Электролиз с ИКТ
учебно-методическое пособие по химии (11 класс) на тему

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИИ ТЕМЫ «ЭЛЕКТРОЛИЗ» КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ.

 

Решетников Евгений Анатольевич

Учитель химии

reschetnickov.t@yandex.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15» имени Героя России Е.Сизоненко

 

      Основным видом итоговой аттестации учащихся в России, в том числе и по химии, является ЭГЕ. Сегодня в школьной и вузовской практике экзаменов контрольные задания предлагаются в форме тестов, которые различимы как по способу организации в учебном процессе (индивидуальные, групповые, дифференцированные), так и по способу подачи информации (устные, письменные, экспериментальные, компьютерные). Современные методики преподавания и информационно - коммуникационные технологии позволяют комбинировать на уроке различные формы проверки знаний, умений и навыков школьников по химии. Учитель должен подготовить выпускника школы к сдачи ЕГЭ по трем основным направлениям: содержательно, психологически и организационно.

      При изучении темы «Электролиз» перед учителем стоит задача – научить писать схемы электролиза растворов и расплавов солей и применять полученные знания для решения расчетных задач. Для лучшего восприятия темы я на уроках использую презентации с ИКТ как для объяснения, так и для закрепления полученной школьником информации.

     Электролиз – это окислительно-восстановительный процесс, протекающий на электродах в растворах или расплавах электролитов при пропускании электрического тока. Сущность электролиза: катионы → к катоду, анионы → к аноду. На катоде идет процесс восстановления, катионы принимают электроны. На аноде идет процесс окисления, анионы отдают электроны.

 

Процессы на катоде

В расплавах: Me n+ + ne = Me 0

В растворах: процесс зависит от активности восстанавливаемого металла / слайд 1/

Электрохимический ряд напряжения металлов

Li – Al

Al – H2

Ме после H2

2О +- =

      =Н2↑ +2ОН-

2О +2е =

      =Н2↑+2ОН-

Меn++ ne-→Ме0             

Меn++ ne-→ Ме0

 

Процессы на аноде (окисление) /слайд 2/

Кислотный остаток (анион)

бескислородный

(кроме фторидов)

кислородосодержащий

Аn- -ne- = А0

в кислой, нейтральной средах:

2 Н2О – -= О2 ↑ + 4Н+

в щелочной среде:

4ОН- -4е- = О2 ↑ + 2 Н2О

В растворах процесс на аноде зависит от материала анода и от природы аниона (растворимые и нерастворимые или инертные). Если анод растворимый, то независимо от природы аниона идет окисление металла анода      Cu 0   -2e  = Cu 2+

     В процессе закрепления и проверки ЗУН учащихся использую тестовые задания различного типа.

     Тест выборки – задания с готовым ответом, являются содержанием первой части (части А) ЕГЭ по химии.

1. При электролизе раствора гидроксида калия на катоде выделяется:

а) водород; б) кислород; в) калий.

2. При электролизе раствора сульфата меди (II) в растворе образуется: а) гидроксид меди (II); б) серная кислота; в) вода.

3. При электролизе раствора хлорида бария на аноде выделяется:

а) водород; б) хлор; в) кислород.

4. При электролизе расплава хлорида алюминия на катоде выделяется: а) алюминий; б) хлор; в) электролиз невозможен.

5. Электролиз раствора нитрата серебра протекает по следующей схеме:

а) AgNO3 + H2O →Ag↓ + H2↑ +HNO3

б) AgNO3 + H2O →Ag↓ + О2↑ +HNO3

в) AgNO3 + H2O →AgNO3 + H2↑ +O2 ↑ /слайд 3/

1

2

3

4

5

а

б

б

а

б

 

 

       Тест сличения (соответствия) превалирует в части     В3 ЕГЭ по химии.

Установите соответствие между названием вещества и способом его получения /слайд 4/

Название вещества                        Получение электролизом

      А) литий                                            1) раствора LiF

      Б) фтор                                              2) расплава LiF

      В) серебро                                         3) раствора MgCl2

      Г) магний                                           4) раствора AgNO3

                                                                  5) расплава Ag2O

                                                                  6) расплава MgCl2

А

Б

В

Г

2

2

4

6

 

Установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза его водного раствора на инертных электродах /слайд 5/

Формула вещества              Продукты электролиза

        А) AlCl3                       1) металл, галоген

        Б) RbOH                       2) гидроксид металла, хлор, водород

        В) Hg(NO3)2                 3) металл, кислород

        Г) AuCl3                       4) водород, галоген

                                              5) водород, кислород

                                              6) металл, кислота, кислород

А

Б

В

Г

2

5

6

1

 

Задачи на электролиз: уровень А

При электролизе 149 г 20 % раствора хлорида калия получен гидроксид калия массой 20,16 г. Найти долю выхода продукта реакции.

   Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика?

   ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету;

    ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

    ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

    ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

    ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

 

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя?

   экономию времени на уроке;

    глубину погружения в материал;

    повышенную мотивацию обучения;

    интегративный подход в обучении;

     возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

    привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию, что в свою очередь способствует в подготовке к ЕГЭ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektroliz_s_ikt.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИИ ТЕМЫ «ЭЛЕКТРОЛИЗ» КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ.

Решетников Евгений Анатольевич

Учитель химии

reschetnickov.t@yandex.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15» имени Героя России Е.Сизоненко

      Основным видом итоговой аттестации учащихся в России, в том числе и по химии, является ЭГЕ. Сегодня в школьной и вузовской практике экзаменов контрольные задания предлагаются в форме тестов, которые различимы как по способу организации в учебном процессе (индивидуальные, групповые, дифференцированные), так и по способу подачи информации (устные, письменные, экспериментальные, компьютерные). Современные методики преподавания и информационно - коммуникационные технологии позволяют комбинировать на уроке различные формы проверки знаний, умений и навыков школьников по химии. Учитель должен подготовить выпускника школы к сдачи ЕГЭ по трем основным направлениям: содержательно, психологически и организационно.

      При изучении темы «Электролиз» перед учителем стоит задача – научить писать схемы электролиза растворов и расплавов солей и применять полученные знания для решения расчетных задач. Для лучшего восприятия темы я на уроках использую презентации с ИКТ как для объяснения, так и для закрепления полученной школьником информации.

     Электролиз – это окислительно-восстановительный процесс, протекающий на электродах в растворах или расплавах электролитов при пропускании электрического тока. Сущность электролиза: катионы → к катоду, анионы → к аноду. На катоде идет процесс восстановления, катионы принимают электроны. На аноде идет процесс окисления, анионы отдают электроны.

Процессы на катоде 

В расплавах: Me n+ + ne = Me 0

В растворах: процесс зависит от активности восстанавливаемого металла / слайд 1/

Электрохимический ряд напряжения металлов

Li – Al

Al – H2 

Ме после H2

2О +- =

      =Н2↑ +2ОН-

2О +2е =

      =Н2↑+2ОН-

Меn++ ne-→Ме0             

Меn++ ne-→ Ме0

Процессы на аноде (окисление) /слайд 2/

Кислотный остаток (анион)

бескислородный

(кроме фторидов)

кислородосодержащий

Аn- -ne- = А0

в кислой, нейтральной средах:

2 Н2О – - = О2 ↑ + 4Н+

в щелочной среде:

4ОН- -4е- = О2 ↑ + 2 Н2О

В растворах процесс на аноде зависит от материала анода и от природы аниона (растворимые и нерастворимые или инертные). Если анод растворимый, то независимо от природы аниона идет окисление металла анода      Cu 0   -2e  = Cu 2+

     В процессе закрепления и проверки ЗУН учащихся использую тестовые задания различного типа.

     Тест выборки – задания с готовым ответом, являются содержанием первой части (части А) ЕГЭ по химии.

1. При электролизе раствора гидроксида калия на катоде выделяется:

а) водород; б) кислород; в) калий.

2. При электролизе раствора сульфата меди (II) в растворе образуется: а) гидроксид меди (II); б) серная кислота; в) вода.

3. При электролизе раствора хлорида бария на аноде выделяется:

а) водород; б) хлор; в) кислород.

4. При электролизе расплава хлорида алюминия на катоде выделяется: а) алюминий; б) хлор; в) электролиз невозможен.

5. Электролиз раствора нитрата серебра протекает по следующей схеме:

а) AgNO3 + H2O →Ag↓ + H2↑ +HNO3

б) AgNO3 + H2O →Ag↓ + О2↑ +HNO3

в) AgNO3 + H2O →AgNO3 + H2↑ +O2 ↑ /слайд 3/

1

2

3

4

5

а

б

б

а

б

       Тест сличения (соответствия) превалирует в части     В3 ЕГЭ по химии.

Установите соответствие между названием вещества и способом его получения /слайд 4/

Название вещества                        Получение электролизом

      А) литий                                            1) раствора LiF

      Б) фтор                                              2) расплава LiF

      В) серебро                                         3) раствора MgCl2

      Г) магний                                           4) раствора AgNO3

                                                                  5) расплава Ag2O

                                                                  6) расплава MgCl2

А

Б

В

Г

2

2

4

6

Установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза его водного раствора на инертных электродах /слайд 5/

Формула вещества              Продукты электролиза

        А) AlCl3                       1) металл, галоген

        Б) RbOH                       2) гидроксид металла, хлор, водород

        В) Hg(NO3)2                 3) металл, кислород

        Г) AuCl3                       4) водород, галоген

                                              5) водород, кислород

                                              6) металл, кислота, кислород

А

Б

В

Г

2

5

6

1

 

Задачи на электролиз: уровень А

При электролизе 149 г 20 % раствора хлорида калия получен гидроксид калия массой 20,16 г. Найти долю выхода продукта реакции.

   Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика?

   ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету;

    ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

    ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

    ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

    ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя?

   экономию времени на уроке;

    глубину погружения в материал;

    повышенную мотивацию обучения;

    интегративный подход в обучении;

     возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

    привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию, что в свою очередь способствует в подготовке к ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электролиз расплавов и растворов (изучение темы при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ, базовый уровень)

Методические разработки к уроку по теме "Электролиз расплавов и растворов": ход урока, образцы решения типовых заданий, дополнительный материал по теме. Презентация отражает ключевые моменты ...

Электролиз

Опорная схема для учащихся 11 класса...

Тест по теме "электролиз растворов и расплавов электролитов"

Материал будет очень полезен для контроля знаний учащихся по теме "Электролиз". Поможет проверить свои знания ребятам, которые выбрали учебный предмет "химия" в качестве сдаваемого по выбору.В тесте п...

Электролиз расплавов электролитов.

Конспект урока по теме "Электролиз расплавов электролитов"...

Электролиз растворов электролитов.

Конспект урока по теме "Электролиз растворов электролитов"....

Электролиз

Урок разработан для 11 класса. Рассматривается электролиз в расплавах и растворах различных веществ, а также применение электролиза. Урок сопровождается компьютерной презентацией с удобной системой на...

В-3 . Электролиз.

Задания для подготовки к егэпо химии....