Тестовый контроль знаний в школьном курсе химии.
методическая разработка по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Салахеева Зульфия Минневазиховна

 Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю. Мы привыкли, что на уроке учитель рассказывает, а ученик слушает и усваивает. Слушать готовую информацию — один из самых неэффективных способов учения. Знания не могут быть перенесены из головы в голову механически (услышал — усвоил). Многим кажется, что нужно только заставить слушать ученика и дело тут же пойдет на лад. Однако ученик, как любая личность, наделен свободой воли, с которой нельзя не считаться. Поэтому нарушить этот природный закон и подчинить их себе даже ради благих целей невозможно. Желательного результата на этом пути добиться нельзя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testovyy_kontrol.docx41.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тестовый контроль знаний в школьном курсе химии.

 Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю. Мы привыкли, что на уроке учитель рассказывает, а ученик слушает и усваивает. Слушать готовую информацию — один из самых неэффективных способов учения. Знания не могут быть перенесены из головы в голову механически (услышал — усвоил). Многим кажется, что нужно только заставить слушать ученика и дело тут же пойдет на лад. Однако ученик, как любая личность, наделен свободой воли, с которой нельзя не считаться. Поэтому нарушить этот природный закон и подчинить их себе даже ради благих целей невозможно. Желательного результата на этом пути добиться нельзя.

Отсюда следует, что необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика.

       Можно выделить различные виды деятельности по освоению нового материала учеником: материальную, материализованную и интеллектуальную. Под материальной деятельностью понимают деятельность с объектом изучения. Для химии таким объектом является вещество, т. е. материальной деятельностью на уроках химии является проведение опытов. Опыты могут проводить ученики или демонстрироваться учителем.

Материализованная деятельность — это деятельность с материальными моделями, формулами, табличным, цифровым, графическим материалом и т. д. В химии — это деятельность с материальными моделями молекул, кристаллическими решетками, химическими формулами, решение химических задач, сопоставление физических величин, характеризующих изучаемые вещества. Любая внешняя деятельность (деятельность руками) отражается в мозге, т. е. переходит во внутренний план, в интеллектуальную деятельность. Проводя опыты, составляя химические формулы и уравнения, сопоставляя цифровой материал, ученик делает выводы, систематизирует факты, устанавливает определенные взаимосвязи, проводит аналогии и т. д.

Итак, учитель должен организовать на уроке для ученика все виды учебно-познавательной деятельности. Необходимо, чтобы учебно-познавательная деятельность ученика соответствовала тому учебному материалу, который должен быть усвоен. Необходимо, чтобы в результате деятельности, ученик самостоятельно приходил к каким-либо выводам, чтобы сам для себя созидал знание.

Важнейшим принципом дидактики, является принцип самостоятельного созидания знаний, который заключается в том, что знание учеником не получается в готовом виде, а созидается им самим в результате организованной учителем определенной познавательной деятельности.

Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно — к самому процессу познания — познавательный интерес. Развитию познавательных и творческих интересов у учащихся способствуют различные виды технологий: компьютерные технологии, технология проблемного и исследовательского обучения, технология игрового обучения, использование тестов.

   Подробно хочу остановиться на тестах. Тесты – один из эффективных методов контроля знаний и умений. Тест – слово английское, означает испытание, исследование. Тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний и умений, навыков учащихся, выявить пробелы в текущей и итоговой подготовке.

    При создании теста необходимо включать в него основные знания и умения по темам и разделам. Не может быть тестов, содержание которых отражало бы всю тему или раздел. Преимущество тестового метода контроля перед другими состоит в том, что он позволяет выявить и оценить сразу и знание, и незнание.

       При составлении тестов учитывается степень трудности. Вариативность, зависимость от контингента учащихся, системность тестов, которая соответствовала бы системности знаний. Различают несколько видов тестов.

Вот некоторые виды тестов, которые я использую на уроках химии. В данном случае взяла конкретную тему «Металлы», которое изучается в 9 классе.

Тест «Сличение»

 Из  данных второго столбца подобрать химические вещества, соответствующие утверждениям в первом столбце.

  1. Твердые однородные системы
  2. Самородные металлы.
  3. Металлы, реагирующие с водой при обычных условиях
  4. Вещество, выделяющееся на катоде при электролизе водных растворов щелочных и щелочно - земельных металлов.
  5. Пользуясь электрохимическим рядом напряжений металлов, укажите металлы, вытесняемые медью из растворов их солей.
  6. Метал, применяемый в электротехнике и металлургии для получения   коррозионно-стойких сплавов,   в самолето-   и автомобилестроении   как   конструктивный   материал,  
  1. Щелочные и шелочно-земельные металлы.
  2. Водород.
  3. Алюминий.
  4. Ртуть, серебро, платина, золото.
  5. Сплавы.
  6. Цинк.
  7. Берилий.
  8. Медь, серебро, платина, золото.

                                             Ответы:

1 - 5, 2 - 8, 3 - 1, 4 - 2, 5 - 4, 6 - 3.

Альтернативный тест.

Ответы «да» и «нет» изображаются соответственно

Вариант 1 - металлы I группы, вариант 2 - металлы II группы.

  1. Атомы металлов на внешнем слое имеют один s-электрон.
  2. Атомы металлов на внешнем слое имеют два s-электрона.
  3. В природе встречаются только в виде соединений,
  4. Эти металлы называются щелочными.
  1. Эти и металлы называются щелочно - земельными.
  2. На воздухе легко окисляются, поэтому их хранят в закрытых сосудах под слоем керосина.
  3. Легко режутся ножом.
  4. Режутся ножом но с трудом.
  5. Легко окисляются водой, образуя гидроксиды и водород.
  1. По химическим свойствам гидроксиды этих металлов слабее.
  2. Пары одного из металлов окрашивают пламя в желтый цвет.
  3. Растворимые соли этих металлов обусловливают жесткость воды.
  4. Соли этих металлов входят в пищевые продукты.
  5. Катионы этого металла используются в катионитах для устранения жесткости воды.

Ответы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1111

12

13

14

Металлы 1 группы

+

+

+

+

+

+

+

+

Металлы 2 группы

+

+

+

+

+

+

+

+

Выборочный тест.

(по теме «Металлы»)

Следует выбрать правильные ответы.

  1. На внешнем электронном слое мало электронов (1-3).
  2. Располагаются в конце малых и больших периодов.
  3. Для завершения внешних электронных слоев присоединяют электроны и являются окислителями
  1. Обладают металлической связью, имеют металлический блеск.
  2. Характерна высокая пластичность, тепло- и электропроводность.
  3.  С кислородом образуют кислотные оксиды.
  1. Легко отдают валентные электроны и переходят в положительно заряженные ионы.
  2. Как   восстановители   вступают   в   реакции   с   различными окислителями.

Ответы:

1, 4, 5, 7, 8.

Тест «Напоминание»

(по теме «Металлы»)

  1. Какая связь характерна для металлов?
  2. Чем   объясняется высокая тепло- и электропроводность металлов?
  3. Какие металлы обладают наибольшей электропроводностью?
  4. Как называется металл, применяемый в электролампах в качестве самого тугоплавкого?
  5. Какие металлы режутся ножом?
  6. Почему металлы обладают металлическим блеском? Ответы следует выбрать.

Ответы:

  1. Металлическая.
  2. Свободными электронами
  3. Ag, Cu, Au, AI.
  4. Вольфрам.
  5. Калий, натрий.
  6. Взаимодействие со светом.

Тест «Дополнение».

В пропуски следует вставить слова, шифры, формулы.

  1. Чистые металлы в твердом состоянии - это кристаллы, в которых частицы вещества расположены в определенном геометрическом порядке, образуя ....
  2. В узлах кристаллической решетки находятся .... а между ними перемещаются ....
  3. Ряд    металлов    расположенных    по    ослаблению    их восстановительной способности, называется ... рядом.
  4. Металлы расположенные в электромеханическом ряду до ..., вытесняют его из кислот.
  5. Окислительно-востановительные реакции, протекающие под действием постоянного электрического тока, называются ....
  6. Отрицательно зараженный электрод, на поверхности которого имеется избыток электронов, называется ....
  7. Положительно заряженный электрод, у которого недостаток электронов, называется ....

Ответы:

  1. Кристаллические решетки.
  2. Положительные ионы, электроны.
  3. Электрохимическим.
  4. Водорода.
  5. Электролизом.
  6. Катодом.
  7. Анодом.

Но из всех видов тестов во всех класс при повторении и закреплении изученного материала использую альтернативные тесты.

Альтернативные тестовые задания еще не включались в тесты ЕГЭ по химии, но давно применяются мной как в письменной, так и в устной формах контроля. Этот вид тестовых заданий состоит из утверждений, правильность или неправильность которых следует установить. Обычно содержание альтернативного тестового задания по химии касается характеристики одного вещества (класса веществ, элемента, реакции) или предполагает сравнение двух веществ (классов веществ и т.п.).

8 класс.

Основные свойства водорода

  1. Водород означает «кислотырождающий» .
  2. Самый распространенный во Вселенной.
  3. Его валентность равна — II.
  4. В лаборатории получают при взаимодействии металлов с кислотами.
  5. Впервые получен Ж. Пристли.
  6. Легче воздуха в 14,5 раз .
  7. Взаимодействует с металлами и неметаллами.
  8. Простое вещество водород имеет формулу Н.
  9. Восстанавливает металлы из оксидов.
  10. При горении образует много энергии.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нет

да

нет

да

нет

да

да

нет

да

да

Простое вещество и сложное вещество

  1. Молекулы состоят из атомов одного вида. 
    2. Молекулы состоят из атомов разного вида. 
    3. Не разлагаются при химических реакциях с образованием других веществ. 
    4. Разлагаются при химических реакциях с образованием других веществ. 
    5. Характерны постоянные физические свойства: температура плавления, температура кипения, цвет, плотность и др. 
    6. Разрушается при химических реакциях, но сохраняется при физических явлениях. 
    7. Состав постоянен. 
    8. Состав изменяется в довольно широких пределах. 
    9. Не имеет постоянных свойств. 
    10. Молекула состоит из двух атомов кислорода и одного атома водорода. 
    11. Может существовать в трех агрегатных состояниях: газообразном, жидком, твердом.

Ответы

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Простое вещество

 +

 

 +

 

 +

 

 +

 

 

 

 +

Сложное вещество

 

 +

 

 +

 

 +

 

 +

 +

 +

+

9 класс

Сера и его свойства.

1) Относится к неметаллам;

2) Второй по распространенности химический элемент в земной коре;

3) В атоме содержится 32 протона;

4) 16 электронов располагаются в атоме на трех энергетических уровнях;

5) На третьем энергетическом уровне в атоме находится 6 электронов;

6) Относится к s-элементам;

7) Является биогенным элементом;

8) Образует высший оксид состава SО3, кислотный по свойствам;

9) Входит в состав пирита;

10) В сульфитах проявляет низшую степень окисления

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

да

нет

нет

да

да

нет

да

да

да

нет

Угарный газ  и углекислый газ

  1. Относится к кислотным оксидам.
  2. Несолеобразующий оксид

3) Бесцветен.

4) В молекуле между атомами ковалентные полярные связи.

5) Вступает в реакцию с водой.

6) Атом углерода в молекуле имеет высшую степень окисления.

7) Ему соответствует кислота.

8) Является восстановителем.

9) Образуется при термическом разложении карбонатов.

10) Имеет резкий запах.

11) Используется в промышленности для восстановления железных руд.

12) Легче воздуха

13) Является сильным ядом

14) Вступает в реакцию с щелочами

15) Степень окисления углерода в оксиде +2

16) Образуется при  полном горении органических веществ на воздухе

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

CO

+

+

+

+

+

+

+

+

+

CO2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10 класс

Выберите правильные утверждения характерные для этилена

1) предельный углеводород;

2) в молекуле 4 атома водорода;

3) бесцветный газ;

4) может вступать в реакции замещения;

5) тип гибридизации атомов углерода sp2;

6) не реагирует с водородом;

7) может быть получен из этанола;

8) имеет один изомер;

9) применяется в металлургии;

10) используют для быстрого дозревания зеленых помидоров;

11) характерен пространственный вид изомерии;

12) подвергается реакции полимеризации.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

нет

да

да

нет

да

нет

да

нет

нет

да

нет

да

Этанол и фенол.

1) одноатомный предельный спирт;

2) ароматический спирт;

3) агрегатное состояние- жидкость;

4) винный спирт

5) сильный антисептик

6) взаимодействует с активными металлами

7) взаимодействует с щелочами

8) окисляется перманганатом калия

9) дает цветное окрашивание с хлоридом железа

10) проявляет слабокислые свойства

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

этанол

+

+

+

+

+

фенол

+

+

+

+

+

+

Муравьиный альдегид и ацетон.

  1. По номенклатуре ИЮПАК- метаналь
  2. Хорошо растворяется в воде
  3. По номенклатуре ИЮПАК- пропанон
  4. Образуется при окислении первичных спиртов
  5. Не образует реакцию «серебряного зеркала»
  6. При окислении образуется карбоновая кислота
  7. Применяется в промышленности как растворитель
  8. Характерна реакция поликонденсации
  9. Является межклассовым изомером пропаналя
  10. Характерны реакции замещения карбонильной группы и радикала на галоген

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Муравьиный

альдегид

+

+

+

+

+

+

ацетон

+

+

+

+

+

+

Заключение.

Использование разных видов тестов на уроках химии привели к таким выводам:

  • Тестовые задания способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самообразования.
  • Контроль за качеством усвоения материала конкретным учеником осуществляется на каждом уроке. Это снижает нежелательный психологический эффект контроля (чувство страха, стрессовые явления).
  • Дает возможность каждому ученику проявить себя.
  • Продуктивное, творческое обучение формирует творцов новых знаний.
  • Учитель- ученик в процессе активного взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О НАНОТЕХНОЛОГИЯХ В ШКОЛЬНЫЙ КУРС ХИМИИ.

Вопрос о том, ввести ли в курс общей школы новый отдельный предмет  или элективный курс, знакомящий учащихся в той ли иной степени с основами нанотехнологии, должен решаться с учетом специф...

ИНТЕГРИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О НАНОТЕХНОЛОГИЯХ В ШКОЛЬНЫЙ КУРС ХИМИИ.

Вопрос о том, ввести ли в курс общей школы новый отдельный предмет  или элективный курс, знакомящий учащихся в той ли иной степени с основами нанотехнологии, должен решаться с учетом специф...

Тестовый контроль знаний учащихся как средство подготовки к итоговой аттестации .

Из опыта работы по теме"Тестовый контроль знаний учащихся как средство подготовеи к итоговой аттестации"...

Тестовый контроль знаний по теме "Неметаллы"

Предложены 3 варианта, содержащие 17 вопросов для тестового кантроля знаний по теме "Неметаллы"...

Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся

В методической разработке по проблеме «Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся» рассмотрены принципы отбора содержания тестовых заданий и требования к заданиям ...

Тестовый контроль знаний по физической культуре за курс основной школы

Тестовый контроль знаний по физической культуре за курс основной школы...

Тестовый контроль знаний по химии для учащихся 10 класса на зимней сессии

Проверка знаний  учащихся химико-биологического класса по теме "Углеводороды"...