рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Карелина Ярослава Анатольевна

рабочая программа по биологии в 8 классе ФГОС автор Сухорукова, Кучменко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_biologiya_8kl-17.docx99.07 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе пограммы « Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5–9 классы» : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. — М.: Просвещение, 2011,  составленой на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по биологии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программ развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. С учётом вышеназванных подходов глобальными лями био%логического образования являются:

- социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

-  ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно%познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

-формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Рабочая программа линии УМК «Биология Сферы» (5–9 классы) разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения — 280, из них 35 (1 ч в неделю) в 5 классе, 35 (1 ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах. В данной рабочей программе количество часов распределено в соответствии с примерной  Программой; 3 ч резервного времени выделено на обобщающее повторение.

Данную рабочую программу реализуют следующие учебно-методические комплекты «Сферы»:

-- Биология.Человек и его здоровье. 8 класс.  Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко,   И.Я. Колесникова

- Биология.Человек и его здоровье. 8 класс. Тетрадь-экзаменатор. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014

- Биология.Человек и его здоровье. 8 класс. Тетрадь-тренажёр. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014

- Биология.Человек и его здоровье. 8 класс. Тетрадь-практикум. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014

Учебно-методические комплекты «Сферы» по биологии представляют систему взаимосвязанных компонентов на бумажных и электронных носителях и включают различные типы учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального

российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое

отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организацииучебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Основные метапредметные результаты обучения биологии:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

3) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

4) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

5) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

6) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

7) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

8) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

9) умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

10) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии:

1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественно-научной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

     В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека. Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры профилактики. Вред табакокурения. Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания. Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при обморожениях и их профилактика. Закаливание организма. Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения. Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно%гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

тема раздела

кол-во часов

1

Введение

2 ч

2

Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья

7 ч

3

Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности

7 ч

4

Опорно-двигательная система и здоровье

7 ч

5

Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья.

28 ч

6

Репродуктивная система и здоровье

3 ч

7

Система регуляции жизнедеятельности и здоровье

7 ч

8

Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы

6 ч

9

Обобщающее повторение

3 ч

ИТОГО

70 ч

Дата

Тема урока

Основное содержание по темам уроков

Характеристика основных видов

деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Ресурсы урока

Формы контроля

Введение (2 ч)

1

Науки об организме человека.

Структура и содержание учебника. Науки о строении и функциях организма:

анатомия, физиология, цитология, гистология, генетика, гигиена, экология

человека. Медицина. Методы современной медицины. Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического

мира.

Объяснять значение наук для сохранения и поддержания здоровья человека.

Характеризовать основные методы медицины. Описывать вклад ведущих зарубежных и отечественных учёных в развитие наук об организме человека, медицины. Использовать различ. источники информации для подготовки и презентации проектов о методах современной медицины

учебник, с. 8–9, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Устный опрос

2

Культура здоровья — основа полноценной жизни.

Развитие представлений о культуре здоровья. Здоровье — состояние организма. Типы здоровья. Здоровье и

культура поведения. Цели и задачи, организация самонаблюдений.

Характеризовать основные типы

здоровья человека. Выполнять правила поведения,направленные на сохранение и поддержание здоровья человека. Проводить самонаблюдения: «Определение оптимального веса», «Исследование ногтей».

Анализировать и делать выводы по результатам самонаблюдений.

Использовать информ. ресурсы для подготовки сообщения о взаимосвязи здоровья и культуры поведения

учебник, с. 10–11, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум,

электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

3

Клетка — структурная единица организма.

Химический состав клетки, строение клетки: мембрана, цитоплазма, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, рибосомы, клеточный центр, цитоскелет, ядро.

Называть основные структурные

компоненты клетки. Описывать строение и функции клеточных компонентов. Определять основные органоиды клетки на таблицах, рисунках учебника, материалах электронного приложения. Объяснять взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, единство химического состава живых организмов.Формулировать выводы о причинах сходства и различия клеток, родстве живых организмов на клеточном уровне

Использовать ресурсы электрон. приложения для иллюстрации материалов по теме урока

учебник, с. 14–15, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

4

Соматические и половые

клетки.

Деление клеток. Набор хромосом соматических и половых клеток. Деление соматических клеток. Митоз. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

Характеризовать стадии митоза и

мейоза.Описывать основные процессы, протекающие на различных стадиях деления соматических и половых клеток.

Сравнивать половые и соматические клетки, процессы митоза и мейоза, их значение. Раскрывать биологический смысл митоза и мейоза.

Формировать представление о материальных основах наследственности.Использовать ресурсы электронного приложения для подготовки сообщения о митозе и мейозе

учебник, с. 16–17, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

5

Наследственность и здоровье.

Гены и хромосомы. Генотип. Фенотип. Наследование признаков организма.

Доминантные и рецессивные признаки. Характер наследования.

Характеризовать доминантные и рецессивные признаки человека.

Раскрывать характерные закономерности наследования основных признаков человека.

Объяснять связь генов и хромосом. Аргументировать представления о наследственной информации как общем свойстве всех живых организмов. Находить необходимую информацию

в электронном приложении для подготовки сообщения о доминантных и рецессивных признаках

учебник, с. 18–19, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

6

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Наследственная изменчивость, её виды:

мутационная изменчивость, причины мутаций, их биологическое значение;

комбинативная изменчивость, её биологическое значение. Ненаследственная

изменчивость. Норма реакции. Методы изучения изменчивости.

Характеризовать виды изменчи_

вости. Приводить примеры мутаций и модификаций.

Описывать основные методы изучения изменчивости человека, значение разных видов изменчивости. Объяснять причины наследственной

(мутационной и комбинативной) и ненаследственной изменчивости.

Использовать информационные ресурсы, в том числе электронного

приложения, для подготовки сооб- щения о биологическом значениимутаций

учебник, с. 20–21, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

7

Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.

Наследственные заболевания, их причины. Общая характеристика генетических заболеваний. Общая характеристика хромосомных болезней.

Наследственная предрасположенность

к некоторым заболеваниям. Роль медико-генетического консультирования

в диагностике наследственных аномалий. Основные методы исследования.

Характеризовать основные заболевания, связанные с изменениями генов, структуры и числа хромосом у человека.

Описывать роль медико-генетического консультирования в диагностике аномалий у человека.

Развивать представления о наследственной изменчивости.

Объяснять наследственную предрасположенность к отдельным заболеваниям.

Характеризовать методы исследования наследственных болезней. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта

учебник, с. 22–23, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Беседа

Комбинированный опрос

8

Факторы окружающей среды и здоровье.

Связь природы и здоровья человека. Среда обитания человека: природная,

социальная. Экологические факторы,их классификация. Воздействие абиотических факторов на человека. Биотические, антропогенные факторы, их влияние на здоровье человека. Цели и задачи, организация практической работы.

Называть экологические факторы и иллюстрировать их примерами.

Классифицироватьэкологические

факторы, конкретизировать их примерами.Объяснять влияние состояния природной среды на здоровье человека.Выполнять практическую работу «Состав домашней аптечки». Оценивать на основе личного опыта (наблюдений) роль экологических факторов в жизни человека.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в

кабинете биологии, правила обра-

щения с лабораторным оборудова- нием.  Использовать информац. ресурсы для подготовки и презентации проекта о связи здоровья человека со средой обитания

учебник, с. 24–25, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум,

электронное приложение к учебнику

Практическая работа

Комбинированный опрос

9

Образ жизни и здоровье.

Здоровье и образ жизни: здоровый, рискованный. Вредные привычки. Главные условия здорового образа жизни.

Называть основные условия, влияющие на здоровье человека, условия здорового образа жизни.

Объяснять и прогнозировать влияние здорового и рискованного образа жизни на состояние организма человека.

Обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни.Действовать в пользу собственного здоровья и здоровья окружающих в ситуациях выбора и принятия решений. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта о главных факторах сохранения здоровья

  учебник, с. 26–27,

тетрадь-экзаменатор,

электронное

приложение к

учебнику

Целостность организма человека — основа его жизнедеятельности (7 ч)

10

Компоненты организма человека.

Ткани организма человека. Основные типы: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная. Органы и системы органов. Анатомо-физиологические системы человека, их функции. Цели и задачи, организация лабораторной работы: «Ткани организма человека».

Характеризовать типы тканей человека и иллюстрировать их примерами. Различать и сравнивать ткани, органы и системы органов, используя

различные ресурсы. Объяснять взаимосвязь строения и функций, тканей, органов и систем органов человека. Определять ткани в процессе лабораторной работы «Ткани организма человека». Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения по теме урока

учебник, с. 30–31, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум,

электронное приложение к учебнику

Лабораторная работа

11

Строение и принципы работы нервной системы.

Значение нервной системы в координации деятельности организма. Нейрон, его строение. Нервные волокна.

Функции нейрона.Выделение частей нервной системы: по расположению :центральная и периферическая, по

функциям — соматическая и вегетативная. Развитие нервной системы в

онтогенезе.

Характеризовать структурные компоненты нейрона, части нервной системы, отделы вегетативной нервной системы.

Описывать строение нервной клетки, функции, выполняемые разными частями и отделами нервной системы. Сравнивать и различать части нервной системы по расположению, функциям.

Обосновывать представление о развитии нервной системы в онтогенезе

учебник, с. 32–33, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

12

Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция.

Рефлекс, рефлекторная дуга. Элементы рефлекторной дуги. Прямая и обратная связь. Виды рефлексов. Гуморальная регуляция жизнедеятельности

организма.

Называть основные элементы рефлекторной дуги, виды безусловных и условных рефлексов. Приводить примеры биологически активных веществ, осуществляющих гуморальную регуляцию. Описывать вклад И.П. Павлова в развитие отечественной науки. Сравнивать нервную и гуморальную регуляцию. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебного проекта о научной деятельности И.П. Павлова

учебник, с. 34–35, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

13

Внутренняя среда организма — основа его целостности. Кровь.

Жидкая внутренняя среда организма, её роль в поддержании гомеостаза.

Компоненты внутренней среды организма, их взаимосвязь. Гомеостаз. Состав и функции крови. Эритроциты: строение и функции.

Называть компоненты внутренней среды организма, форменные элементы крови.

Описывать химический состав

плазмы, функции крови, значение

внутренней среды организма.

Объяснять взаимосвязь формы

и строения эритроцитов с их функциями

учебник, с. 36–37, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

14

Форменные элементы крови. Кроветворение.

Особенности строения лейкоцитов. Открытие И.И. Мечниковым фагоцитоза.

Особенности строения и функции лимфоцитов. Тромбоциты, их функции, механизм свёртывания крови. Функции крови. Кроветворение. Цели и задачи, организация лабораторной и практической работ.

Называть основные форменные

элементы крови, кроветворные органы. Объяснять особенности строения лейкоцитов и тромбоцитов в связи

с выполняемыми функциями, механизм свёртывания крови.

Подготавливать материалы для

презентации доклада о вкладе

И.И. Мечникова в развитие отече_

ственной науки. Выполнять лабораторную работу «Строение крови лягушки и человека», практическую работу «Изучение результатов анализа крови».

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

учебник, с. 37–39, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум,

электронное приложение к учебнику

Лабораторная работа

15

Иммунитет.

Иммунитет, строение и функции иммунной системы. Клеточный и гуморальный механизмы иммунитета.

Факторы, влияющие на иммунитет. Иммунодефицит человека. ВИЧ. Профилактика заболевания.

Характеризовать виды иммунитета, влияющие на иммунитет факторы, способы заражения ВИЧ. Описывать характерные особенности клеточного и гуморального механизмов иммунитета, меры по

профилактике заражения ВИЧ.

Проявлять отрицательное отношение к рискованному образу жизни, чувство толерантности по отношению к ВИЧ-инфицированным людям.

Находить необходимую информацию по теме, используя дополнительные информ. ресурсы

учебник, с. 40–41, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

16

Иммунология и здоровье.

Иммунология как наука, вклад учёных в её развитие. Искусственный иммунитет, его виды. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор.

Характеризовать виды естественного и искусственного иммунитета. Описывать особенности процессапереливания крови, вклад учёных в развитие иммунологии. Объяснять значение прививок для

профилактики инфекционных заболеваний. Использовать информац ресурсы для подготовки сообщения по теме урока

учебник, с. 42–43, тетрадь-тренажёр, тетрадь-экзаменатор,

электронное приложение к учебнику

Комбинирова

нный опрос

Опорно-двигательная система и здоровье (7 ч)

17

Значение опорно-двигательной системы.

Особенности строения и функции опорно-двигательной системы. Химический состав костей. Строение и форма костей. Рост костей в длину и ширину. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Называть части опорно-двигательной системы, структурные компоненты костей, их виды. Описывать особенности химического состава костей.

Объяснять причины роста костей,

взаимосвязь между особенностями

строения, химического состава

костей и их функциями.

Выполнять лабораторную работу

«Химический состав костей».

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в

кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Отрабатывать навыки ведения эксперимента.

Использовать информационные

ресурсы для подготовки доклада о

вкладе Н.И. Пирогова в развитие

отечественной науки

учебник, с. 46–47, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум,

электронное приложение к учебнику

Лабораторная работа

18

Общее строение скелета.

Осевой скелет.

Осевой скелет человека, его компоненты, особенности строения. Скелет головы. Соединение костей мозгового и лицевого отделов. Позвоночник —основа скелета туловища. Строение позвонка. Отделы позвоночника. Цели и задачи, организация самонаблюдения.

Характеризовать части скелета человека и входящие в их состав кости, отделы позвоночника.

Описывать особенности соединения костей черепа и позвоночника человека. Сравнивать скелет человека и

млекопитающих животных.

Объяснять взаимосвязь строения

костей с их функциями.

Проводить самонаблюдение «Определение гибкости позвоночника». Использовать информационные ресурсы, в том числе электронное приложение, для подготовки сообщения о результатах самонаблюдения

учебник, с. 48–49, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум,

электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос,

беседа

19

Добавочный скелет. Соединение костей.

Состав скелета верхней конечности. Строение и функции плечевого пояса,

руки. Состав скелета нижней конечности. Строение и функции тазового пояса, ноги. Виды соединения костей. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Характеризовать компоненты добавочного скелета человека, виды соединения костей.

Описывать особенности строения

поясов конечностей, свободных конечностей. Объяснять взаимосвязь между типами соединения костей и выполняемыми функциями.

Выполнять лабораторную работу

«Строение и функции суставов».

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в

кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Отрабатывать навыки ведения наблюдений

учебник, с. 50–51, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум,

электронное приложение к учебнику

Лабораторная работа

20

Мышечная система. Строение и функции мышц.

Функции мышечной системы. Строение скелетной мышцы. Группы мышц, их функции. Особенности работы мышечной системы. Утомление мышц.

Регуляция деятельности мышц. Цели и задачи, организация лабораторной

работы и самонаблюдений.

Называть структурные компоненты мышц, виды мышц.

Описывать особенности работы мышечной системы. Объяснять механизм регуляции деятельности мышц, необходимость

динамических нагрузок, используя

свой опыт (наблюдения).

Обосновывать роль соблюдения

правил гигиены физического труда в жизни человека.

Выполнять лабораторную работу

«Утомление мышц». Проводить самонаблюдения «Оптимальные условия для отдыха мышц», «Выявление снабжения кровью работающих мышц». Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Развивать умения наблюдать и фиксировать результаты наблюдений.

Использовать информационные ресурсы, в том числе электронное

приложение, для подготовки доклада о результатах самонаблюдений

учебник, с. 52–53, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум,

электронное приложение к учебнику

Лабораторная работа

21

 Основные группы скелетных мышц.

Особенности скелетных мышц. Мышцы головы и шеи, особенности прикрепления, функции. Мышцы туловища, функции. Цели и задачи, организация самонаблюдения.

Называть основные группы мышц, описывать их работу.

Сравнивать и различать строение и функции скелетных мышц. Объяснять взаимосвязь между строением мышц и выполняемыми ими функциями, механизмы регуляции работы скелетных мышц. Находить и систематизировать информацию о роли физических нагрузок в укреплении организма.

Проводить самонаблюдение «Координация работы мышц».

Использовать информационные ресурсы, в том числе электронное

приложение, для подготовки доклада о результатах самонаблюд

учебник, с. 54–55, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум,

электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

22

Осанка. Первая помощь при травмах скелета.

Осанка. Причины нарушения осанки, гигиенические условия формирования

правильной осанки. Плоскостопие, причины появления и меры предупреждения плоскостопия. Растяжение связок. Вывихи и переломы, оказание первой доврачебной помощи. Цели и задачи, организация самонаблюдения.

Называть условия формирования

правильной осанки. Объяснять причины нарушения осанки и формирования плоскостопия.

Описывать основные травмы скелета. Оказывать доврачебную помощь при переломах, вывихах и растяжениях. Проводить самонаблюдение «Выявление плоскостопия». Использовать информационные ресурсы, в том числе электронноеприложение, для подготовки доклада о результатах самонаблюдения.

Использовать информационные

ресурсы для подготовки реферата о способах оказания доврачебной помощи при травмах скелета

учебник, с. 56–57, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

23

Обобщающий.

Обобщение и систематизация знаний о

скелете и мышцах человека как едином опорно-двигательном аппарате.

Выявление уровня сформированности

основных видов учебной деятельности.

Характеризовать компоненты

Опорно-двигательной системы,

части скелета, группы мышц.

Распознавать части скелета, группы мышц, типы соединения костей на таблицах, моделях.

Описывать функции опорно-дви_

гательной системы в целом и её

компонентов. Объяснять значение двигательной

активности, сбалансированного

питания для роста и развития

опорно-двигательного аппарата.

Устанавливать взаимосвязь строения с выполняемыми функциями при рассмотрении костей, суставов, мышц.

Оценивать состояние осанки, выявлять плоскостопие на основе результатов самонаблюдений.

Оказывать первую доврачебную

помощь при травмах скелета, работать в группе

учебник, с. 58, тетрадь-тренажёр, тетрадь-экзаменатор, электронное приложение к учебнику

Письменная работа

Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья (28 ч)

24

Строение сердечно-сосудистой системы.

Роль сердечно-сосудистой системы в организме человека. Строение сердца. Виды кровеносных сосудов, их строение. Большой круг кровообращения. Малый

круг кровообращения.

Называть структурные компоненты сердца, виды сосудов.

Сравнивать и описывать движение крови по большому и малому кругам кровообращения.

Объяснять взаимосвязь строения

стенок артерий, вен, капилляров с

выполняемыми функциями.

Использовать информационные

ресурсы, в том числе электронное

приложение, для подготовки сообщения по теме урока

учебник, с. 60–61,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

25

Работа сердца.

Автоматия сердца. Условия её обеспечения. Сердечный цикл, его фазы. Система коронарных сосудов. Сердечный выброс. Тоны сердца. Электрические явления в сердце. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Называть фазы сердечного цикла.

Объяснять механизм протекания

сердечного цикла, явление автоматии сердца. Работать с различными источниками информации. Выполнять лабораторную работу

«Саморегуляция сердечной деятельности».

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в

кабинете биологии, правила обращения

учебник, с. 62–63, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум,

электронное приложение к учебнику

Лабораторная работа

26

Движение крови по сосудам.

Движущая сила кровотока. Скорость кровотока. Кровяное давление, значение его измерения. Пульс. Особенности движения крови по венам. Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой

системы.

Называть показатели скорости кровотока в разных сосудах, основные заболевания сердечно-сосудистой системы. Описывать особенности движения крови по артериям, венам, капиллярам.

Характеризовать меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Уметь подсчитывать пульс, измерять артериальное давление.

Соблюдать гигиенические правила, направленные на предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний

учебник, с. 64–65,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

27

Регуляция кровообращения.

Нервная регуляция кровообращения, общая и местная. Сердечно-сосудистые рефлексы. Иннервация сердца. Гуморальная регуляция. Влияние факторов окружающей среды на сердечно-сосудистую систему.

Описывать механизмы нервной

и гуморальной регуляции кровообращения. Объяснять приспособительные особенности работы сердца в различных экологических условиях,

последствия влияния алкоголя,

никотина на сердечно-сосудистую

систему. Обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни. Использовать информационные ресурсы для подготовки учебного проекта «Профилактика сердечно-

сосудистых заболеваний»

учебник, с. 66–67,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

28

Первая помощь при обмороках и кровотечениях.

Значение первой доврачебной помощи при обмороках и кровотечениях.

Обморок, вызывающие его причины. Оказание первой помощи. Виды кровотечений. Признаки артериального, венозного кровотечений. Доврачебная помощь при кровотечениях. Цели и задачи, организация лабораторной работы

Описывать кровотечения разных

видов. Объяснять причины обмороков, кровотечений.

Определять виды кровотечений по таблицам, рисункам, материалам электронного приложения. Применять знания и опыт деятельности при оказании первой помощи при обмороках, повреждениях сосудов. Выполнять практическую работу

«Приёмы остановки артериального кровотечения».

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в

кабинете биологии, правила обра-

щения с лабораторным оборудова-

нием. Использовать информационные ресурсы, в том числе электронное приложение, для отработки навыков оказания доврачебной помощи.

учебник, с. 68–69, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум,

электронное приложение к учебнику

Лабораторная работа

29

Лимфатическая система.

Значение и строение лимфатической системы. Особенности строения капилляров и сосудов в связи с выполняемыми функциями. Лимфатические узлы и

протоки, их функции в организме человека.

Называть структурные компоненты лимфатической системы. Описывать и объяснять роль лимфатической системы в организмечеловека, её связь с формированием иммунитета, особенности движения лимфы по лимфатическим сосудам.

Сравнивать состав лимфы и плазмы, их значение

учебник, с. 70–71,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

30

Строение и функции органов дыхания.

Компоненты дыхания, его роль в жизнедеятельности организма. Верхние дыхательные пути, строение и функции. Нижние дыхательные пути, строение и функции.

Называть органы дыхания, выполняемые ими функции.

Объяснять взаимосвязь строения и функций органов дыхания, роль

дыхания в процессе обмена веществ. Распознавать органы дыхательной системы на таблицах, иллюстративном материале учебника, электронного приложения

учебник, с. 71–72,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

31

 Этапы дыхания. Лёгочныеобъёмы

Газообмен в лёгких. Механизмы вдоха и выдоха. Лёгочные объёмы дыхания.

Жизненная ёмкость лёгких, её измерение. Общая ёмкость.

Описывать и сравнивать механизмы вдоха и выдоха.

Объяснять механизмы вдоха и выдоха. Определять лёгочные объёмы, жизненную ёмкость лёгких. Использовать информационные ресурсы для подготовки учебного проекта, о значении физической активности, занятий спортом для увеличения жизненной ёмкости лёгких

учебник, с. 74–75,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

32

Регуляция дыхания.

Регуляция дыхания, её значение для

жизнедеятельности организма. Нервная регуляция, дыхательный центр. Кашель и чихание – защитные дыхательные рефлексы. Гуморальная регуляция дыхания. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Описывать и объяснять механиз        

мы нервной и гуморальной регуля        

ции дыхания, роль кашля и чиха        

ния как защитных рефлексов.

Выполнять лабораторную работу

«Функциональные возможности

дыхательной системы».

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

учебник, с. 76–77, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум,

электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

33

Гигиена органов дыхания. Первая помощь при нарушениях дыхания.

Основные источники загрязнения воздуха, последствия его воздействия на организм человека. Заболевания дыхательной системы, их профилактика. Курение — фактор риска для

органов дыхания. Первая доврачебная помощь при нарушениях дыхания.

Приёмы искусственного восстановления дыхания. Цели и задачи, организация практической работы.

Называть основные источники за        

грязнения воздуха, наиболее опас        

ные болезни дыхательной системы. Объяснять необходимость проветривания помещений, последствия

загрязнения воздуха для организма человека.

Владеть основными приёмами оказания первой помощи при нарушениях дыхания.

Прогнозировать последствия курения для функционирования органов дыхательной системы.

Изучать аннотации к лекарствен-        

ным препаратам от кашля в ходе

выполнения практической работы

«Изучение аннотаций к лекарственным препаратам от кашля».Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки проекта

«О вреде курения»

учебник, с. 78–79,

тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос, беседа, практическая работа

34

Обобщающий.

Обобщение и систематизация знаний

по теме «Кровеносная, лимфатическая и дыхательная системы». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Называть органы сердечно-сосудистой, лимфатической, дыхательной систем и выполняемые ими функции, фазы сердечного цикла, показатели скорости кровотока в разных

сосудах. Описывать и объяснять основные заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, их причины, механизмы нервной и гуморальной регуляции дыхания и кровообращения, протекания сердечного цикла, вдоха и выдоха, кровообращения и дыхания.

Прогнозировать последствия загрязнения воздуха, влияние алкогольных напитков, курения на органы дыхания и кровообращения. Демонстрир.  владение основными приёмами оказания первой помощи при кровотечениях, нарушениях

дыхания. Распознавать органы изученных систем на таблицах, рисунках, других средствах обучения

учебник, с. 59–79,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Письменная работа

35

Обмен веществ. Питание. Пищеварение.

Обмен веществ — основной признак живых организмов. Особенности обмена веществ. Этапы пищеварения. Пластический, энергетический обмен веществ. Роль белковой пищи в жизнедеятельности организма. Роль ферментов в процессах обмена веществ.

Называть этапы пищеварения, об        

мена веществ. Описывать и объяснять процессы, протекающ в ходе обмена веществ, связь белкового, углеводного, жирового обменов, роль ферментов в реакциях обмена. Прогнозировать последствия дефицита белков в пище для здоровья человека. Извлекать дополнительную информацию о закономерностях обмена веществ из различных источников.

Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебного проекта «Обмен веществ — основной признак живых организмов»

учебник, с. 80–81,

электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

36

 Органы пищеварительной

системы.

Общая характеристика пищеварительной системы. Строение ротовой полости. Особенности строения стенки пищеварительного канала. Компоненты

пищеварительной системы. Общая характеристика пищеварительных желёз.

Характеризовать органы пищева        

рительной системы, железы, участвующие в пищеварении.

Распознавать органы пищеварения на таблицах, рисунках. Объяснять взаимосвязь строения и функций органов пищеварительной системы.

Подготавливать сообщения о результатах воздействия факторов средына пищеварительную систему. Использовать информационные ре        сурсы, в том числе электронное приложение, для объяснения строения

и функций органов пищеварения

учебник, с. 82–83,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

37

Пищеварение в полости рта.

Вкусовые ощущения, их влияние на пищеварение. Слюнные железы, их значение. Расщепление веществ в ротовой полости. Зубы, их виды, строение, функции. Жевание и глотание. Уход за зубами, гигиена полости рта. Кариес, причины его появления. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Называть и описывать виды зубов, функции, выполняемые резцами, клыками, коренными зубами. Объяснять особенности пищеварения в полости рта, необходимость соблюдения правил личной гигиены.

Выполнять лабораторную работу

«Расщепление веществ в ротовой полости». Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

учебник, с. 84–85, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум,

электронное приложение к учебнику

Лабораторная работа

38

Пищеварение в желудке и

двенадцатиперстной кишке.

Строение и функции желудка. Компоненты желудочного сока, их роль в

пищеварении. Особенности пищеварения в двенадцати- перстной кишке. Роль поджелудочного сока, желчи в пищеварительном процессе. Некоторые правила гигиены органов пищеварения.

Называть основные компоненты желудочного и поджелудочного сока, желчи. Объяснять процесс пищеварения в желудке, двенадцатиперстной кишке, роль рвотного рефлекса для организма, необходимость употребления

свежей, качественной пищи, сбалан        сированного питания, соблюдения правил гигиены во время приёма пищи. Использовать различные виды информационных ресурсов для изучения процесса пищеварения

учебник, с. 86–87,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

39

Пищеварение в тонкой и толстой кишке. Барьерная роль печени.

Особенности строения и функций тонкого кишечника. Ферментативное расщепление, всасывание. Процессы, протекающие в толстом кишечнике. Роль

аппендикса в жизнедеятельн. человека, опасность его воспаления для организма. Барьерная роль печени в процессах пищеварения и обмена веществ. Значение бактериальной флоры кишечника для здоровья человека.

Называть отделы кишечника,

симптомы аппендицита.

Объяснять особенности пищеварения в тонком и толстом кишечнике, барьерную роль печени, взаимосвязь строения и функций стенки тонкого кишечника. Прогнозировать последствия нарушения бактериальной флоры кишечника, несоблюдения правил гигиены органов пищеварения. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта о роли печени в орга        низме человека

учебник, с. 88–89,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос, беседа

40

Регуляция пищеварения.

Методы исследования пищеварительной системы. Сущность и значение

работ И.П. Павлова. Нервная, гуморальная регуляция пищеварения.

Ощущения, связанные с потребностью в пище. Анатомо-физиологическое

обоснование влияния эмоционального

состояния на пищеварение

Называть и описывать основные

методы исследования пищевари        

тельной системы. Объяснять механизмы нервной и гуморальной регуляции процессов

пищеварения. Прогнозировать влияние культуры питания, положительного эмоционального состояния на процесс пищеварения. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации

проекта о сущности и значении

опытов И.П. Павлова, связанных с

изучением процесса пищеварения        

учебник, с. 90–91,

электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

41

Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмены веществ.

Роль белков, жиров, углеводов в обмене веществ. Роль воды и минеральных солей в обмене веществ. Значение сбалансированного питания для жизнедеятельности организма.

Называть продукты, содержащие

необходимые для организма чело        

века вещества. Объяснять роль белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей в обмене веществ. Прогнозировать последствия нарушения полноценного, сбалансированного питания для организма.

Использовать информационные

ресурсы для подготовки учебных

проектов о вкусной и здоровой пище, рациональном питании

учебник, с. 92–93,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

42

Витамины и их значение

для организма.

Витамины — незаменимые компоненты пищи. Роль витаминов в обмене веществ. Группы витаминов. Гиповитаминоз, авитаминоз, симптомы и последствия, их предупреждение.

Называть группы витаминов, продукты, в которых они содержатся. Описывать значение конкретных витаминов для нормального роста и развития организма, симптомы гипо-         и авитаминоза. Объяснять и прогнозировать последствия гипо-и авитаминоза. Находить информацию, используя различные ресурсы, и подготавливать учебные проекты, сообщения о роли витаминов в жизнедеятельности организма

учебник, с. 94–95,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Беседа комбинированный опрос

43

Культура питания. Особенности питания детей и подростков.

Культура питания, её составляющие. Рациональное питание. Режим питания. Калорийность пищи. Правила питания детей и подростков. Цели и задачи, организация практической

работы и самонаблюдения.

Называть среднесуточные энерге        

тические затраты, правила питания детей и подростков.

Описывать и составлять суточный рацион питания.

Объяснять важность сбалансиро        

ванного питания для здоровья че        

ловека. Извлекать необходимую информацию о рациональном питании из различных информационных ис        точников.

Выполнять практическую работу

«Составление суточного пищевого

рациона». Проводить самонаблюдение «Определение достаточности питательных веществ». Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Использовать информационные ресурсы, в том числе электронное

приложение, для подготовки доклада о результатах самонаблюдения

учебник, с. 96–97, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику

Устный опрос

44

Пищевые отравления и их предупреждение.

Общая характеристика пищевых отравлений. Пищевые отравления немикробной, микробной природы. Острые кишечные отравления. Нарушения

пищеварения при глистных заболеваниях. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Цели и задачи,

организация практической работы.,

Называть и описывать основные

виды пищевых отравлений, симп        

томы и меры по их профилактике.

Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях. Объяснять, опираясь на личный

опыт, необходимость соблюдения

гигиены и правил приготовления

пищи для профилактики желудочно-кишечных заболеваний. Выполнять практическую работу «Определение качества пищевых

продуктов». Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

учебник, с. 98–99, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум,

электронное приложение к учебнику

Практическая работа

45

Обобщающий.

Обобщение и систематизация знаний по

теме «Пищеварительная система. Пищеварение». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Описывать органы пищеварительной системы.

Распознавать органы пищеварения на таблицах, рисунках и других средствах обучения. Объяснять взаимосвязь органов пищеварения и пищеварительных желёз, последовательность процессов

пищеварения. Применять знания о строении и функциях пищеварительной системы, гигиене и культуре питания в

ситуациях повседневной жизни.

Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях        

учебник, с. 80–99, 110,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

46

Строение и функции мочевыделительной системы.

Общая характеристика выделительной системы. Органы выделительной системы. Органы мочевыделительной системы. Строение почки, нефрона.

Характеризовать и описывать органы выделительной и мочевыделительной систем, структурные компоненты почек.

Распознавать органы выделения на таблицах, используя различные ресурсы. Объяснять взаимосвязь строения и функций почек

учебник, с. 100–101,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

47

Мочеобразование и его регуляция.

Общая характеристика процесса мочеобразования. Образование первичной,

вторичной мочи. Регуляция мочеобразования. Факторы, влияющие на функцию почек. Правила гигиены органов мочевыделительной системы.

Описывать фазы мочеобразования, сравнивать состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи. Объяснять механизмы регуляции мочеобразования, правила гигиены мочевыделительной системы. Прогнозировать последствия влияния различных факторов на функции почек

учебник, с. 102–103,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

48

Строение и функции кожи.

Общая характеристика строения и функций кожи. Наружный слой кожи — эпителий. Строение и функции клеток эпителия, содержание в них меланина. Волосы, ногти, потовые и

сальные железы — производные эпителия. Строение и функции дермы. Подкожная клетчатка, особенности строения, значение.        

Называть и описывать основные

компоненты кожи. Объяснять взаимосвязь строения кожи с выполняемыми функциями, правила гигиены при уходе за

кожей, волосами, ногтями.

Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебных проектов о культуре ухода за кожей, волосами, ногтями, личной гигиене и подростковой моде

учебник, с. 102–103,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

49

Культура ухода за кожей. Болезни кожи.

Гигиенические правила ухода за кожей, ногтями и волосами. Гигиенические требования к одежде и обуви. Основные кожные заболевания и их причины.

Обосновывать с анатомо-физиологической точки зрения правила гигиены кожи. Применять в повседневной жизни

гигиенические требования к одежде и обуви, правила ухода за волосами, ногтями. Устанавливать причины кожных

заболеваний. Прогнозировать последствия нарушения норм и правил личной гигиены.

Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации доклада об основных заболеваниях кожи

учебник, с. 106–107,

электронное приложение к учебнику

Беседа, устный опрос

50

Роль кожи в регуляции температуры тела. Закаливание.

Понятие терморегуляции. Механизм работы рецепторов холода и тепла. Закаливание организма. Основные принципы закаливания. Первая помощь при ожогах и обморожениях. Приёмы первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Цели и задачи, организация

практической работы и самонаблюдения.

Объяснять роль кожи в обеспече        

нии терморегуляции организма.

Аргументировать значение закаливания для физического здоровья. Оказывать первую помощь при основных повреждениях кожи. Применять знания в повседневной жизни и при выполнении практической работы «Измерение температуры тела». Проводить самонаблюдения «Температурная адаптация кожных рецепторов».

Обобщать результаты наблюдений, делать выводы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о взаимосвязи здоровья кожи и соблюдения гигиенических требований

учебник, с. 108–109,

тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

51

Обобщающий.

Обобщение и систематизация знаний

по теме «Мочевыделительная система. Строение кожи». Выявление уровня

сформированности основных видов учебной деятельности.

Распознавать органы выделения

и компоненты кожи на таблицах,

рисунках, муляжах.

Объяснять строение и функции

органов выделительной системы,

процессы образования мочи, регуляции мочеобразования, правила гигиены выделительной системы. Обосновывать роль кожи в терморегуляции.

Устанавливать причины кожных

заболеваний, меры их профилак        

тики. Применять знания о принципах закаливания и опыт оказания первой помощи при повреждении кожи в повседневной жизни

учебник, с. 110, тетрадь-тренажёр, тетрадь-экзаменатор,

электронное приложение к учебнику

Письменная работа

Репродуктивная система и здоровье (3 ч)

52

Строение и функции репродуктивной системы.

Значение репродуктивной системы человека. Строение репродуктивной системы: женская половая система, мужская половая система. Оплодотворение.

Эмбриональное развитие. Физиологические процессы репродуктивного периода: менструации и поллюции.

Называть компоненты мужской и

женской половых систем человека

и выполняемые ими функции.

Описывать процессы: овуляции,

менструации и поллюции, этапы

эмбрионального развития человека. Использовать различные источники информации для подготовки сооб        щений о значении репродуктивного

здоровья

учебник, с. 112–113,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

53

Внутриутробное развитие и рождение ребёнка.

Основные периоды внутриутробного развития человека: зародышевый период, плацентарный период. Рождение ребёнка. Основные правила гигиены и

питания беременной, кормящей матери. Важность грудного вскармливания.

Описывать основные периоды внутриутробного развития человека. Обосновывать правила гигиены при беременности и кормлении ребёнка.

Аргументировать необходимость

соблюдения правил гигиены и питания беременной, кормящей матери. Использовать информационные ресурсы, в том числе электронное приложение, для подготовки сообщений о

влиянии образа жизни матери на

рождение и развитие здорового ребёнка

учебник, с. 114–115,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

54

Репродуктивное здоровье.

Репродуктивное здоровье — важнейший компонент здоровья человека. Ранняя

беременность и роды у несовершеннолетних. Влияние образа жизни беременной женщины на развитие плода. Гендерные роли. Культура взаимоотно        

шений между представителями разных

полов. Венерические заболевания — болезни поведения. Профилактика заболеваний, передающихся половым путём.

Описывать основные этапы внут        

риутробного развития человека.

Прогнозировать последствия прерывания беременности, венерических заболеваний для здоровья человека.

Формировать культуру поведения с представителями другого пола, обосновывать гендерные роли

учебник, с. 116–117,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Беседа

Устный опрос

Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье (7 ч)

55

Центральная нервная система. Спинной мозг.

Общая характеристика центральной нервной системы. Спинной мозг, особенности строения,

функции. Спинномозговые нервы. Последствия нарушения функций спинного мозга при различных травмах.

Называть и описывать структур        

ные компоненты спинного мозга,

его функции. Устанавливать взаимосвязь строения и функций спинного мозга. Прогнозировать последствия травм позвоночника и спинного мозга. Использовать информационные ресурсы для подготовки проекта о достижениях медицины в области

изучения спинного мозга

учебник, с. 118–119,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

56

Головной мозг: задний и

средний мозг.

Отделы головного мозга. Продолговатый мозг — продолжение спинного

мозга; его строение и функции. Задний мозг: мост, мозжечок; строение и

функции. Функции черепномозговых нервов. Особенности строения и значение среднего мозга.

Называть отделы головного мозга. Обосновывать функции изучаемых отделов. Распознавать отделы головного мозга на таблицах, иллюстрациях учебника, материалах электронного при        

ложения.Устанавливать взаимосвязь строения и функций заднего и среднего мозга, значение отделов головного мозга в рефлекторной деятельности

организма

учебник, с. 122–123,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

57

Промежуточный мозг. Конечный мозг.

Промежуточный мозг, его строение и функции. Особенности строения конечного мозга. Зоны коры головного мозга, их функции. Общий план строения головного мозга. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Называть функции отделов головного мозга. Распознавать отделы головного мозга на иллюстративных материалах.

Сравнивать отделы головного мозга человека и млекопитающих, делать выводы о причинах сходства и различий. Применять знания в процессе лабораторной работы «Строение головного мозга человека».

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

учебник, с. 124–125,

тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум,

электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

58

Соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Отделы нервной системы человека. Особенности функций соматического

отдела. Характерные функции вегетативного отдела. Части вегетативной

нервной системы — симпатическая и

парасимпатическая. Взаимосвязь отделов нервной системы.

Выявлять особенности работы соматического и вегетативного отделов нервной системы.

Сравнивать функции симпатической и парасимпатической систем.

Делать вывод о значении связей отделов нервной системы для обеспечения целостности организма. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о

противоположной направленности

функционирования симпатической и парасимпатической систем        

учебник, с. 126–127,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

59

Эндокринная система. Гуморальная регуляция.

Общая характеристика эндокринной системы. Железы внутренней секреции, их функции. Железы смешанной

секреции. Гуморальная и нейрогуморальная регуляция.

Называть железы внутренней секреции и железы смешанной секреции. Объяснять работу желёз внутренней секреции.

Прогнозировать последствия нарушения деятельности желёз внутренней секреции.Сравнивать и анализировать механизмы нервной и гуморальной регуляции.

Использовать информационные ресурсы для подготовки к уроку

учебник, с. 128–129,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

60

Строение и функции желёз внутренней секреции.

Гормоны, их значение. Гипофиз —регулятор функций организма. Щитовидная и околощитовидная железы.

Гормоны щитовидной железы. Надпочечники, влияние вырабатываемых

ими гормонов на процессы жизнедеятельности организма. Эпифиз, его роль

в организме. Тимус, его функции. Эндокринная часть половых желёз, их гормоны. Гуморальная регуляция —

важнейшее звено в регуляции деятельности всего организма.

Устанавливать особенности строения и основные функции желёз внутренней секреции.

Объяснять причины и прогнозировать последствия изменения функций желёз внутренней секреции.

Обосновывать связь нервной системы с железами внутренней секреции. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебного проекта об исследованиях российского учёного-невролога

Н.И. Гращенкова

учебник, с. 130–131,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

61

Обобщающий.

Обобщение и систематизация знаний

по теме «Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье». Выявление

уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Описывать структурные компоненты и функции спинного мозга, отделы головного мозга.

Обосновывать роль ЦНС в рефлекторной деятельности организма. Объяснять взаимосвязь строения и функций спинного и головного мозга, эндокринных желёз; симпатической и парасимпатической частей

вегетативной нервной системы.

Прогнозировать последствия нарушения функций спинного и отделов головного мозга, эндокринных желёз для жизнедеятельности организма.

Применять знания в ситуациях выбора в пользу собственного здоровья

учебник, с. 131, тетрадь-тренажёр, тетрадь-экзаменатор,

электронное приложение к учебнику

Письменная работа

Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы (6 ч)

62

Органы чувств. Анализаторы.

Органы чувств. Ощущение и восприятие. Анализаторы, или сенсорные системы.

Механизм работы. Отделы анализатора, их взаимосвязь. Исследования И.П.Павлова. Компенсация анализаторов.

Называть органы чувств, отделы

анализаторов. Объяснять основной механизм работы анализаторов. Сравнивать понятия «органы чувств» и «анализаторы». Оценивать роль органов чувств как связующего звена между организмом

и внешней средой.Использовать информационные ресурсы для подготовки учебного проекта об исследованиях И.П. Павлова

учебник, с. 134–135,

тетрадь-тренажёр

Устный опрос

63

Зрительный анализатор.

Орган зрения, его значение. Строение органа зрения. Функции зрительного

анализатора. Оптика глаза. Зрительные пути. Цели и задачи, организация

самонаблюдений.

Называть компоненты органа зрения, зрительного анализатора.

Объяснять механизм работы зрительного анализатора, процесс аккомодации, значение органа зрения. Соблюдать гигиенические правила и нормы, направленные на сохранение зрения. Проводить самонаблюдения «Выявление слепого пятна на сетчатке

глаза», «Работа хрусталика»

учебник, с. 136–137,

тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум,

электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

64

Слуховой и вестибулярный

анализаторы.

Значение органа слуха. Его строение. Механизм работы слухового анализатора. Вестибулярный аппарат, строение, значение. Цели и задачи, организация самонаблюдения.

Называть отделы органа слуха.

Описывать и сравнивать механизмы работы слухового и вестибулярного анализаторов.

Обосновывать правила гигиены слуха. Проводить самонаблюдение «Влияние давления в носовой полости на

давление в среднем ухе».

Обобщать результаты самонаблюдения, делать выводы

учебник, с. 138–139,

тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум,

электронное приложение к учебнику

Устный опрос

65

Обонятельный, вкусовой,

кожный и двигательный анализаторы.

Вкусовая чувствительность. Механизм работы вкусового анализатора. Обоняние. Работа обонятельного анализатора.анализатора. Действие двигательного

анализатора. Взаимосвязь анализаторов.

  Называть органы мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса. Объяснять механизм работы вкусового, обонятельного, кожного и двигательного анализаторов.Устанавливать взаимосвязи действия различных анализаторов в организме.

Характеризовать значение органов чувств во взаимосвязи с окружающей средой

учебник, с. 140–141,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

66

Гигиена органов чувств.

Нарушения зрения и их предупреждение. Травмы глаз. Первая помощь.

Гигиена органа слуха. Основные правила гигиены других органов чувств.

 Называть основные заболевания органов слуха, зрения.Выполнять правила гигиены органов слуха и зрения.Объяснять необходимость соблюдения основных правил гигиены органов чувств для организма. Оказывать первую помощь при травмах органа зрения

учебник, с. 142–143,

тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

67

Итоговый контроль.

Обобщение и систематизация знаний

по разделу биологии 8класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Применять знания о строении организма и результаты самонаблюдений в конкретных жизненных ситуациях.

Проявлять компетентность здоровьесбережения. Делать выбор в пользу собственного

здоровья и здоровья окружающих

людей в ситуациях выбора и принятия решений.Доказывать сформирован. информационной и коммуникативной компетентностей в процессе работы с различными источниками информации, общение в режиме диалога

Тетрадь-экзаменатор

Письменная работа

68

Обобщающее повторение по разделам: «Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья», «Целостность организма человека»

Обобщение и систематизация знаний по изученным разделам.

Выявление уровня сформированности основных

видов учебной деятельности.

 Применять знания о строении организма и результаты самонаблюдений в конкретных жизненных ситуациях. Проявлять компетентность здоровьесбережения. Делать выбор в пользу собственного

здоровья и здоровья окружающих

людей в ситуациях выбора и принятия решений. Доказывать сформированность информац. и коммуникативной

компетентностей в процессе работы с различными источниками информации, общение в режиме диалога

тетрадь-экзаменатор, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

69

Обобщающее повторение по  разделу «Системы жизнеобеспечения»

Обобщение и систематизация знаний по изученным разделам.

Выявление уровня сформированности основных

видов учебной деятельности.

Применять знания о строении организма и результаты самонаблюдений в конкретных жизненных ситуациях.

Проявлять компетентность здоровьесбережения. Делать выбор в пользу собственного

здоровья и здоровья окружающих

людей в ситуациях выбора и принятия решений. Доказывать сформиров. информационной и коммуникативной

компетентностей в процессе работы с различными источниками информации, общение в режиме диалога

тетрадь-экзаменатор, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

Письменная работа

70

Обобщающее повторение по разделу «Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье»

Обобщение и систематизация знаний по изученным разделам.

Выявление уровня сформированности основных

видов учебной деятельности.

Применять знания о строении организма и результаты самонаблюдений в конкретных жизненных ситуациях.Проявлять компетентность здоровьесбережения. Делать выбор в пользу собственного

здоровья и здоровья окружающих

людей в ситуациях выбора и принятия решений. Доказывать сформированность информационной и коммуникативной компетентностей в процессе работы с различными источниками информации, общение в режиме диалога

тетрадь-экзаменатор, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

Письменная работа