Учебно - методическое сопровождение учебного процесса, способствующего успешной сдаче экзамена по химии
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (11 класс) на тему

Панфилова Анна Евгеньевна

Рекомендации по учебно - методическому обеспечению процесса подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.15 МБ
Microsoft Office document icon rmo_himiya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебно – методическое сопровождение образовательного процесса, способствующего успешной сдаче экзамена Учитель химии МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева» 1 квалификационной категории Панфилова А.Е.

Слайд 2

Этапы работы по подготовке к ЕГЭ • Изучение нормативно-правовой базы по вопросам организации и проведения ЕГЭ • Ознакомление с демоверсией ЕГЭ и ОГЭ • Анализ результатов ЕГЭ предыдущего года • Знакомство с изменениями в ЕГЭ • Составление и утверждение КТП • Подготовка материалов для проведения внутришкольного пробного ЕГЭ

Слайд 3

Нормативно – правовые документы Приказ Минобрнауки России от 9 января 2017 г. № 6 "О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400" (зарегистрирован Минюстом России 28.02.2017, рег. № 45805) Приказ Рособрнадзора от 18.11.2016 № 1967 «Об определении минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета» Приказ Минобрнауки России от 9 января 2017 г. № 5 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2017 году" (зарегистрирован Минюстом России 28.02.2017, рег. № 45804)

Слайд 4

УМК Н.Е.Кузнецовой Химия 8-9 Химия 9 класс учебник Химия 9 класс Тетрадь для практических работ Химия 9 класс Рабочая тетрадь Химия 9 класс Задачник Химия 9 класс Методическое пособие

Слайд 6

УМК Н.Е.Кузнецовой 10-11 Учебник (базовый/профильный уровень) Рабочая тетрадь Задачник Методическое пособие

Слайд 9

Дополнительная литература Справочная Методическая Дидактическая Подборки задач Наглядные пособия

Слайд 10

Манкевич Н.В. Неорганическая химия. Весь школьный курс в таблицах/ сост. Манкевич Н.В. – Минск Букмастер. 2012 – 416 с. Данное пособие составлено в виде таблиц, систематизирующих и обобщающих теоретические сведения по школьному курсу неорганической химии. В книге в доступной формеизложены все разделы неорганической химии, изучаемые в средней школе.Пособие рекомендуется использовать для коллективной работы в школе и индивидуальных занятий дома.

Слайд 11

Кочкаров Ж.А. химия в уравнениях реакций: учебное пособие/ Ж.А. Кочкаров. – Ростов: Феникс. 2015 Пособие включает систематизированный материал по химии элементов и их соединений. С помощью химических реакций описаны методы получения и свойства простых и сложных неорганических и органических веществ. Рекомендуется учащимся и учителям средних общеобразовательных школ, абитуриентам, студентам.

Слайд 14

Для подготовки к ЕГЭ используются разнообразные методические пособия, но приоритет следует отдать тем пособиям, которые выпущены под редакцией Корощенко,Снастиной, Добротина, Кавериной, выпущенные под знаком ФИПИ.

Слайд 18

www.fipi.ru

Слайд 20

Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ»

Слайд 21

Элективные предметы, расширяющие программу обучения на базовом уровне «Решение задач по химии на нахождение формул органических веществ» Терентьева Л.М. 10 класс «Мир органических веществ» Соловова Е.А. 10 класс «Окислительно – восстановительные реакции в вопросах и ответах» Гусев В.В. 11 класс «Применение математических методов и физических законов при решении задач по химии» Шишкина И.Ю., Евтушенко Е.М.



Предварительный просмотр:

Учебно – методическое сопровождение образовательного процесса, способствующего успешной сдаче экзамена.

Подготовленность к чему – либо – это комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ и ЕГЭ выделяют следующие составляющие:
- информационная готовность (т.е. информированность о правилах поведения на экзамене, о правилах заполнения бланков и т. д.)
- предметная готовность (готовность по определенному предмету)
- психологическая готовность ( внутренняя настроенность на определенные действия, настрой). Остановлюсь на двух первых пунктах.

Успешная сдача экзамена, в том числе и по химии, - это результат кропотливой, систематической работы, подготовки, занимающей не один месяц. Хорошо, если выпускник заранее определился с экзаменами. Однако часто бывает, что экзамен по выбору определяется в последний момент. Тогда задача учителя – скоординировать и максимально оптимизировать работу учащегося по подготовке к экзамену. В первую очередь необходимо разработать план проведения подготовки к экзамену. Педагогу необходимо изучить самому и довести до сведения учащихся и их родителей нормативно – правовые документы по вопросам организации и проведения ЕГЭ и ОГЭ. В 2017 году ЕГЭ по химии претерпел существенные изменения  в структуре КИМов, которые учащиеся могут увидеть и проанализировать, изучив демонстрационную версию экзамена. Учитель разрабатывает и готовит информационный стенд по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по предмету. На нем размещаются необходимые нормативные документы, образцы бланков, правила их заполнения, Интернет – ресурсы по ЕГЭ и ОГЭ. Здесь же выставляются справочная и методическая литература по подготовке к экзамену. Стенд должен быть «рабочим», т.е. должен быть открыт для доступа выпускников и всех, кто готовиться сдавать экзамен.

Основная форма работы учителя – это конечно урок. Подготовка к экзамену подразумевает прежде всего многократное повторение уже изученного материала, его систематизация и углубление. Здесь необходимо использовать все возможности учебно – методического комплекта для формирования прочных предметных знаний у учащихся. В УМК по химии под редакцией Кузнецовой Н.Е. входят учебник, задачник, рабочая тетрадь, методические пособия. УМК дифференцирован по уровням обучения химии в 10-11 классах. Поэтому при подготовке к экзаменам по химии учащиеся имеют возможность использовать учебники углубленного уровня. Задачники этого УМК сформированы по темам и имеют достаточно большой диапазон заданий, помогающих отрабатывать эти темы на практике. Рабочие тетради мной при работе не используются, так как централизованно не закупаются, а использовать их при том, что не у всех есть, нет смысла.

Кроме основного учебного комплекта, каждый учитель в своей работе использует дополнительную литературу: справочную, методическую, дидактическую, наглядные пособия и другое. В своей работе я использую пособия, представляющие курс химии в виде таблиц и схем. Этот вид представления информации кажется мне наиболее удобным для усвоения и запоминания, так как большой по объему фактический материал можно представить в виде лаконичной и понятной схемы или таблицы. Примерами таких пособий являются Манкевич Н.В. «Неорганическая химия. Весь школьный курс в таблицах», Касатикова «Химия в таблицах и схемах для школьников и абитуриентов». Другими полезными помощниками при подготовке к экзамену по химии могут быть учебное пособие Кочкарова Ж.А. «Химия в уравнениях реакций», «Пособие по химии для поступающих в ВУЗы» Хомченко Г.П. Эти издания помогут учащимся освоить теоретический материал по предмету наиболее полно. Но при подготовке невозможно обойти такой важный момент, как практическая отработка навыков решения типичных заданий. Эту работу можно включать  и в урочную деятельность , например в виде кратковременной тематической работы, основанной на заданиях из вариантов ЕГЭ или ОГЭ. Также решение конкретных заданий ЕГЭ и ОГЭ по химии я включаю и во время консультативных занятий. Хотя работу на консультациях нельзя сводить только к единообразному прорешиванию вариантов экзамена, так называемое «натаскивание», однако полность исключить этот вид деятельности тоже невозможно. Учащиеся должны хорошо изучить как структуру всего КИМа, так и структуру каждого задания, а так же знать алгоритм решения того или иного задания. Особенно это касается решения задач по химии  1 и 2 части. Отработке этих навыков помогают всевозможные сборники тематических и типовых тестовых заданий. Для подготовки к ЕГЭ используются разнообразные методические пособия, но приоритет следует отдать тем пособиям, которые выпущены под редакцией Корощенко,Снастиной, Добротина, Кавериной, выпущенные под знаком ФИПИ. Эти сборники могут использоваться как при совместной работе, как и самостоятельно учащимися при самоподготовке. Учитель может при этом контролировать и координировать эту работу. На консультациях можно разбирать с учащимися непонятные или вызывающие затруднения вопросы.

Стоит отметить важную роль современных образовательных технологий в подготовке к экзамену по химии. Современные школьники хорошо владеют ИКТ компетенциями. Поэтому этот ресурс нельзя не использовать при подготовке к экзамену. Многочисленные Интернет - сайты предоставляют возможность учащемуся самому тренироваться в решении заданий ЕГЭ и ОГЭ, а учителю помогают проводить более эффективную подготовку и осуществлять контроль знаний учащихся. Наибольший интерес представляет официальный сайт ФИПИ, предоставляющий во всеобщее пользование открытый банк заданий по всем предметам. Учащиеся под руководством педагогов – предметников могут прорешивать, задания, которые будут составлять контрольно – измерительные материалы по предметам. Также большой интерес представляет сайт «РЕШУ ЕГЭ» (с вкладкой «СДАМ ГИА»),  в котором можно прорешивать варианты экзамена, проверять свои ответы, а также самому составлять тематические тесты по тем темам, которые интересуют или требуют особого внимания.

Не секрет, что последние годы часы преподавания предметов научно – естественного цикла, в том числе и химии, неуклонно сокращались. На сегодняшний день изучение химии на базовом уровне свелось к одному часу в неделю. Конечно, при такой нагрузке подготовить качественно ученика к экзамену не представляется возможным. Поэтому выходом может быть введение элективных предметов по химии для расширения программы базового обучения. В разные годы мною преподавались несколько разных элективных предметов по химии для 10-11 классов, которые существенно исправляли ситуацию с нехваткой времени и давали возможность углубить знания учащихся в отдельных областях предмета. Так элективный предмет «Окислительно – восстановительные в вопросах и ответах» позволил отработать эту тему и задания по ОВР. Анализ результатов ЕГЭ по химии показал, что вопросы , связанные с этой темой, обеими выпускницами были выполнены максимально правильно и не вызвали никаких затруднений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса через создание информационного пространства

В материале раскрыты особенности построения информационного простарнства вечерней школы....

Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса

Перечень рекомендованных к использованию учебников...

Эффективные методы и формы подготовки обучающихся к успешной сдаче экзамена по математике за курс основной школы.

Из собственного опыта преподавания математики и подготовки учащихся к ГИА...

Системная подготовка к ЕГЭ на уроках математики – залог успешной сдачи экзамена

С 2009 года согласно Федеральному закону «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части ...

Эффективные методы и формы подготовки обучающихся к успешной сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ.

В данной статье представлена моя методика подготовки учащихся к сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ....

Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ, СПОСОБСТВУЮЩИХ УСПЕШНОЙ СДАЧЕ ЕГЭ, ОГЭ ПО ХИМИИ"

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ, СПОСОБСТВУЮЩИХ УСПЕШНОЙ СДАЧЕ ЕГЭ, ОГЭ ПО ХИМИИ. На сегодняшний день Единый Государственный Экзамен стал единственной формой итоговой аттестации выпускников школ, кроме...