пластинку. Выньте железную пластинку из раствора. Какой металл находится на поверхности пластинки? Объясните процесс согласно положения металлов в ряду активности металлов. Составьте уравнение реакции данного гидрометаллургического процесса. Укажите признаки реакции.

Слайд 31

Проверьте правильность уравнений и признаков реакции. На железной пластине оседает красная металлическая медь. Раствор зеленеет. CuSO4 + Fe == Cu + FeSO4 Cu восстанавливается Fe окисляется (1 балл) Появление осадка и изменение окраски раствора. (1 балл)

Слайд 32

Электрометаллургический способ Электрометаллургия методы получения металлов, основанные на выделении металлов из растворов или расплавов их соединений под действием электрического тока. 2Аl 2 О 3 → 4Al + 3O 2 (раствор в криолите) ЭЛЕКТРОЛИЗ Эл.тк

Слайд 33

Домашнее задание: Домашнее задание: § 19, с.88, упр. 5,6, зад.1 ( с.88 ) (по учебнику Г.Е.Рудзитис Ф.Г.Фельдмана Химия 11); III ) задание 29 по тестам ЕГЭ. Задание по желанию: подготовить небольшое сообщение на тему: «Микробиологические способы получения металлов»

Слайд 35

О каком способе получения металлов упоминает Георг Агриколь в своем фундаментальном труде «12 книг о металлах»? «…плавка необходима, так как только посредством ее горные породы отделяются от металлов. Которые приобретают свойственный им цвет, очищаются и становятся во многих отношениях полезными человеку». (Г.Агриколь, XVI век, «12 книг о металлах»). « Подвергая руду нагреванию, обжигу и прокаливанию, удаляют этим часть веществ, примешанных к металлу…»

Слайд 36

Ответ: Пирометаллургический способ получения металлов

Слайд 37

Выполнение заданий единого государственного экзамена Задание 32. Определение неорганических веществ… Задание 25. Понятие о металлургии: общие способы получения металлов… Задание 29. Электролиз расплавов и растворов солей…

Слайд 38

II Установить соответствие между названием вещества Способом его получения получение в промышленности: А ) Цинк 1) Гидрометаллургический Б ) Алюминий 2 ) Металлотермический B) Хром 3) Пирометаллургический Г) Медь 4) Электрометаллургический Задание 2 9 единого государственного экзамена

Слайд 39

Узнать больше II Ответ: А Б В Г 3 4 2 1 Задание 29 единого государственного экзамена

Слайд 40

Узнать больше II Задание 25 единого государственного экзамена Продуктами обжига пирита FeS2 являются 1) FeO и SO2 3) Fe2O3 и SO2 2) FeO и SO3 4) Fe2O3 и SO3

Слайд 41

Узнать больше II Металлотермия- метод получения металлов, основанный на выделении металлов из и х оксидов более активными металлами 2 Cr 2 О 3 + 4 Al → 4 Cr+ 4 Al 2 O 3 Задание 25 единого государственного экзамена Ответ 3

Слайд 42

Узнать больше II Металлотермия- метод получения металлов, основанный на выделении металлов из и х оксидов более активными металлами 2 Cr 2 О 3 + 4 Al → 4 Cr+ 4 Al 2 O 3 Задание 25 единого государственного экзамена Чугун в промышленности получают в 1) Конвертерах 3) Доменных печах 2) Мартеновских печах 4) Контактный аппарат

Слайд 43

Узнать больше II Металлотермия- метод получения металлов, основанный на выделении металлов из и х оксидов более активными металлами 2 Cr 2 О 3 + 4 Al → 4 Cr+ 4 Al 2 O 3 Задание 25 единого государственного экзамена Ответ 3

Слайд 44

Узнать больше II Металлотермия- метод получения металлов, основанный на выделении металлов из и х оксидов более активными металлами 2 Cr 2 О 3 + 4 Al → 4 Cr+ 4 Al 2 O 3 Установить соответствие между названием вещества Способом его получения в промышленности Название вещества: Получение электролизом: А ) Литий Раствора LiF Б ) Фтор 2) Расплава LiF B) Серебро 3) Раствора MgCl2 4) Раствора AgNO3 Г) Магний 5) Расплава Ag2O 6) Расплава MgCl2 Задание 29 единого государственного экзамена

Слайд 45

Узнать больше II Металлотермия- метод получения металлов, основанный на выделении металлов из и х оксидов более активными металлами 2 Cr 2 О 3 + 4 Al → 4 Cr+ 4 Al 2 O 3 Ответ: А Б В Г 2 2 4 6 Задание 29 единого государственного экзамена

Слайд 46

Узнать больше II Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей реакции Вещества Признак реакции А ) Fe + CuSO4 Появление резкого запаха Б ) CuS + O2 2) Появление осадка и изменение окраски раствора B) CuO + C 3) Изменение окраски вещества Г) Fe + CrCl3 4 ) Видимых признаков реакции нет 5 ) Растворение осадка Задание 32 единого государственного экзамена

Слайд 47

Узнать больше II Металлотермия- метод получения металлов, основанный на выделении металлов из и х оксидов более активными металлами 2 Cr 2 О 3 + 4 Al → 4 Cr+ 4 Al 2 O 3 Задание 32 единого государственного экзамена Ответ А Б В г 2 1 3 4

Слайд 48

Узнать больше II Установить соответствие между названием вещества Способом его получения получение в промышленности: Название вещества: Получение электролизом: А ) Натрий 1) водного раствора солей Б ) Алюминий 2) водного раствора гидроксида B) Серебро 3) расплава поваренной соли 4) расплавленного оксида Г) Медь 5) раствора оксида в расплавленном криолите 6) расплавленного нитрата Задание 29 единого государственного экзамена

Слайд 49

Узнать больше II Металлотермия- метод получения металлов, основанный на выделении металлов из и х оксидов более активными металлами 2 Cr 2 О 3 + 4 Al → 4 Cr+ 4 Al 2 O 3 Ответ: А Б В Г 3 5 1 1 Задание 29 единого государственного экзамена

Слайд 50

Человек должен верить, что непонятное можно понять: иначе он не стал бы размышлять о нём. Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР "Общие свойства металлов"

Урок изучения нового материала по теме "Общие свойства металлов" с критериями самооценки выполненной работы....

Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР "Общие свойства металлов"

урок изучения нового материала с использованием ЭОР с критериями самооценки выполнения работы...

Интегрированный урок химии-биологии по теме:«Металлы в природе» (9 класс)

Данный урок является уроком  практичекого применения знаний и умений по химии и биологии. В ходе урока ярко иллюстрируется взаимосвязь явлений и процессов, протекающих в живой и неживой природе. ...

план конспект урока химии 11 класс тема Металлы

конспект урока химии в 11 классе , УМК Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман .Тема "Металлы"...

Урок химии 11 класс Тема: «Химико-технологические принципы промышленного получения металлов. Производство чугуна и стали»

Тип урока:  Урок усвоения новых знаний.Цель урока:Образовательная – ознакомить учащихся с производством чугуна и стали, изучить химические процессы при получении стали и чугуна, ...

Методическая разработка урока по химии «Металлы в природе. Общие способы получения металлов» 9 класс (базовый курс, О.С. Габриелян)

В данной разработке приведен подробный конспект урока химии в 9 классе по теме «Металлы в природе. Общие способы получения металлов». Содержание соответствует базовому курсу химии авт...