Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса "Решение задач по химии" для учащихся 10-х классов
    рабочая программа по химии (10 класс) на тему

    Иванова Галина Серафимовна

    Рабочая программа элективного курса "Решение задач по химии" для учащихся 10-х классов. Программа имеет прикладную направленность и служит для удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению и применению знаний математики при решении расчетных задач.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ek_reshenie_zadach_po_himii_10_klass.docx40.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

    « Салымская средняя общеобразовательная школа№1»

       

    Приложение к основной образовательной программе

                                                                основного общего образования,

    реализующей Федеральный компонент ГОС

    основного общего образования,

    утверждённой  

                                         приказом директора НРМОБУ «Салымская СОШ №1»

    № 537-0 от 29.08.2017г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

    Решение задач по химии

    (наименование учебной дисциплины)

    среднее общее

    (уровень образования)

    10 класс

    (классная параллель)

    Составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии;

    в соответствии со спецификацией КИМов для проведения ЕГЭ по химии, 2018г

    (полное наименование программы)

    Учебники

    Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2014.

    Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Углубленный уровень: учебник /О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С. Ю. Пономарев– М.: Дрофа, 2014.

    (название, автор, издательство, год издания)

    Количество часов  всего: 35, в неделю

    Иванова Галина Серафимовна, учитель биологии и химии,  первая  категория

    (ФИО, квалификационная категория)

    п. Салым

    2017- 2018 учебный год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа Рабочая  программа составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:

    • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012  №273  – ФЗ.
    • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
    • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования;
    • Положение «О структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин НРМОБУ «Салымская СОШ №1».

    Программно-методическое обеспечение

    • Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии;
    • Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования;
    • Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам обучающихся, освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования;
    • Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2014.
    • Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Углубленный уровень: учебник /О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С. Ю. Пономарев– М.: Дрофа, 2014.
    • Задачи по химии и способы их решения. 10-11 классы / Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г.—М: Дрофа, 2015.

    Цели   и задачи обучения

    Программа  элективного курса «Решение задач по химии» имеет общеобразовательный межпредметный химико-математический характер и предназначена для изучения учащимися, проявившими ко времени обучения химии в 10 классе повышений интерес к решению расчетных задач. Программа имеет прикладную направленность и служит для удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению и применению знаний математики при решении расчетных задач.

     Курс позволяет систематизировать знания об основных типах расчетных задач, углубить знания о способах решения задач и его изучение способствует расширению предметных знаний по химии, сознательному выбору пути дальнейшего профильного обучения, самоопределению в отношении собственной деятельности на естественно-математическом профиле. Курс формирует осознанные и математически обоснованные умения и навыки выполнения вычислительных операций и решения задач. Кроме того, курс позволяет систематизировать и собрать в единое целое знания о стехиометрических законах, способах решения химических задач и их стехиометрическом обосновании, так как данный материал в базовом курсе химии рассеян по различным темам.

    Цель курса:  формирование и развитие у обучающихся умений и навыков по решению качественных и количественных задач по органической химии, развитие познавательной и творческой активности, синтетического и аналитического мышления.

    Задачи курса:

    • развить умения и навыки системного осмысления знаний по органической химии и их применению при решении качественных и количественных задач;
    • обеспечить освоение обучающимися алгоритмов решения типовых качественных и количественных задач;
    • сформировать умения самостоятельно подбирать способы решения комбинированных задач в соответствии с имеющимися данными;
    • научить использовать математические умения и навыки при решении химических задач;
    • научить использовать химические знания для решения математических задач на растворы, смеси;
    • развить у обучающихся умения проводить синтез, анализ, формулировать выводы, заключения;
    • создать учащимся условия в подготовке к сдаче ЕГЭ по химии.

    Место учебной дисциплины в учебном плане

    В соответствии с учебным  планом НРМОБУ «Салымская СОШ №1»  программа рассчитана на преподавание элективного курса химии в 10 классе в объеме 1 часа в неделю, 35 часов за год

    Содержание тем учебной дисциплины

    Тема 1.  Изомерия и номенклатура органических веществ (3 ч.)

    Номенклатура органических веществ. Виды изомерии: структурная и пространственная.

    Составление структурных формул изомеров, номенклатура органических веществ.

    Тема 2. Задачи на вывод химических формул (5 ч.)

    Массовая доля элемента в веществе. Решение задач на вывод химических формул органических веществ. Нахождение формулы вещества на основе общих формул гомологических рядов органических соединений. Относительная плотность  газообразного вещества. Расчетные задачи на вывод формул органических соединений по продуктам сгорания.

    Тема 3. Задачи на смеси органических веществ (2 ч)

    Определение средней молярной массы газовой смеси. Вычисление состава газовой смеси.

    Вычисление состава газовой смеси на основе составлений алгебраических уравнений.

    Тема 4. Вычисления по уравнениям химических реакций с участием органических веществ (10 ч)

    Закон объемных отношений газов. Решение задач на определение объема газа, участвующего в реакции. Мольные отношения реагирующих веществ. Понятия: избыток и недостаток. Вычисление массы (объема, количества) продукта реакции, если одно из исходных веществ, взятое в избытке. Понятия: теоретический и практический выход продукта реакции. Решение задач на вычисления, связанные с использованием понятия «выход продукта реакции». Расчеты массовой доли  выхода продукта реакции  углеводородов. Расчеты массовой доли выхода продукта реакции кислородосодержащих соединений. Вычисление массы (объема, количества) продукта реакции, если исходные вещества содержит примеси. Расчеты, связанные с различными способами решения задач. Практикум по решению качественных задач.

    Тема 6.   Качественные реакции в органической химии (6 ч)

    Качественные реакции на углеводороды. Качественные реакции на функциональные производные углеводородов. Качественные реакции на кислородсодержащие органические соединения. Качественные реакции на азотсодержащие соединения. Решение экспериментальных задач на определение веществ.

    Тема 7. Генетическая связь между классами органических веществ  (4 ч.)

    Генетическая связь между классами углеводородов. Генетическая связь между классами кислородсодержащих  органических веществ. Составление и решение цепочек превращений между классами кислородсодержащих органических веществ

    Тема 8. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии (4 ч.)

    Окислительно-восстановительные реакций в органической химии. Метод электронного бланса. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом полуреакций. Расчёты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.

    Перечень педагогических технологии преподавания учебной дисциплины

    При организации учебного процесса используются следующие педагогические технологии: 

    • личностно-ориентированные,
    • информационно-коммуникационные,
    • технология объяснительно-иллюстративного обучения,
    • технология дифференцированного обучения
    • технология развивающего обучения,
    • здоровьесберегающие технологии.

    Результаты освоения учебной дисциплины и требования к уровню  подготовки обучающихся

    После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

          основные понятия, законы формулы:

    • относительная/молекулярная атомные массы;
    • количество вещества, моль; число Авогадро, молярный объем, н.у.;
    • массовая, молярная, объемная доли; раствор, растворимость;
    • закон постоянства состава вещества; массовые соотношения;
    • закон Бойля-Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля, уравнение Менделеева-Клайперона;
    • основные понятия теории строения органических соединений;
    • причины многообразия углеродных соединений (гомология, изомерия);
    • валентные состояния атома углерода;
    • виды связи (одинарную, двойную, тройную);
    • важнейшие функциональные группы органических веществ;
    • номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
    • основные свойства веществ, обусловленные строением их молекул.

    После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:

    • разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
    • составлять уравнения химических реакций, подтверждающие свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
    • выполнять эксперименты на распознавания важнейших органических веществ;
    • решать расчетные задачи на вывод молекулярных формул органических веществ различных гомологических рядов;
    • решать задачи с использованием долей;
    • решать задачи по уравнениям реакций на газовые законы, «избыток-недостаток»;
    • решать задачи по уравнениям реакций на смеси;
    • решать комбинированные задачи и задачи с «продолжением»;
    • решать задачи повышенного уровня сложности по классам органических соединений;
    • решать задачи, используя методы решения логических пропорций, а также табличный и алгебраический методы;
    • научиться пользоваться дополнительной литературой;
    • решать задачи различного уровня сложности. 

    Критерии и нормы оценки результатов обучения

     В системе зачет/незачет могут оцениваться предметы вариативной части учебного плана  

     (элективные курсы, проектно-исследовательская деятельность).

     Отметка «зачет» включает в себя следующие критерии:  

            - посещение не менее 80% занятий по курсу;

            - выполнение промежуточных заданий;

             - выполнение итоговой зачетной работы.

     Отметка «незачет» выставляется при отсутствии двух-трех критериев и соответствует  

     отметке «неудовлетворительно».

    Учебно-тематический план, включающий практическую часть программы

    № п/п

    Наименование разделов и тем

    Количество часов

    Практические занятия

    1.

    Тема 1.  Изомерия и номенклатура органических веществ.

    3 ч

    2.

    Тема 2. Задачи на вывод химических формул.

    5 ч

    3.

    Тема 3. Задачи на смеси органических веществ.

    2 ч.

    4.

    Тема 4. Вычисления по уравнениям химических реакций с участием органических веществ.

    10 ч.

    5.

    Тема 5.   Качественные реакции в органической химии.

    6 ч.

    6.

    Тема 6. Генетическая связь между классами органических веществ.  

    4 ч.

    7.

    Тема 7. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии.

    5 ч.

    Итого

    35 ч

    Распределение часов по четвертям

    Четверть

    Количество часов

    Количество часов и причины опережения или отставания

    по КТП

    факт

    1

    8

    2

    8

    3

    11

    4

    8

    Итого:

    35

    Календарно-тематическое планирование

    n/n

    Название раздела, тема урока

    Дата проведения урока

    Коррекция

    план

    факт

    Тема 1.  Изомерия и номенклатура органических веществ (3 ч.)

    1.

    Номенклатура органических веществ.

    01.09

    2.

    Виды изомерии: структурная и пространственная.

    08.09

    3.

    Составление структурных формул изомеров, номенклатура.

    15.09

    Тема 2. Задачи на вывод химических формул (5 ч.)

    4.

    Решение задач на нахождение массовой доли элемента в веществе

    22.09

    5.

    Решение задач на вывод химических формул органических веществ.

    29.09

    6.

    Нахождение формулы вещества на основе общих формул гомологических рядов органических соединений.

    06.10

    7.

    Решение задач на нахождение формулы газообразного вещества на основе его плотности.

    13.10

    8.

    Расчетные задачи на вывод формул органических соединений по продуктам сгорания.

    20.10

    Тема 3. Задачи на смеси органических веществ (2 ч)

    9.

    Определение средней молярной массы газовой смеси. Вычисление состава газовой смеси.

    27.10

    10.

    Вычисление состава газовой смеси на основе составлений алгебраических уравнений

    10.11

    Тема 4. Вычисления по уравнениям химических реакций с участием органических веществ (10 ч)

    11.

    Закон объемных отношений газов. Решение задач на определение объема газа, участвующего в реакции.

    17.11

    12.

    Мольные отношения реагирующих веществ. Понятия: избыток и недостаток.

    24.11

    13.

    Вычисление массы (объема, количества) продукта реакции, если одно из исходных веществ, взятое в избытке.

    01.12

    14.

    Понятия: теоретический и практический выход продукта реакции.

    08.12

    15.

    Решение задач на вычисления, связанные с использованием понятия «выход продукта реакции».

    15.12

    16.

    Расчеты массовой доли  выхода продукта реакции  углеводородов.

    22.12

    17.

    Расчеты массовой доли выхода продукта реакции кислородосодержащих соединений.

    12.01

    18.

    Вычисление массы (объема, количества) продукта реакции, если исходные вещества содержит примеси.

    19.01

    19.

    Расчеты, связанные с различными способами решения задач.

    26.01

    20.

    Урок-практикум по решению качественных задач

    02.02

    Тема 5.   Качественные реакции в органической химии (6 ч)

    21.

    Качественные реакции на углеводороды.

    09.02

    22.

    Качественные реакции на функциональные производные углеводородов.

    16.02

    23.

    Качественные реакции на спирты и фенол.

    23.02

    24.

    Качественные реакции на карбоновые кислоты.

    02.03

    25.

    Качественные реакции на азотсодержащие соединения.

    09.03

    26.

    Решение экспериментальных задач на определение веществ.

    16.03

    Тема 6. Генетическая связь между классами органических веществ  (4 ч.)

    27.

    Генетическая связь между классами углеводородов.

    23.03

    28.

    Составление и решение цепочек превращений между классами углеводородов.

    06.04

    29.

    Генетическая связь между классами кислородсодержащих  органических веществ

    13.04

    30.

    Составление и решение цепочек превращений между классами кислородсодержащих органических веществ

    20.04

    Тема 7. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии (4 ч)

    31.

    Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

    27.04

    32.

    Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом полуреакций.

    04.05

    33-34.

    Расчёты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.

    11.05

    18.05

    35.

    Итоговое занятие        

    25.05

    Учебно- техническое обеспечение

    № п.п.

    Средства

    Перечень средств

    1.

    Учебно- лабораторное оборудование и приборы

    Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование по химии.

    2.

    Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

    Технические средства обучения:

    1. Персональный компьютер - рабочее место учителя
    2. Интерактивная доска
    3. Мультимедийный проектор
    4. Компьютер с программами пакета «1 помощь»
    5. Оргтехника
    6. Телевизор
    7. Мобильный компьютерный класс ( ноутбуки -15 шт.)

    3.

    Цифровые образовательные ресурсы

    Интернет-ресурсы:

    1. http://www.fipi.ru  - Федеральный институт педагогических измерений (Открытый банк заданий ЕГЭ)
    2. http://school-collection.edu.ru/catalog/search  - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    3. http://dsyuru.bget.ru/index.php?id_co- Интернет –уроки для тех, кто любит химию и биологию.

    Ресурсы дистанционного обучения

    1. http://www.informika.ru/- обучающих программ по биологии и химии.

          2.  http://reshuege.ru- "Решу ЕГЭ" - образовательный портал

    Список используемой литературы

    Наименование

    Автор

    Издательство и год издания

    1.

    Решение задач по химии.

    Хомченко И.Г.

    М: Новая Волна, 2015

    2.

    Сборник задач и упражнений по химии для средней школы.

    Хомченко Г. П., Хомченко И. Г.

    М: Новая Волна, 2013

    3.

    Учебник общей химии.  

    Некрасов Б.В.

    М: «Химия»

    4.

    Общая и неорганическая химия в вопросах.

    Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю., Логинова Г.П.

    М: «Дрофа»

    5.

    Общая химия.

    Глинка Н. Л.

    Л.: «Химия», 2011;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов « Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »

    Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов, расчитана на 70 часов (35 ч в 10 классе, 35 ч в 11 классе). Цель курса - создание условий для формирования и развития у обуча...

    Рабочая программа элективного курса по алгебре для учащихся 7 класса "Задачи на проценты"

    Элективный курс для учащихся 7 класса по алгебре "Задачи на проценты" разработан мной в 2011г. Предлагаемый  курс  « Задачи на проценты »  своим  содержанием  сможет...

    Программа элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов "Решение нестандартных задач"

    Программа разработана в рамках профильного обучения 10-11 классов (социально-экономический профиль)....

    Рабочая программа элективного курса по математике для учащихся 9-го класса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

    Пояснительная запискаИтоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов.С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. Осо...

    Рабочая программа элективного курса «Деловой английский» для учащихся 10-11 класса

    Знание основ обмена деловой ин­формацией и владение навыками деловых отношений становят­ся востребуемыми на современном этапе.  В концепции модернизации Российского образования ста­вится задача с...

    Рабочая программа элективного курса по математике для учащихся 10-го класса "Подготовка к ЕГЭ»

    Рабочая программа элективного курса по математике для учащихся 10-го класса "Подготовка к ЕГЭ»...

    Программа элективного курса по физике для учащихся 9-х классов «Решение занимательных задач по физике»

    Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов, желающих приобрести опыт практического применения знаний по физике, а так же для осознанного выбора профильной направле...