Урок по ФГОС - задачная форма организации обучения по химии
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Лукашова Светлана Викторовна

Для 8 класса по химии разработан урок по ФГОС - ЗФО по теме: "Массовая доля элемента в веществе". Представлен поэтапный сценарий урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_zfo_massovaya_dolya_elementa.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок по ФГОС: задачная форма обучения

       Сегодня остро встает вопрос необходимости такого педагога, который способен формировать способности преодолевать границы узкой специализации, переходить в другие области знания, совершать научные прорывы. Современный учитель должен быть способен осуществлять ситуативное педагогическое  действие, не предусмотренное планом урока, «с лёта» формулировать вопросы и задачи, позволяющие выявить уровень понимания обучающимися материала, активизировать мышление учеников и ещё многое другое. Такой тип педагогического профессионализма соответствует деятельностной технологии. Так, деятельностной технологией организации  служит задачная форма организации обучения. При этом подходе основным и преобладающим элементом работы ученика является решение задачи, то есть освоение деятельности. Фактически предметные знания становятся следствием работы над задачами.  

Сценарий учебного занятия в ЗФО.

Предмет: химия

Класс: 8 класс

Тема: Решение задач на определение массовой доли элемента.

Учитель: Лукашова Светлана Викторовна

Школа: МБОУ СОШ №28 г. Симферополь

Учебные материалы урока: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. 8 класс. Москва, Просвещение, 2014 г.

Раздаточные материалы: наборы символов для составления формул, заготовки для моделирования.

Цели уроки: формирование УУД

  • Личностные: формирование коммуникативной компетентности, умение организовать совместную деятельность, развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Умение видеть задачу и находить пути решения.
  • Метапредметные: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, развитие умений учебно-познавательной деятельности.
  • Предметные: овладение понятиями из темы, способами решения задач на определение массовой доли элемента в формуле.

Описание основных этапов сценарного занятия:

1.Что дети уже знают.

а) информационно дети знают, что собой представляет химическая формула, при помощи чего её составляют; какие величины применяют для определения масс атомов и молекул, какими символами эти величины обозначаются и в чем выражаются.

б) умеют связывать между собой химические элементы, химические формулы веществ с их относительными атомными и молекулярными массами.

Учащиеся проводят соответствие между Аr и химическими элементами, Mr и формулами веществ.

2.Учебная ситуация разворачивается  вокруг известного способа нахождения массовой доли элемента.

Используется формула: w =  

Ученики решают задачи  на применение этой формулы:

Задача1.Определить массовые доли всех элементов в формуле мела CaCO3.

Решение:  Mr (CaCO3)= Аr (Ca)+ Аr (C)+ Аr(O) ∙3= 40 +12+16∙3=100

w (Ca) =  = 40 %

  = 12 %

  = 48 %

Задача 2. Определить массовые доли всех элементов в формуле воды H2O.

Решение:  Mr (H2O)= Аr (H)∙2+ Аr(O) = 1∙2 +16=18

w (H) =  = 11,1%

  = 88,9 %

3. Новый способ будет выражаться в решении обратной задачи.

Дети должны научиться определять химические формулы веществ по массовым долям элементов.

4. Учебная задача звучит таким образом: какие величины необходимо использовать для вывода химической формулы вещества?

5. Будет осваиваться способ вывода химической формулы вещества по известным массовым долям элементов.

6. Для нахождения способа будет использовано знание детей из курса природоведения об агрегатном состоянии вещества, из изученных тем по химии о расчетах относительных молекулярных масс вещества.

7. Перед учащимися ставиться учебная задача, составить условия задач на расчеты относительных молекулярных масс веществ и массовых долей  элементов.

   Учащиеся составляют условия задач на определение массовых долей элементов в известных для них химических формулах или формулах, подсказанных учителем.              

8. Выход на постановку учебной задачи.

Повторяем, что представляет собой относительная атомная и молекулярная массы, как их обозначают, и как определяют.

 9. Организация рефлексии.

Чтобы составить химическую формулу вещества, что нужно знать?

Что называют индексом?

Как рассчитать массовые доли элементов?

10. Организация выхода к поиску нового способа.

Зная массовые доли элементов можно выводить химические формулы веществ. Для этого нужно понять, как найти индексы – число атомов в формуле.

11. Коммуникации по обсуждению данных вопросов происходят в виде работы в парах.

12. Фиксация нового знания.

x:y:z =  :  : ;

13. Новое задание.

Определить химическую формулу вещества, в состав которого входит 74 % натрия и 26 % кислорода.

14. Домашнее  задание.

1. В состав белой краски - цинковых белил – входит оксид цинка (ZnO). Какова массовая доля цинка в оксиде цинка?

2. Массовая доля железа в некотором веществе – 70 %. Вычислить молекулярную массу неизвестного вещества, если в его составе 3 атома железа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока с применением задачной формы обучения.Неполные предложения.

Применение ЗФО на этом уроке даёт возможность учащимся самостоятельно "открыть" для себя все "тайны" неполного предложения......

Задачная форма организации учебного процесса.

Разработка урока на тему "Решение уравнений с двумя переменными" 9 класс....

Интерактивные формы организации обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах

Интерактивные формы организации обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах...

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В практике моей работы значительное место уделено деятельностным формам организации обучения, которые включают проблемное преподавание, исследовательскую деятельность, работу в парах, а также работа с...

Задачная форма организации урока

Конспект урока по математике для учащихся 6 класса по теме "Площадь круга"...

Методы, средства и формы организации обучения, наиболее эффективно стимулирующих развитие личностных качеств учащихся в свете реализации ФГОС (на примере предмета биологии).

Для преодоления ряда противоречий, в настоящее время имеющих ме­сто в школьном образовательном процессе в целом и в частности в обучении биологии, необходим переход на новые методики, техноло­...

Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Урок как основная форма школьного обучения.

1. Понятие о формах организации (организационных формах) обучения. Соотношение между формами обучения и его методами.2. Краткие  сведения о развитии организационных  форм учебной работы в шк...