Урок "Признаки химических реакций" химия 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Чарикова Ирина Викторовна

Урок "Признаки химических реакций" химия 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priznaki_himicheskih_reaktsiy.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:


Урок. «Признаки и условия протекания химический реакций». Предмет: Химия. 8 класс

Цели.

Предметные результаты: 

– формировать умение приводить примеры химических реакции, признаки реакции, эндо- и экзотермические реакции,

 – формировать умение объяснять значение химических реакций в жизни и хозяйстве человека: называть способы прекращения горения нефти.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с текстом – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные: воспитывать чувство гордости за отечественную науку, формировать экологическую культуру, культуру учебного труда, проявлять  познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

.

Этап урока        

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Мотивация (самоопределение к учебной деятельности

Организует внимание, доброжелательный настрой всех учеников, приглашает к сотрудничеству

Сегодня наш урок я хочу начать с высказывания М.В.Ломоносова о химии. Великий русский ученый, мыслитель, поэт, Ломоносов сделал огромный вклад в развитие науки. Этот человек был на самом деле великим гением – он обладал колоссальными знаниями в самых различных сферах, и активно применял их на благо Родины.

Девиз урока «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции»

Внутренне организуются, мобилизуются на работу, слушают учителя

Р - определять цель учебной деятельности

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Представляет обучающимся тест и объясняет правила работы

Предлагается выполнение задания с последующей самопроверкой.

  1. Горение парафиновой свечи
  2. Скисание молока
  3. Диффузия паров духов
  4. Прокаливание медной проволоки
  5. Выпаривание поваренной соли
  6. Ржавление железа
  7. Разложение воды электрическим током
  8. Испарение воды
  9. Пожелтение листьев осенью
  10. Пропускание кислорода через дистиллированную воду

Давайте сравним ответы. На столах есть карточки , покажите зеленые для физических явлений и красные для химических.  Все ли единогласны в своих мнениях? Сформулируйте определение «Химическая реакция», назовите признаки химических реакций

Какие трудности вы испытали при выполнении этого задания?

 (возникает затруднение)

Выполняет предложенные задания

Коллективная проверка выполнения задания

Фиксация в громкой речи различных вариантов решения и отсутствия изученного способа их обоснования.

фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Р - умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Постановка учебной задачи

Фронтальная беседа: задает вопросы

Подведение к пониманию получения новых знаний

Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.

Коммуникативное взаимодействие

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Построение проекта выхода из затруднения  

(цель, тема, план, сроки, способ, средство)

Открытие детьми нового знания

Организует подводящий диалог;

 Формулируем :цель, тема, план, сроки, способ, средство

Что необходимо для этого узнать? План: (фиксируется на доске или слайде)

Тема :Химические реакции, признаки и условия протекания химических реакций

Цель: Научиться отличать химические явления от физических, определять условия протекания химических реакций

 Организует самостоятельную деятельность в группах – проведение лабораторных опытов по инструктивным картам.

Повторение правил техники безопасности

Выдвигают гипотезы, выбирают метод разрешения проблемы,

Групповая работа – выполняют лабораторные опыты, делают выводы

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Регулятивные УУД

3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует фронтальную работу, комментирование полученных результатов опытов

Данные эксперимента занесите в тетрадь в виде таблицы.

Исходные вещества

Условия

Признаки реакции

Из наблюдений за проведёнными опытами можно сделать вывод: Химические реакции сопровождаются образованием осадка, выделением газа, изменением цвета, выделением теплоты, растворением осадка.

Физминутка

Афиширование новых знаний

Каждая группа отчитывается и делает вывод по своей работе.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций).

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Руководит работой обучающегося, корректирует его деятельность.

Еще Д.И.Менделеев указывал, что наиболее существенным признаком всех химических реакций является изменение энергии.  

 У вас на столах отрывок из произведения писателя-фантаста А.Казанцева «Пылающий остров».

«Люди мира! Воздух, которым вы дышите, состоит из смеси двух газов – азота и кислорода. Кислород – очень деятельный газ. При повышенной температуре он стремится соединиться со многими телами нашей Земли. Эта реакция хорошо известна нам как горение. Когда горит уголь, вещество его соединяется с кислородом, при этом выделяется тепло.

Соединение многих тел с кислородом сопровождается выделением тепла; выражаясь научно, является реакцией экзотермической. Но не все тела таковы. Есть соединения с кислородом, образование которых требует тепла извне, есть явления холодного горения – горения, не выделяющего, а поглощающего тепло. Таким холодным горением было до сих пор соединение двух газов нашего воздуха – азота и кислорода. Эта реакция эндотермическая, она требовала затраты значительной энергии и потому была редка на Земле. Она происходила в природе во время грозовых электрических разрядов – во время ударов молнии».

Прочтите этот текст и выполните задание – перепишите текст, вставьте слова вместо пропусков.

Эталон:  Реакции, протекающие с выделением теплоты  и света, называют реакциями горения. Реакции, протекающие с выделением теплоты, называют экзотермическими, а протекающие с поглощением теплоты – эндотермическими.

Просмотр ЭОР

Выполняет самостоятельную работу с текстом

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Регулятивные УУД

3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Итак, теперь мы знаем, что нужно для начала реакции. Но, ребята, бывает так, что нужно прекратить химическую реакцию. Мы живем в нефтяном и газовом крае. Компании по добыче этих природных богатств делают всё для того, чтобы не было порывов, аварий нефтепроводов за счёт применения новых технологий, современного оборудования, т.е. создается экологическая программа. Но аварии случаются в силу разных причин и нефть, нефтепродукты попадают в воду, почву, а если сюда попала горящая спичка, непотушенная сигарета, искра – могут привести к пожару.

Нефть всегда остается на поверхности воды, т.к. она легче воды. А когда горит нефть какое происходит явление?

- Назовите признаки химической реакции?

- Как можно её остановить?

Водой не гасят, для этого используют огнетушители, содержащие пенообразующие вещества. При их использовании прекращается доступ кислорода, который усиливает горение и происходит охлаждение нефтепродуктов.

В таких случаях очень важны знания химии.

Выполняют задание

ТОУУ

Регулятивные УУД

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Рефлексия деятельности, итог урока

Вернемся к первому заданию урока, назовем еще раз химические реакции.

 (ответы даем в виде сигналов – карточек зеленой и красной соответственно)

Подведение итогов

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Осталось непонятным…

Оцениваю свою работу…

Обмен мнениями по заданиям.

Домашнее задание. § 26. Ответы на вопросы к параграфу устно, № 3, 5,6 (мини-проект)

Самооценка своей деятельности и деятельности всего класса


Задание 1.  Перечисленные явления запишите  в две колонки в тетради: физические и химические

Горение парафиновой свечи , Скисание молока , Диффузия паров духов, Прокаливание медной проволоки , Выпаривание поваренной соли, Ржавление железа, Разложение воды электрическим током, Испарение воды, Пожелтение листьев осенью, Пропускание кислорода через дистиллированную воду

Задание 2. Экспериментальные задания

Выполите задания по группам, результаты опытов запишите в таблицу в тетради

Исходные вещества

Условия

Признаки реакции

Первая группа

В пробирку налейте примерно 1 мл раствора медного купороса (CuSO4), отметьте его цвет. Теперь добавьте в пробирку  раствор щёлочи (NaOH). Что наблюдаете?

Вторая группа

В пробирку положите 1 – 2 гранулы цинка, потом добавьте осторожно 1 мл раствора соляной кислоты (HCl). Что наблюдаете?

Третья группа

В пробирку налейте немного раствора хлорида железа (FeCL3), отметьте его цвет. Теперь добавьте немного раствора роданида калия (КSCN). Что вы наблюдаете?

Четвёртая группа

Возьмите сухой пробиркой небольшое количество хлорида аммония, и осторожно прилейте немного раствора гидроксида натрия (NaOH), нагрейте над спиртовкой. Что наблюдаете?

Пятая группа

Понаблюдайте за горением спиртовки. Какое условие необходимо для начала горения? По каким признакам вы узнаете горение? Проведите осторожно рукой над пламенем , что вы чувствуете? Как прекратить горение спиртовки? Какое вещество горит и с чем оно взаимодействует?

Прочтите отрывок из произведения писателя-фантаста А.Казанцева «Пылающий остров» и выполните задание 3.

«Люди мира! Воздух, которым вы дышите, состоит из смеси двух газов – азота и кислорода. Кислород – очень деятельный газ. При повышенной температуре он стремится соединиться со многими телами нашей Земли. Эта реакция хорошо известна нам как горение. Когда горит уголь, вещество его соединяется с кислородом, при этом выделяется тепло.

Соединение многих тел с кислородом сопровождается выделением тепла; выражаясь научно, является реакцией экзотермической. Но не все тела таковы. Есть соединения с кислородом, образование которых требует тепла извне, есть явления холодного горения – горения, не выделяющего, а поглощающего тепло. Таким холодным горением было до сих пор соединение двух газов нашего воздуха – азота и кислорода. Эта реакция эндотермическая, она требовала затраты значительной энергии и потому была редка на Земле. Она происходила в природе во время грозовых электрических разрядов – во время ударов молнии».

Задание :перепишите приведенный ниже текст, вставьте слова вместо пропусков.

Реакции, протекающие с выделением теплоты  и света, называют реакциями . Реакции, протекающие с выделением теплоты, называют , а протекающие с поглощением теплоты – ….



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест в 11 классе "Классификация химических реакций. Обратимость. Химическое равновесие"

Тест составлен в соответствии с учебником О.С. Габриеляна "Химия 11 класс", базовый уровень...

Химические свойства классов неорганических соединений

Урок-обобщение по пройденному материалу "Классы неорганических соединений"...

Контроль знаний по химии для учащихся 9 класса (1 триместр) по теме: "Периодический закон, строение атома. Химическая связь. Классы неорганических соединений"

          Контроль знаний по химии для учащихся 9 класса (1 триместр) по теме: "Периодический закон, строение атома. Химическая связь. Классы неорганических с...

План -конспект урока в 8 классе: Химическая символика. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Краткие сведения из истории.

На таких уроках реализую межпредметные связи. А так же осуществляю интегрированный подход. Очень люблю историю химии. Вместе с детьми готовим презентации, в которых отображаем накопленный  челове...

Биолого-химический профильный класс

В разделе размещены материалы к занятиям в биолого-химическом профильном классе и задания для самостоятельной работы...

Опорная схема по теме:"Химические свойства классов неорганических веществ"

Раздаточный материал к уроку, тренажер для повторения темы:"Химические свойства классов неорганических веществ"...