Сценарий урока химии в 8 класе по теме "Скорость химической реакции и факторы, на неё влияющие".
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Григорян Ирина Геннадьевна

Материал содержит сценарий урока, маршрутный лист, презентацию-сопровождение. Урок разработан в соответствии с требованиями стандарта образования. На протяжении всего урока учащиес самостоятельно добывают, анализируют информацию. Формы работы на уроке: парная, фронтальная, индивидуальная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  « Скорость химической реакции и факторы, на неё влияющие»

8 класс.

Цели урока: сформировать представление о скорости химической реакции; изучить факторы, влияющие на скорость химической реакции, выявить зависимость скорости реакции от некоторых факторов.

Задачи урока: Образовательные: ввести понятие о скорости химической реакции; изучить влияние различных факторов на скорость химической реакции; научить прогнозировать изменения скорости реакции в зависимости от изменения условий её протекания. Развивающие: продолжать формировать: навыки анализа экспериментальных данных, формулирования умозаключений, самостоятельной работы с терминологией; умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать логическое мышление. Воспитательные: формирование: коммуникативных умений (коллективная работа, работа в парах); умений следовать инструкции; экологического сознания. Показать связь знаний по химии с умением объяснить многие природные явления и процессы. Через деятельностный подход повысить интерес к предмету.

Планируемые результаты.

Предметные: овладение понятийным аппаратом, умение проводить химический эксперимент. Личностные: формирование навыков управления познавательной деятельностью, самооценки, основ экологического сознания.

 Метапредметные: формирование умения наблюдать, сравнивать, выдвигать гипотезу, делать вывод, выбирать пути решения проблемы, контролировать и корректировать деятельность.

Образовательный процесс направлен на формирование следующих УУД:

Личностные: развитие самостоятельности; выстраивание целостного мировоззрения;

формирование уважительного отношения к чужому мнению; определение результатов деятельности

Регулятивные: управление собственной деятельностью; самоконтроль и самооценка; формулирование результатов деятельности в устной и письменной формах;

Познавательные:умение работы с предложенными источниками информации; умение преобразования информации;

умение выдвигать гипотезу; способность осознавать результат работы; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: умение ведения диалога;

аргументация собственной точки зрения; навыки активного слушания; работа в парах.

Этапы урока:

Организационный -3 мин. Задача- настроить на быстрый темп работы, создав  эмоционально комфортную обстановку. Результат: установление контакта, снятие напряжения.

Активация опорных знаний- 7 мин. Задача: создав ситуацию успеха, вовлечь в работу всю аудиторию. Результат: адаптация учащихся.

Постановка темы и целей урока – 5 мин. Задача: направить на формулирование целей и осмысление задач урока. Результат: наличие согласованного плана работы.

Первичное усвоение знаний -23 мин. Задача: способствовать совершенствованию способов познания, организовать поисково-исследовательскую работу учащихся, при необходимости, корректировать ход процесса  познания. Результат: заполнение маршрутного листа, служащего в дальнейшем опорным конспектом, формирование ключевых компетенций.

Осмысление содержания урока – 3 мин Задача: показать связь полученных знаний с жизнью. Результат: развитие навыков умозаключения, экологического сознания, формирование понятийного аппарата.

Первичная проверка усвоения материала – 2 мин. Задача: организовать самопроверку  взаимопроверку качества усвоения материала. Результат: выявление недочётов, формирование личностных и коммуникативных УУД.

Рефлексия- 1 мин. Задача: оценить степень удовлетворённости работы на уроке. Результат: оценка работы на уроке.

Домашнее задание -1 мин. Задача: заинтересовать в самостоятельном углубленном изучении темы, поиске информации.

Сценарий урока по химии.

Подготовительный этап:

За время перемены кабинет проветривается, на парты раскладываются маршрутные листы (индивидуальные), конверты с информационными карточками, карточка инструктажа по технике безопасности, карточка описания лабораторных опытов. На столе для демонстрационных опытов поднос с оборудованием и реактивами для проведения демонстрационных опытов. На партах учащихся подносы с набором реактивов и оборудования для проведения лабораторных опытов. Настроен проектор, выведена презентация на первый слайд.

Организационный этап:

Перед началом урока дежурные подают рапорт об отсутствующих.

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Перед вами на партах лежат маршрутные листы, подпишите их, пожалуйста. В конвертах – информационные карты, извлекать которые вы будете в строго определенные моменты урока. Без моего разрешения лабораторное оборудование не трогать. Как видите, работы нам с вами предстоит много, и чтобы всё успеть за урок, необходимо… - работать быстро и чётко.

Активация опорных знаний, постановка цели и задач урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на первый слайд.

 Как вы считаете, какое ключевое слово зашифровано на  этих картинках? А на следующих?

Давайте попробуем угадать тему урока, зашифрованную на двух слайдах.

Как вы считаете, какие вопросы, связанные с темой урока, нам следует сегодня обсудить?

Отгадывают ключевые слова: скорость, химическая реакция

Определяют тему урока « Скорость химической реакции» и фиксируют её в маршрутных листах.

 

Что такое скорость реакции, как она измеряется, и какие факторы на неё влияют.

Первичное усвоение знаний:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Давайте вспомним, что такое химическая реакция и каковы её признаки? Проведём первый опыт: к раствору сульфата меди прильем раствор гидроксида натрия. Протекает реакция? Каков признак?

 Уравнение реакции  на слайде

( уравнение содержит ошибку – отсутствие коэффициента). Если учащиеся не заметили ошибку, то просит её найти.

Что изначально было в растворах? Что теперь в растворе? С какой скоростью протекала реакция? Как определить, что такое скорость? Изменение какого параметра во времени мы будем отслеживать?

Как вы считаете, способны ли мы изменять скорость химической реакции? В каких случаях нам это необходимо?

А теперь нам предстоит узнать, какие факторы, и каким образом влияют на скорость химической реакции.

Демонстрация опыта взаимодействия натрия и цинка с водой, в которую добавили несколько капель фенолфталеина.

Проблемный вопрос: ведь нам уже известно, что и натрий и цинк реагируют с водой. Почему же мы не видим признаков реакции во второй системе? В чём причина разной скорости реакции этих металлов с водой? Какой общий вывод мы можем сделать?

Демонстрация опыта «Вулкан»

Вопросы к обсуждению по итогам  ЛО №5: в чем разница условий протекания реакции в двух случаях? Прочитайте информационную карту, и заполните графы листа.

Демонстрация опыта « разложение перекиси водорода», введение термина «катализатор»

Делают вывод об изменении концентраций веществ ( важно, чтобы учащиеся уяснили, что концентрация реагентов уменьшается, а продуктов - возрастает), записывают определение термина « скорость химической реакции» в маршрутный лист.

Исправляют ошибку на слайде – недостающий коэффициент.

Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свои предположения.

Высказывают предположения, приводят примеры.

Наблюдают за демонстрационным опытом, делают вывод о различии  скорости реакции взаимодействия натрия и цинка с водой. По РАМ сравнивают активность металлов, делают вывод о влиянии природы вещества на скорость химической реакции, фиксируют выводы в таблице маршрутного листа.

Выполняют лабораторный опыт№2, согласно инструктажу листа, повторив правила Т.Б. Фиксируют результаты наблюдений в таблицу маршрутного листа. Делают вывод о влиянии концентрации веществ на скорость химической реакции.

Делают вывод о влиянии температуры  на скорость реакции, причины данного влияния. Фиксируют выводы в таблице.

Выполняют ЛО №5, вносят данные в таблицу, делая соответствующие выводы.

Знакомятся с понятием о гомо- и гетерогенной реакции, заполняют облака схемы,

Изучают теоретический блок информационных карт, знакомятся с видами катализаторов.

Во время работы с таблицей, вписывают уравнения реакций, расставляют коэффициенты, заполняют строки.

Этап осмысления содержания урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Итак, давайте попробуем составить рассказ о скорости химической реакции.

Что нужно сделать, чтобы понизить скорость химической реакции? И в каких случаях это необходимо?

Одна из глобальных проблем человечества заключается в поиске способов повысить скорость именно этой реакции…

Дают определение понятию, описывают факторы, влияющие на скорость реакции.

Предлагают свои варианты ответа (например, увеличить срок годности продуктов питания и т.п.)

Разложение пластикового и другого видов  мусора.

Первичная и проверка усвоения материала:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Просит учеников ответить на вопросы  маршрутного листа.

Спрашивает, кто согласен со всеми утверждениями? С четырьмя? С тремя и т.д.

( все утверждения верны)

Число верных утверждений и есть первичная оценка усвоения материала.

Отвечают на вопросы (согласен,  или нет, с утверждением)

Самооценка, корректировка знаний.

Учитель просит оценить, насколько реализованы цели урока, насколько  комфортно было учащимся.

Задаёт домашнее задание:

  1. Выучить теоретический блок по информационным карточкам, оформить маршрутный лист, повторить ключевые теоретические блоки.
  2. Подготовить сообщение о том, где и как в повседневной жизни человек изменяет скорость химической реакции.

Итоги урока.

1.Урок построен с применением интерактивных технологий: исследовательской деятельности, развивающего обучения, ИКТ, целеполагания, деятельностного подхода.

2. Тип: урок открытия нового знания, по структуре- комбинированный.

3.Виды учебной деятельности: наблюдение, объяснение наблюдений, работа с информацией, лабораторный опыт, беседа, заполнение таблиц и составление схем. Максимальная продолжительность одного вида деятельности – 12 мин.

4.Формы организации деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

5.Методы обучения: словесные, наглядно-продуктивные, частично-поисковые, исследовательские.

6.Функции ИКТ: эстетичность, экономия времени, наглядность, стимулирование активизации познавательной деятельности.

7. Учащиеся справились с поставленными целями и задачами, усовершенствовали УУД.



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист урока. Тема урока:_______________________________________________

Ученик_______________________________ Дата урока_______________________

Часть 1.

Скорость химической реакции –это______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Часть 2.

Опыты и наблюдения.

Опыт

наблюдение

Вывод: скорость реакции зависит от…

1.

Na+ H2O=NaOH +H2    (уравнять)

Zn+H2O= ZnO+H2

2.

Zn+ HCl =

Zn+ HCl (разб) =

3.

2H2O2 =2H2O+ O2 (в присутствии MnO2)

4.

(NH4)2Cr2O7=N2+Cr2O3+4H2O

5.

Na2CO3(тв) + HCl =

Na2CO3(р-р)+ HCl=

Инструкция к лабораторным опытам:

Опыт  2:              1. Убедившись в целостности пробирок, прилить в каждую по 1мл р-ра HCl. В одну из пробирок прилить 1 мл воды. С помощью пинцета погрузить в растворы по грануле цинка. Записать уравнение реакции, сделать соответствующий вывод.

Опыт 5:      1. Убедившись в целостности пробирок, поместить в одну на кончике шпателя кристаллы карбоната натрия, во вторую-прилить раствор карбоната натрия. В каждую пробирку прилить раствор соляной кислоты. Записать уравнение реакции,  сделать вывод.

Факторы, влияющие на скорость химической  реакции:______________________________________

_____________________________________________________________________________________

Виды химических реакций.  Заполнить схему:

Признак в основе деления:_________________________________________________________

Часть 3.

Перечислите факторы, повышающие/понижающие скорость реакции:

Влияет ли на скорость реакции концентрация продуктов? Почему?

Ответьте на вопросы:

вопрос

+\-

1.

Скорость любой реакции возрастает с повышением температуры.

2.

 На скорость гетерогенной реакции влияет площадь соприкосновения реагентов.

3.

Реакцию между соляной кислотой и раствором щелочи можно считать гомогенной.

4.

Давление не влияет на скорость реакции между растворами солей.

5.

Скорость реакции зависит от природы вещества.

Поле для пометок:



Предварительный просмотр:

Организационная структура урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Продолжи

тель

ность

Материалы УМК

Деятельность учащихся

Формируемые  УУД

Организацион-

ный: приветствие, проверка готовности, фиксирование отсутств-х.

Создание рабочей обстановки в классе, настрой на работу, инструктаж по правилам работы с маршрутным листом и раздаточным материалом.

3 мин

Слайд №1

Готовность к работе.

Сотрудничество, самодисциплина.

Активация опорных знаний, постановка целей и задач урока.

Подвести к формулировке темы урока, помочь сформировать цели урока, обеспечить мотивацию. Чётко озвучить тему урока и задать настрой на достижение целей.

12 мин

Презентация,

Слайд№2№3

Активно участвуют в обсуждении, формулируют цели и задачи урока, записывают их в маршрутный лист.

Умение вести дискуссию, высказывать и аргументировать собственную точку зрения. Умение пользоваться ранее полученными знаниями, наблюдение, умозаключение.

Первичное усвоение знаний.

Постановка проблемного вопроса через демонстрационный опыт №1

Корректировка умозаключений и чёткое фиксирование правильной конечной информации.

4мин

Презентация,

Слайд№4,5

Оборудован

для ДО№1

Наблюдение за ДО, формулировка определения понятия «скорость химической реакции», корректировка термина с помощью информационной карточки.

Умение фиксировать результаты наблюдений, делать умозаключения.

Постановка проблемного вопроса №2 через ДО №2,

3 мин

Обор.

для ДО№2

Слайд №6

Наблюдение, формулировка закономерности влияния природы вещества на скорость химической реакции

Умение фиксировать результаты наблюдений, делать умозаключения, записывать уравнения реакции, устанавливать причинно-следственные связи.

Инструктаж перед проведением лабораторного опыта в парах.

4 мин

Инструктив

карты, памятк по правилам ТБ, наборы для ЛО №1

Иструктирование по правилам ТБ, изучение хода лаб опыта, проведение лаб опыта, фиксация результатов в соответствующие строки маршрутного листа

Умение обращения с лабораторным оборудованием, проведения опыта, составления уравнений химических реакций, установление причинно-следственных связей. Умение работать в парах.

Постановка проблемного вопроса через демонстрацию ДО №3

3 мин

Набор оборудования для ДО №3

Наблюдение, установление зависимости скорости реакции от температуры

Умение фиксировать результаты наблюдений, делать умозаключения.

Умение аргументировать свою точку зрения.

Постановка проблемного вопроса через ДО№4

Контроль за усвоением  информации, её осмыслением.

3 мин

Набор для ДО №4

Слайд №7

Наблюдение, установление зависимости скорости реакции от температуры, самостоятельная работа с информационным блоком ( формирование представлений о катализаторах и ингибиторах)

Умение фиксировать результаты, делать умозаключения, самостоятельно находить и усваивать информацию

Постановка проблемного вопроса через ЛО №2, контроль за соблюдением правил ТБ при выполнении ЛО.

Контроль работы с информационным листом, направление на формулировку и чёткое осмысление гомо- и гетерогенных реакций.

6мин

Набор для ЛО №2

Проведение ЛО №2, анализ результатов и выявление зависимости скорости реакции от площади соприкосновения веществ. Работают с информационным листом, самостоятельно добывая знания о гомо- и гетерогенных реакциях.

Умение устанавливать причинно-следственные связи, работать в парах, аргументировать собственную точку зрения, проводить лабораторный опыт, составлять уравнения реакций.

Осмысление содержания урока.

Работа со слайдами презентации, с постановкой проблемного вопроса о факторах, изменяющих скорость реакции в природе.

3

Слайд презентации№ 8,9,10

Ведение дискуссии, применение полученных знаний для объяснения сущности некоторых природных явлений.

Умение ведения монолога, аргументация собственного мнения, дедукция.

Первичная проверка усвоения материала.

Координирует на работу с маршрутным листом, помогает осуществить самооценку.

2

Слайд № 11,12,13,14

Работа с тестовой частью маршрутного листа, анализ результатов, самооценка.

Умение работать с тестами, применять полученные знания, анализировать, прогнозировать.

Рефлексия

Подведение промежуточных итогов, оценка работы во время урока.

1

Анализируют результативность собственной работы на уроке.

Умение давать самооценку, анализировать степень достижения поставленного результата, корректировать план работы.

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

1

Слайд №14

Записывают домашнее задание в дневники.

Самоорганизация.

Названия демонстрационных и лабораторных опытов смотрите в приложениях.

Описание лабораторных опытов в маршрутных листах учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках химии в ходе изучения понятия « Химическая реакция»

В статье рассмотрен логический анализ теоретической темы"Химическая реакция" с разбором методических приемов ее изучения....

Урок химии в 8 классе «ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ»

Готовый урок химии для 8 класса  с использованием ЭОР...

Учебное пособие к уроку химии в 8 классе Типы химических реакций.

   Пособие выполнено в программе Mimio для работы на интерактивной доске, а значит,  им можно воспользоваться,если на Вашем компьютере установлена 11 версия соответствующей прогр...

Урок химии в 8 классе "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Урок химии в 8 классе по теме "Типы химичеких реакций на примере свойств воды" , напрвлен на обобщение и систематизацию знаний о классификации химичеких реакций....

Презентация урока химии в 8 классе "Типы химических реакций"

Урок рефлексии по химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций". Презентация...

Презентация к уроку химии в 8 классе "Типы химических реакций"

УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ №1 ВАРИАНТ2 ВАРИАНТ3 ВАРИАНТ4 ВАРИАНТ1 Mg + O2 = MgO Fe + CuCl2 = Cu + FeCl2 Cu + O2 = CuO Na + H2O = NaOH + H2 ↑2 K + H2O = KOH + H2 &u...