Мастер-класс «Использование интерактивной доски как средство повышения познавательной активности школьников»
учебно-методический материал по химии на тему

Медведева Любовь Александровна

Мастер-класс

«Использование  интерактивной  доски  как  средство  повышения  познавательной  активности  школьников» был представлен на краевой августовской конференции в МБОУ Яснинская СОШ № 2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx2.81 МБ
Microsoft Office document icon master_klass_doska.doc69.5 КБ
Office presentation icon id.ppt2.63 МБ
Office presentation icon idoska.ppt665 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование  интерактивной  доски  как  средство  повышения  познавательной  активности  школьников»

МБОУ Яснинская СОШ № 2 Оловяннинского района Забайкальского края

Медведева Л.А., учитель химии первой квалификационной категории, почетный работник общего образования РФ

Цель:

Познакомить участников мастер-класса с возможностями интерактивной доски как средства для повышения познавательной  активности  школьников.,

Задачи:

  • Представить опыт использования  интерактивной  доски, познакомить с её особенностями, назначением, а так же возможными вариантами применения ИД
  • Совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной проблемы
  • Повысить ИКТ компетентность участников мастер-класса
  • Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса

Актуальность темы:

     Невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества, без использования современных средств информационно-коммуникативных технологий. Такие средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Интерактивная доска, позволяет показывать видео, слайды, схемы, формулы и графики, наносить специальным маркером различные надписи и пометки, исправлять тексты, увеличивается многообразие видов и форм организации деятельности обучающихся на уроке, повышается мотивация обучающихся, особенно в младшем и среднем звене.

     Поэтому применение интерактивных средств обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений, навыков учащихся. Еще одним преимуществом являются дополнительные средства, которые также направлены на эффективную организацию образовательного и воспитательного процесса. Кроме того, интерактивная доска приносит в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Взаимодействие становится более наглядным и интересным, в результате более эффективным

  В условиях внедрения ФГОС идёт пересмотр форм учебного процесса в сторону увеличения самостоятельной, индивидуальной, коллективной работы учащихся, использование в  работе презентаций,  созданных в программе SMART Board,   способствует этому  развитию. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль – это одно  из требование ФГОС.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска
  2. Приложения: презентация мастер-класса, презентации к урокам, обучающие программы, программа Webster для интерактивной доски.

Ход мастер-класса:

1.Вступительное слово  педагога

   В  одном  селении  жили  счастливые  люди. Они  умели  быть счастливыми  и  дарили  счастье друг  другу. А знаете,   как  они  это делали? Они  улыбались друг другу,   и между  ними  вспыхивала  маленькая  искорка,  маленькое  сердце. Такое  маленькое,  что  оно  не  обжигало,  а  согревало  их,  и от этой  улыбки  вспыхивали  искорки  в глазах  людей. Давайте  посмотрим в глаза друг друга с теплотой  и  улыбкой. «Будем знакомы» - скажем  друг другу.

2.Возможности использования интерактивной доски на занятиях

     Итак, начинаем нашу работу, наш  мастер  класс  называется «Использование  интерактивной  доски  как  средство  повышения  познавательной  активности  школьников»

      XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока.  ФГОС второго  поколения нацеливает  учителя использовать в  образовательном  процессе  современные образовательные технологии  деятельностного  типа.        Использование ИКТ на различных уроках в школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует    наглядности». Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально " заглатывают " все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD- плеерами и т.д. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы. В результате снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться. Поэтому нам, учителям приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков.

   Интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, технология работы с которой сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов.

    Использование в учебном процессе интерактивных досок, выводит процесс обучения на качественно новый уровень, оказывая неоценимую помощь учителю  в его работе и

позволяет организовать деятельность ученика у доски без мела и тряпки. Наибольший интерес у учащихся вызывают такие возможности использования интерактивной доски, как новизна изложения материала, опыты, демонстрация и эксперимент,  применять экран для демонстрации

 презентаций и электронных дисков,  использовать коллекцию клипов из галереи изображений программного обеспечения интерактивной доски.

            У  ученика  появляется  возможность перемещать    объекты на доске, вписывать нужные слова и числа в заготовленные шаблоны, управлять презентацией, находясь лицом к  классу, делать легко воспринимаемые и аккуратно оформленные чертежи и схемы, вносить поправки и дополнения во время  выполнения  задания - вот не полный перечень возможностей, которые появились у учителя и учеников.

   Всё это в целом помогает стимулировать познавательную деятельность и творческую инициативу учащихся.   Можем отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Это важно и для ученика, и для учителя.

   Использование  на уроках интерактивной доски,  не только побуждают детей к активной работе, но и помогают учителю донести материал до каждого ученика в классе, делает занятия увлекательными, способствует развитию  мотивации,  познавательного интереса, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. Если исходить из того, что урок – деловая игра, то математик играет символами, гуманитарий – словами, а правила, по которым они так делают, остаются для ребенка тайной. Ученика можно сделать причастным к раскрытию тайны. И именно здесь интерактивная доска становится тем игровым полем, на котором делать это легко и комфортно, на котором можно совершать многочисленные разнообразные ходы. Ничего подобного не позволяет обычная школьная доска.

   По данным исследований, интерактивная доска SMART Board подходит для всех способов обучения — визуального, слухового и тактильного, обеспечивая живое взаимодействие учителя и ученика и постоянный обмен информацией между ними.

   Интерактивная доска удобна в обращении и интересна учащимся. Освоить технологию работы с ней несложно. Этот виртуальный экран способен дать более яркое, более обширное представление об изучаемом объекте. Он способен наглядно и мобильно представить то, что трудно или скучно объяснять словами. Тактильное управление облегчает восприятие новой информации (возможность писать поверх изображения, перемещать демонстрируемые проектором объекты по доске), что выводит визуальную составляющую учебных процессов на гораздо более высокий уровень и существенно “развязывает руки” учителям, предоставляя возможность создавать такие уроки, которые захватывают внимание учеников.

       

   Использование на  уроках интерактивной  доски значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.

3.Преимущества и недостатки интерактивных досок

  Имея уже достаточный опыт работы с интерактивной доской, мы можем  отметить несомненные преимущества проведения уроков с её помощью.

Преимущества  использования:

-Повышение доступности, глубины и качества освоения материалов, в том числе наиболее сложных;

-Усиление наглядности и «яркости» обучения;

-Укрепление обратной связи на уроках, увеличение количества опрашиваемых;

-Повышение внимания учащихся к содержанию урока, большая заинтересованность школьников в изучаемом материале;

-Развитие познавательного  интереса и  творческих способностей учащихся;

-Расширение видов деятельности на уроке;

-Создание  ссылок с одного файла на другой - например, аудио, видео-файлы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов.

-Сохранение  файлов в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями.

- затенение экрана, лупа,   набор графических инструментов, экранная клавиатура, распознавание рукописного текста – вот далеко не полный список функциональных возможностей ИД и программы SmartNotebook, которые позволяют учителю использовать доску на всех этапах урока.

Преимущества использования интерактивной доски  для учителя:

-изменяет позицию учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников;

-служат средством реализации инновационных педагогических технологий, основанных на продуктивной деятельности учащихся;

-позволяет легко осуществить интеграцию учебных предметов;

-развивает способности к проектной деятельности на основе системного подхода;

-вдохновляет учителей  на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся

-Делает занятия интересными и является мощным инструментом для развития  мотивации к обучению;

-Предоставляет больше возможностей для активного участия в учебном процессе;

-Облегчает понимание сложного материала в результате более ясного, эффективного и динамичного его представления;

-Способствует развитию творчества и самостоятельности учащихся;

-Даёт возможность вырезать и стирать объекты с экрана, копировать и вставлять их, отменять или возвращать действия придает учащимся больше уверенности: они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад, что-то изменить или исправить.

     Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но следует заметить, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на уроках. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал.

   Кроме преимуществ интерактивная  доска имеет и недостатки или возможные трудности:

- недостаточно приспособленное для педагогов программное обеспечение досок;

-наличие нескольких разных типов интерактивных досок, программы которых несовместимы;

-интерактивные доски намного дороже, чем  проектор с экраном.

- поверхность интерактивных досок может повредиться, замена поврежденной поверхности также очень дорогостоящая услуга (в России такой ремонт, возможно, будет равноценен покупке новой доски).

- необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные  нормы.

- Подготовка занятия с использованием интерактивной доски предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде. Разработка уроков с использование интерактивной доски - достаточно трудоемкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды.

   

4. Демонстрация опыта   по использованию  интерактивной доски  на уроках

     Уроки с использованием презентаций,  сделанных  в программе SMAPT Board особенно актуальны. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации и  возможностей  интерактивной  доски.

Презентация опыта работы:

Уроки химии

С появлением интерактивной доски на уроках изменилось многое, так как интерактивная доска для учителя – это возможность проявить и реализовать свои творческие способности при подготовке и проведении уроков. Использование всех учебных программ расширяет возможности организации учебной деятельности учащихся на уроке. Важнейшей задачей учебного процесса является воспитание творчески активной личности,  повышающих   познавательный  интерес  к  наукам. Опыт работы показал, что инновационные технологии в учебном процессе позволяют раскрыть и увлечь детей наукой и дать им хорошие знания.

 

5. Практическая  часть

Создание  презентации  в  программе SMAPTBoard

Приложение 1

Приложение 2

6. Заключение

      Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способен принести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям.

7. Рефлексия

Если  мы  Вас убедили  в  том,  что  для  развития  познавательной  активности  школьников интерактивная  доска  помогает  учителю, то  похлопайте  в  ладоши.

Если  вам  было  не  интересно,  то  потопайте  ногами.

Если вам понравился наш мастер-класс, то улыбнитесь.

     Мы  благодарим  Вас за активную работу на мастер - классе. Удачи в освоении интерактивной доски.

(На память каждому участнику выдаются буклеты.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интерактивная доска на уроке

Слайд 2

Интерактивная доска – сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Интерактивная доска имеет Интуитивно понятный, дружественный графический интерфейс.

Слайд 3

Что дает использование ИД? 1. Интенсификация урока 2. Повышение интереса и мотивации 3. Индивидуализация обучения 4. Эффективность подачи материала 5 . Неограниченные ресурсы

Слайд 4

Обостряется восприятие Звук Текст Видео анимация графика Ученик Различные каналы восприятия

Слайд 5

МЫ ВОСПРИНИМАЕМ 10% из того, что мы ЧИТАЕМ 20% из того, что мы СЛЫШИМ 30% из того, что мы ВИДИМ 50% из того, что мы ВИДИМ и СЛЫШИМ 70% из того, что ОБСУЖДАЕМ с другими 80% из того, что мы ИСПЫТЫВАЕМ лично 95% из того, что мы ПРЕПОДАЕМ кому-то еще Уильям Глассер

Слайд 6

Возможности ИД создавать библиотеку изображений и шаблонов изменять в приложениях Office записывать происходящее и сохранять управлять демонстрацией визуальных материалов вернуться к любому этапу урока распознавание рукописного текста

Слайд 8

Шторка Укажите общую формулу для гомологических рядов углеводородов: Алканы – CnH 2 n +2 Алкены – CnH 2 n Алкины – CnH 2 n -2 Диены – CnH 2 n -2 Арены - CnH 2 n - 6

Слайд 9

Вписать недостающий элемент

Слайд 10

Ранжирование

Слайд 11

Моделирование

Слайд 13

бутан

Слайд 14

Уксусная кислота

Слайд 15

Этанол

Слайд 16

Виртуальная лаборатория

Слайд 17

Виртуальное выполнение эксперимента.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Интерактивная доска – сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Интерактивная доска имеет Интуитивно понятный, дружественный графический интерфейс.

Слайд 3

Что дает использование ИД? 1. Интенсификация урока 2. Повышение интереса и мотивации 3. Индивидуализация обучения 4. Эффективность подачи материала 5 . Неограниченные ресурсы

Слайд 4

Обостряется восприятие Звук Текст Видео анимация графика Ученик Различные каналы восприятия

Слайд 5

МЫ ВОСПРИНИМАЕМ 10% из того, что мы ЧИТАЕМ 20% из того, что мы СЛЫШИМ 30% из того, что мы ВИДИМ 50% из того, что мы ВИДИМ и СЛЫШИМ 70% из того, что ОБСУЖДАЕМ с другими 80% из того, что мы ИСПЫТЫВАЕМ лично 95% из того, что мы ПРЕПОДАЕМ кому-то еще Уильям Глассер

Слайд 6

Возможности ИД создавать библиотеку изображений и шаблонов изменять в приложениях Office записывать происходящее и сохранять управлять демонстрацией визуальных материалов вернуться к любому этапу урока распознавание рукописного текста